Прп. Григорий Декаполит проводил жизнь в странствиях. Житие повествует о его жизни в монастыре, чудесах и путешествиях, происходящих на фоне иконоборческих гонений. Юного Григория, стремящегося к монашеству, встречает епископ, живущий в изгнании. Изгнание это он претерпел от иконоборцев, которых автор называет христоборцами, противниками Самого Христа. Позднее Григорий попадает в обитель к настоятелю-еретику 106 Патриарх Мефодий Константинопольский (843847) родился в Сиракузах. После 787 г., он подвизался в одном из Вифинских монастырей, в 815 г., будучи архидиаконом патриарха Никифора, он отправился в Рим, где был рукоположен во пресвитера. По возвращении в 821 г. был сослан на остров св. Андрея, откуда был возвращен императором Феофилом. После восстановления иконопочитания свт. Мефодий был избран на патриарший престол. Святитель сам стал исповедником, а также прославил исповедниковиконопочитателей, создав их жития. Кроме того, он известен и как автор житий великих святых древности 107 . В отличие от своего православного предшественника по кафедре, свт. Никифора, свт. Мефодий не оставил многочисленных и пространных трактатов в защиту святых икон. Он написал лишь одно «Слово о святых иконах», созданное в марте 843 г. 108 или же несколько раньше 109 . В этом тексте святитель отвергает обвинения в идолопоклонстве, обожествлении икон, поклонении материи и защищает обычай иконопочитания как древнее и приносящее пользу предание 110 . В связи с этим, созданные свт. Мефодием агиографические памятники представляют 111 (BHG 2145) и прп. Феофана Сигрианского 112 (BHG 1787z) биографии современников Мефодия. С Сардским митрополитом Мефодий был хорошо знаком, разделил его ссылку и был свидетелем его смерти. Житие он написал непосредственно после кончины святого, спустя всего сорок дней, в феврале 832 г. 113 Заслугой свт. Евфимия был возврат большинства его паствы в православие 114 . Святой участвовал в VII Вселенском соборе, в актах которого не однажды упоминается. При императоре Никифоре Евфимий был сослан по обвинению в измене, но в 806 г. вернулся из ссылки, однако не был восстановлен на своей кафедре. При императорахиконоборцах Льве V, Михаиле II и Феофиле святой претерпел ссылки и мучения. Скончался св. Евфимий после пыток на острове св. Андрея у мыса Акрит в Вифинии. Рукопись, сохранившая житие датируется концом IX – началом Х в. 115

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikonopoc...

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Августа 12 (25) Преподобномученики Евфимий и Алексий (Коротковы) Братья Владимир и Алексей Коротковы родились в Пермской губернии в семье глубоко верующих родителей. В январе 1897 года в шестидесяти километрах от города Кунгура, в одном из живописнейших мест Пермской губернии на Белой Горе открылся Свято-Николаевский миссионерский монастырь. Открытие и устроение его сопровождалось явною помощью Божией. Настоятелем стал архимандрит Варлаам, человек глубокой веры и большой подвижник, к которому со всех концов Пермской земли шли жаждущие спасения. Пришли в монастырь и братья Коротковы. Вслед за ними пришел сюда их отец. Место это ему так понравилось, что он решил здесь остаться и прожил до кончины, перед смертью приняв иноческий постриг. В обители братья прошли все послушания и собирались принять иночество, но началась Первая мировая война, и им пришлось расстаться. Алексея призвали в действующую армию; Владимир был пострижен в монашество с именем Евфимий, рукоположен в сан иеродиакона и назначен служить на подворье Белогорского монастыря в Перми. Алексей прослужил в армии всю войну, участвовал во многих сражениях; за проявленное в боях мужество был награжден Георгиевским крестом. В феврале 1918 года он получил отпуск и поехал домой. Сразу с поезда Алексей пошел на монастырское подворье. Радость встречи для братьев на некоторое время совершенно затмила тревожные предчувствия от разливавшейся повсюду анархии. До Перми доходили известия, что советская власть приняла закон о национализации церковного имущества. Отовсюду шли тревожные слухи о нападении вооруженных отрядов на храмы и монастыри. Только два дня утешались братья радостью встречи, на третий день над подворьем разразилась беда. Белогорская обитель была по преимуществу миссионерской; миссионерство понималось здесь широко, предполагалась борьба не только с заблуждениями раскольников и сектантов, но и с соблазнами западноевропейских материалистических учений. Поэтому из всех монастырей Пермской епархии большевики больше всех ненавидели Белогорский, и как только им удалось собрать небольшой вооруженный отряд, они сразу же двинулись разорять его. 21 февраля вооруженные большевики ворвались на монастырское подворье. Они вели себя с вызывающей бесцеремонностью: врывались в кельи с обысками, всё переворачивали и забирали вещи, которые им нравились. Среди народа начался ропот. Тогда грабители приступили к арестам; среди других были арестованы и братья Коротковы. Расправа в те годы была скорая и жестокая. Евфимия и Алексея привели на берег Камы и стали мучить. Страстотерпцы держались мужественно, и большевики после истязаний умертвили их, но топить в реке не стали, оставив изуродованные тела на льду для устрашения. Утром на них натолкнулись извозчики. Мучеников узнали, была послана срочная телеграмма родным, и ко дню погребения, назначенного на 25 февраля, приехали мать и сестры.

http://fond.ru/kalendar/646/aleksiy/

Пётр Сладкопевцев Обители пятого века Подвижничество, насажденное в Палестине Харитоном Исповедником и Иларионом Великим, поддержанное и распространенное их учениками и подражателями, еще более развивается и усиливается в V веке. Являются в Святой Земле новые отцы подвижничества, светила иноческой жизни – Евфимий Великий, Герасим Иорданский, Савва Освященный, Феодосий Великий с бесчисленным сонмом славных учеников, возникают новые обители, как цветы на ниве Божией после плодотворного дождя. Судьбы этих обителей, возникших в V веке, мы постараемся изложить в порядке их возникновения. Лавры преподобного Евфимия Великого Лавра преподобного Евфимия Великого, или Верхняя, как видно из определенного указания в житии святого отца, написанного Кириллом Скифопольским , находилась в той же дикой, гористой пустыне, в которой лежали лавры Фаранская, Феоктистова и Хузива, именно: она находилась в 12–13 верстах от Иерусалима к северо-востоку, на расстоянии получаса от Иерихонской дороги влево (по направлению из Иерусалима) и недалеко от лавры Фаранской, на одном из потоков, параллельных потоку Кутилийскому. «Я, Евфимий, – говорил великий подвижник в сонном видении сыну сарацинского князя Теревону, – живу же на восточной стороне в пустыне от Иерусалима, на расстоянии десяти поприщ, недалече от пути, ведущего к Иерихону» 149 . Так как лавре св. Евфимия суждено было по кончине его сделаться общежительною обителью, то место, на коем она была расположена, по счастливому выбору святого подвижника, оказалось приятным и удобным для жительства многолюдного общества. Она была расположена на небольшой лежавшей между двумя долинами возвышенности, северная часть коей представляла плодородную, орошаемую потоком равнину; глубокий поток омывал невысокие скалистые берега возвышенности; долины с востока и запада были ограничены холмами, которые соединялись между собою на юге; холмы эти совершенно ограждали обитель с южной стороны и скрывали ее от взора путешественников. Воздух в этой местности был благорастворенный и здоровый.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В Высоко-Петровском монастыре Москвы состоялась конференция, посвященная 180-летию преподобного Гавриила Седмиезерного 29 марта 2024 г. 17:44 27 марта 2024 года в Высоко-Петровском ставропигиальном мужском монастыре г. Москвы состоялась конференция « " А я избрал любовь " : к 180-летию со дня рождения преподобного Гавриила Седмиезерного». Работу конференции возглавил председатель Синодального миссионерского отдела , наместник обители епископ Луховицкий Евфимий . В конференции приняли участие представители епархий и монастырей, связанных с жизнью и трудами святого, почитатели памяти преподобного Гавриила и его духовных чад — святых, прославленных в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, и подвижников, пострадавших за веру в годы гонений на Церковь в ХХ веке. Перед началом конференции состоялся молебен преподобному Гавриилу, 180-летие со дня рождения которого отмечалось в этот день (святой родился 14/27 марта 1844 г. в деревне Фроловой Пермской губернии). Молебен совершил благочинный обители иеромонах Матфей (Мунтяну) в сослужении иеромонаха Гавриила (Горина) ( Каменская епархия ) и иеромонаха Кирилла (Забавнова) ( Казанская епархия ). Также была совершена лития, на которой участники помолились о упокоении почивших родителей и сродников преподобного Гавриила, его духовных чад, еще не прославленных в лике святых, а также о новопреставленных рабах Божиих, безвинно в Красногорске убиенных . На конференции прозвучало 12 докладов и сообщений представителей Казанской, Псковской , Каменской и Московской (городской) епархий, Русской Православной Церкви Заграницей и двух ставропигиальных обителей — Высоко-Петровского мужского и Борисоглебского Аносина женского монастырей. Епископ Луховицкий Евфимий сказал: «Это очень значимый святой, в том числе и для меня лично. Если более глубоко вглядеться в его жизнь и подвиги, можно сделать вывод, что это фигура, сопоставимая, например, с личностью преподобного Серафима Саровского. На рубеже XIX-XX веков жило много святых подвижников, но в моем представлении преподобный Гавриил особым образом выделяется среди них. Пока люди просто мало знают об этом святом».

http://patriarchia.ru/db/text/6116774.ht...

В том же году погиб Петр Белильщик, а на его место поставлен в епископы Палладий, пресвитер церкви святой первомученницы Феклы в Селевкии. С Палладием вместе представлены были: Иоанн, сын Констанция, и Анастасий силенциарий, известный после дурным правлением. Надменный истреблением тиранов, Зинон обратился к отобранию имений, беззаконным убийствам и каждого обвинял то в участии в войне, то в заговоре против него. Так убил он, без всякой причины, Коттая, который, вместе с Иоанном Скифом, осаждал Илла и Леонтия и победил их, равно как патрикия Пелагия, весьма замечательного стихотворца, мудрого и справедливого мужа. Между тем Зинон, пораженный падучей болезнью, умер, беспрестанно повторяя имя Пелагия, невинно убиенного им. Он не оставил по себе ни одного сына, а только брата, Лонгина, бывшего уже дважды консулом и председателем сената, но человека безумного, жестокого и невоздерженного. Содержа при себе в Византии множество исавров и Лонгина магистра и друга, он надеялся, с помощью их, овладеть царством; но Ариадна, сенат и все войско провозгласили царем Анастасия силенциария и, таким образом, Лонгин обманулся в своем предположении. При восшествии на престол Анастасия, патриарх Евфимий, не признавая его достойным царствовать над христианами, потребовал от него письменного обязательства, что он ничем не станет потрясать Церкви и веры. По настоянию царицы и сената, Анастасий дал ему, наконец, собственноручное обязательство, в котором объявлял, что основанием веры принимает он учение Халкидонского собора. После сего Евфимий венчал его на царство, и он взял себе в супружество Ариадну, потому что не был еще женат. Манихеи радовались, что мать царя была к ним расположена, как ревнительница их исповедания, ариане же радовались, что имели единомышленника в Клеархе, дяде его, брате злочестивой матери. Год, в котором умер Зинон и воцарился Анастасий, римляне полагают от Адама 5999, но по точному и верному счислению александрийцев этот год есть от сотворения мира 5983, от царствования Диоклетиана 207, от божественного воплощения 483-й, 14 индиктиона. Анастасий же, восседя на ристалище, венчался на царство упомянутого индиктиона 14, апреля 14, в пятый день пасхи. л. м. 5984, Р. Х. 484.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Ispoved...

Как ни странно может показаться многим, но полемические сочинения в те времена создавались и на арабском языке христианами, жившими на территории Халифата. Сохранились записи диалогов о вере, которые в открытом диспуте вели христианские священнослужители с правителями мусульманского мира. Несторианский патриарх Тимофей I († 823) вел диспуты с халифом аль-Махди († 785) 12 , а православный епископ Феодор Абу Курра († 830) с халифом ал-Мамуном († 833) 13 . Среди других работ можно упомянуть «Ответ Ибн ал-Мунджиму» православного автора Константина ибн Луки († 912) 14 ряд текстов монофизита Абу Раиты ат-Такрити (IX век) 15 и «Апологию» Абд аль-Масиха ал-Кинди (IX век) 16 , в которой автор приводит вначале полученное им письмо мусульманского друга, призывающего принять ислам, и дает пространный ответ, почему он не может этого сделать, показывая превосходство христианства над исламом. Однако больше всего христианских текстов, посвященных исламу, было создано именно в Византии. Часть из них была написана святыми Православной Церкви – прп. Иоанном Дамаскином 17 , прп. Феофаном Исповедником 18 , прп. Феодором Студитом 19 , св. Константином-Кириллом Философом 20 , свт. Николаем Мистиком 21 , св. Самоном Газским 22 , свт. Григорием Паламой 23 , свт. Симеоном Фессалоникийским 24 . Другая часть была написана авторами, не прославленными в лике святых, такими как Феодор Абу Курра 25 , Георгий Амартол 26 , Никита Византийский 27 , Арефа Кесарийский 28 , Евфимий Зигабен 29 , Евфимий Монах 30 , Никита Хониат 31 , Варфоломей Эдесский 32 , Иоанн Кантакузин 33 , Иосиф Вриенний 34 и Мануил Палеолог 35 . В средние века именно на греческом языке полемическая литература, посвященная исламу, достигла своего расцвета. Это были произведения разных жанров: диалоги, опровержения, агиографическая, историческая литература и даже гимнография. В отличие от ранних латинских полемистов, византийцы ставили перед собой цель наиболее точно узнать убеждения мусульман, – для чего уже в IX веке был осуществлен перевод Корана на греческий язык. Одним этим, конечно, дело не ограничивалось, многие грекоязычные авторы или жили, или посещали мусульманские государства и узнавали не только вероучительные положения ислама из первых рук, но также имели представление о жизни и нравах современного им мусульманского общества. С другой стороны, византийские авторы могли писать без оглядки на возможные преследования, как арабоязычные христианские полемисты.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Затем в воскресенье следовала литургия с приобщением Святых Даров. (Оповещение о наступлении полночи – времени побудки к ночному бдению – осуществлялось битьем в деревянное било (τ ξλον), не лишено оснований и предположение, что таким же образом оповещались монахи о времени совершения остальных дневных молитв и сбора на общую службу. Днем наступление урочного времени устанавливалось по каменным солнечным часам, экземпляры которых найдены при раскопках в нескольких обителях Пустыни Святого Града.) В отличие от такого порядка сбора в церковь на общее богослужение (т.е. на исходе ночи с субботы на воскресенье), в лаврах Герасима и Саввы, общие службы с евхаристией проводились два дня подряд: в субботу и воскресенье. (Это объясняет, почему Евфимий отказался от основания лавры в потоке Ог, как хотел поначалу, и сделал ее киновией. В Фаранской лавре, при всей пересеченности местности, в которой она находится, приход монахов в ночной темноте в церковь из кучно расположенных вокруг нее келий не был сопряжен с опасностью для жизни, в отличие от монастыря аввы Феоктиста в потоке Ог: там достижение церкви даже при свете дня (при отсутствии соответствующего оборудования и навыков скалолазания) и сегодня сопряжено с опасностью для жизни, тогда как именно такое перемещение «в нощи» требовалось в соответствии с уставом лавры «по образцу Фаранской». (Для иллюстрации вышесказанного: по высказыванию Хиршфельда, археологическое обследование обители аввы Феоктиста осталось запечатленным в его памяти, как тройное А – archaeology, alpinism, adventure.) В итоге обитель аввы Феоктиста стала киновией, а лавру Евфимий основал в 3,5 км к западу от монастыря Феоктиста, на относительно равнинной местности. Савву же Освященного ничто не ограничивало в устроении лавр в ущельях, подобных потоку Ог, потому что по его уставу, монахи должны были собираться в церковь на совместную службу не в ночь с субботы на воскресенье, а при свете дня – в субботу утром, и проводили там весь субботний день, всю ночь на воскресенье и все воскресенье, расходились же по кельям в воскресенье вечером, однако до захода солнца, так что риск сломать шею на скальных тропах был сведен для них к минимуму.

http://sobory.ru/article/?object=18570

В заключение своего «трактата об образе» свт. Мефодий, как бы вспоминая о судьбе героя жития, Евфимия Сардского, сопоставляет подвиг древних мучеников и гонимых за поклонение иконе Христа своих современников. Мефодий указывает 570 , что в иконе Христа бесчестится Сам Христос, Сама истина, изображение Которой несомненно представляет собой истинную икону. Истинен и образ умерших за Истину апостолов и мучеников, Пресвятой Богородицы, ангелов, изображаемых нами так, как они были видимы. Вспомним, что кроме «трактата об образе», житие содержит еще одно краткое исповедание иконопочитания, которое может дополнить мысли, высказанные в «трактате об образе», речь свт. Евфимия, которую он держит перед императором в череде прочих исповедников. Здесь свт. Евфимий ссылается на свое хорошее знание христианских обычаев повсюду, которое он смог получить в путешествиях, и указывает, что предание о почитании икон содержится повсеместно, передано от апостолов, через мучеников и от отцов. Также Евфимий вспоминает о своем, вместе со множеством народа поклонении Эдесскому Нерукотворному Образу Воплощенного Сына Божия, через которое он освящался действием Духа Святого 571 . Подводя итог нашему чтению жития, мы можем видеть, что в рассуждениях об образе Божием в человеке, составляющем важнейшее основание христианской антропологии, свт. Мефодий действительно широко пользуется теми толкованиями, которые он мог изучить до своего возвращения в Константинополь и последовавшей за ним ссылки. Среди множества вариантов понимания Быт.:1:26, данных отцами, предшествовавшими ему, можно обнаружить мысли, которые он берет на вооружение. Так отражение учения о Боге-Троице в этой строке Писания выводится так же в беседах «О сотворении человека» 572 , которые разные ученые приписывают святителям Василию Великому или Григорию Нисскому 573 . О разумно-словесной способности души, как о проявлении образа Божия говорит, как уже было сказано выше, прп. Максим Исповедник , у которого сама жизнь есть разумная душа и образ Божий (νοερν ψυχν κα εκνα Θεο) 574 . Сравнение рождения Сына с изречением, родившейся в человеческом разуме мысли 575 , а исхождение св. Духа – с дыханием жизни 576 , которое позволяет человеческому слову появиться на свет и быть услышанным, можно встретить с той части «Точного изложения православной веры» прп. Иоанна Дамаскина , где он подробно излагает учение о Боге Троице, сформулированное его предшественниками и хранимое Церковью .

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikonopoc...

Игумен Евфимий (Кереселидзе), известный подвижник благочестия ХХ века, посвятил свою жизнь церковной гимнографии. Его стараниями было сохранено множество образцов древнего грузинского церковного пения И при жизни, и по кончине, игумен Евфимий был весьма почитаем православным народом. ПОСТАНОВИЛИ: 1. С благодарением Господу принять весть о прославлении в лике святых новых угодников Божиих. 2. Включить в месяцеслов Русской Православной Церкви следующих мучеников и исповедников Православия, установив им день празднования так, как это принято в Грузинской Православной Церкви: СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного Кирилла, митрополита Смоленского и Калининградского, председателя Отдела внешних церковных связей, о визите в Болгарию с 28 ноября по 1 декабря делегации Московского Патриархата во главе с архиепископом Калужским и Боровским Климентом для участия в торжествах по случаю 50-летия учреждения Подворья Русской Православной Церкви в Софии. Справка: С 28 ноября по 1 декабря делегация Русской Православной Церкви во главе с архиепископом Калужским и Боровским Климентом приняла участие в торжествах по случаю 50-летия учреждения Подворья Русской Православной Церкви в Софии. 30 ноября в Свято-Никольском храме Подворья состоялась праздничная Божественная литургия, которую возглавил Святейший Патриарх Болгарский Максим в сослужении архиепископа Климента, членов Синода Болгарской Церкви, настоятеля и клириков храма Подворья, болгарского духовенства. По окончании богослужения, за которым присутствовал премьер-министр Болгарии Симеон Сакскобургготский и посол России в Болгарии В.А. Титов, Предстоятель Болгарской Церкви поздравил собравшихся с юбилеем Подворья. Архиепископ Климент огласил приветственное слово Святейшего Патриарха Алексия II, после чего состоялось награждение церковными наградами Русской и Болгарской Православных Церквей. Программа визита включала также прием у Святейшего Патриарха Максима и вице-президента Республики Болгария Ангела Марина, участие в первом съезде «Союза соотечественников», посещение Посольства России, Российского культурно-информационного центра, женского Драгалевского монастыря, а также памятных мест г. Плевны, связанных с событиями русско-турецкой войны 1877-1878 гг.

http://patriarchia.ru/db/text/4891810.ht...

Писателя вдохновляют монашеские жизнеописания Кирилла Скифопольского (одно из которых было написано при жизни описываемого в нем героя), 79 он стремится представить жизнь человека, который, как считалось, основал монашеское жительство в Иудейской пустыне за сто лет до того, как сюда прибыл Евфимий, первый великий святой Кирилла. Сообщается, что Харитон при императоре Аврелиане стал исповедником в Иконии, откуда он и отправился в свое паломничество в Иерусалим и основал свой первый монастырь в пещере разбойников возле АйнФара (некогда полноводного, не пересыхающего ни зимой, ни летом источника в Иудейской пустыне в семи милях к северовостоку от Иерусалима за Анатотом) еще до установления церковного мира, после чего основал еще две лавры: в Дуке, на утесах над старым Иерихоном, и в вади, которое, как мы видим, и поныне носит его имя. Конечно же, это очень позднее житие, и приводимые в нем даты могут объясняться желанием убедить читающего в том, что Харитон жил до Антония. Однако в нашем распоряжении имеются независимые свидетельства того, что в четвертом веке существовали все три лавры. Дука упоминается в «Лавсаике» Палладия как пристанище монаха Елпидия (Элпидия), 80 упоминаемого и в Житии преподобного Харитона (которое в данном случае может находиться в зависимости от Палладия). 81 Возможно, что Кассиан, описывая вырезанный «толпою сарацинских разбойников» в районе Текоа (Ткоа) монастырь, ведет речь о Сукке. 82 Как мы увидим в дальнейшем, первые пять лет своей монашеской жизни в Палестине (406–11) Евфимий провел в Фаране. 83 Эти пещерные поселения похожи на «пещерные города» Анатолии, Харитон же стал первым из множества ее уроженцев, поселившихся в Иудейской пустыне. Начало их монашества никак не связано с Египтом. Само слово «лавра» отсутствует в египетских памятниках четвертого столетия, монашеское его употребление, вероятнее всего, возникло именно в Палестине. Это понятие означает ряд или скопление отдельных келий, имеющих один общий центр, включающий церковь и пекарню, в котором по субботам и воскресеньям собирались аскеты, проводившие все прочие дни в своих кельях.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010