Учение Евтихия вызвало недовольство важнейших представителей Антиохийской школы – Домна Антиохийского и Феодорита Кирского . Феодорит написал свой диалог «Эранист» («Оборванец»), в котором не упоминает Евтихия по имени, но критикует учение об изменяемости Бога и слиянии двух природ во Христе. Против учения Евтихия выступил Евсевий, епископ Дорилейский. Его позицию поддержал архиепископ Константинопольский Флавиан. Будучи допрошен на соборе, Евтихий признал единосущие Христа и Богородицы, но единосущие Христа с христианами с ясностью не признал. В результате учение Евтихия было признано еретическим на собравшемся в 448 г. в Константинополе Поместном соборе; Евтихий был лишен сана, и было запрещено иметь с ним церковное общение. Сам же Евтихий был не согласен с постановлениями собора и хотел вынести свое дело на обсуждение Вселенского собора. По итогам Константинопольского собора Флавиан отправил послание папе Римскому Льву. Папа Лев отреагировал на послание Флавиана и к собиравшемуся Вселенскому собору разослал несколько посланий: императору Феодосию II, его сестре Пульхерии, архиепископу Флавиану. Послание папы Льва Флавиану Константинопольскому является важнейтлим вероучительным документом, в котором в полемике с Евтихием вырабатывалась православная христологическая позиция и который значительно повлиял на дальнейшее развитие догматической позиции православных. Главным церковным союзником Евтихия был патриарх Александрийский Диоскор, племянник св. Кирилла Александрийского . Евтихий с Диоскором нашли поддержку у императора Феодосия, благодаря которому в 449 г. и состоялся второй «вселенский» собор в Эфесе (первым был собор 431 г., на котором осудили Нестория). Этот собор, задумывавшийся как Вселенский, в православной трактовке истории Церкви зовется «разбойничьим» (latrocinium) – даже не столько в силу его еретического характера, при том что он претендовал на вселенскость, сколько в силу особенной агрессивности монофизитствующих монахов, предводителем которых был Евтихий. Собор 449 г. под предводительством Диоскора одобрил формулу Евтихия «две природы до соединения и одна после», и Евтихий был восстановлен в сане. В свою очередь, Флавиан Константинопольский и Евсевий Дорилейский, несмотря на собственные протесты и протесты папских легатов, были низложены. Низложен заочно был и Феодорит Кирский . Флавиан был отправлен в ссылку; в дороге он скончался исповедником. Евсевий же отправился с апелляцией к папе Льву в Рим, где был оправдан.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/knig...

– Почтеннейший епископ сего славного города сказал: откуда известно то, что в бумаге содержалось изложение (веры) 318-ти отцов? – Почтеннейший диакон Елевсиний сказал: итак следовало принять ее. – Евсевий, почтеннейший епископ города Дорилеи, сказал: об одном прошу (вас), ради святой и единосущной Троицы, – отложить это дело до вселенского собора, который имеет быть по повелению христолюбивейших императоров наших; дабы там со всею тщательностию было доказано, что Евтихий уже отлучен, как еретик, потому что он и мудрствует еретически, и не перестает мудрствовать (так). – Почтеннейший диакон и нотарий Аетий сказал: просим вашу знатность и настоящий Святой собор. Когда он говорил это, знатнейший патриций сказал: боголюбезнейший и святейший архиепископ Флавиан и не отвергает того, что, когда архимандрит Евтихий приносил статью, то он не хотел принять, но говорил, чтобы он отвечал сам. – Почтеннейший епископ Селевк сказал: предварительно почтеннейший диакон Елевсиний сказал, что почтеннейший архимандрит Евтихий представил святому собору статью, в которой, говорил он, содержится изложение веры. А так как за несколько дней прежде прислано было нам послание святейшего и блаженнейшего архиепископа Льва, извещающее о том, что почтеннейший архимандрит Евтихий обвинял (собор), а во время исследования (дела) аппеллировал к нашему вниманию чрез подачу статьи (и потому после осуждения опять назвали его архимандритом): то каким образом теперь, настаивая и говоря, что статья его – о вере, он жалобу на собор пред святейшим епископом римским назвал аппеллящей? И отсюда вы поймете, что почтеннейший архимандрит не остается твердым в одном и том же. Я прошу принести и прочитать послание. – Знатнейший патриций сказал: по окончании собора почтеннейших епископов, почтеннейший Евтихий принес мне копию статьи, которую, по его словам, он представлял святому собору. – Благоверный записчик присовокупил к прочитанному: 170 «Пресвитер Евтихий сказал: я пришел не рассуждать, а внушить вашей святости, как я мудрствую.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

После закрытия безбожниками в 1923 году монастыря, отец Евтихий сначала жил в Козельске вместе с келейниками старца Нектария Петром (Швыревым) и иеродиако­ном Севастианом (Фоминым) [b] , а в тридцатых годах он по­селился в одном доме с оптинскими монахами Авениром (Синицыным) и Саввой (Сусловым). Зарабатывал он тем, что помогал по хозяйству кому что требовалось и при­служивал в церкви. Монах Евтихий был арестован 30 октября 1937 года и заключен в тюрьму в городе Сухиничи. 4 ноября были допрошены дежурные свидетели, сосед и хозяйка дома, где жили монахи Евтихий, Авенир и Савва. Сосед показал, что домохозяйка держала мона­хов «на квартире специально, потому что они молились Богу. За квартиру все они платили только 12 рублей, а я, как рабочий, платил 18 рублей один. Монахи Сус­лов, Синицын, Махров и Диденко ничем полезным не занимались, ходили по домам, распространяли церков­ный дурман, церковную службу они посещали группой и жили группой в одной квартире, имея каждый свою оборудованную иконами келью... В октябре состоялось предвыборное собрание в здании школы, были пригла­шены и монахи, но все они категорически отказались и на собрание не пошли, чем действовали на остальных граждан. Монах Махров... монашествовал, ничем полез­ным не занимался, все время молился Богу и ждал пере­мены... посещал... монахов, проживающих на квартирах в городе Козельске» . Хозяйка дома, в котором жили монахи, показала: «Мо­нахи Оптинского монастыря Савва Суслов, Евтихий Диденко и Авенир Синицын жили в моем доме, каждый в своей келье, ничем полезным не занимались и монашествовали... Летом 1937 года к монаху Евтихию Диденко приходил монах Викентий Никольский [c] , в данное время арестованный, отслужил церковную службу и ушел, после ухода Викентия Никольского монах Евтихий Диденко стал поправляться. Монах Авенир Синицын в моем присутствии доказывал, " что раньше в монастыре жилось лучше, чем теперь при советской власти... " Монах Евтихий Диденко говорил, что " теперь всех сажают в тюрьму, потому что будут выборы советов и уже арестованы попы " » .

http://fond.ru/imennoj-ukazatel/1328/And...

Явившись на собор, Евтихий признал, что Христос «из двух естеств». Когда читали догматические послания Кирилла (καταφλυαροσιν и εφραινσθωσαν) и было прочитано при этом принятое Кириллом исповедание восточных, Евсевий Дорилейский, обвинитель Евтихия, заявил, что с этим исповеданием и не согласен Евтихий и проповедовал совсем иное учение. При допросе самого Евтихия Флавиан, председатель собора, обратился к нему со словами: «Ты слышал, пресвитер Евтихий, что говорит твой обвинитель? Скажи же, исповедуешь ли ты единение из двух естеств (κ δο φσεων ενωσιν)?» — «Да, исповедую из двух естеств (κ δο φσεων)», — ответил Евтихий. Но Евсевий поставил вопрос определеннее: «Исповедуешь ли ты, господин архимандрит, два естества по соединении и называешь ли Христа единосущным нам по плоти, или нет?» — «Я пришел не спорить (διαλεχθναι), но пришел убедить вас относительно моего образа мыслей», — заявил Евтихий вместо ответа и просил прочитать принесенное им письменное исповедание. Сам он, однако, почему–то отказался его читать, исповедав лишь устно веру в Троицу и в совершенное вочеловечение Сына Божия, и просил, чтобы больше его ни о чем не спрашивали. Окончательной формулой его, при дальнейшем допросе, было заявление: «Исповедую, что Господь наш состоял из двух естеств до соединения, а по соединении исповедую одно естество» (744В: ομολογ κ δο φσεων γεγενησθαι τον Κριον ημν προ της ενσεως, μετ δ την ενωσιν μαν φσιν ομολογ). «Я читал блаженного Кирилла и святых отцев, и святого Афанасия, — они говорили (что Христос) из двух естеств до соединения, после же соединения и воплощения уже не два, а одно естество» (745С). С формальным монофизитством, признанием единой природы во Христе в строжайшем смысле, соединялось у Евтихия первоначально монофизитство материальное. Чтобы, несмотря на вочеловечение Христа, видеть в Нем все–таки только одну природу в собственном смысле, для этого необходимо было или, признавая отличие воспринятой Им человеческой природы от Его Божества, обратить ее в безусловно пассивное механическое орудие вседействующего Божества, или же, отвергнув ее единосущие с природой других людей, приблизить ее к природе божественной. Монофизитство в своих разных разветвлениях шло потом тем и другим путем. Евтихий выступал первоначально представителем последней, более строгой его формы. Его обвиняли даже, будто бы он учил, что плоть принесена Богом Словом с неба. Он решительно отверг перед послами обвинение: Христос, по нему, родился от Девы, но он признавал, что Христос, «совершенный человек», не имел единосущной нам плоти (700D: μολγει τλειον Θεν εναι και τλειον ανθρωπον τον γεννηθντα κ της Παρθνου Μαρας μ χοντα σρκα μοοσιον μν).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

Евтихий устанавливает различие между понятиями: «тело человека и «тело человеческое». Этот оттенок чувствуется напр., в русском языке в словах: «это розовый цвет» и «это цвет розы». Когда мы говорим: «это розовый цвет», то выражаем только, что наш глаз воспринимает известное количество колебаний эфира (выражаясь научно); выражением же: «это цвет розы» — мы допускаем, кроме того, еще и то, что видимый нами предмет есть цветок роза. Выражение: «тело Христа есть тело человека» — указывает не только на качество природы, но предицирует и самого её носителя: полагается основа для заключения, что Христос есть человек. Но так как Евтихий всегда мыслил, что Христос — Бог единосущный Отцу, Господь неба и земли, то и испытывал страх перед мыслию, что Христос — человек; это казалось Евтихию унизительным для Божества Христова. Таким образом, Евтихий не оспаривал, что тело Христа, взятое абстрактно, есть нечто человеческое, но боялся признать, что Христос есть человек, и определял Его как Бога. Теперь Евтихий уступил. Выясняя свои сокровенные мотивы перед отцами собора, он заявил, что если из того факта, что Христос родился от Девы, следует и то, что Он единосущен нам по человечеству, и такое заключение не находится в противоречии с тем, что Христос есть Господь неба и земли, то он согласен с ними, принимает те выражения, какие они употребили, под условием, если они примут это на свою совесть. С реальной стороною монофиситства вопрос был покончен. Евтихий допустил, хотя и с уклонениями, единосущие Христа нам по человечеству, но относительно формальной стороны он был неподатлив. Он остался при убеждении, что Христос до соединения был из двух естеств, по соединении признает в Нем одно естество. Правда, вопрос об отречении от заблуждений был поставлен на соборе очень резко. Евтихия пригласили не только исповедывать два естества по соединении, но и анафематствовать свое заблуждение и все несогласное с вероисповедными памятниками, прочитанными на втором деянии собора. Так как выражение μα φσις по букве встречается не раз у Кирилла александрийского и в сочинении, которое тогда приписывали Афанасию В., то Евтихий, естественно, выразил опасение, что такая анафема может коснуться и св.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=114...

Почтеннейшие епископы египетские сказали: «это мы и тогда говорили и теперь говорим». – Константин, благоверный секретарь императорской консистории, стал читать из того же свитка: 132 «Пресвитер Евтихий сказал: я пришел не рассуждать, а внушить вашей святости, как я мудрствую. А как я мудрствую, написано в этой бумаге. Прикажите прочитать ее. – Святейший архиепископ сказал: читай сам. – Пресвитер Евтихий сказал: не могу. – Святейший архиепископ сказал: почему? Ты ли изложил, или это изложение другого? Если твое, то читай сам. – Пресвитер Евтихий сказал: мое изложение, а слововыражение равное тому, какое у святых отцов. – Святейший архиепископ сказал: каких отцов? Говори сам собою; что за нужда тебе в бумаге»? 133 «Иоанн, епископ гефестский, сказал: когда он отсутствовал и не хотел придти на собор, то обещали оказать ему всякое человеколюбие; а когда пришел, испытывают над ним всякое бесчеловечие». 134 «Пресвитер Евтихий сказал: я верую так: поклоняюсь Отцу с Сыном, и Сыну с Отцом, и Святому Духу с Отцом и Сыном. Исповедую, что плотское пришествие Его совершилось из плоти святой Девы, и что Он совершенно вочеловечился ради нашего спасения. Так я исповедую пред Отцом, и Сыном, и Святым Духом, и вашею святостию». 135 «Диоскор, епископ александрийский, сказал: принимаем эти слова. – Святой собор сказал: это вера отцов. – Диоскор, епископ александрийский, сказал: так как ваше благочестие сказало, что это вера отцов, то какая же вера? Кто ее изложил? – Святой собор сказал: Евтихий, ибо Евсевий нечестив. – Диоскор, епископ александрийский, сказал: вы слышали веру архимандрита Евтихия? Теперь намерение его сделалось ясным для всех вас. – (Иоанн, пресвитер и первый нотарий, прочитал остальное)». 136 «Святейший архиепископ сказал: исповедуешь ли ты, что один и тот же Сын, Господь наш Иисус Христос, единосущен Отцу по божеству и единосущен Матери по человечеству? – Пресвитер Евтихий сказал: поручив себя вашей святости, я сказал, как я мудрствую об Отце и Сыне и Святом Духе. Ни о чем другом еще меня не спрашивайте.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

β) Делегат собора довел Евтихия до того, что он признал, что Христос единосущен Своей Матери, но не мог довести его до признания, что Христос единосущен и нам. По-видимому, свое заключительное суждение Евтихий даже прямо формулировал так: «И. Христос единосущен Матери, но не имеет плоти, единосущной нам» (785С). γ) Он признавал, что «И. Христос есть совершенный Бог и совершенный человек». Но кажется, это последнее выражение у него значило не более того, что он не держится аполлинарианского мнения, что Слово восприяло одушевленную плоть, но без человеческого ума. Во всяком случае, Евтихий заявлял прямо: «мнения, что И. Христос есть или составился (γεγενσθαι) из двух естеств, соединившихся по ипостаси, он не встречал в писаниях отцов и не примет его, если ему укажут что-либо подобное, так как он следует св. Писанию, как лучшему источнику вероучения» (784CD). Из последних слов ясно, для чего Евтихию нужен принцип о превосходстве св. Писания над св. Преданием. Выдвигая начало превосходства св. Писания, он обеспечивал себе отступление, если бы ему предъявили места из «Καταφλυαρουσι» или «Ευφραινσθωσαν». Таким образом, Евтихий – монофисит, и высказался за монофиситство по всем пунктам его диалектического развития. Он поклоняется, по рождестве И. Христа, единому естеству, и именно естеству Бога Слова, воплотившегося и вочеловечившегося. Двойство же природ Евтихий отрицает и в формальном, и в материальном смысле. 1) В формальном, когда выражает решительное отвращение к счету естеств, так сказать, к самой цифре «2», и не принимает даже слабо дифиситской (1. II b ) формулы: «из двух естеств, соединенных по ипостаси» 59 . Таким образом, Евтихий – противник количественного различия естеств. 2) В материальном смысле, когда говорит, что плоть Христова не единосущна нам. Этим устанавливается качественное различие человечества Христова и нашего, предполагаемое различием их по источнику, так как Евтихий, не допуская, что плоть Христова принесена с неба, весьма неохотно признавал, что она воспринята от Девы.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 22 ноября (5 декабря) Преподобномученики Евтихий (Диденко), Авенир (Синицын), Савва (Суслов), Марк (Махров) и мученик Борис Козлов В 1937 году наступил последний период уничтожения Русской Православной Церкви правительством воинствующих безбожников, период обильной жатвы Господ­ней. Это коснулось и еще остававшихся тогда на свободе монахов Оптиной Пустыни, живших после ее закрытия в ближайшем к любимой обители городе Козельске. Преподобномученик Евтихий родился в 1870 году в селе Николаевском Курьинской волости Змеиногорского уезда Томской губернии в семье крестьянина Ивана Диденко и в крещении был наречен Емельяном. Он приходился двоюродным братом оптинскому иеромонаху Лав­рентию (Левченко) [a] , был женат, но овдовел и ушел в монастырь. Некоторое время Емельян находился в Киево-Печерской Лавре, а затем 10 ноября 1901 года поступил в Иоанно-Предтеченский скит Оптиной Пустыни. 20 ноября 1901 года он был одет в подрясник, 4 июня 1905 года – пострижен в рясофор. Послушанием его стали работы на монастырской даче. Он был небольшого роста, его все любили за простоту и доброту. 24 июня 1911 года литургия по случаю скитского празд­ника Рождества святого Иоанна Предтечи совершалась соборно, возглавлял богослужение и молебен скитоначальник игумен Варсонофий (Плиханков). В этот день послушник Емельян был пострижен в мантию с именем Евтихий . На всенощной под Вербное воскресенье, 14 апреля 1917 года, с ним случилось искушение, которое можно понять и как предвозвестие всего того, что произошло впоследствии. В это время отец Евтихий проходил по­слушание на монастырской даче. На двор, когда он был уже заперт, забежал волк и произвел большой переполох. На шум вышел отец Евтихий и с вилами бросился на виновника переполоха, но голодный зверь не испугался, кинулся на монаха, и между ними завязалась ожесточен­ная борьба. В конце концов, волк бежал, но отец Евтихий был сильно изранен, и его срочно пришлось отправлять в больницу в Москву.

http://fond.ru/imennoj-ukazatel/1328/And...

Созвав в Константинополе поместный собор [ 7 ], святейший патриарх Флавиан призвал на него Евтихия для того, чтобы он открыто перед всеми заявил о своем исповедании. Но Евтихий не хотел идти на собор, измышляя в оправдание своего нежелание различные предлоги: то он утверждал, что из своего монастыря он не может выходить, как из гроба, потому что дал обет о сем, то говорил, что стар и сильно болен. Но святейший патриарх снова посылал к нему архимандритов, пресвитеров и диаконов, с любовью приглашал его на собор, всячески содействовал его раскаянию, старался, чтобы он перед всеми отверг свое еретическое мудрование и присоединился к святой православной Церкви, надеясь, что другие, следуя его примеру, оставят свое заблуждение и обратятся к истинной вере. Лишь после неоднократно повторенных призывов Евтихий согласился, и то неохотно, придти на собор. Отправляясь на собор, он прежде всего зашел в царские палаты, стараясь найти себе у царя защиту и помощь. Через Хрисафия он выпросил у царя послать вместе с ним на собор избранных сановников и несколько воинов. Царь послал с Евтихием патриция Флоренция и других сановников вместе с воинами. Так Евтихий отправился на собор, словно на какую-либо битву, окруженный воинами и царскими сановниками. Последние послали сказать отцам собора: — Мы и сами не придем на собор, и Евтихию не дадим придти, если вы нам заранее не обещаете, что отпустите его с собрания свободным. Собравшиеся на собор отцы дали свое обещание. Когда Евтихий предстал пред собором, то сначала были прочитаны его книги, исполненные еретических догматов, которые он разослал по различным монастырям и тем многих склонил к своему пагубному заблуждению. Затем после долгих уверток Евтихия отцы собора принудили его устно высказать свое исповедание. Евтихий сказал: Будучи извержен, Евтихий искал поддержки при царском дворе, так как ему сильно помогал во всем влиятельный Хрисафий. Сей лукавый евнух имел на святейшего Флавиана великую ярость и гнев; он всячески старался низложить с престола святого архипастыря, ибо тем он хотел и за Евтихия отомстить и в особенности причинить неприятность Пульхерии, уважавшей святого Флавиана.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Отсюда такое учение называется монофизитским, а лица, развивавшие его – еретиками монофизитами, то есть допускавшими в Иисусе Христе одну Божественную природу. Евтихианством или ересью Евтихия монофизитство называется потому, что один константинопольский архимандрит Евтихий первый заявил это учение и положил начало монофизитским спорам. Монофизитские споры начались в Церкви вслед же за несторианскими. На александрийскую кафедру после св. Кирилла вступил Диоскор (с 444 г.). Он разделял монофизитские воззрения и даже стал во главе александрийских монофизитов, между тем как в Константинополе главой их был престарелый архимандрит Евтихий. Патриархом константинопольским в то время был Флавиан. Под его председательством в 448 г. в Константинополе был собор из тридцати епископов константинопольского округа. Евсевий, епископ Дорилей-ский, присутствовавший здесь, доложил собору, что константинопольский архимандрит Евтихий распространяет еретическое учение, а именно, говорит, что после соединения в Иисусе Христе Божества и человечества, человечество превратилось в Божество, а потому тело Христово не единосущно нашему телу. Собор пригласил для объяснения Евтихия, который явился только после троекратного зова. Его дерзкие объяснения подтвердили только то, что он действительно распространяет ересь. Поэтому собор осудил его и низложил. Но Евтихий обратился с жалобой на собор к императору. Сильная придворная партия, во главе с императрицей Евдоксией, была на стороне Евтихия, мнимого последователя Кирилла; поэтому Феодосий принял жалобу благосклонно и приказал тому же собору, под председательством Фалассия Кесарии Капподокийской, пересмотреть дело Евтихия. Но и на этот раз Евтихий был осужден. Тогда Евтихий, согласно желаниям придворной партии, перенес свое дело на суд церквей римской и александрийской, выставляя себя защитником православного учения, а Флавиана и Евсевия – несторианами. Папа Лев Великий , после того, как Флавнан объяснил ему сущность ереси Евтихия, согласился на его осуждение и написал Флавиану послание, в котором изложил православное учение о соединении в Иисусе Христе двух естеств.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010