Тем временем Евтихий занимался подготовкой ответных действий. Его посланцы направились в к-польские монастыри с призывами о поддержке: игуменам предлагалось подписывать петиции, и смута росла. 22 нояб. Евтихий все же появился на К. С., сопровождаемый монахами, воинами и чиновниками. Силенциарий Магн зачитал Собору послание императора, в котором патрикий Флорентий был назначен для присутствия на заседаниях Собора, где будут рассматриваться догматические вопросы. На вопросы о соединении природ во Христе Евтихий отвечал противоречиво, но решительно отказывался признавать две природы после соединения. Свт. Флавиан был готов простить Евтихия, если бы тот отказался от своих еретических воззрений. Однако Евтихий не захотел отречься от заблуждений и был отлучен от Церкви. Свт. Флавиан в своем исповедании нашел идеальный баланс между александрийским и антиохийским богословием: «Христос после вочеловечения - из двух природ, в единой Ипостаси и едином Лице, один Христос, один Сын, один Господь» (АСО. T. 2. Vol. 1(1). Р. 114). Флорентий высказывался еще более «антиохийски»: «...не признающий из двух естеств и два естества верует неправо» (Ibid. Р. 172). Евтихий апеллировал к предстоятелям важнейших кафедр: Римской, Александрийской, Иерусалимской, Фессалоникийской, Равеннской и др.; обращался за поддержкой к имп. Феодосию II . Весной 449 г. Евтихий подал жалобу на свт. Флавиана по поводу будто бы имевших место многочисленных фальсификаций в деяниях К. С. 448 г. Для разбора этой жалобы Евтихий требовал у императора созыва нового Собора, который состоялся в апр. 449 г. в Великой к-польской ц. с участием 3 чиновников высокого ранга; никаких нарушений этот Собор не обнаружил. Собор 450 г. Архиеп. К-польский свт. Анатолий в присутствии рим. легатов подписал «Томос» свт. Льва I Великого , анафематствовав Евтихия и Нестория. Ист.: Mansi. Т. 6. Col. 513-514; CPG, N 8943. Собор 459 г. К. С. против симонии под председательством свт. Геннадия I К-польского. Сохранилось окружное послание, подписанное свт.

http://pravenc.ru/text/2057126.html

А как я мудрствую, написано в этой бумаге. Прикажите прочитать ее. – Святейший архиепископ сказал: читай сам.– Пресвитер Евтихий сказал: не могу. – Святейший архиепископ сказал: почему? Не ты ли изложил, или это изложение другого? Если твое, то читай сам. – Пресвитер Евтихий сказал: мое изложение, а самое слововыражение святых отцов. – Святейший архиепископ сказал: каких отцов? Говори сам собою; что за нужда тебе в бумаге? – Пресвитер Евтихий сказал: я верую так: поклоняюсь Отцу с Сыном, и Сыну с Отцом, и Святому Духу с Отцом и Сыном. Исповедую, что плотское пришествие Его совершилось от святой Девы, и что Он совершенно вочеловечился ради нашего спасения. Так я исповедую пред Отцом и Сыном и Святым Духом, и вашею святостию». «По прочтении, диакон Елевсиний сказал: когда потребовали, чтобы (Евтихий) исповедал веру сам собою, то он говорил: «стоя пред лицом Отца и Сына и Святого Духа, которым я поклонялся и поклоняюсь (и буду поклоняться), я мудрствую так, как определили 318-ть отцов в Никее, и утвердил Святой собор в Ефесе»; это не внесено в документы. – Диакон и нотарий Аетий сказал: просим вашу святость и вашу знатность предложить вопрос присутствовавшим тогда святейшим епископам, которые и высказали собственными устами и утвердили это собственноручными подписями, – было ли сказано тогда почтеннейшим Евтихием то, что теперь они сказали, и изменено ли что-нибудь из того, что содержится в документах. – Епископ Василий сказал: по истине, я не помню этого в точности. – Епископ Селевк сказал: пусть будут прочтены мне слова, которые высказал почтеннейший диакон Елевсиний. – И когда из записных табличек прочитали ему слова Елевсиния, почтеннейший епископ Селевк сказал: я не помню, чтобы сказал это почтеннейший архимандрит Евтихий. – Епископ Трифониан сказал: (скажу) по истине, как пред Богом, он сказал точно так, как содержится в документах. – Епископ Лонгин сказал: и я припоминаю, что архимандрит Евтихий сказал так, как изложено в прочитанных документах. А что только почтеннейшим Елевсинием сказано, будто он (Евтихий) сказал: «я так содержу (веру), как определили 318-ть отцов в Никее, и утвердили бывшие в Ефесе», – видно и из последующего, где он не хотел исповедать, что Господь наш Иисус Христос стал единосущным нам по плоти; говорю это, как пред Богом.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

864 . В добровольно взятой на себя борьбе с несторианством Евтихий искал знакомства с Евсевием, который некогда начал открытую борьбу против Нестория. Евсевий занимал епископскую кафедру в городе Дорилее. Из бесед с Евтихием Евсевий убедился в еретическом образе мыслей Евтихия и отдал всю свою энергию на борьбу с этим столпом константинопольского монашества, которого терпел в его властной роли патриарх Флавиан. 865 Во время поместного Собора епископов в Константинополе осенью 448 года Евсевий подал официально письменное обвинение Евтихия в распространении им еретического учения. Еретические мнения Евтихия имели тогда уже широкую огласку, и за год до того Антиохийский патриарх Домн в послании от своего Собора к императору обращал его внимание на заблуждения Евтихия, но без успеха. 866 Патриарх Флавиан принял к сведению донос Евсевия и потребовал Евтихия на суд в Собор. На первый вызов Евтихий отвечал отказом, ссылаясь на обет, воспрещающий ему покидать свой монастырь. Но он представил через посланных свое изложение веры, которое вполне подтвердило обвинение Евсевия. Собор не мог уже уклониться от обсуждения дела. На второй письменный вызов Евтихий не явился, а на третий заявил, что не может явиться по нездоровью. Заявление это было уважено, и Евтихий явился только в седьмое заседание Собора 22 ноября. Император, лично расположенный к Евтихию, 867 пожелал, чтобы заслуженный сановник Флорентий принял участие в обсуждении вопроса об учении Евтихия, и епископы встретили это предложение с величайшим сочувствием. 868 Флорентий прибыл на заседание, куда Евтихий явился в сопровождении множества монахов, солдат и служителей префекта. Сопровождавшая его толпа потребовал от собора заявления, что Евтихий не будет задержан. 869 На происшедшем допросе Евтихий формулировал свое учение так: «Я исповедую, что Господь наш состоял из двух естеств до соединения, а после соединения исповедую одно естество». 870 Самое тело Иисуса Христа он признавал не единосущным с нашим. Собор признал его учение еретическим и приговорил «отрешить его от всякой церковной службы, церковного общения и начальства над монастырем».

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

Начало монофизитского конфликта можно вести от послания Домна Антиохийского к императору, в котором этот епископ обвинял константинопольского архимандрита Евтихия, крестного отца Хрисанфия, в аполлинарианстве. Евтихий отрицал единосущие человечества Христа нашему человечеству. Произошло это в 448 г. Однако еще в 447 г. Феодорит Кирский написал диалог «Эранист» («Коллекционер») с обличением монофизитства. 16 февраля 448 г. вышел императорский указ, в котором осуждались сочинения Порфирия и Нестория, а также все вероизложения, кроме Никейского, Ефесского оросов и Второго догматического послания Кирилла с двенадцатью анафематизмами. Кроме того, Иринею Тирскому предписывалось покинуть Тир и одеть мирское платье. Вслед за этим указом Феодориту Кирскому было повелено уехать из Антиохии в свою епархию и не покидать ее. Далее последовала переписка Диоскора Александрийского с Домном Антиохийским. Диоскор требовал от антиохийского епископа признать Второе догматическое послание Кирилла с двенадцатью анафематизмами. В ответ на это требование Домн заявил о том, что он признает послание Кирилла «Да возвеселятся небеса…». Собор 448 г. в Константинополе 8 ноября 448 г. в Константинополе состоялся собор епископов, пребывающих в городе, σνοδος ενδημουσα. Флавиан Константинопольский, не имея еще подвластных себе епископов, организовал собор из приезжих епископов, находившихся в столице по своим делам. В конце соборного заседания Евсевий Дорилейский подал обвинение на Евтихия. Бывший чиновник, Евсевий стал епископом за ревностную борьбу против Нестория. Отцы собора решили пригласить Евтихия на заседание. Сначала Евтихий отказался прийти, но после согласился. 22 ноября он прибыл на собор в сопровождении представителя императора, монахов и солдат. На соборе он заявил о своей приверженности Никейскому и Ефесскому оросам. Более определенно, четко сформулировать свою веру он отказался. При обсуждении вопроса о двух естествах Евтихий признал, что Христос – их двух естеств. На вопрос о признании двух естеств по соединении он отвечал уклончиво: я не позволял себе расследовать естество Христа. При обсуждении вопроса о единосущии нам тела Христа Евтихий сказал, что Дева Мария единосущна нам и из Нее воплотился Бог наш. Эти уклончивые слова еще не означают, что Христос воспринял человечество. Евтихий также сказал, что тело Бога он не называл телом человека 26 . Евтихий считал, что мыслить Христа человеком, значит унижать Его Божество. Среди критиков Евтихия бытовало мнение, что Евтихий считал плоть Христа небесной, пришедшей с неба, а не происходящей от Девы Марии.

http://azbyka.ru/vselenskie-sobory-akimo...

Стараясь возвеличить славу папского престола, Юлий построил 2 базилики в Риме и 3 церкви за пределами стен города. 392 Основатель учения – Евтихий (371(?)–455 гг.). Константинопольский архимандрит. На Константинопольском соборе в 448 г. Евсевий, епископ Дорилейский (из Фригии) подал против Евтихия письменное обвинение в ереси. Евтихия вызвали на собор. Он сперва отказался явиться, ссылаясь на то, что дал обет не выходить из монастыря пока жив. В это время монахи Евтихия стали агитировать среди остального константинопольского монашества против Флавиана, архиепископа Константинопольского, выставляя обвинение Евтихия началом гонения на всех монахов. В конце концов Евтихий явился на собор под охраной монахов, а также солдат и полицейских чиновников, которые взяли с членов собора обещание отпустить Евтихия на свободу, чем бы ни кончился соборный суд. Собор признал аналогичность учения Евтихия с ересью аполлинаристов (учение Аполлинария, епископа лаодикейского, осужденное на Римских соборах 376, 377, 382 гг., Вселенском соборе 381 г.) и приговорил его к лишению пресвитерианского сана и архимандритства. Евтихий отправил жалобу в Рим папе Льву I, который ответил покровительственным посланием; Евтихия также поддержали в Александрии. На Эфесском соборе 449 г. Евтихий признан невиновным, ему возвращено священство и архимандритство. Однако Римский собор объявляет Эфесский собор лишенным всякой силы, Лев I признает заблуждения Евтихия. Это подтвердил и IV Вселенский собор (Халкидонский), созванный в 449 г., Евтихий был предан анафеме. Учение Евтихия – вариант доктрины монофизитства, которая слагается из двух моментов: материального, который решает вопрос о характере человеческой природы в Христе, и формального, который утверждает бытие в Христе одной природы, а не двух. Евтихий по формальной стороне полагал, что о двух естествах в Христе можно говорить лишь до его воплощения, а после единения в Христе уже одно естество. С материальной стороны Евтихий считал, что тело Христа не единосущно человеческому. Он считал, что Христос не мог принести человеческое естество с неба и считал, что Бог-Слово заимствовал человеческую природу от св. Девы. Человеческая природа способна принимать сущность того, кто ее носит. Поэтому в св. Деве, которая есть человек и единосущна людям, и человеческая природа единосущна людям. Но воспринятая от нее в Христе, единосущном Богу-Отцу, человеческая природа не единосущна людям. Допустить подобное единосущие, по мнению Евтихия, значит ставить под сомнение самое божество Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

IIU, 184). Заметим, что это начало исповедания Евтихиева, предложенного собору, ясно дает понять, что Евтихий вполне был убежден в благоприятном для себя исходе его дела на этом соборе. Иначе чем объяснить, что Евтихий вместо того, чтобы оправдывать и защищать себя, в приведенных нами словах скорее выступает в качестве обвинителя на Флавиана? Очевидно, им сосчитаны были все шансы в свою пользу. Далее в своем исповедании Евтихий, не высказываясь прямо о том, как он учит о соединении двух естеств во Христе, приводит вполне символ веры Никейский, утверждает, что он твердо держится постановлений собора Никейского и Ефесского, говорит, что он проклинает еретиков Манеса, Валентина, Аполлинария, Нестория и всех начиная с Симона волхва (Деян. IIU, 185. 186. 188). И потом решительно переходит к обвинениям на Флавиана и на собранный этим против него собор. Он жаловался, что хотя Евсевий Дорилейский и обзывал его в обвинительном акте еретиком, но прямо не указывал никакого вида ереси Евтихиевой для того будто бы, чтобы воспользоваться ошибками языка его, Евтихия, во время прений и обвинить его в каком-либо заблуждении; жаловался на то, что собор Константинопольский, хорошо зная обещание Евтихия не выходить из монастыря, вызывал его для судебного разбирательства в тех расчетах, чтобы осудить его, как человека непослушного Церкви, когда он не явится на собор; жаловался, что, когда против ожидания Флавианова он предстал однако же на собор, ему не дали ничего высказать в свое оправдание, не дали произнести его исповедания веры: «судилище наполнилось шумом и волнением, – клеветал Евтихий, весьма многие начали беспорядочно тесниться и со всех сторон оглушали меня криками»; и прежде чем, так повествовал Евтихий, хоть что-либо он успел прочесть из своего исповедания, «вдруг прочитано было осуждение против меня, составленное заранее». Евтихий доносил также собору о том, что будто деяния собора Константинопольского, судившего его, были впоследствии переделаны ко вреду для него. «Итак прошу теперь, говорил Евтихий в заключение своего исповедания, обсудить и возведенную на меня клевету и неправду, и происшедшее от этой причины беспокойство во всех церквах, и возникший отсюда для многих соблазн, предать виновников всего этого церковным наказаниям, и вырвать всякий корень хуления и нечестия» ( Дeяh. III, 193– 96 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Имея таких сильных покровителей, Евтихий мог успешно бороться с архиепископом св. Флавианом. 32 Вероятно, не без внушения Хризафия, Евтихий вскоре после собора выставил на публичных местах Константинополя объявления, в которых обвинял собор в несправедливости и оправдывал свое учение (Ер. XXIII, 1, Hefele II, 376). Очевидно, Евтихий с своим единомышленником Хризафием хотели этим привлечь на свою сторону общественное мнение. Светская власть не запрещает Евтихию эти публичные оскорбления собора и архиепископа св. Флавиана. Нам уже известно, что она была на его стороне. Но этого мало, Евтихий жалуется на св. Флавиана св. Льву, как влиятельнейшему из иерархов всей церкви, и вероятно и другим предстоятелям главных церквей. (Так, например, до нас дошло его письмо к Петру Хрисологу , епископу Равеннскому). Евтихий писал св. Льву еще до своего осуждения на Константинопольском соборе, вероятно по поводу «соборного послания» восточных епископов императору Феодосию II (Migne LV,219). До нас не дошло это письмо. Но из ответа св. Льва, дошедшего до нас, (Ер. XX от 1 июня 448 года) видно, что он писал о том, что «ересь несторианская старанием некоторых вновь воскресает». Очевидно, «соборное послание» Домна ему казалось происками несториан против него, как ревностного борца против них. Об этих происках якобы несториан и об особенном распространении их учения и писал, вероятно, Евтихий св. Льву. Он, конечно, не забыл упомянуть о своих заслугах церкви в пользу православия в борьбе с несторианством. Этим предположениям вполне соответствует содержание письма св. Льва к Евтихию. «Заботливость твоя, пишет св. Лев, нам приятна; ибо свидетельством такого твоего расположения духа служит самая речь, которую мы получили. Почему не сомневаемся, что виновник веры кафолической, Господь, поможет тебе во всем (разумеются мнимые происки несториан). А мы, как только узнаем полнее о тех, нечестием которых это сделалось, сочтем за необходимое, при помощи Божией, позаботиться о том, как бы исторгнуть с корнем заразу, давно уже осужденную».

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Velikij/sv...

1. Св. Евтихий, патриарх Цареградский . Родился во Фригии, в благочестивой семье. Отец его был офицером. Однажды еще ребенком Евтихий играл со своими сверстниками. Забава их состояла в том, что каждый [из них] писал свое имя на скале и рядом с именем – тот чин, который, по догадке, он и получит в жизни. Когда подошла очередь Евтихия, он написал: Евтихий – патриарх! На 30-м году жизни стал он игуменом одного из амасийских монастырей. А когда ему перевалило за сорок [в серб, букв.: на сороковом году. – Ред.], амасийский митрополит послал его вместо себя на Пятый Вселенский Собор. На Соборе блистал он среди Отцов Церкви как светозарная звезда, выделяясь и своей образованностью, и благочестием. Когда разразились прения о том, могут ли еретики после своей смерти быть предаваемы анафеме, он поддерживал мнение, что могут, ссылаясь на 3Цар. 13:1–8 и на 4Цар. 23:16 . И весьма понравился императору Юстиниану и патриарху Мине. Император не раз спрашивал у него совета, а Мина (в то время уже очень больной) назначил его своим преемником и упросил царя утвердить это [самим] делом. Так это и свершилось. Двенадцать лет святой Евтихий мирно управлял Церковью. Но после этого диавол воздвиг против него бурю. Буря эта затронула и самого императора Юстиниана. Прельстился царь и впал в монофизитскую ересь афтартодокетов (то есть нетленномнителей), ложно учивших, что Господь Иисус и прежде Воскресения имел плоть Божественную и нетленную, без ощущения голода, жажды и боли. Евтихий решительно восстал против этой ереси, за что царь отправил его в ссылку, в его родной монастырь. Там Евтихий прожил 12 лет и 8 месяцев, явив себя великим чудотворцем: исцелял он людей от разных болезней, вознося за них молитву и помазуя их елеем. Юстиниан покаялся в своих заблуждениях и скончался. Ему наследовал Юстин, паки вернувший Евтихия на патриаршеский престол, на котором сей святитель пребыл до смерти, мирно окормляя Церковь Божию. На 70-м году жизни переселился он в Царство Владыки Христа, Которому верно и мужественно служил во все свои дни. Преставился святитель в 582 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Заметим, что это начало исповедания Евтихиева, предложенного собору, ясно дает понять, что Евтихий вполне был убежден в благоприятном для себя исходе его дела на этом соборе. Иначе чем объяснить, что Евтихий вместо того, чтобы оправдывать и защищать себя, в приведенных нами словах исповедания своего скорее выступает в качестве обвинителя на Флавиана? Очевидно, им сосчитаны были все шансы в свою пользу. Далее в своем исповедании Евтихий, не высказываясь прямо о том, как он учит о соединении двух естеств во Хрнсте, приводит вполне символ веры Никейский, утверждает, что он твердо держится постановлений собора Никейского и Ефесского, говорит, что он проклинает еретиков Манеса, Валентина, Аполлинария, Нестория и всех, начиная с Симона волхва ( Дeяh. III, 185, 186, 188 ). И потом решительно переходит к обвинениям на Флавиана и на собранный этим против него собор. Он жаловался, что хотя Евсевий Дорилейский и обзывал его в обвинительном акте еретиком, но прямо не указывал никакого вида ереси Евтихиевой для того будто бы, чтобы воспользоваться ошибками языка его, Евтихия, во время прений и обвинить его в каком-либо заблуждении; жаловался на то, что собор Константинопольский, хорошо зная обещание Евтихия не выходить из монастыря, вызывал его для судебного разбирательства в тех расчетах, чтобы осудить его, как человека непослушного Церкви, когда он не явится на собор; жаловался, что, когда против ожидания Флавианова он предстал однако на собор, ему не дали ничего высказать в свое оправдание, не дали произвести его исповедания веры; «судилище наполнилось шумом и волнениями, клеветал Евтихий; весьма многие начали беспорядочно тесниться и со всех сторон оглушали меня криками»; и прежде чем, говорил Евтихий, хоть что-либо он успел прочесть из своего исповедания, «вдруг прочитано было осуждение против меня, составленное заранее». Евтихий доносил также собору о том, что будто деяния собора Константинопольского, судившего его, были впоследствии переделаны ко вреду для него. «Итак, прошу теперь, говорил Евтихий в закличение своего исповедания, обсудить и возведенную на меня клевету и неправду, и происшедшее от этой причины беспокойство во всех церквах, и возникший отсюда для многих соблазн, предать виновников всего этого церковным наказаниям, и вырвать всякий корень хуления и нечестия» ( Дeяh. III, 193–96 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Издание Юстинианом за год до его кончины, в 564 году, эдикта, который не дошел до наших дней, но, если доверять адекватности его изложения в «Церковной истории» Евагрия, содержал афтордокетическую идею – о нетленности тела Господа Иисуса Христа, если оно и было рассчитано на благоприятную реакцию в монофизитской среде, не вызвало со стороны монофизитов сочувственного отклика. Афтордокетизм проповедовал крайний монофизит Юлиан Галикарнасский в полемике с умеренным монофизитом Севиром Антиохийским. Появление эдикта вызвало немедленную реакцию со стороны патриарха Константинопольского Евтихия, который осудил и отверг его. 22 января 565 года святой Евтихий был арестован и предан соборному суду, на который он отказался явиться, так что суд рассматривал его дело заочно. Об этом суде известно по записям его ученика Евстратия. Евтихию не инкриминировали неповиновение императору. Выставленные против него обвинения были, по характеристике В.В. Болотова, «самые мелочные и даже несколько комического характера. Важнейшее из них состояло в том, что Евтихий ел дичь, что считалось в то время… сибаритским лакомством» . Понятно, что этот криминал не мог быть действительной причиной низложения. Современный греческий биограф Юстиниана, отвергающий самый факт издания императором афтордокетического эдикта, полагает, что Евтихий был осужден за приверженность оригенизму. При этом он ссылается на Григория Двоеслова, который в то время был папским апокрисиарием в Константинополе: «Папа Григорий хвалит… Юстиниана за его православие и никак не упоминает об эдикте. Он говорит, что патриарх Евтихий был оригенистом» . Этой же точки зрения – об оригенизме Евтихия – придерживались В.К. Хаттон и A. Кнехт . Но большинство историков не разделяют подобной позиции: святой Евтихий участвовал в V Вселенском Соборе, анафематствовавшем Оригена и его единомышленников, сам факт его возвращения на первосвятительскую кафедру и его канонизация несовместимы с приверженностью осужденной ереси. Лишенный престола, Евтихий был отправлен в ссылку в монастырь, расположенный в понтийском городе Амасии, где он ранее подвизался.

http://pravoslavie.ru/88604.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010