Новый ряд житий – Макарьевскаго периода 81 , начинается оригинальным сообщением писателя жития Евфросина Псковского. Повторяя дословно заметку автора жития Варлаама Хутынского об этом новгородском святом: «и по времени вдан бывает родительми своими учитися божественным книгам, вскоре некако ясно извыче божественныя писания, елико мощи ему и толкованием глаголати.... яко и многолетным разуму его дивитися и похвалити», писатель жития Евфросина вставляет от себя после фразы «и толкованием глаголати» следующия выражения: «и иными писаньми, и философскую мудрость извыче» 82 . Но было бы преждевременно заключать отсюда о каком- либо научном образовании Евфросина. Как видно из последующей характеристики инока Иова Стояна 83 , под понятием философской «мудрости» биограф Евфросина мыслил ни что другое, как «протолкование всякого писания, ветхого и нового завета, способность «много повествовати от писания и много протолковывать силу книжную» 84 . За исключением этой оригинальной прибавки, приведенная характеристика повторяется почти буквально и в житии Нифонта еп. Новгородского: «и вдан бывает родительми своими учитися божественным книгам. И абие вскоре некако извыкшу книжное учение»... 85 По памятнику половины XVI века 86 , Александр Свирский отдается родителями «в научение божественного Писания» 87 , а по другому списку «в научение грамоте святым книгам» 88 . Не успевая в учении, отрок, будущий подвижник, молится Богу, так определяя высшую, задачу своего школьного учения: «да просветит (Господь) мне ум и очи сердечные светом Божества своего, разумети учение Божественного писания, еже учитель ми сказует» 89 . Результатом молитвы является то, что он, «вскоре без труда изучися божественного писания и превзыде всех сверстников своих» 90 , Около того же времени второй редактор жития Авраамия Ростовского вставляет скудную фразу: «бе бо... и... книжному учению наказан бысть» 91 . В житии Евфимия Суздальского читается пометка; «и вдаста его на учение святых и Божиих душеполезных писаний. Блаженный же отрок, с сердечною радостию послушан родителей своих, с великим прилежанием уча божественная писания с сверстники своими» 92 . В житии Макария Калязинского в том же роде: «вдаху его родителя в научение грамоте, отрок же добрее навыче от божественных писаний» 93 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vinogr...

Огудалова. Лариса. Паратов. Кнуров. Вожеватов. Робинзон. Иван. Илья-цыган. Кабинет Карандышева; комната, меблированная с претензиями, но без вкуса; на одной стене прибит над диваном ковер, на котором развешано оружие; три двери: одна в середине, две по бокам. Явление первое Евфросинья Потаповна и Иван (выходит из двери налево) Иван. Лимонов пожалуйте! Евфросинья Потаповна. Каких лимонов, аспид? Иван. Мессинских-с. Евфросинья Потаповна. На что они тебе понадобились? Иван. После обеда которые господа кофей кушают, а которые чай, так к чаю требуется. Евфросинья Потаповна. Вымотали вы из меня всю душеньку нынче. Подай клюковного морсу, разве не все равно. Возьми там у меня графинчик; ты поосторожнее, графинчик-то старенький, пробочка и так еле держится, сургучиком подклеена. Пойдем, я сама выдам. (Уходит в среднюю дверь, Иван за ней.) Входят Огудалова и Лариса слева. Явление второе Огудалова и Лариса. Лариса. Ах, мама, я не знала, куда деться. Огудалова. Я так и ожидала от него. Лариса. Что за обед, что за обед! А еще зовет Мокия Парменыча! Что он делает? Огудалова. Да, угостил, нечего сказать. Лариса. Ах, как нехорошо! Нет хуже этого стыда, когда приходится за других стыдиться. Вот мы ни в чем не виноваты, а стыдно, стыдно, так бы убежала куда-нибудь. А он как будто не замечает ничего, он даже весел. Огудалова. Да ему и заметить нельзя: он ничего не знает, он никогда и не видывал, как порядочные люди обедают. Он еще думает, что удивил всех своей роскошью, вот он и весел. Да разве ты не замечаешь? Его нарочно подпаивают. Лариса. Ах, ах! Останови его, останови его! Огудалова. Как остановить! Он – не малолетний, пора без няньки жить. Лариса. Да ведь он не глуп, как же он не видит этого! Огудалова. Не глуп, да самолюбив. Над ним подтрунивают, вина похваливают, он и рад; сами-то только вид делают, что пьют, а ему подливают. Лариса. Ах! Я боюсь, всего боюсь. Зачем они это делают? Огудалова. Да так просто, позабавиться хотят. Лариса. Да ведь они меня терзают-то? Огудалова. А кому нужно, что ты терзаешься. Вот, Лариса, еще ничего не видя, а уж терзание; что дальше-то будет?

http://azbyka.ru/fiction/bespridannica-o...

Новый ряд житий — Макарьевского периода 78 , начинается оригинальным сообщением писателя жития преподобного Евфросина Псковского. Повторяя дословно заметку автора жития Варлаама Хутынского об этом новгородском святом: “и по времени вдан бывает родительми своими учитися Божественным книгам, вскоре некако ясно извыче божественныя Писания, елико мощи ему и толкованием глаголати яко и многолетным разуму его дивитися и похвалити”, писатель жития Евфросина вставляет от себя после фразы “и толкованием глаголати” следующие выражения: “и инеми писаньми 79 , и философскую мудрость извыче” 80 . Но было бы преждевременно заключать отсюда о каком-либо научном образовании Евфросина. Как видно из последующей характеристики инока Иова Стояна (Столпа — Ред.), под понятием философской “мудрости” биограф Евфросина мыслил ничто другое как “протолкование всякого Писания, Ветхого и Нового Завета”, способность “много повествовати от Писания и много протолковывать силу книжную” 81 . За исключением этой оригинальной прибавки, приведенная характеристика повторяется почти буквально и в житии Нифонта, епископа Новгородского: “и вдан бывает родительми своими учитися Божественным книгам. И абие вскоре некако извыкшу книжное учение” 82 . По памятнику половины XVI века 83 , Александр Свирский отдается родителями “в научение божественного Писания” 84 , а по другому списку “в научение грамоте святым книгам” 85 . Не успевая в учении, отрок, будущий подвижник, молится Богу, так определяя высшую задачу своего школьного учения: “да просветит (Господь — В. В.) мне ум и очи сердечнии светом Божества своего 86 , разумети учение божественного Писания, еже учитель ми сказует” 87 . Результатом молитвы является то, что он “вскоре без труда изучися божественного Писания и превзыде всех сверстников своих” 88 . Около того же времени второй редактор жития Авраамия Ростовского вставляет скудную фразу: “бе бо и книжному учению наказан бысть” 89 . В житии Евфимия Суздальского читается пометка: “и вдаста его на учение святых и Божиих душеполезных Писаний. Блаженный же отрок, с сердечною радостию послушая родителей своих, с великим прилежанием уча божественная Писания с сверстники своими” 90 . В житии Макария Калязинского в том же роде: “вдаху его родителя в научение грамоте, отрок же добрее навыче от божественных Писаний”.

http://pravmir.ru/v-vinogradov-zhitiya-d...

XVI республиканские Свято-Евфросиниевские педагогические чтения состоялись в Полоцке 8 ноября 2017 г. 09:25 2 и 3 ноября 2017 года на базе средней школы имени Евфросинии Полоцкой в города Полоцка прошли XVI Республиканские Свято-Евфросиниевские педагогические чтения. Форум был посвящен теме «Книга и чтение как духовное наследие Православия в культуре белорусского народа». Чтения были проведены Белорусской Православной Церковью , ГУО «Академия последипломного образования» при участии областных институтов развития образования, Минских духовных академии и семинарии, Министерства образования Республики Беларусь, Полоцкого епархиального управления, отдела образования, спорта и туризма Полоцкого районного исполнительного комитета. Свято-Евфросиниевские чтения организуются с целью содействовать объединению усилий государства, Церкви и общественности в воспитании подрастающего поколения на основе традиционных духовно-нравственных ценностей белорусского народа, способствовать пропаганде лучшего опыта работы учреждений образования в сфере духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. В педагогических чтениях приняли участие священнослужители Полоцкой и Витебской епархий, ученые, педагоги Полоцкого региона и разных городов Беларуси. С приветственным словом от Министерства образования Республики Беларусь к участникам педагогических чтений обратилась начальник управления социальной и воспитательной работы ГУО «Академия последипломного образования» С.М. Сазонова. Она пожелала всем успехов и выразила уверенность, что участники чтений внесут свой значительный вклад в сохранение и обогащение духовных и нравственных традиций белорусского народа — действенной основы воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь. Приветствуя участников форума, председатель Полоцкого районного исполнительного комитета Н.Н. Шевчук отметил необходимость сохранять и приумножать культуру белорусского народа, используя богатейшее духовное наследие Православия. Выступавший  выразил глубокое уважение всем присутствующим и пожелал всем плодотворной работы в деле просвещения и образования.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

4 . Анализ поэтико-стилистических особенностей первоначаль- —558— ной редакции «Жития». М. Первушин делает ряд интересных наблюдений, касающихся литературной манеры ее составителя и справедливо связывает последнюю с традицией «плетения словес». Однако эти наблюдения можно было бы значительно усилить посредством специального сравнения данного текста с произведениями Епифания Премудрого . Надо признать с сожалением, что в этом разделе исследования диссертанту явно не хватило филологического образования и эрудиции. В частности, ему могли бы очень помочь не использованные им труды А. Кадлубовского (Очерки по истории древнерусской литературы житий святых. Варшава, 1902) и В. Яблонского (Пахомий Серб и его агиографические писания. СПб., 1908), в которых очень большое внимание уделено анализу именно художественных особенностей агиографических сочинений. Впрочем, в этом, прежде всего, моя вина как руководителя: не подсказал. Да и вообще филологическая начитанность – дело наживное. 5 . Анализ обстоятельств, в которых была задумана и составлена вторая версия жизнеописания Евфросина – собственно «Житие», или редакция пресвитера Василия. М. Первушин убедительно вскрывает связь этой работы с историей общерусского прославления Евфросина в лике святых и с обобщающими литературными предприятиями святителя Макария, митрополита Московского, что дает ему основание считать временем возникновения редакции пресвитера Василия 50-е гг. XVI в. Интересны разделы диссертации, посвященные почитанию Евфросина в XVII в., а также истории исключения его имени из списка общерусских святых. Ценным разделом работы является агиологическая глава, в которой личность преподобного Евфросина рассматривается в контексте истории русской святости. Замечательно, что при осмыслении духовного облика этого подвижника М. Первушин использует не только его жизнеописание, но и собственные его сочинения – «Устав» и «Духовное завещание». Однако этот раздел мог бы быть обогащен обращением к тексту «Службы» святому, написанной в XVI в.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Савватия, с образом его. Вериги его, найденные в пещере, находящейся близ села, показывают подвижничество его против плоти; а пещера, свидетельница чистых, безмолвных молитв его, говорит, что пребывание и с людьми пустыни не всегда было легко душе его и он по временам укрывался в пещеру для бесед с Господом. 504 Пустынь Савватиева так была известна по строгости и святости правил основателя ее, что приходили обучаться в ней иноческой жизни и преп. Корнилий комельский и преп. Иосиф Волоколамский. Последний уже не застал в живых самого преп. Евфросина; он видел только ученика его, блаженного Евфросина. Как по этому обстоятельству, так по времени славных дел преп. Евфросина несомненно, что преп. Савватий подвизался по указанию святителя Арсения и блаженная кончина его последовала не позже 1434 г. Жизнь ученика его отчасти может показать нам, как жил учитель. «Я видел в Савватиевой пустыне, пишет Иосиф, святого старца, отшельника, по имени Евфросина. Он был родом из князей Тепринских. В пустыне, безвыходно, прожил он 60 лет. К нему приходили многие иноки и мирские князья и бояре, и прерывали безмолвие его. Соскучив тем, он бежал в Великий Новгород, на озеро Нево (ладожском) нашел остров и здесь прожил несколько лет. Христиане тех мест, жители сел, услышав о нем, приходили к нему с женами и детьми. Он бежал опять в Савватиеву пустынь. – Когда пришел он сюда: властитель той земли князь Борис Александрович прислал к нему юную дочь свою, тогда обрученную невесту в. к. Ивана Васильевича; с ней пришли архимандриты, игумены, бояре и стали просить блаж. Евфросина, чтобы помолился о девице: она была очень больна и в пустыню к блажен. Евфросину принесли ее на руках. Он отказывался, называя себя недостойным и грешником. Они, пав на землю, со слезами упрашивали его, чтобы помолился: «если останется жива по твоим молитвам, говорили они: то умиришь ты, отче, два княжества». Когда говорили они это: девушка впала в такую болезнь, что все думали – умерла она. Увидав это, все стали плакать.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

—215— восстали за это псковичи и, не успев заставить его от­казаться от двоения песни, провозгласили еретиком: тоже самое и Афанасий. Две совершенно тождественные истории происходят в одно и тоже время: Евфросин препирался с псковичами в правление Новгородского архиепископа Евфимия Вяжицкого, который занимал кафедру с 1434 по 1458 г.; Афанасий препирался с ними (как это видно из писем неизвестного к нему псковича) спустя несколько лет после флорентийского собора, имевшего место в 1438–39 году, и в самом непродолжительном времени после взятия Константинополя турками, что случилось в 1453 г. Эта совершенная единовременность двух совер­шенно тождественных историй не указывает ли на то, что в двух историях должно видеть одну историю, раз­деленную на две таким образом, что с одного лица, с которым она действительно случилась, она перенесена еще на другое лицо как вымысел? Но имеем частный, общий обеим историям, признак, который окон­чательно убеждает нас в этом. По житию, во главе псковичей, восставших на Евфросина за сугубую аллилуйю, был распопа Иов, заправлявший в Пскове всеми делами духовными и гражданскими и прозванный от псковичей столпом, которого Евфросин прозвал столпом мотыльным и которого сам автор жития за сложение им с себя священства ради второго супружества называет Иу­дой предателем. Из писем неизвестного псковича к Афанасию знаем, что во главе восставших на последнего псковичей был именно Иов и что он – Афанасий имено­вал его мотыльным и Иудой 958 . По-видимому, между историей Евфросина и историей Афанасия есть существенное частное различие: Евфросин, по житию, был только в —216— Константинополе и ссылается только на патр. Иосифа, а Афанасий, по письмам к нему неизвестного псковича, ссылался еще на Афон. Но почему автор жития умалчи­вает об Афоне в отношении к Евфросину, это совер­шенно понятно: в своем монастырском уставе Евфро­син ясно по одному поводу дает знать, что он не бы­вал на Афоне 959 . Итак, не может подлежать сомнению, что житие Ев­фросина есть ни что иное, как вымысел, явившийся та­ким образом, что на него перенесена была история монаха Афанасия. Мы сказали, что автор жития пользовался не только письмами неизвестного псковича к Афанасию, но и другими документами. В приложении к житию поме­щено под именем Евфросинова послание к псковскому духовенству («господеи нашеи священником сбора свя­тыа Троица и прочим, всему священническому чину», лл. 112–117 об.), в котором автор сильно бранит Иова, называя его мотыльным столпом Иевком, отметником Христовым и вторым Иудой (в ркп. л. 116 грубая описка: «отметниче Христов и вторению»), и в котором пространно доказывает, что считает своим долгом слу­шать не их – псковичей, а соборной церкви. Так как Евфросин не имел нужды писать псковскому духовенству и в житии не говорится, чтобы писал; так как из писем неизвестного псковича к Афанасию мы знаем, что этот писал поносительные послания псковскому духовен-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Вероятно, они выходили из той мысли, что дающий «окуп» скрывается за слугою антихриста, себя же пред ним признает раскольником, и в таком случае, со своей точки зрения, они вполне были правы. Правда, на стороне их противника – инока Евфросина были практические соображения, но только именно практические. Имея в виду практическую цель, Евфросин жестоко препирался с пошехонцами, и, конечно, большинство зрителей было на его стороне, не смотря даже на то, что его доказательства представляли иногда не только натяжку, но и прямо нечто странное. Так, апостол Павел писал к колоссянам: в премудрости ходите к внешним, время искупующе. По поводу этих слов Евфросин укорял своего противника: «Павел велит откупаться, а ты не велишь. Велико твое мужество! А Павел малодушен мнит ти ся?» Приведя, затем, рассказ из книги Деяний апостольских об Иасоне, Евфросин заключал, что Иасон был отпущен потому, что «дал мыто»: «Иасон откупался, а ты, окаянне, не велишь откупаться». Свои соображения и доказательства Евфросин занес впоследствии в свое «Отразительное писание». При этом, вспоминая прошедшее, – он писал о своих противниках: «сии окаяннии продерзатели тем везде и повсюду властительские гневы возбудили и на верных, бедных, пагубу воздвигли. Ни попу, ни приставу не дай ничего! Оттого доклады, за то и указы, – посылки посылай, смиряй бунтовщиков». 334 Все это правда, все так, действительно, и было, но с доктринальной стороны правы были пошехонцы. «Окуп» только усугублял вину и последствия тайного охранения раскола. Чтобы избежать этих последствий, раскольнику необходимо было найти такой способ охранения «древнего благочестия», который поставил бы его вне условий жизни в никонианском обществе. Такой способ, действительно, практиковался, как в более широких размерах, так и в ограниченных, и в этом случае раскол соприкасался уже прямо с гражданскими интересами государства, потому что, порвав связи с обществом, раскольник чрез это самое уклонялся от государственных повинностей. Помимо этого, дело могло возникать и просто потому, что «окуп» становился невозможным.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Semenovic...

Так я по молитвам блаженной старицы Евфросинии получила исцеление от мучившей меня долгое время болезни. 24. Проживающая там же Анастасия Ивановна Тарабарова, 76 лет, лично знавшая старицу Евфросинию, сообщила следующее: в 1901 году осенью меня начало тошнить, а потом поднялась рвота при сильном расстройстве желудка и судорогах в ногах и руках. Боль эта была до того мучительна, что я готова была лучше умереть, нежели переносить то, что я испытывала. Чего мне свои домашние ни давали и что они со мною ни делали, мне все не становилось лучше. Тогда я дала обет сходить пешком в Колюпаново и там на могилке блаженной старицы Евфросинии отслужить панихиду по ней. После чего моя болезнь как бы чудом каким мгновенно прекратилась. Болезнь была до того мучительно и страшна, что я, по совету священника, с тех пор ежегодно хожу на эту дорогую могилку служить панихиду по моей избавительнице от напрасной смерти. 25. Проживающая там же Евдокия Семеновна Каталина, 73 лет, сообщила следующее: В 1865 году у моей двухлетней дочери Матрены закрылись глаза, так что она не могла дня отличить от ночи. Я обращалась с ней к своим заводским докторам, но помощи от них никакой моя дочь не получила, а я так и решила в уме, что дочь моя должно быть останется слепой на веки. Но однажды я увидела во сне каких-то двух незнакомых мне женщин, из которых одна сказала мне: «Ты иди в Колюпаново и там найдешь благодать; тебе там дадут водицы, а дочь-то свою посади на мою гроб- ницу». Я, ничего не слыхавшая про Колюпаново, обратилась к одному хорошей жизни старичку, который мне и посоветовал исполнить то, что во сне приказала мне незнакомая женщина. 5-го Июля я отправилась в Колюпаново со слепою своею дочерью, где в храме во время обедни сажала ее на гробницу блаженной старицы Евфросинии, а после обедни попросила батюшку отслужить панихиду по этой старице. Потом я взяла масла из лампады около гробницы, помазала глаза дочери и умыла ее водой из колодца блаженной. После этого дочь моя прозрела и снова увидела свет Божий.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В 1918 году монахиня Евфросинья вернулась в свою деревню. Первые годы ей пришлось жить одной. Повседневный домашний труд — затопить ли печку, принести ли воды, вымыть ли пол — здоровый человек и не замечает всей этой работы, все делается как бы само собой. А для калеки всякая мелочь вырастает в тяжёлую задачу. За водой матушка ходила с чайником. Обычно она сидела на лавке у окна и ждала, когда кто-нибудь придёт за водой к колодцу, что был напротив её дома. Выйдет к колодцу, нальют ей водички, и несёт её кое-как в дом. Матушка старалась сама себя обихаживать, сама зарабатывала на жизнь. Она стала брать работу. Стегала ватные одеяла. Сначала маленькие детские, а потом и взрослые. Завела козочек, гусей, уток. Соседи помогли посадить огород. Вязала она и носки на продажу. Устраивалась, как могла. Приходилось ей и дрова колоть и пилить одной. Брала матушка на день маленьких детишек, сидела с ними нянькой, пока мать трудилась в колхозе. Сама она потом рассказывала: «Принесёт вас мамка, хлебушка оставит на день, а с вами и я сыта бывала». «Здесь я хватила столько горя! Слёзы лились ручьями», вспоминала она про эти годы. Однако всякую работу делала Евфросинья с молитвой, не допускала ропота и уныния. Она старалась обрести себя в Промысле Божием, верила в его благость. Прижилась матушка Евфросинья в деревне, пригляделись, привыкли люди к калечке-монашке. Маленькая, слабая телом, но крепкая духом, в своей чёрной ряске, в чёрном платочке, она одним своим обликом, своим присутствием напоминала о Боге, о Церкви, о духовной жизни. «В тридцатые годы церкви, почитай, всё позакрывали. Духовенство сослали да расказнили, книг духовных никаких не было. Иконы по домам и то боялись открыто держать. А тут живая монахиня, Божий человек. Стали сельчане обращаться к матушке за помощью. Кого тяжкая странная хворь одолела, у кого в семье разлад, кто с вопросом, кто за советом, а у кого-то корова молока не даёт. Евфросинья чем могла помогала. А что она и могла, немощная? Помолиться только. Вот она и молилась», — вспоминают односельчане.

http://azbyka.ru/semya/sekrety-ljubvi-za...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010