Вопр. Почему же Ап. Петр и ангел запретили кланяться себе, о чем написано в кн. Деяний и в Откровении? ( Деян.10:25, 26 ; Откр.22:8, 9 ). Отв. Потому, что поклонение Корнилия пред Ап. Петром и Иоанна Богослова перед Ангелом было близко к обожению, что запрещено первою заповедью «Десятословия». – Когда же святые мужи воздавали «почтительное поклонение» ангелам и Божиим угодникам, какое им прилично, за это их не обличало Слово Божие. Так: Иисус Навин поклонился ангелу у стен Иерихонских ( Нав.5:14, 15 ), сыны пророческие упали перед Елисеем ( 4Цар.2:15 ), – и не были осуждены. § 2. Вопр. Почему мы призываем святых в молитвах? Отв. Потому, что «много может усиленная молитва праведного» ( Иак.5:16 ). И сам Бог приказал молиться святым. Он говорил друзьям Иова: «пойдите к рабу Моему Иову..., и раб Мой Иов помолится за вас, ибо только лице его Я приму» ( Иов.42:8 ). Вопр. Заповедь Божия, данная живым людям, применима-ли к христианам, когда они молятся умершим праведникам? Отв. Применима вполне. По словам Христа: «Бог – не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы» ( Мф.20:38 ). Значит, по смерти тел, праведники не исчезают пред Господом. Они всегда живут и прославляют Его своими песнями ( Откр.5:9 ). Поэтому праведники, – и за гробом, могут молиться за себя и за нас – земных людей. Вопр. Призывали-ли люди Божии в молитвах Святых Угодников после их телесной смерти? Отв. Призывали. Так Моисей молился: «вспомни (Господи) Авраама, Исаака, Израиля»... (Исх.32:13). И Библия нам свидетельствует, что святые, после их телесной смерти, действительно, молятся за нас. Подобным образом молился за народ иудейский умерший плотию Иеремия ( 2Мак.15:14 ). В Новом Завете за христиан молятся души убиенных праведников ( Откр.6:10 ). Вопр. Как могут святые молитвенно ходатайствовать за нас перед Богом, когда у христиан – один Ходатай Христос ( 1Тим.2:5 ). Отв. С кровью, точно, только Один Господь ходатайствует за грешный мир; но молитвенников ходатаев у нас много, как сказал Апостол: «по ходатайству многих, многие возблагодарили за нас Бога» ( 2Кор.1:11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Bogoly...

В самом деле, страдания святого Иоанна могут ли сравниться даже с тем прославлением, какое воздается ему еще здесь, на земле? Святая Церковь не находит слов, чтобы достойно восхвалить Предтечу и Крестителя Господня, пророков честнейшего и среди рожденных женами большего. Святой Иоанн был как в жизни своей, так и по смерти Предтечею Христа Спасителя. Он прежде Господа сошел во ад, благовестил там Бога, явившегося во плоти, и утешил души праведных. Когда разорен был ад, Иоанн исшел со Христом оттуда и сподобился многих венцов на небе, как девственник, как пустынножитель, как проповедник покаяния, как пророк, как Христов Предтеча и Креститель и, наконец, как мученик. Обезглавленное тело его ученики перенесли в Самарию и с честью погребли его вместе с пророками Елисеем и Авдием. Казнь Божия постигла Ирода и его нечестивое семейство за убиение Предтечи, за уничижение Самого Господа в день Его страданий. Предание говорит, что Ирод нигде не находил покоя, мучимый своей преступной совестью: будучи на пирах, на блюдах, в чаше с вином — везде ему виделась голова Иоанна и слышался его грозный обличительный голос: «Не должно тебе иметь жену брата твоего!» Ирод был оклеветан перед римским императором, лишен царства и сослан в ссылку сначала в Галлию, потом в Испанию, куда последовали за ним Иродиада и Саломия. Однажды Саломия зимой переходила по льду реку Ликорис. Лед проломился, и она погрузилась в воду так, что льдом ей отрезало голову… Труп из воды не достали, а Ироду и Иродиаде принесли голову погибшей. Ирод же с Иродиадой, по преданию, были живыми поглощены землей. Так свершился праведный суд Божий над грешниками и оказана милость праведникам. Аминь. В день памяти святого славного пророка Божия Илии Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Сегодня Церковь Православная благоговейно чтит память святого пророка Илии, жившего за много веков до Рождества Христова. Пророком, вообще, называют человека праведного, который открывает людям волю Божию в знаменательных событиях. Пророк — это прежде всего избранник Божий. Это истолкователь, изъясни-тель слова Божия и провозвестник Его воли. Задача пророческого служения заключалась в разрушении беззакония и в созидании праведности. Пророки не только изъясняли людям закон Божий, но и требовали от них его исполнения. Они обличали грехи человеческие и насаждали нравственность в народе. Господь говорит пророку Иеремии: «Смотри, Я поставил тебя в сей день над народами и царствами, чтобы искоренять и разорять, губить и разрушать, созидать и насаждать».

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-arx...

Посмотрим, что дальше с нею будет. Щадить ее постараемся всячески. Быть может, Господь и изженет из нее духа злобы и гордости. – Э-эх, и женский монастырь здесь нужен! Вот таких бы под начало строгим подвижницам, чтобы умертвить их ветхого человека, их собственную греховную волю. Мы-то сделали ли это? И как могли сделать? Учения ли им мало? Куда! На память все знают, и других учат, и поют, – вечно в устах их и в головах их, но – в волю-то не перешло, в поведении не испробовано и не осуществляемо, оттого, как что-либо необычное, – какой-нибудь камешек на гладкой дотоле дороге их, – и спотыкаются, и падают, и в бессилии лежат и ноют, как теперь Надежда на своей постели. 14/26 апреля 1898. Вторник. Начались классы у учащихся, а у нас с Накаем исправление перевода Священного Писания. Прочитано после обеда множество писем из провинциальных Церквей. В Хамамацу доктор Моисей Оота отдал свой дом для церковного употребления, почему о. Матфей просит написать Моисею благодарственное письмо и послать большую икону для церковного дома. Для Ханамаки о. Борис просит опять послать скорее Петра Ока (едва ли возможно). – Лука Хироока, катехизатор в Суцу, несправедливо обвиняется Елисеем Эндо в запущении церковного дома, – пишет о. Николай Сакурай; «Эндо – плохой христианин, уже известный своею неуживчивостию и дрязгами». – В Одавара сто пятьдесят человек было на пасхальном богослужении, в Катаока сорок, – пишет о. Петр Кано (хорошо, если правда). И прочее, и прочее. В школах от часу не легче. Утром Сенума пришел сказать, что семинаристы не успокаиваются, и показал их писание, требующее, чтобы он подал в отставку, если не будет Женскою школою восстановлена его честь. Я его прогнал, сказав внушить ученикам, чтобы они не мешали делу, что справедливое их желание защитить своего коочёо будет вполне удовлетворено. В Женскую школу послал, чрез Сергея Нумабе, ультиматум из двух пунктов: 1. Чтобы приняли мое внушение, сделанное им касательно основания брака; 2. Чтобы написали извинительное письмо Семинарии за оскорбление коочёо и его супруги. Нумабе трактовал там все утро и пришел после обеда с длиннейшими периодами, трехсаженными словами в них и неиссякаемыми «а-а-» и молчаниями. Чрез десять минут мне надоело, – с первыхже слов понял я, что ультиматум не принят, и я молча отправился к ящику и достал месячное жалованье Надежды Такахаси.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

Предложение было принято. Отец Милан Сретенович предложил не высылать эти два последних обширных отчета оным гостям издалека. – Почувствовал я их дух в Дивостине, – объяснил он. – Довольно им отчетов о чудесах Христа и Христовых Апостолов, записанных в Новом Завете. Не молятся они святым и не ценят устного Предания Божией Церкви. Эти два последних отчета о чудесах святых и о чудесах в наши дни могут их [только] соблазнить и отвратить. Посредством своих реформаторов они отвергли всякое неписаное свидетельство. И даже то, что записано в Священном Писании, ставят под сомнение. Поэтому лучше не направлять им два последних материала. [Но] размножить их только для нашего народа. Однако прежде всего давайте сделаем нечто другое. Так как у нас здесь добрая половина присутствующих не знает, о чем идет речь, то было бы разумно оставить этих людей – пусть и дальше поют и ведут беседы, а правление нашей общины с членами всех четырех комиссий пусть удалится в отдельное помещение и там решит сей вопрос, касающийся наших гостей из далека. Это предложение было принято единогласно. Итак, некоторые удалились на совещание по данной теме, а народ остался с отцом Мисаилом, диаконом Пантелеймоном, братом Райко из обители Святой Троицы, монахом Елисеем и прочими. Тогда отец Мисаил упросил брата Стевана, учителя из Вуковара, исполнить песнопение под аккомпанемент его любимой гитары. Брат Стево тотчас обнял свою гитару и запел: Бог всевидящий На нас Бог милости и истины взирает, Каждому нашему делу внимает, Видит всё изнутри и снаружи – И что завтрашний день обнаружит. Дела добрые, мысли благие Для Него каждый час дорогие. Всех любовью Он здесь покрывает, Благодетелям всем помогает; От злодеев ждет исправленья, Покаянья и слез во спасенье. Всем любовь Он Свою предлагает И от каждого милости чает. Видя грех наш, скорбит Его взор, Братья, сестры, к чему нам позор? Утаить прегрешенья не сможем, Так давайте робость отложим, Поспешим все грехи исповедать, Чтобы вечной беды не изведать. Зрит Господь всё, что в сердце у нас И что в мыслях мы носим сейчас.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Пророк Илия за благочестивую жизнь чудесным образом был взят живым на небо. Однажды, когда он шел вместе со своим учеником пророком Елисеем, внезапно явились огненная колесница и огненные кони, и Илия понесся в вихре на небо, а верхняя одежда его (милот) упала к ногам Елисея. Пророк Илия на святых иконах изображается несущимся в вихре на небо на огненной колеснице и на огненных конях. § 31. Пророк Елисей (4 Цар. 2–4 гл. и 13:20–21) Пророк Елисей был учеником пророка Илии. Бог даровал ему силу творить чудеса. После взятия Илии на небо Елисей подошел к реке Иордан, ударил по воде милотью пророка Илии, вода расступилась, и он прошел по сухому дну. Около города Вефиля дети, вышедши из города, стали насмехаться над ним и говорили: «Иди плешивый, иди плешивый». Пророк проклял злых детей именем Господнем; из леса вышли две медведицы и растерзали сорок два ребенка. Наказывая злых людей, Пророк оказывал благодеяния добрым людям. Одна вдова пришла к Елисею и со слезами говорила ему о своем несчастии: «Ты знаешь, что мой муж умер, а он был человек добрый и богобоязненный. Теперь пришел заимодавец, чтобы взять моих двух сыновей в рабы». Елисей спросил ее: «Скажи, что у тебя есть в доме?». Она ответила: «У меня в доме ничего нет, кроме сосуда с маслом». Елисей сказал: «Поди, попроси у соседей побольше порожних сосудов и разливай в них масло». Она так и сделала, и масло у нее не убавлялось до тех пор, пока она не наполнила все сосуды». Масло она продала и получила столько денег, что не только уплатила долг; но еще у нее осталось довольно денег на содержание себя со своими детьми. Слава о чудесах Пророка Елисея распространялись далеко за пределы земли Израильской. Нееман, военачальник Сирийского Царя, заболел проказой. Он отправился в землю Израильскую к Пророку Елисею. Елисей приказал ему окунуться в реке Иордан семь раз. Нееман исполнил волю Пророка, окунулся семь раз в Иордан и выздоровел. Спустя год после смерти Елисея одного покойника случайно положили в ту пещеру, где был похоронен Пророк Елисей. Мертвый, прикоснувшись к костям Елисея, воскрес. § 32. Пророк Иона (Кн. пр. Ионы)

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gorodcev...

Между тем Его слушатели были не из числа тех, которые сознавали свою слепоту и желали исцеления от нее. Поэтому слово Его, при всей своей силе, не могло произвести на них спасительного действия. Они только дивились, что известный им с младенчества Иисус может говорить так красноречиво; соглашались, что теперь наступило это время, предвозвещенное пророком; проповедь Иоанна, проповедь Самого Иисуса везде были принимаемы с охотою. Когда же, по прямому приложению слов пророка к лицу Самого Иисуса, нужно было признать Его Мессиею, тогда возбудились в них сомнения: может ли совершать такие дела Тот, Которого мы знаем Мать, братию и сестер, Которого привыкли считать сыном плотника? Не имея сердечного расположения к духовным благам, указываемым пророком, а потому и не дорожа ими, они, без сомнения, требовали от Иисуса, если не словами, то, по крайней мере, в мыслях, чудес, какие совершил Он в Капернауме и в других местах, по вере прибегавших к Нему за помощью. Но творить чудеса там, где не было никакой приемлемости веры, только для удовлетворения грубого чувства любопытства – этого не мог Господь. – «Правда, – сказал Он, – вы можете сказать, что Сам Я не стараюсь ничем привлечь расположение ваше, не делаю, чего вам хочется: – но это уже не в первый раз оправдывается, что пророку нет чести в отечестве своем. Так было с Илиею, так было с Елисеем. И как Илия и Елисей, когда не имели к ним веры израильтяне, свои благодеяния оказывали посторонним, так приходится сделать и Мне». Эта речь, которая ставила жителей Назарета ниже язычников, принимавших с верою пророков, вывела их совершенно из себя: они выгнали Иисуса из синагоги, из города, хотели сбросить с горы, на которой был расположен их город, но Иисус закрыл Себя от них Своею Божественною силою и удалился. 2. О жизни св. пророка Божия Илии Св. пророк Илия жил и трудился в Палестине. В его времена это была страна, текущая млеком и медом ( Втор.26:9 ), как говорится в св. писании, т. е. она была весьма плодородна. Как у нас растет простой кустарник, на который мы совершенно не обращаем внимания, так тогда в Палестине рос виноград, и он был так обилен ягодами и такими крупными, что двое мужчин с трудом носили на шесте одну его кисть ( Чис.13:24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Пришедши на место закладки, архиепископ покадил его с четырех сторон: с восточной, южной, западной и северной, и покропил место, где должен быть св. престол, и водрузил на нем св. крест; певцы пропели ирмос «О треблаженное древо…» По водружении креста, строителями храма была положена под крестом фарфоровая дщица со следующей надписью: «Во славу Святыя Единосущныя и Неразделимыя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа, заложися сей старообрядческий храм во имя Покрова Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии на Дулевской фабрике т-ва М. С. Кузнецова в лето от сотворения мира 7417, а от воплощения Бога-Слова в 1908 г. сентября 21 дня, иждивением коммерции советника Матвея Исидоровича Кузнецова, правления его товарищества и добровольных жертвователей, при высокопреосвященном Иоанне, архиепископе Московском, при местном священнике Антонии Леонтьевиче Власове, при попечителе Матвее Сидоровиче Кузнецове, председателе строительной комиссии потомственном почетном гражданине Сергее Матвеевиче Кузнецове и членах: Константине Федоровиче Зубрилкине, Евпле Елисеевиче Шибаеве и Василии Алексеевиче Воейкове. Планы храма составил личный почетный гражданин Константин Федорович Зубрилкин, а строителем был архитектор Николай Александрович Тютюнов». Архиепископом совершен был отпуст молебна; по отпусте провозглашено дьяконом Елисеем многолетия: Государю, супруге его, Матери, Наследнику и всему Царствующему Дому, затем провозглашены многолетия: Иоанну, архиепископу Московскому, попечителю, М. С. Кузнецову, строителям храма и всем православным христианам. По многолетии совершена была малая панихида по усопшим: основателе Дулевской фабрики И. Т. Кузнецове, Н. В. и И. и П. М-м Кузнецовым. После этого был прочитан служащим М. Д. Чесненковым адрес от служащих и рабочих-старообрядцев хозяину фабрики М. С. Кузнецову. По приветствии крестный ход при пении догматиков отправился обратно в домовой храм. По окончании богослужения предложена была гостям трапеза». Церковь планировали строить деревянную на кирпичном фундаменте.

http://sobory.ru/article/?object=48471

Елена Рерих в своих письмах отмечает: «В словах «я снова в муках рождения ( Гал.4:19 ) утверждается закон перевоплощения» 145 . В Священном Писании данный отрывок звучит следующим образом: «Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос!» ( Гал.4:19 ). Если взять греческий оригинал и посмотреть подстрочный перевод данной фразы, то он будет звучать так: «дети мои, которых опять в муках рожаю (выделено нами. – В.П.) до которого будет образован Христос в вас» 146 . Апостол, образно выражаясь, сам «рожает», творит, духовно преобразует своих учеников, «доколе не изобразится» в них Христос. Никакого отношения к теории перевоплощения данная фраза не имеет. Библейские «доказательства» теории реинкарнации Чаще всего в качестве аргумента в пользу того, что Библия не противоречит теории перевоплощения, оккультисты приводят новозаветный фрагмент об Иоанне Крестителе: «…но говорю вам, что Илия уже пришел, и не узнали его, а поступили с ним, как хотели; так и Сын Человеческий пострадает от них. Тогда ученики поняли, что Он говорил им об Иоанне Крестителе» ( Мф.17:12–13 ). При этом умалчивается о нескольких вещах. Во-первых, священная история Ветхого Завета говорит нам, что Илия был живым взят на небо, т.е. не умирал, а значит, не может опять родиться: «Когда они шли и дорогою разговаривали, вдруг явилась колесница огненная и кони огненные, и разлучили их обоих, и понесся Илия в вихре на небо» ( 4Цар.2:11 ). Во-вторых, на прямой вопрос: «ты Илия?» Иоанн Креститель дал твердый отрицательный ответ: «И спросили его: что же? ты Илия? Он сказал: нет. Пророк? Он отвечал: нет» ( Ин.1:21 ). Далее, в Ветхом Завете есть очень интересный момент, – беседа Илии с его учеником Елисеем: «Когда они перешли, Илия сказал Елисею: проси, что сделать тебе, прежде нежели я буду взят от тебя. И сказал Елисей: дух, который в тебе, пусть будет на мне вдвойне» ( 4Цар.2:9 ). Как видно из данного отрывка, Елисей мог получить «дух», который был в Илии. В Новом Завете эта идея раскрыта более подробно: «…и придет пред Ним в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям, и непокоривым образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготовленный» ( Лк.1:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sud-sove...

Существует множество высказываний Лютера об искусстве перевода. Есть у него и специальное сочинение «Послание о переводе» (1530). Главным в переводе он считал не буквальное следование переводимому тексту, а толкование, понимание и знание языка тех, для кого делается перевод. Он писал, что учиться этому надо «у матери в доме, у детей на улице, у простолюдина на рынке». Такой совет мог быть очень полезен, если бы в доме, на улице и на рынке люди рассуждали о том, чему посвящены переводимые тексты. Но в обыденной жизни редко заводят речь о спасении верой или же добрыми делами, о свободе или несвободе воли. Таким образом, сонет Лютера можно воспринимать как некую метафору, и помощь в переводе его ответа Эразму оказывают русские или переводные философские тексты, а также и европейская литература. В упомянутом «Послании о переводе» Лютер признавал: «Ах, не каждому дано искусство перевода... для этого необходимо подлинно благочестивое, верное, прилежное, богобоязненное, христианское, мудрое, искушенное сердце...» За несколько дней до смерти Лютер написал: «Никто не может понять Вергилия в Буколиках, если он не был пять лет пастухом. Никто не может понять Вергилия в Георгиках, если он не был пять лет землепашцем. Я полагаю, никто не может понять Цицерона в его письмах, если не был двадцать лет государственным деятелем в какой-нибудь замечательной стране. Пусть знают, что никто не может разобраться в Священном писании, если ?н не направлял Церковь вместе с пророками -Илией и Елисеем, Иоанном Крестителем, с Христом и апостолами». В русском переводе делалась попытка передать мысль Лютера, облеченную в слово, как можно ближе к тому, что было в его тексте. Помня также высказывание Лютера о том, что переводчик подобен кукушке, подражающей пению соловья, остается только надеяться, что настоящая публикация даст хотя бы некоторое представление о Лютеровом подлиннике, который переводится на русский язык впервые. Лютер был глубочайшим образом убежден в своем праве толковать Священное писание и в правильности своего толкования. Естественно, цитаты из Библии у него часто не совпадают с русским синодальным переводом.

http://sedmitza.ru/lib/text/441019/

Господь спокойно слушал их ропот; Он читал в их сердцах,  ИИСУС ЖЕ СКАЗАЛ ИМ:  без сомнения вы Мне скажете эту пословицу: врач! исцелись Сам, сделай и здесь, в отечестве Твоем то, что, мы слышали, было в Капернауме. Но там была вера, и Я творил чудеса; а вы не веруете Мне, и потому недостойны чудес. Чудеса не совершаются только для удовлетворения праздного любопытства. Впрочем, на вас оправдывается та прискорбная истина, которая не раз уже повторялась в истории:  НЕ БЫВАЕТ ПРОРОК БЕЗ ЧЕСТИ , нигде так мало не оказывается чести пророку,  РАЗВЕ ТОЛЬКО В ОТЕЧЕСТВЕ СВОЕМ И В ДОМЕ СВОЕМ . Так было с пророком Илией, так было с пророком Елисеем. Как те, когда им не верили Израильтяне, свои благодеяния оказывали посторонним, даже язычникам: Илия – вдове Сарептской, Елисей – прокаженному Сириянину Нееману, так приходится делать и Мне. «Заметь снисходительность Божественного Учителя, – говорит святитель Златоуст, – Он не упрекает их, но с великой кротостью говорит: «не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем», даже и на этом не остановился, но присовокупил: «и в доме своем», разумея братьев Своих, которые, по замечанию евангелиста Иоанна, тогда еще не веровали в Него». Но как ни кротка была эта речь Спасителя, жители Назарета, однако же, видели, что Господь ставит их ниже язычников, хуже прокаженных, которые с верой принимали древних пророков; это окончательно раздражило их; потеряв самообладание, они вскочили со своих мест, окружили Иисуса Христа шумной толпой, схватили Его, вывели из города и повлекли на вершину скалы, чтобы сбросить его оттуда; но милосердный Господь Сам избавил их от такого ужасного преступления: не пришел еще час Его искупительных страданий, и Он со спокойным величием прошел посреди неистовой толпы Своих исступленных соотечественников и удалился. Так Господь наш «пришел к своим, и свои Его не приняли» ( Ин. 1:11 ). Эти подробности сообщает нам евангелист Лука; Матфей говорит короче:  И НЕ СОВЕРШИЛ ТАМ МНОГИХ ЧУДЕС ПО НЕВЕРИЮ ИХ , а Марк добавляет, что Господь, вероятно, еще ранее посещения синагоги, возложив руки на немногих больных, уже исцелил их, и не мог сотворить там никакого большего чуда, так что дивился неверию их. «По неверию их, – говорит блаженный Феофилакт, – Господь не сотворил здесь многих чудес, щадя их самих, чтобы не подверглись тем большему наказанию, если бы остались неверующими после знамений. Но несколько знамений все же сотворил, чтобы не могли сказать: если бы хоть незначительное знамение сделал, мы уверовали бы». Он видел, что для этих людей и чудеса бесполезны: «если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят» ( Лк. 16:31 )...

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010