Вместе с ними были арестованы иеромонахи Георгий (Пожаров) и Косма (Вязников), священник Георгий Никитин и миряне Евфимий Гребенщиков и Петр Вязников. Виновными в предъявленном обвинении они себя не признали. 14 июля 1930 года им было предъявлено постановление об окончании следствия. 23 июля обвинительное заключение было отправлено в Коллегию ОГПУ. 28 июля Коллегия рассмотрела»дело»и приговорила обвиняемых к расстрелу. Прошли праздники преподобного Серафима Саровского и пророка Илии. Вечером 2 августа обвиняемым объявили приговор. Затем их погрузили в машину, чтобы везти в окрестности Воронежа и учинить расправу. В десять часов вечера того же дня архимандрит Алексеевского монастыря Тихон (Кречков), иеромонахи Георгий (Пожаров) и Косма (Вязников), священники Иоанн Стеблин–Каменский, Сергий Гортинский, Феодор Яковлев, Александр Архангельский, Георгий Никитин и миряне Евфимий Гребенщиков и Петр Вязников были расстреляны. Священномученик Тихон (в миру Василий Варсонофьевич Никаноров), архиепископ Воронежский, и 160 иереев, иже с ним убиенных (память 27 декабря по старому стилю) Р одился будущий Владыка 30 января 1855 года в Новгородской губернии в семье псаломщика. В 1877 году Василий окончил Новгородскую Духовную Семинарию, а в 1881 году — Санкт–Петербургскую Духовную Академию. В 1884 году он назначается на должность инспектора Новгородской Духовной Семинарии, вскоре принимает монашество с именем Тихон и становится иеромонахом. В 1890 году его возводят в степень архимандрита, и несколько позднее назначают ректором Новгородской Духовной Семинарии. В 1891 году отец Тихон — настоятель Новгородского Антониева монастыря, а в 1892 году, 2 февраля он был хиротонисан в епископа Можайского, викария Московской епархии. В 1899 году он занимает самостоятельную кафедру епископа Полоцкого и Витебского. В 1902 году Владыку переводят на кафедру епископа Пензенского и Саранского. В 1907 году он настоятель Воскресенского Ново–Иерусалимского монастыря под Москвой. В 1912 году — епископ Калужский и Боровский. В 1913 году, 13 мая — архиепископ Воронежский и Задонский. В 1917–1918 годы участник Собора Российской Православной Церкви.

http://predanie.ru/book/78189-novomuchen...

В мае следствие было завершено и священника перевели из дома предварительного заключения в Бее в Минусинскую тюрьму. Его обвинили»в том, что он, будучи священником, собирал у себя на квартире верующих и совершал богослужения, на которых высказывал антисоветские речи…«Отец Евфимий признал, что действительно дома служил, но все иные обвинения отверг. В августе 1936 года Особое Совещание при НКВД приговорило его к трем годам лагеря. В конце августа он был отправлен с этапом в карагандинские лагеря. В степи о. Евфимия сняли с этапа и отрядили перегонять к озеру Балхаш стадо овец. Затем он был заключен в лагерь неподалеку от станции Долинка. Через год, летом 1937 года, против о. Евфимия было начато новое дело. Он был в то время в лагерной больнице и успел отправить домашним свое последнее письмо. Писал, что состояние его здоровья тяжелое, кроме того, потерял очки и их раздавили, так что он теперь слепой. Украли обувь, белье и, наверное, выбросят из больницы раздетым, потому что его надо кормить, а он уже числится не за лагерем, а за оперчастью как подследственный. Вскоре о. Евфимий был приговорен к расстрелу и 15 сентября 1937 года расстрелян. Иным был путь друга о. Евфимия священника Никиты Сторожева, также принявшего смерть в заключении. Да и характера о. Никита был совершенно иного. Родился он в 1885 году в селе Ново–Жуковка Вольского уезда Саратовской губернии. Окончил учительскую школу. Избрав путь священства, он должен был жениться, потому что уходить в монастырь не собирался, а рукополагать для приходской церкви священника неженатого тогда было не принято. Но не было у Никиты невесты и был он настолько стеснительного характера, что с девушками не знакомился. Поехал он искать невесту в Пензу в институт благородных девиц. Там он и познакомился со своей будущей женой Валентиной. Родители Валентины были крестьяне, она у них — единственная дочь, и сами они уже в преклонном возрасте и очень опасались, что с их смертью войдет в жизнь дочери черная нужда, так что всю жизнь она будет вынуждена заниматься непосильной работой. И решили дать ей образование — продали корову, кое–что из имущества и внесли первый взнос в институт благородных девиц, решив — пусть получит воспитание и образование, может, потом станет воспитательницей в доме какого–нибудь богатого купца или иное какое найдет приличное место. Знали родители, что детей она любит, значит, сможет хорошей быть воспитательницей. Конечно, думали и о том, что, может, и для нее найдется достойный молодой человек.

http://predanie.ru/book/78189-novomuchen...

1-я гл. содержит извлечения из «Большого огласительного слова» свт. Григория Нисского и «Точного изложения православной веры» прп. Иоанна Дамаскина . Эти сочинения, равно как «Ареопагитики», сочинения святителей Василия Великого , Григория Богослова, Кирилла Александрийского и прп. Максима Исповедника , образуют основу для 2-й гл. «Догматической паноплии». Эти главы, как и 3-я, с выдержками из «Ареопагитик», из сочинений преподобных Иоанна Дамаскина и Максима Исповедника, посвящены Св. Троице. В 4-й гл., образуемой извлечениями из сочинений святителей Григория Богослова, Иоанна Златоуста и прп. Иоанна Дамаскина, речь идет о непознаваемости Бога, в 5-й, основанной на творениях того же Григория и «Ареопагитиках»,- об «именах Божиих». Предметом рассмотрения в 6-й гл. является сотворение видимого и невидимого миров, для чего используются цитаты из сочинений святителей Григория Богослова, Григория Нисского и прп. Максима Исповедника. Высказывания этих авторов, как и прп. Иоанна Дамаскина и др. отцов Церкви, служат для разъяснения догмата о воплощении Христа в 7-й гл. «Догматической паноплии». С 8-й гл., содержащей полемику с иудеями и основанной на творениях святителей Григория Нисского, Иоанна Златоуста, прп. Иоанна Дамаскина и Леонтия, еп. Неапольского, начинается опровержение различных учений. В 9-й гл. речь идет о Симоне Волхве , Маркионе и Мани , в связи с чем приводятся тексты святителей Василия Великого и Афанасия I Великого , Кирилла Александрийского, Иоанна Златоуста и прп. Иоанна Дамаскина. 10-ю гл. составляет отрывок из толкования на Евангелие от Иоанна, принадлежащего свт. Кириллу Александрийскому и направленного против еретика Савеллия . В 11-й гл. опровергаются арианство и евномианство (см. ст. Евномий , еп. Кизика) посредством выдержек из сочинений святителей Кирилла Александрийского, Афанасия Великого и Василия Великого, Григория Богослова, Григория Нисского, Иоанна Златоуста и прп. Иоанна Дамаскина. За исключением 2 последних, те же отцы Церкви являются авторами произведений, выдержки из к-рых собраны в направленной против пневматомахов (см.

http://pravenc.ru/text/187770.html

gr. 754 (отрывки из свт. Григория Богослова, свт. Кирилла Александрийского, свт. Григория Нисского, прп. Исихия Иерусалимского (CPG, N 6553), прп. Исидора Пелусиота и прп. Максима Исповедника). Леммы в большинстве случаев отсутствуют, фрагменты часто приводятся в сокращении или пересказе. К этой группе следует отнести анонимный комментарий кодекса Ambros. H 112 sup., XIII в., также составленный на основе прямой (Оригена, Диодора Тарсийского, Евсевия Кесарийского, свт. Василия Великого) и катенарной традиции («Катены Златоуста-Феодорита», «Первой палестинской катены»). Велика вероятность того, что одним из примеров компилятивного комментария данного типа является комментарий Евфимия Зигабена на псалмы (PG. 128. Col. 41-1326), составленный гл. обр. на основе толкований Феодорита. Евфимий иногда указывает имена использованных им источников: свт. Василия Великого (Пс 32. 2), свт. Григория Богослова (Пс 76. 21), прп. Максима Исповедника (Пс 75. 2). Рус. перевод комментария Евфимия (начиная с Пс 11) содержит в подстрочных примечаниях толкования разных отцов (Толковая Псалтирь Евфимия Зигабена (греч. философа и монаха), изъясненная по святоотеческим толкованиям/Пер.: архиеп. Ириней (Орда). К., 1883. М., 2000, 2010), отсутствующие в издании греч. текста Миня и не имеющие отношения к комментарию Евфимия. Текст этих фрагментов заимствован из катены Никиты Ираклийского и помещен прп. Никодимом Святогорцем в его издании комментария Евфимия Зигабена на псалмы (К-поль, 1819-1821), с к-рого сделан рус. перевод. D) Комментарий, образованный из фрагментарной катены, содержится в кодексе Paris. Coislin. 275, X-XI вв. Лишь на немногие стихи каждого псалма приводится компилятивное толкование, составленное из фрагментов Евсевия Кесарийского, свт. Василия Великого, Феодорита и свт. Иоанна Златоуста, заимствованных из прямой традиции. Часть отрывков имеет катенарное происхождение (фрагменты Оригена, Дидима, свт. Кирилла Александрийского восходят к «Первой палестинской катене»). 2) Преобразование катены в гомилии.

http://pravenc.ru/text/катены.html

И хотя Собор закончился печально для самого Григория, в его православии никто не усомнился, и о нем сохранили память как о великом богослове и Святом Отце Православной Церкви. На всех последующих Вселенских Соборах на Григория ссылались как на неоспоримый авторитет в догматических вопросах. Так на III Вселенском Соборе (Ефесском 431 г.) были прочитаны христологические тексты " великого и святейшего Григория, бывшего епископа Назианзского " . [ 1 ] На IV Соборе (Халкидонском 451 г.), опять же, читали отрывки из " великого и святейшего епископа Назианзского " , именно из его 1-го послания к Кледонию. [ 2 ] На V Соборе (Константинопольском 553 г.) зачитывался фрагмент из письма Григория к Феофилу против Аполлинария. [ 3 ] На VI Соборе (Константинопольском 680-681 г.) читали отрывок из " Слов о богословии " , [ 4 ] а на VII (Никейском 787 г.) - одно из стихотворений Григория. [ 5 ] На Григория ссылались многие великие Отцы Церкви, в том числе свв. Кирилл Александрийский (V в.), Максим Исповедник (VII в.), Иоанн Дамаскин (VIII в.), Симеон Новый Богослов (XI в.), Григорий Палама (XIV в.). Вообще в византийскую эпоху - т.е. в течение десяти веков (с IV по XIV вв.) - Григорий Богослов был самым известным и самым цитируемым автором: по популярности его сочинения занимали второе место после Библии. [ 6 ] На Григория ссылались чаще всего как на " Богослова " , иногда как на " второго Богослова " : [ 7 ] сам термин " Богослов " отождествлялся в Византии прежде всего с его именем. Так же, как на библейские книги, на сочинения " Богослова " писали многочисленные комментарии и схолии: к числу его комментаторов принадлежат такие выдающиеся византийские писатели, как авва Дорофей (VI в.), преп. Максим Исповедник (VII в.), Косма Иерусалимский (VIII в.), Никита Давид (X в.), Михаил Пселл (XI в.), Никита Ираклийский (XI в.), Илия Критский (XII в.), Евфимий Зигабен (XII в.), Иоанн Зонара (XII в.), Феодор Вальсамон (XII в.), Георгий Акрополит (XIII в.), Никифор Каллист Ксанфопулос (XIII-XIV вв.).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1213...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 СЕРАФИМ (БОГОСЛОВСКИЙ) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Преподобномученики Серафим (Богословский) и Феогност (Пивоваров). Икона. Серафим (Богословский) ( 1881 - 1921 ), иеромонах , преподобномученик Память 29 июля , в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе новомучеников и исповедников Казахстанских В миру Богословский Александр Ефимович, родился в 1881 году в Глухове Черниговской губернии. Отец его, Евфимий, был управляющим у помещика. Мать, Мария, была женщина кроткая, постоянно посещала храм Божий. В семье было двое детей - Саша и его старшая сестра. Матери о.Серафима, когда он был еще мальчиком-гимназистом, было открыто во сне Богом, что ее сын примет мученическую кончину. Этот сон матери глубоко запал в душу мальчика, и он так рассуждал: " Если кончина моя будет мученической, что искать мне в миру? " . И, достигнув юношеского возраста, удалился в Глинскую пустынь . В 1907 году пострижен в монашество преосвященным Димитрием . О.Серафим был высокообразованным иноком, ведшим высокую подвижническую жизнь. Он был наделен иконописным талантом и имел прекрасный певческий голос. Духовником его был иеромонах Домн (Аггеев) , духовная связь с которым не прекращалась и после кончины последнего в 1908 году. В Глинской пустыни он нес послушание в иконописной, но кроме того был прекрасный чтец. В начале XX века о.Серафим в числе других монахов Глинской пустыни был приглашен в Свято-Троицкий мужской миссионерский монастырь , который был основан в 1882 году епископом Александром (Кульчицким) на берегу озера Иссык-Куль с целью распространения Православия в Туркестанском крае и духовного просвещения азиатских кочевников. В 1909 году был рукоположен в сан иеромонаха к Успенскому храму Туркестанского архиерейского дома в г. Верном (ныне Алматы ) епископом  Димитрием (Абашидзе) Городская суета тяготила глинского монаха, и в свободное от несения седмичных служб время он вместе с другими монахами удалялся в горное урочище Медео, где ими сообща был основан скит на сопке Мохнатой.

http://drevo-info.ru/articles/13477.html

Так стало известно, что трое из насельников Оптиной пустыни скончались за рубежом: в Сербии, Польше, и даже Бразилии. Один монах, по мемуарным источникам, сражался на стороне Белой гвардии и погиб в бою с большевиками в 1919 году. Двое из числа братии служили некоторое время на оккупированной территории во время Великой Отечественной войны. Один из них эмигрировал, а впоследствии репатриирован из Румынии с приходом советских войск в Восточную Европу и был осужден , другой, служивший краткое время при немцах в Московской области, также был осужден и погиб в лагере . А последний оптинский монах скончался в 1981 году, лишь шесть лет не дожив до подписания указа о передаче Церкви Оптиной пустыни. Удалось застать в живых и пообщаться с некоторыми очевидцами эпохи, кто хорошо помнил последних оптинских монахов. В результате этой поисковой работы, проведенной с консультативной помощью фонда «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви», Синодальной комиссией по канонизации святых были причислены к лику мучеников и исповедников Российских 17 человек из числа оптинской братии. Игуменом Дамаскиным (Орловским) были написаны жития этих святых. В поисках нравственных идеалов мы обнаружили в архивно-следственных делах немало настоящих духовных жемчужин, блестящих примеров христианского мужества, истинного смирения и покорности воле Божией. Например, оптинский иеромонах Евфимий (Любовичев), преподобномученик. Арестованный в 1931 году, на допросах виновным себя в вымышленной контрреволюционной агитации не признал, никого не оговорил, и вообще заявил следователю: «Я служил верой и правдой вере Христовой и всегда говорил, что все лишения происходят по воле Божией и мы должны терпеть до смерти. Советская власть в России – испытание от Бога и …существует в России, как наказание от Бога народу русскому, который забыл веру Христову, забыл Царя Небесного и Его помазанника на земле» . Так мученик исповедовал в застенках свои убеждения, наедине с мучителями, когда и предположить было невозможно обнародование этих слов. Оптинский иеромонах Иероним (Федотов) в 1938 году вообще отказался подписывать протоколы допросов, так что следователь НКВД вместе с прокурором были вынуждены составить соответствующий акт . Другой пример. 1937 год. Схимонахиня Августа (Защук), преподобномученица, бывший директор музея «Оптина пустынь». Дав показания о своей биографии, отвечать на другие вопросы она отказалась, и следователь объективно это фиксирует . Таких примеров можно привести множество и это лишь дополнительно подтверждает тот факт, что архивно-следственные дела, несмотря на трудность объективного прочтения, являются для исследователей репрессий незаменимым историческим источником.

http://fond.ru/materialy-o-novomuchenika...

– Твердый исповедник смело объявлял гнев Божий польскому правительству за оскорбление прав человечества и защиту, оказываемую тем, которые нагло оскорбляли откровение Божие для прихотей человеческих. И за все это решено предать его позорной смерти. Когда об этом объявлено ему, он в слух всех сказал: «конечно отступники от св. веры, надменные ложным просвещением, еще не малое время будут преследовать исповедников истины небесной; – но будет время, когда в Бресте и во всей окрестной стране процветет православие и слава его уже не померкнет; там, где будет лежать тело мое, козни врагов, отступников от св. веры, будут бессильны». Св. исповедник был обезглавлен. 12 Это было 5 сент. 1658 г. 13 Мощи его почивают открыто в соборном храме брестского Симеонова монастыря. 14 Св. Иоанн, архиепископ новгородский В 1439 г. усердием святителя Евфимия совершались починки в новгородск. софийском соборе. В притворе собора, в придельном храме св. Предтечи, внезапно оторвался со стены камень и так сильно ударил в крышу стоявшей тут гробницы, что крыша расселась. Священник, случившийся в то время в храме, поспешил сказать о том архиепископу. Святитель велел в своем присутствии поднять пробитую каменную доску, и храм наполнился благоуханием; архиепископ со свечою в руке наклонился к гробу и увидел нетленные мощи святителя. Но кто сей святитель? Никто не мог сказать, ни по преданию, ни по справкам с записями. 15 Святитель велел закрыть гробницу и возвратясь в келлию, стал усердно молить Господа, дабы открыл, если Ему благоугодно, кто сей святитель? И вот в одну ночь явственно явился пред ним облеченный в одежды святителя. «Кто ты, владыко мой, тайно пришедший сюда»? Спросил его Евфимий. «Я тот, отвечал явившийся, которого ты видел лежащим в гробе и о котором ты молился; я архиепископ Иоанн, удостоившийся послужить чуду пресв. Богородицы, честному Ее знамению. Возвещаю тебе волю Божию, продолжал явившийся, – совершать память о лежащих здесь архиепископах и князьях, 4 октября; я же буду молиться Христу за всех христиан».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

По летописи, 1572 г. июня 14 дня в Новгороде у церкви св. Флора и Лавра обретены нетленными мощи святой девицы Гликерии, скончавшейся за 50 лет перед тем; это была дочь старосты Легощинской улицы Пантелеймона; архиепископом Леонидом и собором духовенства мощи положены были в самом храме. В тот же день получил исцеление при гробе праведницы четырёхлетний сын подьячего Богдана Суворова 214 . Память праведницы местно чтится мая 13 дня 215 . Праведница изображена на старинном образе Новгородских чудотворцев, который ныне находится в ризнице Черниговской кафедры. Образ – достойный внимания! Вверху – св. София с предстоящими Богоматерью и Предтечей. В первом ряду: «Никита, Нифонт, Иоанн, Евфимий, Иона, Моисей, Серапион, Григорий, Феоктист, Лука»; во втором ряду: «Иоаким, Симеон. Мартирий, Василий, Антоний (святители), Варлаам (Хутын.), Савва (Вишер.), Михаил (Клоп.), Александр (Свир.)». В 3 ряду: «Александр (Ошев.), Зосима и Савватий (Солов.), Нил (Столб.), Арсений (Кон.), Никодим (Кожеоз.), Ефрем (Новот.), Антоний (Римл.), Антоний (Сийск.)». В 4 ряду: «Антоний (Леохн.), Ефрем (Перек.), Варлаам (Шенк.), Сергий и Герман (Валаам.), Евфросин (Синоз.), Владимир (кн.), Анна (кн.), Феодор (юрод.), Николай (юрод.)». В 5 ряду: «Арсений (Новг.), Афанасий (Череп.), Корнилий (Палеос.), Антоний (Дым.), Ксенофонт (Робейс.), Никита, Кирилл, Никифор, Климент, Исаакий (Алфановы)». В 6 ряду: «Мартирий (Зелен.), Феофил и Иаков (Омуч.), Кирилл (Челм.), Феодор (кн.), Мстислав (кн.), Иоанн Логгин (Ярен.), Диодор (Юрьег.), Елиазар (Анз.), Макарий (Оред.), Артемий (Верк.), Иаков и Иоанн (Менюж.), Гликерия». Св. Сергия исповедника, скончавшегося в изгнании при императоре Феофиле Св. Сергия исповедника, скончавшегося в изгнании при императоре Феофиле (829–842). Он известен как песнописец и описатель событий от времён Копронима до Михаила Заики. 215 Макария Новгор. древн. I. 221. Тихомирова сказание о чудотв. иконе знамения Богородицы и Новгор. святых, стр. 96, 97. Новгор. 1861 г. Читать далее Источник: Жития святых, чтимых Православною Церковию, с сведениями о праздниках Господских и Богородичных, и о явленных чудотворных иконах/Составленные преосвященным Филаретом (Гумилевским) архиепископом Черниговским, с дополнениями из других: С изображениями святых и праздников академика Ф.Г. Солнцева. - С.-Петербург: Изд. книгопродавца И.Л. Тузова, 1892./Май. - 1900. - 438, IV с., л. портр.: ил.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Узнав об этом, чудотворный и исполненный пророческого дара Феодор тотчас предсказал возвращение болезни и имеющую последовать от нее смерть несчастному, которая и приключилась с ним спустя немного дней после общения с ересеначальником, ибо поистине «небезнаказанное дело – общение с лукавыми», по выражению блаженного Кирилла 111 . Так окончилась жизнь того человека. Отец же наш и исповедник Христов Феодор, двадцать месяцев содержавшийся под стражей при лжеверном том митрополите, между прочими отцами и исповедниками имел и собственных учеников, почти равнявшихся с ним в страданиях; между ними славились: знаменитый и великий Навкратий и столп пресвитерского совершенства Дорофей, дивный Виссарион и твердейший Иаков, доблестнейший Дометиан и терпеливый Тифой, отличавшийся аскетической и ангельской жизнью Тимофей, мужественнейший и соименный благодушию ( ευθυμα) исповедник [Евфимий]. Все они с весьма многими другими, испытав множество бичей и различных искушений, снискали славу исповедничества, не склонившись даже словом угодить желаниям гонителей христиан, ибо те, которые уверовали, что Бог взирает на жизнь их, отнюдь не решаются согрешить. Ученики преп. Феодора 47. Между тем Бог ревнитель, Который изымает противников своих от лица земли, как говорит пророк ( Соф. 1:3 ), [Col. 304] Который долготерпелив в милости, но напрягает лук праведного гнева Своего для истребления грешников и чрез него подает нераскаянным сосуды смерти ( Пс. 7:14 ), Который не попускает жезлу грешников тяготеть над участью праведников до конца ( Пс. 124:3 ), вспомнил о воздыхании узников и того, кто пожирал Иакова и опустошал посвященные Ему места (см. Пс. 78:7 ), наказал за преступления, определив так, что он лишился жизни от убийственного меча в тех самых местах, где унижал Божественное воплощение Еммануила, чтобы исполнилось на нем предсказание блаженного пророка Аввакума, вещающее так: умыслил еси стыдение дому Господнему, скончал есилюдимноги, и согреши душа твоя, посему сытость безчестия постигнет тебя, испий и ты, поколеблися и сотряснися, обыде о тебе чаша десницы Господни, и собрася безчестие на главу твою.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010