Подобное же учение распространилось и в Константинополе, между монахами, благочестивому чувству которых очень нравились такие выражения, как «Бог родился; для нас: Бог пострадал и умер за нас – людей.» Но монахи еще дальше развили это учение: «все человеческое, говорили они, было Божественным во Христе, – все в Нем Божественно и самое тело!» В главе так учивших стоял сам Архимандрит одного монастыря, бывшего в окрестностях Константинополя, именно Евтихий. Такое положение вещей надолго отдалило вожделенный мир Церкви: новое волнение умов, новое смятение в церкви, новые учения догматические, новые протесты и процессы в Церкви и государстве – не замедлили явиться. В 448 году в Константинополе, под председательством архиепископа Флавиана, был собор по частным делам Константинопольской церкви. Между прочими делами, один епископ предложил жалобу на архимандрита Евтихия в том, что Евтихий не признает во Христе двух естеств. Собор решил позвать Евтихия для объяснения. Евтихий исповедал пред собором, что во Христе два естества можно признавать разве до их соединения, по соединении же их во Христе, в Нем стало как одно Лицо, так и одно естество – Боговоплощенное. Кроме того, Евтихий высказал было свое сомнение в том, что Тело Иисуса единосущно с нашим телом; но, когда отцы собора указали на авторитет Кирилла, которому принадлежит это учение, Евтихий из послушания принял его мнение, т. е. что тело Иисуса единосущно с нашим; только отказался произнесет анафему на не принимающих этого мнения. О двух же естествах во Христе, после их соединения, Евтихий и слушать ничего не хотел. Собор признал его учение еретическим; и так как Евтихий упорствовал в нем, – лишил его священного сана и церковного общения. Тем дело могло бы и кончиться; но не таково было современное положение вещей; и Евтихий, как видно, хорошо понимал это положение. Он апеллировал к Императору Феодосию младшему, обратился также с жалобою и просьбою защиты к Римскому папе и патриарху Александрийскому Диоскору. Папа Лев Великий написал, по этому поводу, свое знаменитое послание к Флавиану, в котором изложил свое учение о двух естествах во Христе, и отвергнул заблуждение Евтихия. Совершенно иначе, как и следовало ожидать отнесся к делу Диоскор. Здесь представлялся ему самый удобный случай, – сделать господствующим свое вероучение. Нужно только было облечь дело в форму – вселенского собора, да получить на нем председательство...

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/bozhestv...

Так-то случилось, что монофизитство привлекло к себе страстные убеждения, пламенную веру. Конечно, в основе всех таких чувствований и переживаний лежало ложное убеждение в том, что человек и, в частности, человеческая илоть скверна и греховна по природе. Но это является уже переходом к манихейству, на что тоже указал св. Лев в приведенном нами письме . Диоскор был в связи с монофизитами других стран. В Константинополе под его руководством действовали и Хрисафий, и Евтихий. Евтихий. Евтихий был архимандритом одного из монастырей под Константинополем. Ко времени смерти св. Кирилла ему было уже за 60 лет. Это был человек строгой жизни, пользовавшийся огромным нравственным авторитетом не только в столице, но и вообще повсюду на Востоке, главным образом, среди монахов. У него было много энергии и настойчивости, но, при всем том, это был человек узкий, обладавший весьма ограниченным умом и не отличавшийся глубиною богословской культуры. Он очень плохо разбирался в смысле терминов и легко путался в понятиях, так что, с одной стороны, иногда не понимал тот, что ему говорили, а, еще чаще, не мог ясно выразить, что он сам хотел сказать. Во время Третьего Вселенского Собора в Ефесе Евтихий был ревностным противником Нестория. Однако, борьба с Несторием завела его в другую крайность, и Евтихий стал монофизитом. Он стал им уже с 440 г. Идеи самого Евтихия были довольно неясны, но он ревностно боролся против «двух природ» и всех, кто не был с ним согласен, считал «несторианами» Евтихий привлек к себе сначала монаков своего монастыря, и все они, — около 300 человек, — тоже стали ревностными мснофизитами. Прославленный строгостью своей жизни, Евтихий привлекал народ со всех сторон, — к нему шли, его слушали, его расхваливали. Хрисафий был его крестником, и это обеспечивало ему поддержку и Хрисафия и самого императора: мы знаем, что он привлек на свою сторону императорскую чету. Евтихий стал влиятелен; вокруг него появились льстецы и искатели, от непо стало зависеть многое: он мог оказать протекцию, он мог и повредить.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=761...

По окончании хиротонии и служения литургии митрополит Виталий (Устинов) вручил епископу Евтихию архиерейский жезл , произнеся и напутственное слово в котором особо подчеркнул смысл архиерейского служения . Участвуя в заседании Архиерейского Синода РПЦЗ уже в качестве архиерея, епископ Евтихий «вновь настаивал на необходимости диалога с РПЦ МП» . По возвращении в Сибирь, епископ Евтихий приступил к выполнению своих обязанностей по управлению епархией, что было связано с посещением общин и изучением их жизни и проблем на местах. Деятельность епископа не ограничивалась посещением только пределов епархии, часто он посещал и общины в других регионах России, поддерживая личные отношения с клириками. В июне 1995 г. епископ Евтихий совершил великое освящение Свято-Германовского храма в станице Романовской Ростовской области, принял в свою юрисдикцию группу катакомбников из г. Красноярска, посетил приход РПЦЗ во Владивостоке,  приступил к изданию собственного печатного периодического издания, получившего название «Собор» , ставшего затем приложением к епархиальной газете «Градъ Китежъ». В сентябре 1995 г. епископ Евтихий (Курочкин) посетил Курский приход известного богослова прот. Льва Лебедева, где принял участие в праздновании 700-летия обретения Курско-Коренной иконы Божией Матери и рукоположил для общины нового священника  - сына о. Льва – Вячеслава Лебедева . В ноябре еп. Евтихий принял участие в юбилейных торжествах, посвященных 700-летию обретения этой иконы уже в Нью-Йорке, сослужа за соборной литургией иерархам РПЦЗ и ряду неканонических греческих юрисдикций . В январе 1996 года епископ Евтихий принял участие в заседании совещания российских епископов РПЦЗ, которое проходило в Киеве . Епархия постепенно также развивалась. В том же 1996 г. в с. Нижняя Тура в Свердловской обл. был зарегистрирован приход в честь Собора Трех Святителей, который епископ Евтихий посетил в 1998 г. . В мае 1996 г. епископ Евтихий прибыл в США для участия в работе Архиерейского Синода РПЦЗ , а в июне - июле 1996 г.

http://bogoslov.ru/article/6193184

«Он намерен теперь согласиться? – заявлял Евсевий. – Я обвинял его не за будущее, а за прошедшее. Теперь, если бы кто-нибудь поднес ему правильное изложение веры и сказал бы: подпишись и согласись по необходимости, то неужели я поэтому должен считаться побежденным? Скажи заключенным в тюрьме: отныне не разбойничайте, и все они обещаются». Флавиан старается успокоить Евсевия, доказывая ему, что нет основания бояться ему за свою безопасность. Флавиан говорит: «никакого осуждения не может быть сделано тебе за сделанное тобою обвинение, хотя бы Евтихий тысячу раз обещался подписать изложение св. отцов; он не может не оправдываться за прошедшее». После этого промежуточного объяснения снова начали говорит депутаты, возвратившиеся от Евтихия и объявляли: «Евтихий умоляет, чтоб ему дана была неделя срока, так как он теперь по болезни не может прибыть на собор». Тогда Флавиан определил, что хотя по канонам Евтихий мог бы и теперь быть лишен сана и осужден, однако, принимая со внимание болезнь Евтихия, он не решается отказать ему в назначении нового срока, с тем, что если он не явится в определенный им самим срок, то без дальнейших исследований будет лишен сана и настоятельства в монастыре ( Дeяh. III, 265–267, 271 ). Прежде чем открылся самый суд над Евтихием, явились слухи, что Евтихий в видах распространения своих мнений рассылает по монастырям какие-то подозрительные сочинения. Оказалось нужным розыскать, что такое за сочинения, какие рассылает Евтихий. О таком действии Евтихия доложил собору опять тот же Евсевий. Евсевий говорил к собору: «я узнал, что Евтихий разослал по монастырям какую-то статью и возбуждает монахов к мятежу. Прошу разведать, что такое он делает и приготовляет». Собор положил отправить несколько клириков для розысканий: что именно посылал Евтихий, как в монастыри городские, так и загородные. Но уже на самом соборе нашлось лицо, которое могло дать некоторые показания относительно расследуемого обстоятельства. Это был пресвитер по имени Авраам; он объявил, что архимандрит Мануил объяснял ему, что Евтихий присылал ему статью о вере с требованием подписаться под нею ( Дeяh. III, 255–7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Этим и объясняются следующие слова Евсевия, в которых, по-видимому, заключается сожаление, что Евтихий оправдывается. «Он намерен теперь согласиться?» – заявил Евсевий.- " Я обвинял его не за будущее, а за прошедшее. Теперь, если бы кто-нибудь поднес ему правильное изложение веры и сказал бы: подпишись и согласись по необходимости, то неужели я поэтому должен считаться побежденным? Скажи заключенным в тюрьме: отныне не разбойничайте, -и все они обещаются». Флавиан старается успокоить Евсевия, доказывая ему, что нет оснований бояться ему за свою безопасность. Флавиан говорит: «никакого осуждения не может быть сделано тебе за сделанное тобою обвинение, хотя бы Евтихий тысячу раз обещался подписать изложение св. отцев; он не может оправдываться за прошедшее». После этого промежуточного объяснения снова начали говорить депутаты, возвратившиеся от Евтихия и объявляли: «Евтихий умоляет, чтоб ему дана была неделя срока, так как он теперь по болезни не может прибыть на собор». Тогда Флавиан определил, что хотя по канонам Евтихий мог бы и теперь быть лишен сана и осужден, однако же, принимая во внимание болезнь Евтихия, он не решается отказать ему в назначении нового срока, с тем, что если он не явится в определенный им самим срок, то без дальнейших исследований будет лишен сана и настоятельства в монастыре (Деян. ПТ, 265–267. 271). Прежде чем открылся самый суд над Евтихием, явились слухи, что Евтихий в видах распространения своих мнений рассылает по монастырям какие-то подозрительные сочинения. Оказалось нужным разыскать. что такие за сочинения, какие рассылает Евтихий. О таком действии Евтихия доложил собору опять тот же Евсевий. Евсевий говорил к собору: «я узнал, что Евтихий разослал по монастырям какую-то статью и возбуждает монахов к мятежу. Прошу разведать, что такое он делает и приготовляет». Собор положил отправить несколько клириков для разысканий: что именно посылал Евтихий, как в монастыри городские, так и загородные. Но уже на самом соборе нашлось лицо, которое могло дать некоторые показания относительно расследуемого обстоятельства.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

При этом Евтихий заявил, что Евсевий возводит на него обвинение единственно по ненависти и вражде к нему. Но, в противоречие с этим заявлением своим, Евтихий в то же время пред теми же депутатами открыто высказал свое лжеучение. Депутаты показывали, что Евтихий вот какие мысли раскрывал пред ними: он утверждал, что он готов подписаться под определениями отцов собора Никейского (I вселенского) и Ефесского (III вселенского), но при этом замечал; «если же встретится в их словах что-нибудь ложное и погрешительное, этого хоть он и не отвергает, но и не принимает, утверждаясь на одном только св. писании, которое тверже всякие отеческих изложений». Далее Евтихий объяснял, что же именно в этих отеческих изложениях он считает за такое погрешительное и ложное. «Что Христос, говорит Евтихий, состоит из двух естеств, соединившихся ипостасно, этого он не встречал в изложениях св. отцов и если случится ему у кого-либо вычитать что-либо подобное, они не примет этого; потому что св. писание превосходнее учения отцов». Евтихий не считал нужным скрывать того, как он сам понимает истину о соединении во Христе двух естеств. Оказывалось, что его личные воззрения были чисто еретическими. Он говорил: «после воплощения Бога Слова он покланяется одному естеству, естеству Бога воплотившегося и вочеловечшегося» и прибавлял: «Родившийся от Марии Девы есть совершенный Бог и совершенный человек, не имеющий плоти единосущной нам». Признаваясь в этих мнениях, прямо ложных, Евтихий однако отвергал слух, будто он учит, что Бог Слово принес с собою плоть с неба ( Дeяh. III, 249, 251 ). После этого заявления, сомнения в еретичестве Евтихия быть не могло. Архиепископ Флавиан сказал: «пусть придет сюда Евтихий и сознает свое заблуждение. Если он придет сюда и изрыгнет прежнее свое нечестие и примет истинную веру, то он может надеяться еще на прощение» ( Дeяh. III, 253–4 ). Решено было отправить вторую депутацию к Евтихию для приглашения его на собор. Посланные (пресвитеры Мама и Феофил) получили от собора послание для передачи Евтихию; в нем говорилось: «без всякого отлагательства явись на собор; неблагоразумно говорить в свое оправдание, что ты решился не выходить из монастыря, когда тебя обвиняют в таких важных вещах» ( Дeяh. III, 265 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

В то время в Царьграде проживал архимандрит Евтихий, получивший печальную известность своим богохульным учением, так как он сливал два естества в Господе нашем Иисусе Христе – Божеское и человеческое – в одно естество. Сей Евтихий был духовным отцом Хрисафию, так как он был восприемником его при святом крещении. Созвав в Константинополе поместный собор 1454 , святейший патриарх Флавиан призвал на него Евтихия для того, чтобы он открыто перед всеми заявил о своем исповедании. Но Евтихий не хотел идти на собор, измышляя в оправдание своего нежелание различные предлоги: то он утверждал, что из своего монастыря он не может выходить, как из гроба, потому что дал обет о сем, то говорил, что стар и сильно болен. Но святейший патриарх снова посылал к нему архимандритов, пресвитеров и диаконов, с любовью приглашал его на собор, всячески содействовал его раскаянию, старался, чтобы он перед всеми отверг свое еретическое мудрование и присоединился к святой православной Церкви, надеясь, что другие, следуя его примеру, оставят свое заблуждение и обратятся к истинной вере. Лишь после неоднократно повторенных призывов Евтихий согласился, и то неохотно, прийти на собор. Отправляясь на собор, он прежде всего зашел в царские палаты, стараясь найти себе у царя защиту и помощь. Через Хрисафия он выпросил у царя послать вместе с ним на собор избранных сановников и несколько воинов. Царь послал с Евтихием патриция Флоренция и других сановников вместе с воинами. Так Евтихий отправился на собор, словно на какую-либо битву, окруженный воинами и царскими сановниками. Последние послали сказать отцам собора: – Мы и сами не придем на собор, и Евтихию не дадим прийти, если вы нам заранее не обещаете, что отпустите его с собрания свободным. Собравшиеся на собор отцы дали свое обещание. Когда Евтихий предстал пред собором, то сначала были прочитаны его книги, исполненные еретических догматов, которые он разослал по различным монастырям и тем многих склонил к своему пагубному заблуждению. Затем после долгих уверток Евтихия отцы собора принудили его устно высказать свое исповедание. Евтихий сказал:

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Евтихий был монах одного константинопольского монастыря. Известно, что монахи составили самый значительный контингент для монофизитской партии. Недаром они ранее были жаркими сторонниками Кирилла. Ревность легко могла переходить в увлечение, жар одушевления мог приводить к крайности. Это и видим у многих монахов того времени: египетских, палестинских, сирийских и константинопольских. Евтихий был энергичным деятелем в пользу Кирилла и против Нестория во времена III Вселенского собора. «Когда Несторий противился истине, Евтихий встал за истину» 694 . Кирилл, уважая Евтихия, прислал ему после III Вселенского собора экземпляр деяний этого Собора 695 . В своих богословских воззрениях Евтихий представлял частью чистый тип александрийца, частью тип того же александрийца, но уже пошатнувшегося в Православии. Евтихий, подобно всем александрийцам того времени, стоял за соборы Никейский и Ефесский Вселенские, но ни словом не упоминает о соборе Вселенском Константинопольском 381 года 696 . Символ веры , опять, подобно тем же александрийцам, он читал по редакции собора Никейского и не хотел знать редакции II Вселенского собора 697 . Всё это не представляло, однако, ничего предосудительного, и многие лица чистого Православия делали то же самое. Но в других своих воззрениях он уже более или менее ясно отчуждается от Православия. Евтихий не признавал сочинений Кирилла, написанных им во время и после унии: нет ни малейшего в положительном смысле указания на них в словах Евтихия, хотя ему не раз приходилось высказываться, как он смотрит на церковные явления недавнего прошлого. Ни к чему другому, как именно к униальным сочинениям Кирилла, но в смысле неблагоприятном, нужно относить темноватую мысль Евтихия, высказанную им при одном случае об отцах Церкви. Он говорил: «Если же встретится в некоторых словах что-нибудь ложное или погрешительное (διασφαλθν, διαπλανθν), этого он не отвергает и не принимает» 698 . Эти слова получают свой смысл только тогда, когда мы возьмём во внимание, что крайние александрийцы, каким был и Евтихий, только часть деятельности Кирилла признавали заслуживающей почтения, а другую, униальную, – нет.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Св. собор настоял, чтобы Евтихий со всею искренностью открыл свои мысли, которые ставили ему в вину. Евтихий высказал их 239 . Собор указал на никео-цареградский символ Веры , требуя, чтобы Евтихий сообразил с ним мысли свои, и убеждая его к тому важностью предания Церкви; но Евтихий не хотел и слышать о том. Собор лишил Евтихия священства, равно как и настоятельства монастырского, и отлучил от Церкви; а Евтихий по всему Константинополю разгласил, будто собор осудил его несправедливо, написал о сем к Льву великому , епископу римскому, уверяя при том, будто в Константинополе снова восстала ересь Несториева, и упросил императора назначить другой собор для рассмотрения деяний первого. Составленный посему новый собор в Константинополе признал Евтихия неправым и неправославным. Тогда Евтихий склонил на свою сторону Флавианова недоброжелателя, епископа александрийского Диоскора, по образу мыслей – Оригениста, по характеру хитрого, лицемерного и коварного честолюбца, омрачившего святость своего сана многими преступными делами, а сей, пользуясь случаем, чтобы повредить кроткому Флавиану, упросил императора созвать, вопреки желанию православных, новый и притом не частный или поместный, но вселенский собор в Ефесе. Здесь, между прочим, прочитан был символ Веры , произнесенный Евтихием, без слов: «сшедшаго с небес и воплотившагося от Марии Девы и вочеловечшася», и объявлен православным, Евтихий восстановлен, а Флавиан и другие ревнители Православия заключены в оковы и осуждены на изгнание, как еретики. Неправославие, при помощи неправды, происков, несправедливости и насилия, восторжествовало, а Православие, в лице защитников его, было унижено и посрамлено. Римский епископ Лев великий , остававшийся тогда единственным, из главных святителей, блюстителем Православия, поспешил просить императора о восстановлении правой Веры в подобающую ей славу; но не был услышан. Феодосий совершенно вверился приверженцам еретиков: всенародно объявил Флавиана виновником происшедших беспорядков, даже заблуждения касательно Веры, и признал разбойничий собор истинным и православным.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

По содержанию своих воззрений Евтихий выступает самым строгим монофизитом в формальном и материальном смысле. На соборе 448 г. он сделал, однако, некоторые вынужденные уступки. Формальное, так сказать, монофизитство Евтихия заключается в том, что он питает решительное отвращение к счету естеств во Христе, к самому как бы числу «два». Он доходил в этом отвращении до того, что первоначально не принимал даже формулы «из двух естеств» (700С: κ δο φσεων νωθεισν καθ " πστασιν), хотя признавал Христа Богом совершенным и человеком совершенным. «Совершенен ли Бог Слово или нет?» — спрашивал Евтихия один из послов, пресвитер Феофил. Евтихий отвечал утвердительно. «А есть ли Воплотившийся совершенный человек?» — «Совершенный», — отвечал Евтихий. «Но если таким образом Он и Бог совершенный, и человек совершенный и два совершенных (естества) (δο τλεια) составляют единого Сына, что препятствует нам говорить, что единый Сын из двух естеств (κ δο φσεων να Υν)?» — «Да не будет, — заявил Евтихий, — чтобы я сказал, что Христос из двух естеств, или чтобы я стал исследовать естество Бога моего. Если желают низложить меня или хотят что–либо сделать со мной, пусть делают, по Божьему попущению: я стою в вере, которую принял, и в ней хочу умереть» (725,728). Другой посол, Мама (Μμος), воспользовавшись словами Евтихия, что Христос пришел воздвигнуть падшее человеческое естество (την νθρωπεαν φσιν), немедленно переспросил: «Какое (ποαν)?» — «Человеческое естество», — повторил Евтихий. «А каким естеством оно воздвигнуто (νηρθη, [варианты: γρθη, νηγρθη])?» — «Я не научен из Писания относительно двух естеств», — предупредил вывод Евтихий. «Но и относительно слова ομοοσιος мы не научены из Писания, а от отцев, благочестно разумевших и верно изложивших учение Писания. Так мы приняли и относительно единосущия, и относительно того, что Христос Сын Божий из двух естеств». — «Я не исследую природы Божества, — сказал Евтихий, — и не говорю о двух природах, да не будет! Здесь я пребываю, и если меня низложить, да будет гробом мне монастырь; и если Бог попустит мне претерпеть что–либо, я претерплю с радостью. Двух природ я не исповедую» (728–729).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010