Комментарии Женевской Библии на четвертую книгу Царств Введение Автор Третья и Четвертая книги царств первоначально составляли одну книгу, разделены они были позднее. Хотя их автором традиционно было принято считать Иеремию, однако большинство современных исследователей отвергают эту версию, оставляя вопрос об авторстве открытым (см. Третья книга царств. Введение: Автор). Характерные особенности и темы Четвертая книга царств начинается с царствования царя Охозии в Израиле и царя Иосафата в Иудее и доводит повествование до вавилонского пленения царя Иехонии. Одной из центральных тем книги является царствование царя Езекии первого великого реформатора храмового богослужения (18,4). После падения Самарии Езекия начал процесс восстановления чистоты веры и богопоклонения. Кульминацией повествования является царствование второго царя-реформатора Иосии (22,3 23,24). Езекия и Иосия явили пример полной преданности Господу, служению Которому они всецело посвятили себя и как личности, и как цари (см. Третья книга царств. Введение: Характерные особенности и темы). Содержание (Продолжение, см. Содержание Третьей книги царств) III. Пророки и цари ( 3Цар. 17,1 4Цар. 8,15 ) А. Пророки и Ахав (17,1 22,40) 1 . Илия фесвитянин (17,1–24) 2 . Илия против хананейских пророков (18,1–46) этого стиха в том, что нечестивый не боится Неправильное поведение Ахава во время священной войны (20,1–43) 5 . Ахав с помощью Иезавели отнимает виноградник у Навуфея (21,1–29) 6 . Осуждение Ахава пророком Михеем (22,1–40) Б. Иосафат, царь иудейский (22,41–50) В. Охозия, царь израильский, противится Илии ( 3Цар. 22,51 4Цар. 1,18 ) Г. Елисей становится преемником Илии (2,1–18) Д. Служение Елисея (2,19 8,15) 1 . Елисей и пророки (2,19–25) 2 . Елисей и война с моавитянами (3,1–27) 3 . Чудеса, творимые Елисеем на благо людей (4,1–44) 4 . Елисей исцеляет Неемана, военачальника сирийского (5,1–27) 5 . Елисей и царь сирийский (6,1–23) 6 . Елисей и осада сирийцами Самарии (6,24 7,20) 7 . Воскрешение Елисеем сына сонамитянки (8,1–6)

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

[Молитвенное положение Иисуса Навина при битве с хананеями – Нав. 10, 12–14 .] П одобно тому же Моисею Иисус Навин, желая довершить сражение с пятью Ханаанскими царями, простер руки свои к Богу с просьбою о помощи ( Нав. 10, 12–14 ) и тем предызобразил Господа Иисуса Христа, простершего руки Свои на кресте. « Проображаше тайне древле Иисус Навин Креста образ, егда руце простре крестовидне, Спасе мой, и ста солнце, дóндеже враги низложи противостоящия Тебе Богу: ныне бо зайде на Кресте Тя зря, и державу смертную разрушив, весь мир совоздвигл еси » (авг. 1 дн. утр. седален крест. 8 гл.; ср. пр. Воздвиж. на утр. слава и ныне 8 гл.). [Молитвенное положение пророка Ионы в утробе кита – кн. Ионы.] Е ще пророк Иона, находясь три дня и ночи в утробе кита (Ион. гл. 2), молитвенно простирал там руки к Богу также в образ креста Христова и остался жив и невредим силою этого Креста. « Образ божественного Креста Иона во чреве китове простертыма дланма проначерта и взираше спасен от зверя силою Твоею, Слове » (в нед. 3 седм. Четыред. кан. 6 п. катавас.). « Водного зверя во утробе, длани Иона крестовидно распростер (крестообразно разпростерши руки во утробе морского зверя), спасительную страсть (страдание Христово) проображаше яве: тем тридневен изшед, премирное воскресение прописаше, плотию пригвожденного Христа Бога, и тридневным воскресением мир просвещшего » (кан. Воздвиж. 6 п. ирмос). [Молитвенное положение пророка Даниила в львином рве – Дан. гл. 6.] П ророк Даниил, по повелению языческого царя Дария брошенный в ров львиный за почитание истинного Бога, остался невредимым от яростных львов (Дан. гл. 6), по учению церковному, также потому, что руки его при обращении к Богу с молитвою о помощи сложены были крестообразно. « Руце, в ров верженый львов, иногда великий во пророцех, крестообразно простер Даниил, неврежден от сих снеди спасеся, благословляя Христа Бога во веки » (в нед. 3 седм. Четыред. кан., 8 п. катавас.). [Извлечение Елисеем топора со дна Иордана – 4Цар. 6:5–7 .] Т акже извлечение топора (железного) со дна реки Иордана посредством куска дерева, брошенного пророком Елисеем в воду ( 4Цар.6:5–7 ), прообразовало древо крестное в его спасительных плодах. « Древом иногда извлече от реки секиру божественный Елиссей, преднаписав тя издалеча, Кресте всечестный: от глубины бо прелести тобою к вере возведшеся известнее, днешний день сподобляемся видети, и верою поклонятися тебе, объемлюще спасение » (4 седм. Четыред. пят. кан. 8 п. 1 троп.). « Гряди, Елисее пророче, рцы яве, что древо оное, еже в воду вложил еси, Крест Христов, имже от глубины тли извлекохомся » (в нед. 3 седм. Четыред. кан. 8 п. 4 троп.). « Елисей древле из реки сечиво влекий, древом тя Кресте, животодательное древо воображаше: имже извлече из глубины Христос языки идольского бесования на тебе пригвоздився » (в среду 4 седм. Четыред. кан. 9 п. 1 троп.; ср. 7 п. 1 троп.).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

Но и эта милость Господня не обратила сына Ииуя к служению Богу Израилеву: «однако ж не отступали (Израильтяне) от грехов дома Иеровоама, который ввел Израиля в грех; ходили в них и дубрава 1055 стояла в Самарии» (ст. 6). Как всегда, в истории народа Израильского ослабление силы государства следовало за упадком нравственным: «у Иоахаза оставалось войска только пятьдесят всадников, десять колесниц и десять тысяч пеших, от того, что истребил их царь Сирийский и обратил их в прах на попрание» (ст. 7). В таком униженном положении находился Израиль в последние годы царствования Иоахаза. По смерти его восходит на престол сын его Иоас. Из 4 Ц. XIV, 8–14 мы знаем, что он вел войну против Амасии, царя Иудейского, сына Иоаса, и разрушил стену Иерусалимскую 1056 , взял с Амасии дань в виде золота и сосудов, находившихся и в доме Господнем, и в сокровищнице царской. Хотя Иоас Израильский «не отступал от грехов Иеровоама» (XIII, 11), но он очевидно был чище и благочестивее своих предшественников, так как Господь благословил его царствование. Особенно одна черта замечательна в его жизни – что он не отстранялся от истинного раба Божия Елисея, а напротив был искренно к нему привязан, сознавая величие этого боговдохновенного старца. Из обращения с этим царем пророка Елисея можно даже, кажется, заключить, что Иоас был душевно предан Господу, и если он не уничтожал культ тельцов, то, по всей вероятности, это надо приписать скорее политическим причинам, чем приверженности к этому культу, которого тщету он конечно понимал. Вот как рассказывает 4 книга Царств (XIII, 15–25) о свидании царя Иоаса Израильского с пророком Елисеем: «Елисей заболел болезнью, от которой потом и умер. И пришел к нему Иоас, царь Израильский, и плакал над ним, и говорил: отец мой! отец мой! колесница Израиля и конница его!» (ст. 14). Повторение тех же слов, которые произнесены Елисеем во время взятия на небо Илии пророка, доказывает, что Иоас знал об этом чудесном событии и знал также, что Елисей был заместителем Илии, молитвенником за царство и покровителем его, доколе царь Израиля не возмущался против Иеговы. Поэтому выражение «колесница Израиля и конница его» указывает, что Иоас понимал, что «люди Божии», – и в его время пророк Елисей, – были силою, несравненно большею, чем тысячи военных колесниц и всадников; которые бы охраняли царство 1057 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Чаще в пользу тезиса о «жестокости» Ветхого Завета приводят другие ссылки: уничтожение хананеев при завоевании Палестины (по книге Иисуса Навина), гибель 42 детей в эпизоде с пророком Елисеем ( 4 Цар. 2:23–24 ). Однако и здесь можно предложить разумные объяснения. Уничтожение хананеев объясняется тремя причинами: 1) их таким образом отдают Богу. Израильтянам экономически выгоднее было продать в рабство жителей покоренных городов; убивая хананеев, они лишают себя возможности получить прибыль, отдавая при этом Богу свою добычу; 2) хананеи могли совратить израильтян с пути истинного, потому их истребление можно рассматривать как карантинную меру; 3) самое главное – израильтяне таким образом совершали суд над местными народами, были орудием в руках Божиих. В свое время Господь сказал Аврааму: мера беззаконий Аморреев доселе еще не наполнилась. ( Быт. 15:16 ). Соответственно, когда израильтяне завоевывали Ханаан, к этому времени мера беззаконий хананеев уже переполнила символическую чашу терпения Божия. Ситуация с Елисеем тоже понятна. Во-первых, слово «дети» здесь вовсе не означает «малыши». В данном случае речь идет о подростках, которые осознают свои действия и которые в определенных ситуациях могут быть очень жестокими. И они не просто дразнились: они именно оскорбляли Елисея как пророка Божия. Вряд ли Елисей был плешивым, лысым на самом деле, к тому же он ведь наверняка носил головной убор, как это положено было мужчине. Слово, которое употребляли подростки, в еврейском языке было оскорбительным. И весьма вероятно, что дети не сами это придумали — они были подучены старшими. Иначе вряд ли они оказались бы на этом месте в таком количестве одновременно. Слова вышли из города (23) говорят о спланированной акции. Кара постигает и подростков, и тех, кто их послал, кто не воспитал их в духе истинного богопочитания, не привил им уважения к старшим. По версии иудейских толкователей, пророк, будучи духовно прозорливым, увидел, что ничего хорошего во взрослой жизни из этих детей не выйдет; как говорит Давид Кимхи, «не обнаружил у них никакого следа заповедей ни в ту пору, ни в будущем, ни у них самих, ни у их потомков». Поэтому пророк проклял насмешников. Здесь важно понимать: это проклятие не было каким-то заклинанием, которое вызвало медведиц. Проклял в данном случае означает — вручил воле Божией: «Пусть Господь Сам воздаст вам за ваши слова». И Господь послал медведиц. См. подробнее .

http://azbyka.ru/vopros/kak-ponjat-zhest...

Слово «сыны» употребляется здесь в смысле «ученики». Подобное употребление вообще характерно для языка Священного Писания, в частности, именно так — «сын мой» — начинаются многие стихи книги Притчи и других книг Писания, как обращение к ученику. Сыны пророческие представляли собой сообщества учеников пророков, своего рода школы или, лучше сказать, училища пророков. В этих училищах ученики жили совместно под руководством своего главы, признанного пророка. Они вместе учились, молились, вместе занимались простыми обыденными делами. В 4–й книге Царств есть несколько мест, фиксирующих обычную жизнь таких училищ–общин. В одном из них описывается чудо, сотворенное пророком Елисеем, когда по его молитве всплыл утонувший топор. «И сказали сыны пророков Елисею: вот, место, где мы живем при тебе, тесно для нас; пойдем к Иордану и воз–ьмем оттуда каждый по одному бревну и сделаем себе там место для жительства. Он сказан: пойдите. И сказан один: сделай милость, пойди и ты с рабами твоими. И сказан он: пойду. И пошел с ними, и пришли к Иордану и стали рубить деревья» (4 Цар 6.1–4). В этом отрывке следует обратить внимание на несколько моментов. Во–первых, отмечается, что ученики живут вместе с пороком Елисеем и «при нем», т. е. он сам, хотя и занимается активнейшей государственной и политической деятельностью и много путешествует, в основном живет с ними. Для них же вся жизнь проходит под его руководством. Во–вторых, они находятся у него, пользуясь православной терминологией, «на послушании». Это значит, что без его согласия (благословения) они не начинают даже самого простого, по видимости, не «духовного» дела. В третьих, они сами и вместе с ними их наставник помимо учения, занимаются обыденными делами: строят для себя новый дом или, скорее, новые дома. Иными словами, эти пророческие училища, как и многие, автономно живущие общины, были самообеспечивающимися. В четвертых, очень важны слова сынов пророческих, что «место… тесно для нас» (4 Цар 6.1). Это значит, что община учеников пророка Елисея растет.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=823...

Исключительное внимание, которое уделяла Илии древняя иудейская традиция, выражалось, например, в том, что перед явлением Мессии ждали его пришествия ( Мф.11:14; 17:10-12 ). А на горе Преображения рядом с преобразившимся Иисусом ученики увидели Моисея и Илию, «с Ним беседующих» ( Мф.17:3 ). Елисей (IX в. до Р.Х.) — ученик и преемник Илии. Его служение — и по духу, и по конкретным деяниям — является продолжением служения Илии. Та же ревность о Боге, переходящая порой в нетерпимость к отступникам. Тесно переплетены религия и политика, так что борьба за возврат к религии Моисея выливается в кровавый дворцовый переворот, приведший к смене царской династии ( 4Цар.9 ). В служении и Илии, и Елисея видное место занимало общение не только с жителями Израиля, но и с иноземцами, то есть иноверцами, язычниками. К двум из этих эпизодов — посещению Илией вдовы в Сарепте Сидонской ( 3Цар.17:8-24 ) и исцелению Елисеем Неемана Сириянина ( 4Цар.5 ) — апеллировал Иисус Христос, оправдывая Свою проповедь язычникам ( Лк.4:25-28 ). Письменные пророки. Замечателен сам факт того, что в определенный момент пророческое служение выражается не столько в действиях, например чудесах, как в случае с Илией и Елисеем, а в словах. Этим словам, а точнее, пространным речам и суждено было стать содержанием целого ряда свитков (книг), впоследствии вошедших в канон Ветхого Завета. Амос (VIII в. до Р.Х.) — вероятно, первый по хронологии письменный пророк, входит в число 12 малых пророков. Проповедовал в Северном царстве (Израиле), чем и объясняется своеобразие его проповеди. Главная тема — суд над неверным Израилем, который, вместо того чтобы служить Богу нравственной правдой, понимаемой в том числе и как социальная справедливость, пребывает в самоуспокоенности, отправляя регулярный культ Богу и утешая себя мыслью, что вскоре наступит «День Господень» и Бог покарает врагов Израиля. Амос, напротив, говорил об ужасе этого дня: «Горе желающим дня Господня!..» ( Ам.5:18 ). Осия (VIII в. до Р.Х.) — проповедовал примерно в то же время, что и Амос, и тоже в Северном царстве (Израиле). Ему принадлежит идея сравнения Завета Бога с Израилем с браком между мужем и женой. Израиль, как неверная жена, обвиняется в блудодеянии, под которым подразумевается уклонение в идолопоклонство. Именно Осии принадлежат слова: «Я милости хочу, а не жертвы, и Боговедения более, нежели всесожжений» ( Ос.6:6 ).

http://azbyka.ru/katehizacija/sadovnik-p...

XI. Сохранение царственного рода Давидова в лице младенца Иоаса от лютости бабки Иоасовой Гофолии, 7-й царицы Иудейской – (дочери Ахава и жены Иорама, 5-го царя Иудейского). XII. Царствование Иоаса, 8-го царя Иудейского. XIII. Цари Израильские: 12-й Иоахаз (сын Ииуя), 13-й Иоас (сын Иоахаза). XIV. Амасия (сын Иоаса), 9-й царь Иудейский, Иеровоам II-й (сын Иоаса), 14-й Царь Израильский. XV. Цари Еврейские: 10-й Иудейский – Азария (сын Амасии), 15-й Израильский – Захария (сын Иеровоама), 16-й Селлум, 17-й Менаим, 18-й Факия, 19-й Факей, 20-й Осия; 11-й Иудейский – Иоафам (сын Озии или Азарии). XVI. Ахаз (сын Иоафама) – 12-й царь Иудейский. XVII. Падение царства Израильского, и сведения об Ассириянах, поселенных в Самарийской области. Часть вторая. История царства Иудейского по разрушении Израильского от времен Езекии до плена Вавилонского (гл. 18–25). Гл. XVIII. Езекия, 13-й царь Иудейский. XIX. Езекия (продолжение). XX. Езекия (окончание): благочестие Езекии и чудесное исцеление его от болезни, и предсказание о пленении Иудеи Вавилонянами. XXI. Манассия и Аммон, 14-й и 15-й цари Иудейские. XXII. Благочестивые дела Иосии, 16-го царя Иудейского. XXIII. Благочестивые дела Иосии (окончание). Иоахаз и Иоаким – 17-й и 18-й цари Иудейские. XXIV. Царствование Иоакима, Иехония и Седекия – 19-й и 20-й цари Иудейские. XXV. Падение царства Иудейского. Глава 2. Вознесение пророка Илии на небо, и первые чудеса Елисея а) Предузнав о вознесении Илии на небо, Елисей неотступно шествует за ним из Галгала в Вефиль, в Иерихон и к Иордану (ст. 1–6). б) Чудесный переход пророков через Иордан ввиду 50-ти сынов пророческих (ст. 7–8). в) Обещание Илии ниспослать сугубый дух благодати на Елисея (ст. 9–10). г) Вознесение Илии на небо в огненном вихре (ст. 11–12). д) Чудесное возвращение Елисея через Иордан до Иерихона (ст. 13–15). е) Тщетное искание тела Илиина сынами пророческими (ст. 16–18). ж) Чудесное улучшение воды в Иерихоне, и погибель Вефильских детей, проклятых Елисеем (ст. 19–25). Ст. 1. … В то время, как Господь восхотел вознести Илию в вихре на небо, шел Илия с Елисеем из Галгала… С какой целью Господь устроил дивное событие переселения пророка Илии прямо из среды живых на небо? Самая необычайность этого события во всемирной истории уже может свидетельствовать о глубокой знаменательности и великом смысле этого события, и, притом, для всего рода человеческого. В чудном цримере Илии, великого праведника из времен подзаконных, равно, как и в примере Еноха из времен патриархальных, Господь восхотел дать всем земнородным, осужденным на смерть, уверительный опыт блаженного бессмертия в жизни загробной, и наглядный залог всеобщего воскресения мертвых в определенное время. Посему, и церковь Христова, ублажая оного великого пророка ветхозаветного, воспевает о нем, что «с плотию еще сый бессмертен, он, яко мертв, уверяет мертвых восстание» 565 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Заседание закрыли. В следующем собрании Швецов явился с новым сочинением: это был разбор читанной на первом заседании нашей «Летописи», т.е. сделанной нами заметки на «Несправедливость» г. Швецова. В разборе своем он конечно доказывает, что еретик есть сам Субботин, обличающий его в ереси, ибо держится только Символа веры , а не хочет, или не может понять его Швецовских глубокомысленных рассуждений о «веке Божия днесь». Отцу архимандриту Павлу была доставлена, даже с некоторой торжественностью, целой депутацией, написанная против него тетрадка Швецова; мы не претендуем на подобную торжественность, а желали бы по крайней мере обычным путем, через почту, получить разбор, которым удостоит нашу краткую заметку даже сам г. Швецов, ибо весьма желаем прочесть его. Но, как видно по всему, и на самом заседании собора чтение этого «разбора» не произвело особого впечатления, хотя, казалось бы, в его пользу должно было расположить всех уже то одно, что он направлен против лица, столь ненавистного расколу. Должно быть одни только «братчики» услаждаются новым произведениеем г. Швецова; а судей своих этим сочинением он не убедил в своей мнимой правоте; напротив, ему пришлось выслушать собранный попом Елисеем, дьяконом Иваном и Перетрухиным свидетельства из св. Писания и отеческих творений, коими ясно опровергалось его лжеучение о подвременном рождении Сына Божия. Швецов, разумеется, начал истолковывать их по-своему. Здесь между двумя спорящими сторонами выступил в качестве примирителя Сильвестр, которого, очевидно, «братчики» успели уже настроить, чтобы он не действовал против Швецова, как начал было действовать на первом заседании. Сильвестр сказал прежде всего, что с пререкаемым вопросом он вовсе не знаком и поэтому отказывается входить об нем в какие-либо рассуждения. Признание поистине неожиданное и позорное для раскольнического архиерея! Хорош же архиерей, не понимающий, кто прав, – тот ли, кто, по Символу, исповедует! Сына Божия рожденным от Отца «прежде всех век», или тот, кто вопреки Символу учит и доказывает, что Сын Божий родился вместе с веками! Чему же научит своих пасомых раскольнический архиерей, не имеющий понятия даже об основных догматах православной веры? Впрочем, от него и не требуется ничего больше, как проповедывать, что вся сущность древлеправославной веры заключается в двуперстии, и что церковь великороссийская принявшая Троеперстие, есть церковь еретическая, падшая, безблагодатная...

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

По той стороне Иордана - горы высокие каменные, они дальше от Иордана. Под теми горами другие горы, ближе к Иордану, эти горы белые. Тут земля Заулона и Неффалима, по ту сторону Иордана. О пещере Иоанна Крестителя К востоку от реки, на расстоянии двух полетов стрелы, есть место, откуда Илья-пророк был восхищен на огненной колеснице на небо. Там же находится пещера Иоанна Крестителя. Здесь же протекает обильный водою поток, он красиво течет по камням в Иордан. Вода потока студена и очень вкусна. Эту воду пил Иоанн Предтеча, когда жил в пещере. О пещере Ильи-пророка Здесь же есть другая дивная пещера, где жил Илья-пророк со своим человеком Елисеем. Все это я видел очами своими грешными. Сподобил меня Бог быть трижды на Иордане, даже в самый праздник водоосвящения. Видел благодать Божию, нисходящую на иорданские воды. Множество народа приходят к воде в этот праздник. Всю ночь тут раздастся пение изрядное, горят многочисленные свечи, а в полночь бывает крещение вод. Тогда Дух Святой сходит на иорданские воды, и это видят только достойные, добрые люди, а весь народ не видит ничего, но только испытывают радость и веселие сердца все христиане. Когда же произнесут " Во Иордане крещающуся, Господи " , тогда все люди бросаются в воду и крестятся в полночь в Иордане, как и Христос в полночь крестился. На другой стороне Иордана стоит высокая гора, ее видно издалека и отовсюду. На этой горе преставился пророк Моисей. От монастыря Иоанна Предтечи до Герасимова монастыря одна верста, а от Герасимова монастыря до Каламонии, до монастыря Богородицы, одна верста. Богородица вместе с Иисусом, Иосифом и Иаковом, когда бежала в Египет, то ночевала в том месте, которое назвала Каламонией, что истолковывается " Добрая обитель " . Ныне тут Дух Святой сходит к иконе Богородицы. Монастырь этот на устье, при впадении реки Иордана в Мертвое море. Около монастыря ограда, монахов в нем двадцать. Оттуда до монастыря Иоанна Златоуста версты две, и этот монастырь тоже огражден, он очень богат. О городе Иерихоне

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2354...

– Сургут, заложен воеводой Фёдором Барятинским по наказу царя Фёдора Иоанновича; 1595 г. – Обдорск (ныне Салехард) заложен казаками по наказу царя Фёдора Иоанновича; 1604 г. – Томск, заложен казачьим головой Гаврилой Писемским и стрелецким головой Василием Тырковым по наказу царя Бориса Годунова; 1618 г. – Кузнецк (ныне Новокузнецк), заложен казаками по наказу царя Михаила Федоровича; 1619 г. – Енисейск, заложен отрядами казаков Петра Алыбачева и стрельцов Черкаса Рукина; 1626 г. – Братск, заложен отрядом казаков Максима Перфильева. В память о нём остались сёла Масимовщина и Максимиха под Иркутском и мыс Максимин на Байкале; 1628 г. – Красноярск, заложен енисейскими казаками; 1632 г. – Якутск, заложен сотником Петром Бекетовым; 1634 г. – Вилюйск, заложен отрядом казаков Посника Иванова; 1638 г. – Верхоянск, заложен как казачье зимовье отрядом Посника Иванова; 1644 г. – Нижнеколымск, заложен атаманом Михаилом Стадухиным; 1647 г. – Охотск, заложен атаманом Семеном Шелковниковым; 1648 г. – Нижнеудинск, заложен атаманом Елисеем Тюменцевым; 1653 г. – Чита, заложена сотником Петром Бекетоваым; 1653 г. – Нерчинск, заложен сотником Петром Бекетовым; 1661 г. – Иркутск, заложен отрядом казаков Якова Похабова; 1666 г. – Верхнеудинск (ныне Улан-Удэ), заложен казаками как зимовье; 1667 г. – Дудинка, заложена казаками как зимовье. Землепроходцы делали «государево дело» – расширяли территорию государства, приводили в русское подданство многочисленные племена и народности Сибири, собирали с аборигенов и отправляли в Москву дань «мягкой рухлядью» – пушниной (которая тогда составляла до трети доходов государственного бюджета). Но не только это. Они собрали на территории площадью 13 млн. кв. км (!) метеорологические, гидрологические, биологические, этнографические и весьма точные географические сведения, которые более 100 лет служили основой для географических карт. Они сыграли громадную роль в зарождении и развития хлебопашества, огородничества и бортничества в Сибири, в разведке и разработке полезных ископаемых, в зарождении дерево- и металлообработки.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/12/20/i_...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010