Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ЦАРСКОСЕЛЬСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Царскосельская икона Божией Матери Царскосельская икона Божией Матери " Знамение " Празднование 27 ноября . По преданию икона появилась в России со времён царя Алексея Михайловича (1646 - 1676) и была принесена ему в дар одним из православных восточных патриархов, которые в ту пору нередко посещали Москву и доставляли сюда святыни Востока. Высказывается предположение, что это был, по всей вероятности, св. Афанасий (Пателларий) Константинопольский, более других находившийся в Москве и пользовавшийся особым вниманием при царском дворе. Патриарх Афанасий прибыл в Москву 16 апреля 1653 г. и 22 апреля был принят Алексеем Михайловичем. Патриарх поднес ему привезенную святыню, которой, по преданию, была икона Знамения. Весьма возможно, что икона была написана и затем приобретена Патриархом на Афоне , где, после падения Византии , зажглась первая искорка возрождения церковного иконописного искусства. Благоговейно принятая царем икона Знамения Богоматери стала с тех пор фамильной, глубоко почитаемой святыней. Пётр Великий , основав новую столицу - Санкт-Петербург , перенёс туда, во дворец, и святую икону. Перед смертью он, по преданию, благословил иконою свою дочь Елизавету Петровну , как будущую наследницу престола. Елизавета, получив икону, прониклась особым к ней почтением. Перед восшествием своим на престол, 24 ноября 1741 г., когда приверженцы Елизаветы уговаривали её произвести дворцовый переворот, арестовать правительницу Анну Леопольдовну и малолетнего императора Иоанна VI , Елизавета долго - два часа - молилась перед этой иконой, прежде чем решилась поехать в " Съезжую избу " Преображенского полка и поднять восстание. Быстрый успешный исход предприятия, доставившего ей престол, набожная императрица приписала не одним усилиям своих сторонников, не случайной счастливой удаче, но прежде всего Божественной помощи, что выразилось с её стороны в целом ряде действий.

http://drevo-info.ru/articles/8120.html

К этому времени вырисовался вполне облик тридцатилетнего священноинока. Строгое подвижничество соединялось в нем с крупными административными способностями. Отличаясь добротой, особенно выражавшейся в милостивости, он проявлял большую строгость ко всему, касавшемуся погрешностей в отношении установленного Церковью. Оцененный духовными властями, он возведен был 24 июня 1737 г. в сан игумена Спасо-Преображенского Мгарского монастыря, вблизи г. Лубны Полтавской губернии. Большие старания приложил игумен Иоасаф к поднятию там на должную высоту иноческой жизни. В обители, где почивали мощи св. Афанасия Пателария, Патриарха Константинопольского, преставившегося в ней в 1654 г., св. Иоасаф, молитвенно почитавший его, ощутил благодатную помощь сего угодника Божия, не оставлявшую его до конца земной жизни. Необходимость сбора денег на монастырскую поправку собора вызвала поездку игумена Иоасафа в обе столицы. Императрица Елизавета Петровна, всегда ревновавшая о Церкви, пожертвовала ему 2000 рублей. Слово, произнесенное им 28 ноября 1742 г. в дворцовой церкви, очень понравилось Государыне, с тех пор не забывавшей его. Во время пребывания Царицы в Киеве игумен Мгарский был вызван туда. По желанию Императрицы он возведен был 14 сентября 1744 г. в сан архимандрита. В январе 1745 г. архимандрит Иоасаф назначен был на ответственное место наместника Троице-Сергиевой Лавры, с оставлением в его ведении и Мгарского монастыря. Вскоре пожар истребил значительную часть Лавры. Не пострадали только ее святыни. Новому наместнику пришлось исключительное рвение свое направить на скорейшее восстановление повреждений. До окончания еще работ последовало назначение его епископом Белгородским. Из представленных Синодом четырех кандидатов Императрица Елизавета выбрала внесенного в список последним. Хиротония архимандрита Иоасафа во епископа состоялась 2 июня 1748 г. в Петропавловском соборе в присутствии Государыни. Первую Литургию в Белгороде совершил он 6 августа. Обширная Белгородская епархия, основанная в 1667 г., охватывала паству, вошедшую потом в состав Курской, Харьковской и частично Черниговской епархий. В ней тогда было 1060 церквей. Местность эта, в значительной своей части, называлась Слободской Украйной (окраиной). Заселена она была с XVI в. порубежными служилыми людьми, охранявшими границы государства от набегов крымских татар. Позднее же она заселялась выходцами из Малороссии, не перенесшими польско-латинского гнета. С середины XVIII в. к ним присоединились сербы, валахи, и другие пришельцы с Балкан. Управлять этой разнородной паствой было нелегко. Среди нее держались грубые нравы, суеверия, волшебства и пр. Невежественным был не только простой народ, но и многие духовные лица.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Знаменская церковь Екатерина I завещала Царское Село своей дочери цесаревне Елизавете. Елизавета Петровна любила эту резиденцию. «В молодые свои годы, – пишет Пыляев, – цесаревна… ежедневно слушала заутреню, обедню и вечерню в церкви, дома занималась чтением духовных книг, иногда выезжала в поле забавляться соколиною охотой». Любовь ее к Царскому была огромной. Едва взойдя на престол, она поручла архитектору Михаилу Земцову составить проект увеличения и перестройки старого Екатерининского дворца. Для постройки новой церкви на месте старой, сгоревшей еще в бытность Елизаветы цесаревной, был приглашен архитектор И.Я. Бланк. Строительство храма велось с 1734 по 1747 год. До наших дней церковь сохранила черты раннего, «петровского», барокко. Западный ее фасад украшен небольшим четырехколонным портиком с балконом. Невысокий купол и ажурная колокольня со шпилем придают церкви легкость и изящество. Освящение храма проходило очень торжественно. Из Петербурга крестным ходом, в котором участвовали Святейший Синод, весь двор и сама императрица, была доставлена древняя родовая икона дома Романовых. Императрица всю дорогу шла пешком и даже помогала нести ее. Чудотворная икона Божией матери «Знамение» Царскосельская Подлинная фотография чудотворной Царскосельской иконы Божией Матери «Знамение». Фото 1910-х гг. с сайта Санкт-Петербургской митрополии Об истории этого образа до XVII века известно мало. Он был подарен, скорее всего, Афанасием Пателарием, патриархом Константинопольским, царю Алексею Михайловичу. Петр I перенес образ в Петербург и дорожил им не меньше, чем Казанской иконой Божией Матери. По наследству образ «Знамения» перешел к императрице Елизавете Петровне, которая его особенно почитала. В ночь перед переворотом, возведшим ее на престол, царевна усердно молилась перед ним. Указ о восшествии на престол Елизаветы Петровны был обнародован 27 ноября 1741 года – в день празднования иконы «Знамение». Елизавета Петровна имела особое благоговение к святыне и, желая выразить ей свое почтение, закончив постройку церкви в Царском Селе, велела именовать ее Знаменской.

http://pravoslavie.ru/679.html

15 Петр Федорович – Император Петр III (1728–1762) – внук Императора Петра I, герцог Голштинский. В 1742 г. по повелению Императрицы Елизаветы Петровны был привезен в Россию и воспитывался как престолонаследник, хотя явно не был способен к управлению страной. Император Петр III вступил на рус. престол после кончины Императрицы Елизаветы, однако 28 июня 1762 г., в результате дворцового переворота, был арестован и убит. На престол взошла его жена, Императрица Екатерина Вторая. 16 Обычаями хождения вокруг аналоя или вокруг храма «посолонь» и «противосолонь», а также двуперстным и трехперстным сложением для крестного знамения отличаются старообрядцы и православные. 17 Арианская ересь, названная так по имени своего основателя, пресвитера Ария, возникла в нач. IV века. Корни арианства уходят в язычество, которое готово было видеть в Господе нашем Иисусе Христе одного из многих богов, но не могло признать Его Единосущным Единому Сущему. Приверженцы арианской ереси оспаривали догмат о Сущности Сына Божия. Вселенский Собор 325 года, созванный в Никее, запечатлел во вт. члене Символа веры , что Сын Божий «несотворен, единосущен Отцу». Однако споры продолжались. Так, в 358 г. на соборе в Сирмиуме была предложена следующая формула: «... подобен во всем Отцу», а в 359 г. на полуарианском соборе в Римини, где собрались противники ариан, из Символа были исключены слова «во всем». Наконец на Вселенском Соборе 381 г. в Константинополе был окончательно утвержден Символ веры , получивший название Никео-Царьградского (Константинопольского). 18 И. В. Киреевский говорит здесь об учении Православной Церкви, которое состоит в неизменном сохранении учения Господа нашего Иисуса Христа и св. Апостолов в том виде, как оно изложено в Священном Писании и Священном Предании (под последним принято подразумевать символы веры древнейших Церквей, апостольские правила, деяния Семи Вселенских Соборов, древние литургии, акты мучеников, творения св. отцов и учителей Церкви). 20 Английская конституция представляет собой совокупность документов, главнейшие из которых: «Великая хартия вольностей» (1215), «Билль о правах» (1689) и «Учредительный акт» (1701).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Kireevski...

«Монашество аскетического духа, созерцания... то есть монашество в чистом виде, в эмиграции не удалось. Говорю это с прискорбием, потому что аскетическое монашество – цвет и украшение Церкви, показатель её жизненности». 258 Мать Мария посетила монашество в его «чистом виде» в Латвии и Эстонии, а также на Валааме в Финляндии, но не была впечатлена. Она будет искать другой идеал монашества, далёкий от традиционных форм созерцания, которые встретит в Православных Церквах. Уже к этому времени тогда ещё Елизавета участвовала в теологических семинарах и лекциях в Свято-Сергиевском институте. Осенью 1928 года она посещала еженедельные семинары о Софии Премудрости Божией, проводимых о. Сергием Булгаковым , который станет её духовным отцом. На этих семинарах присутствовала и другая выдающаяся женщина из русской диаспоры, Юлия Рейтлингер, позднее сестра Иоанна, ещё позднее одна из последовательниц о.Александра Меня в Москве. Также Елизавета посещала лекции по патрологии о. Георгия Флоровского . Именно она напечатала эти лекции и подготовила их к изданию, последовавшему в 1930 году. В 1931 году митрополит Евлогий передал церкви Западноевропейского экзархата, находившиеся в его подчинении под юрисдикцию Константинопольского Патриархата, – решение, которое мать Мария всецело поддержала. В статье 1936 года мать Мария охарактеризовала Русскую Православную Церковь Заграницей как мечтающую о сращенности Церкви с государством предреволюционного периода, в то время как «так называемая Патриаршая Церковь ... стремится перенести на почву свободных стран... психологию гонения, подполья, некоего подчас истерического экстаза». И только для Церкви Экзархата была оставлена возможность создать новые ценности: «духовную свободу, обращённость к миру, к духовным вопросам, его раздирающим, к культуре, науке, искусству, новому быту». 259 В полемике вокруг софиологии о. Сергия Булгакова , имевшей место в 1930-х годах, м.Мария была горячей сторонницей Булгакова. Когда Владимир Лосский отправил матери Марии неопубликованную критику на Булгакова, она вернула ему брошюру непрочитанной с негодующей надписью: «Литературу, подписанную доносчиками, не читаю!» 260

http://azbyka.ru/otechnik/Endryu-Laut/so...

В 857 году патриарх Игнатий Константинопольский не только отказался выполнить беззаконную просьбу регента Варды, но и всенародно отлучил его от причастия в наказание за грех. В 906 году патриарх Николай Константинопольский отлучил от причастия императора Льва VI зa его четвертый брак. В 1261 году патриарх Арсений Константинопольский отлучил императора Михаила Палеолога за то, что тот ослепил девятилетнего сына предыдущего императора. В 1586 году святитель Филипп Московский всенародно обличил царя Ивана Грозного. В 1741 году митрополит Арсений (Мацеевич) отказался присягать императрице Елизавете, а в 1763 году он же подверг публичной критике императрицу Екатерину II зa отнятие церковных земель и даже возгласил ей анафему. Все эти случаи были возможны именно в силу того, что, согласно христианскому учению, Бог выше любого правителя и любой правитель подсуден Закону Божию. К слову, именно это ставили в вину христианству японские конфуцианцы b XVII веке. Например, Араи Хакусэки в труде «Услышанное о Западе» с осуждением заявлял, что поклонение «властителю Неба» — единоличному Богу — вызывает пренебрежительное отношение к правителю страны» . Как писал исследователь Бертран де Жувенель, «Священный король Средневековья являет нам власть наименее свободную и наименее самоуправную – настолько только мы можем себе это представить. Ибо она связана одновременно человеческим законом, обычаем и Божественным законом» . И подтверждению этого тезиса, а именно, что религия христианская ограничивала власть христианского государя, свидетельствует эпизод, произошедший в 1077 году на Западе. А именно, во время спора папы Римского с императором Священной Римской империи Генрихом IV nana Римский отлучил его от причастия. И императору Генриху пришлось отправиться в Каноссу, где был тогда папа Римский, причем он надел власяницу на себя, шел босиком, и когда пришёл к крепости где жил папа, ему не открывали ворота три дня. Три дня он стоял перед воротами, пока его не впустили. И когда его впустили, он опустился на колени перед папой Римским и принес покаяние.

http://azbyka.ru/video/pro-religiyu-i-vl...

Новости Репортажи Мониторинг СМИ Интервью Документы Фотогалереи Статьи Анонсы Анонсы Выставка «Кижи. Небесное послание». Москва Выставка «Тайны храмов эпохи Ивана Грозного». Москва Выставка «Сотворение мира. Произведения религиозного искусства XV – начала XX века». Москва Фестиваль «Весна духовная. На пути к Пасхе». Москва Выставка «Праздник Благовещения». Москва Выставка «Ars Sacra nova. От мифа к символу. Русская история и евангельские мотивы в творчестве художников модерна России и русского зарубежья 1900-1940-е гг.». Москва Концерты фонда «Искусство добра» в Соборе на Малой Грузинской и на других площадках Премьера фильма «Синод – радость идти вместе». Москва Открытие конференции «Люди и судьбы русского зарубежья». Москва Коммюнотарные и соборные начала в общественных и церковных объединениях России. VI Международная научно-практическая конференция «Православные братства в истории России». Кострома Все » Новости Порошенко утвердил передачу Андреевской церкви в Киеве Константинопольскому патриархату 07.11.2018 12:22 Версия для печати © Николай Лазаренко/пресс-служба президента Украины/ТАСС Киев, 7 ноября. Президент Украины Петр Порошенко подписал в среду, 7 ноября, закон об особенностях пользования Андреевской церковью Национального заповедника «София Киевская». Об этом сообщается на сайте Верховной рады, передает ТАСС . «Возвращено с подписью президента», - отмечается в пояснении к документу. Согласно тексту закона, церковь передается в «безвозмездное постоянное пользование» для совершения богослужений, религиозных обрядов, церемоний и процессий Константинопольскому патриархату. Решение о передаче «будет содействовать ускорению получения томоса - признания мировым православием поместной Православной Церкви Украины», указывается в свою очередь в пояснительной записке к закону. Верховная рада приняла закон о передаче церкви 18 октября 2018 года. «За» проголосовали 237 парламентариев при 226 минимально необходимых. Андреевская церковь - памятник церковной архитектуры, построенный в стиле русского барокко. Была заложена по заказу императрицы Елизаветы Петровны. Построена в 1749-1754 годах по проекту архитектора Бартоломео Растрелли. Строительством руководил московский архитектор Иван Мичурин. По легенде, на месте храма некогда воздвиг крест апостол Андрей, предсказав появление крупного христианского города. Богослужения в церкви проводились во время визитов царской семьи в Киев. В сентябре 1968 года церковь стала музеем. В 1992-2000 годах была закрыта на реставрацию.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Патриарх Константинопольский Варфоломей награжден орденом «Золотое руно» — высшим орденом Грузии для иностранных граждан Москва, 15 октября 2007 г. Патриарх Константинопольский Варфоломей I награжден орденом «Золотое руно» —  высшим грузинским орденом для иностранных граждан, передает ИТАР-ТАСС. В воскресенье эту награду ему вручил президент Грузии Михаил Саакашвили. Церемония состоялась в кафедральном соборе Светицховели в древней столице страны Мцхете после завершения праздничного богослужения, которое совершили Патриархи Варфоломей и Илия в сослужении иерархов и духовенства Поместных Православных Церквей, прибывших на торжества по случаю 30-летия интронизации Католикоса-Патриарха всея Грузии Илии II и 75-летия со дня его рождения. По словам Саакашвили, Патриарх Варфоломей удостоен этой награды «за огромный вклад в утверждение мира и общечеловеческих ценностей, за развитие дружественных отношений с Грузией и за ее популяризацию», сообщает Патриархия.ru. Орден «Золотое руно» учрежден в конце 90-х годов прошлого века. Этой награды были удостоены бывший канцлер Германии Герхард Шредер, бывший президент Международного Олимпийского комитета Хуан Антонио Самаранч, королева Великобритании Елизавета II, президент ФИДЕ Кирсан Илюмжинов и другие. Накануне, утром 13 октября, Патриархи Варфоломей и Илия, вместе с делегациями Поместных Православных Церквей и членами Священного Синода Грузинской Церкви, посетили монастырь Джвари близ Мцхета, который в этом году отмечает свое 1600-летие. Как сообщает агентство «Новости-Грузия», в этот день по возвращении в Тбилиси состоялась встреча с председателем парламента Грузии Нино Бурджанадзе, на которой обсуждались, в частности, проблемы Кипра и Грузии. По словам спикера, в обеих странах «остаются неурегулированными территориальные и этнические проблемы». Также в субботу 13 октября в Патриархии состоялся прием для прибывших на торжества в Тбилиси делегаций Поместных Православных Церквей из России, Сербии, США, Украины и Чехии. «Грузинская Православная Церковь очень почитаема в России, она является носителем огромных духовных и культурных ценностей, которые скрепляют вековую дружбу между нашими двумя народами», — отметил на приеме посол РФ Вячеслав Коваленко. В мероприятиях, посвященных 30-летию интронизации Илии II и 75-летию его дня рождения, принимают участие делегации Православных Церквей 17 стран, в том числе Греции, Кипра, Сербии, России, Чехии, Украины, США и других. Делегацию Русской Православной церкви возглавляет митрополит Оренбургский и Бузулукский Валентин. Торжества в Грузии продолжатся до 16 октября. 15 октября 2007 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/24403.html

При упразднении Коллегии Экономии указом 15 июля 1744 г. Императрица Елизавета обещала содержать Заиконоспасский училищный монастырь (в котором Академия помещалась) «на особой сумме» 757 . И, действительно, Высочайшим указом 19 октября 1745 г. на содержание Академии было определено 4450 руб. (сумма та же, что и прежде) из доходов Соляной Конторы 758 . Таким образом, доходов Канцелярии С. Э. Правления этот расход не коснулся. D. Милостинная дача восточным Патриархам и другие пособия духовным учреждениям и лицам Высочайшей резолцией 22 декабря 1724 г. на докладном реестре Иностранной Коллегии Петр Великий повелел выдавать установленные жалованными грамотами 759 милостинные дачи «приезжим из Палестины архиереям и др. духовным особам, которые приезжают по жалованным грамотам в указные годы, кормовых, и на приезд, и на отпуск, в посылки в монастыри на милостыню 2000 руб., да Константинопольской церкви по жалованной грамоте на милостыню и вспоможение соболей на 3000 руб.» из доходов с синодальных домовых вотчин, вместо Иностранной Коллегии. Заслушав это повеление, сообщенное в ведении Сената, Синод распорядился прежде всего собрать справки о своих доходах 760 . Между тем, о той же резолюции донесла Синоду и Коллегия Иностранных Дел. Поэтому Синод постановил иметь с Сенатом конференцию, на которой заявить, что из синодальных доходов велено ныне уплачивать палестинским архиереям и другим духовным особам 2000 руб., да Константинопольской церкви 3000 руб., итого 5000 руб., и, кроме того, грузинскому принцу Вахтангу с его фамилиею (об этом см. ниже) – 24000 руб., а всего 29000 руб., между же тем собирается всего 23299 руб. 61 3/4 коп. и на расходы по личному составу Синода и синодального ведомства еще недостает 7625 руб. 84 1/4 коп. «И о том требовать, дабы повелено было онаго принца с прочими всех довольствовать из других доходов от Иностранной Коллегии по-прежнему, неотменно» 761 . На этот раз Сенат отчасти принял во внимание доводы Св. Синода и постановил указанные 5000 руб. «отпустить из доходов синодальной Камер Конторы по ассигнациям Штатс-Конторы». Синод остался этим доволен, так как собственно синодальные доходы уже избавлялись от этого расхода, и со своей стороны подтвердил распоряжение Сената 762 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Verhovsk...

Беседа в день Рождества Христова. Св. Иоанна Златоустого, архиепископа Константинопольского О чем некогда скорбели праотцы и предсказывали пророки и что желали видеть праведники, то сегодня совершились и достигло исполнения: Бог на земли явися во плоти, и с человеки поживе ( Варух. 3:38 ). Будем же радоваться и веселиться, возлюбленные. Если Иоанн, находясь во чреве матери, взыграл при входе Марии к Елизавете, то гораздо более нам, взирающим не на Марию, а на Самого Спасителя нашего, родившегося сегодня, надлежит радоваться и веселиться, ужасаться и удивляться величию домостроительства (Божия), превосходящего всякий ум. Представь, как было бы величественно, если бы мы увидели солнце сшедшим с небес, идущим по земле и отсюда изливающим на всех лучи свои. Если же видеть такое событие с чувственным солнцем для всех было бы изумительно, то помысли и представь теперь, как величественно видеть Солнце правды изливающим лучи Свои из нашей плоти и просвещающим наши души... Ныне церковь тесно вмещает множество собравшихся. Посему вы ожидайте себе достойного воздаяния за такое усердие от родившегося сегодня по плоти Христа. Он конечно вознаградит за такую ревность: ибо любовь и усердие к этому дню служит величайшим доказательством любви к Родившемуся. Если же нужно принести что-нибудь и от нас, сослужителей ваших, то и мы принесем по силам нашим, или лучше, что благодать Божия даст нам сказать для вашей пользы. О чем же вы желаете слышать сегодня? о чем другом, как не об этом же дне? Я могу привести доказательства, из которых мы несомненно убедимся, что в это именно время родился Господь наш Иисус Христос, Бог-Слово. Одно из доказательств состоит в том, что этот праздник везде так скоро сделался известным, достиг такой высоты и прославился. Как Гамалиил говорил о христианской проповеди, что аще будет от человек, разорится: аще ли же от Бога есть, не можете разорити то, да не како и богоборцы обрящетеся ( Деян. 5:38, 39 ), так и я смело сказал бы об этом дне, что так как Бог Слово – от Бога, то сей праздник не только не прекратился, но и возрастает с каждым годом и становится более знаменитым.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010