А какова теперь ты, душа моя? Вот о чем надлежит тебе подумать, размышляя над обращенными к тебе словами Критского учителя: «сего убо, душе моя, восход помышляй». Помилуй, Боже, помилуй мя. Иорданова струя первее милотию 1527 Илииною Елисеем ста сюду и сюду; ты же, о душе моя, сея не причастилася еси благодати за невоздержани 1528 . «Елисей же смотрел и воскликнул: отец мой, отец мой, колесница Израиля и конница его! И не видел его более. И схватил он одежды свои и разодрал их на две части. И поднял милоть Илии, упавшую с него, и пошел назад, и стал на берегу Иордана; и взял милоть Илии, упавшую с него, и ударил ею по воде, и сказал: где Господь, Бог Илии, – Он Самый? И ударил по воде, и она расступилась туда и сюда, и перешел Елисей» ( 4Цар. 2, 12–14 ). Елисей-пророк, за праведность свою удостоенный видения возносившей Илию на небеса колесницы огненной, был удостоен и исполнения желания своего, о котором сказал учителю своему ( «дух, который в тебе, пусть будет на мне вдвойне» ( 4Цар. 2, 9 )): «Иорданские струи, вначале расступившиеся под ударом милоти Илииной 1529 ( 4Цар. 2, 8 )., этой же милотью были раздвинуты и Елисеем туда и сюда». Почему же определил Господь ученику Илии-пророка такое достоинство? Посмотри, душа моя, как отвечает на этот вопрос Великий Василий: «Какова жизнь Елисеева? Как пророк пользовался странноприимством суманитянины? Как сам угощал пророков? Не «зелия ли дивия» и несколько «муки» ( 4Цар. 4, 39, 41 ) удовлетворили страннолюбию, когда прикасавшимся к яству угрожала опасность от приложенного «яблока дивияго», если б молитва постника не уничтожила ядовитости?» 1530 Вот ответ на вопрос твой, душа: «Пост руководил всех святых к жизни по Богу.... Пост предпосылает молитву на небо, делаясь для нее как бы крыльями при восхождении горе. Пост – приращение домов, матерь здравия, воспитатель юности, украшение старцев, добрый спутник путешественникам, надежный сожитель живущим вместе». И Сам «Господь наш, постом укрепив воспринятую Им за нас плоть, принял на Себя в ней приражения диавола, как нас научая постом умащать и приучать себя к подвигам в искушениях, так и противнику доставляя Своим алканием удобство приступить к Нему. По высоте Божества, Он был бы неприступен противнику, если бы через алкание не снизошел до человеческой немощи. А, восходя на небеса, прикасался Он к пище, чтобы удостоверить в естестве воскресшего тела» 1531 .

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Kritski...

Вот здесь проходил Илия-пророк с Елисеем пред своим огненным взятием на небо. А произошло оно на том берегу реки. Здесь расступился Иордан и перед Илией, и перед Елисеем. В этом городе совершил пророк Елисей чудо, соделав нехорошую воду здоровою через соль и имя Господне. Вода этого источника и ныне орошает цитрусовые сады Иерихона. И сказали жители того города [Иерихона] Елисею: вот, положение этого города хорошо, как видит господин мой; но вода нехороша и земля бесплодна. И сказал он: дайте мне новую чашу и положите туда соли. И дали ему. И вышел, он к истоку воды, и бросил туда соли, и сказал: так говорит Господь: Я сделал воду сию здоровою, не будет от нее впредь ни смерти, ни бесплодия. И вода стала здоровою до сего дня, по слову Елисея, которое он сказал. ( 4Цар. 2: 19–22 ). В память об этом событии стоит здесь ныне греческий православный храм во имя праведного пророка Елисея. И опять взоры наши устремляются туда – в сторону Иордана. Ведь именно там, всего в четырех километрах от нас, – место, где проповедовал и крестил святой Иоанн Креститель. Там крестился Христос! Совсем рядом и устье Иордана, где он впадает в Мертвое море и где Иордан возвратился вспять... Может, и в буквальном смысле мертвые соленые воды вместе с грехами людскими коснулись тогда крещаемого Спасителя?.. Мы – в Иерихоне, «городе пальм». Их действительно здесь очень много. Весь город скрылся под ними. Подъезжаем к большому зеленому дереву. Это смоковница Закхея. Она единственная в городе, больше смоковниц нет. Вот здесь проходил Иисус, и на это дерево влез маленький ростом Закхей, чтобы увидеть Его… А во дворе церкви пророка Елисея есть огромный сухой пень. Греки утверждают, что это и есть та самая смоковница Закхея, которая помнит Христа. В этом храме мы совершаем молебен. Читаем евангельскую историю о Закхее (см. Лк.19:1–10 ), о том, как Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее, как Он нашел здесь мытаря Закхея. Вот так Он взыскует и каждого из нас... В храме пророка Елисея мы купили иконы и сувениры, иллюстрирующие евангельскую историю о Закхее. Где-то здесь рядом, при входе в город, Господь исцелил у дороги слепого Вартимея (см. Мк.10:46–52 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Чудо это должно совершиться пред их глазами, и вот из Иерихона Илию сопровождает на пути к Иордану не один Елисей, а еще пятьдесят пророческих учеников. Илия и Елисей остановились на берегу Иордана, а прочие издали наблюдали за ними. 4Цар. 2:8 . И прият Илия милоть свою и свит ю, и порази ею воды, и разделися вода сюду и сюду, и преидоста оба по суху. Илия взял свою верхнюю одежду и свит ю, т.е. сложил ее так, что она получила форму удлиненного свертка, и этим свертком поразил воды Иордана, подобно тому, как Моисей жезлом ударил воды Чермного моря. Море расступилось от этого удара и очистило дно для перехода Израильтян. Подобное чудо над водами Иордана совершено милотию Илии, – вместе с Елисеем перешел он эту реку по суху. Свидетелем чуда Моисеева был весь народ, свидетелями чуда Илии было множество учеников пророческих. Израильтяне, увидев великое могущество Божие, явленное чрез Моисея в чуде разделения воды, веровала Богу и Моисею, угоднику Его ( Исх. 14:31 ), т.е. утвердились в вере в Бога и в доверии к Моисею, как лицу близкому к Господу. Подобное действие чудом разделения вод Иорданских произведено на зрителей этого чуда. 4Цар. 2:9 . И бысть яко преидоста, и рече Илиа Елисею: проси, что сотворю тебе, прежде даже не взят буду от тебе. И рече Елисей: да будет убо дух, иже в тебе, сугуб во мне. Елисей, как призванный Илиею, по особому повелению Божию, к тому, чтобы быть преемником его в пророческом служении, был ближе всех сынов пророческих к Илии и пользовался преимущественным расположением его. Потому пред разлукою с Елисеем Илия предлагает ему просить у него чего-нибудь на память о своем учителе. Елисей просит у него уделить ему от духа своего в сугубой мере. Это значит, что Елисей желал наследовать от Илии благодать пророчества и чудотворения в сугубой мере не в отношении к Илии, а в отношении к прочим ученикам его. Имея преимущество пред ними во время земной жизни пророка, как постоянный спутник и служитель его, Елисей желал сохранить это преимущество и по разлучении с ним.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Исцеление болезней? Но мы имеем его и в ветхом Завете (исцеление прокаженного Немана от проказы пророком Елисеем и др.), новозаветная же церковь исполнена «исцелений», так что ап. Павел называет в числе других даров «исцеления» ( 1Кор. 12, 9, 30 ): исцеление хромого (Д.А. 3, 1–4), исцеление больных и бесноватых от тени ап. Петра (5. 15–16), от возложения платков ап. Павла (19, 11–12). Воскрешение мертвых? Но и это дано человеку, ибо в Ветхом Завете было совершено пророком Илией воскрешение сына вдовы в Сарепте Сидонской (3 Ц. 17, 17–24), Елисеем – сына Сонамитянки (4 Ц. 4, 17–37), и даже от прикосновения к костям его ожил погребаемый мертвец (4 Ц. 13, 21); в апостольской церкви воскрешение Тавифы ап. Петром (Д.А. 9, 36–41) и ап. Павлом Евтиха (20, 9–12). Сюда же следует отнести и чудеса святых, напр., исцеление отрока преп. Сергием. Наконец, и сам Господь дал заповедь апостолам, а в лице их всей Церкви: «больных исцеляйте, мертвых воскрешайте». Чудесное насыщение с умножением хлебов? Как бы мы ни понимали это событие. т.е. будем ли видеть здесь преимущество природное чудо умножения хлебов или любовный порыв разделения между собою всего наличного по благословению Христову, но надо во всяком случае помнить, что и это чудо имеет для себя параллель в Ветхом Завете: умножение пророком Илией у вдовы в Сарепте Сидонской горсти муки и небольшого количества масла. так что кормилась она и дом ее несколько времени (3 Ц. 17, 12–16), умножение елея в доме вдовы через пророка Елисея и особенно чудесное насыщение 20-ю ячменными хлебцами 100 человек при чем оказался остаток (4 Ц. 4, 1–7, 42–44), и еще превращение ядовитой похлебки в безвредную чрез прибавление горсти муки (4, 39–42). Власть над силами природы, ветром и морем? Но и в Ветхом Завете мы имеем, не говоря уже о египетских казнях, переход через Чермное море как по суху ( Исх. 14, 21–29 ), чудеса Моисея в пустыне, разделение вод Иордана и падение стен Иерихона от трубных звуков (Иис. Нав. 3–4,6 ), низведение пророком Илией огня с неба на жертву (3 Ц.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

188 Сцена свидания великого пророка с больным Охозией, поэтически изображенная Круммахером, трогательна и назидательна, но зато и не менее произвольна. – Elias Thisbiter. Köln. 1874 г. s. 347, 348. 189 Наказание обоих военачальников, пожранных огнем вмести с их людьми, было вполне заслужено ими, так как они были орудиями воли, противоборствовавшей Иегове, – верными служителями своего недостойного госпо­дина, дерзнувшими насмехаться над великим пророком Иеговы, а в лице его и над святым и всесильным Богом Израилевым, рабом Которого был пророк. Это подтверждает и бл. Феодорит, говоря: «Бог законно наказывает согрешающих. Видно же, что пятидесятники и подчиненные их были в согласии с намерением посылавшего, почему и потерпели от Бога нака­зание» (ч. 1. стр. 473,). В виду этого, поступок пророка с военачальниками и их отрядами не может быть поставлен пророку в упрек, так как в нем мы имеем перед собою не дело мести пророка, а действие божественного суда, «день гнева и откровения праведного Бога над безбожием и неспра­ведливостью людей» ( Рим.1:18; 2:5 ). 190 Ланге отрицает возможность откровения в данном случае на следующих основаниях: во первых, библейский текст не дает даже и намеков об откровении, бывшем сынам пророческим; во вторых, в Священном Писании вовсе нет таких случаев, чтобы многие личности и даже общества получали в одно время одно и тоже откровение; в третьих, едва ли сыны пророческие могли бы по получении откровения настаивать перед Елисеем о послании 50-ти человек для розыска тела Илии. Вернее – по нему – Илия сам не скрыл перед Елисеем и сынами пророческими о близости разлуки с ними, так как и свидание его имело целью – проститься. – Tlieolog. Homilet. Bibelw. Bd. VII s. 248. – Не отрицая возможности сообщения самим пр. Илией о предстоящей разлуке с сынами пророческими, мы, однако, не считаем убедительными доводы Ланге в пользу этого отрицания откровения свыше. В подтверждение этого сошлемся на слова бл. Феодорита, который говорит, что сыны пророческие «предузнали и предсказали взятие на небо великого Илии» (ч. 1. стр. 474).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Verzhbo...

4Цар. 2:20 . И рече Елисей: приимите (принесите) ми водонос нов, и всыплите ту соль: и прияша (в Библии: и взяша и принесоша к нему). Собираясь совершить чудо посредством соли, Елисей требует сосуда для соли нового, не бывшего в употреблении, для того, чтобы видно было соответствие между новым сосудом, из которого высыпана будет соль, и обновлением источника, из которого отселе будет струиться здоровая вода. 4Цар. 2:21 . И изыде на похождение вод, и вверже тамо соль, и рече: тако глаголет Господь: исцелих воды сия, и не ктому будет отнюдь умирая (уже никто не умрет), ниже бесчадствующая сими. Итак соль была только проводником чудодейственной силы слова Господня, само же по себе вещество соли ничего подобного не могло произвести. Правда, соль предохраняет пищу от порчи, но Елисеем она высыпана была только в исток родника, притом в такой незначительной мере, что естественным действием ее никак нельзя объяснить исправления воды на всем протяжении ее течения и на все времена. 4Цар. 2:22 . И исцелеша воды до дня сего, по глаголу, иже глагола Елисей. До дне сего, т.е. до времени, когда написана была 4-я книга Царств, может быть до времени Ездры. Но и до сих пор вода Иерихонского источника, по свидетельствам современных путешественников, обладает превосходными качествами: она очень здорова, прозрачна и хороша на вкус. Рассмотренная паримия читается в навечерие Богоявления потому, что в этот праздник совершается освящение воды, в котором испрашивается освящаемой воде благодать исцеления душ и телес, подобно тому, как водам Иерихонского источника сообщена была такая сила, что они из вредных для здоровья сделались полезными. VIII. Паримия в Великую субботу. 4 Царств IV, 8–37 В сей паримии повествуется о рождении, по слову пророка Елисея, сына у Соманской жены и о воскрешении его Елисеем. 4Цар. 4:8 . Бысть в един день, и прейде Елисей в Соман, и ту жена велия, и удержа его снести хлеба. И бысть ему входити и исходити множицею, и уклоняшеся тамо ясти хлеба. Обыкновенным местопребыванием Елисея был Кармил (25. сл. II, 25), где он проводил свойственную пророкам созерцательную жизнь, питая свою душу Богомыслием и молитвою. Но как пророк, он был общественным деятелем и потому часто должен был оставлять свое уединение и переходить с одного места на другое по делам своего служения. В одну из таких отлучек путь его лежал чрез Соман (Сунем), городок Иссахарова колена ( Нав. 19:18 ), на юго-западной подошве малого Ермона, – он был родиной Ависаги, служившей престарелому Давиду ( 3Цар. 1:3 ). В Сомане обитала жена велия, т.е. богатая и знатная. По всему видно, что она была чтительницей истинного Бога и потому чествовала служителя Его. Заметив идущего чрез Соман Елисея, она удержа его снести хлеба, т.е. упросила его зайти к ней в дом и принять от ней угощение. С этих пор Елисей, когда проходил чрез Соман, всегда останавливался в доме гостеприимной женщины.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

В двух километрах от нынешнего Иерихона—раскопки древних стен, которые пали при трубном гласе и обнесе-нии Ковчега Завета вокруг города. Здесь проходил славный Иисус Навин со своими воинами. Место древнего Иерихона называется ныне Тель эс-Султан. На нынешнее же место Иерихон сместился во времена римского владычества. Вот здесь проходил Илия-пророк с Елисеем пред своим огненным взятием на небо. А произошло оно на том берегу реки. Здесь расступился Иордан и перед Илией, и перед Елисеем. В этом городе совершил пророк Елисей чудо, соделав нехорошую воду здоровою через соль и имя Господне. Вода этого источника и ныне орошает цитрусовые сады Иерихона. И сказали жители того города [Иерихона,] Елисею: вот,, положение этого города хорошо, как видит господин мой; но вода нехороша и земля бесплодна. И сказал он: дайте мне новую чашу и положите туда соли. И дали ему. И вышел он к истоку воды, и бросил туда соли, и сказал: так говорит Господь: Я сделал воду сию здоровою, не будет от нее впредь ни смерти, ни бесплодия. И вода стала здоровою до сего дня, по слову Елисея, которое он сказал  (4 Цар. 2: 19-22). В память об этом событии стоит здесь ныне греческий православный храм во имя праведного пророка Елисея. И опять взоры наши устремляются туда — в сторону Иордана. Ведь именно там, всего в четырех километрах от нас, — место, где проповедовал и крестил святой Иоанн Креститель. Там крестился Христос! Совсем рядом и устье Иордана, где он впадает в Мертвое море и где Иордан возвратился вспять... Может, и в буквальном смысле мертвые соленые воды вместе с грехами людскими коснулись тогда крещаемого Спасителя?.. Мы — в Иерихоне, «городе пальм». Их действительно здесь очень много. Весь город скрылся под ними. Подъезжаем к большому зеленому дереву. Это смоковница Зак-хея. Она единственная в городе, больше смоковниц нет. Вот здесь проходил Иисус, и на это дерево влез маленький ростом Закхей, чтобы увидеть Его... А во дворе церкви пророка Елисея есть огромный сухой пень. Греки утверждают, что это и есть та самая смоковница Закхея, которая помнит Христа.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

По традиции «местечко Гис» идентифицируется с селением Киш Шекинского района, а церковь, построенная Елисеем, идентифицируется с церковью селения Киш. Эта точка зрения подтверждается многими свидетельствами проповеди святого Елисея в левобережной Албании. Эта часть территории Албании в грузинских исторических источниках именуется Элисени. Многие церкви здесь носят имя святого Елисея. Конечно, современная постройка никак не может быть отнесена к столь раннему периоду. Однако, обнаруженные археологическими раскопками в церкви и на ее территории древние фундаменты, культовые погребения и утварь, говорят о том, что церковь стоит на участке, издревле почитаемом, и ее наиболее древняя постройка относится к первым векам по Р.Х. Трудно предположить, что святой Елисей действительно построил церковь в современном понимании этого слова. Возможно, он установил на этом месте алтарь и «принес бескровную жертву», или же приспособил для этого существующую уже языческую культовую постройку. В любом случае известие об устроении Елисеем церкви относится к тому месту, на котором сейчас стоит церковь селения Киш. Такое мнение вы-сказывали многие ученые историки и архитекторы, в том числе З.Бунятов, Д.Ахундов, Ф.Мамедова, Г.Чубинашвили и другие. В «Истории албан» селение с названием Гис упоминается еще раз в связи с событиями начала V века. В главе XXVII I-oй части «Историческое повествование о Месропе и товарищах его» Моисей Каланкатуйский пишет, что возвращающийся из Иерусалима Маштоц «проходя по дороге в Армению, достиг пределов Востока в области Ути и расположился жить в болотистых местах, покрытых мхом у места, называемого Гис. Он утвердил веру возобновленной церкви и проповедование Евангелия распространил в стране Утиев, в Агвании, Лпинии, Каспии и в ущелье Чога». Албанский историк Киракос Гандзакский в своей «Истории» повторил сведения «Истории албан» о проповеди святого Елисея и основа-нии церкви в селении Киш. В период всего средневековья Киш оставался центром епархии. Здесь по свидетельству Вахушети находилась кафедра епископа Элисени, Цукети и Шеки.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_святого_Е...

Житие святого пророка Ионы Святой пророк Иона был сын Амафиин и происходил из города Гафхефера 1 ]. Матерью его была, по преданию, та самая вдова Сарептская 2 ], которая во время голода давала пищу пророку Илии и сама кормилась чрез него, ибо мука в кадке ее не истощалась и масло в кувшине не убывало до того дня, пока Господь послал дождь на землю. Между тем Иона, тогда еще малый отрок, разболелся и умер; тогда вдовица сказала Илии: — Что я сделала тебе, человек Божий? Ты пришел ко мне вспомянуть грехи мои и наказать меня смертью сына. Он же сказал ей: — Дай мне сына твоего. Взяв у нее отрока, Илия отнес в горницу, в которой жил, и положил его на свою постель; потом воззвал он ко Господу и сказал: — Господи Боже мой! неужели Ты и вдове, у которой я пребываю, сделаешь зло, умертвив сына ее? И, дунув трижды на отрока, он стал молиться: — Господи Боже мой! Да возвратится душа отрока сего в тело. Господь услышал молитву святого пророка Своего и сотворил по его молению: душа отрока возвратилась в тело, и он воскрес. Достигнув совершеннолетнего возраста, Иона проводил добродетельную жизнь и неуклонно исполнял все заповеди Господни. Он настолько благоугодил Богу, что, по преданию, сподобился вскоре пророческого дара и предрек, среди других предсказаний, о страданиях Господних, о запустении Иерусалима и о кончине мира. — Когда, — говорил он, — услышите камень, вопиющий тонким и жалобным голосом, когда от древа будет возноситься вещание к Богу, тогда приблизится спасение и все народы пойдут в Иерусалим на поклонение Господу; Иерусалим же, наполненный зверями, будет в мерзости запустения: тогда наступит кончина всему живущему. Получив от Бога свыше дар пророчества, Иона выступил на общественное пророческое служение вслед за пророком Елисеем, являясь продолжателем его дела, как сам Елисей был продолжателем дела Илии, — одного духа с ним. Древнее иудейское предание называет святого пророка Иону учеником Елисея 3 ], принадлежавшим к той школе сынов пророческих, во главе которой стоял сначала пророк Илия и потом Елисей; Иона был одним из сынов пророческих, посланных Елисеем для помазания Ииуя на царство Израильское 4 ]. По смерти Елисея, Иона заступил его место. Чтобы вдохнуть мужество царю Израильскому Иеровоаму в предстоявшей ему войне с сильным сирийским царством, пророк Иона, получив о том повеление от Бога, предсказал ему великие успехи в сей войне, и Иеровоам, по его глаголу, восстановил пределы Израильского царства от Емафа до Мертвого моря, возвратив, таким образом, древние области своего царства, отторгнутые сирийцами 5 ].

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

И собравшыся со всякими силами своими литовскими, и потягнул противко Довмонта, хотечы помстити кров отца своего… и поможеть Бог Лаврышу, и все воиско дядка своего Довмонта наголову поразил и самого его убил и город Полтэск взял. И вернувшыся назад к стольцу отца своего до Кернова, и рек паном: «Коли мне Бог дал помстити кров отца своего, я света того отрекаюся, взял есми на себе чорную рызу, а господарства не хочу» . Ничего нового не добавляют и Евреиновская, Румянцевская и Ольшевская летописи, Список археологического общества. Летописный Римунт вероятно родился не ранее 1265 года , а его с мерть отнесена в Хронике Литовской и Жмойтской не ранее чем к 1309 году . Несколько неожиданные сведения о Римунте сообщает нам Густынская летопись . Ее составитель говорит, что Римунт жил в монастыре Лавришевском, а имя его в монашестве было Елисей . Если доверять этому известию, то надо допустить, что Елисей – это уже 4-е именование Римунта. Возможно, что именно эти сведения послужили поводом для более позднего отождествления Римунта с преп. Елисеем Лавришевским. Данное предположение было опровергнуто в XVIII веке И. Стебельским , о чем будет сказано ниже. Из более поздних исследователей, пожалуй, только один раз в 1890 году В.В. Зверинский снова называет Римунта в монашестве Елисеем . Не считая этого исключения, упоминаний об этом тождестве после XVIII века мы не встречаем. Отметим, что у Стрыйковского несколько иначе описано отношение Римунта к Лавришевской обители: он некоторое время жил в русском монастыре – источник представляет нам вариант пребывания Римунта в обители, уже основанной  кем-то иным (NB!) . Таким образом, согласно данным группы белорусско-литовских летописей, возможным основателем Лавришевского монастыря является сын литовского князя Тройдена Римунт, в крещении, вероятно, Василий, и в монашестве, как можно полагать – Лавриш. Войшелк или Римунт? Обратим внимание на две рассмотренные выше версии. Если считать достоверными обе одновременно, то надо будет признать, что и Войшелк, и Римунт приняли непосредственное участие в основании Лавришевского монастыря.

http://bogoslov.ru/article/2488869

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010