Так, оплакивая потерю Иосифа, патриарх Иаков, несмотря на утешения со стороны всех сыновей и дочерей своих, не хотел утешиться и сказал: С печалью сойду к сыну моему в преисподнюю (Быт. 37:35). Под словом «преисподняя» Иаков разумел, без сомнения, не гроб, где находится тело, а место, куда отходит душа; потому что Иаков не считал Иосифа погребенным, а был уверен, что он растерзан зверями. 49 В позднейший период еврейский истории вера и надежда на бессмертие высказываются еще яснее и решительнее. В учительных книгах Ветхого Завета раскрывается мысль, что дух человеческий, по самой природе своей, есть начало неумирающее, что он должен возвратится к Богу, который дал его (Еккл. 12:7), что смерть есть явление не необходимое, но пришедшее в мир случайно, так как Бог смерти не сотворил, а создал человека для нетления (Пр ем. 1:13; 2:23). Наконец, в книгах пророков Исаии (26:9) и Даниила (12:2) высказывается мысль и о воскресении тел для будущей жизни, и о вечности наград и наказаний. Независимо от всего этого, истина бессмертия души и воскресения мертвых самым осязательным образом открывалась для ветхозаветного человека в некоторых наглядных явлениях, каковы: взятие Еноха и Илии на небо живыми, а также воскрешение мертвецов пророками Илией и Елисеем. Здесь уже истина бессмертия на-ходила свое фактическое подтверждение и осуществление. Во времена Иисуса Христа только секта саддукеев, не знавших ни Писания, ни силы Божьей и не пользовавшихся особенной популярностью и сочувствием в народе, отвергала бессмертие и воскресение мертвых. Один петербургский профессор-гебраист Д.А. Хвольсон прошлого века нашел в Крыму надгробные памятники евреев, умерших до Рождества Христова. В надписях на этих камнях ясно видна вера древних евреев в бессмертие души и будущую жизнь. 20. Архимандрит Хрисанф. Там же. Т. I. С. 120—121. 21. Архимандрит Хрисанф. Там же. T.I. С. 87—88. 22. Архимандрит Хрисанф. Там же. Т. I. С. 124. 23. Архимандрит Хрисанф. Там же. Т. I. С. 339. 24. Архимандрит Хрисанф. Там же. Т. I. С. 340.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Призывание святых в молитвах, почитание их и мощей их имеет для себя основание в Священном Писании Ветхого и Нового Завета. Мы члены видимой, земной Церкви должны молиться друг за друга. Мы должны молиться не только о христианах, но и за всех людей, как говорит Апостол Иаков: «молитесь друг за друга» ( Иак.5:16 ). Иисус Христос научает нас молиться не о себе только, но и о других: «Отче наш... хлеб наш насущный даждь нам... и остави нам.., и не введи нас... избави нас»... Точно так же, как мы молимся о других, Святые в небесной Церкви молятся о нас, ибо они не перестали быть нашими близкими. Господь сказал друзьям Иова: «возьмите семь тельцов и семь овнов, и идите к рабу Моему Иову, и принесет жертву о вас: Иов раб Мой помолится о вас и лице его приму и только из–за него не погублю вас» ( Иов.42:8 ). Авраам, Лот, Иисус Навин преклонялись пред Ангелами Божиими и почитали их. В 3 книге царств говорится об Авдии, который очень боялся Господа, что он пал на землю пред пророком Илией (18:3–7). Пророческие сыны пали на землю при встрече с пророком Елисеем ( 4Цар.2:15 ). Во второй книге Маккавеев рассказывается о видении Иуды, который видел первосвященника Онию, воздевающим свои руки и молящимся за весь народ Иудейский. Потом он видел другого мужа, о котором Ония сказал: «сей есть братолюбец, который молится много о людях и о Святом городе, Иеремия, пророк Божий» (15:12–15). Авраам ходатайствует о жителях городов Содома и Гоморры ( Быт.18:23 ). Моисей много раз молился о народе Израильском. Первомученик Стефан молился о своих убийцах. Хананеянка молилась о своей дочери ( Мф.15:22 ); сестры Марфа и Мария о своем брате Лазаре ( Ин.11:3 ). Апостол Павел просит христиан города Рима, чтобы они своими молитвами помогали ему ( Рим.15:30 ). Члены небесной Церкви не могут быть равнодушны к нашему благу и нашему горю, не могут не заботиться о том, чтобы помогать нам. А так как святые, в силу своей чистоты, любви и преданности, особенно близки и угодны Богу, то и молитва их не может быть неприятной Богу. Святой Апостол Иаков говорит: «много может усиленная молитва праведного» (5:16).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pro...

Святые апостолы Павел и Иоанн называют Иисуса Христа: первенцем из умерших ( 1Кор. 15: 20 ); первенцем из оживших ( 1Кор. 15: 22, 23 ); первенцем из мертвых ( Кол. 1: 18 ; Откр. 1: 5 ). В православных молитвах говорится: «…сотвори державу мышцею Своею Господь, поправ смертию смерть. Первенец мертвых бысть…» 318 (Третьего гласа Стихиры на Господи воззвах. Тропарь). Вместе с тем, в Библии приведены шесть поименованных случаев воскрешения из мертвых, произошедших до Воскресения Иисуса Христа. Из них три – из Ветхого Завета: воскрешение сына вдовы из Сарепты Сидонской ( 3Цар. 7: 17–23 ); сына Сонамитянки ( 4Цар. 4: 32–36 ); человека, тело которого коснулось костей пророка Елисея – ученика и преемника пророка Илии ( 4Цар. 13: 21 ). И три случая воскрешения – из Нового Завета: сына вдовы Наинской ( Лук. 7: 12–15 ); дочери начальника синагоги Иаира ( Лук. 8: 49–55 ); четырехдневного Лазаря ( Ин. 11: 14, 38–44 ). Кроме того, также говорится о воскрешении в момент смерти Иисуса Христа непоименованных усопших святых, которые затем, выйдя из гробов по Воскресении Его, вошли во святый град и явились многим ( Мф. 27: 50–53 ). Однако в сказанном нет какого-либо несоответствия. Апостолы говорят о Воскресении Иисуса Христа в бессмертном теле. При Втором пришествии Христа мы все воскреснем в бессмертных телах 319 . Апостол Павел пишет: «Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его» ( 1Кор. 15: 22, 23 ). В указанных же выше случаях воскрешения, тела людей оставались такими же смертными, как и ранее, при жизни. Рассмотрим в данном вопросе еще один аспект. Как известно, ветхозаветный пророк Илия был взят Богом на небо живым: «В то время, как Господь восхотел вознести Илию в вихре на небо, шел Илия с Елисеем из Галгала... Когда они шли и дорогою разговаривали, вдруг явилась колесница огненная и кони огненные, и разлучили их обоих, и понесся Илия в вихре на небо» ( 4Цар. 2: 1, 11 ). Аналогичное сказано и в отношении Еноха: «Верою Енох переселен был так, что не видел смерти; и не стало его, потому что Бог переселил его. Ибо прежде переселения своего получил он свидетельство, что угодил Богу» ( Евр. 11: 5 ). Из этого можно предположить, что тела не познавших смерти и находящихся на небе Еноха 320 и Илии, являются бессмертными. Такими, в которых мы все воскреснем, то есть – телами воскресения. Однако даже допущение этой возможности (возможности нахождения Илии и Еноха в телах воскресения до Воскресения Иисуса Христа) не противоречит указанному выше первенству Христа. Ибо Спаситель был первым воскресшим из мертвых в бессмертном теле – первенцем из умерших, первенцем из мертвых, а Енох и Илия не видели смерти. Приложение 13. К вопросу о всеобщем воскресении 321

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

1) библейский рассказ о сотворении мира ( Быт. 1:1–13 ); 2) пророчество о славе Иерусалима ( Ис. 60:1–16 ); 3) рассказ книги Исход об установлении пасхи ( Исх. 12:1–11 ); 4) книга пророка Ионы (прочитывается полностью); 5) рассказ о праздновании пасхи при Иисусе Навине ( Нав. 5:10–15 ); 6) повествование о переходе евреев через Чермное море ( Исх. 13:20–14:31 )> завершающееся припевами «Славно бо прославися»; 7) пророчество Софонии о призвании язычников в церковь ( Соф. 3:8–15 ); 8) рассказ о воскрешении юноши пророком Илией ( 3Цар. 17:8–23 ); 9) пророчество Исаии о новозаветной церкви ( Ис. 61:10–62:5 ); 10) рассказ о принесении Авраамом в жертву Исаака ( Быт. 22:1–18 ); 11) пророчество о Мессии ( Ис. 61:1–9 ); 12) рассказ о воскрешении юноши пророком Елисеем ( 4Цар. 4:8–37 ); 13) молитва народа израильского ( Ис. 63:11–64:5 ); 14) пророчество о Новом Завете ( Иер. 31:31–34 ); 15) рассказ о спасении трех отроков в печи вавилонской ( Дан. 3:1–51 ), завершающийся припевами «Господа пойте и превозносите Его во веки». В совокупности 15 паремий представляют собой грандиозный компендиум всего Ветхого Завета: перед духовным взором верующих проходят наиболее значимые события дохристианской Священной истории. Сразу же за паремиями следует пение «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся» и чтение Апостола ( Рим. 6:3–11 ). По Апостоле, вместо обычного «аллилуйя», многократно поется стих «Воскресни, Боже, суди земли, яко Ты наследиши во всех языцех» с добавлением других стихов из 81-го псалма. Во время пения «иереи и диакони извлачаются черных одежд и облачаются в белыя». В современном богослужебном обиходе Православной Церкви переоблачение в светлые одежды при пении 81-го псалма воспринимается как переход от Страстной седмицы к празднованию Воскресения Христова, тем более что сразу же за переоблачением священнослужителей следует евангельское чтение, повествующее о воскресении ( Мф. 28:1–20 ). Исторически, однако, белые одежды священнослужителей были связаны не столько с пасхальным торжеством, сколько с крещением оглашенных, происходившим в Великую Субботу. Пока священнослужители были заняты совершением Таинства крещения, прихожане, собравшиеся в храме, слушали ветхозаветные чтения. По окончании чтений новокрещеные в светлых одеждах входили в храм с пением «Елицы во Христа крестистеся», после чего вся община участвовала в Евхаристии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Они, как и те пророки, о которых говорилось выше — толпа, охваченная диким экстазом; однако они утверждают, что говорят во имя Ягве. И хотя их притязания могут быть ложными, как в данном случае, однако ясно, что в те древние времена подобная практика для религии Ягве не считалась незаконной. Сонм пророчествующих встречается в окружении Самуила (1 Цар 10:5; 19:20). Во времена пророка Илии (3 Цар 18:4) группы пророческих учеников были связаны с Елисеем (4 Цар 2:3–18; 4:38 сл; 6:1 сл; 9:1), и после этого они не упоминаются вплоть до Ам 7:14. Под возбуждающую музыку (1 Цар 10:5) пророки приходили в состояние коллективного экстаза и безумия, которым заражали окружающих (1 Цар 10:10; 19:21–24), а также совершали символические действия (3 Цар 22:11). Уже упоминалось о том, как Елисей, прежде чем пророчествовать, призывал на помощь музыку (4 Цар 3:15). Чаще упоминаются символические действия пророков: Ахия Силомлянина (3 Цар 11:29 сл), а также Исайи (Ис 20:2–4); часто — Иеремии (Иер 13:1 сл; 19:1 сл; 27:2 сл), но прежде всего — Иезекииля (Иез 4:1–5:4; 12:1–7,18; 21:23 сл; 37:15 сл). В ходе этих действий или даже независимо от них пророки подчас демонстрируют странные формы поведения и даже могут впадать в аномальные психические состояния, но необычность внешних форм — далеко не самое существенное у пророков, деяния и слова которых передает Библия. Эти пророки явственно отличаются от экстатических членов древних пророческих сообществ. Однако их всех объединяет их специальное обозначение — наби. И хотя образованный от этого слова глагол благодаря появлению экстатических пророков может означать также “бесноваться от нападения злого духа” (ср. 1 Цар 18:10 и в других местах), но это употребление не соответствует первоначальному смыслу исходного слова. Это существительное, по всей вероятности, восходит к корню со значением “взывать”. Поэтому наби — это тот, кто призван, а также тот, кто призывает, возвещает; значение “призванный глашатай” и выявляет суть израильского пророчества. Пророк — вестник и глашатай Бога.

http://pravmir.ru/vvedenie-v-vetxij-zave...

Каким же образом мы становимся «стелесниками» Христу? – Через таинство Святой Евхаристии, приобщаясь Телу и Крови Христа 1 . Это положение поясняется известным самоотождествлением Христа с виноградной лозой ( Ин. 15:5 ). В результате благодатных Даров, получаемых человеком от единосущного общения с Господом, появляются, по мнению св. Афанасия, даже чисто физические изменения человеческой природы. «Мы, верные о Христе, не умираем уже теперь смертию, но разрешаемся на время, которое каждому определил Бог , да возможем улучить лучшее воскресение» (2, ч. I, с. 225). Развивая эту мысль, св. Афанасий приходит к идее «обожения» человеческой природы через тесное и таинственное общение со Христом. Исходным пунктом рассуждений св. Афанасия служит учение о том, что первый человек до грехопадения обладал нетлением вследствие своего тесного единения с обитавшим в нем Словом (2, ч. I, с. 197). Анастасический вопрос решается св. Афанасием в прямой зависимости от «обожения»: воскресение мертвых является его завершительнымным актом, подобно тому как «обожение» самого Христа завершилось Его Воскресением (2, ч. II, с. 232). Современник св. Афанасия, св. Кирилл, архиепископ Иерусалимский (319–386), в своих огласительных и тайноводственных словах дал как бы сжатый компендиум всего того, что Церковь предлагала в то время в качестве догматического учения для обращенных язычников. Догмат о воскресении мертвых нашел здесь место в виде краткой сводки богословских аргументов. Св. Кирилл исходит из утверждения самостоятельной онтологической ценности тела: «Не позволяю никому говорить, что тело сие чуждо Богу», – убеждает он готовящихся к просвещению (4, с. 55). «Умоляю тебя, – продолжает святитель, – береги тело сие и знай, что будешь воздвигнут из мертвых, чтобы с телом сим предстать на Суд» (ibid., с. 58–59). В подтверждение этого св. Кирилл приводит целый ряд ссылок на Священное Писание . Кроме прямого указания на ветхозаветных пророков ( Ис. 26:19 ; Иез. 37:12 ; Дан. 12:2 ) и на воскрешение мертвых пророками Илиею и Елисеем ( III Цap. 17:17–24; IV Цар. 4:18–37, 13:21), особое внимание обращается им на рассказ о пророке Ионе, откуда приводится довод «Что труднее? Восстать ли из земли человеку погребенному или не сгнить человеку во чреве кита?» (4, с. 192).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Georgi...

Иоанн Предтеча по кончине, сошед во ад, проповедовал праведникам ветхозаветным грядущее разрешение их от уз явлением Христа Спасителя. Он исшел из ада со Христом по Воскресении Христовом и сподобился многих венцов на небе как девственник, как пустынник, как проповедник покаяния, как пророк, как Христов Предтеча и Креститель и, наконец, как мученик. Обезглавленное тело праведника с честью погребли его ученики близ Самарии вместе с пророками Елисеем и Авдием. Блаженная же глава его, претерпев поругание от безумной Иродиады, со временем явилась в славе, и свет этой славы уже не мог затмить ничто в мире. И Церковь поет: «Ирод безумный отсекает главу Предтечи, Христос же содевает его, яко Крестителя, главу Церкви, веры сиянием и проповедью о явшемся в мир Спасителе…» А нечестивое семейство пожало плоды своей беззаконной жизни и гнусного своего злодеяния над праведником Божиим. Ирод, мучимый преступной совестью своей, во все дни оставшейся жизни видел на трапезах своих главу Иоанна Предтечи и слышал грозный обличающий его голос: «Не должно тебе иметь жену Филиппа, брата твоего». Вскоре оклеветанный племянником пред римским императором, он был сослан в ссылку в Испанию, потеряв при этом все свое царство, а не только обещанную плясавице половину его. Саломия, испросившая по наущению своей матери милости для себя в убийстве пророка, погибла в водах реки, провалившись под лед. Шея ее была перепилена обломками льда, на котором висела она, исполняя ногами в воде страшный танец, начатый на безумном пире. Ирод и Иродиада по преданию были поглощены живыми землею. Разверзлась земля, и ад расступился, приняв души их. И горькая память их, как беззаконников и убийц, хранится лишь в связи с вечной памятью праведника, которая жива и по сей день. А пример жизни святого пророка, Предтечи и Крестителя Господня научает нас, как жить, угождая Богу, как спасаться в мире греха. Он учит нас жаждать явления Господа и Спасителя в нашей личной жизни всегда. Он учит нас всегда и во всем желать познания воли Божией о нас.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=736...

В другой раз Елисей спас от продажи в рабство за долги вдову одного пророка. Он велел ей запереться в доме, и из единственного оставшегося у нее кувшина с маслом наливать во все сосуды, которые есть у нее и которые она возьмет у соседей. Масло в кувшине не убывало, пока не кончились емкости. На вырученные за продажу этого масла деньги вдова не только заплатила долг, но и смогла прожить со своими детьми. Это чудо прообразовывало Церковь , где от Одного Христа наполняются Святым Духом все желающие войти в Дом Отца. Они не только освобождаются от долга перед праведностью Бога, но и получают Вечную жизнь. В городе Сонам Елисей остановился у одной богатой женщины, страдавшей бесплодием, и по его молитвам у нее родился сын. К несчастью, случилось так, что, когда ребенок вырос, он получил солнечный удар и умер. В то время Елисей жил на горе Кармил, и женщина прибежала к нему поведать свою скорбь. Святой ничего не знал об этом, ибо пророки не всеведущи, а знают лишь то, что открыл им Бог. Но, услышав от женщины о горе, он пришел в Сонам, взял ребенка и, положив его на постель, помолился Господу и простерся над ним, вкладывая в него силу Духа Животворящего. Ребенок чихнул семь раз и ожил, и отдал его Елисей матери. Это чудо также предсказывало конечную победу над смертью, одержанную Христом, поэтому этот отрывок читается в храмах накануне Пасхи. По молитвам Елисея в наказание за идолопоклонство на Израиль пришел семилетний голод (длившийся в два раза дольше, чем при Илии, как знак двойной благодати, полученной Елисеем). И во время голода Елисей приказал своему слуге сварить похлебку для сынов пророков. Один из них вышел в поле собирать овощи и набрал много неизвестных диких плодов, которые бросили в котел с похлебкой. Плоды оказались ядовитыми, и, когда начали есть, закричали: – Смерть в котле! Елисей всыпал в котел муки, и похлебка стала безвредной. Это чудо прообразовывало собой великую силу Таинства Причастия, которое обессмертило нашу зараженную грехом природу. В другой раз пророк накормил сто человек двадцатью хлебами и горстью зерен так, что они насытились и еще осталось. Так Господь показал, что у Ветхого и Нового Завета – Один Бог. Ведь подобное чудо дважды совершал Господь Иисус Христос, став человеком.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

2. Учреждение Святейшего Синода После неудачи с митрополитом Стефаном Петр I лучше разобрался в настроениях киевского ученого монашества. Подыскивая исполнителей задуманной реформы, он выбирал теперь из этой среды редких людей особого образа мыслей – противников латинского, «папежеского» направления, от которых он только и мог ожидать сочувствия своим взглядам. В Новгороде Петр обратил внимание на выходца из Малороссии архимандрита Хутынского монастыря Феодосия (Яновского), который бежал туда из Москвы во время «гонения на черкас» при патриархе Адриане. Митрополит Иов, собиравший вокруг себя ученых мужей, приютил беглеца, приблизил его к себе и сделал одним из главных своих помощников. Феодосий был сыном шляхтича и отличался высокомерием, заносчивостью. Петра он обворожил аристократическими манерами и искусством светского разговора. В 1712 г. Петр назначил его архимандритом новосозданного Александро-Невского монастыря и правителем церковных дел Петербургской области, а в 1721 г., через пять лет после кончины митрополита Иова, он в сане архиепископа был поставлен на Новгородскую кафедру. Из нового архиерея, однако, не вышло серьезного церковного деятеля. Это был человек не особенно ученый, маскировавший пробелы в образовании блеском светского красноречия. Среди духовенства и народа возникали соблазны от его скорее магнатского, чем архиерейского образа жизни, от его корыстолюбия. Петру стало ясно, что особую ставку на этого тщеславного честолюбца делать нельзя. Другой киевлянин, Феофан (Прокопович) , покорил сердце Петра. Сын киевского купца, в крещении он был наречен Елеазаром. С успехом закончив Киево-Могилянскую академию, Елеазар обучался во Львове, Кракове и в римской коллегии святого Афанасия. В Риме он стал базилианским монахом Елисеем. Вернувшись на родину, он отрекся от униатства и был пострижен в Киево-Братском монастыре с именем Самуила. Его назначили профессором академии и вскоре, в награду за успехи в преподавании, удостоили имени его покойного дяди Феофана – ректора Могилянской академии. Из Рима Прокопович вынес отвращение к иезуитам, к школьной схоластике и ко всей атмосфере католицизма. В своих богословских лекциях он пользовался не католическим, как это было принято в Киеве до него, а протестантским изложением догматики.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Так, оплакивая потерю Иосифа, патриарх Иаков, несмотря на утешения со стороны всех сыновей и дочерей своих, не хотел утешиться и сказал: с печалью сойду к сыну моему в преисподнюю ( Быт.37:35 ). Под словом «преисподняя» (шеол) патриарх разумел, без сомнения, не гробницу тела Иосифова, а место, куда отошла душа сына его, потому что Иаков не считал Иосифа погребенным в каком-либо гробе, а был уверен, что он растерзан зверем. 51 В позднейший период еврейской истории вера и надежда на бессмертие высказывается еще яснее и решительнее. В учительных книгах Ветхого Завета раскрывается мысль, что дух человеческий, по самой природе своей, есть начало неумирающее, что он должен возвратиться к Богу, который дал его ( Еккл.12:7 ), что смерть есть явление не необходимое, но привзошедшее в мир случайно, так как Бог смерти не сотворил, а создал человека для нетления ( Прем.1:13; 11:23 ). Наконец, в книгах пророков Исаии ( Ис.26:19 ) и Даниила ( Дан.12:2 ) высказывается мысль и о воскресении тел для будущей жизни, и о вечности наград и наказаний. Независимо от всего этого, истина бессмертия души и воскресения мертвых самым осязательным образом открывалась для ветхозаветного человека в некоторых наглядных явлениях, каковы: взятие Еноха и Илии на небо живыми, а также воскрешение мертвецов пророками Илиею и Елисеем. Здесь уже истина бессмертия находила свое предуказательно-фактическое подтверждение и осуществление. Во времена Иисуса Христа только секта саддукеев, не знавшая ни Писаний, ни силы Божией, и не пользовавшаяся особенною популярностью и сочувствием в народе, отвергала бессмертие и воскресение мертвых. Известный наш петербургский профессор-гебраист Д.А. Хвольсон нашел в Крыму надгробные памятники евреев, умерших до РХ; в надписях на этих камнях ясно видна вера древних евреев в бессмертие души и будущую жизнь. Нам остается еще покончить в нашем историческом доказательстве, утверждающем всеобщность веры в бессмертие души в роде человеческом, с одним важным вопросом, именно – с вопросом о дикарях.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/bes...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010