Папа, возмутившись по поводу событий, происходивших на «разбойничьем» соборе, а также позицией Евтихия и Диоскора, приложил усилия к тому, что в 431 г. при помощи нового императора Маркиана и императрицы Пульхерии, сестры скончавшегося к тому времени императора Феодосия, был созван IV Вселенский собор. На этом соборе Диоскор и Евтихий были окончательно осуждены и низложены, а епископы, участвовавшие в «разбойничьем» соборе 449 г., по раскаянии были прощены. В итоге Халкидонский собор издал орос, в котором просматривается и влияние послания Льва к Маркиану; в этом оросе утверждаются две природы во Христе – неслитные, неизменные, нераздельные и неразлучные, и подразумевается, что «одна природа» Бога-Слова Воплощенная, о которой говорил св. Кирилл, есть единая ипостась Слова. Низложенный патриарх Александрийский Диоскор был отправлен в ссылку в Гангры, где и умер в 454 г. Преемником его на Александрийской кафедре был монофизит Тимофей Элур, автор многочисленных богословских сочинений и, в частности, обширного труда, посвященного опровержению Халкидонского собора. Среди позднейших монофизитов Евтихий также был осужден за отрицание единосущия Христа нам, однако они признавали и почитали за святого соратника Евтихия, Диоскора Александрийского. В качестве разрешения вопроса, почему Диоскор не заслуживает того же осуждения, что и Евтихий, у монофизитов возникла легенда, согласно которой Диоскор был обманут Евтихием, который неправильно изложил ему свое учение, на самом же деле Диоскор признавал единосущие нам Христа. В современности монофизитство сохранилось в основном в Восточных Церквях, а именно: в том или ином изводе моно-(миа-)физитскими являются Коптская, Эфиопская, Сиро-яковитская, Малабарская и Армянская Церкви. Евагрий Схоластик . Церковная история 384 . 1 .9. В это время возник вопрос о нечестивом Евтихии и рассматривался частным, сошедшимся в Константинополе Собором 385 по поводу доноса, сделанного правителем дорилейской епископии Евсевием, который, будучи еще ритором, первым стал обличать богохульство Нестория. Призываемый на суд Собора, Евтихий сперва не шел, потом прийдя, был уловлен вопросами, ибо говорил: «Исповедую, что Господь наш до единения состоял из двух естеств 386 , а по единении я признаю в нем одно естество». Он утверждал, что и тело Господнее было не единосущно нам. После сего Евтихий низложен. Однако он подал Феодосию жалобу, будто Флавиан исказил действительные документы Собора. Вследствие сего составился новый Собор – сперва в Константинополе, из соседственных епископов, на котором они, вместе с несколькими правительственными лицами, судили Флавиана. Когда же найдено было ими, что соборные документы правильны, то съехался второй Собор, уже в Эфесе 387 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/knig...

Тем временем, процесс был запущен, и только в течении 1990 г. к РПЦЗ присоединилось около 30 клириков. «10 февраля 1991 г. в храме-памятнике святого Иова Многострадального в Брюсселе архиереи РПЦЗ рукоположили во епископа Суздальского архимандрита Валентина (Русанцова), который стал членом Архиерейского Синода РПЦЗ. Епископ Лазарь (Журбенко) в марте 1991 г. был возведен в сан архиепископа» . Примечательно, что единственным клириком, кто возражал против хиротонии Валентина (Русанцова), являлся о. Евтихий . Тем не менее, получив полномочия епархиального архиерея епископ Валентин (Русанцов) приступил к строительству собственной епархии , охотно принимая в свою юрисдикцию клириков, а вскоре зарегистрировал «Российскую Православную Свободную Церковь», в будущем ставшую основой для череды новых разделений . Так, редакция Вестника РСХД в 1991 г. пророчески прокомментировала эти события: «Мы не верим, что число приходов Зарубежной Церкви будет расти неуклонно. Очень скоро этот рост остановится, и в этих приходах будет вырабатываться независимо от воли иереев и прихожан сектантское, раскольническое сознание» . Создание параллельных структур стало началом многочисленных дроблений и создало предпосылки для возникновения новых неканонических юрисдикций на территории России. В марте 1991 г. игумен Евтихий (Курочкин) делал устный доклад перед членами Архиерейского Синода РПЦЗ, в котором рассказал о жизни общин РПЦЗ в Омской и Тюменской областях. Упомянув о переходе в РПЦЗ в начале 1990 г. шести клириков, он также сообщил о присоединении седьмого священнослужителя – священника Александра Севостьянова из с. Орловки Марианского района Омской области. Завершая свой доклад, о. Евтихий предложил членам Синода собственный «проект для соборного церковного управления Российских приходов» . Синодальным постановлением его доклад был принят к сведению. На этом же синоде игумен Евтихий «советовал Архиерейскому Синоду РПЦЗ начать диалог с РПЦ МП» . В эти же годы игумен Евтихий продолжил активно заниматься восстановлением храма в Шаблыкино.

http://bogoslov.ru/article/6193184

— «А что сказано в символе? как там читается?» ответил Евтихий. Тот, конечно, сказал, что в символе только сказано: «единосущна Отцу». — «Вот так и я верую; так веруй и ты», — заключил Евтихий. А к св. Писанию он обращался затем, чтобы своих противников смущать вопросом: «а где в Писании сказано: „два естества“?» Но его собеседник, предложив обратный вопрос: «а где в Писании сказано: „единосущный“?», принудил его сойти на почву отеческих изложений (788С). До появления Евтихия на соборе выяснено было следующее: α) Некоторые подозревали Евтихия, что он думает, будто плоть Христова не заимствована от Девы, а принесена с неба. На Ефесском соборе 449 г. он анафематствовал это мнение и на соборе 448 г. (на суде) объявил такое подозрение клеветою на него (700С). Однако, в Ефесе в 449 г. от Евтихия не могли получить категоричного ответа, откуда же плоть Христова? признает ли он, что Бог Слово соделался человеком чрез восприятие? β) Делегат собора довел Евтихия до того, что он признал, что Христос единосущен Своей Матери, но не мог довести его до признания, что Христос единосущен и нам. По-видимому, свое заключительное суждение Евтихий даже прямо формулировал так: «И. Христос единосущен Матери, но не имеет плоти, единосущной нам» (785С). γ) Он признавал, что «И. Христос есть совершенный Бог и совершенный человек». Но кажется, это последнее выражение у него значило не более того, что он не держится аполлинарианского мнения, что Слово восприяло одушевленную плоть, но без человеческого ума. Во всяком случае, Евтихий заявлял прямо: «мнения, что И. Христос есть или составился (γεγενσθαι) из двух естеств, соединившихся по ипостаси, он не встречал в писаниях отцов и не примет его, если ему укажут что-либо подобное, так как он следует св. Писанию, как лучшему источнику вероучения» (784CD). Из последних слов ясно, для чего Евтихию нужен принцип о превосходстве св. Писания над св. Преданием. Выдвигая начало превосходства св. Писания, он обеспечивал себе отступление, если бы ему предъявили места из «Καταφλυαρουσι» или «Ευφραινσθωσαν». Таким образом Евтихий — монофисит и высказался за монофиситство по всем пунктам его диалектического Он покланяется, по рождестве И. Христа, единому естеству, и именно естеству Бога Слова, воплотившегося и вочеловечившегося. Двойство же природ Евтихий отрицает и в формальном и в материальном смысле. 1) В формальном, когда выражает решительное отвращение к счету естеств, так сказать, к самой цифре «2», и не принимает даже слабо дифиситской (1. IIb) формулы: «из двух естеств, соединенных по ипостаси»  . Таким образом, Евтихий — противник количественного различия естеств.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=114...

До сего часа я боялся говорить; так как я знаю, что Господь есть Бог наш, то и не позволял себе рассуждать о естестве Его; а так как ваша святость дозволяет и учит (этому), то говорю. – Святейший архиепископ сказал: мы не вводим новостей, но (так) изложили отцы; и как изложена ими вера, так и веруем, и желаем, чтобы все пребывали в этом и не было никакой новизны. – Знатнейший и славнейший патриций Флоренций сказал: признаешь ли ты Господа нашего, родившегося от Девы, единосущным и из двух естеств после воплощения, или нет? – Пресвитер Евтихий сказал: исповедую, что Господь наш состоит из двух естеств прежде соединения, а после соединения исповедую одно естество». 139 «Святой собор сказал: тебе должно ясно исповедать, и анафематствовать все, противное читанным теперь догматам. – Пресвитер Евтихий сказал: я сказал вашей святости, что прежде сего я не признавал; а теперь, так как ваша святость учит этому, признаю и следую отцам. И в Писании не нашел я ничего ясного об этом, и не все отцы говорили (это). Если я стану анафематствовать, то, увы мне, я буду анафематствовать отцов моих. – Святой собор, вставши, воскликнул: анафема ему. – После этого святейший архиепископ сказал: пусть скажет Святой собор, чего достоин присутствующий и не исповедующий ясно правую веру и не желающий согласиться с рассуждением сего Святого собора, а упорствующий в своем извращенном и худом мнении? – Боголюбезнейший епископ амасийский Селевк сказал: он достоин низложения; впрочем все зависит от человеколюбия вашей святости. – Святейший архиепископ сказал: если бы он, исповедавши собственный грех , убедился анафематствовать свое учение и согласиться с нами, следующими изложениям святых отцов, тогда по справедливости он удостоился бы милости. Но так как он упорствует в своем заблуждении, то подвергается каноническим епитимиям. – Пресвитер Евтихий сказал: я признаю это, потому что вы теперь приказали; однако ж не анафематствую. Ибо, что я признаю, то признаю по истине. – Знатнейший и славнейший из префектов и консулов, патриций Флоренций сказал: скажи, признаешь ли ты два естества и единосущие нам? – Пресвитер Евтихий сказал: я читал (писания) блаженного Кирилла, святых отцов и Святого Афанасия: они признавали два естества прежде соединения, а после соединения и воплощения они признавали уже не два естества, но одно. – Знатнейший и славнейший из префектов и консулов, патриций Флоренций сказал: скажи, исповедуешь ли ты два естества после соединения? – Пресвитер Евтихий сказал: прикажите прочитать (писания) Святого Афанасия: и вы узнаете, что ничего подобного он не говорит. – Боголюбезнейший епископ Василий сказал: если ты не признаешь двух естеств после соединения, то признаешь смешение и слияние».

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

Несмотря на свою многочисленность, они вели себя сдержанно, пока был жив святой Кирилл, пользовавшийся высоким уважением в Церкви. Но с его смертью положение дел изменилось. Враги унии из александрийцев начали открыто и усиленно действовать против нее во имя Православия, а в действительности во имя своего еретического учения, известного в истории Церкви под именем монофизитства 222 . Главным представителем монофизитской ереси был Евтихий – архимандрит одного монастыря в Константинополе. Во дни III Вселенского собора Евтихий показал себя ревностным сторонником святого Кирилла Александрийского в его борьбе с ересью Нестория: «Когда Несторий противился истине, Евтихий стал за истину». Такая деятельность Евтихия заслужила ему уважение святого Кирилла: после III Вселенского собора святой Кирилл прислал Евтихию экземпляр описания деятельности только что закончившегося собора. Но Евтихий, как и все александрийцы, противившиеся унии, почитал святого Кирилла только как борца за Православие против Нестория; деятельность же святого отца во время и после унии он считал ошибкой, если не изменой православию. Евтихий, поэтому, не признавал сочинений, написанных знаменитым Александрийским архиепископом в целях подготовления унии и для защиты ее. В этих сочинениях развивалась и усиленно утверждалась мысль о двух естествах в Лице Господа Иисуса Христа, что совершенно противоречило еретическим монофизитским воззрениям Евтихия, который учил: «После воплощения Бога Слова я поклоняюсь одному естеству – естеству Бога воплотившегося и вочеловечившегося»; «Исповедую, что Господь наш состоит из двух естеств прежде соединения, а после соединения исповедую одно естество». Нужно заметить, что эти изречения встречаются у святого Кирилла Александрийского , который сам заимствовал их из писаний святого Афанасия Александрийского ; таким образом, они не являются изобретением Евтихия, но взяты им из сочинений святого Кирилла без связи с его прочими воззрениями и потому носят еретический характер, какого не имеют на своем месте.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

отцов, и наотрез отказался произнести ее. «ν δ ναθεματσω, οα μο " εστιν, τι τος πατρας μου αναθεματζω». Признать учение о двух естествах, полагаясь на слово епископов, он соглашался, но с такою энергичною оговоркою, что она подрывала значение его согласия. Евтихий прямо при этом заявлял, что у св. отцов не находится не только всеобщего, но даже просто ясного учения о двух естествах, и давал понять, что эта формула противоречит Кириллу и Афанасию В. Самое согласие на принятие этого учения Евтихий давал видимо лишь условно, обставляя его гарантиями более солидными. Признать учение о единосущии Христа нам по человечеству Евтихий согласился, довольствуясь авторитетом Флавиана и присутствующих епископов. Согласиться, что во Христе два естества по соединении, Евтихий обещал лишь тогда, когда этого потребуют от него архиепископы римский и александрийский. В итоге получилось заявление Евтихия: «Исповедую, что Господь наш состоял из двух естеств до соединения, а по соединении исповедую одно естество» (ομολογ κ δο φσεων γεγενσθαι τον Κριον μν προ τς νσεως μετ δ τν ενωσιν, μαν φσιν ομολογ). Заседание становилось бурным. Многие судьи встали с своих мест. С вопросами и увещаниями обращались к Евтихию и епископы и Флорентий. Иные обменивались между собою взглядами. Послышалось уже «анафема». За шумом разных голосов нотарии не могли записать каждое слово епископских разговоров. В этом начавшемся смятении весьма серьезное и основательное желание Евтихия, чтобы собор выслушал те места из Кирилла и Афанасия, которые смущают его совесть, осталось неудовлетворенным, — едва ли не единственный пункт, в котором собор отступает от идеала суда безусловно правосудного, внимательного ко всякому сколько-нибудь основательному заявлению подсудимого. Кончилось тем, что собор признал аналогичность учения Евтихия с аполлинарианским доказанною и приговорил его к лишению пресвитерского сана и архимандритства. Уже собор расходился, когда Евтихий подал не Флавиану, a Флорентию, аппелляцию от соборного приговора к суду епископов римского, александрийского, иерусалимского и фессалоникского.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=114...

Некоторые епископы обвиняли Евтихия в ереси перед Флавианом, патриархом константинопольским, преемником Прокла, и один из них потребовал, чтобы мнения Евтихия были подвергнуты рассмотрению поместного собора, который именно в это время происходил в Константинополе. Кроткому и миролюбивому Флавиану очень не хотелось поднимать спора; он знал, как легко в таком отвлеченном вопросе придать всякому необдуманному выражению значение ереси, и, боясь нарушить только что водворившийся мир, он всячески старался частным образом привести Евтихия к сознанию своего неправомыслия; но все было тщетно, и собор должен был принять обвинение и призвать Евтихия к ответу. Евтихий несколько раз отказывался явиться. Флавиан посылал сказать ему, что ему нечего бояться, что в судьях найдет снисходительность и кротость, что всякий человек подвержен заблуждению и не должен стыдиться сознаться в своих ошибках. Наконец, по третьему зову, Евтихий явился с вооруженной стражею. На вопросы епископов он отвечал двусмысленно, оказывал величайшее пренебрежение Флавиану; но был уличен в ереси, и определением собора лишен церковной степени. Но Евтихий не покорился этому решению и требовал пересмотра дела, писал ко многим епископам и, между прочим, к папе Льву Великому ; обвинял Флавиана в склонности к ереси Нестория. Папа узнал от Флавиана об истинном ходе дела, и в письме изложил учение Церкви о соединении во Христе двух естеств: Божеского и человеческого; это изложение осуждало мнение Евтихия. Но Евтихий имел сильных покровителей: за него была императрица Евдокия и любимец царя Феодосия, евнух Христафий, который пользовался огромной властью и ненавидел Флавиана за то, что Флавиан при посвященнии своем не дал ему денег и на требования его отвечал, что деньги церковные должны быть употреблены лишь для нужд Церкви или для бедных. Кроме того, Евтихий нашел себе усердного союзника в Диоскоре александрийском, который был рад случаю стать против константинопольского патриарха. Эти недостойные союзники обвинили Флавиана в ереси и убедили царя созвать собор в Ефесе (449).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Святая икона имеет малые размеры. В верхней части доски изображено Знамение Пресвятой Богородицы (см. 27 ноября); внизу размещены изображения архангелов Михаила и Гавриила, св. Василия Великого, Николая Чудотворца, мученицы Параскевы, великомученика Никиты и великомученицы Варвары. В честь Вологодской иконы «Знамения» в Дюдиновой пустыни устроен теплый храм. Празднование этой иконе совершается, кроме 2 сентября, еще 27 ноября. 3 сентября Писидийская Мироточивая икона Писидийская Мироточивая икона Божией Матери прославилась великими чудесами в городе Созополе Писидийском. Сведений о происхождении ее не имеется. Уже в посланиях об иконопочитании Германа, патриарха Константинопольского, читанных на седьмом Вселенском соборе, «икона Пренепорочной Девы Богоматери, находящаяся в Созополе Писидийском и источающая миро из руки изображенной», называется «древней». Чудотворения, которыми прославлена эта св. икона и сведения о которых дошли до нас, относятся к VI веку. В это время (между 565—577 гг.) в соседнем с Созополем городе Амасии жил сосланный сюда патриарх Константинопольский св. Евтихий (память его 6 апреля). Пресвитер Евстафий, современник патриарха Евтихия и составитель его жизнеописания, упоминает о многих чудотворениях патриарха, свидетелем которых был он сам. Вот первое чудо, о котором передает Евстафий. В Амасии была одна супружеская чета, у которой дети рождались мертвыми. Опечаленные родители, скорбя о своем несчастьи, обратились к патриарху с просьбой помолиться за них, чтобы Господь отвратил от них Свой гнев и даровал бы им дитя живое. Св. Евтихий, сотворив усердную молитву о них, помазал их обоих св. елеем, «частью от честнаго креста, частью же истекающим от святыя иконы Пречистыя Госпожи нашея Богородицы в Созополе», произнося при этом свои обычные слова: «Во имя Господа нашего Иисуса Христа». Сотворив эту краткую молитву, св. Евтихий погрузился на некоторое время в молчание; затем, как бы озаренный божественной благодатью, сказал этим супругам: «Назовите дитя, которое родится, Петром, и оно будет жить». Находящийся при этом пресвитер Евстафий предложил св. Евтихию вопрос: «А если родится девочка, то как ее назвать»? Евтихий снова повторил: «Нет, пусть назовут Петром, и жив будет». Обрадованные супруги, твердо надеясь на милость Божию, возвратились домой. По наступлении определенного времени родился у них сын, как предсказал св. Евтихий, и при крещении они назвали его Петром. Кроме него, родился у них и еще сын, которого они, с благословения патриарха, нарекли Иоанном. Дети росли здоровыми и цветущими, и родители, а с ними и все жители города, знавшие об этом чуде милости Божией прославляли Бога.

http://sedmitza.ru/lib/text/440305/

379. Можно спастись и в уединении и можно спастись и живя с людьми (Из жизни преподобных Евтихия и Флорентия. Чет. Мин. авг. 23) Одни, для того чтобы спастись, живут в уединении, проводя время в молчании, посте, богомыслии и молитвах, другие же, наоборот, надеются обрести спасение и живя среди людей, делая последним то или другое добро и уча их спасению. Которые же из таковых спасутся? Те ли, которые живут в уединении, или те, которые живут с людьми и делают им добро? Знайте, что те и другие спасутся, и это мы докажем самым делом. В пределах Нурсийской страны жили в пустыне вместе два монаха, Евтихий и Флорентий. Евтихий, исполненный духовной ревности, заботился не о своем только спасении, но и о спасении других, и потому всех приходящих принимал к себе, учил и душеполезными словами и увещаниями старался привести их к Богу. Флорентий же, сказано, внимал единому себе и проводил жизнь в уединении, в молчании и молитвах. Неподалеку от жительства Евтихия и Флорентия был монастырь, и когда однажды умер в нем игумен, монахи уговорили Евтихия принять над ними начальство, и Евтихий согласился, и пас вверенное ему стадо Божие много лет, и своими наставлениями многих иноков соделал наследниками царствия небесного, а затем и сам скончался. Флорентий же, по отшествии Евтихия на игуменство, остался по-прежнему жить в пустыне один и просил Бога, чтобы Он помог спастись ему в уединении. И до кончины своей пробыл Флорентий на одном месте в молчании и уединении. Кто же спасся, Евтихий или Флорентий? Да оба спаслись, и это видно из того, что Флорентий при жизни сподобился дара чудотворений, а Евтихий по смерти, сказано, «чудотворец показася». Другой пример. Неподалеку от одного скита жили преподобный Арсений Великий и преподобный Моисей. Арсений жил в уединении, почти никого к себе не принимал и проводил время в молчании, а Моисей, напротив, всех принимал с радостью, всех упокоивал, кормил и всем являл великую любовь. Один из отцов скитских, зная жизнь обоих, однажды воскликнул: «Вот, Господи, Арсений бегает от людей ради Твоего имени, а Моисей принимает всех ради Твоего же имени: кто же из них спасется?» И видит после молитвы старец два великих корабля, которые плыли по какой-то большой реке. На одном из кораблей стоял преподобный Арсений, и Дух Божий управлял кораблем во многом безмолвии, а в другом корабле был преподобный Моисей, и Ангелы Божии были с ним, и управляли кораблем его, и сот медовый влагали в уста Моисею. И понял из этого видения старец, что и Арсений и Моисей угодны Богу и оба спасутся.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/c...

С этой минуты конечно для Евтихия должно было быть очевидным, что ему не избегнуть надлежащего церковного наказания, если он будет продолжать упорствовать в своем заблуждении. Впечатление угроз, о которых говорил ему собор, должно было, оказывать свое действие на Евтихия. Собор, кажется, много рассчитывал на это впечатление, предполагая, не одумается ли еретик по крайней мере хотя теперь. Поэтому Евтихию предложен был снова вопрос, ответ на который должен был окончательно решить его судьбу. Сановник Флоренций спросил его снова: «скажи, признаешь ли ты два естества и единосущие нам по человечеству во Христе»? Но ожидания собора не сбылись. Евтихий вовсе не думал покидать своего заблуждения. Евтихий, впрочем, не совсем прямо на вопрос отвечал: «я читал св. отцев, блаженного Кирилла, св. Афанасия: они признавали два естества прежде соединения, а после соединения и воплощения, они признавали уже не два естества, а одно». Но Флоренций не удовлетворившись подобным ответом, еще спросил: «исповедуешь ли ты два естества после соединения»? Евтихий и на этот раз не дал решительного ответа. «Прикажите, сказал он, прочитать св. Афанасия, и вы узнаете, что ничего подобного он не говорил». После этого собор не находил более нужным увещевать и убеждать Евтихия: непреклонность его не давала места снисхождению собора. Весь собор восставши воскликнул: «по принуждению нет веры: истинная вера всегда побеждает. Евтихий не согласен с нами, нужно ли после этого убеждать его»? Затем председатель собора архиепископ Флавиан формулировал приговор против Евтихия в следующих словах: «так как из предшествующих исследований и из его, Евтихиева, собственного, только что сделанного признания очевидно обнаруживается, что архимандрит Евтихий упорно держится ложного учения Валентина и Аполлинария 237 , то мы в глубокой скорби о всецелом развращении его, именем Господа нашего Иисуса Христа, им злословимого, определили лишить его пресвитерского достоинства и начальства над монастырем и отлучить от общения с нами.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010