Передайте привет Вашему брату и племяннице, которых знаю. Да благословит Вас Господь. Помню, люблю, прошу молитв Ваших. Простите за все. Как теперь здоровье Ваше? Шлю Вам благословение Господне и поздравляю Вас с днём Вашего ангела, родная моя Надежда Васильевна) Желаю Вам пребывать в здравии и духовном равновесии. С любовью вспоминаю то время, когда мы вместе возносили к Господу молитвы. Прошу Вас, напишите, как Вы себя чувствуете. Сейчас я один. Ребятки мои уехали. Особенно для меня ощутительно отсутствие Ики. Она, как старшая, много мне помогала и во многом меня понимала. Скучаем по всем. Евфросиния Николаевна 914 всегда была с ними. Теперь она всё ходит в лес за клюквой и опятами: других грибов в этом году почти нет. Сейчас пред крестом Господним особенно чувствую необходимость бодро, радостно и покорно нести крест свой. С терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, приобретши 915 посрамление, и воссел одесную престола Божия! ( Евр. 12:1–2 ). Сердечно благодарю Вас за любовь Вашу, не заслуженную мной. Бог же терпения и утешения да пребудет, родная, с Вами. Теперь часто вспоминаю Вас, брата Вашего и близких Ваших. Со днём Богоявления Господня! Шлю Вам, родная Надежда Васильевна, и всем Вашим, особенно брату и Тане, сердечную благодарность за память. Очень тронут их теплотою. Спасибо, спасибо. За последние месяцы много и часто думал о Евг. Ник. 916 И вот его кончина. Мне более чем с кем-либо хотелось поговорить с ним, кротким православным юристом, по больному нашему вопросу. Как хорошо, что Вы мне быстро сообщили, я за него теперь молюсь. Это для меня большая радость. Конечно, возможно, будет исполнено желание Ваше. Вам самой виднее будет, а пока подождите эти недели. Да хранит Вас Христос. Сердечно благодарю Вас, родная моя Надежда Васильевна за память обо мне и внимание. Спасибо и за ребяток моих, за франц. 917 и за Евфросинию Николаевну, сердечно ещё раз благодарю за всё!

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Mechev/...

И как горе было бы Пантелеймону, так горе бывает и большей части детей, у которых хотя и один из родителей ходит по пути нечестия. Ибо если несомненная истина, что и большая часть возрастных способны скорее перенимать злое, чем доброе, то про малолетних, при худом воспитании их, и говорить нечего. Они – трость ветром колеблемая, они – воск, на котором и малейшее давление отпечаток делает. Будем же помнить это и ту страшную ответственность, которой подлежать будем, если худому научим детей. «А кто, – говорит Господь, – соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской» ( Мф.18:6 ). Аминь. 346. Господь споспешествует спасению добрых В книге Деяний Апостольских читаем, что «во всяком народе боящийся Бога и поступающий по правде приятен Ему» ( Деян.10:35 ). Что это значит? То, что если в душе какого человека сохранилась чистая мысль, по самому свойству своему стремящаяся к Творцу; есть святое желание любить Его всем сердцем и служить Ему во все дни жизни; есть при этом чистая совесть, неумолкающая наставница на все благое и правое, – такому человеку Господь всегда открывает Себя и так или иначе неисповедимыми путями Своего Промысла всегда приводит его к спасению. Эту истину мы можем видеть на св. великомученике Пантелеимоне в отрочестве его и юности. Как слышали вы в предыдущем слове, он в детском возрасте с усердием внимал наставлениям своей благочестивой матери-христианки и, насколько возможно было по его детскому возрасту, от нее истины Евангельские усвоял. Видели также, что по смерти матери он возращен был в идолопоклонстве. Теперь еще узнаем из жития его, что он был «добронравен и благоглаголив и всем любезен». И Господь призрел на чистую душу отрока, коснулся ее и привлек к Себе. Вот как совершилось это Божественное научение. Св. Пантелеимон отдан был отцом в научение врачебному искусству к славному в то время врачу Евфросину и ходил учиться к нему. По пути к своему учителю, Пантелеимону приходилось проходить мимо одного убогого дома, в котором жил престарелый христианский священник Ермолай.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/c...

Он воскрешал мертвых и неутешно плачущим по них подавал радость неизъяснимую. Он ежедневно поучал народ, просвещая его умы и сердца спасительными истинами. Он врачевал души удрученных грехами грешников и прощал грехи. Он взывал ко всем грешникам: приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я упокою вас ( Мф.11:28 ). И Своим ученикам и апостолам Он даровал благодать совершать такие же дела милосердия: больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте; даром получили, даром и давайте ( Мф.10:8 ). И все эти дела они совершали воочию множества свидетелей. После Апостолов этот же дар получили и многие верующие в Господа Иисуса Христа во исполнение Его обещания: уверовавших будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов, возложат руки на больных, и они будут здоровы ( Мк.16:17–18 ). Или: верующий в Меня сотворит дела, которые Я творю, и больше их сотворит ( Ин.14–12 ). Так святые совершали множество чудесных дел милосердия. Празднуемый ныне святой Великомученик, безмездный целитель Пантелеимон, с детства наставленный матерью в христианской вере, а по смерти ее – отцом язычником, в отрочестве обращенный в языческую веру и бывший учеником известного в свое время придворного врача Евфросина, который нередко водил его в царский дворец, – стал олицетворенным милосердием с того времени, как принял святое крещение; таковым он остался и доныне. Первое дело милосердия его было чудесное воскрешение ребенка, ужаленного ядовитой ехидной и лежавшего мертвым. Святой Пантелеимон воскресил его молитвой. Это чудо совершено им до своего крещения и ускорило его крещение, так как после этого чуда он всею душой уверовал в Господа. Вскоре святой Пантелеимон сделался известным врачом, и многие обращались к нему за помощью. Однажды привели к нему слепого, которого он исцелил прикосновением руки и словами: во имя Господа моего Иисуса Христа прозри: в ту же минуту глаза слепца отверзлись, и он стал видеть. Это чудо обратило к вере Христовой отца Пантелеимона – Евсторгия, прозревшего слепца и многих других, удивленных этим знамением силы и благодати Божией.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Хочется поделиться своими впечатлениями с родными, которые почему-то не очень одобряют новое «увлечение», а то и у виска покрутят пальцем, назовут «фанатиком.» Здесь необходимо вспомнить слова Христа Спасителя: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня. 264 У каждого должна произойти личная встреча со Христом, каждый добровольно должен избрать путь к Отцу Небесному. Единственное средство, которым мы можем приблизить воцерковление ближних, – наши усердные молитвы о них, как говорил отец Зосима: «Придет время, когда Бог его по молитвам нашим призовет к вере, – он сам попросит и водички святой, и просфорочки, и крестик. Насильно вешать кресты не нужно, чтоб не срывали, не кощунствовали. Насилие, помните, – грех. Никогда насилие не делайте, а молитесь за всех несчастных, чтоб их Господь призвал, чтоб они сами надели эти кресты, сами стремились к покаянию, сами попросили святой водички и святой просфорки. Никогда, ни в чем никого не насилуйте, насильно не тащите в храмы Божии сужиков, баб своих и прочее» 265 Немаловажен здесь и личный пример. Необходимо явить духовные плоды своей церковной жизни, чтобы родные увидели положительные перемены и сами захотели подобным образом измениться к лучшему. О любви к врагам Новое учение принес в наш мир Христос Спаситель о любви к врагам. Жестокий мир современников Его пришествия во плоти не знал пощады обидчикам. Глаз за глаз, зуб за зуб, руку за руку, ногу за ногу... 266 – таков был закон. И то, что говорил Господь, призывая быть совершенными, как Небесный Отец, казалось безумием: Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас. 267 Пример этой совершенной любви показал нам Сам Христос, с Креста молясь за своих распина- телей. Взирая на нашего Подвигоположника, отец Зосима проповедал христианскую любовь: «Врагов ваших любите. А любить как? Это молиться прежде всего должны, с любовью сердечной, с теплотой. Думать: «Какой глупый человек! И чего враждовать, и чего не хватает, да вразуми его, Господи».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Смотрю, к вечеру уже и приплыли денежки мне и еще что-то приплыло, во славу Божию». 293 Духовная борьба «Воинами будьте, но не рабами греха и страстей. Как страшно попасть в рабство диавольское!» 294 – так призывает схиархимандрит Зосима к борьбе своих чад в евангельском духе, как и апостол Павел, сравнивая христиан с воинами, ведущими духовную брань: Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских, потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных. Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злый и, все преодолев, устоять. Итак станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир; а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие. 295 «И вас зовет Господь: будьте избранным стадом Божиим, отходите от греха, стремитесь исполнить заповеди. Будьте смиренные, кроткие, мирные. К чистоте жизни стремитесь». 296 «Бог любит чистоту», – написал в своей предсмертной записке отец Зосима, и это подтверждается словом Спасителя, заповедавшим явиться тому, кто чист сердцем: Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам. 297 Борьба в жизни христианина, ставшего на путь духовной жизни, неизбежна, иначе не было бы и награды за победу, не было бы святых. К совершенству и святости призваны все без исключения люди, но для этого необходимо мужественно, с Божией помощью готовиться к духовной брани: «Конечно, похоти будут брать нас. К чистой жизни нужно стремиться. Время сейчас спасать душу от тяжких времен и тяжких испытаний». 298 Как опытный монах, батюшка Зосима советует вооружиться терпением: «Учиться терпеть в наше время, крепко терпеть учиться. Научимся терпеть – легче будет нам нести наш жизненный крест».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

281 Вера без дел мертва Приобретая дух мирен, мы сможем явить и плоды своей веры: мирное устроение, равную ко всем любовь, незлобие, воздержание, кротость, милосердие, рассудительность и проч. Но пока эти дела веры, которые одновременно являются и проявлениями Духа Божия, живущего в человеке, не явились либо проявляются временами, то говорить о полноте нашей веры бессмысленно: «Из нас здесь никого, ни одного человека верующих нет, мы все лжецы и обманщики... Мы все только идем к Богу: что священники, что архиереи, что патриархи. А верующими мы будем когда? Когда руки сложат на грудь, в гроб нас положат, крест деревянный, если заслужим, дадут... Тогда уже не мы сами ложь скажем, а за нас скажут, что был верующий человек, добрый, светлый, как жалко его и хоронить, и расставаться с ним». 282 Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе, 283 – говорит апостол Иаков. Вера, не воплотившаяся в добродетели, чужда христианину, 284 тем более грубые греховные проявления несовместимы с этим высоким званием: «А что мы творим, эти так называемые верующие... Мы ж своей жизнью попираем веру! Мы ж кощунствуем над Богом в своей жизни и кричим: «Верующие!» 285 Отец Зосима не терпел лицемерия даже в малом слове и искренности, правдивости перед самим собой в первую очередь учил своих духовных чад: «И дай, Господи, нам... быть настоящим верующим человеком. Не по словам, а по жизни и по делам нашим. А от своих дел или прославишься, или постыдишься... никогда не пустословьте, что вы верующие. Никакие мы еще не верующие». 286 Милосердие «Милостыню творите. «Милостыня – царица всех добродетелей, " – говорит святитель Иоанн Милостивый. Дай бедному, несчастному, окажи помощь кому, по силе и возможности потрудись для милосердия». 287 Так отец Зосима говорит об этой важнейшей христианской добродетели. Почему она так важна? Потому что она возводит своего делателя на Небеса. Сам Господь Иисус Христос во Святом Евангелии обещает ввести милостивые души в Царство Небесное: ... приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

За Божественной литургией в обители схиархимандрита Зосимы всегда можно услышать ектению об уврачевании раскола, об обращении отпавших от Церкви чад. Наверняка и сокровенные молитвы батюшки были устремлены к Богу об искоренении вражды и воцарении в Церкви мира и любви: «Нам остается всем только молиться о раскольниках, скорбеть о уклонившихся в секты, в расколы, в сатанинский, хохляцкий этот жуткий раскол автокефализма. Да призови, Господи, сотвори чудо, чтоб они, заблудшие, поняли, пришли к познанию истины, покаялись и соединились с Матерью нашей Святой Русской Православной Церковью». 161 Богатство Бог испытывает одних богатством, иных бедностью. И неизвестно, какое из испытаний является более тяжелым. Преподобный Анатолий Оптинский так отвечает одной из своих духовных чад: «Вот ты до такой степени увлеклась миром, что и разум потеряла: ты говоришь, что богатым легче спастись, а Господь сказал: «Неудобно богатым войти в Царство Небесное!» 162 Благодари Бога, что не богата». 163 Но и в бедности можно завидовать, быть корыстолюбивым, жадным, роптать на Бога. А будучи богатым можно быть милостивым, сострадательным, благотворительным. Само по себе богатство не является пороком, но страстное отношение к нему и неправедное использование – несомненно греховно. Об этом отец Зосима говорит так: «Богатство никогда не было пороком, если праведным трудом наживается, не бандитизмом современным наживается, а праведным, добрым трудом наживается; но всегда, еще в Ветхом Завете Господь сказал, десятую часть от имения твоего отдай бедным, нищим. Благотворителям богоугодно – в храм Божий. Вот куда надо отдать эту десятую часть от имения. И Бог давать тебе успех будет, и богатство твое умножаться будет». 164 Делами благотворительности от своего состояния богатые люди спасаются. И эту возможность, конечно, им дает Бог. Священное Писание об этом говорит так: Богатых в настоящем веке увещевай, чтобы они не высоко думали о себе и уповали не на богатство неверное, но на Бога живого, дающего нам все обильно для наслаждения; чтобы они благодетельствовали, богатели добрыми делами, были щедры и общительны. 165 В духе евангельском и батюшка Зосима поучает: «Бог мудро спасает и богатых людей, которые творят благие дела, благотворительностью доброй занимаются, помогают храмам, нищим, убогим помогают, бедным, в несчастье людям помогают, питают людей, и это и есть – Богу все возможно». 166

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Расколоучитель Филарет (Михаил Денисенко) утверждает, что Украине нужна своя национальная Церковь . Но он забывает, что Украина – многонациональная страна, а границы Поместной Церкви не всегда совпадают с границами государства. Ставка на национальность – ошибочна, и это подтверждает история. Вспомним, к примеру, падение Византии, где обессиленная страстями греческая элита не смогла сохранить ни свою государственность, ни православную веру, вступив в унию с католиками, была завоевана турками. Подобная опасность таится и в национализации Церкви на Украине. Лишь только Украинская Церковь получит независимость, как сразу же начнется ее сползание в унию с католиками, что навсегда может разделить народ Украины от заповеданного Христом единства: да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, – да уверует мир, что Ты послал Меня. И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им: да будут едино, как Мы едино. 129 Об этом единстве Церкви отец Зосима говорил: «И многие отойдут от истинной Церкви, многие уклонятся в ересь, в секты. Не поймут этого учения евангельского о единстве Церкви, как и многие ученики Христовы не поняли слов Господа о грядущих страданиях и, как замечает Иоанн Богослов, «отошли от Него совсем и больше не ходили вместе со Христом " ». 130 Вспоминая историю Русской Церкви в XX веке, отец Зосима отмечает подвиг новомучеников, не уклонившихся в обновленчество, отвергших предложения занять у живоцерковников высокие чины и священные саны: «Смотрите, времена лукавые сейчас. Бес расколами Церковь благодати лишает... Какие эти искусственные расколы, обновленчество и все прочее в Церкви были. И как мудро священномученики наши стояли за Церковь , за благодатность Церкви, как они умирали за нее! Но не допускали никаких расколов, никакого политиканства, никаких разделов Церкви. Так и в наше смутное время эта филаретовщина сатанинская, эти все нечисти. Твердо, мудро смотреть, не впасть в искушение! Вот самое главное – не отойти от благодати Духа Святаго, не потерять ее, но пребывать с благодатию Духа Святаго». 131

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Никто да не обольщает себя тем, яко нашел, что-либо, ибо непозволительно корыстоватися и найденным Второзаконие глаголет: когда увидишь вола брата твоего или овцу его заблудившихся, не оставляй, но возврати их брату твоему. Если же не близко к тебе будет брат твой или ты не знаешь его; то прибери их в дом свой и пусть они будут у тебя, доколе брат твой не будет искать их и тогда возврати ему их. Так поступай и с ослом его, так поступай с одеждою его, так поступай со всякою потерянною вещию брата твоего, которая будет им потеряна и которую ты найдешь: так говорит Второзаконие. В книге же Исхода не токмо о найденной кем-либо собственности брата, но и врага речено: возвращением да возвратиши оную в дом господина ея ( Исх.23:4–5 ). Аще же не позволительно в мире корыстоватися от небрежного и раскошествующего и о своей собственности не пекущегося брата или врага, то кольми паче от бедствующего, избегающего врагов и по нужде оставляющего собственность. Григ. Неокес. пр. 5. Иные же обольщают себя, удерживая найденную чужую собственность вместо своей утраченной. Таким образом поскольку Ворады и Готфы поступали с ними вражески, то они для других соделались Ворадами и Готфами. Сего ради послали мы к вам брата и состарпа Евфросина, дабы он по примеру здешнего образа действования и тамо ввел подобный и от кого надлежит приимати обвинения и кого должно отлучати от молитв. –Григ. Неокес. пр. 6. А нашедшие что-либо на поле или домах своих оставленное варварами аще по обвинении будут обличены, да будут в числе припадающих. Аще же сами о себе объявят и отдадут найденное, то да удостоятся и молитвы. – Григ. Неокес. 10. Исполняющие же настоящую заповедь должны исполнять оную без всякого скверностяжательства, не требуя себе возмездия или за указание вещи, или за сохранение, или обретение, или как бы ни называли предлог к тому. Григ. Неокес. пр. 11. Раскапывающий гробы для хищения да не причастится Св. Таин десять лет: два да плачет, три да слушает, четыре да припадает, едино лето да стоит с верными и тогда уже да приимется Вас. Вел. прав. 66.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ver...

http://www.foma.ru/article/index.php?news=4216 Лука-Агапит (Киев, Пушкинский парк) 30 августа 2012, 12:24 о.Андрей писал: " Студент тогда, к сожалению, ушел из храма на своих ногах и не был разодран на части возмущенными людьми, собравшимися для молитвы, чего он был, несомненно, достоин. Говорю это с полной ответственностью за каждое слово... " св.ап.Иоанн писал: " Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его... " (Ин.14.17) и св.ап.Лука писал: " Но Он, обратившись к ним, запретил им и сказал: не знаете, какого вы духа... " (Лк.9,55) и " ...Иисус же говорил: Отче! прости им, ибо не знают, что делают... " (Лк.23,34) Так что же? Рвать студентов-кощунников с благословения стяжателей славы Гапона, или - подражать Христу? Евфросиния 30 августа 2012, 11:55 Батюшка, благодарю от всего сердца, что вы находите те самые слова, которые вновь и вновь делают меня вменяемой и адекватной, вы каждый раз потрясаете и протрясаете мое сознание, вы как компас! Милости от Господа и крепости пера! Наталия 30 августа 2012, 11:46 Спасибо за текст. Вроде факт известный, но забытый. Много чего мы как бы знаем, а на самом деле не знаем. Всё повторяется, возможно, Господь нам ясно показывает, чем может кончится. Такое кощунство, что тогда, что сейчас стало возможным и потому, в самой Святой Церкви не отделяются овцы от козлищ. Существуют рядом священники молитвенники и труженики, их в церковных СМИ не особенно заметно, и либералы с известными мыслями и запахом весьма громко, постоянно, и очень соблазняют своими речами интеллигентов-православных. А вонь она сильнее мира в страшные наши дни всеобщего предательства. Артём 30 августа 2012, 10:20 " Если бы народ действовал в подобных случаях более жестко и адекватно, наглость шакалов уменьшалась бы на глазах " Полностью согласен с отцом Андреем и теми, кто призывает не размазывать сопли, а защищать Православные Святыни и Церкви от кощунства. Ведь закон для всех один: один-два раза продемонстрировал слабость, в третий раз тебя сотрут в порошок. Видимо настало время православным демонстрировать силу. Не жестокость, не религиозный фанатизм со взрывчаткой вокруг талии! Нет! Силу и готовность защищать свою Веру не только словом, но и крепким кулаком.

http://pravoslavie.ru/55726.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010