Горицы. Воскресенский Горицкий монастырь. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Церковь во имя Покрова Божией Матери каменная, теплая, двухэтажная; она находится в ограде с восточной стороны монастыря, среди каменнаго корпуса. Построена и освящена в 1832 году иждивением княжны Хованской, в схиме Параскевы. С западной стороны храм выдается небольшим полукружием, покрыт на два ската железом, с небольшим посредине куполом и главою с железным крестом. Вход во храм с северной стороны, который ведет сначала в паперть, устроенную полукружием и отделенную от храма капитальною стеною. Первоначально вход на второй этаж осуществлялся по наружной лестнице, внутренняя лестница устроена в 1886 г. В потолке храма, посредине, большой квадратный просвет в верхний этаж, обнесенный перилами. Иконостас здесь двухъярусный четырехугольный с прямыми линиями. По правую сторону царских врат помещается образ Нерукотвореннаго Спаса, в серебряной ризе за стеклом; образ этот почитается чудотворным и его выносят в крестный ход по особо важным или каким-либо несчастным случаям. При нем в небольшом серебряном ковчежце хранится часть ризы Господней. Образ сей принадлежал схимонахине Параскеве Хованской. По левую сторону царских врат икона Покрова Божией Матери, также в серебряной ризе. Кроме упомянутых икон, имеется здесь еще местночтимая икона Всемилостиваго Спаса и св. велик. Пантелеймона, присланная с Афона. Приделы во имя Иоанна Предтечи и Архангела Михаила В верхнем этаже Покровского храма имеются два придела во имя св.: Иоанна Предтечи и Архангела Михаила. Оба эти придела устроены в 1851 году иждивением монахини Калерии Стриневской. Они находятся в одной линии и ничем между собою не разделяются. Вход сюда прежде был с наружной стороны, но в 1866 году заменен новым, который начинается из паперти Покровской церкви. Иконостас одноярусный прямолинейный, с позолоченою в приличных местах резьбою. Иконы писаны самими сестрами монастыря. При церкви устроены помещения, приспрсобленныя для престарелых и немощных сестер с больницею, почему и церковь называется больничною. http://booksite.ru/fulltext/kir/ill/ov1/17.htm (фрагмент летописи, которая хранится в фондах Кирилло-Белозерского музея-заповедника под названием " Сведения о Горицком женском монастыре " ) В советское время в церкви располагались палаты дома инвалидов, а некоторое время — контора совхоза. В 2003 году после реставрации она стала главной монастырской церковью. Святыни обители: частицы мощей Киево-Печерских святых, свят. Феодосия Черниговского, прп. Феодосия Тотемского и Александра Свирского, Евфросина Синоезерского. Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=10187

Тропарь преподобному Евфросину Синоезерскому, глас 4 От юности твоея вперив ум твой к Богу,/блаженне Евфросине,/мира же отвергся,/вселился еси в пустыню непроходимую,/и тамо, от Господа укрепляемь,/в молитвах и пощениих доблественне пожил еси,/и жизнь твою страдальчески/убиением от сынов противления скончал еси,/сего ради со преподобными и мученики венчался еси,/с нимиже и ныне предстоиши Престолу Пресвятыя Троицы./Сию моли, молим тя,/оставление подати согрешений наших//и даровати нам велию милость. Ин тропарь преподобному Евфросину Синоезерскому, глас 1 От юности вперив ум свой к Богу,/блаженне Евфросине,/и бегая суеты мира сего,/достигл еси в пустыню непроходимую,/идеже Богу, тя укрепляющу,/ангельское житие стяжав,/поработал еси довольно Владыце своему Христу/в пощении, и в молитвах, и во всенощных бдениях/и сподобился еси дара Духа Пресвятаго,/еже прорицати будущая,/наставляя на стезю покаяния/притекающих к тебе и послушающих тя./Темже Всеблагий Бог, видя великую твою к Себе веру,/нелицемерную любовь и несумненную надежду,/дарова тебе не точию еже веровати в Него,/но еже и страдати по Нем,/егда от противных сынов в тойже пустыни кровь твоя нещадно излияся./И доселе, яко Авелева, вопиет к Богу,/свидетельствующу о сем нетлением мощей твоих./На няже взирающе, умильно вопием:/слава Христу, даровавшему тебе благодать толику,//Егоже и моли о нас. Кондак преподобному Евфросину Синоезерскому, глас 8 Подражая житию древних отцев,/Богомудре отче Евфросине,/красоту мира сего возненавидел еси,/и, в пустыню вселився,/веру Христову, якоже щит, в сердце твое приял еси,/с неюже изшел еси, яко добр воин Царя Небеснаго,/не на брань противу плоти и крове,/но на брань противу козней невидимаго врага,/и сего вознесенную гордыню,/по данней тебе от Духа Святаго благодати,/глубоким смирением твоим низложил еси,/и от Небеснаго Мздовоздателя неувядаемым венцем победы венчался еси./Сего ради, сошедшеся любовию, вопием ти://радуйся, отче Евфросине, пустынное украшение. Молитва преподобному Евфросину Синоезерскому

http://azbyka.ru/worships/?date=2024-04-...

Ист.: Житие прп. Евфросина Синеезерского/Подгот. к печ.: С. А. Адрианов//ЛЗАК за 1900 г. СПб., 1901. Т. 13. С. 1-32; Яковцевский Г., свящ. Житие и чудеса прп. Евфросина Синозерского, чудотворца//Новгородские ЕВ. Ч. неофиц. 1901. 1. С. 49-62; 2. С. 123-131; 3. С. 173-186; Докладная записка Св. Синоду по возбужденному духовенством и церк. старостами 2-го Устюжнского округа Новгородской епархии вопросу о восстановлении церк. чествования памяти прмч. Евфросина, Синозерского чудотворца, и об устроении по этому поводу нарочитого церк. торжества 29 июня 1912 г. по случаю 300-летия со времени его мученической кончины//Новгородские ЕВ. Ч. неофиц. 1912. 18. С. 559-657; 19. С. 588-595; Журнал исполнительной комиссии гл. распорядительного комитета по устройству торжеств восстановления церк. почитания св. прмч. Евфросина, Синозерского чудотворца, от 7-го июня 1912 г.//Там же. 25. С. 880-886; Спасский В. К. К прославлению прп. Евфросина, Синоезерского чудотворца//Там же. 20. С. 627-631; 21. С. 663-668; К церк. торжеству явления честных мощей прмч. Евфросина, Синозерского чудотворца, из-под спуда и переложения их в раку//Там же. 24. С. 773-780; Торжества восстановления церк. почитания св. прмч. Евфросина, Синозерского чудотворца, в Устюжнском у. Новгородской губ. в Синозерской пустыни с 25 по 30 июня 1912 г.//Там же. 31. С. 1080-1084; 32/33. С. 1144-1151; 37. С. 1268-1275; 38. С. 1303-1310; 42. С. 1434-1437; 45. С. 1544-1549; 47. С. 1602-1605; 51/52. С. 1744-1747; 1913. 14. С. 474-481; 16/17. С. 573-579; 41. С. 1354-1357; 1914. 10. С. 328-332; 14. С. 465-470; П. П. С. [Силин П., прот.]. Житие прпмч. Евфросина, Синозерского чудотворца, и сказания о чудесных знамениях, явленных милостию Божию, ради молитв прмч. Евфросина. СПб., 1913; Житие прп. Евфросина Синозерского/Публ.: М. Ю. Хрусталев//Чагода: Ист.-краевед. альманах. Вологда, 1999. Вып. 1. С. 235-260. Лит.: ИРИ. Т. 6. С. 108-112; СИСПРЦ. С. 93-94; Филарет (Гумилевский). РСв. Март. С. 110-113; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 185; Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 56-57; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Март. С. 118-119; Яковцевский Г., свящ. Кр. сведения о Синеезерской пустыни Устюжнского у. и ее основателе прп. Евфросине Синеезерском//Новгородские ЕВ. Ч. неофиц. 1894. 18. С. 873-886; 19. С. 933-942; он же. Ист. сведения о Синозерской пуст., Устюжнского у., Новгородской губ., и ее основателе св. прмч. Евфросине, Новгородском чудотворце. Новгород, 1912; Силин П., прот. Синозерская пустынь: К 300-летней годовщине страдальческой кончины прп. старца Евфросина. СПб., 1911; Хрусталёв М. Ю. Прп. Евфросин Синозерский и основанная им Благовещенская Синозерская пуст.//Устюжна: Альм. Вологда, 1992. Вып. 1. С. 31-39; Понырко Н. В. Иона Филиппов Суровцын//СККДР. Вып. 3. Ч. 2. С. 98-99; Ч. 4. С. 725-726 [Библиогр.]; Суворов Е. Сокровища Евфросина Синозерского//Эскöм (Вера): Газ. 2000. 353; Святые Новгородской земли. Вел. Новгород, 2006. Т. 2: XVI-XVIII вв. С. 1170-1183.

http://pravenc.ru/text/187852.html

Романа Влад. Угличского – 3 – го февраля (1595), пр. Корнилия Комельского – 19 – го мая (1600), царевича Димитрия – 15 – го мая в день кончины, 3 – го июня в день перенесения мощей и еще в день рождения (1606), пр. Макария Уиженского – 25 – го июля (1620), Авраамия Галицкого – 20 – го июля (1621), Даниила Переяславского – 7 – го апреля (1652), Никодима Кожеезерского–3 – го июля (до 1662 г.), Нила Столбенского – 27 – го мая и 7 – го декабря (1667), Никандра Псковского – 24 – го сентября (1687) и др. Кроме того народным обычаем или с разрешения церковной власти установлялись дни для местного чествования святых: напр. святителей Моск. Филиппа и казанск. Германа, преподобных Галактиона Вологодского († 1613), Антония Леохновского († 1612 или 1613), Евфросина Синоезерского († 1612), Елеазара Анзерского († 1656), Иринарха Ростовского († 1616), Мартирия Зеленецкого († 603), Симона Воломского († 1641), Трифона Печенского († 1583), Трифона Вятского († 1613), Ферапонта († 1591) и Адриана († 1619) Монзенских, Адриана Пошехонского († 1550), блаженных Иоанна Ростовского († 1581), Симона Юрьевецкого († 1584), Андрея Тотемского († 1673), князей Георгия Всеволодовича Владимирского († 1238) и Даниила Московского († 1303), прав. Юлиании Муромской († 1604) и многих других. В честь святынь и в память явленных от них чудесных благодеяний установились следующие местные и общерусские праздники: 19 – го августа – в честь Донской иконы Богоматери в память победы над крымцами (1591 и 1646 г.); 22 – го октября – в честь Казанской иконы Богоматери и в память освобождения Москвы от поляков ее заступлением (1613 г. 527 ); сначала, до 1649 года, 22 – го октября было лишь местным московским праздником, а с 1649 г. – по случаю рождения в этот день у Алексея Михайловича сына Димитрия – сделано общерусским; 14 – го марта – в честь Феодоровския иконы Божией Матери (в Костроме) в память избрания на царство Михаила Феодоровича, который дал на это свое согласие пред Феодоровской иконой (1613 г.); 26 – го июня – в честь Тихвинской иконы Божией Матери в память чудесного ее явления (1383) и помощи от нее Тихвинской обители и Новгороду при нападении шведов (1613) – общерусский праздник; 27 – го марта – в честь Ризы Господней по случаю принесения ее в Москву (1625 г.) – общерусский праздник, впоследствии перенесенный на 10 – е июля 528 ; 13 – го октября и 26 – го июня – в честь Семиезерской иконы Божией Матери в память принесения ее в Семиезерскую пустынь (XVII в.) и освобождения Казани от моровой язвы (1654 – 1656 г.); праздник (местный) установлен в 1658 г.; 22 – го августа – в честь Грузинской иконы Божией Матери (1658 г.) – общее празднество и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Dobr...

Евпраксия, сестра св. митр. Алексия, бывшая казначеею Московского Зачатейского монастыря (Ист. Uep. IV, 140 ). Евпраксия Староладожская, игуменья и подвижница Староладожского Успенского монастыря, находящегося в Ладожском уезде Санкт-Петербургской губернии, скончавшаяся 28-го Сентября 1823-го года. См. о ней у Е. Поселянина в Русских подвижниках XIX века. Евфимия Григорьевна, старица, скончавшаяся 15-го Января 1860-го года и погребенная в Задонском Богородицком монастыре По словам преосв. Димитрия в Месяцеслове, – 1 над. вып. IV, отд. 2, стр. 95, она благоговейно чтится в Задонске и окрестностях последнего. Евфросиния 592 , в монашестве Евпраксия, княгиня Псковская, супруга князя Ярослава Владимировича (пра-пра-правнука Владимира Мономаха чрез Мстислава Великого и Мстислава Храброго), убитая споим пасынком 8-го Мая 1243-го года и погребенная в Псковском Иоанно-Предтеченском женском монастыре (Новгор. 1 летоп. в Собр. лema. III, 54, Степ. кв. I, 353). В первом издании книги мы поставили ее в числе святых; но на самом деле она есть лишь почитаемая усопшая, см. «Описание Иоанно-Предтечева Псковского монастыря», напечатанное без означения места и года печати, но подписанное Дерптским цензором 18-го Августа 1821-го года, стр. 7 (память княгини 16-го Октября совершается в монастыре пением заупокойного всенощного и заупокойной литургии). Евфросиния, см. Феодосия. Евфросин Андогский, подвижник упраздненной Андогской Успенской пустыни, которая находилась в Череповецком уезде Новгородской губернии, живший в XVII веке, называемый – или по родовой своей фамилии или по месту своего рождения Куржеским (гр. Толстой в Книге глаголемой, 344; о монастыре – Ист. Uep. III, 93 ). Евфросин, игумен упраздненного Савватиева монастыря, который находился в Тверском уезде Тверской губернии, скончавшийся 2-го Марта около 1460-го года (Филарета Русские святые, 2-е Марта). Евфросин Синоезерский, основатель упраздненной Синоезерской Троицкой пустыни, которая находилась в Устюженском уезде Новгородской губернии, принявший смерть от руки Поляков 20-го Марта 1612-го года (Ист. Uep. VI, 108  fin.).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Мн. чудотворениями, в особенности во время эпидемий холеры 1830, 1870 гг., был известен образ Успения Божией Матери из Семигородной Успенской пуст., приписываемый кисти прп. Дионисия Глушицкого (в наст. время во ВГИАХМЗ), а также явленная икона Божией Матери «Семистрельная» из ц. св. Иоанна Богослова на р. Тошне близ Вологды (в наст. время в Лазаревской ц. Вологды). Во время эпидемий или при угрозе их появления с иконами совершались крестные ходы, последний состоялся в 1911 г. Явленный образ Божией Матери «Знамение» (1571) был святыней Иоанно-Предтеченского храма в Дюдиковой пуст. В честь явления иконы был возведен теплый храм и совершалось ежегодное празднование 2 сент. Свт. Антоний, еп. Вологодский. Икона. XVIII в. (ВГИАХМЗ) В кафедральном Рождество-Богородицком соборе Вологды в верхнем храме находится рака с мощами прп. Иоасафа Каменского, в часовне близ кафедрального собора почивают под спудом мощи св. блж. Николая Рынина. В вологодском храме свт. Николая во Владычной слободе почивают мощи свт. Антония (до 1988 находились в вологодском Софийском соборе). В Спасо-Прилуцком Димитриевом мон-ре в нижнем храме во имя прп. Димитрия под спудом находятся мощи прп. Димитрия Прилуцкого и прп. Игнатия, вериги угличских князей преподобных Димитрия и Игнатия. В Череповце в Воскресенском соборе под спудом покоятся мощи преподобных Афанасия Череповецкого и Феодосия Череповецкого , в часовне прп. Филиппа Ирапского - мощи прп. Филиппа Ирапского . В Устюжне в храме в честь Казанской иконы Божией Матери почивают мощи прмч. Евфросина Синоезерского. В храме во имя прп. Кирилла Белозерского в Кирилловом Белозерском мон-ре под спудом покоятся мощи прп. Кирилла, в Ферапонтовом Белозерском в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-ре под спудом - мощи прп. Мартиниана Белозерского и Иоасафа (Оболенского), архиеп. Ростовского, в Вел. Устюге в соборе блж. Прокопия под спудом - мощи блж. Прокопия Устюжского , в Тотьме в храме Рождества Христова - мощи прп. Феодосия Тотемского, в Свято-Троицком Павло Обнорском мон-ре под спудом - мощи прп. Павла Обнорского . В храме в честь Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня в с. Спас-Нурма Грязовецкого р-на под спудом почивают мощи прп. Сергия Нуромского . В храме в честь Воздвижения Креста Господня на месте Крестовоздвиженской пуст. в Кичменгско-Городецком р-не под спудом - мощи прп. Симона Воломского . Под руинами Спасо-Преображенского собора Спасо-Каменного мон-ря на Кубенском оз. похоронены мощи блж. Василия Спасо-Кубенского. На месте собора Глушицкого Сосновецкого мон-ря под спудом почивают мощи преподобных Дионисия и Амфилохия Глушицких . В деревянном храме во имя преподобных Дионисия и Амфилохия Глушицких Глушицкого Покровского мон-ря (дер. Покровское Сокольского р-на) под спудом находятся мощи преподобных Макария , Тарасия и Феодосия , чудотворцев Глушицких.

http://pravenc.ru/text/155162.html

15 окт. 1990 г. вышло определение Свящ. Синода об открытии в Вологде духовного уч-ща, реорганизованного в 1994 г. К нач. XXI в. более половины духовенства епархии являлись выпускниками Вологодского правосл. ДУ. В авг. 1997 г. выпускники и учащиеся ставленнического отд-ния уч-ща совершили миссионерское путешествие по р. Сухоне, за время к-рого миссионеры окрестили 136 чел. 26 янв. 1992 г. состоялось открытие первой в епархии воскресной школы при кафедральном соборе, в 2004 г. в епархии действовали 35 воскресных школ. Кириллов Белозерский мон-рь. Фотогра-фия. Нач. XXI в. Кириллов Белозерский мон-рь. Фотогра-фия. Нач. XXI в. 13 июня 1991 г. из запасников Череповецкого краеведческого музея были возвращены Церкви мощи прмч. Евфросина Синоезерского , ныне почивающие в Казанской ц. в Устюжне. 12 дек. 1991 г. состоялась передача епархии икон и церковной утвари из запасников обл. краеведческого музея. В марте следующего года было освящено новое здание епархиального управления. В 1992 г. на территории В. е. действовало 65 храмов. В авг. 1992 г. В. е. посетил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II , Первосвятитель побывал в с. Покровском - бывш. усадьбе Брянчаниновых, родине свт. Игнатия . 10 апр. 1993 г. на Вологодскую кафедру был назначен еп. Максимилиан (Лазаренко; с 24 февр. 2004 архиеп.). В управлении епархией архиерею помогают епархиальные комиссии: по миссионерской, антисектантской и антираскольнической деятельности, по работе с медицинскими учреждениями, по социальному служению, по благотворительности, по пастырской работе в ИТУ, с молодежью, в армии, по религ. образованию и катехизации, по церковному искусству и реставрации и др. Поклонный крест, освященный 27 сент. 1998 г. на Бородавском оз. Поклонный крест, освященный 27 сент. 1998 г. на Бородавском оз. В июле 1994 г. крестные ходы прошли в Вологде и Устюжне. В авг. того же года, после 73-летнего перерыва, еп. Максимилиан совершил Божественную литургию в Вологодском Софийском соборе. 14 авг. 1996 г. архиерей освятил верхний храм Спасского собора в Спасо-Прилуцком мон-ре, в обители открылся епархиальный церковно-археологический музей. В мае 1997 г., накануне 600-летия Кириллова Белозерского мон-ря, самая древняя часть обители (Иоанновский Горний мон-рь) была возвращена епархии, 6 окт. 1998 г. решением Свящ. Синода в Кирилловом Белозерском мон-ре возобновилась иноческая жизнь. 6 окт. 1999 г. решением Свящ. Синода открыт Воскресенский Горицкий жен. мон-рь, 26 дек. 2003 г. Павло-Обнорское подворье Спасо-Прилуцкого мон-ря преобразовано в Свято-Троицкий Павло-Обнорский муж. мон-рь. 6 марта 2003 г. освящен новопостроенный храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на территории жен. колонии в Вологде. 27 авг. 2003 г. заложена часовня на горе Золотуха, близ Кириллова, на месте расстрела сщмч. Варсонофия и прмц. Серафимы.

http://pravenc.ru/text/155162.html

Стб. 139. Senyk S. Op. cit. P. 23. ПВЛ. C. 66. 743 Мельников А. А. Литературная история агиографической повести о Евфроси- нии Полоцкой. Автореф. дис…. канд. филол. наук. Минск, 1989. 744 В житии преподобной написано, что икону «она же внесши в церковь святыя Богородицы, постави ю…» См.: Повесть о Евфросинии Полоцкой//Памятники старинной русской литературы. СПб., 1862. Вып. 4. С. 172–179. По версии М. Дубровского, Эфесская икона предназначалась для Спасского собора. Исторические сведения о жизни преподобной Евфросинии, княжны Полоцкой, с описанием и изображением креста, принесенного ею в дар Полоцкой Спасской обители см.: Дубровский М. Житие преподобной Евфросинии, княжны Полоцкой, с кратким описанием основанного ею в г. Полоцке женского монастыря. Витебск, 1894. 747 Об изданиях Жития, преп. Евфросинии Суздальской см.: Словарь книжников и книжности Древней Руси. Л., 1988. Вып. 2, ч. 1. С. 169–172; Клосс Б. М. Избр. труды. М., 2001. Т. 2: Очерки по истории русской агиографии XIV-XVI веков. С. 374–408. 748 Грибов Ю. А. О неизвестном комплексе лицевых рукописей 70–80-х годов XVII в.//Вопр. источниковедения и палеографии. М., 1993. С. 140–164. (Тр. ГИМ. Вып. 78). Он же. Лицевые списки Жития Евфросинии Суздальской XVII в.//Русская книжность: вопросы источниковедения и палеографии. М., 1998. С. 78–141. (Тр. ГИМ. Вып. 95). 750 Предположительно монастырь был создан до монголо-татарского нашествия. См.: Георгиевский В. Указ соч. С. 6. 758 Клосс Б. М. Избр. труды. М., 1998. Т. 1: Житие Сергия Радонежского: рукописная традиция, жизнь и чудеса: Тексты. С. 41–42. 760 Великая княгиня Евдокия, в иночестве преподобная Евфросиния, основательница девичьего монастыря в Московском Кремле. М., 1899. С. 48. 762 Пшеничников А. Краткое историческое описание 1-классного Вознесенского девичьего монастыря в Москве. М., 1894. 763 Дмитриев Д. С. Вознесенская св. великой княгини Евфросинии обитель. Сергиев Посад, 1908. С. 43–45. 764 Акты Российского государства: Архивы московских монастырей и соборов: XV – начало XVII в.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Успенский монастырь во Владимире был основан на рубеже XN-XIII вв. женою князя Всеволода Юрьевича княгикею Мариею, которая постриглась в монахини, возможно, в связи с продолжительной болезнью (7 лет). Для своей обители она приобрела участок земли. В ней же она и похоронена. Успенский Княгинин монастырь еще при жизни ее основательницы становится усыпальницей женщин из рода Мономаховичей во Владимиро-Суздальской земле: в нем были похоронены ее сестра – супруга новгородского князя Ярослава Владимировича, дочь Марии – княжна Елена Всеволодовна (1205), вторая жена Всеволода Юрьевича Любовь , две супруги и дочь Александра Невского, внука Всеволода 740 . Княгиня Мария – жена Ростовского князя Василька Константиновича, погибшего в марте 1238 г., став вдовою, основала монастырь у о. Неро 741 . Софья Витовна – мать Василия Темного также основала монастыри 742 . Наибольшую известность приобрели женщины – святые преподобные Евфросиния Полоцкая и Евфросиния Суздальская, чьи жизнеописания сохранились. В настоящее время существуют три редакции Жития Евфроси- нии Полоцкой в списках XVI-XIX вв., хотя И. И. Срезневскому была известна пергаменная рукопись XIV в., ныне утерянная. Один из последних исследователей жития, Мельников А. А., предположил, что оно было создано в XII в. ее «слугой» Михаилом. В житии ничего не говорится о перенесении мощей Евфросинии в 1187 г. из Иерусалима, где она была похоронена, в Киево-Печерский монастырь (в 1187 г. Иерусалим был завоеван египетским султаном). Сохранилась служба Евфросинии в пергаменном стихираре XII в., что свидетельствует о том, что уже в XII в. было установлено ее почитание 743 . Евфросиния, в миру Предслава (Предислава), принадлежит роду полоцких князей, происходивших от сына Владимира и Рогнеды – Изяслава. Ее отцом был полоцкий князь Святослав Всеславич. Евфросиния родилась в 1101 г. В 12 лет, возможно, после смерти в 1113 г. мужа Романа Всеславича была пострижена в монастыре. Свое решение она приняла после беседы со своей теткой – монахиней.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Для женщин, как и для мужчин, существуют три ступени иноческого жития: рясофор, мантия и схима 724 . Ранний возраст пострижения для женщин был определен Василием Великим – 16–17 лет (правило 18). Трулльский собор (правило 40) назначает для женщин и мужчин единый возраст пострижения – не ранее 10 лет 725 . В синодальную эпоху государственное законодательство разрешало постригать мужчин не ранее 30 лет, а женщин – 40 лет 726 . Женские монастыри на Руси в XI-XVII веках Обращаясь к истории женских монастырей и женского монашества первых веков их существования на Руси, исследователь сталкивается с определенными трудностями. Вплоть до XVII в. включительно по этой теме мало источников: в основном это летописный, актовый и законодательный материалы, а также несколько жизнеописаний святых преподобных – Евфросинии Полоцкой, Евфроси- нии Суздальской, великой княгини Евдокии и др. Кроме того, практически отсутствует один из основных источников по истории монастырей – это книги, написанные монахинями. Существует очень мало нарративных источников, авторами которых были монашествующие женщины. До сих пор невыясненным остается вопрос о возникновении женских монастырей в Киевской Руси. Первое летописное известие об основании женского монастыря относится к 1089 г. 727 В этом году для своей дочери Анны (Янки) и внучки Ярослава Мудрого Всеволод Ярославич основал Андреевский монастырь 728 , в котором была создана первая известная в истории школа для девочек: Янка «собраши младых девиц, неколико обучала писанию, такоже ремеслам: пению, швению и иным полезным им занятиям. Да от юности навыкнут разумети закон Божий и трудолюбие, а любострастие в юности воздержанием умертвят " 729 . H. Л. Пушкарева приводит версию о том, что Анна была помолвлена с византийским царевичем Константином Дукой Старшим, насильственно постриженным в монастырь. После этого события она приняла решение об уходе в монастырь. Впоследствии в этом же монастыре была пострижена в монахини сестра Анны Всеволодовны Евпраксия (Адельгейда) Всеволодовна, вдова маркграфа Генриха Штаденского. После смерти мужа она вышла замуж за германского императора Генриха IV и после скандального с ним развода вернулась в Киев 730 . Митрополит Макарий обратил внимание на факт, относящийся к истории Андреевского монастыря: в 1115–1127 гг. монастырем управлял игумен Григорий, что могло означать либо то, что монастырь стал мужским, либо то, что монастырь, оставаясь женским, подчинялся игумену 731 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002