В средневековой Руси супруги великих князей и царей жили в теремах за высокими заборами, удаленные от людского глаза; их интересы ограничивались кругом семьи, выходами в церковь и поездками на богомолье. Ирина стала единственной царицей, получившей в свои руки власть на Руси. Специально для нее была изменена церемония венчания на царство: у открытого окна одной из палат дворца был установлен трон, на котором восседала новая государыня в богатом наряде и короне. При виде ее народ кричал: «Боже, храни нашу благородную царицу Ирину!» Вслед за митрополитом Дионисием она обратилась к новому царю с поздравительной речью. Примечательно, что до нее никто из цариц публичных речей не произносил. В конце церемонии она вместе с супругом участвовала в обряде осыпания их золотыми монетами в Царицыных палатах. Ирина Федоровна стала присутствовать на заседаниях боярской думы, куда ранее царицам вход был закрыт Ирина Федоровна стала присутствовать на заседаниях боярской думы, куда ранее царицам вход был закрыт. У нее был полк личных телохранителей. В своих покоях царица Ирина принимала духовенство, иностранных послов и боярских жен. Сохранился ряд документов, где рядом с подписью царя Федора стоит и подпись царицы Ирины. Она переписывалась с английской королевой Елизаветой I Тюдор, с Тинатин, супругой кахетинского царя Александра II. Заботясь об утверждении авторитета Русской Церкви, царица переписывалась с Александрийским Патриархом, которому от ее имени отправлялись грамоты и щедрые дары. В ответ в июле 1591 года Патриарх прислал ей часть мощей св. Марии Магдалины («от руки перст») и роскошный царский венец. Царица Ирина и ее державный супруг приложили немало усилий, добиваясь осуществления давней мечты Русской Церкви – учреждения на Руси патриаршей кафедры, которая сравняла бы Первосвятителя Русской Церкви с вселенскими восточными патриархами. В январе 1589 года произошло это знаменательное событие. Прибывший в Москву Константинопольский Патриарх Иеремия утвердил в России патриаршую кафедру и поставил Патриархом митрополита Иова. После торжественной церемонии рукоположения Иова оба Патриарха, Иеремия и Иов, последовали в царицыну Золотую палату. Епископ Арсений Елассонский, сопровождавший церковного иерарха в Россию, писал об этом событии:

http://pravoslavie.ru/156161.html

Таким образом, в хранилище монастырской библиотеки складывается замечательная коллекция рукописей на славянских языках. Падение Сербского государства в 1459 г. негативно отразилось на состоянии монастыря, который к концу XVIII в. перешел в ведение монахов-греков. Четырехсотлетний период сербского управления монастырем имеет большое значение для православного рукописного наследия. Славянские рукописи религиозного назначения и содержания переписывались в стенах святогорской обители и отправлялись в православные монастыри, церкви, библиотеки за пределами Афона. Но в сравнении с крупными афонскими обителями, например с Хиландарем, количество распространяемых рукописей было значительно меньше. Монастырю покровительствовали и русские монархи. Согласно грамоте Елизаветы Петровны 1754 г., монастырю святого Павла разрешался сбор милостыни в России. В непростой период XIX в. святопавловским инокам очень помогло пособие российского императора Александра I с. 30-32]. Благодаря этому, а также сбору пожертвований монастырь святого Павла выплачивал долги и покрывал расходы на восстановление обветшавших зданий. Библиотечный фонд Свято-Павловской обители постоянно пополнялся и активно использовался. Большая часть книг с Афона попадала в Россию с паломниками, но иногда специально организовывались поездки для приобретения там духовной и светской литературы. Одну из таких поездок предпринял Арсений Суханов в 1653-1655 гг. По благословению патриарха Никона он был послан на Афон для приобретения древних греческих и славянских рукописей и книг, необходимых для начавшейся в России книжной справы и для греко-латинской школы, открытой в Москве в 1653 г. Арсением Греком. С ним были отправлены: грамота патриарха Никона к Патриарху Константинопольскому, письма настоятелям обителей Святой Горы, богатая милостыня - «денежная казна», и собольи шкуры на 3 тыс. рублей. Пробыв на Афоне более 2 месяцев, с апреля 1654 г., он посетил более 17 монастырей и осмотрел монастырские библиотеки. Арсений Суханов отобрал в них для приобретения преимущественно древние, пергаменные рукописи: богослужебные книги, списки творений отцов церкви, а также печатные издания XV-XVI вв.; на этих книгах ставил внизу одного из начальных листов свое имя. А хранитель монастырской библиотеки на книге по-гречески писал название монастыря. В монастыре св. Павла Арсений приобрел славянские рукописи (болгарские и сербские). Всего в этой поездке он отобрал 498 книг. Часть выбранных книг была оплачена на месте и прибыла с ним в Москву. Другая часть была привезена в Россию в 1655 г. архимандритом Павловского монастыря Иоасафом и хиландарским архимандритом Феодором, за что каждый получил в феврале 1656 г. собольих шкурок на сто рублей. Всего из афонского св. Павловского монастыря в то время было привезено 16 книг с. 416-418]. В настоящее время история дальнейшей судьбы этих книг из святопавловской библиотеки установлена лишь частично и требует своего дальнейшего изучения.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=20&iid=288...

— Это бред сумасшедшего, чего тут комментировать? У нас никогда такого не было. Когда у нас во главе государства были конченые безбожники, злодеи и негодяи типа Ленина или Сталина, то никогда ни один из них не был главой Церкви. Потом началось замирение церковной ситуации, другие выродки повылазили, типа Хрущёва, который ещё похлеще, чем Сталин, потому что он мерзок специфически... А потом были всякие разные типы. Ну и что? И мы всё ждали-ждали, кто будет. Если бы у нас был какой-нибудь монгол, бурят, мусульманин - мы бы уважали этого человека. Представьте себе, например, православную Церковь в пределах Казахстана, Таджикистана или Узбекистана: там есть свой легитимный правитель, он не глава Церкви, он глава государственного тела, Церковь уважает его как первого человека, она может молиться о нём, но она не считает его своим главой. И сегодня у нас Владимир Владимирович вовсе не глава Церкви. У Геворкян проблемы с образованием, она просто невежественна. А чего мы будем комментировать бред невежды? Глава Церкви — Христос. Папа Римский, Патриарх Константинопольский, Святейший Кирилл — это не главы Церкви Христовой, это главы больших церковных объединений, которые сами подчинены Христу. У нас экклезиология очень простая: Христос — Глава Церкви, а Церковь — Тело Его. У нас никогда такого не было, чтобы считать человека смертного, замшелого, вонючего главой Церкви. Это может быть только в Англии, где старуха Елизавета считается главой Церкви, но это проблема англикан. — Здравствуйте, отец Андрей. Скажите, пожалуйста, когда душа выходит из тела, то обязательно только встречный ангел появляется или, может быть, встречает душу какой-то святой, которого мы любим, который, чувствуется, нам помогает здесь, на земле? Может ли он принимать душу? — Без сомнения, человек, который имеет серьёзную любовь к какому-то святому, сердечную привязанность, может удостоиться явления святого к своему гробу, к своему смертному одру. Скажем, человек, который любит великомученика Георгия, может удостоиться того, что сам Георгий придёт и встретит его в час смертный. Такое может быть с любым святым: с Симеоном Столпником, с Серафимом Саровским, Сергием Радонежским... Я думаю, что это всё возможно, это совершенная реальность. Поскольку мир духовный жив, он догматичен и иерархичен, но не бюрократичен. Поэтому любой святой может откликнуться на любовь души человеческой и прийти, защитить его, явиться ему как ангел Божий.

http://pravoslavie.ru/87484.html

Богородица: „объясни мне, вестник, как соделаюсь Я престолом Вышнего? как бренная плоть прикоснется тому неприкосновенному Свету Солнечному? Невозможные вести сообщаешь ты». Ангел: „почему, по какой причине, Препрославленная, Ты так не веришь моему благовестию? и до какой поры Ты не будешь подчиняться посланному с небес ангелу? Ибо я не – тот, который прельстил Еву. Богородица: „Я увидела твой многознаменательный лик и услышала чудеснейшие глаголы, которых никто никогда не слышал, потому и не в состоянии принять подобное благовестие“. Ангел: „хотя мой вид поражает Тебя, но я знаю, что слова уст моих соделаются причиною радости; и ублажат Тебя небо и земля“. Богородица: „каким же образом Я узнаю то, что будет совершение соделанного Им? ибо Я – Дева, не бывшая в чертоге, и не знаю совсем греха сладострастия... Но Я – раба Господа, сотворившего Меня“. Ангел: „Скажу Тебе ясно, что и Елизавета сродница Твоя родит теперь же сына в старости; и многие обрадуются и удивятся рождению его, и имя ему будет Иоанн“. Богородица: „прими от Меня дары, вестник, и удались от Меня; ангел ли ты или человек, подлинно Я не знаю; по образу Я созерцаю ангела, а взором познаю человека“. Ангел: „Разве, благословенная, Ты не видела меня, будучи во Святом святых? Ты видела меня и принимала пищу от моей пламенной руки. Я – Гавриил, постоянно предстоящий пред славой Божией». Богородица: „Я имею жениха благоразумного, святого и праведного, знающего искусство древоделия, и боюсь, как бы он не увидел Меня разговаривающей с тобою чужим, и особенно наедине». Ангел: „я исполнен глаголов вечных; поэтому скажу Тебе, что от Тебя имеет родиться Господь, Царь царей, – что Он воцарится в дому Иаковли, и царствию Его не будет конца«. Богородица: „Ныне душа Моя содрогнулась: Я не знаю, как понимать это страшное видение. Но, полагаю, что глаголы твои истинны, и Иосиф выдаст Меня в руки судящих об этом». Ангел: „дивлюсь я, Препрославленная, что Ты так смущаешься моего пришествия с высот: ибо мне приличнее бояться Тебя, как Имущей стать Матерью Господа моего, и трепетать пред Твоим царским достоинством.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Если бы Иоанн подходил к дому каждого и, становясь у дверей, вызывал на улицу и, держа Христа, говорил: «Он есть Сын Божий», то такое свидетельство было бы подозрительно, и это дело было бы весьма затруднительно; также, если бы он, взяв Христа, вошел в синагогу и показал Его, то и это опять сделало бы свидетельство Его подозрительным; но когда весь народ стекался из всех городов к Иордану и оставался на берегах реки, когда и Сам Он пришел креститься и получил свидетельство свыше голосом Отца и наитием Духа в виде голубя, то свидетельство о Нем Иоанна сделалось несомненным. Посему он и говорит: и аз не ведех Его, представляя свидетельство свое достоверным ( Ин. 1:31 ). Они были по плоти родственниками между собою: – се Елизавет, южика твоя, и та зачат сына, говорил Ангел Марии о матери Иоанна ( Лук. 1:36 ); если же матери были в родстве, то, очевидно, и дети. Посему, так как они были родственниками, то, дабы не показалось, будто Иоанн свидетельствует о Христе по родству, благодать Духа устроила так, что Иоанн провел все прежнее время свое в пустыне, дабы не показалось, будто свидетельство высказывается по дружбе или по какой-нибудь подобной причине. Но Иоанн, как был научен от Бога, так и возвестил о Нем; посему он и говорит: и аз не ведех Его. Откуда же ты узнал? Пославый мя, говорит, крестити водою, Той мне рече. Что Он сказал тебе? Над него же узриши Духа сходяща, яко голубя, и пребывающа на нем. Той есть крестяй Духом Святым ( Ин. 1:32–33 ). Видишь ли, что Дух Святой снисшел не как в первый раз тогда нисшедший на Него, но дабы показать проповеданного и наитием Своим, как бы перстом, указать Его всем? По этой причине Он пришел на крещение. Была и другая причина, о которой Он сам говорит: какая же именно? Когда Иоанн сказал: аз требую Тобою креститися, и Ты ли грядеши ко Мне, – то Он отвечал так: остави ныне, тако бо подобает нам исполнити всяку правду ( Матф. 3:14, 15 ). Видишь ли кротость раба? Видишь ли смирение Владыки? Что же значит: исполнити всяку правду? Правдою называется исполнение всех заповедей, как говорится: беста праведна оба, ходяше в заповедех Господних безпорочна ( Лук. 1:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Мне казалось, что лучше всего принять православие у греков Константинопольского Патриархата, отчасти, потому что я изучал греческий и мне было легче понимать богослужение, но еще по той причине, что мои друзья в Оксфорде относились к Московскому Патриархату, а в Лондоне – к Зарубежной Церкви, и в этом я видел определенную сложность, поскольку в то время эти две части Церкви были разобщены, и мне не хотелось участвовать в конфликтах между различными юрисдикциями. Я полагал, что раз я англичанин, мне не стоит вмешиваться в проблему, которая касается исключительно Русской Церкви, и поэтому, присоединившись к Вселенскому Патриархату, я мог сохранить дружеские отношения с обеими частями Русской Церкви. Когда я принял православие, епископ Иаков назначил мне духовника – священника, которого я уже упомянул, – о. Георгия Шереметьева. Таким образом, у меня осталось много связей с Зарубежной Церковью. – Расскажите, владыка, как Вас принимали в Православную Церковь и какой приход Вы затем посещали? Богослужение, во время которого меня принимали в православие, совершал епископ Иаков, и происходило это в греческом соборе в Лондоне. Вначале я исповедовался за всю жизнь, затем епископ произнес разрешительную молитву. После этого я прочитал Символ веры, и в конце епископ помазал меня святым миром. Моим приходом в Лондоне стал греческий собор Святой Софии в районе Бейзуотер, но часто я ходил в русский монастырь, где была мать Елизавета, а в Оксфорде я молился в русском приходе, который принадлежал тогда к Московскому Патриархату. Мне очень повезло, что еще до принятия православия, у меня было огромное число друзей среди православных из самых различных мест, и это дало мне некоторое понимание глубины и разнообразия, которое существует в Православной Церкви. Как видите, я не проходил через повторное крещение. Вы прекрасно знаете, что существует различная практика чиноприема. На Афоне, к примеру, англикан и римо-католиков принимают через крещение. В остальных Церквах Вселенского патриархата обращение в православие обычно происходит только через миропомазание.

http://pravoslavie.ru/37919.html

14 ноября 1944 года Пешев был арестован и приговорен к 15 годам лишения свободы за «фашистскую деятельность и антисемитизм». Через год, после инфаркта, он был освобожден, но не смог вернуться к адвокатской практике, лишен пенсии, его дом был конфискован. Единственным источником дохода в последние годы его жизни стала небольшая пенсия, выплачивавшаяся ему властями Израиля. По воспоминаниям родственников, он не считал себя героем, считая, что просто поступил по совести и отмечая заслуги всех депутатов, подписавших обращение. В 1973 Пешев скончался в бедности, перенеся еще два инфаркта, забытый на родине. Принцесса Елена Греческая и Датская Принцесса Елена Греческая и Датская (1896 – 1982) – дочь короля Греции Константина I и Софии Прусской, супруга румынского наследного принца Кароля, мать короля Михая I. Во время Второй мировой войны она посвятила себя уходу за ранеными. За самоотверженный труд по спасению румынских евреев от нацистов, она была удостоена в 1993 году награды «Праведник мира». Монахиня Мария (Мать Мария, в миру Елизавета Юрьевна Скобцова, (1891– 1945) – монахиня Западноевропейского Экзархата русской традиции Константинопольского Патриархата. Русская поэтесса, мемуаристка, публицист, общественный деятель, участница французского Сопротивления. Канонизирована Константинопольским Патриархатом как преподобномученица в январе 2004 года. По благословению своего духовного отца протоиерея Сергия Булгакова начала монашеское служение в миру, посвятив себя благотворительной и проповеднической деятельности. Организовала в Париже общежитие для одиноких женщин, дом отдыха для туберкулезных больных под Парижем. Причем большую часть работы она делала сама: ходила на рынок, убирала, готовила пищу, расписывала домовые церкви, вышивала для них иконы и плащаницы. Во время нацистской оккупации Парижа общежитие монахини Марии на улице Лурмель стало одним из штабов Сопротивления. Мать Мария В июне 1942 года, когда нацисты проводили массовые аресты евреев в Париже и сгоняли их на зимний велодром для последующей отправки в Освенцим, монахине Марии удалось тайно вывезти оттуда четырех еврейских детей в мусорных контейнерах. Мать Мария и священник Димитрий Клепинин также выдавали евреям фиктивные свидетельства о крещении. Оба были заключены в концентрационные лагеря.

http://pravmir.ru/pravoslavnyie-pravedni...

Теплым весенним днем 25 апреля 1751 г., когда по Неве, под окнами Зимнего дворца, уже шел ладожский лед, двор Елизаветы Петровны справлял «торжественное воспоминание» в честь 9летия со дня ее коронации. В этот день на театральной сцене во флигеле Зимнего дворца была представлена опера неаполитанского композитора Франческо Арайи (1700/1710–1767/1771), поставленная по либретто флорентийца Джузеппе Бонекки. Опера называлась «Eudossa incoronata o sia Téodosio II. Per festeggiare l’annua solennità dell’incoronazione di Sua Maestà Imperiale Elisabetta Prima imperadrice di tutte le Russie etc.». Текст либретто был переведен на русский язык надворным советником Адамом Олсуфьевым и напечатан в типографии императорской Академии наук под названием «Евдоксия венчанная, или Феодосий вторый». Опера была посвящена приключениям византийской императрицы Афинаиды (Евдокии) — дочери афинского философа Льва, которая, согласно сюжету, вынуждена спасаться от сватовства персидского царевича Камбиса в Константинополе. Там Афинаида знакомится с императрицей Пульхерией , сестрой Феодосия II (408–450), принимает крещение и становится женой императора. Сюжет оперы опирался на реальную историю императрицы Афинаиды (Евдокии), известную, в частности, из «Хронографии» Иоанны Малалы — автора VI в., а также из более поздних источников. В Византии Афинаида (Евдокия) была канонизирована. Хорошо известна византийская икона X в. из мрамора, инкрустированная драгоценными камнями, изображающая молящуюся императрицу в образе Оранты. История же несчастной любви персидского царевича к византийской императрице является вымыслом автора либретто и призвана заменить придворный анекдот, рассказанный Малалой, о любовной связи между Афинаидой и магистром оффиций Павлином. Данная связь будто бы послужила причиной казни Павлина и ссылки Афинаиды в Палестину после того, как императрица опрометчиво отослала любовнику золотое яблоко, подаренное мужем, а любовник, не знавший о происхождении подарка, отправил его императору (Mal. XIV). В действительности опала Афинаиды был связана с политическим противостоянием двух дворов: константинопольского двора императора и иерусалимского двора императрицы, которую жители восточных провинций империи называли «новой Еленой» за ее независимый стиль правления в Сирии и Египте. Историк VI в. Марцеллин Комит сообщает, в частности, о том, что опала Афинаиды последовала в 444 г. после того, как комит доместиков Сатурнин по приказу Феодосия казнил пресвитера Севира и диакона Иоанна, служивших при дворе императрицы, а Афинаида вслед за этим отдала приказ об умерщвлении Сатурнина (Marc. Com. a. 444).

http://bogoslov.ru/article/6192912

12 июля 1991 года, в день святых апостолов Петра и Павла, Татьяна впервые приехала к отцу Николаю Гурьянову. Она хотела пожаловаться на владыку, поскольку не могла даже представить, что справится с такой непосильной задачей. Но старец ей сказал, что надо восстанавливать уничтоженные обители: «Ведь у разрушенных престолов ангелы плачут». В течение нескольких лет об открытии монастыря молились и владыка Евсевий, и отец Николай, и будущая игуменья, и многие православные люди. В тот приезд, заканчивая разговор с будущей игуменьей, отец Николай строго сказал ей, что он никогда не обсуждает благословения владык. И считает недопустимым непослушание, поскольку у владык святительское служение. Сам же батюшка понимал, какой тяжелый крест должна понести эта молодая женщина. Но ему было открыто, что она сможет восстановить Спасо-Елеазаровский монастырь. Он до самой своей кончины помогал сначала послушнице, затем монахине, а потом и игуменье Елизавете молитвой и утешением, но иногда и наставлял строгим учительским словом. И свершилось чудо. Монатырь усердием матушки Елизаветы восстановлен. Но она не только стены восстановливала . Игуменья Елизавета стала активно заниматься просветительской деятельностью, рассказывая о подвижниках Спасо-Елеазаровского монастыря и идее «Москва – Третий Рим», которую сформулировал монах этой обители Филофей. Господь не случайно привел Татьяну к старцу Николаю Гурьянову. У него много лет хранились две чудотворные иконы. Одна из них – список иконы Божьей Матери «Цареградская». Эту икону после падения Царьграда Патриарх Константинопольский Геннадий II передал в Спасо-Елеазаровский монастырь. В 1703 году Спасо-Елиазаровскую обитель разорили шведы. Они погрузили награбленное (в том числе и Цареградскую икону) на лодки и поплыли по озеру. Поднялась буря и всех потопила. Цареградская икона не пожелала достаться иноверцам и оказалась на дне озера. Но сохранился ее список. Тоже чудотворный. В 1918 году большевики разорили монастырь, монахов утопили, и список этой иконы был утрачен.

http://radonezh.ru/analytics/matushka-tr...

Из книги: Евгений Тихомиров " Легенды и быль Нового Милета " . - Железнодорожный: ООО " Альянс Сервис " , 2011 Никольскую церковь в селе Новый Милет городского округа Балашиха нельзя назвать древней: она была построена только в начале XX века. Однако село, где стоит храм, имеет богатую историю: в разное время оно принадлежало царевне Софье, императрице Елизавете Петровне, представителям графской фамилии Воронцовых, Дмитрию Васильевичу Голицыну. При Воронцовых в имении был даже выстроен роскошный дворец по проекту Растрелли, который, однако, сгорел в 1818 году. За алтарем уцелевшего в советские годы Никольского храма похоронена княгиня Людмила Михайловна Ухтомская, которая пожертвовала землю для постройки церкви. Здесь же погребена ее дочь Лидия Александровна Кологривова – поэтесса, которую священномученик протоиерей Иоанн Восторгов называл русской Кассией. Преподобная Кассия, с которой сравнивали последнюю владелицу имения Милет, родилась в начале IX веке в знатной константинопольской семье. Она была прекрасно образована: знала Священное Писание, книги святых отцов, античных авторов. По преданию, святая Кассия вошла в число претенденток, из которых выбирал себе невесту молодой император Феофил. Он собрал во дворце двенадцать лучших девушек из знатных семей Константинополя и, по совету матери, условился дать избраннице золотое яблоко. Феофил, любивший стихосложение и даже сам писавший церковные стихиры, отметил среди претенденток Кассию, но решил испытать ее ум. Он произнес строчку из церковного гимна: «Зло проистекло от женщины…» Кассия тут же ответила императору продолжением стиха: «Но от женщины произошло для нас и высшее благо». Оценив ее ум, но недовольный дерзким ответом, Феофил все же избрал в невесты другую претендентку, а блаженная Кассия приняла монашеский постриг и стала ученицей преподобного инока Феодора Студита. Преподобная Кассия была не только монахиней, но и поэтом, композитором, составителем церковных песнопений, и, более того – единственной женщиной, чьи сочинения вошли в византийское богослужение. В частности, преподобная Кассия написала церковные песнопения для служб Великой Среды и Великой Субботы, которые до сего дня поются в Православной церкви.

http://sobory.ru/article/?object=02767

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010