Влияние сейчас упомянутых праведников и таких, как Максим Исповедник 185 , Стефан Новый 186 ,Феодор Студит 187 , Афанасий Афонский , Лазарь Галисийский, Евфимий Солунский, Николай Черногорец, Симеон Новый Богослов , было громадно. Проповедническая кафедра у одних, уединенная келья у других, иногда столп, на котором некоторые из них подвизались 188 , становились притягательным центром, к которому и отдельные лица, и целые толпы стекались отовсюду для покаяния, личного духовного совета, для общего поучения, наставления и участия во всенародной молитве. Бесстрашные обличители порока и неправды в лице носителей даже высшей власти, эти подвижники были лучшими защитниками обиженных и униженных. Вдвойне поэтому стоял за них народ, выражавший им свое сочувствие открыто и доходивший даже до восстания, когда правители рыпались не только вступать в споры с духовной властью, но, подчас, и дерзко оскорблять ее, например, насильственным низложением патриархов Игнатия и Николая Мистика , мужественно осуждавших безнравственные поступки императоров или нарушение ими церковных правил 189 . Эти же подвижники – самые пламенные и непоколебимые хранители и защитники чистоты веры и в этом – новое основание для их влияния на Церковь и светское общество. Когда ЛebI сближается с еретиками, мольбы народа заставляют праведного Даниила сойти со столпа для грозного обличения царя, и вот, повелитель Византии, припавши к ногам святого, просит у него прощения 190 . В другом случаеупорство племянника и наместника императора и патриарха Иерусалимского, отказывавшихся издать благоприятноедля правоверия постановление, было сломлено требованием Саввы Освященного, явившегося отстаивать чистоту догматов Церкви в сопровождении будто бы 10000 палестинских монахов 191 . Во времена успехов монофелитской ереси Максим Исповедник , сменявший блестящую придворную карьеру на иноческие подвиги, становится, вместе с Софронием Иерусалимским , главным защитником правоверия, за которое он также, как и ученик его Анастасий, терпят мученичество (им отрезали язык и правую руку) и умирает в изгнании на диком Кавказе 192 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Kozhe...

Иерусалимская Православная Церковь Описание: Иерусалимская Церковь является колыбелью христианства, матерью христианских Церквей, хранительницей священных для христианства сокровищ Святой Земли, где жил, учил и совершил дело искупления мира Христос Спаситель. Первым епископом и устроителем Иерусалимской Церкви был, по преданию, апостол Иаков, брат Господень по плоти (+ ок. 63), возглавивший Апостольский Собор 51 года в Иерусалиме. Иерусалимская Церковь дала миру таких святых, как архиепископ Иерусалимский Кирилл (+386); патриарх Иерусалимский Ювеналий (+ ок. 458), деятель III и IV Вселенских Соборов; епископ Маиумский святитель Косма (+ ок. 787), песнопевец, составивший каноны на многие великие праздники и Страстную седмицу; преподобные основатели палестинских обителей Харитон Исповедник (+ ок. 350), Евфимий Великий (+473), Савва Освященный (+532) и многие другие. Величайшими святынями Иерусалимской Церкви являются Голгофа и Гроб Господень в храме Воскресения Христова. Наиболее известными монастырями считаются монастырь Святого Гроба Господня, Вифлеемский — над пещерой Рождества Христова, Иоанна Предтечи — близ Иордана, на месте Крещения Господня, Лавра святого Саввы Освященного, в которой хранятся мощи преподобного. Большой вклад в развитие Иерусалимской Церкви внесла Русская Церковь и Российское государство. В середине XIX века на Святой Земле была основана Русская духовная миссия. Позже, в 1882 году, было образовано Православное палестинское общество, переименованное в 1889 году в Императорское православное палестинское общество. Их трудами на Святой Земле было построено множество храмов, школ, больниц. Значительную духовную и материальную поддержку получала и Иерусалимская Церковь. Каноническая территория: Израиль, Иордания и Палестина. Автономной частью Иерусалимской Церкви является Синайская Архиепископия с монастырем святой великомученицы Екатерины на Синайской горе (Предстоятель: Дамиан, Высокопреосвященнейший Архиепископ Синайский, Фаранский и Раифский; резиденция Предстоятеля находится в Каире).

http://patriarchia.ru/db/text/134470.htm...

Во время совместного правления имп. Ирины и ее сына Константина VI (780-790) Е., по сведениям Жития, участвовал в посольстве к багдадскому халифу, где проявил себя способным дипломатом. Др. источниками это посольство не засвидетельствовано, и сама его возможность представляется маловероятной. Во время правления имп. Никифора I (802-811), возможно в кон. 803 - нач. 804 г., Е. вместе с др. малоазийскими иерархами - буд. исповедниками Евдоксием, еп. Аморийским, и сщмч. Феофилактом , еп. Никомидийским, был сослан на о-в Пантеллерия (между Сицилией и Тунисом) по обвинению в поддержке восстания Вардана Турка (авг.-сент. 803). Житие, однако, сообщает, что настоящей причиной было то, что Е. постриг в монахини девушку, на к-рую имел виды император. Вряд ли эта информация достоверна. По настоянию патриарха Тарасия, к-рый противился низложению одного из своих самых верных соратников, Е. был возвращен из ссылки, но на кафедре не восстановлен. Ее занял свт. Иоанн , впосл. также исповедник. Имп. Михаил I якобы неоднократно обещал вернуть E., к-рый жил на покое в феме Опсикий, его кафедру, но выполнить обещание не успел. На рождественской имп. аудиенции 814 г. присутствовали Е., патриарх Никифор I (806-815) и др. иерархи, к-рые вместе выступили против намерений имп. Льва V (813-820) устроить диспут между сторонниками и противниками почитания икон. Факт приглашения лишенного кафедры епископа на столь представительное собрание говорит о высоком авторитете Е. До этого главные сторонники иконоборчества Иоанн Грамматик (впосл. патриарх К-польский Иоанн VII ) и Антоний, митр. Силейский (впосл. патриарх К-польский Антоний I Кассимата ), более 2 месяцев безуспешно пытались уговорить Е. как притесненного прежними властями принять их сторону, обещая ему Патриаршество. После возобновления иконоборчества в 815 г. Е. был сослан на о-в Фасос (в нек-рых источниках ошибочно - Асос). В нач. 821 г. имп. Михаил II освободил всех ссыльных, и Е. вновь участвовал в дворцовой аудиенции, где в резкой форме отверг попытку компромисса между иконопочитателями и иконоборцами, предложенную императором. За это Михаил приказал сослать его, но тут же вернул. При имп. Феофиле (829-842) Е. арестовали под неким неясным предлогом: согласно Житию, обвинение заключалось в том, что Е. и св. Иосифа, еп. Фессалоникийского, регулярно посещали высокопоставленные сановники. Е. допрашивали, избивали и наконец сослали на о-в Св. Андрея у мыса Акрит в Вифинии (в нек-рых источниках ошибочно - о-в Крит), где в это время находился в ссылке св. Мефодий, буд. патриарх К-польский (843-847). Согласно Житию святых Давида, Симеона и Георгия (Сар. 22), допрос Е. неким Космой сопровождался настолько жестокими пытками и избиениями, что Е. умер 8 дней спустя.

http://pravenc.ru/text/187665.html

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ   20 июля (2 августа) Священномученики Иоанн Стеблин-Каменский, Александр Архангельский, Сергий Гортинский, Феодор Яковлев и Георгий Никитин, преподобномученики Тихон (Кречков) и Кирилл (Вязников), мученики Евфимий Гребенщиков и Петр Вязников Священномученик Иоанн родился 26 октября 1887 года в Санкт-Петербурге и происходил из малороссийского духовенства, священников Переяславско-Бориспольской епархии Стеблинских, известных с начала XVIII столетия, получивших впослед­ствии дворянство. Отец его, Георгий Георгиевич Стеблин-Камен­ский, был директором канцелярии Морского министерства, а в последние годы перед революцией – сенатором Правительствую­щего Сената по департаментам гер ольдии и судебному, а также председателем Российского общества морского права. Дед Ивана, Георгий Павлович Стеблин-Каменский, в последние годы своей жизни был виленским губернатором в чине тайного советника. В это время он приобрел имение Биюцишки в Виленском уезде , где и прошло детство Ивана. Здесь, в имении, была погребена его мать, умершая 17 августа 1902 года, – Ольга Александровна, дочь вице-адмирала Александра Павловича Жандра, защитника Севастополя, адъютанта В.А. Корнилова. Ольга Александровна оказала огромное религиозное и нравственное влияние на детей [a] . C детства мальчик чувствовал тепло материнской любви и силу ее благословения. «Ты ведь мой?» – говорила мама, и это было для него самой дорогой лаской. Она умерла, когда Ивану исполни­лось четырнадцать лет. Это было и рано, и вполне достаточно для того доброго влияния, которое она на него оказала. Глядя на нее, лежащую в гробу, и переживая всю глубину потери, он чувствовал, как два совершенно различных понимания совершившегося захватывают целиком все его существо: первое – это острая боль от безвозвратной потери того, что было самым ярким, самым те­плым в золотые дни его детства, и второе – что дальнейшая его жизнь без матери будет свидетельствовать о том, какое движение души она в нем развила. Ему в тот момент казалось, что каждый дурной поступок в его последующей жизни явится оскорблением ее светлой памяти и нарушением безгласного обязательства по отношению к ней.

http://fond.ru/kalendar/572/ioann/

Видавнича Рада Руської Православної Церкви підготує програму загальноцерковних заходів з вивчення і увічнення подвигу новомучеників і сповідників Російських 16 квітня 2011 р. 13:27 13 апреля 2011 года в Издательском Совете Русской Православной Церкви состоялось заседание рабочей группы, созданной с целью реализации определения Архиерейского Собора 2-4 февраля 2011 года «О мерах по сохранению памяти новомучеников, исповедников и всех невинно от богоборцев в годы гонений пострадавших» . В частности, пункт 7 данного документа гласит: «Издательскому Совету надлежит поддерживать существующие программы и книжные серии, посвященные подвигу новомучеников и исповедников, разработать специальную программу издания книг, в том числе для детей и подростков, а также озаботиться распространением уже изданных книг в епархиях Русской Православной Церкви». В заседании приняли участие председатель Издательского Совета митрополит Калужский и Боровский Климент , архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий , ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Владимир Воробьев , заместитель председателя Издательского Совета игумен Евфимий (Моисеев), сотрудник издательства «Даниловский благовестник» В.И. Марченко. В ходе заседания архиепископ Викентий представил проект программы, направленной на распространение сведений о подвиге новомучеников и исповедников Российских. По результатам обсуждения представленной программы было решено составить детальный план, включающий в себя комплекс общецерковных мероприятий по изучению и увековечиванию подвига новомучеников и исповедников Российских. Издательский Совет /Патриархия.ru Календарь ← 28 квітня 2024 р. 16 квітня 2023 р.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1453582...

Концерт духовной музыки по произведениям исповедников Церкви Русской прошел в Казанской семинарии 9 декабря 2016 г. 16:17 4 декабря 2016 года, в праздник Введения во храм Богородицы, в Казанской духовной семинарии по завершении Литургии состоялся концерт духовной музыки, посвященный памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской «Им было суждено стать совестью России…» Мероприятие было организовано в рамках регионального этапа XXV Международных Рождественских образовательных чтений. Концерт открыл вступительным словом первый проректор КазДС игумен Евфимий (Моисеев). В концерте приняли участие: мужской хор семинарии (регент — Дмитрий Никитин); хор регентского отделения КазДС (руководитель — доцент кафедры певческих и музыкальных дисциплин Людмила Есина); хор «Распев» храма прп. Серафима Саровского г. Казани (руководители — Евгений и Людмила Есины); ансамбль «Надежда» храма мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии города Казани (руководители — Полина Павлова и Людмила Лезина); детский хор под руководством Елизаветы Розовой. Как отметили организаторы, при составлении сценария были использованы подлинные сочинения (стихи, богослужебные песнопения) новомучеников и исповедников Российских. Написанные в непростое время, они позволили почувствовать мироощущение, состояние людей, живших в ту эпоху. Казанская епархия /Патриархия.ru Календарь ← 8 мая 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/4...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010