Радуйся, чтущих память твою пред Богом поминающая; радуйся, о прославляющих тя Бога молящая. Радуйся, преподобная княгине Евфросиние. Кондак 13 О, прехвальная угоднице Божия, преподобная княгине Евфросиние! Приими смиренное сие хваление наше и твоим теплым предстательством у Царя Славы испроси нам в немощех исцеление, в добродетелех преспеяние, от врагов видимых и невидимых избавление, от вечныя муки свобождение и Царства Небеснаго наследие, да с тобою присно поем Богу: Аллилуиа. [Сей кондак глаголется трижды.] [Далее повторяем 1е икос и кондак:] Икос 1 Ангельское воистину безстрастие еще на земли стяжала еси, преподобная, нивочтоже вменяющи княжения славу, богатств обилие, вся мира красная, о юности и красоте телесней нерадивши, непрестанными же к Богу молитвами, бдением и постом плоть изнуривши и душу добродетельми украсивши. Сицевому равноангельному житию твоему удивляющеся, сия вопием ти, преподобная: Радуйся, от младых лет спасения взыскавшая; радуйся в молитвах к Богу прилежавшая. Радуйся, в напастех на Него единаго упование полагавшая; радуйся, в сане княжестем смирение сохранившая. Радуйся, во власти державней кротость ко всем соблюдшая; радуйся, к нищим милосердие неоскудное показавшая. Радуйся, в чертозе княжестем иночески пожившая; радуйся, в неговании двора царскаго постническое житие явившая. Радуйся, преподобная княгине Евфросиние. Кондак 1 Избранной от рода державнаго угоднице Христовой Евфросинии, яко крепкой заступнице и молитвеннице нашей, похвальная восписуем ти, чтущия тя. Ты же, яко имущая дерзновение ко Господу, Того умоли избавитися нам бед и скорбей, и в будущем веце небесное улучити царствие, да зовем ти: Радуйся, преподобная княгине Евфросиние. Молитва О, преподобная княгине Евфросиние, добляя в женах подвижнице, прехвальная угоднице Христова! Приими моление о нас, недостоиных, с верою и любовию к тебе припадающих, и теплым к Богу ходатайством испроси граду Москве и людем от бед и напастей сохранение, споспешествуй, яко чадолюбивая мати, чадом, тобою собранным, понести иго Христово во благодушии и терпении и добре подвизатися ко исправлению жития своего, еже ко спасению; в мире благочестно живущим испроси у Господа в вере твердость, во благочестии преспеяние и всем, с верою прибегающим к тебе и твоея просящим помощи и заступления, подавай всегда недугов исцеление, в скорбех утешение и во всем житии благопоспешение, наипаче же умоли Господа в мире и покаянии земное житие преити нам, мытарств горьких и мук вечных избавится и Царство Небесное твоим ходатайством получити, идеже ты со всеми святыми Господу предстоиши, да всегда славим Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и в безконечныя веки веков. Аминь. Рекомендуем молитвы

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-pre...

Евфросин называет основных проповедников самосожжений, описывает со слов очевидцев множество случаев этого варварского в его понимании способа коллективного самоубийства и пытается всеми способами убедить своих единоверцев в бессмысленности этой акции. Резкой критике подвергаются и крайние формы того феномена духовной жизни христиан, который мы условно обозначаем как «эстетика аскетизма». Ссылаясь на свидетельства очевидцев «гарей», Евфросин доказывает, что никакой радости, веселья, неземного наслаждения добровольные мученики и самоубийцы не испытывают. Не с райским пением, как утверждают апологеты этого «подвига», отдают Богу души заживо сгорающие, но с дикими криками боли и ужаса. И если бы дома с самосжигающимися не были накрепко заперты снаружи, то бедные мученики, полагает автор, все разбежались бы. Он ярко описывает одну «морильню», в которой некий старец насильно удерживал группу добровольцев, сначала поддавшихся на его проповедь голодной смерти, а затем с проклятиями, воплями и криками требовавших выпустить их (11–12). Проповедников «огненного очищения» Евфросин обвиняет в элементарной богословской безграмотности, бесчеловечности и безнравственности. Он приводит случаи, когда такие проповедники принуждали женщин и дев к сожительству с ними, а затем отправляли их в огненное чистилище (37). Нигде в богословских книгах не сказано, убеждает он наивных мучеников, что за самоубийство они унаследуют царство небесное и спасение. Скорее наоборот, ибо не в компетенции человека определять, сколько ему жить и когда покидать сей грешный мир. Самосжигания, а также крайние формы аскезы, ведущие к телесным страданиям, Евфросин считает происходящими от дремучего невежества, называет «скверным поселянством», «деревенским дурачеством» (48). В духовной безграмотности основной массы раскольников видит просвещенный инок причину популярности этих бесчеловечных актов. В яркой образной форме пропагандирует он книжную мудрость как единственный источник истинных знаний, способных предотвратить бессмысленные издевательства над естеством человеческим. «Вы жил книжных не покопаете, -упрекает Евфросин сторонников самосожжений, -но на малых тетратках 463 почиваете, а мы вам не уверяемся, но болма паче книги уклоняемся. Се бо раскопахом жилу книжную и обретахомь златый крушець [руду] разумения» (45–46). Только «золотой песок» книжной мудрости может, по мнению образованного раскольника, просветить народ и предотвратить самоубийства.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/ru...

С архимандритом Полоцкого Богоявленского монастыря Григорием 40 , отправившимся в Москву за получением мира, 22 числа послал я в Петербург А. Н. Муравьеву образ преп. Евфросинии, при чем писал ему: «В вашей молитвенной храмине, между множеством древних и святолепных икон, я не приметил изображения преп. Евфросинии, княжны Полоцкой. Для восполнения сего недостатка, пользуясь благоприятным случаем, препровождаю к вам при сем икону 1308 г. преп. Евфросинии – список с довольно древнего образа, находящегося в Полоцкой обители, где преподобная совершала свои молитвенные подвиги и где на память по себе оставила драгоценный Крест. Вместе с тем посылаю службу и краткое Житие преп. Евфросинии. С истинным утешением и душевным умилением прочитал я в «Православном Обозрении» ваши «Впечатления кончины и погребения митрополита Московского Филарета» 41 . Нельзя не принести вам душевной благодарности за эту художественную и трогательную картину. В последнем письме вашем ко мне, вы предлагаете, между прочим, чтобы я открыто, хотя, и осторожно, возвестил о моих душевных скорбях. Не почитаю это удобным; да и трудно в коротких словах передать все, что приходится мне испытывать в настоящем моем положении. Если бы вам, по вашему доброму ко мне расположению и участию, угодно было получить хотя некоторое понятие о моих служебных затруднениях и огорчениях, то в этом может отчасти удовлетворить вас податель сего письма. Ему близко известны мои обстоятельства». За дар и за письмо А. Н. не остался у меня в долгу. Он писал мне от 1-го марта: «Сейчас был у меня ваш архимандрит и, казалось, остерегался быть слишком многоглаголивым, а быть может это есть природная Белорусская молчаливость. Приношу вам благодарность за прекрасную икону препод. Евфросинии, которой, действительно, у меня не было. Она последует за мною и в Киев, куда совсем переселяюсь после Пасхи, опустеют мои гостеприимные палаты, коими вы так любовались. Они нужны для нового владыки, ожидаемого в исходе мая, ибо Пасху проведет в Иркутске. Жаль что не могу его дождаться, но я должен спешить в Киев для работ по укреплению Андреевской горы 42 .

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

21. Крестьянка того же села Василиса Семеновна Агафонова, 50 лет, сообщила: В 1903 году я две недели страдала сильной головной болью при общей слабости всего тела и получила исцеление от своего недуга лишь после того, как я, сходив к доктору и принесши от него порошки, предварительно сходила на колодезь блаженной старицы Евфросинии, из которого испив и умывшись, вдруг сделалась вполне здоровой, а порошки так и остались без употребления. 22. Крестьянка того же села Пелагея Михайловна Бодрова, 38 лет, сообщила: В1907 году у меня сильно болели глаза, голова и сердце так часто билось, что я иногда еле могла дышать. Теперь я, благодаря матушке Евфросинии, здорова, – брала воду из колодезя блаженной старицы, которую и пила, кропила ею глаза, и обдавала всю себя. От головной же боли и сильного сердцебиения я была исцелена во сне, который видела однажды так: стою я будто у реки Пращенки, около колодезя старицы Евфросинии, и вижу три пещерки задернутые белыми занавесками, Вдруг из одной пещерки выходит стриженная, седая, с желтоватым лицом женщина, суровая на вид и одетая как священник в полном облачении только без ризы, а в руках у ней – в правой маленький сосудик, а в левой – жестяной венчик, и она будто идет ко мне. Мне стало так страшно, что я упала лицом к земле, а в это время эта женщина, наложивши мне венчик на голову, сказала: «Чего ты ищешь? Что ты ходишь к другим, а ко мне не придешь? Купи мне на гробницу лампаду и хотя фунт масла». С этими словами я проснулась и почувствовала себя совершенно здоровой, какой чувствую себя и доселе. Видение это тем более поразительно, что Бодрова никогда не видала портрета блаженной старицы, а когда уже после этого события увидала писанный масляными красками портрет старицы, то признала в нем явившуюся ей во сне и исцелившую ее женщину. 23. Проживающая на Мышегском заводе, Тарусского уезда, Калужской епархии, Татиана Антоновна Шпорина, 62 лет, сообщила следующее: В 1902 году я страдала сильным головокружением, достигавшим такой силы, что я не могла даже сразу лечь в постель. Однажды мне пришло в голову сходить в Колюпаново и отслужить по старице Евфросинии панихиду, что я и исполнила, после чего немедленно тут же в церкви почувствовала, что дурнота из головы моей как бы выходит, а в скорости и совершенно прекратилась.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

—575— личностей, которые пользовались для целей своего образования помощью случайных ученых выходцев из греков, время от времени появлявшихся при княжеских домах. Сам усвоив греческую образованность, он сделался домашним учителем дочери своего великого князя, при чем дело обстояло так, что он преподал ей лишь то, чего не мог преподать ее отец. Последний обучал ее „книгам“, и прочим премудростям, т.е. зачаткам еллинской науки, которую по-видимому сам усвоил у Феодора 955 , а тот „недостаточная поучаше ей“ 956 , т.е. сообщал Евфросинии, тогда Феодуле, более высшие элементы науки, которых не мог, или не имел времени сообщить сам отец. Домашнее обучение Евфросинии продолжалось около 6–7 лет, между 8–15 годами ее жизни. При выдающихся способностях и любви к образованию, которыми, по словам биографа, отличалась Феодула и которые обусловливали ее быстрые успехи, домашнее образование древнерусской княжны несомненно должно было быть очень высоко. К сожалению, биограф больше ничего не говорит об этом образовании, да и при сообщении вышеприведенных сведений буквально списывает с жития Евфросинии Полоцкой, давая тем повод заподозревать их историческую ценность 957 . —576— Во всяком случае, житие Евфросинии Суздальской вносит некоторое дополнение в гипотезу Голубинского. Ведь, если при дворе черниговского великого князя были ученые греки, под специальным именем „философов“, то для чего они были, как не для обучения русских людей, по крайней мере, придворного общества? А если так, то почему бы им не быть и при других великокняжеских домах? Правда, как показывает житие Евфросинии Полоцкой, их, наверное, не было при захолустных удельных княжеских домах и там не помышляли ни о чем большем кроме грамотности, но в великих княжениях, находившихся в более или менее близких отношениях с Византией, дело могло обстоять совершенно иначе. Отсюда, может напрашиваться такое положение относительно школьной программы домонгольского периода: после Владимира Святого на Руси господствует тип школ грамоты, и только в самом верху древнерусского общества, среди боярской аристократии великокняжеских столиц всё еще время от времени появляются настоящие ученые люди греческого происхождения, которые поддерживают струю более или менее научного образования.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Традиционалисты-поповцы уже давно боролись с делавшейся все более опасной проповедью самосжигания и растущим числом гарей, но только в 1691 году они осудили гари вполне ясно, окончательно и соборно. Постановление осудить учение о самосжигании и сами гари было составлено близким другом Досифея, иноком Евфросином, основателем хорошо известной в самой ранней истории раскола Курженской пустыни, находившейся в 1660-х — 1670-х годах недалеко от северо-западного берега Онежского озера. Когда эта пустынь по приказу митрополита Питирима Новгородского была разорена, Евфросин ушел оттуда вместе с Досифеем и в течение многих лет странствовал по северу России, постоянно сталкиваясь с проповедниками гарей. После московских событий 1682 года, когда игумен Досифей ушел дальше на Дон, Евфросин тоже двинулся на юг и в 1691 году оказался в Калуге, видном юго-западном гнезде старообрядчества, которое связывало Москву со старообрядческими эмигрантскими поселениями по обеим сторонам польской границы — Стародубьем и Веткой. В своем “Отразительном письме о новоизобретенном пути самоубийственных смертей” инок Евфросин дал широко развернутую, написанную в ярком импрессионистском стиле картину деятельности и проповеди самосжигателей. Он отмечал часто нечестные и весьма предосудительные приемы проповедников самосжигания, не стеснявшихся никакими средствами, для того чтобы завлечь на костер гарей свои наивные и малоразбиравшиеся в богословских вопросах жертвы. Не опасаясь вступить в полемику с писаниями уже тогда почитавшегося за святого мученика и погибшего в 1682 году Аввакума, который полагал гари за проявление религиозного мужества, Евфросин заявлял, что самосжигание противно духу христианства. Он обильно цитировал Священное Писание, святых отцов и доказывал, что православные христиане, идущие добровольно на гарь, вовсе не святые мученики за веру, а просто неразбирающиеся в вопросах веры самоубийцы, а сами проповедники гарей опасные грешники, ответственные за смерть и гибель душ своих несчастных последователей.

http://sedmitza.ru/lib/text/439574/

Юродствуя, держала прямо в келье кошек и собак: Милку, Розку, Барбоску, выпроваживая их на улицу только в день Причастия. Из рук кормила огромного ворона. От животных в келье стоял тяжелый запах. Когда блаженную спросили, как она терпит этот запах, ответила: «Это мне заменяет духи, которых так много я употребляла при дворе». Евфросиния Колюпановская. Иллюстрация из книги: Суриков И. М. Жизнеописание подвижницы и прозорливицы блаженной старицы Евфросинии, Христа ради юродивой, княжны Вяземской, фрейлины императрицы Екатерины II. — Сергиев Посад: 1911 / Как-то озорники кинули блаженной в окно пучок зажженной соломы. Она тушила пожар и получила сильные ожоги. Лежала больная, не в силах подняться с убогой постели. И тогда ворон спас жизнь хозяйке, принося ей в клюве ягоды и крошки пищи. Жила в монастырях, испытала гонения – не всегда подвиг блаженных понятен окружающим. В село Колюпаново Евфросиния переселилась по приглашению одной из своих почитательниц – помещицы Натальи Алексеевны Протопоповой – и прожила в нем последние десять лет своей жизни. Особенно много молилась блаженная Евфросиния в безлюдном овраге возле Колюпаново, где собственными руками выкопала колодец Все окрестности Алексинского уезда помнят святые молитвы блаженной. Особенно много молилась в безлюдном овраге рядом с Колюпаново, где собственными руками выкопала колодец и умоляла Господа благословить его воду даром исцеления душ и телес страждущих. Тело блаженной погребли под полом трапезной деревянной Казанской церкви. Над могилой поставили гробницу с чугунной надгробной плитой. На плите по благословению митрополита Филарета (Дроздова) были выбиты слова: «Евфросиния неведомая. Буяя мира избра Бог, да премудрыя посрамит». Блаженная Евфросиния на смертном одре. Иллюстрация из книги: Суриков И. М. Жизнеописание подвижницы и прозорливицы блаженной старицы Евфросинии, Христа ради юродивой, княжны Вяземской, фрейлины императрицы Екатерины II. — Сергиев Посад: 1911      Мощи блаженной Евфросинии сейчас почивают в храме, а паломники, поклонившись блаженной, обычно купаются в святом источнике, где и по сей день совершаются многочисленные исцеления.

http://pravoslavie.ru/81201.html

Ирмос: Житейское море,/воздвизаемое зря напастей бурею,/к тихому пристанищу Твоему притек, вопию Ти:/возведи от тли живот мой, Многомилостиве. Припев: Преподобномучениче Ефросине, моли Бога о нас. Приим мученическую телесную кончину, отче,/вознеслся еси духом твоим в Горняя селения молитися о нас Вседержителю,/мощами же твоими с нами пребываеши,/являя теми многая знамения и чудеса. Припев: Преподобномучениче Ефросине, моли Бога о нас. Глаголом Божиим свидетельствована бысть сила чудес твоих, отче Евфросине:/одержима бо сущи велиим бесовским плачем,/раба Божия Агафия, егда бысть в разуме, слыша глас свыше:/гряди в пустыню Синеезерскую,/помолися чудотворцу Евфросину и исцелееши./Таяже прииде, и помолися, и исцеле. Припев: Преподобномучениче Ефросине, моли Бога о нас. Елицы притекаху с верою к мощем твоим, скорый помощниче и молитвенниче, вси исцеляхуся,/молим тя убо:/помощию твоею посети и ны,/телом и душею немощствующих. Припев: Преподобномучениче Ефросине, моли Бога о нас. Умиленно призывающе святое и прославленное имя твое, отче,/крепость и исцеление приимаху от Тебе немощствующии плотию и духом,/скорбнии же и удрученнии печальми житейскими/обретаху от Тебе скорую помощь и утешение. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Невозможно есть исчислити многое множество чудес твоих,/целителю душ и телес наших, отче Евфросине,/сего ради творяще память твою,/благодарственно благословляем прославльшаго тя,/отцев Бога благословеннаго. И ныне и присно и во веки веков. Аминь. Богородичен: Отцу Собезначальнаго Сына плотию родила еси, Пренепорочная Дево,/Егоже моли со преподобномучеником Евфросином,/да сотворит ны сыны Своего Царствия/и наследники обетования вечнаго. Кондак, глас 8 Подражая житию древних отцев,/Богомудре отче Евфросине,/красоту мира сего возненавидел еси,/и, в пустыню вселився,/веру Христову, якоже щит, в сердце твое приял еси,/с неюже изшел еси, яко добр воин Царя Небеснаго,/не на брань противу плоти и крове,/но на брань противу козней невидимаго врага,/и сего вознесенную гордыню,/по данней тебе от Духа Святаго благодати,/глубоким смирением твоим низложил еси,/и от Небеснаго Мздовоздателя неувядаемым венцем победы венчался еси./Сего ради, сошедшеся любовию, вопием ти:/радуйся, отче Евфросине, пустынное украшение. Икос

http://azbyka.ru/molitvoslov/kanon-prepo...

—804— 1874 г. нию, Граф предложил для разрешения Св. Синоду следующий вопрос: не благовременно ли и не полезно ли для Православной церкви в Северо-Западном крае, чтобы мощи Преподоб. Евфросинии были ныне перенесены из Киева в Полоцк? По этому вопросу потребовано было Св. Синодом заключение как от Высокопреосвященного Митрополита Киевского, так и от меня. Это было в декабре того же 1872 г. Я поспешил немедленно представить свое заключение, в таком, разумеется, смысле, что и благовременно и весьма благопотребно для блага православных чад Полоцкой церкви перенести Св. мощи Препод. Евфросинии из Киева в Полоцк. Но от Высокопреосвященного Митрополита, кажется, и до сих пор нет никакого отзыва в Синод. Такова история вопроса о перенесении мощей Препод. Евфросинии. Говорят, что я не умел будто бы встретить посланной мне части мощей. Но если Вы изволили прочитать посланную мною Вам в феврале брошюру о Преп. Евфросинии, то могли усмотреть, с какой торжественностью была встречена в Витебске и препровождена из Витебска в Полоцк святыня, присланная из Киева. После этого, я не понимаю, чего еще на этот раз можно было требовать от меня. Меня укоряют в каких-то крутых мерах, употребляемых будто мною против привычек униатских в Полоцком духовенстве. Но пусть мне укажут, какие именно крутые меры и против каких привычек мною были употреблены. Главные привычки, сохранившиеся в Полоцком духовенстве от времен унии до моего вступления на кафедру, были следующие: неправильное и небрежное совершение богослужения и таинств, несоблюдение постов Православной церкви, злоупотребление церковными суммами и приношениями и т. под. Если бы и действительно против этих, столь предосудительных для лиц духовного звания, привычек приняты были мною крутые меры, то едва ли справедливо и прилично упрекать меня в этом Православным Архипастырям. Такой упрек, естественно, мне слышать только от моего достопочтенного предместника. Но я никаких общих крутых мер, по крайней мере, против первых двух из указанных —805—

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В 1920 году его призывают уже в Красную армию – санитаром в Смоленск, потом в рабочий полк в Москву. В 1923 году он вновь возвращается в Зосимову пустынь! Такая преданность Свято-Смоленской обители свидетельствует о верности инока заветам Зосимовского старчества. Однако в этом же году пустынь упраздняют, и 23 октября он вместе с другими зосимовцами поселяется в Высоко-Петровском монастыре. 6 ноября он принимает постриг в мантийного монаха с именем Евфросин, а через пять дней владыка Варфоломей (Ремов) рукополагает его в иеродиакона. В 1927 году иеродиакон Евфросин был на высылке в городе Осташкове и служил в Новосоловецком монастыре. По окончание срока собирался на Кавказ. Однако планам его не суждено было сбыться. 5 апреля 1931 года его арестовывают в Загорске, где он проживал по адресу: Березовый переулок дом 11. Иеродиакон проходит по одному делу с другими Зосимовскими насельниками: игуменом Владимиром, иеромонахами Макарием, Мельхиседеком и Иннокентием, иеродиаконом Иоанникием за участие в «контрреволюционной и антисоветской» организации «Истинные христиане». Вины за собой отец Евфросин не признал. 6 июня 1931 года он осужден Коллегией ОГПУ по статье 58/10–11 на 10 лет концлагеря с заменой высылкой в Алма-Ату. Однако ссылают его в Колымский край. Условия заключения были крайне тяжелыми. Не выдержав издевательств, батюшка прямо с лесоповала уходит в тайгу и несколько дней пробирается вдоль трассы по тайге. Пищей ему служила кора деревьев и мороженая клюква. Когда силы оставили его, он на клочке бумаги карандашиком записал свои грехи, положил под елочку и так исповедался пред Господом. Случайно его обнаружили и отправили обратно в лагерь, где его даже не пытались искать – мороз должен был выполнить работу палачей. Но отец Евфросин даже не обморозился! На три недели беглеца бросают в неотапливаемый барак, где через день приносят ему кружку воды и ломтик хлеба. И опять Господь приходит на помощь своему верному рабу. Пораженные тюремщики возвращают батюшку из ледяного карцера в лагерь, а там его выхаживают уголовники: они носили монаха на делянку, заваливали для обогрева телогрейками. Вскоре медкомиссия признает старца непригодным к тяжелым работам и переводит на работу в швейную мастерскую, так как еще в Зосимовой пустыни он славился как портной.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010