Преимущественно обращено внимание на те явления, которые ясно показывают превосходство Православия над другими вероисповеданиями и изобличают несостоятельность последних. Обет об устроении школ (пуб.: Киев. пам., 149-181). Издатель: Служебник, 1629, 1639. Свт. Каллист I, патриарх Константинопольский, Евангелие Учительное (Беседы), Киев, 1637 - поучения на праздничные и воскресные дни Афанасий Кальнофойский, Τερατουργμα, 1638 - митр. Петр дополнил рассказы о чудесах печерских Евхологион альбо молитвослов (Требник), 1646 (факсимильное изд.: Киево-Печерская Лавра, 1999). Цветная Триодь. Вдобавок митрополиту Петру принадлежит начало двух великих трудов выполненных его продолжателями. Он заказал на Афоне Синаксарь преподобного Симеона Метафраста и хотел перевести его на церковнославянский, дополнив житиями русских святых. Этот труд впоследствии осуществил воспитанник Киево-Могилянской академии, святитель Димитрий Ростовский. Другим трудом было исправление славянского текста Библии, которое было завершено лишь около столетия после кончины митрополита в форме т.н. " Елизаветинской Библии " . Оценки и почитание С именем митрополита Петра (Могилы) связан новый этап церковной истории Юго-Западной Руси. Его влияние оказалось решающим для Киевской митрополии, значительным для всей Русской Церкви, и заметным в истории Православной Церкви во всем мире. Главными памятниками его деятельности стали Киево-Могилянская коллегия и весь строй её учёности, всемирно оцененное " Православное исповедание веры " , обновленные славянские Требник и Служебник, возрожденные святыни Киева. Значительное внешнее упрочение положения Православной Церкви в Речи Посполитой и даже за ее пределами стало уже прижизненным плодом его трудов. Характерная хвалебная оценка принадлежит митрополиту Московскому Макарию (Булгакову): " Имя Петра Могилы — одно из лучших украшений нашей церковной истории. Он, несомненно, превосходил всех современных ему иерархов не только Малорусской, но и Великорусской Церкви и даже всей Церкви Восточной, — превосходил своим просвещением, еще более — своею любовию к просвещению и своими подвигами на пользу просвещения и Церкви.

http://pravicon.com/info-3196

Иосиф: „немедленно удались отсюда, отселе я не – кормилец Твой; отселе Ты не вкусишь хлеба от моей трапезы: вместо радости горем и позором Ты покрыла мои седины». Богородица: „подожди, Иосиф, и не изгоняй Меня открыто из дома; Я не навыкла бродить и не знаю, куда Мне идти и у кого укрыться». Иосиф: „Находясь между жизнью и смертью, скажи мне правду, Мария: кто – тот, который ограбил меня? кто разговаривал с тобою? какого он звания и из какого города, дабы я мог отыскать его». Богородица: „Жив Господь! чиста Я и мужа не знаю; явившийся Мне, кажется, был ангел Господень в человеческомъ виде; предстал предо Мною он незаметно, как бы из пространства, и повел тихую речь». Иосиф: „На Тебя и на меня состаревшегося падет вина осквернения брака и презрение, и обоих нас будет омывать вина обличения». Богородица: „Ты слышал, что Елизавета, жена Захарии, моя сродница, недавно, сверх чаяния, зачала Пророка и Предтечу: ибо если бы он не был пророком, то не приветствовал бы радостью носимого Мною Господа». Иосиф: „Дивлюсь Тебе и сильно недоумеваю: я знаю, что имя Твое будет на устах сынов Израилевых; и Господь поразит меня за то, что, взяв Тебя из священного жилища под свой надзор, я не сохранил Тебя девою». Богородица: „День скорби настал для Меня; Меня обвиняют по подозрению; допросы мужа мучают Меня; Мое чревоношение обличает Меня; сказавший же Мне: „радуйся“ ангел быстро скрылся, и Я не знаю, что подумать». Иосиф: „Я вижу плод чрева Твоего и весь трепещу. Как я могу показать Тебя, и куда укрыть от синедриона? Ступай из моего дома, уходи скорее». Богородица: „Ты гонишь Меня, Иосиф, из дома; но я не знаю, куда идти; возвратиться ли во святилище, или отправиться к родителям; с какими же глазами Я явлюсь к ним»? Иосиф: „если я и умолчу о Твоем грехе, то камни возопиют: и Святое святых воззовет; ибо я принял Тебя от священников для сохранения, но девой не сохранил». Богородица: „Итак, Я сокроюсь в одной из пещер Вифлеема и буду выжидать определенное время Моего чревоношения и узнаю, кто имеет родиться от Меня: ибо полагаю, что Бог призрит на смирение Мое».

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

790 Вдоль всей восточной стены Старого города идет мусульманское кладбище, наиболее ранние памятники которого восходят к эпохе мамлюкского господства в Иерусалиме (XIV-XV вв.). 791 «Ворота Госпожи Марии» (по-арабски «Сити Мариам») – так называют местные жители Гефсиманские или Львиные ворота, потому что рядом находится православный храм Рождества Богородицы. 792 Греч. χαβοζα ‘водоем, бассейн, цистерна’. Имеется в виду так называемый «Мариинский бассейн», находившийся к северу за Гефсиманскими воротами. В настоящее время не существует. 793 Фотий, почтительно именуемый Великий, – архидиакон Иерусалимской Церкви, ректор Богословской школы при Крестном монастыре. Впоследствии профессор Богословской школы на о. Халки (Константинопольский Патриархат). 797 Источник, на который ходила, по преданию, за водой Пресвятая Дева, гостившая в Горней у праведной Елизиветы. Над источником – мечеть, закрытая после 1948 г., когда арабское население было изгнано из Айн-Карема. 798 Magnificat (от лат. magnificat ‘величит’) – францисканский монастырь, приписанный к монастырю Рождества Иоанна Предтечи в Айн-Кареме и расположенный на месте встречи Богородицы и Елизаветы, где Пресвятая Дева воспела молитву Велигит душа моя Господа. В современном виде храмовый комплекс, включающий Верхнюю и Нижнюю церкви (со Святым колодцем в крипте), построен в 1938–1955 гг. по проекту итальянского архитектора А. Барлуцци. На стене клуатра размещены керамиды с текстом молитвы «Величит» на 42 языках – в том числе по-церковнославянски. 799 «Большой дом», если идти вверх по склону холма, как шел о. Антонин со своими спутниками, находится справа, т. е. к западу, от Magnificat’a, окруженного со всех сторон территорией русского участка (нынешнего Горненского монастыря). 801 Речь идет о строительстве храма в Горней, законченном в 1882 г. Освящен 30.03.1883 г. Горненская женская община официально утверждена Св. Синодом в 1898 г. 802 Павла (Федорова) – одна из первопоселенок Русской Горненской обители – «скитянок», как называл их о. Антонин. Память о матушке Павле и сейчас хранится в монастыре.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

Но он «более боится собак и коварных деятелей, лицемеров (иезуитов), которые, обыкновенно, одно имеют в сердце тайно, а другое на языке явно, которые при своей смелости не постесняются напасть на самого Бога, только бы послужить каким-нибудь образом тирании римского первосвященника. Иезуиты, как софисты, обманывают народ хитрыми тонкостями, а простые греки часто бывают не в состоянии опровергнуть их» 291 . В заключение этого письма Кирилл Лукарис благодарит Аббота за его совет послать для образования в Англию одного способного юношу, извещает, что он посылает для этой цели Митрофана Критопула, «пресвитера, хорошо сведущего в науках, воспитанника александрийской церкви, человека знатного происхождения, по уму способного к высшей науке», и просит Аббота представить Критопула английскому королю и руководить его на чужой стороне 292 . Аббот ответил на это письмо Кириллу Лукарису из Лондона от 17 ноября 1617 года. В этом письме он высказывает свою радость о том, что единство веры во Христа, которым они оба дышат (quem uterque spiramus) сделало их задушевными друзьями, хотя они лично не видали друг друга, сообщает, что как он радуется счастливому состоянию Александрийской церкви, так Кирилл может порадоваться благоприятному положению английской церкви, чем она обязана благочестивейшему королю Иакову, вернейшему преемнику высокочтимой Елизаветы, который своим королевским пером работает для опровержения папских заблуждений, извещает, что король после того, как Аббот прочитал ему письма Кирилла, сделался его самым искренним другом и приказал Абботу дружественно принять Митрофана. В заключение своего письма Аббот извещает Кирилла, что он молит Бога за греческую церковь , чтобы она освободилась от тех жадных до нововведений лазутчиков (emissären), которые подкапывают христианскую истину и свободу, – тех ложных монахов-лисиц и свирепых волков, – которые, принимая на себя образ Христа, всюду разрушают мир и проповедуют ложь и клятвопреступление 293 . В 1617 году 294 Кирилл Лукарис путешествовал в Константинополь на собор, созванный патриархом Константинопольским Тимофеем.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kons...

—651— венство“ 2943 , Елагин предлагает мне написать жизнь преосвященного Тихона Воронежского с целью способствовать открытию святых мощей его, чего желают очень многие. Я согласился. Дело по душе. Митрополит над переводом сидел с А.В. Горским по одиннадцати часов сряду. Много сил у старца. Что-то отношения к Константинопольскому патриарху всё ещё не устроены. Граф окружил себя фанариотами. Они склоняют его в пользу патриарха, между тем партия славянофилов имеет так много данных злоупотребления патриарха в славянских землях, что оправдывать его нельзя 2944 . К нам прислали из Киева историю русской церкви, напечатанную по-славянски, вероятно в Австрии, совершенно раскольническую. Начинается с Никона, которого, разумеется, ругают и оканчивается историей избрания Амвросия. 1860 г., февраля 11. Елагин делает мне предложение написать жизнь святителя Тихона Воронежского. Книга может быть будет напечатана за границей. По слухам, Нафанаил Полтавский 2945 лично у Государя Императора выпросил, чтобы его не переводили из Полтавы года три и своей ловкостью и развязностью он успел понравиться Государю, так что слушая его все за столом перестали есть. Филиппов 2946 ныне писал Александру Васильевичу, что третьего дня граф Толстой подписал определение Синода о составлении комитета для преобразования училищ, но свод проектов ещё не печатается. Его хотят послать в академии. Касательно краткого извлечения, которое Урусов развозил, заметил митрополит Московский, что —652— тут ничего не видно. Нельзя видеть оснований разных мыслей, с этим согласен и Урусов. 1860 г., февраля 29. Из Петербурга привезли вести, что будто Болгары испросили себе самостоятельную иерархию с патриархом в Тернове, что Константинопольские Греки раздражены сим, хотят объявить русскую церковь схизматической на том основании, что принимают у нас иноверцев без перекрещивания, что комиссия о переводе книг св. Писания с Еврейского не знает на чём остановиться, какой текст избрать в основание и посему вытребовала дело об исправлении Библии при Елизавете, что начат печатанием Новый Завет на русском и цену его хочет граф возвести до 2 р. 50 коп. сер.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Воскресенская обитель, со времени погребения в ней Никона Патриарха , начала возвышаться и процветать. Царь Феодор Алексеевич, чтя Никона, как отца и духовного пастыря, приложил всё своё усердие к Ново-Иерусалимской обители и возымел намерение храм Воскресения Христова, начатый самим патриархом, продолжать. Храм Воскресения Христова окончен был уже при царях Иоанне и Петре Алексеевичах. В 1726 году, случился в Воскресенской обители пожар, от которого потерпел храм Воскресения Христова и весь монастырь. Императрица Елизавета Петровна, чтя святую обитель и память строителя её патриарха Никона , возымела желание возобновить этот величественный храм Воскресения Христова. Она поручила это строение тогдашнему знаменитому архитектору графу де Растрелли. Для ближайшего наблюдения за построением, она избрала способного в этом деле настоятеля Александро-Невского духовного училища префекта Амвросия Зертис-Каменского. Храм Воскресения Христова доведён был до всевозможного совершенства. Так что в настоящее время почитается одним из замечательнейших церковных зданий в России. Замечательнейшими предметами Ново-Иерусалимского храма почитаются: часовня Гроба Господня, увенчанная красивым куполом. Внутри её – каменный гроб. В алтаре горнее место. Устроенное особенным образом, с 10 ступенями и седалищами для пяти патриархов: Антиохийского, Иерусалимского, Константинопольского, Александрийского и Московского. В этом соборе находятся следующие приделы и места, достойные особенного замечания: Церковь Успения Богородицы, вблизи коей темница, где Христос Спаситель представлен сидящим на камне в терновом венце под хламидой. На стенах её видны орудия Его мучений. У дверей, изображены два вооружённых воина. При этой церкви находится палатка на том месте, где оплакивала Божия Матерь узы Спасителя, прежде Его распинания; Церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы; Церковь во имя мученика Лонгина Сотника, бывшего при Кресте Господнем; Церковь во имя Иулии и великомученицы Екатерины; Церковь Поругания, или Тернового венца и Разделения Риз;

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

2) Из духовно-учебных заведений: В пользу студентов академии (руб. коп.). В пользу бывших воспитанников (руб. коп.) Из Благовещенской духовной семинарии Из Глазовского духовного училища Из Донской духовной семинарии —40— Из Елизаветградского духовного училища Из Ефремовского духовного училища Из Краснослободского духовного училища Из Кутаисской духовной семинарии Из Ливенского духовного училища Из Липецкого духовного училища Из Лубенского духовного училища Из Московской духовной академии Из Московской духовной семинарии Из Нижегородской духовной семинарии Из Нижегородского духовного училища Из Николаевского духовного училища Из Новочеркасского дух. училища Из Олонецкой духовной семинарии Из Оренбургской духовной семинарии Из Подольской духовной семинарии (на 1902 г.) Из Починковского духовного училища Из Роменского духовного училища Из Тамбовской духовной семинарии Из Углического духовного училища Из Филаретовского Московского Епархиального женского училища Из Харьковской духовной семинарии Из Холмского духовного училища Из Холмской духовной семинарии Из Черниговского духовного училища Из Якутской духовной семинарии Из Яранского духовного училища 3) Единовременные пожертвования: 1) От Московского епархиального свечного завода 2) От Звенигородского Саввино-Сторожевского монастыря 3) От Общества для пособия нуждающимся литераторам и учёным согласно завещанию покойного Григор. Захар. Елисеева —41— 4) От графа Сергия Владимировича Орлова-Давыдова на содержание одного беднейшего студента Академии 4) От почётных членов: Преосвященного Евдокима, Ректора Московской Дух. Академии Настоятеля Московского Верхоспасского придворного собора, протоиерея Николая Васильевича Благоразумова Настоятеля Андреевского Кронштадтского собора, протоиерея Иоан. Ильич. Сергиева Профессора Петра Ивановича Цветкова Профессора Григория Александровича Воскресенского Свящ. Воскресенской, на Моск. Ваганьковском кладбище, церкви Вас. Андреев. Быстрицкого (по подписн. лист.) 5) От пожизненных членов: Епископа Иоанна, Управляющего Московским Симоновым монастырём

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

4 Льняная туника (лат. alba – белая) – облачение, общее для всех степеней служителей Католической Церкви. 5 Тога являлась национальной одеждой римлян, символом римского достоинства, впоследствии трансформировалась в лор (см.: Ball J. L. Byzantine Dress. Representations of Secular Dress in Eighth to Twelfth Century Painting. N. Y., Palgrave Macmillan Publ., 2005. P. 16). 7 Встреча Марии и Елизаветы. Государственный Эрмитаж. Материал: кость. Техника: резьба. Размер: 6.9 x 10.3 см. 8 Плувиал (лат. pluvia – дождь) – плащ от дождя. В современном варианте чаще употребляется термин каппа (лат. cappa) – скрепляется фибулой или лентой, сзади имеет декоративный капюшон. 9 Об этом сообщают исторические письменные источники. К примеру, Никифор Каллист в собрании синаксарей Постной Триоди говорит о том, что Богоматерь сделала омофор для святого Лазаря, епископа Китийского (Синаксарь в Лазареву субботу). Известно, что апостол Иоанн Богослов носил головную повязку (см.: Евсевий Кесарийский . Церковная история. СПб., 2013. Кн. 5. Гл. 24. С. 253. Сохранились и другие сведения. 11 В Западной Римской империи изменения в гражданской одежде мужчин происходили раньше, чем на Востоке. Уже с VI в. под влиянием германских народов длинные туники заменяются короткими, а к одежде добавляются штаны. 12 При императоре Константине епископы получили права и почести наравне с сенаторами (см.: Лортц Й. История Церкви, рассмотренная в связи с историей идей. М., 1999. Т. 1. С. 112–113). 13 Омофор в это время был единственным знаком отличия епископа от священника. Впервые об омофоре упоминается в IV в. «Известно, что св. Митрофаний, архиепископ Константинопольский (315–325) носил омофор и что, объявив, по желанию Константина Великого , пресвитера Александра своим преемником, сложил с себя омофор на св. трапезу» (см.: Пальмов Н. Об омофоре, саккосе и митре: Историко-археологический этюд//Труды Киевской духовной академии. Киев, 1912. Т. 2. С. 376–377). 14 Лор, происшедший от римской консульской накидки, позже входил в состав официального костюма византийского императора и его двенадцати приближенных. От V–VI вв. дошли диптихи из слоновой кости с изображением консулов, иллюстрирующие лор в составе консульского облачения (диптих Магнуса 518 г., Париж, Национальная библиотека; диптих Ареобиндуса 506 г., Швейцарский музей, Цюрих и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/istorija...

Архимандрит Мисаил не упоминает о том, что он подписал имяслав–ское исповедание, и во всем винит монаха Иринея:«Какое он имел право созывать собор для уничтожения монастырского порядка? И какое он имел право вынуждать под угрозами бунта в братстве — читать новое исповедание 23 января, и кто и когда же поручил ему назначать соборных старцев? И на каком основании под его управлением в храме после бунта пели пасхальную службу?» . В начале февраля иеросхимонах Антоний (Булатович) покинул Афон и отправился в Россию с надеждой на объективное расследование афонских событий Святейшим Синодом. Игумен Иероним и его сторонники, узнав о намерении Булатовича ехать в Россию, старались воспрепятствовать его выезду с Афона с той же энергией, с какой ранее требовали его высылки. В Одессе, на подворье Афонского Пантелеимонова монастыря, Булатовича подвергли унизительному обыску:«искали каких-то процентных бумаг и капиталов, но ничего, конечно, не нашли»   . По воспоминаниям (не во всем достоверным) тогдашнего настоятеля подворья иеромонаха Питирима (впоследствии катакомбного епископа Петра), Булатович был на подворье заперт в комнате, из которой, однако, сбежал на вокзал и сел на поезд, идущий в Санкт–Петербург. В Жлобине Булатович пересел на другой поезд и уехал в Москву для встречи с Великой Княгиней Елизаветой Федоровной, поддерживавшей имяславцев   . Из Москвы он направился в Петербург. В Синоде Булатовича не приняли; напротив, к нему явился благочинный монастырей и потребовал немедленно покинуть столицу. Началась газетная травля Булатовича, не прекратившаяся до самой его смерти   . На Афон ему никогда более не суждено было вернуться. После отъезда Булатовича с Афона лидерство в стане имяславцев фактически переходит к монаху Иринею (Цурикову). Будучи певчим Пантелеимонова монастыря, именно он в начале января 1913 года возглавил оппозицию монахов против игумена монастыря архимандрита Мисаила, а с 23 января по 6 июля 1913 года фактически руководил действиями имяславцев Пантелеимонова монастыря   . Основное ядро имяславской партии, состоявшее примерно из двадцати иноков (которых игумен Мисаил называл»революционным комитетом»), сплотилось вокруг Иринея . С апреля 1913 года к ним примкнул бывший синодальный миссионер игумен Арсений, по прибытии на Афон ставший на сторону имяславцев   . «Блокада»имяславцев Весной 1913 года имяславцы имели полный количественный перевес над своими противниками в трех русских обителях на Афоне — Свято–Пантелеимоновом монастыре, Андреевском скиту и Фиваидском скиту   . Тем не менее в течение всей первой половины 1913 года афонские имяславцы находились под тройным обстрелом — со стороны российской церковной власти в лице Святейшего Синода, российского государства в лице его дипломатических представителей и греческой церковной власти в лице Афонского кинота   и Константинопольского Патриарха.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=866...

Возможно, новый патриарший посох должен был служить в духовной среде своего рода аналогом государственного символа, подобно короне, появившейся в качестве украшения патриаршей митры и обозначавшей царственное достоинство Христа-Архиерея, воплощением которого, по мнению патриарха Никона , служило первое духовное лицо государства. Однако можно предложить и другое объяснение причин появления и удержания в церковном обиходе после оставления Никоном Московской кафедры новой типологии патриаршего посоха. Его символика соответствовала представлениям царя Алексея Михайловича о характере взаимоотношений светской и церковной власти, а константинопольский источник иконографии подтверждал её легитимность. Недаром Симеон Полоцкий , рассуждая о новом патриаршем жезле, его авторами называл «патриарха Никона со властьми» 1046 . Именно потому, что замена архиерейского атрибута протекала под покровительством царя, было возможно его сохранение и утверждение в Русской Церкви, несмотря на недвусмысленные протесты большой части противников нового обряда. В 1680–1681 годах в местном ряду иконостаса Архангельского собора Московского Кремля появляется икона Спасителя «Царь царём», на которой Христос изображён сидящим на троне в царских одеждах 1047 . У пояса с левой стороны помещён царский меч, на его крестообразной рукояти, наполовину скрытой за складками одежды, можно увидеть звероподобную голову, напоминающую те, которые изображены в Титулярнике на навершиях патриарших посохов. Голова то ли льва, то ли змеи завершает видимую часть упора перекрестия рукояти, предполагая такую же на другой, невидимой для глаз зрителя. Во время коронации императрицы Елизаветы Петровны в 1742 году на церемонии впервые появился государственный меч. В навершия рукояти помещены две орлиные головы под общей короной, увенчанной крестом, а перекрестие образуют две обращённые в разные стороны звериные головы с клювами и загнутым кверху рожком в затылочной части, покрытые чешуёй 1048 . Но всей видимости, на мече изображены аспиды.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010