«Отче наш, иже еси на небеси, да святится имя Твое» (лат.). Смоленский наместник. – Смоленск был захвачен Витовтом в 1395 г. В 1401 г. смоляне восстали, убили литовского наместника и поставили своего князя. Витовт снова взял город в 1404 г. после осады. В 1514 г. Смоленск был отвоеван Русским государством, в 1611 г. опять, несмотря на героическое сопротивление, захвачен Сигизмундом III (1566—1632). Взят войсками царя Алексея Михайловича (1629—1676) в 1654 г. Мир вам!…Мир! Мир! (лат.) адский огонь (лат.). Фризский рыцарь… – Речь идет о рыцаре из Фрисландии (историческая область у берегов Северного моря, ныне провинция Нидерландов). Казимеж – в древности пристоличный городок, ныне район Кракова. …окрестил новорожденную… – Ее назвали Эльжбетой-Бонифацией; первое имя – в честь Елизаветы Боснийской, матери королевы Ядвиги. Станислав из Скарбимежа (из Скальбмежа, 1360—1431) – юрист и философ, первый ректор Краковской академии после ее реорганизации. Остров – Остров-Велькопольский (ныне Калишское воеводство). Олькуш – город в Краковской земле, b XIV—XVI bb. переживал пору расцвета рудных промыслов (добыча серебра, свинца). Ныне в Катовицком воеводстве. …всяких дворян, как они там зовутся, отроков, что ли… – Отроками в средневековой Руси (X—XI bb.) звали младших дружинников князей и крупных феодалов. Уменьшительное от Пшецлав. – Примеч. авт. Вильк (wilk) – волк (польск.) . школяры (лат.). …он даже не знает, как зовут византийского императора… – Константинопольский престол занимал (до 1412) Мануил III. Все законы, любое право позволяет отражать силу силой и защищаться всеми средствами! (лат.) женщину (лат.). распутную и пьяницу (лат.). служила Бахусу (лат.). прелюбодейка (лат.). супругу (лат.). Яблоко от яблони недалеко падает (лат.). помои (лат.). Во веки веков, аминь! (лат.) Скоец – денежная единица. Был равен двум грошам и составлял 1/24 часть гривны (при польском короле Казимире III, 1310—1370, гривна равнялась 197 г серебра). На один скоец можно было купить четырех цыплят, на шесть – бочку пива.

http://azbyka.ru/fiction/krestonoscy-gen...

Я вечером дал телеграмму в Петербург, Святейшего Синода прокурору Саблеру, и вторую – архиепископу Антонию Волынскому, который был членом Святейшего Синода. Они сейчас же дали распоряжение: как с поезда они будут сходить, так его задержать. Но он в Злобине сошел с этого поезда, сел на московский поезд и уехал в Москву к великой княгине Елизавете Феодоровне. Взял письмо, чтобы ему можно было свободно попасть к Государю Николаю. Поезд с патриархом Григорием пришел в Петербург, а Булатовича там не оказалось. Тогда прокурор Саблер сообщил на наше подворье в Петербург – настоятелю подворья иеромонаху о. Антонию, чтобы как он появится на подворье, сообщили прокурору. Он появился через двое суток, и ему настоятель о. Антоний сообщил, что его ищут арестовать. Он сейчас же скрылся и скрывался в Петербурге шесть месяцев. В мае месяце по просьбе Булатовича и великой княгини Ольги Александровны Государь Николай Александрович предписал Синоду, чтобы Антония Булатовича не преследовать. Обитель оставить за имябожниками, а выгнать монахов из русского Андреевского скита и поместить в Ильинский скит и Пантелеимоновский монастырь. А старцы-греки на Афоне и Константинопольский патриарх постановили всех имябожников выслать в Россию. Тогда я решил лично ехать в Петербург и хлопотать о русском Андреевском ските. 14 мая 1913 года приехал я в Петербург и явился в Синод, а в Синоде 20 мая уже была последняя сессия заседания. Членами Синода были митрополит Владимир Петербургский и митрополит Макарий Московский , архиепископ Никон Вологодский, архиепископ Антоний Волынский и другие. Я им объяснил подробно все и что необходимо на Афон послать комиссию. Я должен был всем членам рассказать и объяснить по отдельности. И я ходил к каждому на квартиру. 20 мая заседание Синода решило послать комиссию на Афон. В комиссию назначили архиепископа Никона Вологодского и профессора Петербургской духовной академии Троицкого Сергия Викторовича. Я к ним поехал. Они сказали, что через четыре дня соберутся. А мне сказали: “А ты должен выхлопотать на выезд разрешение комиссии за границу и чтобы там греческая власть дала содействие”.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Распоряжения эти повторены были при имп. Елизавете. При Aлekcahдpe I в 1804 г. Св. Синод, по желанию государя, указал духовенству наблюдать всяческую чинность в богослужении, особенно при свадьбах и крестных ходах, не дозволять мирянам переходить в церкви с места на место, стоять в алтаре или на солее перед иконостасом и тем мешать священнослужащим. В 1816 г. Высочайше повелено виновных даже в малейшем нарушении благочиния при богослужении, кто бы они ни были, предавать уголовному суду. В разное время подтверждались правила, запрещавшие нарушение святости воскресных и праздничных дней торговлей до окончания литургии, разными увеселениями во время церковных служб и общественными работами; при имп. Aлekcahдpe I губернским начальствам поручено было наблюдать, чтобы помещики не заставляли работать в такие дни своих крепостных крестьян. Каждогоднее исполнение христианского долга исповеди и св. причастия всеми православными, начиная с 7-летнего возраста, было постоянным требованием правительственных распоряжений; для наблюдения за этим при Петре заведены были в церквах исповедные росписи прихожан; виновные в неисполнении этого священного долга до трех раз подвергались штрафу (отмененному в 1801 году), потом предавались гражданскому суду и лишались прав на общественную службу. Все наши царственные особы старались сами подавать пример уважения к церковным установлениям и этим много сдерживали развитие в высших слоях общества разных противоцерковных веяний. Сам Петр Великий, заметно тронутый протестантскими идеями, больно поучил своей дубинкой В. Н. Татищева, который, воротясь из-за границы, вздумал кощунствовать: «Не соблазняй-де верующих душ, не заводи вольнодумства, вредного общественному благоустройству; не затем я тебя выучил, чтобы ты был врагом общества и церкви». Не имея возможности со своим войском соблюдать посты, царь во избежание соблазна счел нужным выпросить на то разрешение от самого константинопольского патриарха. В самый разгар немецкого господства в России имп.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=735...

Вернуться 8 «Харатья», хартия (лат. chart a), стар. – папирус, пергамент – все, на чем писали встарь, и сама рукопись. Вернуться 10 Монашеские уставы: первый, древнейший, Пахомия Великого – IV век. До Пахомия монастырей вообще не существовало. Он первый создал монастыри в Европе и оставил им правило жизни. Затем идет Василий Великий, еп. Кесарийский, автор дидактического труда о монашестве, так сказать, «теоретик» монашества и аскетизма. Более поздние уставы: Иерусалимской обители Саввы Освященного – VI век, Константинопольский Федора Студита, или Студийский, – IX век. Студийский монастырь славился святостью подвижников и ревностью их к православию во время иконоборства. Студийский устав был заимствован и русскими монастырями – его ввел первый преп. Феодосий Печерский у себя в Лавре, затем преп. Сергий в своем монастыре. Известен еще Афонский устав, или Святые Горы, – X век. Вернуться 12 В древности у архиереев, кроме монашеского параманда, который носили по рубашке, был еще служебный параманд, который при богослужении надевался ими на стихарь или подризник. Вернуться 13 Мы так мало о нем знаем, что трудно решить, был ли он просто честолюбцем или новатором, реформатором Церкви. Для нас, во всяком случае, ясно, что идеалу святости и монашества, по Сергию, он не соответствовал. Вернуться 14 Лавра – слово греческое, значит – улица, переулок или вообще уединенное место. Греки так и применяли его к монастырям. Лаврами назывались у них монастыри, где каждый монах жил отдельно, в келии, отделенный от других некоторым пространством, жил затворником, сходясь с другими братиями только в субботы и воскресенья на богослужении. В России название лавра употребляется в смысле большого монастыря, богатого и знаменитого. Тогда лавр было довольно много, и также Троице-Сергиев монастырь назван еще Епифанием лаврой. Но позже лаврами дают право называться только прославленным монастырям, в наше время лишь четырем: Киево-Печерская лавра, Троице-Сергиева лавра, Александро-Невская и Почаевская. Время этого официального названия – вероятно, с XVII века, с царской и патриаршей грамоты Киево-Печерскому монастырю в 1688 г. – Троице-Сергиева лавра – указом Елизаветы Петровны 8 июня 1744 г.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Статистические данные всегда очень относительны. Можно, однако, привести некоторые цифры, чтобы дать представление о размахе миссионерской деятельности. Во время царствования Елизаветы Казанская губерния насчитывает до 450000 крещеных. За 30 лет миссия Иннокентия обратила почти 125000 язычников. В других местах надо также считать обращенных десятками и сотнями тысяч. Кавказская миссия разворачивается с конца XVIII века. К 1823 г. среди этих очень различных народов насчитывается до 60000 крещеных с 67 приходами и несколькими монастырями. Миссия в Китае В 1686 г. группа пленных казаков просит прислать духовника и переделывает буддистский храм в Церковь святой Софии. Петр I посылает в 1715 г. группу миссионеров, которые пытаются обратить даже Китайского императора. В 1732 г. миссия располагает священниками, катехизаторами и монастырем. Во время боксерского восстания в 1900 г. 222 китайских мученика явили свою удивительную преданность православной вере. До Второй мировой войны 200000 православных русских и китайцев проживали в Китае, имея архиепископа в Пекине, богословский факультет в Шанхае, многочисленные общины и школы. В настоящее время значительная православная китайская община приспосабливается к новым условиям в стране. Миссия в Японии В 1861 г. монах Николай (Касаткин ; 1836–1912) посылается в качестве духовника российского консульства в Хакодате. Изучив язык, он быстро переводит литургические тексты на японский и через воздействие литургических служб образуются общины. Привлеченный их красотой, обращается языческий жрец Павел Савабе, и именно его зять становится в 1841 г. первым японским епископом. Архимандрит Николай, преосвященный Токийский, в 1891 г. руководит 20000 верующими с 33 священниками, 146 катехизаторами и многочисленными учителями. Все они – японцы. В настоящее время под началом епископа Иринея насчитывается 40000 православных японцев с богословской школой в Токио, 70 священниками и 194 общинами. Миссия в Корее Миссионерский пункт был основан в 1900 г.; в 1914 г. 9 священников-миссионеров обеспечивали 4000 обращенных важной медицинской и педагогической помощью. В настоящее время община, полностью корейская, с Церковью в Сеуле находится под юрисдикцией Константинопольского экзарха.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Evdokimo...

Митрополит над переводом сидел с A. В. Горским по одиннадцати часов сряду. Много сил у старца. Что-то отношения к Константинопольскому патриарху всё ещё не устроены. Граф окружил себя фанариотами. Они склоняют его в пользу патриарха, между тем партия славянофилов имеет так много данных злоупотребления патриарха в славянских землях, что оправдывать его нельзя 69 . К нам прислали из Киева историю русской церкви, напечатанную по-славянски, вероятно в Австрии, совершенно раскольническую. Начинается с Никона, которого, разумеется, ругают и оканчивается историей избрания Амвросия. 1860 г., февраля 11. Елагин делает мне предложение написать жизнь святителя Тихона Воронежского. Книга может быть будет напечатана за границею. По слухам Нафанаил Полтавский 70 лично у Государя Императора выпросил, чтобы его не переводили из Полтавы года три и своею ловкостью и развязностью он успел понравиться Государю, так что слушая его все за столом перестали есть. Филиппов 71 ныне писал Александру Васильевичу, что третьего дня граф Толстой подписал определение Синода о составлении комитета для преобразования училищ, но свод проектов ещё не печатается. Его хотят послать в академии. Касательно краткого извлечения, которое Урусов развозил, заметил митрополит Московский, что тут ничего не видно. Нельзя видеть оснований разных мыслей, с этим согласен и Урусов. 1860 г., февраля 29. Из Петербурга привезли вести, что будто Болгары испросили себе самостоятельную иерархию с патриархом в Тернове, что Константинопольские Греки раздражены сим, хотят объявить русскую церковь схизматическою на том основании, что принимают у нас иноверцев без перекрещивания, что комиссия о переводе книг св. Писания с Еврейского не знает на чём остановиться, какой текст избрать в основание и посему вытребовала дело об исправлении Библии при Елизавете, что начать печатанием новый завет на русском и цену его хочет граф возвести до 2 р. 50 коп. сер. Елагин пишет мне: Митрополит Григорий 72 получил из трёх губерний донесение о манифестации раскольников, что царь велел им оставаться в расколе. Из губерний Пермской, Саратовской и, кажется, Черниговской сообщено о сем конфиденциально.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Belyaev...

Узнав о чуде, монахи почти каждый день пели пред иконой акафист. Росло и народное почитание образа. Тогда наместник благословил сделать для иконы красивый киот, перенести ее в храм на аналой, чтобы все верующие могли молиться и прикладываться к ней. Так чудесно обновившаяся Казанская икона стала одной из почитаемых святынь монастырского храма, нареченного в ее честь. «Величит душа Моя Господа…» Летом 1995 года на Валаамском подворье произошло еще одно чудо. Где-то в десятых числах июля капли благодатной росы (без запаха) выступили на иконе Божией Матери, что находится на северной стене храма. Миро источалось несколько дней, его собирали на ватки, которые раздавали верующим, и оно появлялось вновь. Мироточивая икона Образ средней величины, написанный на дереве, без киота, отличается редкой иконографией: в центре — поясное изображение Божией Матери, держащей свиток с начальной строкой Песни Богородицы: «Величит душа Моя Господа и воз…» ( Лк.1:46 ); в клеймах четверо святых и двунадесятые праздники, отражающие события земной жизни Владычицы: Ее Рождество, Введение во храм, Благовещение, Сретение Господне и Успение. Господь отметил чудом мироточения икону, прославляющую Его Пречистую Матер ь 53 . «Радуйся, тобою бо венчаются царие!” Церковь иконы Божией Матери «Знамение» в Царском Селе В 1747 году в Царском Селе усердием дочери Петра I Гocyдapыhu Императрицы Елизаветы Петровны была построена церковь для иконы Божией Матери «Знамение». Подаренная Царю Алексею Михайловичу Константинопольским патриархом, икона стала небесной покровительницей Царствующему Дому Романовых: ею благословлялись все русские цари. Местопребывание Царскосельского образа, прославившегося многими чудесами, в настоящее время неизвестно 54 . Знаменская церковь В Знаменской церкви усердно молился Государь Николай Александрович и Его Семья. Перед чтимой иконой о. Александр Васильев служил молебны, когда Царская Семья пребывала под арестом в Александровском дворце. Пред ней же был совершен и напутственный молебен накануне отправления в ссылку. Отсюда начался крестный путь Царственных Мучеников на Голгофу.

http://azbyka.ru/znamenija-bozhii-ot-svj...

7-го числа слушал раннюю литургию и панихиду по приснопамятном митрополите Филарете в Филаретовской церкви. В 10 часов утра был в доме призрения Ел. Ст. Кротковой. Осмотревши церковь при пении питомиц-девочек, благословивши этих юных певиц и стариц-богаделок, я пришел в квартиру начальницы. Подан был кофе, и началась продолжительная очень интересная беседа. Прежде всего, зашла речь об автографах писем покойного Владыки, митрополита Филарета, к Наместнику Лавры, архимандриту Антонию. 2400 Автографы эти переданы были о. Антонием Елизавете Степановне для издания их в печать, и они напечатаны в четырех частях. Здесь помещено 1681 письмо, но некоторые письма, хранящиеся в автографах, остаются ненапечатанными по особым причинам. Так, не напечатаны письма, касающиеся архимандрита Лео- —184— нида, преемника архимандрита Антония. – В напечатанных письмах встречается немало имен и фамилий, означенных инициалами (т. е. начальными только буквами). Я просил г-жу Кроткову дозволить мне, в случае надобности, раскрыть эти инициалы по автографам, где эти имена и фамилии написаны полными словами, и она любезно обещала мне это. Имели потом разговор о покойном Московском генерал-губернаторе, Князе Вл. А. Долгорукове, к которому она была в близких, едва-ли не родственных отношениях, и который много делал ей добра и оказывал особенное покровительство по делам управления домом призрения. Коснулись также и нового Генерал-Губернатора. Елисавета Степановна передала мне немало подробностей о неодобрительных действиях сына покойного митрополита Иннокентия, протоиерея Гавриила Ив. Вениаминова, и о его корыстном участии в дорогих лаврских постройках в Москве и Петербурге, производимых бывшим экономом Лавры, архимандритом Агафангелом. Наконец она сообщила мне горькие сведения об обстоятельствах кончины блаженной памяти митрополита Иннокентия. Пока тело его оставалось в домовой церкви Троицкого подворья, пред гробом читали поочередно священники и уходили домой. Ночью в церкви из посторонних не было никого, но раз приходит ночью в церковь знакомый покойному Владыке известный московский пастор Д…, для поклонения телу почившего. И что-же видит? – Видит: спящего над гробом нетрезвого сына почившего Иерарха, помянутого выше протоиерея Гавриила!!!

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В этом «Послании» история жизни Христа представлена следужщим образом: отцом Иисуса был ессей, поэтому ессеи взяли Его под свою опеку, позже Иисус вступил в их орден, был духовным учителем ессеев, Его распяли. После распятия ессеям удается продлить на какое-то время Христу жизнь, но вскоре Он все же умирает от полученных на кресте ран. Если принять этот сюжет на веру, то нам придется полностью отказаться не только от Нового Завета, так как он совершенно иначе описывает жизнь Христа, но и от православной христологии и сотериологии. Но прежде всего бросается в глаза тот факт, что даже самим издателям «Послания ессеев» неизвестна история происхождения этого произведения 161 , в отличие от текстов Нового Завета, легитимность которых можно легко доказать, о чем выше уже говорилось. Далее, в тексте есть несколько интересных моментов. Например, читатель может узнать, что, оказывается, сыном Елизаветы и Захарии был не Иоанн Креститель, а Иоанн Богослов 162 . То есть Новый Завет «ошибся» в этом плане, что ж, допусим, но из того же апокрифа можно узнать, например то, что Назарет находится у подножия горы Фавор 163 . И это при условии, что Фавор расположен «…в 9км. к востоку – юго-востоку от Назарета...» 164 . Не может не изумить читателя и описание изъятия Тела Христа из гробницы: автор «Послания ессеев» описывает, как ко гробу был послан молодой ессей в белых одеждах, как стража, испугавшись его, убежала (представьте: ночью у гробницы Христа появляется юноша в белых одеяниях и профессиональные римские солдаты, увидев его, в страхе разбегаются), как этот юноша легким движением руки отвалил гигантский камень, которым был закрыт вход в гробницу Иисуса 165 . На наш взгляд, дальше можно не продолжать. Читая подобного рода свидетельства «очевидцев», становится понятно желание Церкви уберечь своих членов от знакомства с ними. 11. Может ли христианин быть теософом? Чтобы ответить на поставленный вопрос, можно сделать сравнительный анализ Никео-Константинопольского Символа Веры 166 с теософским учением.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/teosofij...

Напротив известно, что этот перевод сделан вовсе не греческою церковью, а под влиянием английского Библейского Общества и сделан не только не с благословения иерархов греческих, а решительно без их ведома и вопреки их воле, и в недавнее время, при патриархе Константинопольском Григорие, отвергнуть, осужден, и множество экземпляров оного отобрано у народа и сожжено 311 . 5) Когда приспело блаженное время обращения в христианскую веру славянских народов, промысл Божий так устроил, что и для них сдедан был перевод Священного Писания на родной им славянский язык, и ветхозаветные книги переведены не с еврейского текста, а именно с греческого седмидесяти толковников, сделан мужами святыми, можно сказать, равноапостольными, Кириллом и Мефодием, следовательно, несомненно, под особенным смотрением и руководством Духа Божия; сей перевод предки наши, приняв, хранили неприкосновенным, как неоцененный дар и благословение свыше; от них и мы получили сие драгоценное наследие. Сколько веков прошло уже и сколько тысячей тысяч перешло из недр церкви русской в царствие небесное, и какие великие угодники явились при руководстве слова Божия, читаемого или слушаемого на древнем родном нашем языке! Между тем никогда блаженные предки наши, подобно как и в греческой церкви, не помышляли и не считали нужным делать новый перевод, смотря по видоизменениям народного языка в разные времена 312 . Только по временам, иерархами нашими, равно как в прошедшем столетии, при Императрице Елизавете Петровне, Святейшим Синодом, при новом изданиии Библии, делаемы были незначительные перемены в словах или выражениях, и темные, либо неточные и вкравшиеся ошибкою заменяемы другими, или же поставляемы были на полях, либо под чертою пояснения, но самый основный текст оставался неприкосновенным. 6) Церковь болгарская, сербская и другие у единоплеменных нам славянских народов, оставшихся православными, также хранят у себя неприкосновенным древний перевод Св. Писания, и несмотря на то, что их народные языки еще более удалились от древнего библейского языка славянского, чем наш русский, не покушаются перевести на теперешний свой язык как Библию, так и богослужебные книги 313 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010