Пр. Дометия . Вас. Мед. (8 мар.) Пр. Ефрема , патриар. антиохийского. МГр. (8 июня). Иулиана и Еввула . Вас. (имя. 6 мар ). Ермы ап. Сирл. (8 апр.). Св. о. Герасима . Соф. Обих. XIII в. (4 мар.). Мучч. 42 амморейских . Супр. ДоМак. житие (6 марта). Аркадия , еп. тримифунтского. Неап. Син. 1. Вас. (имя). Екл. Охр. МГр. и др. (6 марта). Пренесение мощей св. муч. Авраамия болгарского из столичного города Болгар в княгинин монастырь во Владимир во XIII В. Любоп. Мес. 1795. Преп. Марка и Ионы псковопечерских. 209 (марта 29). 8 I. Пр. Феоаилакта , еп. никомидийского, † ок. 845. Вас. Флор. 1. Иер. Екл. Мст. и др. МКр. М. 451. М. 1345 и 1369, канон Феофана, что и у нас. Служба. М. Р. Феофила. (Коал. 7 марта. Екл. втор. 10 июня). Св. священномуч. Феодорита пресвитера антиохийского при Иулиане. 246 (Вас. имя 2 мар. Пролог. Мак. МГр. втор. 3 мар. Син. 1. 28 мар. Сирл. 6 мая. Сирл. Маз. Дом. 17 мая. Мед. 18 мая. 1370 мая 21. Диж. 20 мая. МР. А. У. Н. М. Р. 23 окт. †. Ф. Н. 23 мар. Иерон. Н. 10 апр.). Пр. Дометия. Ч. Минея. 1370. (Вас. 240. 7 мар. МГр. 6 мар.). Ап. Ерма . 240. Сирм. Мес. вс. св. (М. Р.У. мая 9. Сн. 5 ноября и 31 мая). II. Муч. Диона секирою. 1370 (Маз. Дионисия). III. Преставление пр. Лазаря мурманского в 1391 году 8 марта на мурманском острове на онежском озере. (Память его 24 марта см. Словарь истор. о св.). IV. Пр. Феодосия . 51. Препод. Евфросинии . 51. (Сн. 14 мар. и 9. Может быть она же 26 сент.). V. Свв. мучч. епископов в Херсонесе . Вас. Кал. (7 мар). 42 мучч. амморийских . Сирл. (6 мар.). Павла , еп. прусского. У 80. Белоз. 516. 51. МГр. (7 мар.). Аркадия, Иулиана и Еввула. Вас. (6 мар.). Конона вертоградаря. Сирл. (6 мар.). Муч. Конона исавр. ЧГр. XI в. (5 мар.). Пр. Филиппа ирапского. Филим. (14 нояб.). 9 I. Свв. четыредесяти мучеников севастийских при Ликинии. Имена их: Исихий, Мелитон, Ираклий, Смарагд, Домн, Евноик или Евник, Валент или Уал, Вивиан, Клавдий, Приск, Феодул, Евтихий, Иоанн, Ксанфий, Илиан, Сисиний, Кирион или Кирий, Ангий, Аетий, Флавий, Акакий, Екдит или Екдикий, Лисимах, Александр, Илий, Горгоний, Феофил, Дометиан, Гай, Афанасий, Кирилл, Сакердон, Николай, Валерий , Филоктимон или Филоктим, Севериан, Худион, Леонтий, Кандид, Аглай .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Апостол. Евангелие. (Парем. ообен.) 31 Чудотв., безсребр. Кира и Иоанна (с ними св. Мчц. Афанасии, и 3-х ее дщерей). Сл. Безмездников. – Св. Никиты, еп. Новгор., чуд. Сл. Святит. М. февруарий, или февраль. 1 Предпраздн. Сретения Господня. Мч. Трифона, Преп. Петра. Мучц Перпетуи и Филицитаты. 2 18 Сретение Господа нашего Иисуса Христа. Апостол. Евангелие. (Парем. особен.) х 3+ Св. прав. Симеона Богоприимца и Анны пророчицы. Апостол. Евангелие. Прор. Азарии. Муч. Папия, Диодора и Клавдиана. Мч. Власия. х 4+ Пр. Исидора Иилусиотск. Сл. Препод. Благов., вел. кн. Георгия. Апостол. Евангелие. (Парем. общ. Муч.) Преп. Николая испов., игум. Студийск. Мч. Иадора. С.мч. Аврамия, еп. Арвильск. – Пр. Кирилла, Новоезерск. чуд. Сл. Препод. 5. Мучц. Агафин и Феодулии. 6. Пр. Вукола, еп. Смирнского. Мч. Иулиана. Мчц. Фавсты дев., и с нею Евиласия и Максима. – Мчц. Дорофеи и с нею Христины, Каллисты и Феофила. Мучц. Марфы, Марии и отрока Ликариона. 7. Пр. Парфения, еп. Лампсакийск. Преп. Луки, иже во Елладе. 8 В. мч. Феодора стратилата. Апостол. Евангелие. –. Прор. Захарии серповидца. 9. Мч. Никифора. – Отдание праздника Сретения Господня 19 . 10: С.мч. Харалампия, еп. Магнес. – Преп. Прохора, чуд. Печерск. Мучц. Еннафы, Валентины и Павлы. 11. С.мч. Власия, еп. Севастийск. – Пр. Димитрия, Прилуцкого чуд. Сл. Препод. – Св. благов. вел. кн. Всеволода-Гавриила, Псковск. чудотворца. Апостол. Евангелие. (Парем. общ. Препод.) Св. Феодоры царицы. 12. Св. Мелетия, архиеп. Антиохийск. –+ Св. Алексия митропол. Моск., всея Росии чудотворца. Апостол. Евангелие. (Парем. общ. Святит.) Преп. Марии, переименовавшиеся Марином, и преп. Евгения. 13. Преп. Мартиниана. Пр. Евлогия, архиеп. Александрийского. Св. жен Зои и Фотинии. 14. Пр. Авксентия. Преп. Исакия затворн. Печерск. – Пр. Мирона. Преп. Авраама, еп. Каррийск. Преп. Кирилла, еп. Моравского, философа, учит. Славянск. 15. Апост. Онисима, – Преп. Пафнутия и дщери его Евфросинии. 16. Муч. Памфила пресвит., Уалента диак., Павла, Порфирия, и прочих.

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

8. Феодор (Божий дар), преп. студит., янв. 26 и ноябр. 11; трихина, апр. 20; сикеот, апр. 22, июня 15; освящ. мая 16; чудотвор., июня 5; печер., авг. 11; начертан., сент. 22 и дек. 27; ростов., окт. 22; блажен. новгород., янв. 19; великомуч. стратил., февр. и июня 8; тирон., февр. 17; кн. смолен., мар. 5 и сент. 19; кн. муром., мая 21; кН., июня 5; муч. аммор., мар. 6; африкан. апр. 10; персид.. апр. 21, мая 24; варяг, июля 12; муч., сент. 4, 5, 12; боляр., сент. 20, нояб. 7 и 23; еп. ростов., июня 8 и нояб. 28; едесск. июля 9; конст. дек. 27; св. муч., кирин., июля 4; алексан. дек. 3. Феодосий (данный Богу или Богом), велик. и антиохийск, янв. 11; тотемск. янв. 28; печер. мая 3 и авг. 14; муч., мар. 27. Феодот (Богом данный), муч., фев. 19, апр. 29, июля 4, сент. 2 и 15; св.-муч. кирин., мар. 2; анкир. мая 18 и июня 7; корчемн. нояб. 7. Феодох (Богоприимец ), муч., нояб. 7. Феодул (раб Божий), преп., янв. 14; муч., февр. 1б; (севаст.) мар. 9; (солун.) апр. 5, мая 2, июня 18, окт. 28, ноябр. 7, дек. 23; преп. дек. 3. Феоктирист или Феосгирикт (утвержденный на Боге), муч., фев. 29. Феоктист (Богом созданный), преп. (сикил.), янв. 4, сент. 3; чернигов, авг. 6; новгород., дек. 23; муч., окт. 2. Феона (Богом пособляемый), муч., янв. 5, апр. 19; преп., апр. 5. Феопемт (посланный Богом), еп. никомид., янв. 5. Феопист (верный Богу), муч., сент. 20. Феопрепий (Боголеп), муч., мар. 23, авг. 22. Феостирикт (утвержденный на Боге), преп., нояб. 10. Феостих (Божий порядок), муч., апр. 29. Феост (Фест), праздничный, веселый), муч., сентябр. 19. Феотекн (богорождающий), муч., окт. 10. Феотих (богосчастливый), муч., дек. 14. Феофан (Бога являющий), преп. (сигриан.), мар. 12; (антиох.) июня 10, сент. 9 и 29; испов. окт., 11. Феофилакт (богохранимый), еп. никомид., мар. 8. Феофил (боголюбимый, друг Божий), муч., янв. 8; новый, янв. 30, февр. 6; аммор. мар. 6; севастийск. мар. 9, июля 23, сент. 3, нояб. 7, дек. 28; св. египет., июня 12; испов., окт. 10; преп., декаб. 2 и 29. Ферапонт (слуга, почитатель), св.-муч., мая 25; преп.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

Фавст преп. V в., 3 августа. Фаина (Флена) муч. IV в., 18 мая. Фарнакий муч. IV в., 24 июня. Феврония (и Платонида) IV в., 6 апр. Феврония Сирская IV в., 25 июня. Феврония Констант. † 632 г., 28 окт. Феликс м. (сын Фелицаты), 25 янв. Феликс Корельский XV в., 18 апр. Фелицата муч. † 164 г., 25 января. Фелициан м. (и Евангела), 7 июля. Фервуфа муч. † 345 г., 4 апреля. Фива, диаконисса Кенхр., 3 сентяб. Фив (Феб), уч. Климента, 25 нояб. Филадельф муч. † 251 г., 10 мая. Филарет милостивый VIII века, 1 декабря. Филицитата (с Перпетуей), 1 февр. Филимон, ап. из LXX, 4 января, 19 февраля и 22 ноября. Филимон Кизич. III в., 29 апреля. Филипп, ап. из XII, 14 ноября, 30 июня. Филипп, ап. из 70, 4 января и 11 октября. Филипп, митр. Моск., † 1569 года, 9 янв., 3 июля и 5 окт. Филипп (сын Фелицаты), 25 янв. Филипп Явковск. † 1662 г., 17 авг. Филипп свмч. † 304 г., 20 авг. Филипп Иранский 11527 г., 14 нояб. Филипп Рабанг. † 1457 г., 15 нояб. Филипп (и Евгения) III в., 24 дек. Филий епископ † 320 г., 15 сент. Филолог, ап. из 70, 4 янв., 5 нояб. Филонплла м. (и Зинаида), 10 окт. Филон испов. IV в·, 20 мая. Философ муч. III в., 31 мая. Филофей чудотв. XI в., 15 сентября. Филумен муч. † 275 г., 29 нояб. Фипод муч. † III в., 29 мая. Фирмин м. (и Орептий) 24 июня. Фирм (Фирмос) муч., 24 июня. Флавиан испов. † 449 г., 18 февр. Флавиан, патр. Антиох., 20 июля. Флавий м. (из Севастийск.), 9 мар. Флегонт, ап. из 70, 4 января и 8 апреля. Флена муч. (см. Фаина). Флорситий муч. III в., 13 окт. Флор муч. 11 в., 18 августа. Фока свмч. II в., 22 сент. Фока муч. † 320 г., 22 сент. Фортунат, ап. из LXX, 4 января и 15 июня. Фотина муч. I в, 20 марта. Фотиния (с Мартинианом), 13 фев. Фотин муч. 310 г., 22 февр. Фотий, патр. Конст., † 886 г., 6 февр. Фотий митроп. † 1431 г., 1 июля. Фотий муч. 780 г., 9 авг. Фотий муч. † 305 г., 12 авг. Фруктуов свмч. † 259 г., 2 авг. Фрументий, арх. Абиссин., † 370 г., 30 ноября. Фусик муч. 344 г, 17 апр. Х алев прав. – в нед. Праотц. Харалампий свмч. III в., 10 февр.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Евтихий и Диоскор. Архимандрит Евтихий (ок. 378– – после 434), игумен одного из монастырей в Константинополе, был известен как аскет, активный борец с несторианством, участник III Вселенского собора в Эфесе. Он был крестником и духовником чиновника Хрисафия, заведовавшего казной империи, и, в частности, потому имел большое влияние в церковно-политических делах. Кроме того, Евтихий был предводителем значительной группы монахов. Евтихий считал себя продолжателем дела св. Кирилла Александрийского и делал акцент на его формуле, относящейся к Христу после воплощения: «единая природа Бога-Слова воплощенная» (Евтихий и св. Кирилл считали, что автор этой формулы – св. Афанасий Александрийский , однако в действительности здесь имела место подделка учеников еретика IV в. Аполлинария Лаодикийского). Исходя из этой формулы Евтихий стал утверждать, что нельзя говорить о двух природах во Хр исте после Воплощения, поскольку это, по его мнению, представляет собой несторианскую позицию. Согласно Евтихию, до Воплощения во Христе были две природы, а после Воплощения – одна. Соответственно, Евтихий учил о том, что Христос – не той же природы, что и мы, т. е. не является единосущным нам (по Своему человечеству) . Этот момент стал важнейшим пунктом в плане осуждения Евти-хия всеми церковными партиями. Учение о том, что во Христе – одна природа ( μ α φσις) после Воплощения (или соединения), стало очень популярным в Византии, а его сторонники стали называться «монофизитами» (букв.: «одно-природники»). Евтихий осуждал и т. н. Формулу единения, подписанную св. Кириллом и восточными епископами в 433 г., в которой, с одной стороны, был учтен акцент, принципиальный для Антиохийской богословской школы, на двух природах во Христе после Воплощения, а с другой – учитывался момент онтологического единства ипостаси Христа, на котором настаивал, против несториан, св. Кирилл. Таким образом, Евтихий настаивал на понимании св. Кирилла как монофи-зита, осуждая учение о двух природах во Христе после соединения, с которым был согласен св. Кирилл. Вместе с тем, отрицая, что Христос единосущен нам, Евтихий противоречил важнейшему положению св. Кирилла, согласно которому «единая природа Бога-Слова воплощенная» включает в себя как индивидуальное человечество Христа, так и всю Церковь .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/knig...

2) В материальном смысле, когда говорит, что плоть Христова не единосущна нам. Этим устанавливается качественное различие человечества Христова и нашего, предполагаемое различием их по источнику, так как Евтихий, не допуская, что плоть Христова принесена с неба, весьма неохотно признавал, что она воспринята от Девы. Объяснения Евтихия с отцами Константинопольского собора отчасти выяснили сокровенные мотивы его стремлений и опасений, отчасти оттенили его богословствование несколькими тонкими штрихами. Когда Евтихий явился на собор, то приступили к чтению акта от 12 ноября. Когда дошли до слов «Εφραινεσθωσαν», где содержалось антиохийское вероизложение, Евсевий заявил, что Евтихий именно этих слов и не признает. Флавиан спросил Евтихия: «Скажи, признаешь ты единение из двух естеств?» «Να, κ δο φσεων», ответил Евтихий. Но Евсевий сейчас же поставил вопрос ребром: «Признаешь ты, господин архимандрит, два естества по соединении, называешь Христа единосущным нам по плоти, или нет?» — Евтихий сейчас же и начал лавировать. Он засвидетельствовал веру в Отца и Сына и Св. Духа, что Христос сошел для нашего спасения, и заявил, чтобы его не спрашивали более ни о чем. Таким объяснением, конечно, не удовлетворились. Тогда опять начал Флавиан, архиепископ константинопольский: «Теперь ты исповедуешь, что из двух?» Евтихий пресвитер сказал: «Так как я исповедую Его Богом моим, Господом неба и земли, то до сего дня я не себе расследовать естество Его (φυσιολογεν). Сознаюсь, доныне я не называл Его единосущным нам». — Флавиан: «Ты не говоришь, что Он единосущен Отцу по божеству и единосущен нам по человечеству?» — Евтихий: «До сего дня я не говорил, что тело Господа и Бога нашего единосущно нам; но я признаю, что Св. Дева единосущна нам и что из Нее воплотился Бог наш». — Флавиан: «Итак, Дева, из которой воплотился И. Христос, единосущна нам?» — Евтихий: «Я сказал, что Дева единосущна нам». — Василий, митрополит селевкийский: «Если Мать единосущна, то единосущен и Он. Ведь Он называл Себя Сыном человеческим (υις γρ νθρπου κλθη). Следовательно, если Мать единосущна нам, то и Он единосущен нам по плоти?» — Евтихий: «Так как вы говорите это, то я во всем согласен». — Флорентий патрикий: «Коль скоро Мать единосущна нам. то, конечно (πντως), и Сын единосущен нам». — Евтихий: «До сего дня я не говорил этого. Так как ведь я признаю его (тело Христово) телом Бога — понимаешь ли ты, что я хочу этим сказать)? — то тело Бога Я И не называл телом человека, но я признавал, что тело есть нечто человеческое и что Господь воплотился от Девы.  Если же должно говорить, что Он от Девы и единосущен нам, то я говорю и это, господин мой (κρι). Однакоже (πλν) Сын Божий единородный — Господь неба и земли, соцарствует Отцу и с Ним прославляется. Ибо я называю Его единосущным нам не в том смысле, будто я отрицаю, что Он есть Сын Божий. Прежде я не говорил этого. До настоящего часа я боялся говорить это. Но так как теперь это сказано вашим святейшеством, то говорю и я».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=114...

Шестой день. Поучение 3-е. Св. Евтихий, патриарх Константинопольский. (Смирение – путь к возвышению). I. Св. Евтихий, которого ныне воспоминает церковь , родился в мало-азиатской области Фригии. Родителями его были – Александр, званием воин и Синерия, дочь священника Исихия, В доме деда, священника Исихия, Евтихий получил первоначальное образование, а для довершения его отправился в Царьград. Постепенно в нем воспиталась наклонность к духовному просвещению и иноческой жизни. Когда он достиг зрелых лет, его взял к себе митрополит Амасийский, сделал клириком, посвятил потом во священника и имел в виду возвести его в сан епископский. Но смиренный Евтихий, по склонности своей к безмятежной иноческой жизни, в сане пресвитера удалился в один амасийский монастырь и здесь принял иночество. За строго-подвижническую жизнь и благочестие он скоро возведен был в сан архимандрита и поставлен главным начальником всех монастырей Амасийской митрополии. В то время, при императоре Иустине, созывался в Константинополе 5-й вселенский собор (в 553 году). Амасийский митрополит по болезни не мог ехать на собор сам и вместо себя послал архимандрита Евтихия. Прибыв в Константинополь за несколько времени до открытия собора, Евтихий был ласково принят здесь патриархом Константинопольским Миною, жил в его доме и снискал себе такое его расположение, что престарелый и больной патриарх, чувствуя приближение смерти своей, желал видеть Евтихия своим преемником в сане патриарха Константинопольского и предсказывал ему об этом. Он дал об Евтихии самый лучший отзыв и пред императором. Действительно, Мина скоро скончался, и на его место был избран Евтихий. С открытием 5-го вселенского собора Евтихий председательствовал на нем. В сан патриарха Евтихий поставлен был 40 лет от роду. 12-ть лет он управлял Константинопольскою церковью, и после того, за обличение императора Иустиниана в его покровительстве некоторым еретикам, был оклеветан и незаконно осужден собором единомысленных с императором епископов. Вооруженные воины вывели его силою из церкви, сняли с него святительские одежды,и он сослан был в изгнание в Амасию. На место его был поставлен другой патриарх.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Объяснения Евтихия с отцами Константинопольского собора отчасти выяснили сокровенные мотивы его стремлений и опасений, отчасти оттенили его богословствование несколькими тонкими штрихами. Когда Евтихий явился на собор, то приступили к чтению акта от 12 ноября. Когда дошли до слов «Ευφραινεσθωσαν», где содержалось антиохийское вероизложение, Евсевий заявил, что Евтихий именно этих слов и не признает. Флавиан спросил Евтихия: «Скажи, признаешь ты единение из двух естеств?» «Να, εκ δο φσεων», – ответил Евтихий. Но Евсевий сейчас же поставил вопрос ребром: «Признаешь ты, господин архимандрит, два естества по соединении, называешь Христа единосущным нам по плоти, или нет?» – Евтихий сейчас же и начал лавировать. Он засвидетельствовал веру в Отца и Сына и Св. Духа, что Христос сошел для нашего спасения, и заявил, чтобы его не спрашивали более ни о чем. Таким объяснением, конечно, не удовлетворились. Тогда опять начал Флавиан, архиепископ константинопольский: «Теперь ты исповедуешь, что из двух?» Евтихий пресвитер сказал: «Так как я исповедую Его Богом моим, Господом неба и земли, то до сего дня я не позволял себе расследовать естество Его (φυσιολογεν). Сознаюсь, доныне я не называл Его единосущным нам». – Флавиан: «Ты не говоришь, что Он единосущен Отцу по божеству и единосущен нам по человечеству?» – Евтихий: «До сего дня я не говорил, что тело Господа и Бога нашего единосущно нам; но я признаю, что Св. Дева единосущна нам и что из Нее воплотился Бог наш». – Флавиан: «Итак, Дева, из которой воплотился И. Христос, единосущна нам?» – Евтихий: «Я сказал, что Дева единосущна нам». – Василий, митрополит селевкийский: «Если Мать единосущна, то единосущен и Он. Ведь Он называл Себя Сыном человеческим (υος γρ νθρπου εκλθη). Следовательно, если Мать единосущна нам, то и Он единосущен нам по плоти?» – Евтихий: «Так как вы говорите это, то я во всем согласен». – Флорентий патрикий: «Коль скоро Мать единосущна нам, то, конечно (πντως), и Сын единосущен нам». – Евтихий: «До сего дня я не говорил этого. Так как ведь я признаю его (тело Христово) телом Бога – понимаешь ли ты (, что я хочу этим сказать)? – то тело Бога я и не называл телом человека, но я признавал, что тело есть нечто человеческое и что Господь воплотился от Девы 60 . Если же должно говорить, что Он от Девы и единосущен нам, то я говорю и это, господин мой (κρι). Однако же (πλν) Сын Божий единородный – Господь неба и земли, соцарствует Отцу и с Ним прославляется. Ибо я называю Его единосущным нам не в том смысле, будто я отрицаю, что Он есть Сын Божий. Прежде я не говорил этого. До настоящего часа я боялся говорить это. Но так как теперь это сказано вашим святейшеством, то говорю и я».

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

Евтихий: делайте, что угодно Богу и вашей святости. Я поручаю себя вам. После этого явился по приглашению и Флоренций, и собор, приказав обвинителю и обвиняемому стать на середине, приступил к чтению актов предшествовавших заседаний. Но чтение продолжалось недолго и было прервано на том месте, где излагалось учение святого Кирилла Александрийского о воплощении Иисуса Христа. – Евсевий: клянусь стопами вашими! Он не исповедует этого; но, вопреки этому, и мудрствовал, и учил всякого, к нему приходящего. Флоренций предложил отцам собора, не угодно ли им спросить Евтихия, согласен ли он с этим. Евсевий возразил, что должно быть предварительно прочитано все это деяние и что он непременно уличит Евтихия в неправомыслии. Потом он заявил собору свое опасение, чтобы Евтихий не согласился теперь на принятие изложения святым Кириллом учения и потому просил, чтобы собор судил Евтихия именно за его прежний образ мыслей, а не за настоящий. Когда Флавиан успокоил Евсевия насчет его напрасных опасений, то последний обратился к Евтихию с вопросом, исповедует ли он вместе с блаженным Кириллом соединение двух естеств в одном лице и в одной ипостаси или нет. – Флавиан: слышал ты, пресвитер Евтихий, что сказал твой обвинитель? Скажи же, исповедуешь ли ты соединение двух естеств? – Евтихий: так, из двух естеств. – Евсевий: исповедуешь ли ты, господин архимандрит, два естества после воплощения, и признаешь ли, что Христос единосущен нам по плоти, или нет? – Евтихий: я пришел не рассуждать, а внушить вашей святости, как я мудрствую. А как я мудрствую, написано в этой бумаге. Прикажите прочитать ее. – Флавиан: читай сам. – Евтихий: не могу. – Флавиан: почему? Ты ли изложил, или это изложение другого? Если твое, то читай сам. – Евтихий: мое изложение, а слововыражение – равное тому, какое у святых отцов. – Флавиан: каких отцов? Говори сам собою; что за нужда тебе в бумаге? – Евтихий: я верую так: поклоняюсь Отцу с Сыном и Сыну с Отцом и Святому Духу с Отцом и Сыном. Исповедую, что плотское пришествие Его совершилось из плоти Святой Девы, и что Он совершенно вочеловечился ради нашего спасения. Так я исповедую пред Отцом, Сыном и Святым Духом, и вашею святынею.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zaozer...

Депутатами назначены были пресвитер Иоанн и диакон Андрей. Исполнивши поручение, эти депутаты донесли собору следующее: мы вручили Евтихию обвинительный акт, назвали ему обвинителя и приглашали его явиться на собор для оправдания; но Евтихий отказался явиться сюда. Он заявил, что не может выйти из монастыря не нарушив своего обета, по которому он решился никогда не покидать монастыря п «жить в монастыре как бы во гробе». При этом Евтихий заявил, что Евсевий возводит на него обвинение единственно по ненависти и вражде к нему. Но, в противоречие с этим заявлением своим, Евтихий в тоже время пред теми же депутатами открыто высказал свое лжеучение. Депутаты показывали, что Евтихий вот какие мысли раскрывал пред ними: он утверждал, что он готов подписаться под определениями отцев собора Никейского (I Вселенского) и Ефесского (III Вселенского), но при этом замечал: «если же встретится в их словах что-нибудь ложное и погрешительное, этого хоть он и не отвергает, но и не принимает, утверждаясь на одном только св. писании, которое тверже всяких отеческих изложений». Далее Евтихий объяснил, что же именно в этих отеческих изложениях он считает за такое погрешительное и ложное. «Что Христос, говорил Евтихий, состоит из двух естеств, соединившихся ипостасно. этого он не встречал в изложениях св. отцев и если случится ему у кого-либо вычитать что-либо подобное он примет этого; потому что св. писание превосходнее учения отцев». Евтихий не считал нужным скрывать того, как он сам понимав истину о соединении во Христе двух естеств. Оказывалось, что его личные воззрения были чисто еретическими. Он говорил: «после воплощения Бога Слова он покланяется одному естеству, Бога воплотившегося и вочеловечшегося» и прибавлял: Родившийся от Марии Девы есть совершенный Бог и совершенный человек, не имиьющгй плоти единосущной нам». Утверждаясь в этих мнениях, прямо ложных, Евтихий однако же отвергал слух, будто он учит, что Бог Слово принес с собою плоть с неба ( Дeяh. III, 249. 251 ). После этого заявления, сомневаться в еретичестве Евтихия было нельзя.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010