Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Богослужебные указания за 19 февраля 2023 года 6. Неделя мясопустная, о Страшном Суде. Глас 3-й. Попразднство Сретения Господня. Заговенье на мясо. Прп. Вукола, еп. Смирнского. Иконы Божией Матери «Елецкой-Харьковской». Воскресная служба Октоиха совершается вместе со службой Триоди и службой попразднства Сретения Господня (по 9-й Марковой главе Типикона под 2 февраля: «Аще случится попразднство Сретения Господня в Неделю фарисееву, или блуднаго, или мясопустную»). Служба прп. Вукола, еп. Смирнского, может быть перенесена на повечерие под 5 февраля. На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся. На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 3-й – 3, Триоди, глас 6-й – 4, и праздника, глас 1-й – 3 (см. 6 февраля, в службе прп. Вукола, еп. Смирнского). «Слава» – Триоди, глас 8-й: «Егда поставятся престоли…», «И ныне» – догматик, глас 3-й: «Како не дивимся…». Вход. Прокимен дня. На литии стихиры праздника, глас 2-й (см. 6 февраля, в службе прп. Вукола, еп. Смирнского, на стиховне вечерни, без стихов), и стихиры Триоди, глас 6-й: «Помышляю день оный…», «О каковый час тогда…» (см. на хвалитех) . «Слава» – Триоди, глас 7-й: «Господни разумевше заповеди…» (см. славник на литии), «И ныне» – праздника, глас 2-й: «Велие и страшное таинство…» (см. 6 февраля, в службе прп. Вукола, еп. Смирнского, на стиховне утрени). На стиховне стихиры воскресные, глас 3-й. «Слава» – Триоди, глас 8-й: «Увы мне, мрачная душе…», «И ныне» – праздника, глас 5-й: «Ветхий деньми…» (см. 6 февраля, в службе прп. Вукола, еп. Смирнского, на стиховне вечерни). По Трисвятом – «Богородице Дево…» (дважды) и тропарь праздника, глас 1-й (единожды). На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 3-й (дважды). «Слава, и ныне» – тропарь праздника, глас 1-й. Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные . Полиелей. К двум полиелейным псалмам присоединяется псалом 136-й: «На реках Вавилонских…». «Ангельский собор…». Ипакои, степенны и прокимен – гласа. Евангелие воскресное 3-е. «Воскресение Христово видевше…». По 50-м псалме: «Слава» – Триоди, глас 8-й: «Покаяния отверзи ми двери…», «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «На спасения стези…». Глас 6-й: «Помилуй мя, Боже…», и стихира Триоди, глас тот же: «Множества содеянных…».

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

Напротив храма на улице Елецкой размещалась трёхгодичная церковно- приходская школа, в которой обучались девочки. Первоклассницы сидели на втором этаже здания в большом зале. Там в красном углу висела большая икона, перед которой ученицы молились в начале занятия. К храму примыкало и кладбище 2-ой части города, где захоронения начали осуществляться после 1820 года. Поэтому прихрамовая территория иногда называлась Кладбищенской площадью. После революции церковь основательно пограбят большевики: комиссия по изъятию церковных ценностей произвела реквизицию 20 марта 1922 года. В 1924 году храм хранит верность патриаршей Церкви, здесь служат протоиерей Виктор Поляков, священник Андрей Хмелёв, дьякон Проскуряков, псаломщик Долецкий. Обновленцы подают на них жалобу в административный отдел. Несмотря на гонения, приход оставался действующим и в страшные 30-е годы. По состоянию на 1 марта 1932 года он числится за староцерковниками, как в те времена назывались приверженцы патриаршей церкви, а затем храм попал под управление обновленцев. При Казанском соборе постоянно находились православные люди, которые за свои предсказания славились среди народа как юродивые. Перед войной в Сталинграде появился блаженный Адриан, известны были царицынские блаженные Татьяна и Екатерина. 15 декабря 1939 года Казанская церковь была закрыта. Сталинградская битва опалила церковь своим огненным дыханием. Фашистские бомбардировки оставили от храма лишь стены. Надо было его восстанавливать. Хотя официальное открытие храма состоялось 27 июля 1945 года, богослужения начались 10 сентября в частном доме 18 по ул. Аткарской (ныне на его месте остановка трамвая «Улица Ростовская»). В апреле 1946 года сохранившуюся коробку здания передали верующим, и под руководством архитектора В.Н. Симбирцева начался ремонт. Распоряжался им старший прораб И.Л. Дубровин. На просьбы в горсовет предоставить стройматериалы по государственным расценкам последовал отказ, тогда верующие стали собирать средства для ремонта на базарах и улицах. Но вскоре это было пресечено властями. Узнав о службах в соборе, жители посёлка Рынок привезли сюда спасённую ими при разорении своей церкви икону Казанской Божией Матери и распятие (оно до сих пор стоит в соборе). Г.В. Корнеев проводит электропроводку и делает из лампочек надпись — две буквы «Х» и «В» («Христос воскресе»). Первая служба состоялась на Вербное Воскресенье. Пасхальный праздник 1946 года собирает более 8 тысяч православных, из них до 2 тысяч детей и молодёжи. Половина из пришедших на литургию верующих не поместилась в храме, 4 тысячи человек стояло под открытым небом со свечами в руках.

http://azbyka.ru/palomnik/Казанский_кафе...

Михаил Максимович получил прекрасное образование: он окончил Полтавский кадетский корпус и юридический факультет Харьковского университета. В пору учебы в университете Михаил участвовал в ежегодных крестных ходах из Харькова в Куряжский монастырь с чудотворной Елецкой иконой Божией Матери. Вспомним: в детские свои года он был непременным участником крестных ходов в Святогорье. С началом революционного лихолетья семья Максимовичей перебралась на родину предков — в Югославию. Здесь в 1921 году Михаил поступил на богословский факультет Университета имени святого Саввы Сербского. Максимовичам тогда пришлось сполна изведать лишений. Стремясь хоть немного облегчить участь самых дорогих своих людей, Михаил устроился на работу — стал продавцом газет. Мемуаристы Николай и Мария Зёрновы запечатлели в своей книге «За рубежом» облик Михаила Максимовича той поры: «…Небольшого роста, с одутловатыми щеками и красными губами, он производил впечатление большой, в себе сосредоточенной силы. Он мало общался с другими студентами. Он очень бедствовал, зарабатывал на жизнь продажей газет. Белград в те годы покрывался непролазной грязью во время дождей. Максимович носил тяжелую меховую шубу и старые русские сапоги. Обычно он вваливался в аудиторию с запозданием, густо покрытый уличной грязью, вынимал не спеша из-за пазухи засаленную тетрадку и огрызок карандаша и начинал записывать лекцию своим крупным почерком. Вскоре он засыпал, но как только просыпался, сразу возобновлял свои писания. Многие из нас любопытствовали узнать, что за записи получались у Максимовича, но никто не решался попросить его дать нам их прочитать. Этот необычайный студент стал самым необычайным епископом Зарубежной Церкви». С начала 1920-х годов в Сербии находился Синод и Высшее русское церковное управление за границей. Глава Русской Зарубежной Церкви митрополит Антоний (Храповицкий) хорошо знал Михаила Максимовича еще по Харькову, будучи правящим архиереем Харьковской и Ахтырской епархии, а теперь вот и по университетскому семинару (сами студенты называли его Братством преподобного Серафима). В 1924 году владыка Антоний посвятил Михаила в чтецы, а вскоре, зная склонность молодого человека к исследовательской работе, высокие патриотические чувства, благословил его на подготовку доклада о происхождении закона о престолонаследии в России; при этом поставил цель: показать, насколько данный закон соответствует духу русского народа и вытекает из его истории. Вот как писал об этом впоследствии сам владыка Иоанн: «Получив благословение от владыки митрополита и имея горячее желание точно осветить вопрос, я приступил к работе в день памяти святителя Филиппа, митрополита Московского, 9 января 1925 года, и закончил таковую в канун праздника Успения Богородицы — храмового дня для московского Успенского собора и Киево-Печерской Лавры, имевших величайшее значение в истории русского народа».

http://pravoslavie.ru/6048.html

С тех пор образ прошел крестными ходами в общей сложности более 450 тысяч километров, посетив храмы и монастыри множества регионов России - побывал в Москве, Санкт-Петербурге, а также в Екатеринбургской, Брестской, Воронежской, Борисоглебской, Вятской, Слободской, Екатеринодарской, Кубанской, Липецкой, Елецкой, Курской, Рыльской и Минской, Слуцкой и Могилевской и других епархиях Русской Православной Церкви. После кончины в 2022 году атамана Сергея Николаевича Кришталя его сын кубанский атаман Николай Сергеевич Кришталь посчитал своим долгом продолжить начатое отцом дело - 18 июня 2023 года крестный ход с Надымскими казачьими иконами Царя Николая, Цесаревича Алексея, преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского вышел в дальнейший путь. И вот икона Царя-страстотерпца вместе с иконами Цесаревича Алексия, Серафима Саровского и Сергия Радонежского в очередной раз прибыла в Санкт-Петербург. 12 апреля приходом храма во имя иконы Божией Матери «Державная » г. Санкт-Петербурга была организована торжественная встреча почитаемым иконам. После внесения икон в храм состоялся первый молебен, на котором собрались молящиеся из разных приходов Санкт-Петербургской митрополии. 14 апреля после Божественной Литургии при полном храме собравшихся верующих пред крестопоходными иконами был снова отслужен молебен, на котором пел известный не только в нашей стране, но и за рубежом детско-юношеский хор во имя преподобного Иоанна Дамаскина под руководством Ирины Болдышевой, славящийся трепетным отношением к Царю. По окончании молебна всеми собравшимися был исполнен царский гимн «Боже, Царя храни » и состоялся организованный Всероссийским фестивалем православных певческих традиций и колокольного звона «Истоки » концерт детско-юношеского хора, посвященный Царской семье. В этот же день прошла приуроченная к радостному событию пребывания икон в храме конференция, посвященная 5-летию другого крестного хода - «Святая Русь ». На конференции выступили, в частности, вдохновители автомобильного крестного хода «Святая Русь » Василий Кухарь и Владимир Знахур, а также организатор выставки «Царский венец » Евгений Матвейчук (эта выставка пребывает в храме с сентября 2023 года и за полгода привлекла множество почитателей Царя и Царской семьи). Были показаны фильмы о крестном ходе и о Годеновском кресте.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/04/30/ra...

Использован переработанный материал из книги: Клоков А.Ю., Найдёнов А.А., Новосельцев А.В. «Храмы и монастыри Липецкой и Елецкой епархии. Елец». - Липецк, 2006. Приход Троицкой церкви возник больше 200 лет тому назад и имел в своем владении подаренную выгонную и пахотную землю, простиравшуюся до Дона. Земля эта, по преданию, была подарена есаулу Алымову с 12 казаками с тем, чтобы они охраняли жителей Ельца от набегов из степей диких народов, особенно татар. В церковной летописи значатся фамилии потомков этих казаков, с наименованием их уже государственными крестьянами, населявшими деревню Альшанец после отмежевания части их земли в пользу города. В 70-х гг. XIX ст. к приходу Троицкой церкви, кроме жителей города, относились деревни: Альшанец, Верхняя и Нижняя Сахаровки, Ново-Альшанец и несколько городских улиц со вновь прирезанными к ним из выгонной городской земли кварталами. Прихожане принадлежат к разным сословиям, большинство из них торговцы и ремесленники; общее число их 2789 душ обоего пола. Первый храм Троицкого прихода во имя вмч. Димитрия Солунского сначала был деревянный, потом заменен каменным и находится в другом месте, чем теперь; там стоит кирпичный с крестом столб. Настоящий храм во имя Св. Троицы – каменный, заложен в 1817 г., а окончен с освящением пяти престолов в 1842 г. Место для него выбрано было священником Преображенской церкви о. Иоанном Борисовым, а строителем на пожертвованные средства был местный священник о. Константин Попов. Во время постройки храма главный купол его, уже по окончании сводов, обвалился и значительно повредил стены, поэтому пришлось стены снова укреплять для большей устойчивости купола. Колокольня была построена уже после окончательной выделки и освящения храма на средства прихожан и старанием ктитора купца Матвея Максимовича Гаврилова в 1860 г. Храм доселе существует в первоначальном виде. В нем, кроме главного престола, четыре придельных, два из них в трапезной: правый – во имя Божией Матери «Всех скорбящих радости», левый – св. вмч. Димитрия Солунского и два в главной части храма: правый – во имя св. Николая, устроенный на средства купца Николая Андреева и левый – св. муч. царицы Александры, устроенный на средства купца Якова Зыкова. Два иконостаса трапезной части возобновлены в 1900 и 1902 гг. на пожертвования старанием ктитора купца Ивана Максимовича Степанова.

http://sobory.ru/article/?object=43546

6/19 Преподобного Вукола, епископа Смирнского (ок. 100). Елецкой – Харьковской иконы Божией Матери (XVII). Тропарь преподобному Вуколу, епископу Смирнскому, глас 4 Правило веры, И образ кротости... (общий святителю). Кондак, глас 2 Божественный гром, труба духовная,/веры насадителю и отсекателю ересей,/Троицы угодниче, великий святителю Вуколе,/со ангелы предстоя присно,/моли непрестанно о всех нас. Величание Величаем тя,/святителю отче Вуколе,/и чтим святую память твою,/ты бо молиши за нас/Христа Бога нашего. Тропарь Божией Матери ради иконы Ее Елецкой – Харьковской, глас 6 Твоего милосердия дарования воспоминающе, Владычице,/и Твой чудотворный образ благоговейно лобызающе,/упованием же Твоея помощи сердца наша веселяще,/аки среди нас прибывающую Тя помышляем/и верою Тебе вопием:/Твоего моли Сына и Господа,/да научит нас заповеди Его всегда творити/и злыя искушения побеждати,/и Тебе, Предстательницу нашу,/достойно пети и славити во веки. Кондак, глас 5 На неувядаемом древе угоднику явившися,/Твое же предстательство всем молящимся присно являющи, Владычице,/и нашего не отврати смиреннаго моления,/но прегрешений наших прощения испроси/и, скорби душ наших отъемши,/благодарственное наше приими поклонение,/да любовию Тя во веки славим, Всепетая. Величание Величаем Тя,/Пресвятая Дево,/Богоизбранная Отроковице,/и чтим образ Твой святый,/имже точиши исцеления/всем с верою притекающим. Читать далее Источник: Полный тропарион : Тропари, кондаки и величания на праздники Господни, Богородичны, святых угодников Божиих и икон Божией Матери на каждый день года/[Сост.: Т. С. Олейникова]. - М. : Ставрос (Тип. АО Мол. гвардия), 2003-./Кн. 1. 2003. – 429 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010