B ближайшие месяцы умерли и патриах Мина (25 августа 552 г.), и Датий Миланский. На месте столичного патриарха очутилась новая фигура — монах Евтихий, приехавший в Константинополь в качестве заместителя на предстоящем соборе своего Амасийского (в Понте) епископа. Его почти приказал возвести на патриарший трон сам Юстиниан. Чтобы устранить все сложности выбора, василевс объявил, что ему было видение, в котором на Евтихия указал ему сам апостол Петр. Возражения, таким образом, исключались. Чем же угодил Евтихий? Историк Евагрий (IV. 38) приоткрывает завесу: «Когда возник вопрос, надо ли подвергать анафеме умерших, Евтихий, по-видимому, хорошо изучивший Божественное Писание, но при жизни патриарха Мины еще не принадлежавший к числу известных людей, занимая должность апокрисиария при Амасийском епископе, сей Евтихий взглянул на собравшихся не только с гордостью, но и с презрением и заявил решительно, что это не требует рассуждений. Β древности царь Иосия не только заколол живых жрецов идольских, но и раскопал гробы тех, которые задолго до того умерли (4 Цар. 23:16). Замечания Евтихия всем показались уместными, и Юстиниан, узнав o том, возвел его по кончине Мины на престол царствующего града. Ясно, конечно, что назначением Евтихия Юстиниан обеспечивал себе посмертное осуждение «трех глав.» Во всем этом чувствуется и закулисная роль Феодора Аскиды. Евтихий сначала сговорился с Аполлинарием Александрийским, Домном Антиохийским и Илией Фессалоникским и затем уже «общим фронтом» обратился в день своей интронизации (6 января 553 г.) со своей синодикой к папе, где подтверждал свое православие верностью четырем вселенским соборам и готовностью все споры уладить на новом вселенском соборе. Вигилий ответил, что он радуется миру церковному, созыву вселенского собора под его, папы, председательством «с соблюдением права — του δικαου φυλαττομνου, servata aequitate,» намекая этим на достойное и полное привлечение голосов западной церкви. Ради этого папа выражал пожелание, чтобы собор собрался в Италии или Сицилии. Но Юстиниан разослал от своего имени приглашение пожаловать в Константинополь.

http://sedmitza.ru/lib/text/435239/

В феврале месяце 449 года комиссия открыла свои заседания в Тире. Однако в этот промежуток времени между октябрем и февралем произошло событие, которое временно совершенно изменило обстановку. В ноябре месяце 448 года sunodov endhmousa осудил Евтихия. «Весьма вероятно, – замечает Мартен, – что Ива не был бы оправдан, если бы он явился перед тремя епископами, которые должны были его судить, немного ранее и раньше осуждения Евтихия» 283 . Осуждение Евтихия внесло крайнее смущение в ряды монофизитов и главным образом своей неожиданностью. По времени оно совпало с рядом весьма крупных, как мы видели, побед монофизитов. Как раз эти победы явились до некоторой степени причиной первого поражения монофизитов. Чем заметнее усиливалось монофизитство и чем точнее оно формулировало свое учение, тем яснее становилась его опасность для православия даже для непримиримых врагов Нестория. В этом отношении решающую роль сыграл Евтихий. Он до конца формулировал монофизитское учение и довел догматические формулы Кирилла до такой крайности, при которой они делались явно несогласуемыми со всем остальным его учением. До таких крайностей не доходил Диоскор, недаром яковитская церковь осудила Евтихия за его учение. Исходя все из той же формулы mia fusiv tou Qeou Logon sesarkwmenh Евтихий учил, что человечество Христа не той же природы, как наше. Будучи проникнуто божеством и образуя с ним некое смешение, оно нам не единосущно 284 . «Я читал, – заявлял Евтихий на Константинопольском соборе 448 г., – у св.Кирилла и св.Афанасия, что Он перед соединением из двух природ, но что после соединения и воплощения они не говорят «две природы», но «одна»» 285 . Для него было совершенно бесспорно, что Несторий был осужден именно за учение о двух природах после соединения. «Во время его процесса перед Флавианом, – рассказывает Несторий, – Евтихий удивлялся, что собор желает ему навязать несторианское исповедание веры [о двух природах], учение, которое было осуждено в Эфесе как учение самого Нестория. Когда же Евсевий Дорилейский, его обвинитель, заявил, что архиепископ не был низложен за учение о двух природах, но за то, что возобновил ересь о двух сынах, о двух христах, Евтихий воскликнул: ты лжешь о нем, так как вы думаете, как он, и предполагаете, что это не его мысли.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Afanas...

Этот-то «невежественный и безрассудный» Евтихий и взволновал всю Греко-Римскую империю. Считая себя единомышленным с св. Кириллом Александрийским , Евтихий считал своим долгом преследовать все, что касалось несторианства. А несторианством ему казалось все, что было противоположным его собственному учению. Есть основание думать, что Евтихий принимал участие в гонениях против несториан после III Вселенского Собора, во главе которого стал Диоскор, епископ Александрийский. Гонения эти были довольно сильны. «Делатели неправды, – говорит бл. Феодорит (Ер. 101), не мало пострадавший во время этих гонений, – перенесли брань на всех благолюбезнейших епископов востока и наполнили смятениями церкви», (πντων ρο τν της νατολς θεοφελεσττων πισκπων κατχτας τν λαδοραν ο το ψεδους 30 ργται κα τς κκλησας ζλην νπλησαν). Партия Диоскора, благодаря связям в Константинополе, привлекла на свою сторону императора. Все это заставляло восточных епископов соединиться и выступить в открытую борьбу. Был созван в Малой Азии (вероятно, в Антиохии) собор, в котором учение Евтихия, как одного, очевидно, из главных представителей партии Диоскора, было осуждено. 31 Послание собора отправлено было императору Феодосию II. Но вполне еретический образ мыслей Евтихия был обнаружен на поместном Константинопольском соборе 448 года, Евсевием, епископом незначительного Фригийского города Доролеи. Он был в близких отношениях к Евтихию еще со времени III Вселенского собора, на котором они оба ратовали против Нестория. Прибывши по своим делам в Константинополь, он навестил и Евтихия. Во время разговора с ним, Евсевий заметил большую перемену в воззрениях Евтихия. Он заметил, что бывший поборник Нестория уклонился в ересь, но только в противоположную, чем Несторий. Как Несторий не признавал в Иисусе Христе единения двух естеств по существу, так Евтихий на столько тесно соединял эти естества, что человеческое переходило в Божественное, исчезало в нем, являясь только формою, свойством божественного естества. После долгих споров, не имевших никакого результата, Евсевий увидел, что Евтихий не исправим и решил доложить о нем предстоящему обычному собору, который собрался в Константинополе под председательством местного архиепископа св. Флавиана.

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Velikij/sv...

Как червяк точит дерево, родившее его, так и нераскаянный грех – сделавшего его. Но пусть Евтихий исповедует свое прегрешение, мы простим его». Флавиан далее делает замечанию Авраамию, что если поднято дело против Евтихия, то это не потому, что Флавиан имеет какое неудовольствие на Евтихия, а единственно потому, что на него заявлено обвинение, которого по закону нельзя обойти. «Я убеждал и просил Евсевия, говорит он, подождать. Когда же он настаивает: что я должен был делать? И неужели я желаю расточать вас? Да не будет. Расточать свойственно врагам, а отцам свойственно собирать» ( Дeяh. III, 262–264 ). Собор решился отправить третью депутацию 6 к Евтихию, приглашая его явиться на собор. Собор сказал: «нужно в третий раз убеждать Евтихия, чтоб он прибыл на собор. Если он не исполнит этого, то сам себя обвинит». С депутатами (пресвитерами Мемноном и Епифанием, и диаконом Германом) собор послал записку к Евтихию такого содержания: «ты не не знаешь, что определено канонами против непослушных и нехотящих явиться для оправдания. Итак, чтобы ты сам не подвергнул себя тому, что определено ими, мы в третий раз вызываем тебя. Поспеши прийти на следующий день» ( Дeяh. III, 260–1 ). Евтихий, однако, не послушался и этого третьего вызова. Депутаты по исполнении своего поручения заявляли собору: «Евтихий прочел записку собора и сказал, что он послал архимандрита Авраамия на собор, который от его лица должен согласиться со всем, что определено Никейским и Ефесским собором и что изложено Кириллом». Евсевий Дорилейский, услышав это, обеспокоился. Он пришел в испуг, как бы ему самому по пострадать вместо Евтихия, когда Евтихий согласится со всеми церковными определениями, вследствие чего Евсевий должен будет явиться ложным доносчиком. Дело в том, что по законам, существовавшим в Церкви, доносчик в случае ложного извета на другого, должен был понести то наказание, какому подвергался обвиняемый, как скоро обвинение не подтвердилось бы. Этим и объясняются следующие слова Евсевия, в которых, по-видимому, заключается сожаление, что Евтихий оправдывается.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Евтихий долго отказывался явиться, ссылаясь на болезнь и на свой обет никогда не покидать монастыря. В то же время он начал подбивать монахов выступить против Флавиана. Наконец архимандрит явился на собор под императорской охраной, которая перед началом заседания взяла с отцов слово, что, чем бы ни кончился суд, они отпустят Евтихия на свободу. На соборе снова поставили вопрос о двух природах Христа. Евтихий был изворотлив и старался во всех спорных случаях выйти сухим из воды, опираясь на авторитет Писания и выставляя его против любых обвинений. Когда его спросили, верит ли он, что Христос единосущен Отцу по божеству и единосущен нам по человечеству, Евтихий ответил вопросом на вопрос: а что сказано в никейском символе? – и после ответа «единосущен Отцу», наставительно заметил: «Так я и верую; так и ты веруй». Он возмущался, когда его спрашивали про две природы в Иисусе: «А где в Писании сказано «два естества»?» В конце концов Евтихий отказался признать существование двух природ в Богочеловеке. Он заявил, что никогда не встречал в писаниях отцов утверждения, что Иисус Христос состоит из двух естеств, соединившихся по ипостаси, и не примет его, так как он следует Святому Писанию как лучшему источнику вероучения. Он ссылался на авторитет Кирилла Александрийского и Афанасия Великого , которые не говорили ничего подобного: неужели и их обвинять в ереси? Попытки уговорить его ни к чему не привели, и после бурного обсуждения Евтихий был отлучен от сана. Император и двор остались недовольны Константинопольским собором. У Евтихия нашлись многочисленные друзья, требовавшие пересмотра дела. Император Феодосий решил созвать новый вселенский собор, назначив его на 1 августа в городе Эфесе. Разбойничий собор Председателем Второго Эфесского собора был назначен Диоскор Александрийский, вставший во главе комиссии из авторитетных епископов. Римский папа Лев прислал своих представителей, главным из которых был епископ Юлий Путеольский, почтенный старец, лишенный какой – либо энергии. Римские легаты сразу встали на сторону православного Флавиана, но общий настрой собора был против дифизитов. Уполномоченный императора комит Елпидий заявил, что утверждения о двух природах в Христе противны Господу. Диоскор привел на собор целую толпу сирийских монахов, которые запугивали заседавших отцов и при каждом упоминании двух природ кричали: «Кто делит Христа надвое – того надвое разрубить!» Послание папы Льва, выдержанное в духе Флавиана, на заседании даже не зачитали, несмотря на многочисленные просьбы легатов: сослались на то, что есть более важные документы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Указанный вопрос и предлагает теперь Евтихию сановник Флоренций: «Признаешь ли ты Господа нашего родившегося от Девы из двух естеств после воплощения или нет»? Евтихий более уже не запирается в своем учении, а прямо говорит: «исповедую, что Господь наш состоит из двух естеств прежде соединения, а после соединения признаю одно естество» ( Дeяh. III, 287 ). Теперь ересь Евтихия изобличена была со всею ясностью; все сомнения относительно образа воззрений Евтихия исчезли для собора. После этого собор считает своею священнейшей обязанностью наставить еретика на путь истинный, заставить его отказаться от его лжеучения. С этою целью собор предлагает Евтихию: изложить пред отцами собора надлежащее церковное учение относительно данного пункта и анафематствовать противоположные этому учению лжеучения. Но эта мера мало подействовала на заблуждающегося. Евтихий на предложение отвечал так: «я сказал вам, что прежде я не признавал учения, которое сейчас слышу. В св. Писании я не нашел ничего ясного об этом; и не все отцы говорили подобное. Если я стану анафематствовать, как вы приказываете, непризнающих ваше учение, заметил самомнительно Евтихий, то, увы мне, я буду анафематствовать отцев моих». Собор, слыша это, не мог более терпеть упорства и лицемерия Евтихия, и восставши провозгласил: «анафема Евтихию». После этого председатель собора архиепископ Флавиан сказал: «пусть скажет собор, чего достоин присутствующий Евтихий и не исповедующий явно правую веру и нежелающий согласиться с рассуждением собора, а упорствующий в своем извращении и худом мнении». На это Селевк, епископ амасийский, от лица собора отвечал: «он достоин низложения; впрочем все зависит от человеколюбия вашей святости». «Если бы Евтихий исповедовал свой грех , сказал на это Флавиан, решился анафематствовать свое заблуждение и согласился с нами, следующими изложению св. отцев, тогда конечно удостоился бы милости. Но так как он упорствует в своем заблуждении, то подвергнется определенным канонами наказаниям» ( Дeяh. III, 288–289 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

отцы». Другой из депутатов предложил Евтихию такой вопрос: «Слово совершенный Бог или нет»? Евтихий сказал: «совершенный». Тогда тот же депутат предложил еще вопрос: «а воплотившийся совершенный ли человек или нет»? Евтихий опять отвечал: «совершенный». Допрашивавший Евтихия после этого весьма справедливо заметил: «итак, если Христос совершенный Бом, и совершенный человек и два совершенных составляют, единого Сына, то почему не говорить, что единый Сын состоит из двух естеств». Евтихию следовало бы при этом замечании доказать: почему и как две совершенные природы составляют одно естество, но вместо того он завопил: «да не будет того, чтобы я говорил, что Христос состоит из двух естеств. Если же хотят низложить меня, если хотят что-либо сделать со мною, пусть делают, ибо я в этой вере, какою исповедую, стою и желаю скончаться» ( Дeяh. III, 273–274 ). Не желая лично предстать на собор, Евтихий делает попытку вместо себя отправить на собор одного дружественного с ним архимандрита Авраамия, который вместо него и должен был дать объяснения по возникшему делу. Этот Авраамий, вместе с некоторыми монахами явившись на собор, заявил о болезни Евтихия, который от печали не мог спать целую ночь. Затем Авраамий сказал, что Евтихий поручил ему сделать от его, Еатихиева, лица, некоторые объяснения на соборе. Но этого не позволил сделать председатель собора Флавиан. Он сказал: «как можно, спрашиваю тебя, когда обвинен один, говорить за него другому» 5 ? К этому Флавиан прибавил несколько мягких, успокоительных слов, из которых посланный должен был убедиться, что Евтихию нечего бояться собора, что собор желает добра, а не зла ему. Флавиан говорил: «пусть Евтихий придет сюда, он придет к отцам и братьям, которые его знают и доселе еще пребывают в любви с ним. Многие слышали об его заблуждении и соблазняются, и он должен оправдаться. Мы – люди; многие из великих соблазнялись и увлекались, думая, что они правильно мудрствуют. Раскаяние не приносит стыда, но стыдно упорствовать во грехе.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Закрыть itemscope itemtype="" > О итогах воссоединения Церкви 19.12.2007 639 Время на чтение 3 минуты Епископ Евтихий (Курочкин). Фото иерея Сергия Куртенка Епископ Евтихий (Курочкин). В 1982 г. принимает монашеский постриг. Спустя три месяца совершается его хиротония во иеромонахи. В 1987 г. по представлению нового архиерея на Омско-Тюменской кафедре, архиепископа Феодосия, иеромонах Евтихий возводится в сан игумена и назначается духовником епархии. Вскоре, однако, из-за его жалоб в Священный Синод РПЦ МП на нарушения, допускавшиеся в епархии, будущего владыку отстранили от должности духовника и назначили на вновь открывшийся приход в селе Шаблыкино, близ Ишима. Осенью 1989 г. в составе группы сибирского духовенства он обращается в Архиерейский Синод Русской Зарубежной Церкви с просьбой о принятии. В апреле 1992 г. ишимские городские власти передали организованной игуменом Евтихием общине здание Богоявленского собора, долгое время использовавшееся в качестве городской водокачки. В январе 1994 г. возведен в сан архимандрита. 24 июля 1994 г. хиротонисан во епископа Ишимского и Сибирского. С 2003 г. - участник переговоров с РПЦ МП. Решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 16 мая 2007 года назначен епископом Домодедовским, викарием Московской епархии. Епископ Евтихий является временно управляющим приходами Российской Церкви в Москве и Санкт-Петербурге. Иерей Димитрий Карпенко: Владыка, уже прошло почти полгода с момента подписания Акта о каноническом общении внутри Русской Православной Церкви. Какие бы Вы могли назвать итоги этого объединения: что на Ваш взгляд положительного свершилось, какие вопросы еще предстоит решить, каково Ваше видение ситуации на сегодняшний момент? Епископ Евтихий: Вопрос достаточно обширный, поэтому постараюсь в общих чертах. Положительные итоги Вы сами знаете, наверное. Думаю, что каждый православный христианин знает, что самое положительное в том, что мы исполнили одну из евангельских заповедей о необходимости единства. Потом преодолено предубеждение, которое разделяли Зарубежная Церковь и Московский Патриархат. Я думаю это самое большое приобретение для нашей диаспоры российской. А для тех, кто оказался в Зарубежной Церкви не покидая России, это, в первую очередь, хороший урок тех правил, которыми нужно руководствоваться в церковной жизни. То есть, возвращаемся к вечным истинам о смирении, послушании, терпении. Мы очень часто за дело принимаемся с горячностью и своеволием, но результаты бывают или совсем незначительными или бывает еще и так, и у нас это произошло, побочные результаты, которых не планировали, когда организовывали приходы Зарубежной Церкви в России. Это был соблазн для многих. И те люди, которые поддались этому соблазну, они еще до сих пор, многие, не могут выйти из него, а все дальше уходят в дебри расколов, своеволия и самонадеянности. Самый главный результат для России в том, что прекратили мы этот соблазн.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/1...

– Евсевий: прошу меня не осуждать за это слово. Ибо я имею достовернейших свидетелей, при которых он учил и проповедовал превратно, и пробовал спорить с ним; не однажды, не дважды, а очень часто я убеждал его мудрствовать правильно, и он все-таки не перестал. Скажи заключенным в тюрьме: отныне не разбойничайте, и они обещаются. – Флавиан: никакого осуждения не может быть твоей святости за сделанное тобою обвинение, хотя бы он тысячу раз обещался подписать изложение святых отцов. Ибо, как мы уже несколько раз говорили, он должен наперед быть уличен в том, в чем обвинен, и потом оправдываться. Эти объяснения прервал Мемнон, добавляя предыдущее свое показание, что Евтихий просил передать архиепископу и собору, что он просит их дать ему отсрочку на одну неделю. Затем Флавиан обратился к прочим послам с вопросами о том, что говорил им Евтихий – и они подтвердили показание Мемнона. Евсевий обратил внимание Флавиана на то, что нужно допросить пресвитеров, посланных в разные монастыри для исследования о статье Евтихия, и Флавиан обычным формальным порядком допросил их. Из этого допроса обнаружилось, что Евтихий посылал действительно статью свою, в которой будто бы изложены сочинения Кирилла Александрийского и деяния Эфесского собора, именно архимандритам Мартину и Фавсту, но что последние не согласились подписать ее. Притом, когда последний просил ее прочесть, дабы сверить с имеющимися у него списками этих деяний, посланные Евтихия не дали ему этого сделать и ушли. Архимандриту Иову Евтихий статьи не прислал, но говорил, что на днях пришлет к нему статью архиепископ и просил, чтобы он не соглашался подписывать ее. По окончании этого допроса Евсевий, указав на все доселе приведенные улики против Евтихия, показания послов к последнему и к архимандритам монастырей, заявил, что Евтихий достаточно изобличен и что он просит поступить с ним по канонам как с производящим мятеж и мудрствующим противно вере. Флавиан на это отвечал, что Евтихий действительно уличен в том и другом и что поэтому его теперь же следовало бы подвергнуть канонической епитимьи, лишить начальства над монастырем и священства; но для полного исследования дела он дарует Евтихию требуемую отсрочку, дабы, когда он придет, был изобличен лично. «Если же, – заключил он, – пресвитер и архимандрит Евтихий, вопреки собственному обещанию, не явится во второй день следующей недели, т. е. 22-го числа настоящего месяца ноября, то окончательно будет лишен и пресвитерского сана, и начальства над монастырем».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zaozer...

Евсевий, однако, не унимался: «Ведь меня лишат сана, если я окажусь клеветником». Тогда патрикий Флоренции возвращается к прежнему предложению с маленькой поправкой: «Пусть будет сделан вопрос Евтихию: как он верует, и, судя по тому, что он скажет, предложить потом другой вопрос: почему ныне говорит так, а прежде мыслил иначе?» Когда, наконец, удалось успокоить Евсевия, что от нынешнего ответа Евтихия не будет для него никакого нарекания, предложен был обвиняемому следующий вопрос: «Согласен ли с прочтенными сейчас словами блаженного Кирилла и признает ли соединение двух естеств в одном лице и в одной ипостаси, или же нет?» Евтихий ответил: «Да, из двух естеств». Евсевий поставил еще тот же вопрос: «Исповедуешь ли два естества после воплощения и признаешь ли Христа единосущным нам по плоти, или нет?» Евтихий отвечал на это: «Я препоручил себя святейшеству вашему и сказал, как мыслю об Отце, и Сыне, и Святом Духе, больше меня нечего спрашивать». Архиепископ спросил: «Ныне исповедуешь из двух естеств?» Евтихий отвечал: «Поелику исповедую Бога моего и Господа неба и земли, то доселе нбТпозволял заниматься вопросом об естествах; признаю, что доныне я не исповедовал Его единосущным нам». Архиепископ спросил: «Не признаешь Его единосущным Отцу по Божеству и единосущным нам по человечеству?» Евтихий ответил: «Доселе я не сказал, что тело Господа и Бога нашего единосущно нам, Святую же Деву признаю единосущною нам, и что из Нее воплотился Бог наш». Последовало еще несколько вопросов, на которые Евтихий ответил: «Я согласен на все, что говорите». Патрикий Флоренции спросил: «Если Мать единосущна нам, то, конечно, и Сын единосущен?» Евтихий ответил: «Доныне я этого не утверждал. Поелику же исповедую Его телом Божиим, понимаешь, я не сказал, что тело человека есть тело Божие, но человеческое тело, я не сказал, что от Девы воплотился Господь. Если же требуется сказать, что воплотился от Девы и что единосущен нам, то скажу и это, господин мой... прежде я этого не говорил, ныне же признаю это, поелику ваша святость утверждает так». Последние слова могли казаться неискренними и вынужденными настойчивостью вопросов, поэтому архиепископ спросил: «Что же, ты исповедуешь истинную веру по принуждению, а не по убеждению?» Евтихий отвечал: «Ныне, господин, так думаю, до сей поры боялся говорить. Знаю Господа Бога нашего и не позволял себе исследовать Его природу, поелику же ваша святость допускает это и учит, то я решаюсь говорить».

http://sedmitza.ru/lib/text/442751/

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010