Елец. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Аргамаченской слободе. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Первый храм в Аргамачьей казачьей слободе был освящён в честь св. Николая Чудотворца. Но в 1680-х годах на месте Никольской церкви была выстроена новая деревянная в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Этот храм простоял почти сто лет, и в 1768 году священник Герасим Андреев и прихожане ходатайствовали о строительстве каменной церкви в честь Рождества Богородицы и приделами св. Николая и свв. Бориса и Глеба. 24 июля 1768 года была совершена закладка первого камня. Освящение главного алтаря состоялось в 1789 году. Первоначальная основа нынешнего храма – восьмерик на четверике (композиция повторяет объём и архитектурные детали Преображенской церкви Ельца). В 1812 году была выстроена двухъярусная колокольня. Последующие перестройки значительно изменили первоначальный вид храма. В 1831, 1835 и 1848 годах церковь была распространена (расширена) и заново освящена. А в 1866 году была капитально отремонтирована трапезная. К 1875 году закончено сооружение боковых пристроек к алтарю, освященных в честь свв. Бориса и Глеба и Елецкой иконы Божией Матери, а в трапезной устроили приделы в честь Николая Чудотворца и иконы Божией Матери «Взыскание погибших». В эти же годы надстроен третий ярус колокольни. Главной святыней храма был древний образ, перенесенный в 1735 году из Москвы. На иконе изображена Царица Небесная с распростёртыми руками, окруженная небесным воинством и со всеми святыми, идущая по воздуху на устрашение Темир-Аксака (Тамерлан), который стоял в 1395 году лагерем на Аргамач-горе. В нижней части иконы было изображено воинство Тамерлана и его шатёр. При церкви действовала богадельня и приходская школа. После революции, в 1918 году священнику Рождество-Богородицкой церкви Николаю Брянцеву с семьёй пришлось бежать, опасаясь за свою жизнь. В 1922 и 1923 годах из храма изъяли церковную утварь для антирелигиозного музея. Церковь была закрыта в 1930-х годах, и до 1962 года её помещение пустовало. За это время полностью разрушилась кровля и обветшала кладка.

http://sobory.ru/article/?object=03893

В центре храма, за амвоном и под помостом, находился колодезь, обрамленный срубом, откуда богомольцы черпали воду. К колодцу устраивались крестные ходы из монастыря 6 янв. и 1 авг. А. Ю. Клоков, Л. А. Морев, А. А. Найденов «Храмы и монастыри Липецкой и Елецкой епархии. Задонский район. Часть I.» Рядом с монастырем находится святой источник с храмом над ним в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник». Храм был построен в 2003 году на месте разрушенного в период революционных событий. А в 2006 году была построена купальня для желающих окунуться в целебные воды. Храм расположен у южной ограды монастыря на правом берегу речки Тешевка. С незапамятных времен здесь, у подножия холма, на котором располагается Богородицкий монастырь, источал свои чистейшие воды природный ключ. Не осталось свидетельств, указующих, с каких времен его воды приобрели чудодейственные целебные свойства и его стали называть святым. Известно только, что в 1730-х годах, при игумене Евфимии II, над источником была выстроена каменная часовня. В 1870 году из-за ветхости она была разобрана и на ее месте сооружен небольшой каменный однопрестольный храм в честь Царицы Небесной «Живоносный Источник». Средства на строительство этого храма в сумме 10 тысяч рублей серебром пожертвовала Орловская помещица Агриппина Васильевна Демидова. Храм выстроен вокруг колодца, куда стекаются живительные воды по 12 струям из-под горы, на которой стоит монастырь. А из храмового колодца вода вытекала в единый рукав у речки Тешевки. В 1960-е годы храм и источник сровняли с землей и замуровали. Над ним постепенно образовался «культурный слой» земли, появилась поросль деревьев и кустарников, которые совершенно закрыли место прежнего паломничества. Так что, в начале 1990-х годов пришлось искать сторожилов, показавших его место, но точно определили его только с помощью приборов. В конце октября 1994 года источник был очищен. Весной следующего года продолжающиеся раскопки обнаружили пол старинного храма, выстланный каменными плитами и фундамент, который полностью сохранился. Исследования показали, что перед разрушением церковь претерпела сильный пожар. Завершились раскопки храма только к лету 1997 года.

http://sobory.ru/article/?object=02120

Мощи святителя Иоасафа Белгородского – дар Владыки Онуфрия, архиепископа Харьковского и Богодуховского нашей святой обители. Относительно обретения этого св. образа известно следующее. Когда преп. Антоний Печерский в 1060 году был изгнан из Киева великим князем Изяславом, он тайно удалился в пределы Чернигова. Там он искал себе на горах Болдиных пещеру и стал вести уединенную подвижническую жизнь. В это именно время им и была обретена икона Божией Матери. Он увидел ее на ели, сияющею светлыми лучами, так что она казалась окруженною огнем. Благодаря содействию черниговского князя Святослава прп. Антоний на месте обретения иконы основал обитель и построил каменную церковь во имя Успения Богоматери. В апреле 2012 года был восстановлен первообраз Елецкой-Харьковской иконы, который в настоящее время находится в Свято-Покровском мужском монастыре г. Харькова. Богослужения [ править править код ] В храмах Свято-Покровского мужского монастыря Богослужения совершаются ежедневно. По будням: 6.00 – Полунощница 6.30 – Часы, Божественная Литургия, Исповедь и Святое Причастие. По окончании Божественной Литургии - панихида. В воскресные и праздничные дни: 6.30 – ранняя Божественная Литургия, исповедь и причастие. По окончании литургии - панихида (молитва о усопших) 8.30 – поздняя Божественная Литургия, исповедь и причастие, молебен празднику с освящением воды. По окончании - панихида. Престольные праздники [ править править код ] Покров Пресвятой Богородицы - 14 октября 12 ноября — Озерянской иконы Божией Матери Воздвижение Животворящего Креста Господня - 27 сентября Иоанн Богослов, апостол - 21 мая, 9 декабря Димитрий Солунский, великомученик - 8 ноября Местонахождение [ править править код ] Адрес: 61003, Украина, г. Харьков, ул. Университетская, 8/10 Телефоны: +38(057) 731 50 30 (дежурный монастыря) Как добраться: Свято-Покровский монастырь расположен вблизи площади Конституции. Доехать до него можно, воспользовавшись метро. Необходимо выйти на станции «Советская» или «Исторический музей». Фото [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Покровск...

Они и совершили в сослужении Божественную литургию. А затем последовала прочувствованная проповедь , с которой обратился к верующим протоиерей Василий, настоятель Вознесенского собора города Ельца. Тема проповеди была созвучна дню ее произнесения – речь шла о жизненном и духовном подвиге святителя Тихона, благодаря которому он и был причислен к лику святых. По завершении проповеди был отслужен благодарственный молебен по случаю возвращения мощей святителя Тихона в Задонск. Затем к собравшимся обратился митрополит Воронежский и Липецкий Мефодий, сделав акцент на большом значении состоявшегося события и поблагодарив принявших участие в торжествах архиереев за проявленное внимание. Особые слова благодарности были обращены к епископу Орловскому и Брянскому Паисию, чьими стараниями к верующим вернулись мощи «Российского Златоуста». В ответном слове преосвященный Паисий поблагодарил митрополита Воронежского и Липецкого за то, что было разрешено оставить в Орле частицу мощей святителя. Как объявил епископ Орловский и Брянский, в кафедральном соборе города Орла, где осталась частица мощей святителя Тихона, еженедельно, по четвергам, отныне будет совершаться богослужение с чтением акафиста святителю Тихону Задонскому . На этом торжества по случаю возвращения в Богородицкий монастырь мощей прославившего обитель угодника Божия были завершены. Святыня обрела покой в специально устроенной раке под балдахином, осеняемая сохраненной стараниями верующих и духовенства иконой с изображением святителя – единственной, оставшейся от прежнего иконного богатства церквей Задонского Богородицкого монастыря. С тех пор мощи Задонского чудотворца неотлучно пребывают во Владимирском соборе, как и встарь, являя неизбывную свою благодать прибегающим к помощи святителя с чистым сердцем, наполненным искренней верой. Ныне составляют эти святые цельбоносные мощи, почивающие в Задонске, славу созданной в 2003 году епархии Липецкой и Елецкой, являя собою нетленный духовный центр ее. Л. Морев, историк 67 По видению во сне святителя Тихона, Машонов написал его образ. Святитель изображен в священнической ризе (святитель, бывши на покое, часто приобщался Св. Таин в священнич. ризе, с омофором), омофоре и митре, стоящим в молитвенном положении, с воздетыми горе руками, пред Владимирской иконой Божией Матери (чудотворная Владимирская икона Божией Матери находится в Задонской обители), лежащей на аналое, пред Коей поставлен подсвечник с зажженными свечами. Вверху образа надпись: «Образ святого Тихона, епископа, нового чудотворца Задонского». Внизу означено: «Написан по первому видению, с повеления его, отставным прапорщиком Яковом Машоновым 1788 года, месяца июля». Икона сия в течение 73-х лет нисколько не изменила свежести красок.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Elagin...

  ПОСТАНОВИЛИ: 1). Возблагодарить Всещедрого Господа и Спасителя нашего за дарованную радость поклонения честной стопе святого апостола Андрея Первозванного во время принесения ее из Святой Горы Афон в пределы Русской Православной Церкви. 2). Отметить большой вклад сопредседателей и членов Оргкомитета по принесению честных мощей апостола Андрея в общий успех данного мероприятия. Выразить признательность епархиальным архиереям, государственным властям России, Украины и Беларуси, руководителям Федеральных округов России и субъектов Федерации, командованию Военно-Морских флотов России за оказанное содействие в осуществлении программы принесения мощей. 3). Свидетельствовать, что пребывание святыни в России, Украине и Беларуси явилось знаком векового духовного единства братских народов трех славянских государств.   ЖУРНАЛ 45 СЛУШАЛИ: Прошение Преосвященного Епископа Задонского Никона, временно управляющего Липецкой и Елецкой епархией, о благословении на преобразование прихода в честь Успения Божией Матери г. Липецка в Свято-Успенский Липецкий мужской монастырь. ПОСТАНОВИЛИ: 1) Благословить преобразование прихода в честь Успения Божией Матери г. Липецка в Свято-Успенский Липецкий мужской монастырь.   ЖУРНАЛ 46 1. СЛУШАЛИ: Прошение Преосвященного Епископа Архангельского и Холмогорского Тихона об утверждении монахини Афанасии (Рудалевой) настоятельницей Иоанно-Богословского женского монастыря д. Ершовка Приморского района Архангельской области. ПОСТАНОВИЛИ: Утвердить монахиню Афанасию (Рудалеву) настоятельницей Иоанно-Богословского женского монастыря д. Ершовка Приморского района Архангельской области с возложением наперсного креста по должности. 2. СЛУШАЛИ: Прошение Преосвященного Архиепископа Вятского и Слободского Хрисанфа об освобождении иеромонаха Зосимы (Поздеева) от обязанностей наместника Преображенского мужского монастыря с. Вожгалы Куменского района Вятской епархии. ПОСТАНОВИЛИ: Освободить иеромонаха Зосиму (Поздеева) от обязанностей наместника Преображенского мужского монастыря с. Вожгалы Куменского района Вятской епархии.

http://patriarchia.ru/db/text/4840988.ht...

И вот новое пристанище – Елец! «Благослови, Господи! Помоги, Всевышний, в новом граде, покрой Своим омофором, Пресвятая Богородица!» – молился отец Исаакий. Елецкий Свято-Вознесенский собор Церковная квартира была недалеко от Вознесенского собора. Батюшка тихо шел в храм, улыбаясь яркому весеннему солнцу. Весна только начиналась. Маленькие ручейки, которые торопливо соединялись с такими же, звонко бегущими, братьями, образовав поток, выливались с высокого берега в реку Сосну. На соборной площади отец Исаакий увидел воистину величественный Вознесенский храм, удивляющий своими размерами и красотой. Этот уникальный архитектурный памятник был построен по проекту знаменитого архитектора К.А. Тона (1794–1881) и освящен в 1888 году. По его же проекту построен храм Христа Спасителя в Москве. Величественный собор в честь Вознесения Господня стоит на высоком берегу реки Сосны, отражаясь в ее водах. Собор делится на зимний храм с двумя приделами: левым – во имя святителя Димитрия Ростовского , и правым – в честь Святителя Николая Чудотворца, 37 а также летний храм с тремя приделами: центральным – Вознесения Господня, левым – в честь благоверного князя Александра Невского, и правым – в честь Казанской иконы Божией Матери. Под собором располагается нижний храм в честь святителя Тихона Задонского . В соборе архимандрит Исаакий положил земной поклон, приложился ко всем иконам, обратил свое внимание на большую настенную икону Божией Матери, именуемую Елецкой. Вспомнил, что это был тот самый образ, которому он молился во сне. «Вот она, моя Покровительница, – думал он. – О Пресвятая Дева, благослови мое служение в этом граде и прими меня под Свой покров». В этом храме отец Исаакий прослужит благочинным и настоятелем 23 года и в этом городе закончит свой скорбный земной путь. Вспоминает Павел Уржумцев: «Надо сказать, что отец Исаакий всегда бывал очень внимателен к месту своего служения и стремился узнать его историю: имена своих предшественников по служению, местные традиции, географические особенности, узнать о его жителях, их нравах, обычаях (особенно церковных), о местных праздниках. И вот в Ельце, на Вознесение, в день престольного праздника, крестный ход, возглавляемый отцом Исаакием, вышел из центральных дверей храма. А с левой стороны от центрального входа, ближе к алтарной апсиде, располагается полуподземная часовенка.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

5 (18) февраля Елецкая икона находится в Чернигове в Елецком Успенском мужском монастыре. Когда св. Антоний Печерский, в 1060 году изгнанный из Киева великим князем Изяславом, удалился в пределы Чернигова и ископал себе на необитаемом месте пещеру для уединенного своего пребывания, в это время обретена была преподобным икона Божией Матери стоящею на ели. На месте явления он основал обитель в честь Успения Богоматери. Явленная икона и обитель названы Елецкими. В первые годы XVII столетия, во время разорения монастыря полководцем Польского короля Сигизмунда III – Горностаем, образ утратился, и в 1676 году прислан был список с образа, который и заменил подлинный. Празднование иконе Божией Матери Елецкой-Черниговской установлено в 5-й день февраля – в тот день, когда поставлен был в обители список на место подлинного 546 . День Далматской иконы Богоматери 15 (28) февраля и 15 (28) августа Далматская икона Богоматери находится в мужском Далматовском монастыре в заштатном городе Далматове Пермской губернии. Этот монастырь основан в 1644 году иноком Далматом, который, по смирению своему удалясь из Невьянского монастыря той же губернии, где хотели возложить на Далмата звание игумена, пришел в отчину Илигея татарина с иконою «Успение» Богоматери и решился устроить здесь монастырь, который впоследствии по имени строителя и назван Далматовским. Илигей, узнав, что на принадлежащей ему земле Далмат воздвиг обитель, в 1646 году хотел было изгнать его; но владельцу явилась во сне Матерь Божия в багряном одеянии и венце, с огненным мечом, и повелела ему уступить землю для обители. Это явление было, вероятно, 15 февраля. После видения Илигей со смирением прибыл к Далмату и отдал ему для монастыря занимаемое им ныне место, и сверх того, принес ему и другие дары. В конце 1646 года новые здания монастыря Далматовского сожжены были калмыками; некоторые из иноков были ими убиты, а другие взяты в плен, но Далмат скрылся и сохранил св. икону. По удалении калмыков он возвратился на то же место и обновил свой монастырь, который, украшаясь приношениями стекающегося для моления народа, сделался, наконец, знатнейшим в Сибири 547 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Икона Божией Матери явилась на дереве, пень которого оставался целым до 1798 года в алтаре Параскевиевской церкви монастыря. Вот и все, что известно о явлении ее. Относительно времени явления ее можно только делать более или менее верные предположения. В 1696 году гетманом Малороссии Иваном Мазепой на месте явления иконы был основан монастырь. К концу XVIII в. обитель эта пришла в упадок, но в 1800 году была обновлена графом Безбородко и с тех пор процветает и до настоящего времени. Храмов в ней три: в честь Рождества Богородицы, во имя Св. вмчц. Параскевы и во имя Свв. апп. Петра и Павла. В первом храме и помещается чудотворная икона с праздника Пасхи до октября месяца, а затем она переносится в трапезную теплую церковь , и в обеих для нее устроено особое помещение. Сама икона мерой в длину 5,5 вершков, в ширину 5 вершков; a вместе с рамой – в длину 1 аршин, в ширину 13 вершков. Вокруг иконы на раме чеканные из серебра вызолоченные изображения: вверху – Бога Отца и Св. Духа, по углам – двух серафимов, по сторонам – Иоанна Предтечи и Иоанна Златоустог о, внизу – двуглавого орла. Рама и риза сделаны по завещанию графа И.А.Безбородко супругой его Анною Ивановною в 1822 году, на что израсходовано 22 тысячи ассигнациями. Риза серебряная – вызолоченная, чеканной работы, с 1738 камнями, из коих два солитера въ 2,4 карат, третий – в 1 карат, 113 алмазов двойной грани в 30 карат, 273 одинаковой грани в 11,7 карат, 456 роз, 865 стразов, 14 аметистов, 13 дубель смарагдов. Внизу ризы надпись: «По завещанию покойного графа Илии Андреевича Безбородко, сооружен сей памятник супругой его графиней Анной Ивановной в 1822 году». Ежегодно 9 сентября в обители совершается крестный ход в воспоминание избавления от чумы в 1738 и 1771 году по молитве перед Домницкой иконой Богоматери. В монастыре, внутри соборного храма, погребен возобновитель обители граф Безбородко и его сын. Управляет обителью архимандрит. Елецкий Успенский монастырь в Чернигове. Эта обитель находится в самом г. Чернигове, на Болдиной горе, на углу улиц Тихой и Подмонастырской. Возникновение ее относится к очень древнему времени, именно к XI веку, когда князем Святославом Ярославичем была построена церковь на месте явления на ели Елецкой иконы Божией Матери.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Молитва Премилосердая наша Заступнице, и душ наших благая Хранительнице, и телес наших милосердая Целительнице, Богородице Дево! Вемы, яко недостойни есмы, не точию Твоих дарований причастницы быти, но и очей своих на чудотворный Твой образ возвести, зане души наша грехов исполнены суть и очи завистными и блудными воззреньми осквернени суть. Обаче Твое сострадание человеком, в нуждах и скорбех пребывающим, воспоминающе, им же Твоего Божественнаго Сына на первое чудо в Кане Галилейстей преклонила еси, и даже до днесь Того праведный гнев от грешников отвращаеши, паки и паки на мольбу Тебе, пред чудотворным Твоим образом, подвизаемся и со смиренным упованием Тебе просим: испроси грехом нашим прощение, от пагубных страстей исцеление, от нечувствия и от сна духовнаго пробуждение и о добродетелех христианских ревность. Сими убо дарованьми души наша украсивши, избави нас от горестей, в уныние некрепкая сердца наша повергающих, исцели болезни молящихся и о нихже молитву тии приносят, от напрасныя смерти жизнь нашу сохрани и сию христианскою кончиною во время подобно увенчати сподоби. Но и земное наше пребывание от взаимныя злобы и зависти огради, и в любви Христовой сие препровождати нам помози. Церковь Сына Твоего во всей вселенней умножи и утверди, еретиком обращение ко истине испроси, языком же неверным веры истинное познание. Такожде и одоление на враги и супостаты даруй, и всех нас научи, якоже во дни веселия, тако и во дни печали Тебе прославляти и о всех Сына Твоего благодарити, житие свое в Его святую волю вручати со упованием вечнаго спасения ожидати, да и тамо прославим Его пресвятое Имя и Твое милосердое предстательство во веки веков. Аминь. Елецкая-Черниговская икона Божией Матери явилась на ели близ Чернигова в 1060 году, при Черниговском князе Святославе Ярославиче, как было записано в синодике епископа Черниговского Зосимы Прокоповича (1655–1657). Икона была поставлена в церковь , основанную в честь Елецкой иконы Божией Матери. Преподобный Антоний (†1073; память 10 июля), подвизавшийся на Болдиной горе в 1068–1069 годах, благословил основать здесь монастырь. В 1238 году монастырь был разрушен татарами, но икона сохранилась внутри монастырской стены.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Под ее окормлением подвизаются 12 стариц; все живут трудами рук своих, получая малое вспоможение от Патриархии. Церковь маленькая и тесная, с низкими сводами, от коих веет древностью. Она обновлена, как значится в надписи по иконостасу, в 1838 году. По сторонам иконостаса обращают внимание иконы преподобного Евфимия Великого и Феоктиста (поясные) и большая икона Иорданской Божией Матери древнего письма. Напротив ее икона «Достойно есть» арабского письма. Притом на стенах есть большие иконы в рост преподобного Евфимия письма 1710 года и преподоб. Саввы Освященного письма 1752 года и древняя икона святого Иоанна Предтечи Господня, похожая на Саввинскую (в церкви святого Иоанна Дамаскина ). Св. Иоанн изображен с крыльями. Монастырь Малой Панагии, Сретенский или Сайданая так называется от иконы Матери Божией; эта икона по преданию будто бы пришла в Святой Град из дамасской женской обители Сайданая и, отнесенная туда обратно, снова чудесным образом явилась в этой обители, где и остается доселе. В последствии времени икона эта была украдена из церкви, но так же чудесно исчезла от похитителя и явилась паки в церкви на своем обычном месте; похититель же впал в расслабление и, покаявшись, получил молитвами Богоматери исцеление и в знак признательности украсил чудодейственную икону серебряною ризою. Теперь она стоит в особой нише за проволочною решеткой в приделе Всех Святых; Икона небольшая, имеет форму складной: на средней доске изображена Матерь Божия, держащая на коленях предвечного Младенца. На правой дверце вверху: пророк Исаия и Ангел, внизу Василий Великий и Антоний Великий ; на левой вверху: царь и пророк Давид и Благовещение Пресвятой Богородицы; внизу: святые Иоанн Златоуст и Иоанникий Великий. Главный престол во имя Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы. Местные иконы хорошего русского письма. На правой стороне церкви в особом отделении в симметрии с левым приделом стоит русская икона, так называемой Елецкой Божией Матери; об этой иконе рассказывают следующее: она открыта в Ельце, по видению, бывшему одной больной девице в старом приделе одной из городских (елецких) церквей.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010