Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Описание иконы Елецкая Черниговская Елецкая-Черниговская икона Божией Матери явилась на ели близ Чернигова в 1060 году при Черниговском князе Святославе Ярославиче, как было записано в синодике епископа Черниговского Зосимы Прокоповича (1655–1657). Икона была поставлена в церковь, основанную в честь Елецкой иконы Божией Матери. Преподобный Антоний († 1073; память 10 июля), подвизавшийся на Болдиной горе в 1068-1069 годах, благословил основать здесь монастырь. В 1238 году монастырь был разрушен татарами, но икона сохранилась во внутренности монастырской стены. В 1470 году Киевский князь Симеон Олелькович восстановил обитель, и икону вновь поставили в храме. Дальнейшая судьба иконы неясна. По одному преданию, потомок Черниговских князей Барятинский увез икону в Москву в 1579 году, когда Чернигов перешел к польскому королю Стефану Баторию. В 1687 году окольничий князь Даниил Барятинский возвращался из похода в Крым. В Харькове он сильно заболел и перед смертью передал бывшую при нем в походе Елецкую икону в Харьковский Успенский собор. По другому преданию, икона исчезла из обители при ее разорении в XVII в. польскими войсками Сигизмунда III. В 1676 году князь Константин Острожский пожертвовал в Елецкую обитель список Елецкой иконы Божией Матери, привезенный из Владимира братьями Козелами. Архимандрит Иоанникий (Голятовский) возобновил тогда монастырь и описал многочисленные чудеса от этой иконы в книге «Скробница» («Сокровищница»), изданной в 1676 году в Новгороде Северском. Известна и еще одна Елецкая икона Божией Матери, также явившаяся в 1060 году. Свое название она получила оттого, что находилась в городе Ельце, в соборной церкви в честь Смоленской иконы Божией Матери. Празднество этой иконе положено 11 января. Источник: Диск " Православный церковный календарь 2011 " издательства Московской Патриархии Статья опубликована участником [ tol ] 2012-05-30. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Икона Пресвятой Богородицы Елецкая Черниговская " .

http://pravicon.com/info-57

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЕЛЕЦКАЯ ЧЕРНИГОВСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ Елецкая Черниговская икона Божией Матери. Гравюра из «Скарбницы...» архим. Иоанникия (Галятовского). 1676 г. Елецкая Черниговская икона Божией Матери. Гравюра из «Скарбницы...» архим. Иоанникия (Галятовского). 1676 г. (празд. 5 февр.), чудотворный образ, первые письменные свидетельства о к-ром относятся к 1676 г. История Е. Ч. и. была изложена наместником Елецкого в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря в Чернигове архим. Иоанникием (Галятовским) в кн. «Скарбница потребная и пожиточная всему свету» (Новгород-Северский, 1676). В этом сочинении приведено предание о наличии в мон-ре еще до монг. нашествия чудотворной иконы Божией Матери, впосл. утраченной. Архим. Иоанникий, опираясь на местное изустное предание о явлении прп. Антонию Печерскому на еловом дереве иконы и летописные сведения о пребывании прп. Антония на черниговских землях (Ипатьевская летопись, 1074), представил древнюю историю Е. Ч. и. в 2 вариантах. В одном он, следуя тексту летописи, сообщает о прп. Антонии, к-рый ископал себе пещеру на Болдиной горе «и ту вселися и есть монастырь Святой Богородицы» (ПСРЛ. Т. 2. Л. 72), и далее от себя добавляет: «Любо тут (в тексте летописи.- Ред.) не придано и не приписано: Елецкой, еднак мается разумети монастырь Богородицы Елецкой» - его и благословил иконой преподобный. В др.- говорит о явлении иконы прп. Антонию и об основании затем на этом месте кн. Святославом Ярославичем Черниговским мон-ря во имя Богородицы. Поскольку в «Скарбнице...» о дальнейшей судьбе древнего образа сказано туманно, впосл. возникло неск. версий о времени и об обстоятельствах его исчезновения из Чернигова, нашедших отражение в лит-ре XIX в.: в 1237/38 г. (при нашествии Батыя), в 1579 г. (вывезен в Москву князьями Барятинскими), в 1611 г. (при нашествии на Чернигов войск польск. кор. Сигизмунда III). Версия о древнем происхождении Е. Ч. и., изложенная архим.

http://pravenc.ru/text/189785.html

В топографии окрестностей Ельца с местом чудесного видения Темир-Аксаку связывают Аргамаченскую слободу в устье р. Ельчик напротив елецкой крепости. О происхождении названия Аргамачьей горы бытует легенда: богатырь-великан из стана Темир-Аксака джигитовал там на аргамаке и сорвался со скалы в реку. В 80-х гг. XVII в. в слободе взамен деревянного храма во имя свт. Николая Чудотворца была построена деревянная же ц. в честь Рождества Пресв. Богородицы с приделом свт. Николая Чудотворца (в 1789 освящена каменная). Ее главной святыней стала икона (не сохр.), принесенная в 1737 г. из Москвы клириками аргамаченского храма - свящ. Иоасафом Никифоровым, диак. Иоанном и дьячком Алексием. Бытует предание о том, что посольство в Москву отправилось, дабы «отыскать явленный на Аргамачьей горе образ, списать с него копию и принести в свой храм… намерение увенчалось успехом: они списали икону Божией Матери и, возвратившись пешком, принесли ее на своих руках на Аргамач-гору, в церковь» ( Ридингер. 1993. С. 105-106). Несмотря на связь этого предания с легендарной историей древней Елецкой иконы Божией Матери , в зафиксированных историками-краеведами XIX в. надписях на принесенной иконе представлена реальная история ее создания. Пространные надписи помещались в 2 клеймах внизу иконы: 1-я сообщала о явлении Богородицы Темир-Аксаку, во 2-й излагалась история создания образа: «И сей образ… на сей дцке изображен, дабы чрез него сей Град Елец от всяких бед и зол, и скорбей, и напастей был освобожден… о бывшем оном в Граде Ельце Богоматернем явлении в книгах сыскано в Москве, на сей дцке изуграфным художеством написано в 1735 г. бывшим в том граде воеводою Маиором Иваном Григорьевым сыном Нащокиным тщанием того града Ельца церкви Св. Николая Чудотворца Священника Иоасафа Никифорова, Диакона Иоанна, Дьячка Алексея по их обещанию трудами» (Там же. С. 109-110; Назаров. 1896. С. 7-5). На иконе (по нек-рым сведениям, ее размер составлял 5×3 четв., ок. 1×0,6 м) была изображена «стоящая на облаках Царица Небесная с распростертыми руками, окруженная небесным воинством и со всеми святыми, идущая по воздуху на устрашение Тамерлана, который стоял в 1395 г. лагерем на Аргамач-горе. В нижней части иконы было изображено воинство Тамерлана и его шатер» ( Ридингер. 1993. С. 105-106). Нельзя не отметить зависимость этого сюжета от цикла сказания о Владимирской иконе Божией Матери, известного с кон. XVI в. и включавшего сцену «Сон Темир-Аксака» (напр., в росписи ц. свт. Николая Чудотворца в Меленках, Ярославль, 1705-1707, худож. Ф. Фёдоров; на иконе «Богоматерь Владимирская, со сказанием» (клеймо 20) письма Кирилла Уланова, 1717, ПЗИХМЗ). Икона, украшенная серебряным позолоченным окладом, находилась в Рождественской ц. за левым клиросом. Ныне об образе напоминает изображение маслом, написанное в 2005 г. на зап. стороне зап. арки подкупольного пространства.

http://pravenc.ru/text/189781.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Ukoha Пресвятой Богородицы " Елецкая Черниговская " Описания иконы Описание иконы Елецкая Черниговская Источник: Диск " Православный церковный календарь 2011 " издательства Московской Патриархии Елецкая-Черниговская икона Божией Матери явилась на ели близ Чернигова в 1060 году при Черниговском князе Святославе Ярославиче, как было записано в синодике епископа Черниговского Зосимы Прокоповича (1655–1657). Икона была поставлена в церковь, основанную в честь Елецкой иконы Божией Матери. Преподобный Антоний († 1073; память 10 июля), подвизавшийся на Болдиной горе в 1068-1069 годах, благословил основать здесь монастырь. В 1238 году монастырь был разрушен татарами, но икона сохранилась во внутренности монастырской стены. В 1470 году Киевский князь Симеон Олелькович восстановил обитель, и икону вновь поставили в храме. Дальнейшая судьба иконы неясна. По одному преданию, потомок Черниговских князей Барятинский увез икону в Москву в 1579 году, когда Чернигов перешел к польскому королю Стефану Баторию. В 1687 году окольничий князь Даниил Барятинский возвращался из похода в Крым. В Харькове он сильно заболел и перед смертью передал бывшую при нем в походе Елецкую икону в Харьков[...] Икона Елецкая Черниговская - описание Источник: Сайт " Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы " , автор - Валерий Мельников Предание свидетельствует, что Елецкая–Черниговская икона была обретена святым преподобным Антонием Печерским в 1060 году в лесу близ Чернигова. Преподобный увидел её в сиянии светлых лучей на ели, отсюда и название иконы. Благодаря содействию черниговского князя Святослава, преподобный Антоний основал на месте обретения иконы монастырь и построил каменную церковь в честь Успения Божией Матери. Сама же обитель стала называться Елецкой. Через несколько столетий чудотворный образ из монастыря исчез. По одной версии, икона пропала во время разорения обители польским полководцем Горностаем. По другой – её во время военных действий увёз в Москву князь Барятинский, потомки которого впоследствии передали чудотворный образ в Харьковский Успенский собор. Так или иначе, но в конце XVII столетия в обители вместо оригинала появился список (копия) с чудотворной иконы. В 1930 году, после разорения обители, этот древний список был изъят и передан в Черниговский исторический музей. Во время Ве[...]

http://pravicon.com/icon-104

Согласно «Историческому описанию…» 1889 г., в соборе Вознесения Господня в Ельце «на левом переднем» столпе в нижнем ярусе помещалась Е. А. и. «в сребропозлаченной ризе; икона вставлена в деревянный с резьбою вызолоченный киот». Как указано в надписи на иконе, это список образа, созданного в 1735 г. для ц. в честь Рождества Пресв. Богородицы в Аргамаченской слободе Ельца. По преданию, икона поступила в Вознесенский собор из Свято-Троицкого мон-ря. Известно о том, что она поновлялась в 1779 г. К иконе был устроен ступенчатый всход из белого мрамора, украшенный мозаикой. На стене над иконостасом левого придела во имя блгв. вел. кн. Александра Невского в 1887 г. худож. А. И. Корзухиным был написан образ полного извода. В елецком Знаменском жен. монастыре в нижней церкви Знаменского собора за левым клиросом в киоте под стеклом находилась Е. А. и. По описанию, сделанному в 1895 г., на иконе «Матерь Божия стоит на облаках, окруженная воинством Ангелов. Десною рукою она указует на изображение внизу, с правого угла иконы,- сонма Святителей у стен Московского Кремля, торжественно сретающих образ Богоматери, принесенный из Владимира; левою же рукой как бы грозит стоящему во всеоружии тут внизу с левой Ея стороны Тамерлану, в ужасе смотрящему вверх на Богоматерь. Образ этот 1 аршин вышины и 13 вершков ширины (71×58 см.- Авт.) в вызолоченном киоте. Точно такая же св. икона Елецкой Божией Матери в иконостасе в Елецком Троицком и в церкви Аргамаченской слободы» ( Геронтий (Кургановский). 1895. С. 46). В Троицком соборе (1820-1836) елецкого Троицкого мон-ря по левую сторону царских врат находился «Образ Пресвятыя Богородицы Елецкия в изящном киоте столярной работы, украшен сребропозлащенной ризой» ( Он же. 1894. С. 39-40). Риза была создана на средства ельчанина купца П. К. Горшкова (Былое. П., 1911. С. 10-11. Ил. на титульном листе и на с. 11). Е. А. и. была написана в 1915 г. на холсте для иконостаса ц. в честь Елецкой иконы Божией Матери в Ельце. В наст. время в храме находится 2 больших размеров иконы краткого извода: в иконостасе на сев. столпе и на сев. центральном столпе с юж. стороны.

http://pravenc.ru/text/189781.html

создавались И. как ответ на распространение аналогичных католич. сборников, как материалы для проповедников и в качестве душеполезного чтения. В кн. «Небо новое, з новыми звездами сотворенное, то есть Преблагословенная Дева Мария Богородица з чудами Своими» (Львов, 1665) И. показывает, что Богородица чтится не только католиками, но и православными, к-рые хранят мн. чудотворные иконы Божией Матери, что свидетельствует о благодатности правосл. Церкви. Немаловажной причиной составления правосл. сборников чудес Божией Матери было особое почитание Пречистой Девы в Польше и в Малороссии. Кн. «Небо новое...» вышла почти одновременно 2 изданиями, что свидетельствует о ее популярности. 1-е издание (Львов: Тип. М. Слёзки, дек. 1665) посвящено Анне Могилянке-Потоцкой, двоюродной сестре свт. Петра (Могилы). 2-е издание вышло предположительно в 1666 г. с добавлением 6 чудес, в тексте были исправлены ошибки. И. снова обратился к агиографической тематике в 1676 г., создав 2 сочинения, посвященных чудесам от Елецкой Черниговской иконы Божией Матери : «Скарбница потребная и пожитечная всему свету Пресвятая Богородица Елецкая з великими скарбами, з чудами своими…», «Skarb pochway, z kadej nauki wyzwolonej, do skarbnicy najwitszej Bogarodzicy Jeleckiej» (Сокровище похвалы, из каждой науки взятое, в сокровищницу Пресвятой Богородицы Елецкой), поскольку в этом году, как считалось, Богородица спасла Польшу от тур. завоевания. Предполагают, что в 1677 г. в Чернигове вышло 3-е изд. «Неба нового...» (на простой мове и на польском), тираж к-рого не сохранился (см.: Ключ poзyмihhя. 1985. С. 19). Следующий вариант книги, в подготовке к-рого участвовало предположительно неск. лиц, был издан в 1699 г. на видоизмененном книжном языке в Могилёве, в типографии М. Вощанки (мнение Д. М. Буланина о том, что в данном случае был осуществлен перевод книги на церковнослав. яз., ошибочно). Соч. «Небо новое...» было использовано свт. Димитрием Ростовским при работе над «Книгой житий святых», сохранился экземпляр «Неба нового...» с пометами святителя.

http://pravenc.ru/text/577962.html

По годам на антиминсах видно, что в середине XVII ст. в Аргамачьей слободе уже существовали и храм, и приход. Поэтому каменная церковь, построенная в XVIII ст. и существующая доселе в неизменном виде, была позднейшая. Сначала эта церковь не имела колокольни, которая устроена в 1812 г.; в 1831 г. распространена настоящая часть храма, в 1866 г. капитально ремонтирована трапезная, к ней пристроена паперть, а под церковью – сторожка. В 1871 г. старанием братьев Жаворонковых к главному алтарю пристроены два боковых – в память избавления от холеры, сделаны железные двери, перемощены полы и обновлены стены. Новые алтари посвящены иконам Божией Матери Елецкой и «Взыскания погибших». Главный иконостас обновлен был в 1875 г. Так постепенно приведен в настоящий вид теперешний пяти престольный храм. В церкви находятся иконы: св. Николая, бывшая еще храмовой иконой, когда слобода Аргамачь называлась селом Никольским; Елецкой Божией Матери, принесенная в 1733 г. из Москвы местным причтом, и икона Божией Матери «Нечаянная Радость», пожертвованная неизвестным лицом в 1887 г.; в последнее время от этой иконы совершаются чудеса. Из церковной утвари отличаются древностью два напрестольных евангелия. Церкви принадлежат: деревянная часовня при большой дороге, церковно-приходская школа, устроенная ктитором М. С. Жаворонковым из личных средства в 7000 руб. на земле, пожертвованной в пользу церкви в 1889 г. помещиком Нижнедевицкого уезда Н. П. Логвиновым. На содержание церкви поступают % с 550 руб. вечных вкладов. С 1898 г. открыто в приходе священником о. Н. Брянцевым Общество трезвости, имеющее теперь около церкви дом для чайной и аудитории. «Историческое описание церквей, приходов и монастырей Орловской Епархии». Том I. - Орел. Типография Губернского Правления, 1905 г. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=03893

Когда возник здесь первый поселок, трудно определить, одно несомненно, что в начале XVII ст. существовала деревня Измалково, находившаяся во владении помещиков Измалковых, из рода которых в 1721 г., как видно из актов упраздненной елецкой провинциальной канцелярии, отыскивались два «неслужащих недоросля-ельчанина Ефим и Афанасий Измалковы» для отбывания воинской повинности. Однако деревня Измалково, названная так по имени своих помещиков, едва ли представляла безраздельное владение одного дворянского рода. Судя по тому, что за селом Подворгольским доселе удержалось малоупотребительское название «Юрлово», можно думать, что одновременно с помещиками Измалковыми здесь имел свои владения род Юрловых. Местное предание утверждает, что в XVIII ст. здесь проживал помещик воевода Юрлов, который и сообщил деревне свое имя. В актах Елецкой провинциальной канцелярии за 1727 г. упоминается «Елецкого уезду дворянин Иван Юрлов, который с другими представителями Елецкого дворянства был вызван в Воронеж для совета и подачи мнения об удобнейшем и льготном взимании с крестьян подушной подати»… Из скудных исторических сведений можно сделать вывод, что первыми основателями села Подворгольского были помещики Измалковы и Юрловы, и что церковного прихода здесь не было до начала второй четверти XVIII ст. Но уже в конце этого века приход образовался, так как до 1836 г., когда построен был уже теперешний каменный храм, в селе существовал деревянный храм во имя св. вмч. Димитрия Солунского, успевший к тому времени обветшать. Очевидно около того времени село стало называться Подворгольским потому, что из находящегося здесь колодца и ключей берет начало река Ворголь, русло которой образуется в 5 верстах от села. Теперь приход состоит из села и деревень: Казаковой, Субботиной и Семенька и заключает до 2800 душ населения обоего пола, занимающегося земледелием, выделкой глиняной посуды, кирпичей, ломкой камня, работами на станции и у местных торговцев. Настоящий каменный храм во имя иконы Владимирской Божией Матери построен на средства прихожан, а главным образом помещицы Ирины Михайловны Казаковой. В нем два придела: южный – во имя вмч. Димитрия Солунского и северный – святителя Николая. В 1882 г. иконостасы устроены новые из дерева, резные, с позолотой, выкрашенные белою и красною краскою. Храм и колокольня обнесены каменной с железными решетками оградой в 1862 г.

http://sobory.ru/article/?object=18809

И так, с благословения преосвященного Мисаила, епископа Орловского и Севского немедленно приступлено было тем же летом к устроению водяного отопления, по системе Дулькейта. В притворе нижней церкви, вместо печей поставлен котёл и от него проведены чугунные труды в верхний летний храм, по коим проходит доведённая до кипения вода, и тем самым производит в храме нагревание до 16° по Реомюру (20 градусов Цельсия – примеч. редакции). Такое благоразумно устроенное отопление не производит никакого угара и даёт полную возможность без неприятных ощущений совершать Богослужение при многолюдном собрании молящихся во всякое время года 60 . Первоначально церковь верхняя была выстроена холодною, но чтобы сделать её тёплою, исправлены для этой цели потолки, полы, поделаны зимние рамы и двери, к северной стороне пристроена каменная крытая паперть. Нижняя церковь бывши крайне закопчённой и сырой, что особенно поразило преосвященного Мисаила при первом посещении его обители Знаменской, отделана теперь заново; иконостасы помыты и окрашены белою масляною краской, а стены клеевою светло-жёлтою 61 . В этой нижней церкви за левым клиросом находится в киоте за стеклом замечательная икона Елецкой Божией Матери. Эта св. икона изображена здесь в таком виде: Царица Неба и земли, Матерь Божия стоит на облаках, окружённая воинством ангелов. Десною рукой она указует на изображение внизу, с правого угла иконы, – сонма святителей у стен Московского Кремля торжественно сретающих (встречающих – прим. редакции) образ Богоматери, принесённый из Владимира; левою же рукой как бы грозит стоящему во всеоружии тут внизу, с левой её стороны Тамерлану, в ужасе смотрящему вверх на Богоматерь 62 . Точно такая же св. икона Елецкой Божией Матери находится в Елецком Троицком мужском монастыре – в иконостасе, и ещё в приходской церкви, на Аргомаче (возвышенность в Ельце – прим. редакции). Последняя написана в 1735 году воеводою елецким Иваном Григорьевичем Нащёкиным на память кровавой битвы ельчан с татарами. В верхней церкви поправлены были стены, повреждённые при установке труб и батарей для отопления и вентиляции, окрашены окна, откосы и двери разделаны под дуб.

http://azbyka.ru/otechnik/Gerontij_Kurga...

Черниговская-Гефсиманская икона Божией Матери Празднование 1/14 сентября Обитель иноков. Сюда Пришли мы помолиться. И здесь от горя и труда Хотим на час забыться. Идем в пещерный Божий храм, Где у святой иконы Отрадно волю дать слезам, Земные класть поклоны. Владычица Небес глядит Любвеобильным взором И как бы хочет всех покрыть Чудесным омофором… Эти бесхитростные, но искренние строки были написаны в день ангела великого старца Варнавы Гефиманского, спустя шесть лет после его кончины – происшедшей прямо во время его коленопреклоненной молитвы в алтаре. Принадлежат они иеромонаху Ефрему, духовнику Черниговского скита, расположенного в получасе ходьбы к востоку от Троице-Сергиевой лавры. До недавнего времени о Гефсиманском и Черниговском скитах, отделенных друг от друга лишь водной протокой, не упоминалось ни в одном путеводителе, а экскурсоводам не разрешалось рассказывать о них: территорию самого Гефсиманского скита и доныне занимает секретный военный НИИ. Зато окрестные пейзажи знакомы всякому православному человеку: именно здесь, «у Черниговской» нашел натуру для многих своих картин из иноческой жизни, в том числе и сцен жития преподобного Сергия, замечательный русский художник Михаил Васильевич Нестеров. Более же всего этот скит известен как местопребывание одной из самых чтимых в России икон Богородицы. Здесь 1 сентября 1869 года, в день церковного новолетия, в «пещерном отделении» Гефсиманского скита лавры, просияла новая чудотворная – ЧерниговскоГефсиманская. В этот день и совершается общецерковное празднование сему образу. Осенью 1869 года парализованная тульская крестьянка Фекла Адрианова получила исцеление по молитве пред сим образом, и с того времени только по 1899 год было зарегистрировано 105 чудес от ЧерниговскойГефсиманской иконы. С древнерусским городом Черниговом связано несколько чудотворных образов Пречистой: ЧерниговоЕлецкий, ЧерниговоИльинский, ЧерниговоГефсиманский. Сам первообраз Черниговской был обретен еще в 1069 году основателем русского иночества, преподобным Антонием Печерским, в ветвях ели (откуда и название «Елецкий», с городом Елец никак не связанное). Как сообщает Несторлетописец, когда черниговский князь Святослав Ярославич разгневался на Антония, тот ушел из города на Болдину гору, выкопал себе пещеру и поселился в ней. Там и обрел подвижник ЧерниговскоЕлецкую икону как знак милости Пречистой к новой обители. Празднование Елецкой иконе совершается 11 января, пишется на ней ель, среди зеленых ветвей которой покоится образ Богородицы с Младенцем на коленях. Сам первообраз Черниговской пропал еще в начале XVII столетия после разрушения Елецкой Успенской обители поляками.

http://pravoslavie.ru/1924.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010