По житию, во главе псковичей, восставших на Евфросина за сугубую аллилуию, был распопа Иов, заправлявший в Пскове всеми делами духовными и гражданскими и прозванный от псковичей столпом, которого Евфросин прозвал столпом мотыльным и которого сам автор жития за сложение им с себя священства ради второго супружества называет Иудой предателем. Из писем неизвестного псковича к Афанасию знаем, что во главе восставших на последнего псковичей был именно Иов и что он – Афанасий именовал его мотыльным и Иудой 764 . По-видимому, между историей Евфросина и историей Афанасия есть существенное частное различие: Евфросин, по житию, был только в Константинополе и ссылается только на патриарха Иосифа, а Афанасий, по письмам к нему неизвестного псковича, ссылался ещё на Афон. Но почему автор жития умалчивает об Афоне в отношении к Евфросину, это совершенно понятно: в своём монастырском уставе Евфросин ясно по одному поводу даёт знать, что он не бывал на Афоне 765 . Итак, не может подлежать сомнению, что житие Евфросина есть не что иное, как вымысел, явившийся таким образом, что на него перенесена была история монаха Афанасия. Мы сказали, что автор жития пользовался не только письмами неизвестного псковича к Афанасию, но и другими документами. В приложении к житию помещено под именем Евфросинова послание к Псковскому духовенству („господеи нашей священником събора святыа Троица и прочим, всему священническому чину”, листы 112–117 оборот), в котором автор сильно бранит Иова, называя его мотыльным столпом Иевком, отметником Христовым и вторым Иудой (в рукописном листе 116 грубая описка: „отметниче Христов и вторению”), и в котором пространно доказывает, что считает своим долгом слушать не их – псковичей, а соборной церкви. Так как Евфросин не имел нужды писать Псковскому духовенству, и в житии не говорится, чтобы писал, так как из писем неизвестного псковича к Афанасию мы знаем, что этот писал поносительные послания Псковскому духовенству, ругая в них преимущественно Иова 766 и так как в послании, усвояемом Евфросину, дословным образом есть то, что, по псковичу, писал Афанасий 767 : то мы не сомневаемся, что послание принадлежит не Евфросину, а этому последнему.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Святители Московские — вслед за Матерью Божией О Соборе Московских святых; о святителях Петре, Алексии, Филиппе, Киприане, княгине Евфросинии; о том, что имена Московских святых неотделимы от почитания Матери Божией; о том, что все происходящее на Руси молитвами Матери Божией претворяется во благо. 2 сентября, 2010 О Соборе Московских святых; о святителях Петре, Алексии, Филиппе, Киприане, княгине Евфросинии; о том, что имена Московских святых неотделимы от почитания Матери Божией; о том, что все происходящее на Руси молитвами Матери Божией претворяется во благо. Святители Московские: о Соборе Московских святых; о святителях Петре, Алексии, Филиппе, Киприане, княгине Евфросинии; о том, что имена Московских святых неотделимы от почитания Матери Божией; о том, что все происходящее на Руси молитвами Матери Божией претворяется во благо. Скачать Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 5 мая, 2024 1 апреля, 2023 18 марта, 2023 19 июня, 2022 12 июня, 2022 20 мая, 2022 15 мая, 2022 8 мая, 2022 2 мая, 2022 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи . Републикация материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения редакции. Мнение авторов статей портала может не совпадать с позицией редакции. Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе

http://pravmir.ru/svyatiteli-moskovskie/

В сане княжестем преподобне пожила еси,/прехвальная мати Евфросиние,/славою княжения, богатствы тленными/и мира утехами никакоже прельщающися,/но образ в себе всем людем показующи:/молитвы непрестанныя, воздержания и пощения/и плотских страстей отсечения,/к нищим благотворения,/в скорбех и вражиих обстояниих несомненнаго на Бога упования./Темже ныне предстоящи Престолу Господню,/от прилог вражиих спасай присно град сей, и обитель твою,/и всех, чтущих пямять твою. Ины стихиры, глас 2: Егдя тя, блаженная княгине Евфросиние,/свободи Господь от уз супружества,/втайне Богу работающи,/труды ко трудом приложила еси/и, в княжестем чертозе пребывающи,/ризы же светлыми облачающися,/постом и бдении плоть твою тако изнурила еси,/яко псаломски, кости твоя, яко сушило, сосхошася,/и плоть твоя прильпе кости твоей,/якоже ужасатися чадом твоим,/твое уведевшим постническое житие. Егда приближися время твоего к Богу отшествия,/преподобная княгине Евфросиние,/явися тебе Архангел Михаил,/Небеснаго света осиянием/и благодати Божия сугубым причастием/душу твою ко исходу уготовляя/и темныя духи от Тебе далече отгоняя;/егоже явление аще и сотвори тя безгласну,/но уведано бысть в разрешении языка твоего,/да вси, чудеси удивляющеся,/прославят твое на земли ангельское житие. В мире постнически поживши,/во иночестем лице Богу поработати возжелала еси./Темже славы княжения и мира красных отрекшися,/егда радостно в созданную тобою обитель потекла еси,/слепому прозрение даровала еси/и тридесять недужных исцелила еси,/не яко в добродетелех новоначальная иноческаго жития ищущи,/но яко жертву совершенную себе Богу приносящи;/Емуже по мале душу в руце предавши,/тело твое многоцелебное обители твоей во утверждение/и всем, с верою притекающим,/во исцеление оставила еси. Слава, глас 5: Ублажим ныне преподобную Евфросинию,/в мире свято пожившую/и во иночестем чине к Богу преставльшуюся,/в сане княжестем образ благочестия всем людем в себе показавшую,/в богатствах на нищия и убогия присно призиравшую,/в чертозех княжеских иночески пожившую,/во обилии благ пост и бдение возлюбльшую,/светлыми ризами плоти измождение сокрывавшую,/архангельскаго явления сподобльшуюся,/еще в житии сем дар чудес приимшую/и доныне исцеления неоскудно подающую/с верою восхваляющим святую память ея.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Непочитание икон христовцами отмечал и Евфросин, который тоже наблюдал эту новую секту и в Павловом Перевозе, и в северной части Костромского края, где он боролся с беспоповскими самосжигателями. Как всегда, чередуя несколько тяжеловесный стиль богословских рассуждений с иронической рифмой скоморошьего типа, Евфросин оплакивал раскол внутри самих противников никонианских новшеств: Егда же время вознешеся в долготу, и гонения распростреся в широту, быть возмущение и меж гонимыми не мало: но в различные толки рассекоша себя сами... вси любят зватися староверцы, а иные посреди обретаются зловерцы, ...яко ж Костромские лже-христомужи... окоянии ж их пророцы, пагубы внуцы, Павлова ж перевозу духомолцы и В другом месте своего “Отразительного письма” Евфросин еще резче громил павловских и костромских “лже-христомужей”: Павловцы-иконоборцы, проклятии поганцы, и есть и будут и бусорманы, а не христиане. Костромичи лже-христовцы, мерзостнее и проклятее, и да никто от христиан, дерзнет их, врагов, христианами Из резких характеристик, данных Кириком и Евфросином, которые сами могли наблюдать христовцев и непосредственно ознакомиться с их христологией, наиболее ярко выделяются две черты этого нового течения: эти сектанты были духомольцы, то есть мистики, и у них были лже-христомужи, или пророки, называвшие себя Христом или Богом. Уже неоднократно цитируемый в этой работе В. Фролов, который тоже ознакомился с христовцами около 1700-го года, почти что при самом зарождении их секты, и затем наблюдал их в разных местах России, дает, как всегда, краткую, но систематическую характеристику их богословия, которое он по имени вожака одного из христовских “кораблей”, или общин, называет Наговщиной. Схематизируя учение христовской секты, Фролов пишет: “Сия же их пакостная ересь: 1. иконам не поклоняется 2. своему учителю Ивану честь и поклон отдает, подобный яко Христу 3. руку его целовали яко Христу 4. свещи перед ним вжигали 5. девку имели некую скверную за Богородицу 6. за 12 апостолов имели мужиков простых

http://sedmitza.ru/lib/text/439586/

По-видимому, на первых порах нетовщина с успехом развивалась на почве капитоновщины. Так, например, Флоров называет толк таких безпоповцев: «иконоборная, крест почитали, субботу постилися». Очевидно, это нетовское отношение к иконам, но очевидно также, что эти нетовцы были из числа последователей Капитона, введшего пост в субботу. Затем, по Флорову, ученик Капитона – Волосатый отвергал перекрещивание. Таким образом, черты нетовщины мы видим в среде последователей капитонщины. Достойны при этом замечания еще два обстоятельства. Во-первых: о каком-то расколоучителе Козме упоминает инок Евфросин. Говоря о том, как именуемые староверцы «в различные толки разсекоша себя сами», он, между прочим, замечает: «нецыи же от изветов, яко рещи добрых, и от Писания узроки емля, яко же Козма Медведевский со всеми своими последователи, священства стережа, всего таинства отречесь, и кннжныя слова неправо поразуме, на претыкание же себе и своим на соблазн; от дел же им порекло – безпоповщина гонима: попов всех бегут, а без попов не живут, но мужие орачи и девы со женами священство у них держат». Известие – недостаточно определенное, но оно дает основание к догадкам. Так, по связи данного места с предыдущим и последующим выходить, что речь идет о керженско-вязниковском центре раскола. А в таком случае Евфросин мог говорить и о Козме Андрееве, который пришел на Керженец ранее 1691 года, когда писал свое известие Евфросин, и которого он мог называть так по керженскому починку Медведево, или по речке Медведихе, протекавшей в керженских лесах, а если – не о Козме Андрееве, то ничто не мешает думать, что он говорит все-таки о Козме – основателе нетовщины, каковым мог быть и не Козма Андреев, а какой-либо другой Козма. А между тем упоминание о Козме Медведевском ведет Евфросина к речи о капитоновщине. Вслед за приведенной характеристикой последователей Козмы Медведевского он пишет: «в сем-то учении возникоша самоубийственные смерти. Есть град Вязники, в оном много сицевых и доныне обретается, иже именуются староверны, а таинств и старые веры бегут, и всякого священнодейства отбегают, и отдревле они словяху Капитоновы ученицы». 952 Во-вторых: и доныне Вязники с уездом заселены нетовщиной, которая, по преданию, существует здесь отдревле. Глава IV. Споры в расколе по обрядовым и догматическим вопросам

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Semenovic...

«Спешу исполнить, – писал я Его Превосходительству, – ваше желание, препровождая вместе с сим по пяти экземпляров книжек – «Жития препод. Евфросинии Полоцкой», и «О перенесении части св. мощей ее». О денежном вознаграждении за эти брошюры не должно быть и речи. Если мне с Вами считаться, то, без сомнения, я останусь еще пред Вами в долгу. И так извольте раздавать, кому пожелаете, книжки эти gratis и, если угодно, от моего имени. Усерднейше благодарю Ваше Превосходительство за изъявляемую Вами готовность споспешествовать печатным словом к исполнению благочестивого желания Полочан видеть у себя родственную святыню. С сердечной признательностью прочитал и Вашу печатную заметку о нашем духовном торжестве. Но не могу сказать того же о послесловии к ней, приложенном Редакцией «Современных Известий». Автор этого послесловия едва ли прав в своем негодовании на Киевскую Иерархию. Не она виновна в том, что св. мощи Преп. Евфросинии, несмотря на усиленные ходатайства Полоцкой Иерархии, до сих пор остаются в Киевских пещерах. Передать эту святыню из Киева в Полоцк, в цельном ее виде, не во власти Киевской Иерархии, хотя бы она на сие и согласилась: это – дело высшего церковного священноначалия и даже Высочайшего соизво- —510— 1872 г. ления, точнее же сказать, дело премудрой и всеблагой воли Божией. Видно, что или не пришло еще время (если только определено судьбами Божиими когда-либо прийти ему), или мы, обитатели Полоцкой области, еще недостойны принять и сохранять у себя эту вожделенную святыню. Уделить же часть от нетленных останков Благоверной Княжны решился, по моему ходатайству, сам Высокопреосвященный Митрополит Арсений, не испрашивая на это особого разрешения; и эту малую по виду, но равно великую, как и весь состав телесный, по благодатной силе, частицу Св. мощей приняли, как я, так и вверенная мне духовная паства, с глубокой признательностью к досточтимому Киевскому Архипастырю. Отделением перста от нетленного тела препод. Евфросинии автор послесловия возмущается сам и опасается за возмущение чувства своих читателей.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

26. Священник села Колюпанова Алексинского уезда Тульской губернии о. Павел Петрович Соколов заявил о следующем чуде, бывшем над ним по молитвам блаженной старицы Евфросинии. В 1905 году в конце Июня месяца однажды, встав утром и чувствуя себя совершенно здоровым, я пошел умываться и нагнувшись над умывальником, почувствовал такую сильную боль в пояснице, что два дня не мог выпрямиться и ходил с большим трудом, согнувшись. Доктора, пользовавшие меня и признававшие что у меня болезнь седалищного нерва левой ноги, мало, да и то на короткое время облегчили мне эту болезнь. Наконец, в Октябре того же года я больной отправился в г. Белев для принятия там сана иерея, оттуда домой в Колюпаново, благодаря железнодорожной забастовке пришлось проехать 130 верст на лошадях в дождливую и холодную погоду. Во время этого переезда я вновь остудил больную ногу, вследствие чего, мучившая меня болезнь усилилась до крайней степени, и я с еще большим трудом мог вставать и ходить. С февраля по август 1906 года меня пользовал Алексинский доктор Серебряков, благополучно здравствующий и ныне, который давая мне последний рецепт, сказал, что если и от этого лекарства мне не станет легче, то тогда мне надо будет лечиться электричеством, так как в противном случае я легко могу остаться без ноги. От его лекарства мне однако не полегчало и я, окончательно падая духом, по ранее данному обещанию, 31 августа в дождливую и сырую погоду отслужил с водосвятием молебен на колодце блаженной старицы Евфросинии, стоя на коленях, так как вследствие болезни нагибаться я не мог, колодезь же находится на одном уровне с землей. Как я чувствовал себя во время молебна, я не знаю, только по окончании оного боли в ноге уже не было и появления ее до сих пор не замечаю. 27. Вдова Губернского Секретаря София Семеновна Неаронова, 70 лет от роду, заявила, что она лично знала блаженную старицу Евфросинию, которая была строгой подвижнической жизни. Госпожа Неаронова уроженка города Алексина, Тульской губернии. Матушка Евфросиния неоднократно посещала дом ее родителей, Семена Никитича и Ольги Андреевны. В одно время приходит матушка Евфросиния и просит у Ольги Андреевны подарить ей чепчик. Та подает ей, но матушка Евфросиния не берет его, прося подарить ей не этот, а другой который она вчера выпялила. Действительно, это была правда, –она только что накануне кончила работать в пяльцах новый чепчик. Удивляясь дару прозорливости, Ольга Андреевна поспешила исполнить желание старицы. Матушка Евфросиния надела чепчик и сейчас же вышла на двор, где ее дожидалась наша лошадь. Садясь, она ударила рукой по плечу кучера со словами: «Ну, вези меня, солдат». А он ответил ей на это: «Мне матушка не служить», а она ему на это возразила: «Что, думаешь ошиблась?» Но матушка Евфросиния не ошиблась. Осенью за что-то прогневались на него господа и отдали его в солдаты.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

аллилуиа». След. жизнеописатель сам сознавал, что сугубое аллилуия есть нововведение, противное духу древней Церкви, что самое откровение о нем противоречит прежним несомненным откровениям свыше, прославившим тех, которые по-трижды пели и читали аллилуия! – Такие важные противоречия жизнеописателя самому себе, как-бы невольно высказываемые, лучше всего обличают его неискренность и неистинность, и подрывают в самом основании учение о сугубом аллилуия. Стоит замечания и то, что до нас дошло подлинное духовное завещание самого пр. Евфросина 110 , и что в этом завещании нет ни слова об аллилуия: а можно было бы ожидать слова, судя по важности предмета, столько занимавшего Евфросина при жизни. Но что особенно странно и уничтожает всякое доверие к жизнеописанию пр. Евфросина, – это истолкование догматического значения, какое будто бы заключено в сугубом аллилуия. Толкование наполнено самых странных заблуждений и нелепостей, обличающих жалкое невежество и вымысл людей неправомыслящих. Оно запутано множеством выводов; но, сколько можно понять, аллилуия здесь означает: воскресе; двукратное же произношение аллилуия в славословии выражает два естества во Христе, его Человечество и Божество, прославленные в воскресении. А троить аллилуия значило бы, по сказанию жизнеописателя Евфросинова, вводить какое-либо новое божество. При этом многие выражения в толковании имеют характер еретический и совершенно лишены смысла. Напр. о Христе говорится, что Он неотступен вочеловечения Св. Духа, – един двоением аллилуия познавается; что воплощения ради Св. Духа Сын Божий наречется, а воскресения ради Бог совершен познавается; что Духа непреложное вочеловечение и всынение – Христос; что " Дух Бог совершен познавается един в троице неразлучным ему вочеловечением и удвоением ему божественнаго аллилуия познавается и славится во двою естеству. А идеже троится аллилуия, ту есть прилагаемый чуждый бог языческий« и пр. Наконец, и строгое осуждение, которому подвергаются троящии аллилуия, как то говорит ангел жизнеописателю: «не ведый тайны сея не судится ему, нынеже ведый осужден будет от Бога и аз немилостив и тяжек явлюся ему в исходе души его», – такое осуждение показывает в жизнеописателе человека, который хотел, чем бы то ни было, утвердить важность своего частного мнения и настоять на своем нововведении.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Sokolov/...

Стены храма сближают его, а самые точные копии с икон, наиболее чествуемых православным народом, пробуждают в нем сознание родства с общим нашим отечеством. Но по силе воспитания и привычки тот же самый народ для удовлетворения своей религиозной потребности и все еще продолжал обращаться к иноверным алтарям. Чтобы изгладить в нем воспоминание об иноверии, лет десять тому назад граждане ходатайствовали у Правительства о перенесении в Спасскую обитель мощей препод. Евфросинии, но опечалены были решительным отказом. Наконец, усиленному ходатайству Вашего Преосвященства мы обязаны утешением видеть и лобызать в стенах здешнего храма вожделенную святыню – часть мощей святой строительницы храма. Молитвами паствы Вашей и предстательством Преподобной Евфросинии да сподобит Вас Господь быть свидетелем всецелого воскрешения здешнего края и да продлит жизнь Вашу на многия лета». По поводу описанного пред сим торжества написана была небольшая статейка Инспектором Витебской гимназии А. Андрущенко и послана была, для напечатания, в редакцию Московских Ведомостей, но почтенная редакция не соизволила дать ей место в своей газете. Тогда статья отправлена была в редакцию Виленского Вестника, где она и помещена была в 74, от 6-го июля 1871 г. Вот что было написано в этой статье: «12 и 13-е числа минувшего мая месяца ознаменованы были у нас в Витебске событием, которое не может остаться незамеченным обитателями всего Белорусского края. Событие это – перенесение части мощей преподобной Евфросинии, Княжны Полоцкой, из Витебска в Полоцк. Чтобы понять настоящее значение этого события стоит только припомнить историческую судьбу края. Живя сначала одною общею жизнью с остальною Русью, Белорусский край, в силу неблагоприятных политических обстоятельству впоследствии был оторван от родной ему семьи и мало по малу, под влиянием чуждой для него обстановки, стал терять основные принципы своей народности, в числе которых первым было православие. Из истории известно, что ничто в этом крае не навлекло на себя столько преследований, как православие. Те, которые настойчиво и неуклонно стремились отчуждить этот край от России, верно поняли, что для достижения этой цели им нужно поколебать основы религии, ибо единственно только в ней коренились воспоминания о былых временах общерусской жизни. Известно также, что ничто не встречало такого энергического отпора, такого отчаянного противодействия, как посягательство на религию. Но, несмотря ни на какие усилия, противники, на стороне которых были и нравственные и материальные средства, восторжествовали, и в этом крае, путем насилия, введена была, наконец, уния – эта странная и неудачная компиляция религиозных понятий и обрядов. Но обстоятельства переменились. Силою оружия этот край был присоединен к России, однако прежняя религиозная связь его с последней значительно ослабела. Для скрепления ея русское правительство принимало разные меры и, наконец, успело достигнуть того, что униаты присоединились к православной церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Насколько сильно было влияние преподобной Евфросинии на князей Полоцких, ее родственников, видно из следующего исторического события. В 1130 году землю Полоцкую постигло большое несчастье. Великий князь Киевский Мстислав просил князей Полоцких помочь ему в войне с заклятыми врагами земли Русской печенегами. Но враждуя из-за уделов, князья Полоцкие отказались помочь ему. За это Мстислав напал на княжество их, разорил города и села, взял в плен князей Давида, Ростислава и Святослава и выслал их с семьями. Они бежали в Царьград, столицу Византийского царства, где на престоле был император Алексей Комнин, родственник их, так как сын его был женат на их сестре. Император обласкал князей Полоцких, принял их к себе на службу и впоследствии они храбро сражались с арабами в рядах византийского войска. Но тоска по родине томила их, горевали и родные князей, оставшиеся в Полоцке, и между ними, конечно, и преподобная Евфросиния, отец которой также был на чужбине. Едва умер князь Мстислав, враг их, как все вернулись на родину, встреченные с радостью великою. Но влияние кроткой и благочестивой родственницы их, почтение к ее высокой добродетельной жизни было так велико, что они не мстили своим врагам. И когда сын Мстислава, Всеволод, шел мимо Полоцка, возвращаясь с битвы с врагами, князь Василько, племянник преподобной Евфросинии, княживший в это время в Полоцке, вместо того, чтобы захватить его и отомстить за отца, вышел к нему навстречу, принял его с любовью в свой дом, где радушно угощал, с почетом проводил его и князья дали друг другу клятву–не помнить прошлых распрей.       В этом благородном поступке князя нельзя не видеть благотворного влияния преподобной Евфросинии, всей жизнью своею учившей христианской любви, милосердию и прощению.       Служа образцом для верных «в слове, в житии, в любви, в духе, в вере и чистоте» 1Тим.4:12 , для сестер, собиравшихся под кровом святой обители ее, она была истинной матерью, наставницей, учительницей. Непрестанно поучала она сестер чистоте, духу кротости, заботясь с величайшей любовью о спасении их души.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010