— Господин, отец мой — христианин и верный слуга Божий, матери моей нет уже в живых. Родитель мой, имеющий большое богатство, желает выдать меня замуж, чтобы не пропали все его сокровища, я же не хотела бы осквернять себя мирскою суетою, но боюсь ослушаться отца моего и потому не знаю, что мне делать. Всю предыдущую ночь я провела без сна, умоляя Бога, чтобы Он ниспослал мне милость Свою. А при наступлении утра захотелось мне позвать к себе одного из отцов подвижников, дабы услышать от него слово назидания и указания, как мне следует поступать. Умоляю тебя, отче, научи меня пути Господню, ибо я знаю, что ты мне послан от Бога. Тогда старец начал поучать ее так: — Господь говорит во святом Евангелии: «Если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником» (Лк.14:26). Не знаю я, что тебе сказать больше сего. Если ты можешь вынести борьбу с плотью, то оставь всё и беги от мира сего, как Израиль от работ фараона. А наследников богатства отца твоего весьма много: церкви, монастыри, больницы, странноприимные дома, сироты, вдовы, странники, заключенные в темницы и взятые в плен. Отец твой может раздать имение, кому захочет, сама же ты позаботься о душе своей. На сие девица сказала ему: — Я надеюсь на Бога и на твои молитвы, отче, ибо думаю, при помощи свыше, посвятить себя Богу. — Не медли с сим намерением, дочь моя, — ответил ей старец, — ибо кто отлагает совершение богоугодного подвига, тот, обыкновенно, потом раскаивается в таком замедлении; время и теперь покаяться. Святая Евфросиния сказала старцу: — Для того я и попросила тебя, отче, придти ко мне; я хотела, чтобы ты исполнил желание сердца моего, и, помолившись о мне, благословил и постриг меня. Тогда старец встал, помолился и постриг, по Божьему соизволению, Евфросинию в иночество, возложив на нее схиму. При сем он сказал ей: — Бог, даровавший спасение всем святым Своим, да хранит тебя от всякого зла. После того он отправился в свою обитель, радуясь и славя Бога. Между тем Евфросиния стала размышлять в сердце своем:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Затем Евфросиния, опасаясь, как бы отец не узнал ее, так как она вела с ним слишком продолжительную беседу, сказала Пафнутию: — Господин мой, иди теперь домой с миром. Внимая сим речам, Пафнутий и плакал, и радовался, ибо сердце его пламенело естественною любовью к Измарагду и много пользы получил он от бесед с ним; затем он пошел к игумену и сказал ему: — Один Бог знает, отче, какую пользу получил я от сего инока, и по благодати Божией, его слова наполнили мое сердце такой радостью, как будто бы я нашел любимое чадо. После сего Пафнутий, попросив всех иноков молиться за себя, возвратился домой. — А Измарагд прожил в той обители тридцать восемь лет, проводя богоугодную жизнь; по прошествии сего времени он впал в тяжкую болезнь, после которой и предал Господу свою душу. Еще до преставления его, Пафнутий опять пришел в монастырь на поклонение и для посещения братии. После обычной беседы с игуменом, он сказал ему: — Отче, если возможно, позволь мне повидаться с братом Измарагдом, ибо я очень люблю его. Игумен, призвав Агапита, поручил ему отвести Пафнутия к Измарагду. Когда Пафнутий вошел в келлию его и увидел Измарагда лежащим на постели в сильной болезни, то припал к его ложу и стал говорить с горькими слезами: — Увы мне! Где сладкие слова твои, где обещания твои о том, что я увижу погибшую дочь мою? Вот, я не только не вижу ее, но лишаюсь и тебя, моего утешителя. Увы мне! Кто теперь утешит старость мою? К кому я пойду, и кто будет отрадою в печали моей? Я плачу и душевно скорблю о разлуке с тобою; вот уже тридцать восемь лет, как я не вижу дочери своей и не получаю ниоткуда вестей о ней, да и дорогой мой Измарагд покидает меня, — Измарагд, о котором я так сильно радовался, как будто бы я нашел свою погибшую дочь. И чего мне теперь ожидать? Где найти себе утешение? Остается мне одно: сойти в гроб с своею печалью! Видя, как неутешно рыдал Пафнутий, Измарагд сказал ему: — Зачем ты смущаешься и убиваешься от сильной печали? Разве не крепка рука Господня? Или разве есть что-либо невозможное для Бога? Итак, перестань печалиться. Вспомни, что Господь некогда явил Иакову живым Иосифа, о котором он рыдал, как о мертвом; тот же Бог утешит и тебя. Теперь же прошу тебя об одном: останься здесь три дня и не покидай меня.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Тебе вси заступницу имамы, преподобная мати наша Евфросиние:/не престай убо о нас молити Господа,/да не лишени будем Чертога Его Небеснаго. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Яко звезда светозарная, показалася еси, мати Евфросиние,/блуждающих во мраце путеводящая,/во искушениих и вражиих наветех скорая и надежная помощница. И ныне и присно и во веки веков. Аминь. Богородичен: Доброта Иаковля, юже возлюби Бог/и в Нюже вселитися изволи Слово Божие,/земных слава и грешных прибежище Ты еси, Богородице Чистая. Песнь 6 Ирмос: Житейское море,/воздвизаемое зря напастей бурею,/к тихому пристанищу Твоему притек, вопию Ти:/возведи от тли живот мой, Многомилостиве. Припев: Преподобная мáти Евфросиние, моли Бога о нас. Возсиявши, яко солнце, богосиянными лучами, преподобная Евфросиние,/струи изливаеши исцелений всем,/похваляющим твоя постническия труды и дивныя подвиги. Припев: Преподобная мáти Евфросиние, моли Бога о нас. Ублажаем и чтим твою память святую и молим тя присно:/помяни и нас, мати Евфросиние, у Престола всех Царя. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Егда токмо узрела еси, преподобная Евфросиние, третицею/написанный образ явльшагося тебе Архистратига,/и абие разрешишася узы языка твоего,/и прославила еси Господа, творящаго дивная чудеса. И ныне и присно и во веки веков. Аминь. Богородичен: Вся хотением составивый Бог и содержай всяческая словом,/Твоима рукама держится, Пречистая,/Иже Божественным Существом неописанный. Кондак, глас 2 Вся красная мира сего, яко суетная, презревши/и тело твое постом и бдением изнуривши,/непрестанными молитвами Богу угодила еси,/преподобная Евфросиние,/и, дар исцелений от Него прияти сподобльшися,/слепому прозрение и многим недужным исцеление даровала еси./Темже радостно взываем, глаголюще:/слава Богу, прославляющему святыя Своя. Икос Приидите, постническое сословие и чистоты усерднии хранителие,/песньми духовными воспоим преподобную Евфросинию,/красоты мира сего возненавидевшую, временную княжения славу оставльшую,/во обители, ею созданней, образ монашествующим показавшую,/многими бдении и постом тело свое удручившую,/и многих ради подвигов еще в житии сем дар исцелений от Бога приявшую,/и по смерти исцеления неоскудно источающую всем,/с верою приходящим к честней раце мощей ея./Темже радостно взываем, глаголюще:/слава Богу, прославляющему святыя Своя. Песнь 7

http://azbyka.ru/molitvoslov/kanon-prepo...

[Сей кондак глаголется трижды.] [Далее повторяем 1е икос и кондак:] Икос 1 Ангелом святым уподобившися, богобоязненнии родителие твоя, преподобная Евфросиние, печалуяся о безплодии своем, непрестанно Господа моляху, да послет им чадо во утешение. С высоты небесныя преблагий Господь на милосердие, моления и пощения рабов Своих взирая, благоволи, по молитвам игумена, благословити благочестиваго отца твоего Пафнутия и разрешися неплодие матери твоея. Мы же, с родителями твоими, прекрасная Евфросиние, рождению твоему радующеся, воспеваем ти: Радуйся, у Господа родителями твоими со слезами вымоленная; Радуйся, родителем твоим Господом за милосердие и смирение дарованная. Радуйся, утешением им неизреченным ставшая; Радуйся, ими благочестию и праведности наученная. Радуйся, с младых лет в православной вере воспитанная; Радуйся, заповеди Божии в сердце своем сохраншая. Радуйся, преподобная мати Евфросиние, радость в любве ко Христу испытавшая. Кондак 1 Избранная Богом от благочестиваго рода для прославления имени Господнего своим житием непорочным, святая преподобная Евфросиние, к чистым стопам твоим припадаем и умиленно тя просим: простри ко Господу Богу руце своя и умоли за нас Творца всяческих, да помилует нас в сем житии, вопиющих тебе: Радуйся, преподобная мати Евфросиние, радость в любве ко Христу испытавшая. Молитва преподобной Евфросинии Александрийской О, святая преподобная мати наша Евфросиние! Ныне светло память твою празднующе, умиленными сердцами восклицаем ти: ты послушалася еси благаго Учителя Господа нашего Иисуса Христа, глаголющаго в Евангелии: Иже любит отца или матерь паче Мене, несть Мене достоин, и иже не отречется всего своего имения, не может быти Мой ученик, и всем житием своим последовала еси Ему. Испроси нам, мати наша Евфросиние, силы и действа Святаго Духа, во еже искоренити всякий грех в нас живущий и сотворити души наша в храмы Божии; воспламени сердца наша любовию ко Господу да исполним уста наша ко славословию Его и совершим хождение наше пред лицем Божиим во всяком благочестии и чистоте, да небесным предстательством твоим спасаеми узрим славу Божию, славяще Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь. Рекомендуем молитвы

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-pre...

761  По житию, Евфросин ходил в Константинополь ещё будучи юношей: см. лист 34 sqq речи Евфросина посланным Иова, откуда он навык двоить песнь аллилуия, в которых не говорится это прямо, но ясно даётся знать, и лист 88 оборот, где сам автор жития прямо говорит, что Евфросин ходил к Царьграду, на вопрос к патриарху об аллилуии, „в юности своей”. А Василий в этом случае, допуская явную хронологическую несообразность, переделывает автора жития (путешествие в Царьград юноши, Псковского поселянина, „на вопрос” к патриарху, независимо от всего, не особенно вероятно: но автор жития именно затем и посылает Евферосина в Царьград юношей, что иначе это путешествие уже не было – бы в самый прекрасный цвет благочестия в Константинополе и задолго до его взятия Турками, как нужно было представлять дело автору). 762  Автор жития не сообщает, в каком году умер Евфросин, а относительно возраста говорит, что в „глубоце старости”, – лист 71. Василий, на основании сведений, им самим полученных в монастыре Евфросиновом, которые он не выдаёт за достоверные („якоже неции поведают в него обители о нем”) и которые на самом деле не отличаются достоверностью (Евфросин, по его словам, вручил перед смертью игуменство Игнатию, тогда как на самом деле игуменом был Харлампий), говорит, что Евфросин скончался в 1481г., будучи 95 лет от роду. Достоверно известно, что Евфросин был жив в 1472 году и что он скончался не ранее правления Новгородского архиепископа Феофила, который занимал кафедру с 1471г. по 1480, см. запись на рукописи, писанной в монастыре Евфросиновом и находящейся в числе рукописей, приобретённых Румянцевским Музеем от Пискарёва, – по каталогу Викторова и духовное завещание Евфросина в Актах Экспедиции I, Принимая, что Евфросин скончался в 1480г., лет 90, получим, что время 20-летней юности началось для него в 1410г., а Фотий занимал митрополичью кафедру с 1409 по 1431год. 764  Православный Собеседник стр. 141 начало. Этот Иов, т. е. действительный Иов писем неизвестного псковича, нет сомнения, есть тот священник Иов, который в 1422 или 1425г. приходил к митрополиту Фотию послом от Псковского духовенства, – Памятники Павлова col. 427. Относительно прозвания его столпом сравнить отзыв архиепископа Геннадия о митрополите Спиридоне Сатане: „сей человек в нынешняя роды беяше столп церковный, понеже измлада извыче священная писания”. Когда автор жития говорит, что Иов умер после Евфросина, т. е. наделяет его слишком большим долголетием, то очень может быть, что говорит неправду.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Разделы портала «Азбука веры» Православные молитвы Кондак 1 Избранная Богом от благочестиваго рода для прославления имени Господнего своим житием непорочным, святая преподобная Евфросиние, к чистым стопам твоим припадаем и умиленно тя просим: простри ко Господу Богу руце своя и умоли за нас Творца всяческих, да помилует нас в сем житии, вопиющих тебе: Радуйся, преподобная мати Евфросиние, радость в любве ко Христу испытавшая. Икос 1 Ангелом святым уподобившися, богобоязненнии родителие твоя, преподобная Евфросиние, печалуяся о безплодии своем, непрестанно Господа моляху, да послет им чадо во утешение. С высоты небесныя преблагий Господь на милосердие, моления и пощения рабов Своих взирая, благоволи, по молитвам игумена, благословити благочестиваго отца твоего Пафнутия и разрешися неплодие матери твоея. Мы же, с родителями твоими, прекрасная Евфросиние, рождению твоему радующеся, воспеваем ти: Радуйся, у Господа родителями твоими со слезами вымоленная; Радуйся, родителем твоим Господом за милосердие и смирение дарованная. Радуйся, утешением им неизреченным ставшая; Радуйся, ими благочестию и праведности наученная. Радуйся, с младых лет в православной вере воспитанная; Радуйся, заповеди Божии в сердце своем сохраншая. Радуйся, преподобная мати Евфросиние, радость в любве ко Христу испытавшая. Кондак 2 Видя девственную чистоту жития твоего, преподобная Евфросиние, велие благоразумие твое и красоту лика твоего, многия от благороднейших и знатнейших семейств Александрии желаху имети тя супругою своих сынов. Отец же твой Пафнутий, на волю Божию всецело полагаяся: «Да будет тако, яко же есть угодно Господу!», хвалы Ему пел неустанно: Аллилуиа. Икос 2 Разуму своему просвещения свыше прося, пришедши Пафнутий со дщерию своею во обитель, рекл игумену о чаде своем: «Аз приведох к тебе, святый отче, дщерь мою, ея же ми Бог даровал есть по молениям твоим; прошу тя, отче, помолися о ней, хощу бо отдати ея в замужество». Ты же, благоразумная Евфросиние, к ногам старца припадая, просила еси его: «Прошу тя, отче, помолися о мне, да спасет Господь душу мою», о замужестве ничуть не помышляя. Научи же и нас о небеснем помышляти паче, нежели о земном, воспевающих ти сице:

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-pre...

Лариса. Ах, дело сделано; можно только жалеть, а исправить нельзя. Входит Евфросинья Потаповна. Явление третье Огудалова, Лариса и Евфросинья Потаповна. Евфросинья Потаповна. Уж откушали? А чаю не угодно? Огудалова. Нет, увольте. Евфросинья Потаповна. А мужчины-то что? Огудалова. Они там сидят, разговаривают. Евфросинья Потаповна. Ну, покушали и вставали бы; чего еще дожидаются? Уж достался мне этот обед; что хлопот, что изъяну! Поваришки разбойники, в кухню-то точно какой победитель придет, слова ему сказать не смей! Огудалова. Да об чем с ним разговаривать? Коли он хороший повар, так учить его не надо. Евфросинья Потаповна. Да не об ученье речь, а много очень добра изводят. Кабы свой материал, домашний, деревенский, так я бы слова не сказала; а то купленный, дорогой, так его и жалко. Помилуйте, требует сахару, ванилю, рыбьего клею; а ваниль этот дорогой, а рыбий клей еще дороже. Ну и положил бы чуточку для духу, а он валит зря; сердце-то и мрет, на него глядя. Огудалова. Да, для расчетливых людей, конечно… Евфросинья Потаповна. Какие тут расчеты, коли человек с ума сошел. Возьмем стерлядь: разве вкус-то в ней не один, что большая, что маленькая? А в цене-то разница, ох, велика! Полтинничек десяток и за глаза бы, а он по полтиннику штуку платил. Огудалова. Ну, этим, что были за обедом, еще погулять по Волге да подрасти бы не мешало. Евфросинья Потаповна. Ах, да ведь, пожалуй, есть и в рубль, и в два; плати, у кого деньги бешеные. Кабы для начальника какого высокого али для владыки, ну, уж это так и полагается, а то для кого! Опять вино хотел было дорогое покупать в рубль и больше, да купец честный человек попался; берите, говорит, кругом по шести гривен за бутылку, а ерлыки наклеим какие прикажете! Уж и вино отпустил! Можно сказать, что на чести. Попробовала я рюмочку, так и гвоздикой-то пахнет, и розаном пахнет, и еще чем-то. Как ему быть дешевым, когда в него столько дорогих духов кладется! И деньги немалые: шесть гривен за бутылку; а уж и стоит дать. А дороже платить не из чего, жалованьем живем. Вот у нас сосед женился, так к нему этого одного пуху: перин да подушек, возили-возили, возили-возили, да все чистого; потом пушного: лисица, и куница, и соболь! Все это в дом, так есть из чего ему тратиться. А вот рядом чиновник женился, так всего приданого привезли фортепьяны старые. Не разживешься. Все равно и нам форсить некстати.

http://azbyka.ru/fiction/bespridannica-o...

Радуйся, Креста всеоружием оградившеся, враги побеждавшая; Радуйся, молитвою пламенною услаждаяся, с Господом непрестанно пребывавшая. Радуйся, яко светом Христовым просвещенное сердце имела еси; Радуйся, яко любовию Христовою навечно уязвилася еси. Радуйся, во Владычни пречистые длани надежды своя возложившая; Радуйся, сугубый венец от Христа Жизнодавца достойно приявшая. Радуйся, преподобная мати Евфросиние, радость в любве ко Христу испытавшая. Кондак 5 Боготечную звезду в тебе явленную найти тщашеся, искаше тя повсюду благочестивый отец твой и братию моляше да откроет по молитвам я Господь твою участь, Евфросиние святая. Ты же, днем и нощию ко Господу молилася еси, да не откроет Господь никому же о тебе в сем житии, и Бог тя слышаще, ты бо пела еси Ему верно: Аллилуиа. Икос 5 Видевши игумен обители идеже подвизалася еси ты, мати наша Евфросиние, яко отец твой велиею печалию по тебе истаяваем бысть, посли его к тебе в келию, да утешение от тебе приимет, яко мняше тя исполненною Духа Святаго. Мы же, таковую милость Божию на тебе зряще, восхваляем тя звании сими: Радуйся, светом Триипостасным еще в земном житии осиянная; Радуйся, небесный чертог еще на земли себе уготовившая. Радуйся, разум богоносный денно и нощно стяжавшая; Радуйся, добротою благочестия чистее злата блистающаяся. Радуйся, сияния Божественнаго ныне насыщающаяся; Радуйся, нощь жития всемудро прошедшая, день невечерний постигшая. Радуйся, преподобная мати Евфросиние, радость в любве ко Христу испытавшая. Кондак 6 Проповедницею истиннаго боговедения и велией любви ко Христу явилася еси, премудрая Евфросиние, егда любовь отца своего земнаго не презревая, обаче в печали по тебе с любовию дочернею его тепло утешая, Отцу Небесному взывала еси слезно: Аллилуиа. Икос 6 Возсияла еси, блаженная Евфросиние, зельными трудами и воздержанием тело твое удручающи тридесять и восемь лет, в уединенном житии воспевая ко Христу победную песнь над враги видимыми и невидимыми. Всего же величествия деяний твоих изрещи не могуще, малую мзду хвалебную воздаем тебе сице:

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-pre...

Однажды за ней пришли, но Евфросиния Антоновна была в отлучке - ей сообщили о приходе милиции добрые люди, у которых она ютилась. Посоветовали скрыться. «Бегут те, кто виноват, а прячутся трусы!.. Сама пойду». Три раза ходила она в комендатуру. Два раза ее разворачивали - то начальника не было, то еще что-то. Только в третий раз велели забираться в грузовик, который едет в город. Именно этот момент Евфросиния Антоновна сравнивает с монашеским постригом - три раза упали ножницы, но она все три раза не отказывалась от своего намерения. «Машина тронулась. Я перекрестилась». Жертва была принесена. И вот Евфросиния Антоновна уже в вагоне для скота едет в ссылку в Сибирь со своими односельчанами. Самым тяжелым для нее были не теснота даже, а страдания окружающих. И еще - невыносимый стыд, потому что нужду можно было справлять только на глазах у всех. Некуда спрятаться. Человек, исполненный достоинства, Евфросиния Керсновская начала догадываться, что в новых обстоятельствах бесправия и унижения главное - это человеческое достоинство не потерять. То есть не лгать. Не изворачиваться. И всегда следовать христианским заповедям. Я - не убийца На Суйгинском лесоповале (Томская область), куда привезли Керсновскую и ее попутчиков в 1941 году, царили холод и голод. Начальствовал над ссыльными некий Дмитрий Алексеевич Хохрин, директор леспромхоза. Этот Хохрин чужую жизнь ни во что не ставил. Ни разу не смолчала Евфросиния Антоновна, когда он бесчинствовал, однако взамен получала только непосильные нормы выработки. В конце концов Хохрин снял ее с довольствия, видимо, желая, чтобы она погибла от голода... Однажды у нее, доведенной до отчаяния, возник порыв Хохрина убить. Зарубить топором - отомстить за всех, кого он замучил, избавить от него землю. Она не смогла - словно ангел отвел ее занесенную для удара руку, как сама она вспоминала впоследствии. «Я - не убийца». Убийство стало бы нарушением всех принципов, которых Евфросиния Антоновна придерживалась неукоснительно. А именно - только Господь может распоряжаться жизнью того, кого Он создал. И жизнь звероподобного Хохрина - тоже только в руце Божией. Законы волчьей стаи

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/d...

4) Планка ордена может носиться на повседневной одежде и располагается в таких случаях на левой стороне груди. При наличии других орденов Русской Православной Церкви планка ордена преподобной Евфросинии 3 степени располагается согласно перечню орденов, указанному в статье 3.3.2. 4.21.6. Орденом преподобной Евфросинии Московской награждаются женщины за особый вклад в укрепление духовно-нравственных традиций в обществе, развитие церковного социального служения, за церковно-общественную деятельность. 4.22. Положение о медали ордена преподобной Евфросинии, великой княгини Московской 4.22.1. Медаль учреждена определением Святейшего Патриарха Алексия II и Священного Синода от 21 августа 2007 года в ознаменование 600-летия преставления преподобной Евдокии, в монашестве Евфросинии, великой княгини Московской. 4.22.2. Медаль имеет форму круга с узким выпуклым рантом по краю, в центре медали – рельефное поясное изображение преподобной Евфросинии. По сторонам, на уровне плеч, – стилизованная надпись: у правого плеча – ПРПДБНАЯ, чуть ниже – EVФPOCVHIЯ, у левого плеча – ВЕЛИКАЯ, чуть ниже – КН МОСК. (Преподобная Евфросиния, великая княгиня Московская). Над изображением святой по окружности расположен стилизованный девиз БЛАЖЕНИ MUЛOCTUBIU. На оборотной стороне медали расположена рельефная монограмма «ЕМ» (Евфросиния Московская), по обеим сторонам от которой находятся рельефные изображения двух лавровых ветвей. Под монограммой расположен номер медали, зарегистрированный в Наградной комиссии. Медаль при помощи кольца соединяется с колодкой, которая имеет форму трапеции. Лента в колодке шелковая муаровая, кремового цвета, с двумя узкими красными полосами по обеим сторонам. Материалы: латунь, никель, золочение. Диаметр медали: 35 мм. На обратной стороне колодки – приспособление для крепления. 4.22.3. Медаль ордена преподобной Евфросинии носится на правой стороне груди; располагается среди прочих медалей согласно перечню медалей, указанному в статье 3.4.2. 4.22.4. Планка медали представляет собой прямоугольную металлическую пластину, обтянутую муаровой лентой кремового цвета с двумя узкими красными полосами по обеим сторонам ленты. Размеры планки медали: ширина 24 мм, высота 13 мм. На обратной стороне имеется приспособление для крепления.

http://azbyka.ru/otechnik/dokumenty/polo...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010