Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Архим. Елисей (Плетенецкий). Копия портрета XVIII в. (Плетенецкий Александр Фомич, в схиме Евфимий; ок. 1554-29.10.1624, Киев), архим. Киево-Печерского мон-ря. Родители Е. жили во Львове, отец был дьяком. Предки Е. служили кн. Константину Константиновичу Острожскому , при поддержке к-рого Плетенецкие получили шляхетство. Родовое прозвище происходит от с. Плетеничи Русского воеводства (ныне Львовская обл.). Александр учился, вероятно, в школах при Львовском Успенском братстве и в Остроге, участвовал в братском движении (см. Братства ). В 1594 г. А. Ф. Плетенецкий принял постриг с именем Елисей, в следующем году при содействии кн. Константина Острожского получил в управление Лещинский в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастырь близ Пинска. За участие в правосл. Брестском Соборе 1596 г. (см. Брестская уния ) король приказал Е. передать управление Лещинским мон-рем униат. Холмскому еп. Дионисию (Збируйскому) (АЗР. Т. 4. 112). Мон-рь Е. не отдал и позднее препятствовал попыткам униатов им овладеть. В 1599 г. Е. был избран архимандритом Киево-Печерского мон-ря. В ЦГИАК Украины хранятся материалы 1600-1613 гг., свидетельствующие о борьбе Е. против передачи мон-ря и его владений Киевскому униат. митр. Ипатию Потею . При возведении Потея в 1600 г. на митрополичью кафедру король отдал ему Печерский мон-рь вместе с имениями, в 1603 г. подчинение обители униат. митрополитам было утверждено папским бреве. Поскольку эти решения нарушали предоставленное в 1522 г. шляхте Киевской земли право избирать вместе с братией печерского архимандрита, в 1603 г. король был вынужден подтвердить это право и в 1605 г. выдал Е. соответствующий привилей (часто в лит-ре этот год считается временем утверждения Е. в сане настоятеля Киево-Печерского мон-ря), но в том же 1605 г. король отдал Потею имения Печерского мон-ря в Литовском великом княжестве . После смерти Потея в 1613 г. Е. силой (при помощи казаков) вернул земли мон-рю и униат. митр. Иосиф Вельямин Рутский вынужден был от них отказаться. Е. добился для Печерского монастыря ставропигии - независимости от Киевской кафедры и подчинения К-польскому патриарху.

http://pravenc.ru/text/Елисей ...

6-е † Память о св. Иулиании, княжне Ольшанской Во время Печерского архимандрита Елисея Плетенецкого († 1624 года) копали могилу для одной девицы близ Великой соборной церкви, и именно возле придела святого Иоанна Богослова, и нашли гроб с камнем. На камне высечен был герб князей Ольшанских. На гербе прибита была серебряная дощечка с тем же гербом и с надписью: «Иулияния, княжна Ольшанская, дочь князя Георгия Дубровицкого-Ольшанского, преставльшаяся девой на 16 году от рождения». Открыли гроб и оказалось: княжна лежала как-бы живая, до того нетленно было её тело, белое и с прекрасным лицом. На ней было шёлковое платье, обложенное золотым позументом; на шее богатое ожерелье, на руках зарукавья золотые, на пальцах дорогие перстни, на голове девичий венец золотой с жемчугом, в ушах серьги – золотые с камнями. Гроб был перенесён в Великую церковь и поставлен в углу. В то время платье, от прикосновения повредившееся, было заменено новым шёлком 83 . В 1617 г., пишет современник Кольнофойский, один посетитель изъявил желание поклониться гробу св. княжны; ему показали и, казалось, с благоговением приложился он к мощам. Но едва вышел этот человек из церкви, как закричал страшным диким голосом и упал мёртвый. По осмотре его оказалось, что он воровски снял дорогой перстень с руки княжны, а по собрании сведений о его личности оказалось, что он был еретик социнианин, не верующий в Божество Сына Божия, ни в Святую Троицу 84 . Блаж. архимандрит Пётр Могила, коему являлась св. княжна с упрёком за малое внимание к её гробу, велел устроить новую раку и новое лучшее одеяние, и тогда св. мощи с торжеством поставлены были на приличном месте 85 . Тогда на гробнице св. княжны написали: «по воле Творца неба и земли живёт во все лета Юлияния, помощница и великая в небе заступница. Здесь кости – врачевство против всех страданий... Райские селения собой украшаешь, Юлияния, как цветок прекрасный в букете» 86 . Когда же жила св. княжна? Придел Иоанна Богослова, у которого похоронена была св. княжна, в древнее время был на хорах, внизу же Великой церкви устроен при возобновлении её кн.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Архим. Захария (Копыстенский). Литография. 1916 г. (ГПИБ) В 1615 г. З. переехал в Киев, 4 янв. следующего года вступил в новообразованное киевское правосл. Епифаниевское братство. Вскоре настоятель Киево-Печерского мон-ря архим. Елисей (Плетенецкий) , к-рый много сделал для привлечения в обитель образованных людей, пригласил З. вступить в братию мон-ря, и тот принял постриг с именем Захария, затем был рукоположен во диакона. Книжник стал келарем мон-ря, заведовал только что устроенной монастырской типографией, к-рая под его рук. превратилась в один из главных центров правосл. просвещения, являлся монастырским проповедником во время настоятельства Елисея (Плетенецкого), восстановившего регулярное произнесение поучений в обители, преподавал в братской школе на Подоле. З. был инициатором, переводчиком и составителем мн. изданий, к-рые нередко сопровождал своими предисловиями и посвящениями. Не позднее дек. 1616 г. в монастырской типографии была издана 1-я книга «Часослов» с предисловиями архим. Елисея и З. В янв. 1619 г. увидел свет «Анфологион, или Избранная Минея на весь год», поправленный и отчасти переведенный с греч. языка Иовом (Борецким ; впосл. митрополит Киевский) и отредактированный З. В предисловии к изданию последний охарактеризован как «преподобный и благородный в архидиаконех... муж ревности презелныя в благочестии, словесен же и премудр в богословии и исповедании православныя веры» (цит. по: Голубев. 1883. С. 393). В 1619 г. в монастырской типографии было напечатано 2-е изд. «Книги о вере единой, святой, соборной, апостолской Церкве, которая под росудок Церкве Всходней поддаетъся», подписанной мон. Азарией (см. «Книга о вере» ). Сочинение был направлено преимущественно против антитринитариев (социниан) . По сравнению с 1-м изданием, вышедшим в Вильно в 1596 г. («Книжица о вере», или «Книга о образех», или «Книга о Троице»), текст изменился: появились предисловие, несколько пространных антикатолич. статей. Автор «Книги о вере» неизвестен, З. являлся редактором киевского издания.

http://pravenc.ru/text/182699.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИСАИЯ (Копинский (Купинский); ок. 1580 - 25.09(5.10).1640), митр. Киевский и Галицкий в 1631-1632 гг. (фактически до марта 1633). Биография Принадлежал к старинному мелкопоместному шляхетскому роду Копинских (Копенских), который относился к гербу «Lubicz» и происходил из Подляшья, из мест. Копина (ныне село Лукувского повята Люблинского воеводства, Польша); отдельные ветви рода в XVI-XVII вв. имели поместья в Белзском и Галицком воеводствах ( Boniecki A. Herbarz polski: Wiadomoci historyczno-genealogiczne o rodach szlacheckich. Warsz., 1907. Cz. 1. T. 11. S. 190-191). Вероятно, И. принадлежал к ветви рода, связанной с Галицкой Русью . И. получил образование в одной из братских школ или в Острожской академии. Ок. 1598 г. он принял постриг в Киево-Печерском мон-ре , настоятелем которого тогда являлся архим. Елисей (Плетенецкий) . И. «неисходно» прожил в обители 16 лет, состоя блюстителем Ближних (Антониевых) пещер, где под его началом подвизались 12 монахов. В 1612 г. кн. Михаил Корыбут Вишневецкий выдал грамоту игумену Межигорского в честь Преображения Господня мон-ря Афанасию и «отцу Исайе Печерскому» с разрешением строить мон-ри в его заднепровских владениях. В 1614 г. основатель и настоятель находившегося во владениях кн. Михаила Вишневецкого Густынского во имя Св. Троицы мон-ря (ныне в с. Густынь Черниговской обл., Украина) игум. Иоасаф Святогорец в связи с ухудшением здоровья пригласил И. в монастырь в качестве преемника, и тот начал строить в обители ц. в честь Рождества Пресв. Богородицы, кельи и др. здания. Вскоре игум. Иоасаф поправился, И. вернулся в Киев. 14 окт. 1615 г. Анна Гулевичевна Лозкина пожертвовала свой дом в Киеве для устройства там правосл. мон-ря и школы и передала его в ведение И. Приняв этот дар, православные образовали Киевское братство , которое должно было опекать учрежденные по воле Анны Гулевичевны киевский Братский в честь Богоявления мон-рь и братскую школу. И. стал старшим иеромонахом Братского мон-ря и старшим братчиком.

http://pravenc.ru/text/674836.html

Петр Могила происходил из рода Могил, представители которого в конце XVI и в начале XVII века, под покровительством Польши, неоднократно были правителями то Молдавии, то Валахии 1 . Бедственная судьба этих стран, за которые спорили между собой турки и поляки, и родственные связи Могилы со знатными польскими родами заставили несчастное семейство искать убежище в Польше. Сюда же приехал и Петр, сын господаря Молдавии Симеона. Вступив на воинскую службу в Польше, он участвовал в Хотинской битве (1621 г.), и в битве за судьбу Молдавии 2 . Но не это поприще предназначал ему Промысел Божий. Петр отказался от мира 3 и изъявил желание вступить в Киево-Печерский монастырь. Его знатное происхождение и бедственное состояние православных в Польском государстве делали такой выбор весьма необычным: и это говорит о том, что душа Петра тогда уже горела сильным желанием посвятить себя служению Богу и Его святой Церкви. Архимандрит Захария (1624–1626) принял его в число святого братства. Здесь в общении с учеными братьями, которые единственной целью своих мирных занятий ставили поддержание православия, он мог ближе ознакомиться с состоянием и нуждами Русской Церкви, и довершить свое образование, полученное им в миру 4 . Обитель Киево-Печерская была в то время одной из главных опор гонимого православия. Созданная в нем архимандритом Елисеем Плетенецким типография издавала необходимые книги для православных церквей и возникавших в это время училищ. Святогорские иноки: Киприан, получивший образование в Венеции и Падуе, и Иосиф, протосинкелл александрийского патриарха, виленский проповедник Лаврентий-Зизаний Тустановский, Иамва Берында и Тарасий Земка делали переводы писаний отцов 5 . Архимандрит Лавры, Захария Копыстенский, кроме переводов писал сочинение в защиту православного учения от нападения Латинян и других иноверцев 6 . Таким образом в Киево-Печерской Лавре, не смотря на гонения от врагов, все одушевлено было ревностью к православию; ученые иноки желали и в прочих собратьях и служителях церкви возбудить усердие к православной вере и слову Божью 7 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Захария Копыстенский (+ 1627 ), иеромонах , южно-русский деятель XVII века. Точных сведений о его происхождении нет. Воспитание он получил, по-видимому, в Львовской братской школе . Из сочинений Захария Копыстенского можно заключить, что он путешествовал в Молдавию и Валахию , а быть может, и в южно-славянские земли. В 1616 г. Захария появляется в Киеве . В Киево-Братском монастыре , в который вступил он, собрался тогда целый кружок ученых, как, например, Лаврентий Зизаний , Памва Берында , Тарасий Земка и др.; около этого же времени монастырь приобрел и типографию, и уже в 1617 г. Захария издает в ней Часослов с двумя предисловиями. Ему же принадлежит изданная в 1619 г. под псевдонимом Азария " Книга о вере " , направленная преимущественно против папистов . Затем Захария принимает участие в издании " Анфологиона " и " Бесед Иоанна Златоуста на послание ап. Павла " ; в то же время он пишет и свое известное полемическое сочинение, направленное против латинян, — " Палинодию " (ок. 1622 ). Написанная им " Книга о правдивой едности православных христиан церкви восточной, там же и против апостатов и о их лживой унии " осталась неизданной. В 1624 г. Захария вступил в управление Киево-Печерскою обителью ; много заботился об издании книг, успешно защищал автономию монастыря. Памяти своего предместника, Елисея Плетенецкого , Захария посвятил два слова: " Казанье на честном погребе блаж. мужа и превелебнаго отца Кир Елисея " и " Омилию " (о поминовении усопших). Скончался в 1627 г. Главное сочинение З. К., " Палинодия " , оставалось ненапечатанным до 1878 г. , но в рукописях оно было известно южно-русским богословам, которые широко пользовались им. Известно оно было и в Московской Руси, где приобрело особую популярность среди раскольников. Написана " Палинодия " против сочинения виленского униатского архимандрита Льва Кревзы " Оборона унии " , которому Захария следовал и в плане своего сочинения. Захария Копыстенский является здесь не только опытным полемистом, но и человеком с большой эрудицией; он хорошо знаком не только с Св. Писанием и отцами Церкви восточной и западной, но и с канонами, византийским законодательством, византийскими и западными историками, польскими и русскими хрониками и летописями, а также с западно-русской полемической литературой.

http://drevo-info.ru/articles/17038.html

А.А. Половцов Зизаний, Лаврентий (Тустановский), протоиерей Зизаний, Лаврентий (носил еще фамилию Тустановский) – исповедник и проповедник святой православной веры, протоиерей. По происхождению литовец, жил в конце XVI и в начале XVII столетия. Образование получил в самой знаменитой в то время Львовской братской школе в конце 80-х годов XVI столетия. По окончании образования он в течение 10 лет (1592–1602 гг.) был учителем в Львовской, Брестской и Виленской братских школах, а также в домах знатных западноруссов (князей Соломирецких и Острожских в Ярославле Галицком). С 1612 г. был священником (и потом протоиереем) в г. Корце на Волыни. З. известен был, как ревностный защитник православия, муж благоговейный, «словеснейший» дидаскал и вития, изучивший духовные и светские науки, в совершенстве знавший греческий язык, литератор и переводчик. Гонимый поляками, разорившими церковь , при которой он служил, и отнявшими у него имение, он лишен был возможности предаться спокойным ученым работам, чем занимался приблизительно с 1620 г. в Киеве, состоя в ученом кружке архимандрита Елисея Плетенецкого. В апреле 1626 г. З. был в Путивле за милостыней, затем прожил 7 недель в Киеве у митрополита, 7 июня того же года прибыл в Москву и был принят царем и патриархом, причем поднес им свои сочинения. В начале 1627 г. З. передал патриарху Филарету тетради составленного им на «литовском» (западнорусском) языке «Большого катехизиса», тогда же переведенного на славянский язык Богоявленским игуменом Илиею и напечатанного. Однако, вследствие незнания переводчиком западнорусского языка, перевод получился неточный и неправильный, – что и выяснилось на бывшем «прении» протоиерея З. с переводчиком и справщиком. Обличаемый в неправославии (рационализме, католицизме и протестантизме), З. 19 февраля 1627 г. покинул Москву, и дальнейшая судьба его неизвестна; «Катехизис» же не был допущен к употреблению (может быть, был сожжен патриархом); сохранившиеся немногие экземпляры его не имеют выходного листа.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Захария Копыстенский, архимандрит Киево-Печерской лавры, южно-русский деятель XVII века, посвятивший все свои силы на пользу православной церкви и русского народа, скончался 21 марта 1627 года. Сын православных родителей духовного звания и близкий родственник православного Перемышльского епископа Михаила Копыстенского. Получив образование в Львовской братской школе и изучив основательно греческий, славянский и латинский языки, он дополнил свои знания путем долголетних усидчивых самостоятельных ученых занятий и предпринятого им с научною целью путешествия на юг, в Валахию и соседние с ней единоверные и единоплеменные земли. В 1616 г. он поступил в Киевское братство, был архидиаконом, наместником, а с 20 ноября 1624 г. и архимандритом Киево-Печерской лавры, как главнейшего в то время оплота православия и средоточия напряженной борьбы Западной России за православие и русскую народность. Учено-полемическая деятельность этого просвещенного ревнителя веры и благочестия выразилась в составлении и издании книг, направленных против протестантов и латино-униатов. Так, в 1617 г. им был издан «Часослов» с толкованием служб и объяснением состава и употребления книги; в 1619 г. – «Книга о вере», поражающая протестантов не отвлеченными рассуждениями, а фактами, заимствуемыми из Святого Писания, отцов и учителей церковных, соборных канонов и истории. В 1622 г. из-под пера его вышло самое главное его сочинение «Палинодия», против сочинения виленского архимандрита Льва Кревзы «Оборона унии». Это замечательное сочинение Захарии Копыстенского содержит много ценных данных для истории западнорусской церкви и для характеристики современной ему богословской науки; оно историческими данными разбивает противника по всем пунктам; оно имело широкое распространение в рукописи, пользовалось популярностью среди раскольников и напечатано только в 1878 г. в IV т. «Русской Исторической Библиотеки». В дополнение к «Палинодии» Захария составил новое сочинение: «Книга о правдивой единости православных христиан церкви восточной, так же и против апостатов и их лживой унии». Известно также его участие в переводах с греческого «Анфологиона» и «Бесед св. И. Златоуста на деяния апостол и послания апостола Павла», снабженных от него пространным предисловием, и «Толкования Андрея Кесарийского на апокалипсис»; им составлено предисловие ко второму изданию «Номоканона» (Киев, 1624 г.). Ему же принадлежат две проповеди , произнесенные при погребении и поминовении своего предшественника лаврского архимандрита Елисея Плетенецкого и представляющие ученый трактат о поминовении умерших (обе изданы в Киеве в 1625 г.). Как настоятель Киево-Печерской лавры, Захария заботился об увеличении и обогащении лаврской библиотеки и об издании книг в новоприобретенной типографии, направлял ее деятельность и защищал ее автономию.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Киев. Успенская Киево-Печерская лавра. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы при митрополичьих покоях. Карта и ближайшие объекты Благовещенская церковь Киево-Печерской лавры, 1905 г. Построена по проекту архит. А. О. Ермакова как домашняя церковь митрополита. Примыкает к восточной стороне дома митрополита. С противоположной стороны пристроена к сохранившейся части трапезной XVII в. Возведена на месте одноэтажного каменного корпуса, соединявшего дом митрополита с трапезной. Церковь кирпичная оштукатуренная зального типа с цокольным этажом. В декоре фасадов использованы стилизированные формы рококо. Торцевые стороны завершены фронтонами, которые венчали главки (не сохранились). В конструкциях перекрытий, крыши, лестниц широко использован металл. Покрыта двускатной крышей. Главный северный фасад по оси раскрепован, пышно декорирован. Интерьер решен в виде двусветного зала с хорами, расположенными вдоль северной, южной и западной стен. На хоры ведут две винтовые чугунные лестницы. В цоколь ведет широкая гранитная лестница, здесь размещалась вторая Михайловская церковь. Этот этаж перекрыт сводами, опирающимися на стены и четыре ряда чугунных столбов. Пострадала в период Великой Отечественной войны. Восстановлена в 1951 г. В настоящее время используется для размещения экспозиции Государственного музея украинского народного декоративного искусства УССР. Из книги «Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР», том 1, стр. 72-73 Деревянная церковь при покоях архимандрита изображена уже на плане 1638 г. Очевидно, она была основана Елисеем Плетенецким между 1599-1618 г.г. В 1776 г. при доме митрополита была построена новая, тоже деревянная церковь Благовещения Пресвятой Богородицы. Но уже в 1783 г. вместо нее упоминается церковь Входа Господнего в Иерусалим. В 1840 г. рядом появилась еще одна деревянная церковь - св. Михаила. В 1905 г. на средства митрополита Флавиана Городецкого между домом митрополита и Трапезной палатой построена новая Благовещенская церковь (по проекту Евгения Ермакова), в цоколе которой находилась Михайловская церковь, а на хорах - придел во имя св.Митрофана Воронежского. Новая домовая церковь митрополичьих покоев - постройка зального типа на цокольном этаже; в конструкциях перекрытий, крыши и лестниц использован металл. Декор выполнен в стилизованных рокайлево-барочных формах. Особой пластичной насыщенностью выделяется симметричный по композиции с высоким фигурным фронтоном северный фасад. Фронтоны боковых фасадов венчали небольшие главки (не сохранились). Интерьер решен как двусветный зал с хорами, на которые ведут винтовые чугунные лестницы.

http://sobory.ru/article/?object=09801

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОНА (Гоголь-Богушевич (Богушевич-Гоголь) Иван Петрович; † ок. авг. 1602), еп. Пинский и Туровский ( Западнорусская митрополия ), принявший Брестскую унию 1596 г. Из мелкопоместной дворянской семьи Берестейского повета. 7 февр. 1586 г. получил грамоту кор. Сигизмунда III Вазы на кобринский Спасский монастырь, имевший статус архимандритии, с обязательством в течение года принять сан. В мае 1589 г. Гоголь-Богушевич был еще мирянином, но жил в монастыре и титуловался нареченным архимандритом. К сент. 1592 г. принял постриг, в документах того времени назывался архимандритом кобринского монастыря. И. подписал составленный 2 дек. 1594 г. епископами Владимирским Ипатием Потеем и Луцким Кириллом (Терлецким) Торчинский манифест, в к-ром правосл. западнорус. архиереи признали власть Римского папы и выразили желание заключить унию с католич. Церковью. И. принял участие в совещании архиереев о заключении унии, проведенном 20 мая 1595 г. в кобринском мон-ре. Кобринский архимандрит поставил подпись и печать под составленными 1 июня того же года «32 артикулами», определявшими условия подчинения западнорусской Киевской митрополии Риму. На прошедшем в Бресте 12 июня 1595 г. совещании епископов настоятель кобринского мон-ря подписал обращение к папе Клименту VIII с изъявлением согласия на принятие унии. И. был единственным архимандритом, подписавшим эти акты. Документы также подписал Пинский и Туровский еп. Леонтий (Пельчицкий), еще при жизни которого (дата неизв.) И. стал нареченным Пинским епископом, сохранив титул архимандрита кобринского мон-ря св. Спаса (АЗР. Т. 4. 68). По-видимому, И. должен был унаследовать Пинскую кафедру после кончины еп. Леонтия. О смерти последнего упоминается в королевской грамоте от 26 авг. 1595 г., по к-рой мон. Елисею (Плетенецкому) был пожалован Лещинский Успенский муж. мон-рь близ Пинска (прежде им управлял еп. Леонтий). 22 сент. 1595 г. король передал Пинскую епархию И. при условии, что тот признает верховную власть папы и откажется от контактов с К-польским патриархом (Там же. 85). В королевской грамоте указывалось, что после вступления И. на Пинскую кафедру Кобринская Спасская архимандрития не будет ему подчиняться и перейдет в распоряжение короля. Хиротония И. состоялась не позже 30 мая 1596 г., когда королевской грамотой кобринский Спасский монастырь был передан в пожизненное управление Луцкому еп. Кириллу (Терлецкому).

http://pravenc.ru/text/578306.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010