Этим и объясняется тот странный факт, что некоторые византийские богословы знали преп. Максима главным образом по тем (обширным) выдержкам, которые Евфимий Зигабин включил в свою Паноплию. Однако, несмотря на столь неблагоприятные условия для развития своего влияния на богословие, преп. Максим все же имел большое значение в византийском богословии, и имя его неизменно было весьма славно. Богословы   , особенно раннейшие (VII-XII вв.), с честью для себя часто обращались к его творениям и пользовались его созерцаниями (Анастасий Синаит, Иоанн Дамаскин, Феодор Студит, Георгий Амартол, Никон, Евфимий Зигабин, Феофан Керамевс, Михаил Глика, Никита Хониат). В XIII в. в спорах с латинянами преп. Максим выступает в качестве одного из главных святоотеческих авторитетов: его имеют в виду все выдающиеся полемисты — как сторонники, так и противники Рима (И. Векк, Константин Мелитиниот, Георгий Метохит; Георгий Кипрский). В XIV в. в горячих спорах о Фаворском свете византийские писатели ссылаются на преп. Максима еще чаще и с еще большим уважением к его творениям (св. Григорий Палама, И. Кантакузин, св. Филофей Константинопольский, Димитрий Кидоний; Никифор Григора, И. Кипариссиот, М. Калека). Равным образом, и в XV в., во вновь возникших спорах с латинянами по поводу унии, опять и православные и униаты обращаются к учительному голосу св. Исповедника (Георгий Схоларий, Феодор Агаллиан; Виссарион, Иосиф Мефонский, Григорий Мамма, Георгий Трапезундский). Таково значение преп. Максима как богослова, по его трудам общебогословского характера. Что касается до христологического учения преп. Максима, то оно неизменно считалось в Византии авторитетнейшим образцом изложения, последним и кристально чистым выражением церковной веры. Иоанн Дамаскин, Фотий, Евфимий Зигабин по вопросу о волях во Христе прямо примыкали к преп. Максиму и повторяли его мысли. Догматико–полемические произведения преп. Максима в сознании византиян совершенно затмили всю предшествующую полемическую (против монофизитов и монофелитов) литературу (в особенности диофелитскую).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=760...

Весной 1925 года в Красноярск прибыл православный архиерей, епископ Красноярский и Енисейский Амфилохий (Скворцов). В апреле о. Евфимий приехал к нему, и владыка благословил его служить, где представится к тому возможность. А прихожанам Большого Улуя велел объявить, что о. Евфимий имеет благословение законного православного архиерея служить в храме службу Божию. Известия о прибытии в Красноярск православного архиерея, о его благословении, данном о. Евфимию, дошли до прихожан Большого Улуя, и они принудили обновленца покинуть село. В Великий Четверг 1925 года отец Евфимий стал служить в прежнем храме настоятелем. К июню все четырнадцать церквей благочиния вернулись в православие. 21 января 1926 года состоялось собрание благочиния, на котором прихожане вновь избрали о. Евфимия благочинным. 23 июня епископ Амфилохий утвердил выбор церковного народа. Обновленчество, хотя и было потеснено, но, энергично поддерживаемое властями, не исчезло, бороться с ним православные могли только словом, и епископ стал посылать настоятелями соборов больших городов епархии исповедников православия. Стойкость о. Евфимия, его верность Православной Церкви в условиях гонения, личная беседа с ним убедили архиерея назначить о. Евфимия настоятелем городского собора. 26 июня 1926 года епископ перевел его в Троицкий собор города Ачинска. После смерти Патриарха Тихона и ареста Местоблюстителя митрополита Крутицкого Петра возник григорианский ВВЦС (Высший Временный Церковный Совет), претендовавший административно возглавить Церковь. Ачинское благочиние и церковный совет Свято–Троицкого собора просили о. Евфимия и старосту собора Сергея Митрофановича Байнова выяснить, насколько каноничны данные претензии ВВЦС на управление Церковью. В ноябре 1927 года они выехали в Москву. Прежде всего они посетили митрополита Агафангела (Преображенского) в Ярославле, затем дважды побывали в Москве у митрополита Сергия (Страгородского), трижды встречались с епископом Звенигородским Филиппом (Гумилевским) и, наконец, присутствовали в качестве гостей на четырех заседаниях григориан, проходивших в Донском монастыре. Суждение, вынесенное о. Евфимием о григорианстве, было вполне однозначно, но спутник его мыслил иначе, предполагая, что соборная община может приобрести множество благ от признания ВВЦС.

http://predanie.ru/book/78189-novomuchen...

Когда визирь услышал эти дерзновенные и обличительные речи, то весь изменился от гнева, будучи не в состоянии более переносить их, и, отчаявшись поколебать решимость и твердость мыслей исповедника Христова, осудил его на усечение мечом. Итак, славный подвижник Христов вышел из беззаконного того судилища с лицом веселым и радостным, не как на смерть, а как бы на брачный пир, держа в правой руке крест, а в левой ваии, чему удивлялись не только христиане, но даже и самые враги св. нашей веры. Достигнув определенного места, палачи остановились. В это время мученик, став лицом на восток и простерши руки к небу, произнес о себе и о всем мире пламенную ко Господу Богу молитву. По окончании молитвы он сотворил на себе крестное знамение, облобызал честной крест, который держал в руках, и, весь полный радости и благодати Божией, преклонил колена и главу свою со словами: «Господи! В руце Твои предаю дух мой». Тогда палач ударил мечом его во главу, но не отсек ее сразу. «Секи вернее», - сказал палачу мученик при этой неудаче. - О, чудного мужества светлейший подвижник! - Потом палач ударил во второй раз, но опять неудача - он отсек у страдальца только часть его плоти. После сего он заклал уже мученика, как овцу, в гортань, и таким образом исполнилось пророчество мученика, который еще прежде говорил, что заколют его как овцу. Итак, мужественный, непобедимый и преславный мученик Евфимий получил наконец столь пламенно желаемую им блаженную кончину 1814 года 22 марта, в Вербное воскресенье, в 6 часу дня. К изумлению всех зрителей страдальческое тело его и по заклании оставалось стоящим на коленях, но чтоб не посрамиться более, нечестивцы намеренно толкнули тело, и оно упало. Между тем, Григорию желательно было перенести Св. мощи мученика на Афон, но мученик Евфимий недоумевал, какими путями достигнуть этой цели, почему и оставался пока в Константинополе. Но преподобномученик Евфимий однажды является ему во сне, успокаивает его и обещает, что он сам в свое время возьмет свои мощи и перенесет на Святую Гору. Наконец Григорий, обретши попутный корабль, прибыл на нем на Святую Гору, как ангел - вестник исповедания и страдальческой кончины нового преподобномученика Евфимия. Привез он туда власы от честной его главы и окровавленные одежды, от которых исходило благоухание.

http://isihazm.ru/?id=576

Достигнув большой духовной высоты и укрепившись в готовности к подвигу исповедничества, преподобный Евфимий покинул Святую Гору. Он явился в Высокую Порту, то есть ко двору турецкого султана в Константинополе. Представ перед визирем Рушут-пашой, преподобный Евфимий дерзновенно обличил турок в лжеверии и мужественно исповедал веру в Истинного Бога – Господа нашего Иисуса Христа. По приказу визиря преподобный Евфимий был брошен в темницу. После неоднократных уговоров и жестоких пыток он принял мученический венец через усекновение честной главы 22 марта 1814 года, в Вербное воскресенье. Спутник преподобномученика христианин Григорий взял на третий день после казни его тело и честную главу, которая открыла очи и радостным взором приветствовала Григория, и предал останки святого христианскому погребению в храме Преображения Господня в Константинополе. Через месяц мощи святого Евфимия, удостоенные многими чудесными знамениями милости Божией, были перевезены на Святую Гору. Память святого Евфимия Нового, Афонского совершается также 1 мая. Литература: «Афонский Патерик, или жизнеописания святых, во Святой Афонской Горе просиявших». Ч. П. СПб., 1860, с. 272–305 Воспоминание знамения, явльшагося от иконы Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии во граде Изборске Тропарь, глас 4: Яко звезда пресветлая, возсия во граде Изборске/образ честный Твой, Богородице Дево,/от негоже иногда из обою очию течаху слезы, яко струя,/егоже тогда видевше, народи изборстии,/мужи и жены с чады, с плачем моляхуся к нему,/мы же, взирающе умильно, сице глаголем:/о Пресвятая Владычице Богородице,/не забуди нас, грешных раб Своих,/молящихся Христу, Богу нашему, спастися нам. Кондак, глас 8: Заступнице христианом усердная/и Предстательнице граду нашему Изборску непостыдная,/не презри моления нас, грешных,/якоже иногда от Твоего честнаго образа/слезы источила еси из обою очию, молящися прилежно,/но предвари, яко Блага, на помощь нашу,/верно к Тебе припадающих,/услыши наша моления, Богородице,/избави нас от нахождения поганых, от всякаго зла,/ускори же на молитву нашу и потщися на умоление,/заступающи присно, Богородице, чтущих Тя и вопиющих Ти:/радуйся, Дево, христианом похвало.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Когда новый патриарх Константинопольский Евфимий (490-495 гг.) прервал общение с монофизитским патриархом Александрийским Петром Монгом и занял четко халкидонскую позицию, у него начался острый конфликт с императором Анастасием, поддерживавшим «Энотикон». Евфимий написал в Рим, предлагая восстановить общение и прося поддержки в том, что он видел общим делом. Но Геласий ответил грубо-ироничным письмом, требуя прекратить поминать Акакия, которого Рим объявил еретиком. Константинополь не мог этого сделать: Акакий, хотя и совершил тактическую ошибку, еретиком не был, и Рим объявил о его низложении в одностороннем порядке, беспричинно и незаконно. Следовательно, за спорами относительно покойного Акакия стояло другое: Рим требовал, чтобы его мнение было признано единственным критерием общения с Церковью. Хотя в конце концов раскол будет преодолен, эта экклезиологическая проблема останется. Даже сегодня в Риме патриархи Евфимий (490-495) и Македоний (495-511) считаются раскольниками, в то время как в нашем календаре они - святые исповедники, низложенные императором Анастасием за защиту Халкидона. Так во имя своего престижа Рим отказался от общения с подлинными защитниками Православия на Востоке. Но папские требования не принимались безоговорочно и на Западе. После смерти Геласия папа Анастасий II (496-498) попытался восстановить отношения с Константинополем. Однако часть римского духовенства взбунтовалась, утверждая, что Анастасий «пошел на восстановление отношений с еретиками, не посоветовавшись с епископами и священниками всей Кафолической Церкви». Это показывает, что, хотя среди римского духовенства были сильны антивизантийские настроения, они не считали папское решение единственным критерием и не принимали его безоговорочно! Итак, папы, и в особенности Геласий, продолжали требовать не только признания Халкидона, но и изъятия имени патриарха Акакия из константинопольских диптихов. Во время правления Анастасия переговоры на эту тему велись между римскими епископами и Константинопольским двором. Интересно, что папы, хотя и отказывали в причастии епископам восточной столицы, не считали императора отлученным от Церкви. Хотя они и упрекали его в том, что, поддерживая «Энотикон», он вмешивается в церковные дела, они продолжали видеть в нем главу «Romanitas».

http://sedmitza.ru/lib/text/434763/

— Мы вам муки дадим двадцать килограмм, вам отвезут ее на станцию, вы ни о чем не беспокойтесь. Антонина смотрела на него, и словно тот же был перед ней, и словно другой, святой, человек. Не того она ожидала. Это был 1933 год, когда и она голодала, и люди тысячами умирали от голода. Погрузили мешок, привезли, донесла она его до баньки, где жил отец–священник с семьей, и остановилась в сенцах, не решаясь войти. Отец Евфимий услышал, будто вошел кто, а дальше не идет, вышел взглянуть. Дочь упала перед ним на колени и стала за себя и за мать просить прощения: — Папочка, прости! Прости! Прости! Отец Евфимий наклонился, поцеловал ее в голову и сказал: — Только я один во всем виноват, никто из вас ни в чем не виноват. Встань, ради Бога, не могу видеть тебя на коленях. Все страдания из–за меня, и вам приходится из–за меня терпеть. Антонина встала. Ребятишки, голодные, как галчата, глядят, обнялись отец с дочерью, плачут. В это время вошла матушка Александра — она хотела чашку отрубей выпросить и вернулась ни с чем. — Мама, вот мука, не ищи нигде ничего. Никто у тебя не нахлебник, это все вам — ешьте, ради Бога. И так, милостью Божией, дочь их поддерживала. Собор в Ачинске был закрыт, и пришлось искать другого места. Прихожане скрипачниковской церкви позвали служить к ним. Переехали, и с 16 января 1933 года о. Евфимий начал служить. Но недолго он прослужил, в апреле храм в Скрипачниковском был властями закрыт. Для о. Евфимия и его семьи наступили тяжелые дни.«Ужасное время было, что и говорить! — писал он позже в письме к дочери. — Недаром, уходя оттуда (из Скрипачниковского), я просил Бога:«Господи, не допусти меня скоро возвращаться! Пошли мне смерть, но не допусти возвратиться!«Ужас был полный! Тут ребятишки мрут с голоду, а тут я еще объедаю их! Тут я был виноват — что я не плотник, не кузнец, не чернорабочий… Доказывая всю мою ненужность, матушка говорила и то, что Женю (старшего сына, которому было в то время семнадцать лет) выгонят (с работы) из–за меня, что Женя ворчит и не знает, как отделиться от меня. Одним словом, ужаснее ужасного!!!»

http://predanie.ru/book/78189-novomuchen...

Состоялась презентация программы «Светочи России XX века» 8 ноября 2012 г. 16:47 6 ноября 2012 года в рамках XI церковно-общественной выставки-форума «Православная Русь — к Дню народного единства» в Центральном выставочном зале «Манеж» в Москве Издательский Совет Русской Православной Церкви и Фонд сохранения духовно-нравственной культуры «Покров» провели презентацию комплексно-целевой программы «Светочи России XX века». Программа реализуется по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и во исполнение решения Архиерейского Собора от 2 февраля 2011 года «О мерах по сохранению памяти новомучеников, исповедников и всех невинно от богоборцев в годы гонений пострадавших». Целью программы является информационная подготовка общецерковного почитания новомучеников и исповедников Российских, осмысление и усвоение величия их духовного подвига. В мероприятии приняли участие заместитель председателя Издательского Совета игумен Евфимий (Моисеев), ректор Института экспертизы образовательных программ и государственно-конфессиональных отношений игумен Киприан (Ященко), писатель В.Н. Крупин, профессор МГУ им. М.В. Ломоносова, доктор философских наук В.Н. Расторгуев, профессор, декан факультета социальных наук ПСТГУ, доктор экономических наук И.П. Рязанцев, народный артист РФ В.А. Маторин, руководитель секретариата внешних связей аппарата Издательского Совета священник Кирилл Даниличев, священнослужители, ученые, исследователи, преподаватели, сотрудники синодальных отделов, общественных организаций, СМИ. Игумен Евфимий (Моисеев) зачитал приветствие председателя Издательского Совета митрополита Калужского и Боровского Климента , в котором, в частности, отмечается: «За прошедшие годы Русской Православной Церковью собраны многочисленные свидетельства о христианах, пострадавших в гонениях за веру Христову в XX веке. Накоплен обширный материал, позволяющий объективно оценить ситуацию того времени, подвести ее исторический итог. Русская Православная Церковь почитает святость новомучеников и исповедников, утверждая их особый вклад во вселенское Православие. Благодаря их жертвенному свидетельству о Христе в Православии вновь в небывалых масштабах, сопоставимых с гонениями первых веков христианства, был явлен подвиг мученичества и исповедничества, на котором возрастала христианская Церковь. Духовные плоды этого подвига должны быть усвоены нашим обществом. В то же время Церковь помнит не только прославленных ею святых, но и всех невинных жертв репрессий, призывая общество сохранить память об этих трагических страницах истории. Русская Православная Церковь считает своим долгом неустанно напоминать, что богоборчество и ненависть, в том числе социальная, являлись движущей силой репрессий, совершенных в годы революции, Гражданской войны и всего трагического ХХ века в разных странах, входящих в каноническую территорию Московского Патриархата.

http://patriarchia.ru/db/text/2576249.ht...

Почуяв за собой погоню, Малх и его спутница спрятались в какой-то пещере, где оказалась львица с львенком: туда же последовал и сарацин с рабом. Львица задушила раба и господина и оставила беглецов невредимыми. С радостью продолжали они путь и достигли наконец родины и обителей. «Аз, братие,» говорил Малх в монастыре, «пленен был погаными и мясо ядох, и млеко кобылие пих, но токмо сохрани мя Господь от жены и доселе» 418 . К этой же категории мучеников относится Арефа, воевода Неграна града, и с ним 4299, пострадавшие в 524 г. от омиритского царя Дунава (окт. 24.). К концу периода вс. соборов появились уже и магометане, давшее в последствии христианскому миру много мучеников. Впрочем, и в этом периоде от них пострадали: Михаил игумен зовийский и с ним 36 (Окт 1) и Феофил новый (янв. 30). Кроме внешних врагов христианства, бывших причиной мучений и мучеников, в разбираемый нами период были в византийской империи внутренние враги и мучители церкви. Таковы были в начале периода ариане, – особенно арианствующии император Валент, а в конце периода иконоборцы. От ариан пострадали: Полихроний, убитый арианами 337 г. при олтаре церковном (окт. 1); мученики, иже в Византии, по приказаний имп. Валента, частью потопленные, частью сожженные среди моря на корабле (сент. 29); Павел, патр. константинопольский, заточенный при имп. Констанции в Кукусах армянских и удавленный от ариан «своим ему омофором» (ноябрь 6); мученики, иже во Африки, от ариан (дек. 8). От монофелитов пострадал Максим исповедник с двумя учениками Анастасиями при Константине третьем около 656 г. (янв. 21 и авг. 13), и Мартин, папа римский (апр. 14). Но всего более пострадало исповедников православия от иконоборцев. Именно в VIII веке: Афанасий исповедник, иже в Павлопетрии (февр. 22). Прокопий Декаполит и сострадалец его Василий (февр. 27). Е. Иаков ок. 757 г. (март. 21). Е. Евстафий исповедник (март. 29). Василий е. перийский ок. 728 г. (апр. 12). Георгий е. антиохийский (апр. 19). Мученица Феодосия, яже от Константина града, при Льве Исавре за иконы пострада (мая 28). 419 . Игумения Анфиса и 90 сестер ее (июн. 27). В IX веке: Феодор Студит (нояб. 11 и янв. 26). Михаил Сингелл (дек. 18). Евфимий исповедник (дек. 26). Феофил написанный (дек. 28). Фаддей инок студийский (дек. 29). Николай исповедник, игумен студийский (февр. 4). Феофилант исповедник (март. 8). Феофан исповедник (март. 12). Никита исп. е. аполониадский (март. 19). Макарий исп. игумен палекитской обители (апр. 1).

http://azbyka.ru/otechnik/Filipp_Ternovs...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВФИМИЙ Никитич Горячев (19.01.1884, с. Никольское-Барнуки Городищенского у. Пензенской губ.- 15.09.1937, Карагандинский ИТЛ), сщмч. (пам. 2 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), прот. Из крестьянской семьи. Рано остался сиротой, воспитывался в семье дяди, затем у местного священника. Учился в сельской школе, затем в 2-классной школе, преобразованной в учительскую семинарию. С 1900 г. преподавал в школе с. Архангельского, в 1907 г. перешел в школу с. Воскресенская Лопуховка Городищенского у. Пензенской губ., управлял церковным хором. В 1911 г. поступил на пастырские курсы в Москве. В марте 1912 г. рукоположен во иерея. С 1912 г. служил в церкви с. Новосёлова, с 11 марта 1917 г.- в Никольской ц. с. Б. Улуй Ачинского у. Енисейской губ. 5 нояб. 1917 г. избран благочинным округа. 21 нояб. 1922 г. отстранен от должности благочинного обновленческим уездным церковным управлением за сопротивление «живоцерковникам». Обновленческим епархиальным советом 20 июля 1923 г. уволен за штат, 25 янв. 1924 г. был лишен обновленцами сана, но продолжал служить. В авг. 1924 г. арестован, заключен на месяц в тюрьму г. Ачинска, переведен в тюрьму г. Красноярска и пробыл там 2 месяца. С дек. 1924 г. проживал в с. Б. Улуй. В апр. 1925 г. Е. получил благословение Красноярского и Енисейского еп. сщмч. Амфилохия (Скворцова) на продолжение служения. Узнав об этом, прихожане Никольской ц. принудили священника-обновленца покинуть село, и с 16 апр. 1925 г. Е. возобновил служение. 21 янв. 1926 г. он был вновь избран благочинным, 23 июня того же года утвержден в этой должности еп. Амфилохием, 26 июня назначен настоятелем Троицкого собора в Ачинске. В нояб. 1927 г. командирован приходским советом в Москву для выяснения каноничности Временного высшего церковного совета ; убедившись в самочинном характере его образования, по возвращении предотвратил отпадение прихода в григорианский раскол , учиненный ВВЦС. Боролся за отмену решения о закрытии кладбищенской церкви.

http://pravenc.ru/text/187667.html

Скачать epub pdf Память святого священномученика Евфимия, епископа Сардийского Память 26 декабря Святой Евфимий жил в царствование Константина и Ирины 8781 и так прославился своим благочестием, что сиял как лучезарная звезда, иноческим житием своим в Христовой церкви. За сие он удостоен был епископского сана 8782 и присутствовал на II Никейском – VII Вселенском соборе 8783 , на котором безбоязненно с ревностью боролся против еретиков и посрамил их, был посылаем он так же царями еще с разными государственными поручениями в местности, где господствовали крамолы и мятежи. Когда же воцарился Никифор 8784 , святой Евфимий, вместе с другими православными епископами, был сослан в западную Паталарею 8785 , как будто за насильственное пострижение одной девицы 8786 , и с того времени до самой своей страдальческой кончины уже не возвращался в свою епископию и не управлял ею. Через двадцать девять лет, когда императорский престол в Греческом государстве занял зверонравный Лев 8787 , святой вызван был из заточения 8788 , представлен к царю и подвергся от него допросу об иконопочитании: по обычаю своему, он дерзновенно обличал еретическое нечестие и произнес мучителю отлучение от церкви. Царь сильно разгневался на исповедника и сослал его опять в заточение в город Асс 8789 . Вслед затем император Лев свержен был с престола и погиб от меча, ему наследовал император Михаил, который назывался Косноязычным. При этом царе, преподобный был вызван из Асса, и принуждаем отказаться от иконопочитания: но он безбоязненно во всеуслышание произнес такое изречение: – Кто не поклоняется образу Господа нашего Иисуса Христа, по человечеству, того анафематствуем. За это он был подвергнут сначала биению, а потом – ссылке в Крит 8790 , где и заключен был в мрачную темницу и, сверх того, еще подвергся жестокой пытке: его растянули на четырех столбах и били воловьими жилами, так что тело его покрылось множеством ран и распухло. Прожив немного после того, святой исповедник с миром предал дух свой Богу 8791 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010