сост. Александр Ратшин Черниговской губернии МОНАСТЫРИ, НЫНЕ СУЩЕСТВУЮЩИЕ: ЕЛЕЦКИЙ-УСПЕНСКИЙ, муж. 1 класса, в губернском городе Чернигове, на горе, называемой издревле Болдиною; находится под управлением архимандрита, который вместе с тем есть и ректор Черниговской семинарии. – Св. Антоний Печерский, быв изгнан из Киева в. к. Изяславом, удалился в 1069 году к Чернигову – и там, в необитаемом месте, в Болдиной горе, ископал пещеру, для уединенного пребывания своего. В это время обретена им на сем месте икона Божией Матери, стоящая на дереве ели – и Препод. основал тут обитель, в честь Успения Богородицы, названную после Елецкою, из которой однако ж он вскоре переселился обратно в Киево-Печерский монастырь. Существование обители с тех пор продолжается и доныне. Здесь две церкви: 1) Соб. Успения Божией Матери, достопримечательная своею древностью; ибо, быв сооружена св. Антонием еще в 1069 году, находится до сих пор в том же виде, кроме приделов, устроенных, в позднейшее время: а) Архангела Михаила, б) Иакова Брата Божия, в) Рождества Иоанна Предтечи и г) Великомученика Георгия, на хорах. В этом знаменитом храме находится и помянутая обретенная св. Антонием икона Божией Матери, известная под названием Елецкой-Черниговской, которой празднество совершается 5 февраля. 2) Теплая, Апостолов Петра и Павла; существует с 1673 г. В XVII веке, в числе архимандритов сей обители, был св. Димитрий, в последствии митрополит Ростовский. ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ, муж. 1 класса, в уездном городе Новгород-Северском; состоит под управлением архимандрита. Основан в конце XVI века. – В 1785 году обитель эта была сделана кафедральною архиереев Новгородо-Северской епархии. – Здесь соб. церковь Преображения Господня, в которой находится явленная икона Пресвятой Богородицы, явившаяся в 1301 году, и называемая Новгородскою; празднество ей совершается 20 декабря. В числе архимандритов сей обители был с 1699 по 1701 год св. Димитрий, хиротонисанный потом в митрополита Ростовского. В половине XVIII века здесь жил на покое, и скончался первый архиепископ Переславль-Залеской епархии, Арсений Могилиоланский.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Вместо первого, пришедшего в ветхость деревянного Христорождественского храма, в конце XVII-haчaлe XVIII в. на его месте была построена новая деревянная церковь прежнего храмонаименования. В 1730-х г.г. она сгорела по неизвестной причине и около 20 лет не восстанавливалась. В 1758 г. однодворцы Прохор и Карп Минаевы, Михаил Кабанов и Михаил Редькин от имени всех жителей Александровской слободы ходатайствовали перед епархиальным начальством о возобновлении их приходского храма. Благословение правящего архиерея было вскоре получено, и 18 апреля 1759 г. началось строительство новой деревянной церкви, которое завершилось в феврале 1760 г. Указ Преосвященного Кирилла (Ляшевецкого), епископа Воронежского, предписывающий освятить построенный храм присутствующему в Елецкой духовной канцелярии священнику Успенской церкви о. Михаилу, последовал 12 мая 1760 г. К Христорождественскому храму тогда же был определён священник Тимофей Стефанов. Приход его в это время состоял из 32 дворов и 176 душ. Однако уже через несколько лет прихожане осознали необходимость замены их небольшого деревянного храма на более вместительный и из долговечного материала. Главным поводом к построению каменной церкви послужило установление с 1761 г. по прошению прихожан и по благословению епископа Кирилла в праздник Тихвинской иконы Божией Матери (26 июня по ст. ст.) крестного хода из Воскресенского собора в Христорождественский храм, где был устроен «на особливой доске образ во имя Пресвятыя Богоматери Тихвинския». По свидетельству священника храма, в этот день «приходящему народу бывало великое утеснение». Вследствие такого желания прихожан, выразившегося в соответствующем прошении на имя епархиального начальства, им 18 декабря 1767 г. был выдан указ на построение каменной церкви с приделом Тихвинской иконы Божией Матери. Строительство нового храма велось при приходском священнике Тимофее Павлове в 200 саж. от прежней деревянной церкви, которая сгорела во время большого пожара 10 апреля 1769 г. На её месте на Щепной площади впоследствии была построена часовня. При пожаре удалось спасти лишь местночтимую икону Тихвинской Божией Матери, а в обгоревшем остове храма был обретён невредимым образ Нерукотворного Спаса, ставший после этого чудесного события одной из главных святынь Христорождественского прихода.

http://sobory.ru/article/?object=07286

Одним из ранних известных списков Е. А. и. является икона, находящаяся ныне в Успенском соборе Паисиева Галичского в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря (Костромская епархия). В центре многофигурной композиции представлена на облаке Богородица Оранта. Она облачена в синее платье с золотыми полосами отделки и в розовый мафорий с золотисто-охристым подбоем и золотой каймой по подолу. Разделка одежд выполнена «золотопробельным письмом». Уникальной чертой иконографии этой иконы является изображение на шее Богоматери ленты, на к-рой закреплен медальон с оглавным образом Спасителя. Это дополнение контрастирует по цвету и масштабу с основной живописью, но выполнено довольно искусно «акварельным», прозрачным письмом, сквозь к-рое просвечивает основной тон одежд. На списке, возможно одновременно с его созданием, воспроизведен вотивный предмет, украшавший протограф (ср. живописное изображение драгоценного «приклада» - цат - на иконах свт. Николая Чудотворца (1-я четв. и сер. XVI в., ГТГ; XVI в., СПГИАХМЗ)). Под облаком надпись плохой сохранности: «[Ел]ецки[я] Пресвятыя [Б]огор[од]ицы». Вверху в облачном обрамлении - Св. Троица (т. н. Новозаветная). В верхнем регистре справа и слева от Богоматери на облаках изображено в 3 ряда небесное воинство. В нижнем регистре слева представлены избранные святые: святители Алексий и Петр Московские, свт. Николай Чудотворец, прп. Савва Сторожевский - 1-й ряд; свт. Филипп, св. Алексий (человек Божий?), преподобные Сергий Радонежский, Антоний и Феодосий (?) Киево-Печерские - 2-й ряд. Справа - стены Ельца с куполами храмов в ограде города и под ними стан Темир-Аксака. Золотые поля и фон иконы, написанной на кипарисовой доске темперой, украшены резьбой по левкасу. По характеру письма, восходящему к стилистике владимирских мастеров, ориентировавшихся на палехскую иконопись, икона может быть датирована посл. четв. XIX в. Клейма с надписями следуют традиции изложения чуда явления Богородицы, во 2-м клейме отсутствуют сведения, к-рые могли бы прояснить историю создания этого списка. Известно, что 20 авг. 1980 г. икона была приобретена сотрудниками Елецкого краеведческого музея у местного жителя. В сент. 1995 г., в год празднования 600-летия явления Божией Матери Темир-Аксаку, икону передали Церкви. 3 сент. торжественным крестным ходом она была перенесена из музея в храм в честь Елецкой иконы Божией Матери. Оттуда икону переместили в собор в честь Вознесения Господня. В 1999 г. собор был ограблен, в числе 13 икон похитили и этот образ. По фотографии в 2003 г. был сделан список иконы, который ныне находится в соборе у левого клироса в киоте.

http://pravenc.ru/text/189781.html

Речь идет о ставящемся под сомнение факте и нежелании включать в концепцию бренда информацию о явлении в 1395 году Божией Матери стоящему у стен Ельца Тамерлану. Согласитесь, для большинства русских людей, исповедующих Православие, такая позиция не что иное, как кощунство. Для нас факт явления Пресвятой Богородицы, отразившийся в русских летописях и церковных преданиях, воплотившийся в Елецкой иконе Божией Матери, образ которой известен на протяжении уже нескольких веков, давший наименование нескольким церковным престолам в Ельце и целому храму, возведенному в городе в честь 500-летия спасения Руси от Темир-Аксака, – так вот, факт этот не может быть подвергнут сомнению, как и сама наша вера. Так зачем же глумиться над тем, что свято для тысяч и тысяч людей? В угоду мифическим толпам туристов из мусульманских стран? О безнравственной стороне такого подхода я и не говорю. Но достаточно просто логически поразмыслить, чтобы понять: вряд ли вообще стоит предполагать большой поток туристов из Средней Азии. Ибо сложно себе представить, что мусульмане, избалованные многочисленными и лелеемыми святынями Востока, вдруг поедут в далекий Елец, чтобы увидеть древний русский и православный город с возвышающимися над ним десятками крестов на храмах и монастырях, откуда в 1395 году повернул назад безо всякой причины (если думать, что явления Божией Матери не было) обожаемый на Востоке Тимур. К тому для всех жителей Средней Азии наш Елец – один из многих городов, взятых и разграбленных «великим» Тимуром на своем пути. И ничего более. Так стоит ли разрабатывать бренд Ельца с такими, мягко говоря, некорректными по отношению к самим себе положениями? К разработке концепции Ельца как туристического центра должны быть привлечены историки, краеведы, священнослужители, представители общественности. С их помощью может быть создан действительно взвешенный, исторически обоснованный «турпродукт», который и позволит тем же специалистам в рекламном бизнесе начать работу по продвижению бренда Ельца.

http://pravoslavie.ru/4793.html

Летом образ находился в Троицком соборе за правым клиросом в резном позолоченном киоте под балдахином, укрепленным на 4 фигурных колоннах. На окладе имелась чеканная надпись: «Сделана усердием Елецких граждан». Описание случаев исцеления от святыни «за собственноручными подписями от исцелившихся» хранилось в монастырском архиве в рукописной прошнурованной книге, скрепленной резолюцией еп. Орловского и Севского Макария (Миролюбова) от 26 нояб. 1868 г. С 20 июля 1864 по 1880 г. было записано 20 подобных случаев. Чудотворный образ часто брали в дома ельчане. В 1892 г. для перевозки иконы были сделаны карета и зимний воз, украшенные металлической вызолоченной короной-митрой. В 1909 г. в типографии Елецкого дома трудолюбия была напечатана брошюра, посвященная иконе: «Святыня и достопамятность Елецкого Троицкого монастыря». За левым клиросом находилась икона вмч. Пантелеимона с надписью на обратной стороне кипарисовой доски: «Св. икона сия писана и освящена в Русском на Афоне во имя св. вмч. и целителя Пантелеймона монастыре, посылается от онаго монастыря в знак любви и духовного единения о Господе в Свято-Троицкий Елецкий монастырь 1872 года апреля 14 дня». Икону украшали серебряный оклад с 7 рубинами и эмалью, риза. Рядом находилась икона великомучениц Варвары и Параскевы, а над ними - изображение Успения Пресв. Богородицы, украшенное серебряной ризой, с частицей мощей вмц. Варвары (17,7×13,3 см). На зиму Тихвинский образ и икона вмч. Пантелеимона переносились в теплый Тихвинский храм. Слева от царских врат - список с Елецкой иконы Божией Матери «в изящном киоте столярной работы, украшен сребропозлащенной ризой» ( Геронтий (Кургановский), иером. 1894. С. 40). В Петропавловском приделе Троицкого храма находился местночтимый Казанский образ Божией Матери, принесенный из Брянска. В приделе св. Евдокии на левой стороне иконостаса - икона Божией Матери «Знамение» в серебряном венце, пожертвованная Л. А. Турбиной. Почитались также икона свт. Николая Чудотворца (XVII в.; 20×13 см), на к-рую усердием М.

http://pravenc.ru/text/367381.html

Жанр прославления чудес, заложенный «Патериконом» и «Тератургимой», получил развитие в могилянской традиции второй половине XVII в. Авторы этой эпохи обращали своё внимание, прежде всего на свидетельства чудесного заступничества Пресвятой Девы Марии. Архим. Иоанникий Галятовский в приложении к своему сочинению «Ключ разумения» собрал свидетельства более ста чудес Богородицы, который читатель мог использовать в качестве примеров при составлении своих проповедей. В 1665 г. Иоанникий Галятовский издал отдельную книгу «Небо новое, с новыми звездами сотворенное», специально посвященное чудесам Божией Матери. В книге было приведено 445 чудес Девы Марии, собранных главным образом из латинских источников 328 . «Небо новое» вызвало большой интерес у читателей, несколько раз переиздавалось и даже было переведено на русский язык в подмосковном Саввино-Сторожевском монастыре. В 1676 г. Иоанникий Галятовский, будучи архимандритом Черниговского Елецкого монастыря, издал под заглавием «Скарбница» описание чудес чудотворной иконы Елецкой иконы Божией Матери с похвальным словом и стихами. К произведениям И. Галятовского непосредственно примыкает и первое из творений Димитрия Савича, будущего Ростовского митрополита, «Руно Орошенное». Это сочинение было написано по повелению Лазаря Барановича в 1675−77 гг. и напечатано в 1680 г. Так же, как и сочиненная в то же время «Скарбница» И. Галятовского, она посвящена описанию чудес от одного из местных чудотворных образов: образа Божией Матери в Троицком Ильинском монастыре близ Чернигова. Так же, как и в прочих произведениях этой традиции, в «Руне орошенном» документальные описания чудес соседствуют с поучениями, написанными в барочно-риторическом стиле. Развитие и укрепление жанра описания чудес свидетельствует о понимании важности мистического элемента в могилянской традиции. П. Бушкович находит возможным противопоставлять в этом плане духовную литературу западнорусского Православия великорусским духовным книгам: по мнению исследователя, интерес к чудесам с конца XVI в. уходит из религиозной жизни Великороссии, замещаясь вниманием к моральным аспектам религии 329 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Проповеднический дар отца Исаакия О проповедях архимандрита Исаакия нужно сказать отдельно. Это был один из даров благодати Божией, которыми Господь щедро наградил Своего избранника. Архимандрит Исаакий с посохом -благословением Патриарха Алексия I. 1970-е гг. Его слово обладало огромной духовной силой. И по сей день его проповеди не устарели. В них много житейских и практических советов для христианина – Евангелие он всегда применял к современной жизни. Он умел так ясно и просто передавать святоотеческое понимание Евангелия, что Слово Божие проникало в самую глубину души каждого человека, будь то ребенок, простой или высокообразованный человек. Проповедь отца Исаакия пробуждала не только желание знать заповеди, но и стремление жить по-евангельски. В то безбожное время, когда у людей был настоящий голод на доброе слово, когда духовную, церковную литературу купить и достать было негде, проповеди отца Исаакия записывались и передавались из рук в руки. «А бывало, в связи с тем, что к нему люди ходят, его обвиняли в культе личности. Все это его очень ранило. У меня есть служебник отца Исаакия, на внутренней стороне обложки которого сохранились молитвы, написанные его рукой. «Во время гонений на Церковь Божию» – одна молитва, «Во время лютых озлоблений, ересей и расколов в Церкви Божией» – вторая молитва . И внизу сноска на источник, откуда эти молитвы им взяты. Для чего они вписаны и служебник? Отец Исаакий, совершая проскомидию, их читал и молился. Даже власти к нему снисходили и его уважали. Уважали потому, что он пользовался огромным почитанием людей», – вспоминал отец Александр Хаустов. Кроме проповедей, нам в наследство оставлены слова и поучения, молитвы, тропари и каноны, составленные архимандритом Исаакием и с большой любовью записанные монахиней Ниной. Его тропарь иконе Елецкой Божией Матери в 1977 году переложили на ноты, и теперь он поется и в храме, и келейно. Также известны его молитвы перед Казанской иконой Божией Матери от лица человека, имеющего болезнь глаз, и келейная молитва ко Господу Иисусу Христу, а также молитвы некоторым святителям и преподобным, мученикам... В Праге читается его молитва св. Вячеславу Чешскому. Праздники

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Справа, симметрично с приделом Всех Святых, в котором находится чудотворная Сайданайская икона, стоит в отдельном киоте русская икона Елецкой Божией Матери, принесенная в XIX в. в обитель русской монахиней Улитой. Недалеко, на улице Православной Патриархии, находится небольшой монастырь во имя Василия Великого , построенный, согласно источникам, грузинами. В его маленькой, но, как говорили в старину, «лепообразной» церкви служба совершается, как и в других городских монастырях, лишь по праздникам. А рядом с «Малой Панагией» есть еще Екатерининский монастырь, также грузинской постройки. Храмовая икона святой великомученицы Екатерины – русского письма. И это не случайно. На стене можно было бы поместить мемориальную доску с русским именем «Улита». Мы упоминали уже монахиню Иулиту, одну из легенд Русского Иерусалима. Приехав в Палестину в самом начале XIX в., эта русская женщина, родом из Казани, приняла здесь монашество от митрополита Мисаила («Святой Петр») и стала со временем игуменией Васильевского монастыря. Во время чумы конца 1820-х гг. спасла многих людей, так как с детства от матери научилась распознавать и лечить болезнь на ранней стадии. В конце 1830-х гг. приезжала в Россию (с непродленным в течение 30 лет паспортом), но вскоре вернулась в Иерусалим. Порфирий (Успенский) , обходя Иерусалим в первый свой приезд, в 1844 г., отметил: «Смежно с Малою Панагиею находится монастырь Екатерининский, в котором помещаются русские поклонницы и живет пять русских монахинь под надзором русской игумении Иулиты». Он оставил в дневнике и портрет Улиты: «Старица девяностолетняя, сохранившая всю бодрость в теле, румянец в белом румяном лице, память и рассудок в душе». Когда Порфирий второй раз приехал в Иерусалим, уже как начальник Русской Духовной Миссии, Улита подарила ему «на новоселье» икону Божией Матери, принадлежавшую в свое время императрице Елизавете Алексеевне. Умерла подвижница, по местным преданиям, в возрасте 120 лет. Читать далее Источник: Откровение Святой Земли/Н.Н. Лисовой. - М.: ДАРЪ, 2012 г. - 476 с. ISBN 978-5-485-00372-2

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Елец Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… 52.621938; 38.500446 Россия, Липецкая область, Елец Елец, Липецкая область Россия Содержание Общее описание [ править править код ] Объективно Районный центр Липецкой области в 360 км к югу от Москвы. На реках Быстрая Сосна, Ельчик. Население – около 120 тыс. человек. Субъективно Немало есть городов, о которых мы говорим: «Как хорошо он сохранился». И всё-таки, хоть они и сохранились, но над старинными домишками кое-где возвышаются технократические уроды социализма, вкраплены эгоистично скучные снаружи особняки новых капиталистов и преступников. Елец один из немногих городов, где можно забыть XX век, часами бродить среди тёплых домов наших предков, которые строились так, чтобы и самим жить благочестиво и счастливо, и мимоидущих радовать – изобретательной резьбой наличников, ажурной ковкой балконов… В Ельце не нужно выискивать достопримечательности, наоборот, здесь от них не уйдёшь. И при такой дивной форме ещё и высокое духовное содержание… А знаменитые елецкие кружева! Мимо Ельца проехать нельзя! Всё обежать можно за день. Лучше приехать на два-три дня. История города [ править править код ] Первое упоминание Впервые Елец упоминается в Никоновской летописи в 1146 г. Тогда это было большое удельное княжество в подчинении князя Черниговского. Немного позже оно отошло от Чернигова и «пристало» к Рязани. Будто чтобы запутать историков, желающих выяснить происхождение названия города, на гербе Ельца изображён «елень под елью». («Елень» – олень.) Не совсем ясна и история происхождения Елецкой иконы Божией Матери. Более известная Елецкая икона была обретена в 1060 г. прп. Антонием Печерским стоящей на ели. После обретения она находилась в Елецком монастыре на Черниговщине. По версии, изложенной в известных справочниках, в Ельце находится список с этой иконы. Однако в самом Ельце считают, что елецкая икона Божией Матери была найдена ельчанином-рыбаком у р. Быстрая Сосна, под елью. Восточные имена в истории Ельца Несколько веков в истории русских городов восточные имена значили едва ли не больше, чем русские. Потому что после набегов монгольских и татарских орд порой не оставалось рукописей и книг, и рассказывать о русских героях было некому. Елец – один из городов, которые стояли на пути кочевников к Москве. За р. Сосной начиналось «Дикое поле», где хозяйничали кочевники. Вот эти имена, то ли вписавшие, то ли стёршие страницы в истории Ельца: 1238 – Батый, 1283 – Ахмат, 1316 – Узбек, 1365 – Тогай, 1380 – Мамай, 1382 – Тохтамыш, 1395 – Тимур, 1408 – Едигей, 1437 – Улу-Мухамед, 1502 – Менгли-Гирей, 1521 – Магомет Гирей, 1528 – Ислам, 1552, 1555, 1556, 1571 – всё Давлет Гирей, 1592 – Фети-Гирей. А до Батыя ещё были половцы, не оставившие имён.

http://azbyka.ru/palomnik/Елец

Елец. Кафедральный собор Вознесения Господня. Вознесенский собор Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью 25 ноября 1843 года Государь Император Николай I утвердил представленный ему архитектором Константином Андреевичем Тоном (1794-1881) проект Вознесенского собора города Ельца Орловской (ныне Липецкой области) губернии. В резолюции Он " повелел объявить архитектору Константину Тону за красоту сего проекта монаршее благоволение " . 22 августа 1845 года торжественный звон-благовест всех семнадцати елецких церквей возвестил о закладке крупнейшего храма Ельца - Вознесенского собора. Главным строителем был назначен И.Г. Петров, его помощниками - И.И. Попов и И.И. Уклеин. Для надзора за ходом строительства был приглашен известный архитектор академик Иван Иванович Вальпреди. Высота собора с крестом 74 метра. Строительство храма велось 44 года. На сегодняшний день собор имеет три зала - летний, зимний и нижний. Летний с тремя приделами: главный - в честь Вознесения Господня, правый - в честь Казанской иконы Божией Матери, левый - в честь благоверного князя Александра Невского. Зимний с двумя приделами: правый - в честь святителя и чудотворца Николая Мир Ликийского, левый - в честь святителя Димитрия митрополита Ростовского. Нижний с тремя приделами - центральный - в честь Елецкой иконы Божией Матери, правый - в честь святителя Тихона, епископа Задонского, левый - в честь святителя Митрофана епископа Воронежского. Собор также имеет известность и тем, что до 1982 года здесь нес пастырское послушание архимандрит Исаакий Виноградов - наш современник, известен в духовных кругах России и за рубежом как высоко-духовный пастырь Церкви Христовой. В настоящее время готовятся документы для Его канонизации в лике святых РПЦ. Собор расположен на высоком крутом берегу реки Быстрой Сосны, открывается при подъезде к Ельцу издалека, особенно величественно смотрится с противоположного берега реки, со стороны Засосенской части города. Собор играет важнейшую роль в силуэте города, подчёркивая его центр. Здание удивляет размерами: высота Собора вместе с крестом составляет 74 метра, длина 84 метра, ширина 34 метра. Говорят, что в России больше его по величине лишь Исаакиевский собор в Петербурге. В старину на месте собора находилось кладбище и церковь Св. Кирика и Улиты, а на месте колокольни собора стояла Успенская церковь , которая теперь расположена на углу улиц Карла Маркса и Советской.

http://sobory.ru/article/?object=00331

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010