Рубрики Коллекции 5 древних церковных песнопений 2 мин., 02.02.2024 Поделиться 2 февраля Церковь чтит память преподобного Евфимия (Кереселидзе) исповедника — грузинского святого XX столетия. Отец Евфимий известен не только как усердный молитвенник, строгий монах-аскет и исповедник, много претерпевший в советское время за свою веру. Не меньшую известность он приобрел как ученый, занимавшийся собиранием, изучением и переводом на современные ноты древних грузинских церковных песнопений. Результатами его трудов стали 34 сборника, включающие в себя 5532 музыкальные композиции. Благодаря ему многие жемчужины церковного певческого искусства дошли до наших дней. В день памяти преподобного Евфимия предлагаем вашему вниманию несколько древних песнопений из разных традиций церковного пения. Песнопение «Богородице Дево, радуйся» — приветствие архангела Гавриила Пресвятой Деве Марии с радостной вестью о скором рождении Спасителя. Это классический знáменный распев, типичный для средневековой Руси. Пение производится по крюкам — небольшим значкам, обозначающим определенный звук или мелодию. Крюки еще называются знамёнами, отсюда и название: знаменный распев. «Отче наш» — одна из первых христианских молитв, впервые произнесенная Самим Господом Иисусом Христом. Песнопение исполняется в стилистике так называемого демественного распева, разновидности древнерусского знаменного пения. Он более сложный по сравнению с обычным знаменным распевом. По некоторым версиям, название «демественный» означает домашний, то есть исполняемый вне храма. Возможно, это одно из тех песнопений, что расшифровывал игумен Евфимий. Вы слышите древний картли-кахетинский распев (по названию грузинской певческой школы), а само песнопение называется " " (Шэн хар Вэнахи), что на церковнославянском значит «Богородице, Ты еси Лоза». В современной Русской Церкви сложилась практика исполнения на эту мелодию Херувимской песни. Тропарь Пасхи «Христос воскресе…». Это пример классического византийского песнопения. Церковная музыка Древней Византии существенно отличается от нашего, европейского, восприятия мелодии. Прежде всего наличием так называемых микротонов: эти певческие ходы невозможно сыграть на фортепиано и очень сложно правильно спеть. Такой элемент придает особую красоту византийскому пению. Известно, что послы князя Владимира, услышав пение в соборе Святой Софии в Константинополе, восторгались: «Не знали — на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как и рассказать об этом, знаем мы только, что пребывает там Бог с людьми...»

http://foma.ru/5-drevnih-cerkovnyh-pesno...

Скачать epub pdf Глава IV. Мученики и исповедники оптинские В начале XX столетия Оптинские старцы предчувствовали грядущие гонения на Церковь Христову. Преподобные Анатолий и Нектарий часто предупреждали своих духовных чад, укрепляя их веру и пророчествуя о грядущих событиях. Так, преподобный Варсонофий Оптинский говорил: «…Да, заметьте, Колизей разрушен, но не уничтожен. Колизей, вы помните, это театр, где язычники любовались на мучения христиан, где лилась рекою кровь христиан-мучеников. Ад тоже разрушен, но не уничтожен, и придет время, когда он даст себя знать. Так и Колизей, быть может, скоро опять загремит, его возобновят. Попомните это мое слово. Вы доживете до этих времен...» (6 июня 1909//Дневник послушника Николая Беляева . М., 2004. С. 255). «Вот я смотрю на вас, зеленую молодежь, и думаю, что уже не доживу до страшных дней, а вы доживете. Помяните мое слово, что увидите вы «день лют». И опять повторяю, что бояться вам нечего, покроет вас благодать Божия» (21 апреля 1909//Там же. С. 243). «День лют» наступил через четыре года после кончины преподобного Варсонофия, и практически все его ученики, все оптинцы увидели его. Большинство из них подверглись арестам и ссылкам, кто-то сподобился мученической кончины, кто-то, приняв на себя исповеднический подвиг, продолжал еще нести свет Оптиной погружающемуся во мрак безбожия миру. Некоторые оптинские мученики и исповедники уже причислены к лику святых Русской Православной Церкви: преподобный иеромонах Никон (Беляев) исповедник; священномученики: архимандрит Исаакий II (Бобриков), игумен Пантелеимон (Аржаных), иеромонах Евфимий (Любовичев), архимандрит Иоанникий (Дмитриев). В этой главе мы расскажем и о тех оптинских мучениках и исповедниках, чей подвиг веры еще не прославлен. К сожалению, в большинстве своем это лишь краткие биографические справки, иногда очень скудные, но мы надеемся, что со временем этот период истории Оптиной будет освещен более подробно. Монах Агапит (Таубе) (†ок. 1941?) Михаил Михайлович Таубе родился 4 ноября 1894 года в Гатчине под Санкт-Петербургом в протестантской семье обрусевших немцев. Был крещен как православный. В Петроградском университете он получил философское и биологическое образование, знал несколько иностранных языков. Окончив три курса университета, Михаил был мобилизован в армию. В 1916–1918 годах находился на военной службе в царской армии, был ранен. С 1918 по 1922 год служил в Красной армии.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Международный научно-практический видеосеминар, посвященный подвигу новомучеников, организован в Липецкой митрополии 25 апреля 2018 г. 14:10 В год столетия начала гонений на Русскую Православную Церковь Комиссией по канонизации святых Липецкой митрополии совместно с православными гимназиями Липецкой области был организован открытый историко-церковный конкурс уроков, посвященных новомученикам, исповедникам и пострадавшим за веру в Липецком крае. По итогам конкурса состоялся международный научно-практический видеосеминар «Современный опыт освещения на учебных занятиях подвига новомучеников, исповедников и пострадавших за веру в ХХ веке в Липецком крае». Работу семинара, организованного на базе липецкого Центра последипломного образования, возглавили викарий Липецкой епархии епископ Усманский Евфимий и руководитель Комиссии по канонизации святых Липецкой митрополии протоиерей Николай Стаднюк. Присутствовали участники историко-церковного конкурса уроков — представители Липецкой и Елецкой православных гимназий, педагоги светских образовательных учреждений Липецка и области, студенты Липецкого государственного педагогического университета, представитель Института развития образования Липецкой области. Открывая семинар, епископ Евфимий подчеркнул актуальность освещения подвига новомучеников на учебных занятиях и поблагодарил участников конкурса за проделанную работу. Затем состоялось вручение дипломов и сертификатов. В режиме телемоста Н.С. Сударикова, преподаватель воскресной школы в поселке Шахан Карагандинской области (Республика Казахстан), представила свой урок «Священномученик Уар, епископ Липецкий, Карагандинский». Педагог поделилась методикой построения своего занятия и продемонстрировала презентацию. Опытом проведения уроков, посвященных новомученикам Липецкого края, поделились дипломанты конкурса из СШ Санкт-Петербурга. Авторский коллектив из этой школы — Н.Р. Садриева, С.В. Францева и М.В. Офицерова представили внеклассное мероприятие «Святой покровитель Царского Села Иоанн Кочуров». Учитель гимназии 406 Пушкинского района Санкт-Петербурга И.А. Захарова представила урок «Священномученик Иоанн Кочуров, святой покровитель Царского Села». Учитель Православной Свято-Владимирской общеобразовательной школы Воскресенского Новодевичьего монастыря Санкт-Петербурга Т.А. Борисова рассказала о методике построения своего урока «Союз надежды, веры и любви: священномученик Тихон и исповедница Хиония Архангельские». Методист 2-го Липецкого ЦО О.В. Гунькина представила внеклассное мероприятие «Противостояние». Преподаватель Елецкой православной гимназии Т.А. Соболева поделилась методикой своего интегрированного урока (математика + ОПК) «Бессмертие. Новомученики и исповедники Российские. Представление многозначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых».

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Решением Священного Синода Украинской православной церкви от 29 июля 1994 года из Мукачевской епархии была выделена Хустско-Виноградовская епархия. В настоящее время на территории Закарпатской области расположены Мукачевская и Ужгородская епархия и Хустская и Виноградовская епархия. Населённые пункты [ править править код ] Ужгород Святые [ править править код ] 8 июля 2001 г. постановлением Священного Синода УПЦ причислен к местночтимым святым прп. Алексий, исповедник Карпаторусский. Празднование его памяти 2 декабря. Чин прославления прп. Алексия совершен в обители 21 октября 2001 г. Синодальным решением от 21 декабря 2001 г. установлен и 2-й день памяти прп. Алексия – 21 октября. 8 мая 2008 г. Свящ. Синод УПЦ принял постановление о канонизации архимандрита Иова (Кудря). Торжество прославления прп. Иова Угольского в лике святых состоялось 18 сентября 2008 г. в с. Малая Уголька. Кроме дня памяти подвижника (28 июля), установлено празднование в память обретения его мощей (22 октября), которые почивают в новом храме св. вмч. Димитрия Солунского, недавно выстроенном на месте прежнего. Святыни [ править править код ] Монастыри [ править править код ] Все монастыри Свято-Успенский женский монастырь (с. Угля) [ править править код ] Свято-Успенский женский монастырь (с. Угля) В 1921 г. иеромонах Евфимий (Прокоп) возбудил ходатайство о возрождении Угольского монастыря. В том же году углянский житель Богдан Фиринец поставил на месте древней обители часовню. Получив разрешение отстроить монастырь, о. Евфимий, по неизвестной причине, не осуществил своего намерения. Об этом деле вспомнили в 1931 г. при разборе епархиальных бумаг и обратились к прп. Алексию Карпаторусскому (Кабалюку, †1947) с вопросом, кому бы можно было поручить возрождение монастыря. Подвижник указал на иеромонаха Викентия (Ороса). В 1934 г. о. Викентий купил в селе Кричеве два дома, которые разобрал и перевез на место древней Угольской обители, а затем выстроил из них храм и хижину на две кельи. Во время II-й мировой войны иноки покинули монастырь. Тогда о. Викентий поселил здесь нескольких инокинь из Драговской обители. На стыке 50-60-х гг. ХХ в. монастырь повторно закрыли. В 1990 г. он возродился.

http://azbyka.ru/palomnik/Закарпатская_о...

Отцом палестинского монашества принято считать преподобного Харитона Исповедника (†350-е гг.), который основал к середине IV века три лавры и оставил своим ученикам «священные заповеди» монашеской жизни. Завоевания Палестины иноверцами (начиная с VII века) привели к тому, что местная монашеская жизнь стала затихать. Хотя монахи и монастыри продолжали существовать, являясь оплотами христианства, их связь с христианскими странами Востока и Запада почти прекратилась. Однако традиции монашества, сформированные в Святой Земле, успели к тому времени обогатить собой общехристианскую сокровищницу и обрести своих последователей в других частях христианского мира. Владыка, влияло ли палестинское монашество на развитие вероучения, богослужебных традиций Православной Церкви, и если да, то каким образом? В период распространения на Востоке ереси монофизитства лидеры палестинского монашества последовательно отстаивали православное исповедание веры. Особую роль в утверждении христологического догмата сыграли преподобные Евфимий Великий и Савва Освященный. Лавра преподобного Саввы внесла неоценимый вклад в формирование православного Типикона. Здесь впервые был систематизирован и записан (на основе «Завещания» преподобного) свод литургическо-дисциплинарных положений, что явилось залогом появления общецерковного Устава. Характерными чертами современного богослужебного круга, унаследованными от палестинской монашеской традиции, является наличие всенощных бдений под воскресные дни и неотменяемость часов. Значительный вклад в развитие монашества в Палестине внесли пришедшие из Египта преподобные Иларион Великий (†372), Герасим (†451), уроженец Сирии Евфимий Великий (†473), выходцы из Каппадокии — Феодоси й Великий (†529) и Савва Освященный (†532). Последний основал в Палестине семь лавр, в том числе знаменитую Великую лавру, находящуюся близ Иерусалима. Палестинское монашество внесло весомый вклад и в православную гимнографию. Так подвизавшийся в первой половине VIII века в монастыре святого Саввы Освященного преподобный Иоанн Дамаскин составил свод древнейших песнопений Октоиха.

http://pravmir.ru/palestinskoe-monashest...

Игумен боялся гнева родителей Саввы, но все-таки отпустил его в Иерусалим. Там юноша поклонился святыням и отправился к Евфимию Великому: «Преподобный отец, возьми меня к себе послушником!» Долго умолял святого Евфимия 17-летний Савва. Но в лавре Евфимия Великого жили только многоопытные иноки. И святой старец отправил юношу в соседний монастырь, где был чуть менее суровый устав. Там преподобный Савва пробыл до 30 лет, и лишь в этом возрасте его постригли в монахи. Ему разрешили стать отшельником, и Савва затворился в пещере. Он молился и трудился: в день плел по 10 больших корзин и раз в неделю относил их в монастырь. Один из монахов узнал о смерти своих богатых родителей и отпросился у настоятеля, чтобы распорядиться наследством: «Отец настоятель, отпусти вместе со мной отшельника Савву. Он сильный и поможет мне в дороге». Игумен согласился. Путь двух монахов лежал в Египет, в Александрию. И надо же такому случиться, что в этом огромном городе преподобный Савва случайно встретил своих родителей. Они страшно обрадовались, а отец стал убеждать: «Сын мой Савва, ты закалился в суровых испытаниях, стал мудрым. Я помогу тебе стать военачальником. К тому же ты не получил моего родительского благословения на иноческий постриг. И мы можем законным образом аннулировать твое монашество. Послушай меня. Что может быть почетнее, чем служить царю?» Горько было святому Савве от таких речей: «Отец, я уже и без того служу Царю, только не земному, а Небесному. Я принес Ему присягу и не могу изменить ей. Как человек военный, ты должен понять меня. Все эти годы я скорбел, что постригся в монахи без твоего разрешения. Поэтому благослови меня сейчас». И отец сдался, обнял сына и благословил на иноческое житие. Савва вернулся в свою пещеру. Шли годы. Преподобный Евфимий высоко ценил подвижническую жизнь своего ученика. Он стал брать с собой в безлюдную пустыню монаха Савву. Там они подолгу питались одними лишь кореньями и травами. Но вот преподобный Евфимий отошел ко Господу, и через какое-то время, как говорит предание, святому Савве было откровение свыше. Мысленно увидел он горную долину, по которой протекал поток Кедрон. Савва услышал голос: «Если хочешь заселить эту долину монахами, то найди в ее восточной части пещеру и живи там». Так и поступил святой Савва. А вскоре в долине стали собираться те, кто желал иноческой жизни под его руководством. Он принимал всех, и его ученики строили себе кельи. Как-то ночью преподобному было видение в виде огненного столба. Святой Савва пошел на то место и набрел на прекрасную, обширную пещеру. Здесь устроили нерукотворную церковь .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Иерус. Кал. Еванг. 1056 г. и др.), то бегство в Египте; в стишном прологе 1205 г. все названия соединяются. Собор Богородицы в Царьграде ныне праздновали во Влахернах. (Соф. пролог до 1250 г.) Пр. Еварест . Мощи его по стишному прологу положены в монастыре коккоровийском. Неизвестный писатель византийским начала 12 века говорит, что монастырь коккорский основан святым при Михаиле Косноязычном (820–829) (Bandur. I. 57). Неизвестно, почему у Штадлера кончина его относится к 825 году. По сказанию стишного пролога св. Еварест подвизался в студийском монастыре; следовательно он основал коккоровийскую обитель или пред кончиною или живя еще в студийском монастыре. Св. Евфимий исповедник, еп. сардийский . В царствование Константина и Иривы (780–797) он славен был своим благочестием и из инока сделан спископом сардийоким и посылаем был царями с разными государственными поручениями; присутствовал на 7 вселенском соборе в 788 г. При импер. Никифоре 1 (802–811) он сослан в заточение за пострижение одной девицы, в самом же деле за обличение беззаконного царя. Местом ссылки его была Паталарея западная. С сего времени в продолжении 29 лет он не возвращался в свою митрополию. При импер. Льве армянине (813–820), которого св. патриарх Никифор вместе с вызванным из заточения Евфимием и другими епископами обличал за иконоборство (в 815 г.), св. Евфимий за резкое обличение сослан в Асс (укрепленный город в Мизии при Адрамитском заливе). При импер. Михаиле II Косноязычном (820–829) вызванный из заточения и вновь принуждаемый отказаться от иконопочитания, анафематствует иконоборцев и заточается в Акрите (на Черном море, по Никодиму сие место называется в мрачную темницу, где жестоко бит воловьими жилами и скончался при сыне Михаила Феофиле ок. 840 года мученическою смертию, по свидетельству Мелетия (Т. 2 стр. 262). Никодим говорит (29 дек.), что св. мощи его до ныне находятся в Анхиале городе на Черном Море (в древней Фракии) и творят многие чудеса, что там находится полное житие его в рукописи.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

уважение даже среди атеистов. Игумен Евфимий (Кереселидзе), известный подвижник благочестия XX века, посвятил свою жизнь церковной гимнографии. Его стараниями было сохранено множество образцов древнего грузинского церковного пения И при жизни, и по кончине, игумен Евфимий был весьма почитаем православным народом. ПОСТАНОВИЛИ: 1. С благодарением Господу принять весть о прославлении в лике святых новых угодников Божиих. 2. Включить в месяцеслов Русской Православной Церкви следующих мучеников и исповедников Православия, установив им день празднования так, как это принято в Грузинской Православной Церкви: – мучеников, за веру Христову в долине Ферейдан (Иран) от персов пострадавших, с установлением их памяти в день Вознесения Господня; – трехсот мучеников, за веру Христову в горах Дудиквати и Папати (Турция) в XVII-XVIII веках пострадавших, с установлением их памяти 29 апреля/12 мая; – архимандрита Иоанна и архимандрита Георгия, исповедников, с установлением их памяти 8/21 сентября; игумена Евфимия исповедника, с установлением дня его памяти 19 января/2 февраля. ЖУРНАЛ СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного Кирилла, митрополита Смоленского и Калининградского, председателя Отдела внешних церковных связей, о визите в Болгарию с 28 ноября по 1 декабря делегации Московского Патриархата во главне с архиепископом Калужским и Боровским Климентом для участия в торжествах по случаю 50-летия учреждения Подворья Русской Православной Церкви в Софии. Справка: С 28 ноября по 1 декабря делегация Русской Православной Церкви во главе с архиепископом Калужским и Боровским Климентом принта участие в торжествах по случаю 50-летия учреждения Подворья Русской Православной Церкви в Софии. 30 ноября в Свято-Никольском храме Подворья состоялась праздничная Божественная литургия, которую возглавил Святейший Патриарх Болгарский Максим в сослужении архиепископа Климента, членов Синода Болгарской Церкви, настоятеля и клириков храма Подворья, болгарского духовенства. По окончании богослужения, за которым присутствовал премьер-министр Болгарии Симеон Сакскобургготский и посол России в Болгарии В.А. Титов, Предстоятель Болгарской Церкви поздравил собравшихся с юбилеем Подворья. Архиепископ Климент огласил приветственное слово Святейшего Патриарха Алексия II, после чего состоялось награждение церковными наградами Русской и Болгарской Православных Церквей,

http://pravoslavie.ru/8566.html

Постараемся выяснить связь между первыми насадителями монашества в восточной Палестине. Самым первым насадителем его был бесспорно преподобный Харитон исповедник. Он был урожденец города Иконии. Во время гонения на христиан он вынес жестокие мучения за Христа и по прекращении гонения удалился в пустыню Фаран и основал здесь обитель Фаранскую в 8 верстах к северо-востоку от Иерусалима. Удалившись отселе, положил начало другой обители в пределах иерихонских на 9 версте к востоку от Иерусалима, затем перешел на юг и около 12 верст от Иерусалима основал третью обитель Сукийскую при речке Суке. Пред своей кончиною он созвал настоятелей и братию всех трех лавр и, преподав им наставления, скончался в половине IV века, около 350 года. Он не оставил письменного наставления братии. Никон Черногорец, из жития его, написанного уже в VII веке, привел в.своих Пандектах статью о посте для иноков в дни постные, по которой полагалось есть только однажды в день хлеб с солью и водою (сл. 60). Но, конечно, словесное наставление его, сохраняемое по преданию, и порядки, им заведенные в обителях, не остались без влияния на других основателей монастырей в Палестине. Монастыри, основанные преп. Харитоном, были необщежительные. Монахи подвизались в отдельных кельях и каждый из них питался от своих трудов. Вторым насадителем монашества в Палестине был преподобный Евфимий, урожденец города Мелитины в Малой Армении, он еще в молодых летах сделан был пресвитером и ему поручено было управление мелитинскими монастырями; на 29 году жизни удалившись в Палестину, он поселился в келье подле Фаранской лавры. Проведши здесь 5 лет, он удалился с другом своим Феоктистом в пределы иерихонские на 13 верст от Иерусалима на северо-восток и основал здесь обитель. Передав управление ею Феоктисту, он удалился ради безмолвия в пределы Мертвого моря, но и здесь ради искавших его руководства принужден был основать монастырь в пустыне Зиф. Пе нашедши здесь желанного покоя, он поселился на горе в пещере недалеко от первой основанной им обители и управляемой преподобным Феоктистом; но и здесь около его пещеры стали селиться многие пустынники, жаждавшие его советов, таким образом явилась новая славная обитель под непосредственным руководством самого Евфимия в 4 верстах от первой; она названа верхнею в отличие от нижней Феоктистовой. Пр. Евфимий скончался в 473 году на 97 году своей жизни, проведши 67 дет в подвигах иночества в святой земле. Пятилетняя жизнь его близ обители Фаранской Харитоновой, конечно, познакомила его с порядками заведенными преподобным Харитоном и естественно отразилась на порядках установленных в его обителях. Пред смертию своею он, по откровению Божию, повелел преемнику своему Илии, бывшему эконому киновии св. Феоктиста, обратить лавру в общежитие.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

от зачатия моего в чреве матери Ты видел меня и определил судьбу мою в жизни. собор новгородских владык, сохранившийся и доныне. святого Иоанна Златоустого церковь празднует 13 ноября. было в 1429 году. смерти митрополита Фотия, последовавшей 1 июля 1431 года, кафедра митрополита в Москве, если не считать кратковременного правления Исидора, была праздною до 1448 года. Евфимий управлял Новгородскою епархиею, не имея епископского сана, с 1429 до 1434 года. Управлять епархиею до посвящения в сан епископа было в обычае в Новгороде. Так, Иоанн, не посвященный в епископы, управлял 8 месяцев, Феоктист и Моисей — по году, Климент — 2 года, а владыка Феодосий и скончался не будучи посвящен в сан епископа. князь Свидригайло в 1433 году после смерти митрополита Фотия послал Смоленского епископа Герасима в Константинополь для посвящения в митрополиты литовские, но патриарх поставил его митрополитом всея Руси. Заподозрив Герасима в измене, Свидригайло схватил его близ Смоленска и сжег в Витебске. Это было в июле 1435 года. взято из притчи Спасителя о сеятеле (Мф 13:8). Евфимий скончался 10 марта 1458 года. Житие святого отца нашего Феофана исповедника Лев Исаврянин (717–741 гг.) был первым иконоборцем, издавшим повеление выбрасывать святые иконы из церквей и уничтожать их. Император Константин Копроним (741–775 гг.) сильно поддерживал иконоборческую ересь. Он созвал в Константинополе собор, названный им Вселенским, на котором отвергнуто было иконопочитание. Исаврия — откуда происходили как император Лев Исаврянин, так и отец Феофана Исаак — небольшая малоизвестная страна в Малой Азии, граничила с Ликаонией и Киликией. В настоящее время остались одни развалины близ Улубунара. греч. Θεοφνος — явленный Богом или являющий Бога. (от Θες — Бог и φανω — являю) — Богоявление. Лeb IV, по прозванию Хазар, царствовал с 775 по 780 г. Он также поддерживал иконоборство, хотя и слабее своих предшественников. страна (с главн. город. Кизиком) находится в северо-западной части Малой Азии, на южном берегу Мраморного моря.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010