В 1820 году умер покровитель обители А.Ф. Викулин, оставив преемником своих начинаний сына Владимира. Но сын не был достойным преемником дел своего родителя. Именно с него началось ущемление прав только что образовавшегося монастыря. Притеснения следовали одно за другим. У монахинь отняли землю, закрыли храм во имя иконы Божией Матери «Живоносный источник» под предлогом его ветхости, а в храме в честь святого благоверного князя Александра Невского была открыта богадельня. В 1860 году по ходатайству благодетелей обители женская община при Богородицком храме была утверждена в соответствии со всеми правами иноческих женских обителей. В соответствии с новым статусом обитель получила право иметь настоятельницу. На настоятельство новой обители была избрана монахиня Воронежского Покровского женского монастыря Поликсения. Первыми и самыми насущными заботами настоятельницы стали хлопоты по благоустройству обители. Благодаря ее усилиям в 1863 году были начаты восстановительные работы храма во имя иконы Божией Матери «Живоносный источник» с двумя приделами: правым – во имя святителей Митрофана и Тихона, левым – в честь Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. В 1867 году обитель была утверждена как монастырь. В 1889 году был заложен храм в честь Вознесения Господня. В начале 20 столетия монашеская община состояла из 45 монахинь и 86 послушниц. После революции 1917 года жизнь монастыря поначалу ни в чем не изменилась. Но в 1919 году у обители конфисковали землю, все запасы, скот, инвентарь. В этом же году скончалась настоятельница монастыря монахиня Клавдия. Новой настоятельницей монастыря стала монахиня Мелитина. Благодаря ее мудрости и стойкости монашеская община смогла выжить в то страшное время. Под ее руководством обитель в трудах и молитвах дожила до 1930 года. В 1930 году представителями безбожной власти было принято решение о выселении монахинь из монастыря и конфискации зданий. Сестры решили, что добровольно обитель не покинут. 10 февраля 1930 года монахини были арестованы за сопротивление власти и отправлены в ссылку, а настоятельница Мелитина была расстреляна в Елецкой тюрьме.

http://azbyka.ru/palomnik/Задонский_Бого...

В здании собора долгое время работал пункт приёма стеклотары, затем склад Данковского райпищеторга. По сведениям данковского краеведа В. Л. Лукина, в 1970-х г.г. проводился даже внешний ремонт собора. А в 1987 г. визуальный осмотр технического состояния собора проводили специалисты «Спецпроектреставрации» (Москва). Обращение верующих города Данкова к властям с просьбой передать им Тихвинский собор начались с 1990 г., но возрождение главного храма Данкова началось только в 1994 г. Отремонтированное здание собора в этом году власти решили приспособить под музей, картинную галерею или планетарий. Жители города стали требовать возвращения собора церкви, и 14 октября 1994 г. состоялось его освящение, а 24 ноября 1994 г. был зарегистрирован приход Тихвинского собора. Возобновились в нём и регулярные Богослужения на первом этаже. Но требовалось провести серьёзные ремонтные работы, чтобы вернуть Тихвинскому собору былую красоту. Начать решили с крестов, и верующие обратились к главе районной администрации В. В. Пронякину, благодаря помощи которого 27 марта 1996 г. собор вновь увенчали кресты на куполах. Они были изготовлены в Липецке в мастерских монтажного управления «Металлургпрокатмонтаж-2» из «нержавеющей стали». Вес большого креста составил 102 кг, малых - 63 кг. По благословению митрополита Воронежского и Липецкого Мефодия (Немцова) 9 июля 2000 г. из Георгиевской церкви в собор вернулась чтимая Тихвинская икона Божией Матери. В 2007-2008 г.г. на соборе сменили купола на новые с покрытием нитрит титаном. Впереди - восстановление второго этажа Тихвинского собора и полного благолепия главного православного храма города Данкова. По материалам книги «Храмы и монастыри Липецкой и Елецкой епархии. Данковский район»/А. Ю. Клоков, А. А. Найдёнов. - Липецк: Липецкое областное краеведческое общество, 2011. http://rus-towns.ru/dankov-tixvinskij-sobor/ История Тихвинской церкви города Данкова начинается с первой трети XVII в . В 1628 г. на юго-восточных рубежах Руси на берегу Дона возникло Данковское городище, где первоначально находился острог и сторожевой пункт, оснащенный пушками и снарядами. Там поселились служивые государевы люди, охранявшие южные границы Русского государства. Тогда же была построена и деревянная церковь Рождества Богородицы с приделами Петра и Павла и Иоанна Предтечи.

http://sobory.ru/article/?object=10743

На Елецкой Черниговской иконе изображена ель, среди зеленых ветвей которой помещается сам образ Богоматери с Предвечным Младенцем на коленях. Величина всего изображения — 1 аршин и 14 вершков в вышину (если измерять посередине, так как вверху икона полукругла) и 1 аршин 1 вершок в ширину. Длина же самой иконы, находящейся в ветвях дерева, составляет 10 3/4 вершка, а ширина — 51/2 вершков. Вся лицевая сторона образа покрыта серебряной вызолоченной ризой, а венец Божией Матери украшен дорогими камнями. Елецкая икона Богородицы в летнее время находится в главном Успенском соборном храме обители, а на зимнее время переносится в теплый Петровский, где и занимает особое место в киоте, с правой стороны за клиросом. Перенесение это совершается с особенной торжественностью, при соборном участии братии в священных облачениях, с пением тропаря Богоматери и при колокольном звоне. В Черниговском Елецком монастыре с очень давних времен существует обычай каждую среду пред литургией служить молебен Богоматери с акафистом. К этому молебному пению и акафисту, совершаемым пред чудотворной иконой, усердные богомольцы, несмотря ни на какую погоду, всегда стекаются в значительном числе. Жители Чернигова имеют обыкновение брать этот чудотворный образ в свои дома. Икона Богоматери, называемая Елецкая-Черниговская, имеется также в Харьковском Успенском соборе. Окольничий князь Даниил Барятинский, находившийся под начальством князя Василия Голицына и командовавший новгородскими полками, в 1687 году возвращался из похода в Крым. В Харькове он сильно заболел и, находясь уже при смерти, отдал бывшую при нем в походе Елецкую икону Богоматери в харьковский Успенский собор, где она и находится до сего дня. Этот образ Божией Матери прославился многочисленными чудесами. На нем имеется весьма древняя надпись, сделанная киноварью: «Образ Пресвятая Богородица Елецкая-Черниговская», а в древнейшей описи Успенского собора, сделанной в 1724 году, значится: «Образ чудотворной Пресвятыя Богородицы Елецкой; риза серебряная, позолоченная, подана курченином Финогеном Безходарным, а подсвещник позолоченный полковником Григорием Кветкою». Таким образом, древность этой иконы вне всякого сомнения.

http://azbyka.ru/fiction/bogomater-opisa...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Ukoha Пресвятой Богородицы " Египетская " Описания иконы Икона Египетская - описание Источник: Сайт " Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы " , автор - Валерий Мельников Подробных сведений о явлении этой чудотворной иконы не сохранилось. Известно лишь, что явилась она в 1060 году. На иконе Божия Матерь прижимает Предвечного Младенца правой рукой, в левой руке у Богомладенца полуразвёрнутый свиток. Встречаются изображения Египетской иконы без свитка. Существует предположение, что возникло это из-за ошибки иконописца, который копию ЕЛЕЦКОЙ иконы Божией Матери, празднование которой совершается в этот же день, назвал Египетской. Описание иконы Египетская из книги Е. Поселянина Источник: Книга " Е. Поселянин. Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон " О Египетской иконе Божией Матери сохранилось очень мало сведений. Известно, во-первых, то, что явление этой иконы, как значится в гравюрах, последовало в 1060 году, и, во-вторых, то, что она издавна почитается иконой чудотворной. Этим и ограничиваются все исторические сведения о ней. Отличительная особенность Египетской иконы состоит в том, что Предвечный Младенец, поддерживаемый правой рукой Богоматери, изображен на ней с развернутым свитком в левой руке. Есть еще другая Египетская икона, на которой Богоматерь «черным зраком преображена», а также изображен святой Савва, архиепископ Сербский, скончавшийся в 1237 году. Египетскую икону Богоматери, празднование коей совершается ныне, не следует смешивать с иконой Александрийской, празднование которой совершается 1-го сентября. Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: Египетская икона - фрагмент иконы " Образ Распятия и Страстей Господних, с изображением чудотворных икон Пре­святой Богородицы и Приснодевы Марии " . Икона конца XVIII - начала XIX вв. Файл 13613.jpg:   Размер: 433x640, 0.28 MPix, 159 Kb.

http://pravicon.com/icon-102

Февраль 5 февраля Елецкая-Черниговская икона Богородицы Эта икона находится в Чернигове, в Елецко-Успенском мужском монастыре. Когда св. Антоний Печерский, в 1060 году изгнанный из Киева великим князем Изяславом, удалился в пределы Чернигова и выкопал себе на необитаемом месте пещеру для уединённого своего пребывания, в это время была обретена им икона Божией Матери, стоящая на ели. На месте явления он основал монастырь в честь Успения Богоматери. Явленная икона и обитель названы Елецкими. В первых годах XVII столетия, во время разорения монастыря полководцем Польского короля Сигизмунда III – Горностаем образ утратился, но в 1676 году пожертвован был в монастырь сохранившийся список с подлинного образа, который и заменил его. Празднование иконе Божией Матери Елецкой-Черниговской установлено в 5-й день февраля – в тот день, когда был поставлен в обители список на место подлинного. Сицилийская икона Явление сей иконы последовало в 1092 году. Один из списков сей иконы находится в Дивногорском монастыре Воронежской епархии и пользуется особым уважением с 1831 года. Тогда благодатной помощью Пресвятой Богородицы скоро прекратилась появившаяся в тех местах холера. Икона, именуемая Взыскание погибших О явлении сей иконы не сохранилось сказания, известно только, что в 1835 году во имя иконы Пресвятой Богородицы Взыскание погибших устроена в Москве церковь при Александровском сиротском институте. В том же году устроен и освящён придел в честь сей чудотворной иконы при церкви Рождества Христова, что в Палашах, в Москве. Молитва пред иконой, именуемой «Взыскание погибших» О Пресвятая и Преблагословенная Дево, Владычице Богородице, Споручнице грешных и Взыскание погибших! Призри милостивым Твоим оком на нас, предстоящих пред святою иконою Твоею и со умилением молящихся Тебе: воздвигни нас из глубины греховныя, просвети ум наш, омраченный страстьми, и уврачуй язвы душ и телес наших. Не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Владычице: Ты веси вся немощи и согрешения наша, к Тебе прибегаем и вопием: не остави нас Твоею небесною помощию, но предстани нам присно, и Твоим неизреченным милосердием и щедротами спаси и помилуй нас погибающих.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/s...

Елец. Знаменский монастырь. Собор иконы Божией Матери " Знамение " (утраченный). /// Объект утрачен Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Лишь в самом конце XVIII столетия на строительство нового каменного храма помещицей Елецкого уезда Анной Ивановной Хлусовой было пожертвовано 18 тыс. руб. ассигнациями, что позволило начать подготовительные работы. Так как монастырь продолжал оставаться на нелегальном положении, соборный храм его начал строиться как приходской. В то время была заложена храмовая часть в классическом стиле, с большою квадратною в плане световою главою со срезанными углами, с шестиколонными портиками по сторонам, больше похожая на светское сооружение. Храм был построен «стараниями Олимпиады Ивановой, Ивана Васильевича Шапошникова и священника Ивана Яковлевича Соломина». В сооружении храма принимали участие все сестры обители: они носили из-под горы камни на строительство фундамента, рыли землю, обжигали кирпич и месили раствор. В 1805 г. был освящён первый престол новой соборной церкви. Полное освящение нового Знаменского храма состоялось 4 октября 1813 г. по благословению епископа Орловского и Севского Досифея (Ильина). Придельный престол с правой стороны был освящён во имя святителя Димитрия Ростовского, с левой — во имя преподобного Варлама Хутынского (с 1861 г. и святителя Тихона Задонского). Клоков А.Ю., Найдёнов А.А. и Новосельцев А.В.   «Храмы и монастыри Липецкой и Елецкой епархии. Елец» В период 1804-1813 гг. на территории монастыря велось сооружение большого каменного храма с главным престолом в честь иконы Пресвятой Богородицы «Знамение». В храме первоначально было 2 придела: правый – во имя святителя Димитрия Ростовского, левый – во имя преподобного Варлаама Хутынского, а с 1861 года еще два: святителей Тихона Задонского и Митрофана Воронежского. После окончания строительства Знаменского храма ельчане решили начать хлопоты о восстановлении на Каменной горе женской монашеской обители. По инициативе благотворителей было собрано 38 тысяч рублей на это благое дело. После революции 1917 года монастырь был закрыт, но богослужения в Знаменском соборе монастыря продолжались еще некоторое время. В годы богоборческого режима постройки монастыря пришли в упадок. Знаменский собор был разрушен в 1937 году. http://www.le-eparchy.ru/node/683 Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=45179

На сегодняшний день собор имеет три зала — летний, зимний и нижний. Летний с тремя пределами: главный — в честь Вознесения Господня, правый — в честь Казанской иконы Божией Матери, левый — в честь благоверного князя Александра Невского. Зимний с двумя пределами: правый — в честь святителя и чудотворца Николая Мир Ликийского, левый — в честь святителя Димитрия митрополита Ростовского. Нижний с тремя приделами — центральный — в честь Елецкой иконы Божией Матери, правый — в честь святителя Тихона, епископа Задонского, левый — в честь святителя Митрофана епископа Воронежского. Внутренность Вознесенского собора украшает трехъярусный иконостас из золоченого резного дерева, изготовленный по проекту московского архитектора А. С. Каминского — помощника Тона по проектированию интерьеров. В целом собор является огромной художественной экспозицией; только в храмовой части насчитывается более 220 стенных росписей, живописных полотен, иконописных работ, большинство из которых принадлежит кисти выдающихся русских художников — передвижников К. В. Лебедева и А. И. Корзухина. Убранство трапезной насчитывает 150 художественных произведений. Несомненно, разные по своим художественным достоинствам, по манере исполнения, стенные росписи и иконы собора являются уникальным историческим и художественным достоянием Ельца. Ценность — Вознесенский собор в Ельце является ярчайшим представителем официального русско-византийского стиля в архитектуре. По своему объемно-планировочному решению собор восходит к традициям, сложившимся на Руси к XVII веку. Такого рода обращения к истории существовали и прежде. Значимость — Вознесенский собор ценен как образец высокой строительной культуры России середины XIX века и как важнейший элемент градостроительной структуры Ельца. Собор, стоящий на высоком крутом берегу реки Быстрой Сосны, открывается при подъезде к Ельцу с очень больших расстояний и особенно внушительно смотрится из-за реки, со стороны Засосенской части города. Святыни [ править править код ] Престольные праздники [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Вознесенский_к...

Настоятельница Поликсения (с 1863 г. игуменья) прибыла в Тюнинскую общину 25 февраля 1863 г. в сопровождении трех послушниц, которые отправились с ней по собственному желанию. Вид небогатого, изрядно обветшавшего с момента постройки Богородицкого храма поразил бывшую насельницу благоустроенного, изящно обставленного Воронежского Покровского монастыря: церковь была тесна, ветха, имела бедный и запущенный вид. Настоятельница Поликсения мысленно решилась заняться как можно скорее убранством и расширением здания церкви. Вскоре она… получила указ об увеличении Богородице – Тихоновской церкви обширной каменной пристройкой. В продолжение трех месяцев заготавливался материал для стройки, а 26 июня 1863 г. совершена была закладка двух приделов трапезного храма: по правую сторону - во имя св. Митрофана и Тихона, по левую - во имя св. Иоанна Крестителя. Правый придел освящен 21 июля 1864 г., левый - 1 мая 1865 г. В 1873 г. были устроены новые изящной работы иконостасы в трех алтарях Богородице – Тихоновской церкви, возобновлена иконная и настенная живопись. Алтари вновь освящены: малые во имя зачатия св. Иоанна Предтечи, св. Митрофана и Тихона Воронежских в конце сентября 1873 г., главный - во имя иконы Божией Матери «Живоносной источник» - 4 авг. 1874 г. С южной стороны Богородице – Тихоновской церкви тогда же была пристроена каменная галерея ввиду того, что из-за малой вместимости старинной церкви при большом стечении молящихся создавались неудобства в продаже просфор и записи по желанию богомольцев для поминовения в церкви и на чтении псалтыри. С 1874 г. этим целям и служила южная галерея, которая была облагорожена соответствующей отделкой, и здесь установлен изящный иконостас. На все благоустроительные работы в первой половине 1870 –х гг. обителью было потрачено 45 000 руб. серебром. Церковь Живоначального источника Божией Матери имела в длину 35 арш., ширину 5 саж. и высоту до карниза 3,5 саж. В ней было 10 окон и 3 наружных двери. А. Ю. Клоков, Л. А. Морев, А. А. Найденов «Храмы и монастыри Липецкой и Елецкой епархии. Задонский район. Часть I»

http://sobory.ru/article/?object=30757

В 1883 г. начат был капитальный ремонт Владимирского собора, в котором активно участвовали благодетели из мирян: четыре наиболее чтимые храмовые иконы украсились массивными серебряными ризами 84 пробы, общим весом почти 71 кг и стоимостью около 10 000 руб. серебром стараниями купца М. И. Шапошникова; 800 руб. пожертвовал купец Кононов на устроение серебряных риз на иконах в Царских Вратах; 300 руб. стоила риза для иконы «Тайная вечеря», изготовленная по заказу ростовской купчихи А. И. Асмоловой. Внутренние стены всего храма были окрашены голубою, небесного цвета краскою и в приличных местах украшены росписью альфреско. …В начале 1890 г. в Богородицком монастыре приступили к коренному обновлению внутреннего оформления главного храма обители…, постенную живопись в храме выполнил сам известный московский художник К.Е. Морозов. Тогда же, в 1890-91 гг. выполнен был полный косметический ремонт соборного храма в целом, а также исправлены обветшавшие предметы интерьера. В частности, полностью переделан был центральный иконостас…, иконостасная работа, как резная, так и позолотная, выполнена московским купцом А.А. Дементьевым. Весь комплекс ремонтных и живописных работ удалось завершить к первым числам августа 1891 г. А.Ю. Клоков, Л.А. Морев, А.А. Найденов «Храмы и монастыри Липецкой и Елецкой епархии. Задонский район. Часть I» Известно, что первым храмом Задонского Рождество-Богородицкого монастыря была деревянная церковь во имя Владимирской иконы Божией Матери. Её построили основатели обители - схимонахи Кирилл и Герасим примерно в 1610 году. Храм неоднократно горел и восставал из пепла. Впервые Задонский монастырь упоминается в платежных книгах Елецкого уезда в 1615 году: " Монастырь Тешевский на берег реки Дону, усть речки Тешевки. За монастырём, под Тешевским лесом, слободка Тешевская... " Любопытный момент: об обители пишут именно как о монастыре, а не как о пустыни, стало быть, старцы-основатели не планировали никакого уединённого жилья. И действительно, москвичи Кирилл и Герасим изначально хотели возвести тут своего рода форпост в диком поле. Ведь в тех же писцовых книгах читаем, что у обители " ограда древена. Ворота простые затворные... А в монастыре церковь, а в церкви поставлены образа местные и книги и ризы, и у церкви колокол и все церковное и монастырское строенье - дву старцев Кирилла и Герасима, да в монастыре же келий: келья старца Мисаила, келья старца Иева, пашни монастырские паханные 6 чети да перелогом да дикого поля 11 четвертей. И обоего пашни монастырские пахатные и перелогом дикого поля добрые земли 21 четь в поле, а в дву по тому ж, сена нет " .

http://sobory.ru/article/?object=02123

Известны еще чудотворные местночтимые иконы «Взыскание погибших»: в Москве, в храме Рождества Христова, что в Палашах, и в храме святителя Николая в Звонарях; в городе Волхове, в Георгиевской церкви («первообраз Борской иконы»); в селе Красном Конотопского уезда Черниговской губернии; в городе Воронеже и в г. Козлове Тамбовской губернии. С 1835 года при Московском Александровском Сиротском институте существует церковь во имя этой иконы. Икона Елецкая-Черниговская Относительно обретения этого св. образа известно следующее. Когда прп. Антоний Печерский (скон. 1072 г.) в 1060 году был изгнан из Киева великим князем Изяславом (1054—1073), он тайно удалился в пределы Чернигова. Там он ископал себе на горах Болдиных пещеру и стал вести уединенную подвижническую жизнь. В это именно время им и была обретена икона Божией Матери. Он увидел ее на ели, сияющей светлыми лучами, так, что она казалась окруженной огнем. Благодаря содействию Черниговского князя Святослава прп. Антоний на месте обретения иконы основал обитель и построил каменную церковь во имя Успения Богоматери. Как обитель, так и явленная икона, которая была поставлена в этой обители, были названы Елецкими. Елецкая обитель существовала до времен нашествия на Русь татар. В 1238 году татарские полчища Батыя вторглись в пределы русских владений и разрушили как церковь, так и обитель, основанные прп. Антонием. Елецкая икона, однако, сохранилась во внутренности монастырской стены. После этого там, где подвизался прп. Антоний, более двух столетий виднелись лишь одни развалины. Только в 1470 году благочестивый Киевский князь Симеон Олелькович возобновил Елецкий монастырь. Св. икона опять была поставлена в храме. Однако в начале XVII столетия Елецкий монастырь постигла та же участь, что и в XIII веке: он вторично был разрушен полководцем Польского короля Сигизмунда III Горностаем. В это тяжелое время чудотворный образ Елецкой иконы Божией Матери совершенно утратился, и дальнейшая история его совершенно неизвестна христианскому миру.

http://azbyka.ru/fiction/bogomater-opisa...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010