Столица Беларуси готовится принять «Беларусь православную» Минск, 16 сентября 2004 г. Воссозданный в 1997 году воздвизальный крест преподобной Евфросинии, игумении Полоцкой. С 18 по 26 сентября 2004 года в Минске пройдет значимое общественно-культурное событие – новый масштабный выставочный проект «Беларусь Православная», сообщает православное общество (братство) " Радонеж " . Выставка продолжает традицию православных выставок и проходит по благословению Митрополита Минского и Слуцкого, Патриаршего Экзарха всея Беларуси Филарета, который возглавил оргкомитет выставки, и при поддержке Белорусского Экзархата. Основная идея выставки – продемонстрировать национальные духовные и православные традиции Белорусской Православной Церкви, а также зарубежных епархий. Главным духовным событием выставки станет представление Великой белорусской святыни – креста преподобной Евфросинии Полоцкой, воссозданного в 1997 году по образу воздвизального креста преподобной Евфросинии, игумении Полоцкой, который был изготовлен по ее благословению в 1161 году мастером Лазарем Богшей — для молитвенного поклонения тысячам верующих. Святыня будет возложена для поклонения всем верующим на первом этаже выставочного павильона с 19 по 21 сентября круглосуточно. На экспозиции выставки традиционно будут представлены предметы церковного обихода, иконы, колокола, православная литература, а также аудио- и видеоматериалы, церковные ткани и шитье, ювелирные и декоративно-прикладные изделия, предметы быта, столярные изделия и многое другое. Одним из интересных направлений станет раздел «Трапеза». Сестры монастырей и приходов, предложат посетителям выставки выпечку, кагоры, настойки, грибы, ягоды, соления, сухофрукты, поделятся рецептами постной и праздничной кухни. Впервые в рамках выставки пройдет «Медовый кирмаш». Мед издревле высоко ценился людьми за его целебные и кулинарные качества. Мед занимает особое место в православной кухне, а пчеловодство остается одним из популярных видов деятельности монастырей. На экспозиции посетители смогут приобрести освященный монастырский мед, различные сорта меда, лечебные сборы, лекарственные травы и мази.

http://pravoslavie.ru/11096.html

Это с первых дней вселило в сердце матери холодность к малютке Фоме. К тому же стали появляться еще разные суеверные соседки и знакомые попадьи, которые, истолковывая это явление по-своему и приплетая нелепые рассказы и суждения, стали считать Фому чуть ли не медвежонком. Евфросинья же по своей простоте и невежеству от души верила этим суеверным толкам и, приходя в ужас, ожесточалась все более и более. – Это обменок,– так говорила она.– Не хотели крестить его с Каллиником в один день, вот его ведьма и подменяла… Прошло более полугода. Испытав всевозможные способы сделать Фому похожим по воспитанию на других детей и ежедневно замечая в нем зародыши каких-то непонятных простой женщине наклонностей и стремлений, Евфросинья решилась навсегда избавиться от такого нравственного, по ее мнению, урода. Однажды вечером она позвала к себе служанку и, затворившись от мужа, начала с ней совещаться. – Я не могу более смотреть на этого упыря 2 . Я не могу терпеть его в своем доме. Завтра чуть свет возьми его с собой, отнеси к реке и брось в воду... Но поклянись мне в том, что об этом никто, кроме нас, не узнает… Долго умоляла служанка пощадить неповинное дитя. И сколько ни просила ее, сколько ни рыдала, увещевая мать гневом Божиим, ожесточенная Евфросинья была неумолима. Пришлось покориться ее воле. Утром чуть свет подкупленная служанка взяла Фому на руки, побежала к речке и, осенив малютку крестным знамением, бросила в воду... Но, хранимое Высшим Промыслом, дитя вынырнуло из реки и, мирно покоясь на поверхности, словно в мягкой колыбели, пристало к противоположному берегу. Там волны выбросили его на сушу. Заметив это, служанка, уже совершившая в своей душе преступление и боясь ответственности перед хозяйкой, решила довести страшное дело до конца. Она перешла по гребле через реку и подняла Фому на руки. Ребенок спал безмятежным сном. Недолго думая, служанка снова бросила его в воду и тут же опять стала свидетельницей силы Божией: волны понесли младенца к островку, образовавшемуся вверху по течению реки, и бережно положили на сыпучий песок.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

«Спешу исполнить, – писал я Его Превосходительству, – ваше желание, препровождая вместе с сим по пяти экземпляров книжек – «Жития препод. Евфросинии Полоцкой», и «О перенесении части св. мощей ее». О денежном вознаграждение за эти брошюры не должно быть и речи. Если мне с Вами считаться, то, без сомнения, я останусь еще пред Вами в долгу. И так извольте раздавать, кому пожелаете, книжки эти gratis и, если угодно, от моего имени. Усерднейше благодарю Ваше Превосходительство за изъявляемую Вами готовность споспешествовать печатным словом к исполнению благочестивого желания Полочан видеть у себя родственную святыню. С сердечною признательностию прочитал и Вашу печатную заметку о нашем духовном торжестве. Но не могу сказать того же о послесловии к ней, приложенном Редакциею Современных Известий. Автор этого послесловия едва ли прав в своем негодовании на Киевскую Иерархию. Не она виновна в том, что св. мощи Преп. Евфросинии, несмотря на усиленные ходатайства Полоцкой Иерархии, до сих пор остаются в Киевских пещерах. Передать эту святыню из Киева в Полоцк, в цельном ее виде, не во власти Киевской Иерархии, хотя бы она на сие и согласилась: это – дело высшего церковного священноначалия и даже Высочайшего соизволения, точнее же сказать, дело премудрой и всеблагой воли Божией. Видно, «что или не пришло еще: время (если только определено судьбами Божиими когда либо придти ему), или мы, обитатели Полоцкой области, еще недостойны принять и сохранять у себя эту вожделенную святыню. Уделить же часть от нетленных останков Благоверной Княжны решился, по моему ходатайству, сам Высокопреосвященный Митрополит Арсений, не испрашивая на это особого разрешения; и эту малую по виду, но равно, великую, как и весь составь телесный, по благодатной силе, частицу Св. мощей приняли, как я, так и вверенная мне духовная паства, с глубокою признательностию к досточтимому Киевскому Архипастырю. Отделением перста от нетленного тела препод. Евфросинии автор послесловия возмущается сам и опасается за возмущение чувства своих читателей.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Радуйся, болящих в житии твоем нужным снабдевавшая; радуйся, тридесяти недужным при вхождении во обитель исцеление даровавшая. Радуйся, во обитель шедшая по смирению, яко новоначальная; радуйся, в тую вшедшая по благодати Божией, яко чудотворица прехвальная. Радуйся, благодать Божию с собою во обитель вводящая; радуйся, вхождением своим украшение святолепное ей преподавшая. Радуйся, преподобная княгине Евфросиние. Кондак 11 Пение всеумиленное принесла еси, преподобная, благодарственная восписующи Господу, сподобльшему тя иноческое пострижение прияти, к нему же во всем житии душу твою предуготовляла еси, да мира сего отлучившися и ничимже земным смущаема, вопиеши Богу: Аллилуиа. Икос 11 Светозарная свеща иночествующим показася житие твое во обители, преподобная: аще бо и не многи дни во иночестве пожила еси, обаче всякия иноческия добродетели образ преизящный в себе явила еси. Темже, восхваляюще тя, сицевая вопием ти, преподобная: Радуйся, вольнаго мира оставления преизящная наставнице; радуйся, правило усерднаго за вся люди моления. Радуйся, совершеннаго своей воли отсечения премудрое наставление; радуйся, душевныя и телесныя чистоты светило изрядное. Радуйся, умерщвления плоти образе преизящный; радуйся, мирнаго купножития наставнице. Радуйся, умныя к Богу молитвы образе; радуйся, святаго на земли жития зерцало. Радуйся, преподобная княгине Евфросиние. Кондак 12 Благодати исполнена и благих дел, яко добре течение земное совершившая, в мире преставилася еси от земных к небесным, идеже веселящися предстоиши Господу и вопиеши Ему: Аллилуиа. Икос 12 Поюще твоя многообразная людем благодеяния, восхваляем тя вси, преподобная мати Евфросиние, независтно подающую исцеления с верою к тебе прибегающим и вопиющим ти: Радуйся, яко на небесех ныне пред Господем предстоиши; радуйся, яко о людех пред Богом выну предстательствуеши. Радуйся, града твоего крепкое ограждение; радуйся, обители твоея незыблемое утверждение. Радуйся, о благом преспеянии иночествующих тепле молящаяся; радуйся, о утверждении добре живущих в мире Бога просящая.

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-pre...

—627— 1872 г. часть римско-католических костелов с их чтимыми святынями остаются неприкосновенными. Между причинами, по которым отстраняемы были в прежнее время ходатайства о перенесении мощей Преподобной Евфросинии из Киева в Полоцк, указывались, между прочим, следующие: а) гражданская незначительность г. Полоцка; б) неблагоприятное по отношению к Православию географическое и этнографическое положение его; в) уединенность в краю относительно отдаленном; г) нравственное и вещественное преобладание здесь населения иноверного (Указ Св. Синода от 26 июля 1860 г. за 3378). Но изложенные здесь причины, которые могли признаваться благословными и уважительными в 1860 г., после событий 1861–1863 гг. и после устройства железных путей сообщения, по которым так же удобно стало отовсюду иметь сообщение с Полоцком, как и с Киевом, – причины эти такого значения иметь уже не могут. Итак, перенесение мощей препод. Евфросинии, Княжны Полоцкой, из Киево-Печерской Лавры, в созданную ею Полоцкую Спасскую обитель, и в прежнее время всегда вожделенное, ныне особенно благовременно и благопотребно для православного населения Белорусского края, и в особенности для жителей города Полоцка, к ограждению их от опасного для чистоты Православия влияния латинских святынь и к утверждению их в преданности св. православной церкви». Такого же содержания, как и вышеизложенный, Указ послан был из Св. Синода и к Высокопреосвященному Арсению Митрополиту Киевскому, на который им, от 27 марта 1873 г., за 72 дан следующий ответ 703 : «а) Назад тому лет тридцать, при самом начале обращения унии в Православие и несколько позже того был еще некоторый благовидный предлог желать и домогаться перенесения мощей Преподобной Евфросинии в Полоцк, для укреп- —628— 1872 г. ления новообращенных Полочан в Православии, но и тогда Святейший Синод, по тщательном и всестороннем обсуждении дела, домогательства сего не признал заслуживающим удовлетворения. А теперь в продолжение столь многих лет Полоцкая паства, без сомнения, успела уже с православием освоиться и в вере утвердиться, и за тем в перенесении мощей в Полоцк никакой серьезной надобности, кроме прихоти человеческой, не усматривается.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

«Иконоборное» в протестантском смысле начало не привилось к старообрядству, по крайней мере особого толка в этом роде не было: могли быть лишь уклонения частных лиц в это заблуждение. В послании к неизвестному дан был ответ Аввакума о том, следует-ли поститься в субботу. «В субботу поститься не подобает, – писал Аввакум, – разве великие субботы. Аще кто изволит пост держати, и не ясти, ни пити 40 дней, или колико седмиц изволит; таковый не согрешает, аще и не яст в субботу и в неделю, дóндеже совершит пост» (V, 221). Пост в субботу ввел, как известно, чернец Капитон. В виду такого авторитета вопрос получил важное значение. Аввакум должен был написать по этому поводу даже особое наставление о днях поста и мясоястия (V, 302). В нем обычай поститься в субботу назван был фарисейским. Под именем жидовского обычая он, действительно, и слыл в расколе, как это видно из «Отразительного писания» инока Евфросина, и держался некоторое время лишь в общинах некоторых учеников Капитона. Прямой, решительный и в сильных выражениях отзыв о христовщине дан был еще в «Отразительном писании». Во время своих путешествий по центрам раскола Евфросин мог близко узнать её учение. Он говорит о двух пунктах, где утвердились тогда последователи христовщины: о Костроме и о Павлове-Перевозе. Имея целью предупредить «правоверных староверцев» от увлечения заблуждениями, которые тогда уже выросли на ниве церковного отщепенства, Евфросин указывал эти заблуждения и во главе их ставил христовщину. «Бысть возмущение между староверцами, в различные толки разсекоша себе сами, и от сея в сию уклонятись начаша. Вси любят зватись староверцы, а многие посреде обретаются зловерцы... якоже Костромские лжехристомужи поселянстии, градских обычаев неискуснии, оставя свое орало, того ради душа их задуровала, и ложнии их апостолы, бесовстии наместницы, окаяннии же их пророцы, пагубы внуцы. Павлова же Перевозу духомолцы и иконоборцы, скверн всяких рачители и объядения служители: день весь жря, а нощию спя, духом, на постелях, не чистым поражени, возбесяся и пеняся, молятся духом; перестанет от молитвы, ано едва дух свой в себе видит». В последних словах речь идет, очевидно, о том утомлении, каким сопровождались христовщинские радения. Подобным образом инок Евфросин величает христовщину и в другом месте. «Смотрим, – говорит он: сии мнящиеся староверцы на колико разсекошася! Едины точию похвальны, овы же среднии, друзии же злейшие. Павловцы – иконоборцы, проклятые поганцы и есть и будут, и бусорманы, а не христиане. Костромичи – лжехристовцы мерзостнее и проклятее, и да никто от христиан дерзнет их врагов христианами звати». 953 Из свидетельства Евфросина видно, что не он только один, но и другие, подлинно звавшие лжехристовцев, по его выражению, «от души ненавидели» их. И, однако же, для массы охрана была необходима, по сознанию самого Евфросина...

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Semenovic...

Из 14 больших шитых пелен и 16 малых под иконами и евангелиями до настоящего времени сохранилось 10 больших пелен и 9 малых: из больших не более пяти уцелели в своём первоначальном виде, прочие так или иначе перешиты и переделаны. Среди них по древности и по тщательности и высокому искусству шитья занимает первое место пелена с изображением преподобной Евфросинии с вышитым кругом тропарём и кондаком. Преподобная Евфросиния вышита в рост, в натуральную величину, в иноческом одеянии, с восьмиконечным крестом в правой руке и свёрнутым свитком в левой. Рисунок, по которому сделано шитье, необыкновенно тщательный, изящный и принадлежит хорошему мастеру иконописцу. Судя по тому, что фигура исполнена несколько продлинновато (8 голов слишком), черты лица сухи и немного вытянуты, а общий тон красок не резкий, а бледноватый, свойственный иконописи конца XVI и начала XVII века, время работы этой пелены нужно отнести именно к последней четверти XVI и никак не позднее первой половины XVII в. Поле или фон пелены шит золотом плотной гранью. Лик и ручки вышиты гладью шёлком телесного цвета (с серовато-матовым, а не желтоватым отливом, как в позднейшем шитье). Контуры широко открытых глаз, высоких густых бровей, тонкого носа, небольшого рта и подбородка, а также тонких, изящно сложенных ручек и пальцев, выполнены темным шёлком гладью же. Верхняя риза с епитрахилью (схима) и головным покровом (кукулем) и обувь из темной камки шиты шелками денежкой с крестиками; два малых четырехконечных креста на кукуле с 8-конечным в середине, два на плечиках ризки и 8-конечный на епитрахили с тростию, копием и кринами шиты золотом и серебром необыкновенно тонко и искусно. Исподняя риза бледно-серая («дичь») также шита шелками тем же узором. Крест в руках 8-конечный шит золотом крупной гранью. Венец, шитый золотом в денежку с одним стежком, обнизан в две верёвочки довольно крупным жемчугом; надпись преподобной вязью также вынизана жемчугом в жемчужных кругах. Блики и складки в одеждах помечены шитьём же темным шёлком. Кругом пелены по зелёной камке шиты золотом вязью тропарь и кондак преподобной Евфросинии. Текст тропаря и кондака несколько отличен от текста списков позднейшего письма служб: «тропарь преподобной Евфросинии глас д. Святая ти (вм. твоя) память Суждальскую страну веселит, верные вся созывает четный храм твой иде же ныне лежит всечистое (вм. всечестное) тело твое Евфросиния преподобная, моли Христа Бга спастися душам нашим». «Кондак глас в. Девства чистотою возжгла еси свещу (вм. светильник) своего разума и просветила еси душевную си (си нет) чистоту пощением плоть поработила еси духом же (вм. тем же) преподобная Евфросиния почитающе подвиг (и) трудов твоих молим тя моли Христа Бга нашего непрестанно о всех нас (вм. спастися душам нашим)».

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Georgi...

—444— 1871 г. тилищу, принося свои молитвы, обеты и жертвы. Здесь богомолец вполне сознаёт себя русским. Стены храма сближают его, а самые точные копии с икон, наиболее чествуемых православным народом, пробуждают в нём сознание родства с общим нашим отечеством. Но по силе воспитания и привычки тот же самый народ для удовлетворения своей религиозной потребности всё ещё продолжал обращаться к иноверным алтарям. Чтобы изгладить в нём воспоминание об иноверии, лет десять тому назад граждане ходатайствовали у Правительства о перенесении в Спасскую обитель мощей препод. Евфросинии, но опечалены были решительным отказом. Наконец, усиленному ходатайству Вашего Преосвященства мы обязаны утешением видеть и лобызать в стенах здешнего храма вожделенную святыню – часть мощей святой строительницы храма. Молитвами паствы Вашей и предстательством Преподобной Евфросинии да сподобит Вас Господь быть свидетелем всецелого воскрешения здешнего края и да продлит жизнь Вашу на многие лета“. По поводу описанного перед сим торжества написана была небольшая статейка Инспектором Витебской гимназии А. Андрущенко и послана была, для напечатания, в редакцию Московских Ведомостей, но почтенная редакция не соизволила дать ей место в своей газете. Тогда статья отправлена была в редакцию Виленского Вестника, где она и помещена была в 74, от 6-го июля 1871 г. Вот что было написано в этой статье: „12 и 13-е числа минувшего мая месяца ознаменованы были у нас в Витебске событием, которое не может остаться незамеченным обитателями всего Белорусского края. Событие это – перенесение части мощей преподобной Евфросинии, Княжны Полоцкой, из Витебска в Полоцк. Чтобы понять настоящее значение этого события стоит только припомнить историческую судьбу края. Живя сначала одной общей жизнью с остальной Русью, Белорусский край, в силу неблагоприятных политических обстоятельств, впоследствии был оторван от родной ему семьи и мало по малу, под влиянием чуждой для него обстановки, стал терять основные принципы своей народности, в числе которых первым было православие.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Чрез три-четыре дня многие помирали, иные чрез шесть дней, некоторые могли жить и еще дольше, но их мучения были еще ужаснее, их проклятия еще страшнее: они проклинали и своего соблазнителя, и себя самих, и родителей своих, хулили и самое имя Господне. «О, слепоты и безумия прельщенных и прельщающих!» – восклицал Евфросин, заканчивая свой рассказ. В заключение он развертывал пред читателем и еще одну картину. Был проповедник, «душе своей наветник: жен бедных и дев в огонь многих свел, а втайне, прежде сгорения, покаивал их как знал». Рассказывали и еще: «инок проповедник, девкам полководник, приобрел спасение скорое. Пошла с ним девица на лес, верст с двадцать: посреди леса учитель начал нудить дщерь духовную. Плачет девица, Бога бояся, – утешает проповедник: огонь-де нас очистит. Еще бедная упрямится, – запрещает учитель: аще не послушаешь, венца не получишь. Оле незлобия! себе так не верят! А после – рыдание и слезы неутешны. Зрите ли, самосожигатели, своих апостолов дерзость, и ваше безумие?» Один седовласый старик настолько «уязвился страстью», что на него приносили жалобу и вдовы честные, и девы-невесты, и девы-черноризицы, и малые отрочата. И делалось это в самом гробе собственной насильственной смерти! «О, моея беды и рыдания неутешного!» – в неподдельном чувстве глубокой скорби о погибающих восклицал Евфросин и видел в этом «помощи и покрова Божия отъятие, и за неправое учение благодати отступление». 327 Изготовленный против самоистребителей полемический трактат имел быть распространен в мире раскола. В интересах удобства пользования им, чтобы каждый скорей мог ознакомиться с вопросом вкратце, Евфросин сделал извлечение из своего труда, вручил то и другое «писание» Мине и Мина отправился в странствие. Так стали появляться списки «Отразительного писания» там, куда приходил Мина. Проповедники самоубийственных смертей теперь снова вызывались на письменную полемику. Особенно неловко должны были чувствовать себя те, у кого все здание строилось на памяти о самосожженцах.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Semenovic...

4.20.3. Медаль носится на правой стороне груди; при наличии других медалей Русской Православной Церкви располагается среди прочих медалей согласно перечню медалей, указанному в статье 3.4.2. 4.20.4. Планка медали представляет собой прямоугольную металлическую пластину, обтянутую муаровой лентой красного цвета с двумя белыми узкими полосами по обеим сторонам. Размеры планки медали: ширина 24 мм, высота 13 мм. На обратной стороне имеется приспособление для крепления. 4.20.5. Планка медали может носиться на повседневной одежде и располагается согласно перечню медалей, указанному в статье 3.4.2. 4.20.6. Медалью ордена святителя Макария Московского награждаются клирики и миряне за значительный вклад в развитие церковной науки и духовного просвещения. 4.21. Статут ордена преподобной Евфросинии, великой княгини Московской 4.21.1. Орден учрежден определением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Священного Синода от 21 августа 2007 года в ознаменование 600-летия преставления преподобной Евдокии, в монашестве Евфросинии, великой княгини Московской. Будучи супругой благоверного князя Димитрия Донского, преподобная Евфросиния вошла в историю Русской Православной Церкви как святая, стоящая у истоков новой объединенной Московской Руси, сочетавшая в своей благочестивой жизни, наполненной христианскими добродетелями, государственное служение с монашеским деланием. 4.21.2. Орден преподобной Евфросинии имеет три степени. 4.21.3. Знаки ордена первой степени: 1) Знак ордена представляет собой позолоченный четырехконечный крест с расширяющимися концами и треугольным завершением. Крест окантован выпуклым рантом и покрыт эмалью рубинового цвета. В центре знака расположен круглый медальон с рельефной позолоченной монограммой «ЕМ» (Евфросиния Московская) на белом эмалевом фоне. Вокруг медальона расположен пояс с позолоченным стилизованным девизом: БЛАЖЕНН MU?ЛOCTUBIU. В нижней части пояса помещены две перекрещенные у основания позолоченные лавровые ветви, листья которых покрыты рубиновой эмалью. Пояс также покрыт рубиновой эмалью и окантован позолоченным выпуклым рантом. Между ветвями креста расположены гладкие позолоченные лучи, окантованные рантом в виде жгута и отделенные друг от друга и от ветвей креста дорожками из металлических зерен, которые также образуют лучи. Все лучи завершаются небольшими металлическими шариками. Знак посредством ушка и кольца крепится к орденской ленте. На обратной стороне знака имеется номер, зарегистрированный в Наградной комиссии. Материалы: мельхиор с позолотой, холодная эмаль. Размеры знака ордена: ширина 55 мм, высота 55 мм.

http://azbyka.ru/otechnik/dokumenty/polo...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010