Что же из себя представляет грузинская редакция Жития Максима Исповедника ? Просматривая это произведение, мы обнаруживаем в нем две вставки, которых, очевидно, в греческом подлиннике не было и которые привнесены в Житие Максима св. Евфимием из разных других источников. Это и не удивительно, если иметь в виду характер переводной деятельности св. Евфимия. Редкое из произведений византийской церковной письменности переводилось им в том виде, в каком оно предлежало в оригинале; имея в виду умственные запросы своих соотечественников, он кое что выкидывал из переводимых им сочинений, по некоторым вопросам, вследствие количественной скудости книг в грузинской церкви, о чем жаловался еще св. Иоанн 16 , привносил сведения и из других источников, комбинировал по своему отделы и параграфы в них, словом – давал собственную рецензию переводимых произведений. Так, напр., своеобразную и в высшей степени интересную рецензию представляют переведенные им „Правила VI вселенского Собора“; своеобразную рецензию представляет переведенный им κδοσις Иоанна Дамаскина , названный им „Путеводителем“ (=διγς). Ефрем Малый, грузинский писатель конца XI и начала XII века, переведший тоже сочинение Дамаскина в полном виде, удивляясь названию „Путеводитель“, которое он встречал по-гречески только над сочинением Анастасия Синаита , говорит, что перевод св. Евфимия представляет собою сокращение подлинника, ибо он „благодатью Духа Святого имел власть и сокращать и прибавлять“, хотя, продолжает он, я точно „не знаю, сам ли Евфимий сделал это сокращение, или нашел на греческом языке таковое“ 17 . Одна из указанных вставок имеется в начале Жития. Желая связать историю монофелитства с христологическими спорами предыдущей эпохи, св. Евфимий говорит: „задолго перед тем явилась ересь Северия и Диоскора. По этому поводу... созван был собор Халкидонский 630 отцов, которые прокляли и отлучили Диоскора, Евтихия, Севира, Петра Апамейского, Иакова Барадея, Тимофея Елура. Спустя несколько лет, при царе Юстиниане, созван был собор 164 отцов, которые отлучили Севира, Оригена и др.“; далее он переходит к истории происхождения монофелитства. Сведения автора заимствованы из актов VI вселенского собора 18 , но с ошибками в хронологии, которой в речах отцов собора не имеется; ибо IV вселенский собор не мог осуждать Севира, Петра Апамейского и Тимофея Елура, из коих первый выступил в 510 году 19 , другой – в 519 г. 20 , а третий – в 457 г. 21 . Не было нужды осуждать Севира и пятому вселенскому собору, ибо такое осуждение состоялось в 537 году 22 .

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

Владыка Евфимий особо отметил то влияние, которое оказывал преподобный Гавриил на преподавателей и студентов Казанской духовной академии в непростое время рубежа XIX-XX веков, когда в духовных учебных заведениях духовная жизнь охладевала. Влияние преподобного Гавриила во многом способствовало тому, что в тяжелые годы гонений среди преподавателей и студентов Казанской духовной академии многие стали новомучениками и исповедниками Церкви Русской. С докладами и сообщениями на конференции выступили: Участникам конференции был показан фильм «Августейшие паломницы Елеазаровой пустыни» (о пребывании великих княгинь преподобномученицы Елисаветы Феодоровны и Марии Павловны в Елеазаровой пустыни Псковской губернии), снятый сестрами Спасо-Елеазаровского монастыря. Фильм создан на основе готовящейся к публикации книги, которая входит в трилогию, посвященную преподобному Гавриилу (Зырянову) и его ученикам. Подводя итоги конференции, владыка Евфимий обратил внимание на необходимость распространения знаний о преподобном Гаврииле и его духовных чадах путем переиздания жизнеописания, издания статей, создания документальных фильмов и телевизионных передач о старце. Также участники конференции говорили о важности продолжения трудов по восстановлению Седмиезерной Богородичной пустыни, необходимости создания паломнических маршрутов к мощам преподобного, местам его духовных подвигов, а также о необходимости скорейшего написания службы святому. Сотрудник паломнической службы Е.Г. Балашова провела для участников конференции экскурсию по монастырю, а также показала дореволюционные фотографии храмов обители. По завершении конференции ее участникам была показана выставка, посвященная тайным монашеским общинам Высоко-Петровского монастыря. Один из наиболее известных старцев обители в конце 1920-х — начале 1930-х годов — преподобномученик Игнатий (Лебедев) в годы учебы в Казани находился под духовным окормлением преподобного Гавриила и получил от него благословение на монашество. По итогам конференции было решено принять резолюцию, определяющую основные направления дальнейшей работы по изучению жизни и подвигов преподобного Гавриила Седмиезерного, а также по увековечиванию его памяти.

http://patriarchia.ru/db/text/6116774.ht...

В 813 г. Феодор отправляется в миссионерское путешествие, проходя по городам и селам и проповедуя учение прп. Максима Исповедника . Так он доходит до Александрии, где своими блестящими диспутами с мусульманами приобрёл большое уважение у простого народа 6 . Из Александрии Абу Курра предпринимает путешествие в Армению, чтобы обратить население из монофизитства в Православие. Около 815 г. он появляется при дворе принца Ашота Мцакерта. Тогда, по поручению своего патриарха, в Армению прибывает известный несторианский богослов Нонн Нисибийский для противодействия Абу Курре, и между ними происходит богословский диспут. В Армении Абу Курра подвизается в миссионерских трудах примерно до 817 г. и после этого возвращается в Харран. В 829 г., по свидетельству анонимной Сирийской хроники 1234 г., халиф ал-Мамун прибыл в Харран. Феодор, епископ Харрана, называемый Абу Куррой, вошёл в спор с ал-Мамуном. Между ними состоялся большой диспут о вере христианской» 7 . В это время он был уже весьма преклонного возраста и, вероятно, вскоре после этого умер. Точная дата его смерти не известна, приблизительно её полагают около 830 г. Абу Курра пользовался уважением и среди последующих православных писателей. Так, в 932 г. Арефа Кесарийский заказывает себе список его греческих сочинений. Около 940 г. патриарх Иерусалимский Евтихий упоминает Феодора в связи со спором об иконопочитании 8 . Подвизавшийся на Афоне прп. Евфимий Иверский (†1028) переводил сочинения Абу Курры с грузинского на греческий. Архиепископ Евфимий Тирский и Сидонский использовал сочинения Феодора в своем окружном послании 1720 г. Помимо известности в арабском, греческом и грузинском христианском мире стоит заметить, что труды и взгляды Абу Курры были известны и среди книжников древней Руси: один выпускник Острожской семинарии на Волыни в начале XVII века «пошёл даже во Аравию» ради полемических трактатов против мусульман известного «Федора Авукары». Вернувшись с греческим текстом «книги против различных еретиков, иудеев же и сарацин», он перевёл его в 1611 г. на древнерусский язык 9 .

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Karskij...

О пр. Феоктисте в Кукуме . Кукум греческое есть испорченное древнее финикийское Каккаб (Каккаве) – лошадиная голова. Этот город отстоял от Панорма на 24 мили и стоял при подошве горы, на окраине же его был монастырь св. Николая, основанный св. Феоктистом; в монастыре жили греческие монахи, вероятно. от иконоборства бежавшие. Исповедник св. Феоктист, но известиям западных писателей, скончался 800 года 4 января, del Rito greco Fr. Condradi Rodt 1760 ап. р. 107). Канон ему написан ранее 847 года пр. Феофаном. От него дано горе имя св. Калогера. Сн. Vitae Sicul. Т. II р. 33. Rocchi Pirri Sicillia Sacra р. 1283. IV. Увеликия едва ли не произошло из слова: у св. Мокия , – Евфимия нового у св. Мокия ныне в стишных прологах. О сем Евфимии Антоний паломник русский в 1200 году говорить: недалече от монастыря того (т. е. св. Мокия) новый отец Евфимий лежит, иже сковася в железах ходил. (стр. 131). По Даниилу путешественнику Евфимий новый лежит против града Абидоса, вероятно, другой. 5 Житие пр. Синклитии обыкновенно приписывается св. Афанасию александрийскому . Но в одном кодексе, писанном ок. X века, содержащем некоторые жизнеописания и между ними житие Синклитикии, в конце его на поле тою же рукою написано: доселе простираются словеса ( λγοι), исшедшия из св. града (Иерусалима) чрез блаженного Арсения пигадского, как оне находятся все по порядку. Составитель каталога Коаленевой библиотеки (Bibl. Coisl. р. 417) склоняется к тому пониманию сего места, что здесь кончаются жития, собранные чрез Арсения пигадского; но писатель жития Синклитикии весьма древен, если не Афанасий. Так как в некоторых кодексах жития имени писателя его не поставлено, а в двух кодексах оно приписано Поликарпу аскету, так как писателем жития называет Афанасия позднейший из историков Никифор Каллист (XIV в.), так как в слоге его автор каталога не видит ничего Афанасиевого: то он полагает, что писатель его неизвестен. Преосв. Филарет черниговский в сочинении: Подвижницы восточн. Церкви, стр. 11, самому Арсению приписывает житие ее, иначе читая полевую заметку.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Наконец, на возвратном пути заболев в Коринфе, предал Богу дух свой в конце 8 века. 20 Св. Евфимий . В Деяниях св. (Iann. Т. II р. 301) после исторического исследования помещена жизнь его, написанная Кириллом скифопольским . Она в русск. переводе в Христиан. Чтении. 1824 г. XV. стр. 3. Кирилл скифопольский жил в монастыре пр. Евфимия (с 543 г.) и был свидетелем чудес по смерти им совершаемых, а о прочих его делах узнал от очевидцев и облагодетельствованных им, как об этом сам говорит: «от Леонтия (5 преемника великого Евфимия) я включен в лик братий сего стада. Посему, что слышал я о сем Богоносном и чудном муже от отцов, то не утаил от чад их в род ин ( Пс. 77. 4 ). Но не надлежало оставить в пренебрежении совершившегося при мне, когда еще живы те, которые пользовались благодеяниями его и свидетели и очевидцы содеянного. Отцы, которых свидетельством пользовался Кирилл, были св. Иоанн молчальник (3 дек.), св. Кириак (29 сент.) и другие. см. св. Димитрий ростов. стр. 155. Св. Евфимий скончался 20 января ночью в субботу, говорят, 473 года. По пасхальному вычислению суббота 20 января действительно падает на 473 год мартовской. Во имя преподобного Евфимия в Царьграде при патриархе Мине (536–552) был монастырь. Мощи св. Евфимия в его монастыре в Палестине аки живого в теле видел русский игумен Даниил в начале XII в. Инна, Пинна и Римма . Мучение их известно в рукописи в Парижской библиотеке. (Fabric. Т. X. р. 255. ed Harles). У Филарета в святых Южных исследование о малой Скифии – отечестве их 20 января, стр. 29 и 253. По мнению его об них же говорит Иеронимов мартиролог 20 янв.: в Ниведуне Тирса, Кириака, Геллиника – христианские имена мучеников сих в Новом Дунайце пострадавших. 21 Св. Максим исповедник . В Деяниях св. (Aug. III р. 97–132) обширное исследование вместе с житием. В житии его ясно говорится, что кончина его, им предсказанная, последовала 13 августа. В греч. прологах 13 августа полагается принесение и преложение мощей его; может быть, принесение мощей его совпало в один день с кончиною; в таком случае неизвестно, почему празднуется ему 21 января.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

   По южному берегу потока Прат проходил водовод, построенный в византийский период и снабжавший водой источника ряд строений, находившихся примерно в одном километре к востоку от ядра лавры. Среди этих строений при раскопках были выявлены остатки относительно большого сооружения площадью 25х10 м. Пол здания был украшен цветной мозаикой. Вблизи него обнаружены десятки погребальных пещерок, отмеченных высеченными в камне крестами. Предполагается, что здесь было кладбище лавры, а здание с цветной напольной мозаикой служило отпевальной часовней. Еще один келейный комплекс был обнаружен в 1,2 км к западу от ядра лавры. Возможно, именно в нем подвизался в течение пяти лет прп. Евфимий Великий (377-473, память 20 января/2 февраля), прежде чем навсегда уйти с аввой Феоктистом в пустыню Кутила. Именно этой значительной удаленностью от остальных келий и ядра лавры – при отсутствии у лавры внешней ограды – могут объясняться слова, которыми Кирилл Скифопольский описывает пребывание прп. Евфимия в Фаранской лавре: «...великий отец наш Евфимий... пришел в лавру Фаранскую, лежащую в шести поприщах от Святого Града и, любя безмолвие, поселился в отшельнической келлии, вне лавры, не стяжав себе ничего от века сего» (Житие Евфимия, 12). В центре территории древней лавры находится пещерная церковь, которую анонимный автор Жития Харитона именует Старой (Житие, 11). Церковь располагается в скальной пещере в 12 метрах над верхней точкой относительно более «пологого» склона, поднимающегося от источника к основанию отвесного скального утеса. К Старой церкви ведет марш каменной лестницы, от которой следует подниматься по вертикальной шахте, прорубленной в естественной каменной полке несколько ниже уровня пола церкви. В древние времена (еврейские повстанцы, эллино-сирийские разбойники) подъем по шахте осуществлялся по сбрасываемой сверху веревке – как описано в Житии Харитона. В первый период существования русского скита в 1903-1967 гг. через шахту вела хлипкая деревянная лестница. Сегодня оборудована металлическая лестница с запирающимся люком в верхней части шахты.

http://sobory.ru/article/?object=18570

Большинство, но не все. Три Харитоновы лавры (Фаран, Дука и Сукка) были основаны раньше и продолжали существовать, следуя более древним, установленным ещё Харитоном, правилам. И Аноним в своем Житии Харитона исправлял несправедливость, допущенную, с его точки зрения, вследствие замалчивания деяний Харитона, учеником которого Евфимий, учитель Герасима и Саввы, конечно, не был, но тем не менее, был выходцем из Фаранской лавры. Таким образом, Житие Харитона, дополняя уже существовавшие Жития Саввы и Евфимия, представляло, в противовес двум последним, не дву-, а трехступенчатую картину развития лавритства в Пустыне Святого Града: Харитон – Евфимий – Герасим и Савва.     Вопреки распространенным в популярной литературе утверждениям, согласно которым Фаранская лавра была разорена в 614 г. в ходе персидского нашествия, следует признать, что ни в каких источниках нет рассказа об этом событии. Имеющиеся сведения о «персидском погроме» позволяют полагать, что персы не были в лавре и не разрушали ее. В пользу этого можно привести следующие доводы: во-первых, быстро и кратчайшим путем (оставлявшим Фаранскую лавру в стороне) поднявшись из Иерихона в Иерусалим, персы учинили резню в городе и разрушили множество христианских храмов и святынь (что также археологически недостоверно), однако затем у них, по-видимому, не было ни времени, ни сил, ни особого желания прочесывать Иудейскую пустыню с целью «зачистки» ее от православных монастырей и монахов; во-вторых, известна лишь одна персидская экспедиция за пределы Иерусалима, а именно: на юг – в Вифлеем и, возможно, далее в Хеврон. В Вифлееме они, кстати говоря, воздержались от разрушения базилики Рождества ; в-третьих, сведения о разорении Мар-Саббы, или Великой Лавры Саввы Освященного указывают на то, что погром был учинен не персами, а саракинами, т.е. местными бедуинами, воспользовавшимися мгновенным «ослаблением» центральной власти в Иерусалиме; в-четвертых, если бы Фаранская лавра была разорена персами, то об этом, с учетом высокого ее статуса, должны бы были сохраниться какие-либо известия, отсутствие же таковых говорит само за себя.

http://sobory.ru/article/?object=18570

Посему принесем Ему чистоту души, целомудрие тела и чистую любовь». 56 . Сказав это, он спросил их: «Кого хотите иметь игуменом?», они же согласно выбрали Дометиана, но великий Евфимий сказал: «Это невозможно, ибо Дометиан не останется после меня в сей жизни, как только на семь дней». И отцы, пораженные тем, что он так, с дерзновением предсказал будущее, просили себе игуменом некоего Илию, эконома нижнего монастыря, родом из Иерихона. Великий же Евфимий сказал ему при всех: «Вот все отцы выбрали тебя в их отца и пастыря, посему внимай себе и всему стаду твоему. Прежде всего знай то, что Бог благоволил, чтобы эта лавра сделалась общежитием, и будет это не через многое время. И он распорядился и о месте, в каком будет строиться общежитие, и о составе его и о странноприимнице, и о тщании в чине псалмопения и о том, чтобы не пренебрегать братиями, сущими в скорби, в особенности теми, кого тяготят помыслы, но чтобы всегда их побуждать и поучать. Это он говорил к нареченному игумену; всем же он возвестил, говоря: «Братия моя возлюбленная, не запирайте врат имеющего быть основанным общежития ни перед кем, и вам Бог дарует благословение; заповеди мои соблюдайте нерушимо, и если я обрету дерзновение у Бога, то прежде всего буду просить у Него, чтобы духом моим быть мне с вами до века». 57 . Сказав это, он отпустил всех, кроме Дометиана, и оставаясь в диаконике, почил в ночь субботы, и был причтен к своим отцам, старец и исполнь дний (473 г.). Говорят про него, что он имел ангельский вид: обращения был простого, нрава кротчайшего, видимый же образ его тела был кругловат, светел, бел и доброзрачен; ростом он был немного низок и весь седой, и имел большую бороду, достигавшую до чрева, все члены его были целы, так что ни очи его ни зубы не были повреждены; он скончался будучи крепок и бодр. Кончина его произошла в двадцатый день месяца января одиннадцатая индикта, от сотворения мира, с тех пор, как время начало измеряться течением солнца, в лето пять тысяч девятьсот шестьдесят пятое, от вочеловечения же от Девы и рождества по плоти Бога Слова в лето четыреста шестьдесят пятое, по списателям времен, святым отцам нашим Ипполиту древнему и знаемому апостолами, и Епифанию Кипрскому , и Ирону философу и исповеднику. Время же его жития во плоти таково: он родился вследствие откровения, и будучи трех лет, посвящен Богу в начале царствования великого царя Феодосия; пройдя все церковные степени, он пришел в Иерусалим на двадцать девятом году жизни, и пробыв в пустыне шестьдесят семь лет, скончался в пятое консульство царя Льва, в шестнадцатый год его царствования.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Skifopo...

   Во время предварительного заключения содержался в орловской тюрьме. Расстрелян в Орле 16/29 ноября 1937 года.    Реабилитирован 7/20 сентября 1955 года. Преподобномученик иеромонах Евфимий (Любовичев)     (†6/19 июля 1931)    Преподобномученик иеромонах Евфимий (Любовичев) родился в 1875 году. Был насельником Оптиной пустыни. Мученическую кончину принял 6/19 июля 1931 года. На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви от 23 сентября/6 октября 2005 года его имя было включено в Собор новомучеников и исповедников Российских. Иеросхимонах Иеремий     (†1949)    Оптинский иеросхимонах Иеремий (в миру Степан) был послушником преподобного Амвросия. После революции, как и все оптинцы, он был изгнан из монастыря. Жил в деревне Ливенки Тульской области. Поскольку храмы были уже закрыты, исповедовал и причащал людей у себя дома.    Отец Иеремий умер в 1949 году и завещал похоронить себя на мирском кладбище рядом с родителями, предсказав, что на его могиле через полгода откроется источник. Так и случилось. Говорят, чудесная вода бьет из земли до сих пор, но не каждый человек может пить эту воду: грешников от нее с души воротит. Игумен Иоанн (Соколов)     (†22 июня/5 июля 1958)    Иван Александрович (Алексеевич?) Соколов, игумен Иоанн, родился 26 сентября 1874 года в Москве. В Оптину пустынь поступил, возможно, в 1890 году (в 16 лет?) и к моменту ее закрытия был в сане игумена. Дата ареста неизвестна, но в заключении, которое он отбывал в Забайкалье, он провел 18 лет; там он потерял все зубы, полностью лишился зрения, ему переломали почти все ребра.    Три года игумен Иоанн находился в заключении в специальной психиатрической больнице, где на нем испытывали разнообразные психотропные препараты. На допросах он обратил к вере во Христа нескольких своих палачей, в частности начальника московской Бутырской тюрьмы.    Скончался игумен Иоанн 22 июня/5 июля 1958 года и был захоронен в Москве на Армянском отделении Ваганьковского кладбища. Схимонах Иоасаф (Моисеев)     (†25 марта/7 апреля 1976)

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4129...

Когда св. мученики Евфимий и Тимофей были приведены в судилище, то судьи, после обычных увещаний, видя их непреклонность, повелели иеромонаха Евфимия заключить в темницу и бить по пятам точно так же, как Николая и Варнаву, Тимофея же оставили без наказания, объявив ему, что если он в течение одного месяца не обратится в мусульманскую веру, то в следующий месяц будет предан смертной казни. Спустя два дня прибыл в Адрианополь старец Тимофея, Герман, который чрез посланного тайно навестить в темнице св. мучеников узнал, что они желают приобщиться св. Христовых Таин, а потому немедленно пошел в домовую патриаршую церковь, взял там несколько частиц антидору и в тот же день три частицы отправил к св. мученикам с тем христианином, который сообщил ему об их желании причаститься Тела и Крови Христовых, в кратком же письме извещал страдальцев, что завтра сам придет к ним в темницу. На другой день Герман, осведомившись у одного христианина, что в ту самую темницу, в которой заключены Евфимий и Тимофей, сажают должников, а также и за неплатеж податей, стал просить его, чтобы он донес на него сборщику податей, будто бы он не уплатил законной подати. Лишь только сборщик услышал об этом, тотчас пришел в гостиницу, где остановился Герман, и, вызвав его, стал требовать квитанцию об уплате податей. А так как у Германа не оказалось не только квитанции, но и денег, то сборщик отправил его в темницу. Кто же достойно может описать ту радость, когда ученики увидели в темнице своего учителя?! Какие радостные слезы орошали их ланиты при виде своего благодетеля и наставника! Они все веселились и со слезами лобызали друг друга. Вся ночь была проведена в бдении и молитве, и мрачная темница обратилась в церковь; по окончании бдения мученики Христовы исповедались у своего старца и потом причастились святых Христовых Таин. А как только настало утро, Германа выкупили благочестивые христиане и его выпустили на волю. Между тем, к посрамлению врагов христианства, Господь явно творил чудеса чрез Своих исповедников, ибо сколько жестокие мучители ни били страстотерпцев по пятам, мученики Христовы вместо обычных стонов радовались и благодарили за нанесенные удары; у палачей же после каждого биения руки делались расслабленными, и они, видя свое безсилие, от злобы скрежетали зубами.

http://azbyka.ru/molitvoslov/bolshoj-afo...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010