Постом ум очищая, кроток и незлобив явлься,/на земли кротких живеши, Богомудре Евфросине,/со всеми преподобными и избранными поя:/Господа благословите, людие, и превозносите Его во веки. Богородичен: Пощади нас, поющих Твое, Господи, иже от Девы неизреченное рождество,/избави от страстных бед и скорбей рабы Своя мольбами Пречистыя Твоея Матере,/яко Милосерд и Человеколюбец. Песнь 9 Ирмос: Живоприемный источник приснотекущий,/светоносный светильник благодати,/храм одушевленный, сень пречистую,/Небесе и земли пространнейшую,/Богородицу, вернии, величаем. Яко утро, яко солнце, возсия память твоя,/тьму отгоняя душетленных страстей,/юже совершающе, благочестно восхваляем тя радостными песньми. Яко в раи, отче, воздержания процвел еси,/яко маслина, псаломски явися,/лица и сердца наша помазуя маслом трудов твоих, отче Евфросине,/благочестно чтущих священную память твою. Днесь нам возсия честная память твоя, преблаженне,/просвещая души и телеса и страстей мглу отгоняя, преподобне./Подаждь помощь молитвами твоими, Евфросине отче,/и настави на стезю жизни,/темже, достойно чтуще тя, величаем. Рукою моею недостойною приносимое тебе с трудом хваление,/отче Евфросине, не презри, но приими/и моли Творца своего, Владыку и Господа, тамошняго избавити вечнаго мучения/тебе верою почитающа. Певцев, иже тебе, блаженне, искренно воспевающих/и твою память честную, преподобне Евфросине, верою прославляющих,/освяти, и прослави, и от бед избавляй и напастей/и иже тамо вечнаго, отче, мучения,/да тебе всегда воспевают. Богородичен: Приими, Пречистая Отроковице, Божественную песнь,/воздающи благодать на Тя надеющимся,/и мир испроси Церквам присно подати/и верным послати на враги одоления и победы,/да, всяк язык христианский, Тя величаем. Светилен: Пустыню град сотворил еси премудрыми образы,/отцем украшение, Евфросине Богомудре,/и сию совершил еси, яко мысленный рай, приносящ цветы Божественныя,/единообразных множества, достойно твою творящих память успения. Слава, и ныне, праздника или Богородичен:

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Тяжело было жителям земли полоцкой выслушать этот отказ в единственной и дорогой их святыне. Но они, уповая на милость Божию, снова не перестали ходатайствовать о возвращении им принадлежащих по праву св. останков преподобной Евфросинии. На этот раз они прибегли к помощи светской власти. В 1864 г. на имя главного начальника северо-западного края, графа Муравьева, поступило ходатайство от 13 волостей Полоцкого уезда, а также от мещан города Полоцка, просьба ο предстательстве его пред государем императором, чтобы со стороны его последовало Высочайшее соизволение на перенесение из киевских пещер в г. Полоцк св. мощей преподобной Евфросинии. Граф Муравьев, признавая это ходатайство заслуживающим уважения, отношением от 30 марта того года просил дать по поводу его заключение полоцкого архиепископа. Последний сообщил его сиятельству, что он с своей стороны уже ходатайствовал об этом пред высшей церковной властью, но получил отказ, хотя и до настоящего времени признает необходимость и огромную важность в интересах православия перенесение мощей преподобной Евфросинии в г. Полоцк. В 1866 г. на полоцкую епископскую кафедру был назначен московский викарный епископ Савва, человек в высшей степени энергичный и великий ревнитель древнего православия. Еще пред отправлением своим из Москвы в Витебск летом 1866 года преосвященный Савва, по собственным его словам, беседовал с московским митрополитом Филаретом о перенесении мощей преподобной Евфросинии из Киева в Полоцк и просил его содействия в этом деле. После некоторых возражений митрополит Филарет согласился поддерживать преосвященного Савву и уполномочил его начать от имени его переговоры об этом предмете с петербургским митрополитом Исидором. Но переговоры эти не имели никакого успеха. Митрополит Исидор с каким-то раздражением и даже гневом на московского митрополита встретил слова преосвященного Саввы о мощах преподобной Евфросинии. Он даже прямо советовал преосвященному Савве оставить однажды навсегда мысль о перенесении мощей преподобной Евфросинии из Киева в Полоцк.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Но и на этот раз надежды обманули полочан. Киевский митрополит Платон не только присоединился к мнению своего предшественника, митрополита Арсения, по вопросу о перенесении мощей преподобной Евфросинии, но и даже усилил его возражения против перенесения мощей преподобной Евфросинии. Он, между прочим, писал, что перенесение невозможно по следующим соображениям: во-первых, если допустить это перенесение, то нельзя будет воспрепятствовать перенесению на родину и других святых останков мощей, погребенных в Киево-Печерской лавре после кратковременного пребывания в ней, в случае ходатайств о том, а это может грозить лаврской святыне, и лавра может утратить значение в смысле центра религиозной жизни русского народа; во-вторых из истории бывших в древнее время перенесений мощей усматривается, что если эти перенесения и допускались, то мощи переносились не из центра в окраины, а, наоборот, из окраин в центры. На оснований этих возражений митрополита Платона и сделанных ранее его предшественником, митрополитом Арсением, Св. Синод указом от 1903 г. снова отклонил ходатайство полоцкого епархиального начальства о разрешении перенесения мощей преподобной Евфросинии из Киева в Полоцк и тем самым окончательно лишил полочан всякой надежды на исполнение когда-либо их заветного желания. Дальнейшие архипастыри полоцкие и не поднимали этого вопроса... В последние годы полоцкими церковными и гражданскими деятелями был снова поднят вопрос о перенесении мощей преподобной Евфросинии из Киева в Полоцк. На этот раз дело было поведено особенным образом. Прежде чем испрашивать благословения Св. Синода и согласия киевского архипастыря и Киево-Печерской лавры, заручились одобрением миссионерского съезда, бывшего в Киеве летом 1908 года и признавшего в качестве одной из весьма важных и необходимых мер борьбы с католичеством в северо-западном крае перенесение мощей преподобной Евфросинии из Киева в Полоцк. На основании этого постановления миссионерского съезда, было возбуждено из Полоцка соответствующее ходатайство пред Св. Синодом. Последний 30 апреля 1909 года потребовал чрез киевского митрополита от духовного собора Киево-Печерской лавры отзыва по вопросу о возможности перенесения мощей преподобной Евфросинии из Киева в Полоцк.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Arhiva Slujirea Patriarhului la biserica cu hramul „Sfânta Cuvioas Eufrosina” din Kotlovka, or. Moscova. Hirotonia arhimandritului Foma (Demciuk) în treapta de episcop de Gdov Патриаршее служение в московском храме преподобной Евфросинии в Котловке. Хиротония архимандрита Фомы (Демчука) во епископа Гдовского 2 iulie 2017 20:28 La 2 iulie 2017, în Dumininca a 4-a dup Cincizecime, Sanctitatea Sa Patriarhul Moscovei i al întregii Rusii Chiril a svârit rânduiala sfinirii mari a bisericii cu hramul „Sfânta Cuvioas Eufrosina a Moscovei” din Kotlovka, or. Moscova, i Dumnezeiasca Liturghie în locaul nou sfinit. În timpul Liturghiei Întâistttorul Bisericii Ortodoxe Ruse a condus hirotonia arhimandritului Foma (Demciuk) în treapta de episcop de Gdov, vicar al Eparhiei Pskovului. Serviciul de pres al Patriarhului Moscovei i al întregii Rusii Album foto «Slujirea Patriarhului la biserica cu hramul „Sfânta Cuvioas Eufrosina” din Kotlovka, or. Moscova. Hirotonia arhimandritului Foma (Demciuk) în treapta de episcop de Gdov Патриаршее служение в московском храме преподобной Евфросинии в Котловке. Хиротония архимандрита Фомы (Демчука) во епископа Гдовского» Album foto «Slujirea Patriarhului la biserica cu hramul „Sfânta Cuvioas Eufrosina” din Kotlovka, or. Moscova. Hirotonia arhimandritului Foma (Demciuk) în treapta de episcop de Gdov Патриаршее служение в московском храме преподобной Евфросинии в Котловке. Хиротония архимандрита Фомы (Демчука) во епископа Гдовского» Album foto «Slujirea Patriarhului la biserica cu hramul „Sfânta Cuvioas Eufrosina” din Kotlovka, or. Moscova. Hirotonia arhimandritului Foma (Demciuk) în treapta de episcop de Gdov Патриаршее служение в московском храме преподобной Евфросинии в Котловке. Хиротония архимандрита Фомы (Демчука) во епископа Гдовского» Album foto «Slujirea Patriarhului la biserica cu hramul „Sfânta Cuvioas Eufrosina” din Kotlovka, or. Moscova. Hirotonia arhimandritului Foma (Demciuk) în treapta de episcop de Gdov Патриаршее служение в московском храме преподобной Евфросинии в Котловке. Хиротония архимандрита Фомы (Демчука) во епископа Гдовского»

http://patriarchia.ru/md/db/text/4947940...

Очевидно, Евфросин говорил не о гонениях от антихриста, о которых говорили его противники. А в таком случае последовательность требовала отрицать всякую мысль о царстве антихриста, потому что никакими ссылками нельзя было доказать, что бывали «беды жесточайшие», чем «беды» от антихриста. Между тем инок Евфросин принадлежал к числу тех толковщиков, которые, отрицая бытие в мире самого антихриста, признавали необходимым утверждать, что настала пора бежать от «печати» антихриста. «Как ложь красуется праведным наречением! – взывал он, обличая самосожигателей. Христианом свойственно зело, еже печати антихристовы до конца опасатися. Вси бо, рече, поклоняющиеся зверю и иконе его, и приемлющие начертание на руце десней или на челе, мучени будут пред Агнцем и пред ангелы его огнем и жупелом, и дым мучения их во веки веком восходит. Да тем ли то блюстися, что своими руками самим себя губити?». 324 Ограничиваться такими замечаниями значило лишь сбивать читателей с толка, так что с этой стороны полемика Евфросина не была достаточна для цели. Иное дело – другие частности этой полемики. Тут картина была нарисована вполне ярко, чтобы производить сильное впечатление. Прежде всего Евфросин указывал проповедникам самоистребления, что они потому и не идут по пути истины, что не ведают Писания. «Иже имать тщание в испытании и прочитании божественного писания тому много и открыется – истины и правды Божией знание. А вы бедные, все на тетрадках пали, а книги все попрали». И еще: «вы жил книжных не копаете, но на малых тетрадках почиваете». Припоминая свои свидания с проповедниками самоистребления, Евфросин писал: «припамятуй, Поликарпе, твое духодейство: добра-де книга, да нагодушие в ней есть, а за се и недостойна приятия». Иронизируя, Евфросин прибавлял к этому от лица своих противников: «на что нам книги? в книгах мы не знаем, а в тетрадках разумеем: в книгах закрыто, а в тетрадках все открыто». – Вопрос неизбежно должен был затронуть авторитет протопопа Аввакума. Евфросин припомнил разговор Мины с иноком Сергием.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Semenovic...

Но такое образование Евфросиния получила не от школьного какого-либо учителя, а исключительным образом. При дворе отца ее был исключительным образом боярин Феодор. По утверждению биографа, он был, «мудр зело», потому что получил образование, «учибося от философов». Что это за философы? Так как о существовании своих философов, т. е. ученых людей мы не имеем сведений, то значит, это были люди иностранного происхождения. Очевидно, боярин Федор был одной из тех русских личностей, которыя пользовались для целей своего образования помощью случайных ученых выходцев из греков, время от времени появлявшихся при княжеских домах. Сам усвоив греческую образованность, он сделался домашним учителем дочери своего великого князя, при чем дело обстояло так, что он преподал ей лишь то, чего не мог преподать ее отец. Последний обучал ее «книгам», и прочим премудростям, т. е. зачаткам еллинской науки, которую по-видимому сам усвоил у Феодора 42 а тот «недостаточная поучаше ей» 43 , т. е. сообщал Евфросинии, тогда Феодуле, более высшие элементы науки, которых не мог, или не имел времени сообщит сам отец. Домашнее обучение Евфросинии продолжалось около 6–7 лет, между 8–15 годами ее жизни. При выдающихся способностях и любви к образованию, которыми, по словам биографа, отличалась Феодула и которые обусловливали ее быстрые успехи, домашнее образование древнерусской княжны несомненно должно было быть очень высоко. К сожалению, биограф больше ничего не говорит об этом образовании, да и при сообщении вышеприведенных сведений буквально списывает с жития Евфросинии Полоцкой, давая тем повод заподозревать их историческую ценность 44 . Во всяком случае, житие Евфросинии Суздальской вносит некоторое дополнение в гипотезу Голубинского. Ведь, если при дворе черниговского великого князя были ученые греки, под специальным именем «философов», то для чего они были, как не для обучения русских людей по крайней мере придворного общества? А если так, то почему бы им не быть и при других великокняжеских домах? Правда, как показывает житие Евфросинии Полоцкой, их, наверное, не было при захолустных удельных княжеских домах и там не помышляли ни о чемъ большем кроме грамотности, но в великих княжениях, находившихся в более или менее близких отношениях с Византией, дело могло обстоять совершенно иначе.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vinogr...

Радуйся, нищету Христову вольно возлюбившая; Радуйся, сего ради богатство исцелений от Бога приявшая. Радуйся, яко росою воздержания пламень страстей погасила еси; Радуйся, яко Жениху Слову честное девство в дар принесла еси. Радуйся, тем же в чертог славы Христом введенная; Радуйся, со Ангелы и со лики святых веселящаяся. Радуйся, преподобная мати Евфросиние, радость в любве ко Христу испытавшая. Кондак 7 Хотяй душу твою в селениих райских упокоити, возвести тебе Господь, праведная Евфросиние, день отшествия твоего к Нему. Ты же, отцу своему земному тайну жития своего поведавши, ко Отцу Небесному потекла еси, воспевая Ему: Аллилуиа. Икос 7 Дивная тайна о тебе открыта бысть Господем игумену и братии святыя обители, идеже ты подвизалася еси, святая Евфросиние, да прославится Бог, явивший крепкую силу Свою в немощней плоти твоея. Молися о нас, мати преподобная, Господу Иисусу Христу, да сподобит и нас скончавши праведно житие свое, достигнути спасения и водворитися со святыми Его, вопиющих к тебе: Радуйся, иго легчайшее Христово от юности понесшая; Радуйся, лучами чудес твоих страстей вещь попалившая. Радуйся, одеяние иноческое, яко ангельское, носившая; Радуйся, исткану свыше ризу себе светозарную исходатайствовавшая. Радуйся, огнем Божественныя любве сердце свое согревавшая; Радуйся, росою благодати Божественныя душу свою орошавшая. Радуйся, преподобная мати Евфросиние, радость в любве ко Христу испытавшая. Кондак 8 Странное чудо и непостижимое явися от святых мощей твоих, Евфросиние преблагая, егда некоему от братии, иже бе слеп на единый глаз, по лобзании тела честнаго твоего, отверзеся око его. Видя исцеление сие, вся братия величала есть милость Божию, воспевая: Аллилуиа. Икос 8 Всем была еси в назидание святым житием твоим, мати преподобная, яко в женстем естестве мужескую крепость имела еси и победила еси супостата диавола. Подавай и нам крепость на подвиги и труды во славу Божию, восхваляющим тя: Радуйся, яко святыя мощи твоя благоухания исполнишася; Радуйся, яко тех благоуханием мы ныне наслаждаемся.

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-pre...

Однажды ехала к ней Евфросиния в Москву и всю дорогу горько плакала, глаза не просыхали от слез. И вот какой-то человек спросил ее: – Да что вы плачете-то? Что у вас случилось? – Да вот еду, еду, а сама не знаю, куда и как еду и на что и как мне жить. И человек тогда ей сказал: – Поезжайте в Иваново-Вознесенск, есть такой город – Иваново-Вознесенск. И там вас в правах восстановят. Устроитесь работать на комбинат и восстановитесь в правах. Евфросиния ему сразу поверила и отправилась в Иваново-Вознесенск – поначалу одна, без детей. Приехала – чужой город, ни одного родного человека. Пришла она на меланжевый комбинат, и там ей кто-то сказал: «Идите по такому-то адресу. Там живет одинокая старушка, она вас пустит». Это была одинокая старушка, девица, она сама и свой маленький домик построила, и дрова заготовляла, и все по дому сама делала. Постучалась к ней робко Евфросиния Михайловна. – Кто, кто там? Кто ты? – спросила старушка. – Да вот я… мне посоветовали. Старушка, взглянув на пришедшую, сразу сказала: – Проходи, проходи! Ты знаешь, какой мне сон сегодня приснился? Увидела я, как ко мне в окошко священник постучал. Проходи, проходи, матушка! И детей привози, устраивайся. Съездила Евфросиния Михайловна за детьми, устроилась работать на меланжевый комбинат, на самую тяжелую, грязную работу, на которую никто не шел, – цеха убирать. Проработала она здесь один год и стала болеть, и ей сотрудники на комбинате посоветовали: похлопочи, чтобы тебя восстановили в правах. Хлопоты увенчались успехом, ее восстановили в правах, она уехала в Бежецк и устроилась работать учительницей. Но проработала недолго: узнали, что она жена священника, и сразу уволили. И она пошла в другую школу, но здесь повторилось то же самое. В последний раз она устроилась в школу в селе Княжеве, где служил брат ее мужа отец Иаков. И здесь директор школы хотел не только уволить ее как жену священника, но стал добиваться, чтобы ОГПУ непременно арестовало ее. Все эти события и переживания привели к тому, что Евфросиния Михайловна тяжело заболела: у нее отнялись ноги, и врачи признали ее инвалидом. Александра Васильевна тогда сказала ей: «Фролушка! Не ходи больше работать. Не ходи. Ну их. Не ходи к ним больше работать». Это был 1937 год. О пенсии по инвалидности ей пришлось хлопотать долго, многократно она писала властям; однако пенсию ей дали самую незначительную, только чтобы хватило на хлеб, но с Божьей помощью она с детьми выжила.

http://fond.ru/kalendar/370/ioann/

Неизвестность списателя жития, заключающиеся в нём еретические мысли, вложение в уста Божьей Матери странных мыслей о двоении аллилуйя, как какой-то тайны, обусловливающей дело спасения людей, самый характер сообщённых сведений в состоянии сновидения, а не в действительности, неверность толкования слова аллилуйя самого по себе и значения употребления его в Апокалипсисе ( Откр. 19:1–6 ) – всё это вместе; с ошибками в годах, лицах и событиях давало Феофилакту полное право отвергать сказание из жития св. Евфросина, как нелепость, а автора его считать «предерзким и преглупым плутом» 129 . Подробный разбор жития преп. Евфросина, принадлежащего неизвестному составителю, привёл автора «Обличения» к признанию следующего анахронизма. В житии говорится о том, что преп. Евфросин писал к архиепископу Новгородскому Евфимию послание, прося его признать общеобязательным двоение аллилуйя, но получил ответ отрицательный, состоявший в том, что Евфросин может двоить аллилуйя, если считает своё мнение правым, а другим пусть не зазирает, если они вместо двоения аллилуйя, будут троить 130 . Время написания послания и получения ответа относилось к концу жизни Евфросина; оно писано было после взятия (1453) турками Царьграда (куда будто бы ходил Евфросин для удостоверения в истине двоения аллилуйя); Евфросин умер в 1481 г., между тем как Евфимий Новгородский умер гораздо раньше, в 1458 г. Если послание было писано, то оно могло быть послано только в промежуток времени между 1453 и 1458 гг., т. е. в продолжение 5 лет. Но так как время отправления послания автор жития отнёс к концу жизни преп. Евфросина, то, по мнению Феофилакта, разделяемому и новейшими учёными, оказывается, что преп. Евфросин писал к Евфимию уже по преставлении его, т. е. живой к умершему и от умершего получил ответ 131 . Непоследовательность и противоречие Феофилакт указывал и в ссылке Денисова на автора жития преп. Евфросина, как лицо неизвестное по имени. Если при судебном разборе требуется свидетель известный и незазорный, то тем более нужен свидетель известный и надёжный в делах, относящихся к вере.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Sinaj...

Так жил Евфросин, и никто из братии не хотел узнать, что среди них находится человек, которого они глубоко недостойны. И так все продолжалось, и шло время в поругании и скорби для Евфросина от окружающих его и в его непрестанной, внутри себя и втайне творимой, молитве к Богу и в пламенной любви к Нему. Этой жизнью Евфросин достиг великой святости: Бог утешал его и давал ему радость в невыносимой земной жизни. Господь посылал ангелов Своих, и они восхищали его в рай сладостей. По временам Господь восхищал его в рай, чтобы он отдыхал и вкушал там небесное, невыразимое наслаждение, и после при продолжающемся ощущении его в своем сердце мог терпеть свою жизнь. Вместе с Евфросином жил в монастыре один священник по имени Власий. Этот Власий был соотечественник Евфросина, происходя с ним из одного и того же амморейского города. Власий отличался благочестием и никогда не оскорблял Евфросина. Он один старался заглянуть в его душу, предполагая в ней добродетель. Однажды Власий долго молился Богу, прося Его показать ему Своего сокровенного угодника. И вот Господь соблаговолил прославить Евфросина, столько лет поносимого напрасно. Во время молитвы внезапно, сам не зная каким образом, Власий был восхищен в рай. Ангел водил его по чудному саду, где он увидел Евфросина-повара. Власий долго стоял в удивлении и глядел на него, потом спросил: - Ты ли Евфросин, повар нашей обители? - Я, отец, - отвечал Евфросин. Тогда пресвитер Власий сказал: - Умоляю тебя, скажи мне, как попал я, грешный и непотребный, в это жилище света и радости, и каким образом и ты находишься здесь? - Ты молился, отец, - кротко и просто отвечал Евфросин, - и Господь исполнил твою молитву. В это время дивное благоухание привлекло обоняние пресвитера. Он взглянул туда, откуда несся аромат, и увидел какие-то дивные плоды. Человек не знает языка неба и потому не может назвать райские предметы по их имени. Созерцая неведомые ему вещи, он не может дать имени чувственным языком, но, применяя к земным понятиям, называет их так, как кажется ему сходным с известными вещами.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=34&iid=195...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010