Но самым убедительным аргументом в пользу теории Лоофса, конечно, нужно считать наличие оригенистических тенденций в сочинениях Леонтия Византийского . Такой ревностный оригенист, каким рисует Леонтия Vita Sabae, если он работал на литературном поприще, не мог замолчать своих убеждений. Однако мы не можем найти не только обилия, как бы следовало ожидать, но даже и редких мест с оригенистическим учением у Леонтия Византийского , если не считать более или менее неопределенных выражений, иногда встречающихся у него 203 . Глагол προπρχειν нередко можно встретить на страницах сочинений Византийца, но не в приложении к учению о предсуществовании душ, столь характерному для оригенизма. Нет у него речи и о других выдуманных оригенистами догматах. Он не проводит не только оригенистических, но даже и собственно Оригеновых богословских мнений. На основании сочинений Леонтия Византийского гораздо легче доказать обратное, – его оппозиционность оригенизму. В этом отношении особенно важна вторая половина 10-го раздела в De sectis 204 . Здесь Леонтий специально рассуждает об Оригеновых догматах: о субординационизме в Святой Троице, предсуществовании душ, апотакастасисе и конечности адских мучений в будущем. Он отвергает эти догматы как нечестивые и чуждые Преданию Церкви. Это место, несомненно, имело бы неотразимое и решающее значение, если бы оно не находилось в конце книги и не было по своему изложению и аргументации несколько слабее, чем другие места полемических трактатов Леонтия. Лоофс и его ученые адепты склонны считать данное место собственной вставкой Феодора – популяризатора сочинения De sectis. Произвольность такого предположения очевидна, ибо оно ни на чем реальном не основано. Более правдоподобным представляется то, что Феодор к концу книги сделался более краток и менее точен в передаче Леонтиева материала: к концу это так естественно. Кроме этого, можно привести другие места из сочинений Леонтия, где по отдельности отрицаются те или другие оригенистические положения, например, предсуществование души, человеческой природы и ипостаси во Христе и вообще во всяком человеке 205 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

Наше представление о первоначальном виде трудов Леонтия. Сочинения, приписываемые Леонтию: 1) две гомилии и 2) сборник О священных предметах Леонтия и Иоанна. Содержание гомилий и невозможность приписывать авторство их Леонтию Византийскому . Авторское участие Леонтия Византийского в сборнике О священных предметах. Иоанн Дамаскин – предполагаемый второй участник в составлении сборника. Общее заключение главы. В настоящее время мы пользуемся обыкновенно тем собранием сочинений Леонтия Византийского , которое помещается в 86-м томе греческой Патрологии аббата Ж.-П. Миня 234 . В своем полном объеме эта обширная Патрология представляет собрание сочинений Святых Отцов и Учителей Церкви, а также и вообще церковных писателей, заимствованных издателем из разных кодексов и сборников более раннего времени. При составлении Патрологии издатель стремился главным образом к возможной полноте объема сочинений каждого автора и их хронологическому расположению, насколько таковое могло быть установлено. Надлежащего внимания к подлинности самих трудов, к полноте их объема и цельности отдельных произведений издателем не было оказано, впрочем, не почему-либо другому, а потому что он в то время не располагал во многих случаях достаточными средствами для собрания всего необходимого материала и критического отношения к нему. Вот почему «в новейшее время найдено в этой Патрологии более тщательными исследователями много неисправностей и недостатков» 235 . В частности и 86-й том, в котором находятся Leontii Byzantini opera «труды Леонтия Византийского », не свободен от привнесения в его состав элементов, не принадлежащих настоящему автору. Гасс в своем Энциклопедическом словаре (изд. 1865), говорит по этому поводу следующее: «К имени и ого древнегреческого полемиста и ересеолога (то есть Леонтия) примешано много литературно-исторической путаницы и рукописных заметок. Важнейшие из существующих сочинений с его именем, несомненно, принадлежат этому писателю, однако об одном или двух его сочинениях спорят, относится ли к ним это заглавие» 236 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

Λεντιος δ, της ρμου μονχος, βιβλον συνθηκεν εαπδεκτον περ τς τοιατης συνδου νιστμενος, πολλς δ μαρτυρας ν ατ καταγρψας περ τς δυκς φωνς, θεν κα Λεντια το βιβλον κ τοτου εκλθη – «Леонтий же, монах-пустынник, сочинил прекрасную книгу, защищающую этот самый собор, снабдив ее многими свидетельствами относительно двоякого смысла, почему и называется эта книга от этого: Леонтины» 435 . Герман принадлежит к числу прямых продолжателей полемической деятельности Леонтия, ратовавших за всеобщее признание Халкидонской веры и усиленно боровшихся против монофизитов 436 . Такому человеку не только знакомы, но и дороги должны быть сочинения Леонтия. Герман говорит только об одной книге Леонтия со свидетельствами, которой могла быть книга Contra Monophysitas, вероятно, находившаяся в то время в соединении с Contra Nestorianos. О других книгах Герман не упоминает, может быть, потому, что не имел их в руках, или потому, что не пользовался ими в своей полемике. Во второй половине VIII века мы встречаемся со свидетельством о Леонтии преп. Иоанна Дамаскина . Мы имели уже случай заметить, что между обоими этими писателями наблюдается тесная литературная связь, и эта связь при более глубоком изучении оказывается не только идейной, но даже вербальной. Язык, стиль, терминология и аргументация – все это в сочинениях преп. Иоанна Дамаскина настолько сильно напоминает Леонтия Византийского , что во многих местах становится затруднительным провести черту различия между этими обоими писателями. Так, все главное сочинение Дамаскина Источник знания ( Πηγ γνσεως) с его разделением на три части: Философские главы, О ересях и Точное изложение православной веры 437 очень родственны по внутреннему содержанию и по внешнему изложению соответствующим местам из трудов Леонтия Византийского . Но вот здесь мы встречаемся и с прямой ссылкой Дамаскина на Леонтия: «Посему здесь он [свт. Кирилл Александрийский в формуле μα φσις... «одна природа... " ] употребил выражение «природа Слова» в смысле природы. Ибо если бы он поставил слово «природа» вместо ипостаси, то не было бы нелепо сказать это, и не прибавляя слова Воплощенная. Ведь мы не совершаем ошибки, говоря об Ипостаси Бога Слова независимо. Подобным же образом и Леонтий Византийский понял это изречение как относящееся к природе, а не к ипостаси» 438 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

Священник Адам Плавский виновен в дерзком сопротивлении принятию служебника Московской печати, в возбуждении значительного числа духовенства к подаче о сём неприличного прошения и в дерзких письменных отзывах, в консисторию поданных, насчёт постановлений и богослужения Греко-российской церкви. Я опасаюсь, что изъявленные Плавским пред начальством Смоленской губернии раскаяние и готовность повиноваться воле начальства относятся единственно к делу о служебниках Московской печати, тем более, что он уже и ко мне подавал прошения в сем смысле. По сему я полагаю необходимым, чтобы священник Плавский подал формальное прошение, в котором бы ясно изложил готовность свою на присоединение к Православной Греко-российской церкви. В таком случае можно бы его возвратить в Литовскую епархию и определить к приходу, однако же, не прежнему, а другому. Если же подобного совершенного удостоверения о благонадёжности священника Плавского не будет, то, судя по его строптивому характеру, я считаю вредным возвращать его по прежнему в среду Униатов. Уведомляя ваше сиятельство о сем моём мнении, вследствие отзыва вашего, от 23 сего ноября за 558, имею честь быть. Литовской Греко-униатской консистории, от 1 декабря за 705, о перемещении просившегося в Римский обряд Гродненского архимандрита Бучинского на жительство в Бытенский монастырь Г. обер-прокурор Святейшего Синода граф Протасов уведомляет меня к надлежащему исполнению, что по всеподданнейшему докладу Его Императорскому Величеству содержания моего отношения о поданном архимандритом Бучинским прошении касательно увольнения его в Римский обряд, Государь Император Высочайше повелеть соизволил: архимандрита Гродненского монастыря Виктора Бучинского, уволив от настоящей его должности, переместить на жительство в Бытенский монастырь, а на его место назначить исправляющим должность настоятеля Гродненского монастыря иеромонаха Виленского монастыря Лонгина Шавурского. В исполнение такового Высочайшего повеления предлагаю консистории: сделать надлежащие распоряжения о безотлагательной передаче Гродненского монастыря в управление иеромонаха Лонгина Шавурского и перемещении архимандрита Бучинского на жительство в Бытенский монастырь. С сим вместе я предписываю исправляющему должность настоятеля Виленского монастыря, чтобы он немедленно выслал в Гродненский монастырь иеромонаха Лонгина Шавурского. Настоятелю Владимирского монастыря Козачевскому, от 11 декабря за 730, о доставлении подписок от 6 монашествующих его ведомства

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Мы молимся за святейшего патриарха Кирилла. И братья наши молятся, и вы должны молиться. Но поминать на литургии его я не могу, потому что не знаю: кто – православный, кто – католик, кто – еретик. Документ, который принят по итогам встречи святейшего и папы римского… Это ересь, братья и сестры! Это настоящая ересь. Мы все пришли в монастырь, оставив этот мip, не потому, что нам не было что в нём (в мipy – К.Д.) делать. Мы полюбили Господа Бога. Нас никто не заставлял любить Его. Нас никто не заставлял оставить своих матерей, родителей своих, и прийти в монастырь. Меня заставила любовь Божия, когда я узнал, что Он из-за меня пострадал на Кресте… Я прошу у Святейшего Патриарха прощения, но пусть и он попросит прощения у нашей Православной Церкви, у православных христиан и у всех святых отцов, которые 1000 лет сохраняли Истину, которых он оскорбил... Я хочу оставаться верным Господу Богу! Я призываю братьев и сестер и всех православных христиан: мы не людям должны оставаться верными, а Самому Господу Иисусу Христу и истинной нашей Православной Церкви! Простите, но я никогда не буду единым с еретиками. Я - православный! У меня есть догматы и каноны Православной веры, и я не стану предателем!» Это заявление владыки Лонгина почти дословно перекликается с известным обращением епископа Чукотского Диомида (Дзюбана), которое он обнародовал 22 февраля 2007-го года. Вспомним: тогда обращение чукотских клириков послужило причиной весьма прискорбной истории, закончившейся извержением владыки Диомида из сана на Архиерейском Соборе 2008-го года и его уходом в раскол с немногочисленной группой единомысленных священников и мирян. Неужели мы второй раз наступим на те же грабли? Не дай Бог! Было бы очень горько и обидно вновь повторить старые ошибки. Тем более, что и в основании диомидовского обращения, и в основании призывов епископа Лонгина лежат благие намерения, справедливые недоумения и правильные слова. Вопрос лишь в том, как именно эти слова и намерения собираются претворять в жизнь их благочестивые авторы. Как они планируют разрешить свои недоумения? С помощью каких внутрицерковных инструментов собираются отстаивать свою позицию?

http://ruskline.ru/news_rl/2016/04/02/iz...

Ефрема Сирина полагались не все земные поклоны, а только четыре, двенадцать же поклонов полагалось бы поясных 10 ), и чтобы крестились тремя перстами. Неизвестно, исполнялось ли духовенством сделанное патриархом распоряжение: но то несомненно, что некоторые из духовных – протопоп Казанскаго собора Иван Неронов, проживавший в Москве протопоп Юрьевцева Поволжского Аввакум – увидели в этом недоброе («видим яко зима хощет быти», слова Аввакума). Аввакум с протопопом Даниилом из Костромы сделали даже выписки из книг о сложении перстов и о поклонах и подали Государю. Эти лица принадлежали к числу людей недовольных самим избранием Никона в патриарха; они желали иметь патриархом царского духовника, протопопа Стефана Бонифатьева. Недовольство это, по свидетельству Неронова, усилилось еще от того, что Никон прежде дружил с ними и со Стефаном, а теперь дружбу с ними прекратил. Кроме того, в том же 1653 году в июле месяце, по поводу жалобы муромского воеводы на протопопа Лонгина, Неронов, заступившись за Лонгина, оскорблял на бывшем по сему соборе патриарха и похулял самый собор. «3а великое безчиние» Неронов был сослан в Каменский монастырь на Кубенском озере. Аввакум, по удалении Неронова, хотел по прежнему служить в Казанском соборе, как делал при Неронове, и раз собрался читать поучение к народу. Но когда казанские священники делать это теперь ему не позволили, то Аввакум на дворе дома Неронова, в сушиле завел свое всенощное и переманивал к себе прихожан Казанского собора. Вместе с тем с прот. Даниилом он подал царю челобитную за Неронова. Последствием этого было расстрижение Даниила и Лонгина. По расстрижении, первый был сослан в Астрахань, последний в Муром. Аввакума тоже хотели расстричь, но царь упросил патриарха, и он без лишения священства, был сослан в Тобольск. Таким образом, первыя противления против распоряжений Никона, касающихся обрядов, были соединены с личными неудовольствиями против патриарха, как правителя, и первыя наказания на противников были положены за церковное безчиние.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ivanov...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Против Русской Православной Церкви ведется война» Митрополит Саратовский Лонгин о реакции «ревнителей» на Всеправославный Собор, о поведении епископа Лонгина (Жара) и латинской ереси 18.05.2016 1793 Время на чтение 3 минуты Митрополит Саратовский Лонгин ответил на вопросы читателей портала Саратовской епархии « Православие и современность ». Один из читателей задал вопрос, в котором просил митрополита выразить мнение по поводу выступления епископа Лонгина (Жара) , опубликованного в сети, и о том, что на Литургии в Свято-Вознесенском Банченском монастыре на Украине не поминают Святейшего Патриарха Кирилла . «После просмотра сложилось впечатление, что это начало раскола в Украинской Православной Церкви Московского Патриархата, что не может не настораживать», - отметил в этой связи читатель. Митрополит Лонгин ответил читателю: «Уважаемый Леонид! Что касается владыки Лонгина — конечно, он замечательный человек и хороший монах, но в данном случае, я думаю, его подвела присущая ему эмоциональность. При всем уважении к этому человеку и к его трудам, то, что он сейчас делает, и о чем Вы пишете — очень плохо. Возможно, это действительно может стать началом раскола в самый неподходящий момент». «Дело в том, что против Русской Православной Церкви ведется война – и у нас в России, и на Украине. А в любой войне одно из главных направлений — то, что называется «огонь по штабам». И вот этот «огонь по штабам» ведется давно, прицельно и преследует совершенно четкую цель: " поражу пастыря, и рассеются овцы " (Мф. 26, 31). Поддаваться этому ни в коем случае нельзя. Да, в нашей церковной жизни есть недостатки, бывают спорные моменты. Скажем, ситуация с готовящимся Собором — дискуссионная, и эта дискуссия ведется не только в Русской Церкви, но и в других Поместных Православных Церквах. Но кричать раньше времени " Все пропало! Караул! Все предатели! " — не нужно. Никакой пользы от этого нет. Наоборот: только вред, разброд и шатание, и радость для врагов Церкви», - продолжил владыка.

http://ruskline.ru/news_rl/2016/05/18/pr...

И ныне, Богородичен: Иже Тебе ради: Вход. Чтения преподобническая (зри день 5-й). На стиховне стихиры, глас 2: Киими похвальными венцы/венчаем певаемыя, Иоанна и Лонгина,/разделенныя телесы и совокупленныя духом,/верным людем теплыя заступники,/земли Русския удобрение/и всея вселенныя наслаждение,/мужеумным 16 смыслом бесовскую державу разрушивших,/Христовым пособием подающих мирови велию милость. Стих: Честна пред Господем/смерть преподобных Его. Киими песненными добротами/украсим певаемыя –/Иоанна, силу имущаго на страсти доблественне,/и Лонгина, купно ревнителя,/оба светила присносияюща,/озаряюща светом добродетелей благочестивыя вся,/Христовы бо уведевше заповеди Божественныя,/прославишася славно,/всем подающе мир и велию милость. Стих: Се что добро или что красно,/но еже жити братии вкупе. Киими духовными словесы/составим праздник честен преславных чудотворцев,/иже Христа ради оставиша тленную славу земную,/и нетленную жизнь восприяша на Небесех,/и на земли нетлением и чудесы прославишася,/яко достойно от Христа прияша исцеления дар,/всем просящим дарующаго велию милость. Слава, глас 8: Кто не удивится, кто не прославит, кто не воспоет/верномудрых и славных чудотворцев Иоанна и Лонгина чудеса?/Разделени убо телесы и по святем их преставлении –/ов убо от востока, ов же от запада –/Духа Святаго благодатию воедино, купно морем соединени./И подают притекающим с верою богатно исцеления,/и честныя и святыя мощи их источают благоухания неизреченная./О двоице святая, о честныя главы,/о премудрости и славы Божественныя, данныя вам благодати!/Темже песньми зовем Благодателю Богу,/показавшему вас на исцеление душ и телес наших. И ныне, Богородичен: Безневестная Дево: Тропарь общий преподобным Иоанну и Лонгину, глас 8: Яко звезды многосветлыя, от юности возсиявше,/осветили есте сердца верных пренесением честных мощей ваших,/добродетельми чудес ваших, во плоти яко бо Ангели на земли, показастеся,/пощением насаждени бысте, яко древо при водах воздержания,/напоени струями слез ваших, и скверну омысте,/сего ради явистеся приятелище Божия Духа, Иоанне и Лонгине,/молите Христа Бога спастися душам нашим.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Как-то ночью о. Лонгин увидел сильный свет – вроде зарева, пошел посмотреть. Свет был около келлии о. Онуфрия. Испугался о. Лонгин, подумал: не пожар ли? Пошел туда, ближе, свет стоит кругом, но нет ни огня, ни дыма. Тогда он подошел к самой двери и посмотрел в щель. Видит: стоит о. Онуфрий высоко в воздухе, весь – как в огне. На следующий день о. Онуфрий посмотрел внимательно на о. Лонгина и велел ему молчать о том, что тот видел, хотя о. Лонгин не сказал ему ни слова о виденном. Накануне своей кончины о. Онуфрий позвал о, Лонгина и сказал: «Завтра приобщусь Святых Таин и отойду”. – «Как это, – возразил о. Лонгин, – ты совсем здоров и бодр?!” Старец тогда же много ему рассказал... и о том, как учился молитве Иисусовой, и многое открыл ему. Предсказал о будущей революции, о гибели Царя, рассказал о расколе в Церкви и последствиях его – смуте и разделении в обители. Перебирая имена всех, кто был потом у кормила монастырского правления, – сказал, что «все – недостойны, один есть, но он еще слишком молод будет в те дни, и его не поставят игуменом» – и чуть ниже матушка Мария пишет: «Достойный быть игуменом, по указанию о. Онуфрия, был о. Варсонофий [Толстухин]: в дни раскола 1926 г. или, может быть, и позже он уехал в Африку (там было стечение несчастных «белых” русских беженцев), где стал организатором православной церкви. Заботился, подкреплял обездоленных русских – белых, чудесно построил храм». И далее: «Все его предсказания сбылись в полности. Отец Онуфрий, приняв Св. Тайны, мирно отошел ко Господу в указанный им самим день. Это было задолго до революции 1917 года, умер [он] 17 августа 1912 года...» Замечательно, как Господь исполнил желание о. Онуфрия – о времени, когда ему хотелось бы отойти в мир иной. Об этом сохранилось свидетельство о. Лонгина, который, будучи однажды во Всехсвятском скиту, зашел в его храм. Служба еще не начиналась, но «старец схимонах Онуфрий был уже в церкви. Вскоре пришел в церковь и отец Никита, Предтеченский пустынник – схимонах... это был второй день Пасхи. Старцы, увидев друг друга, стали любезно между собою беседовать; поэтому, чтобы не мешать их духовной беседе, ранее пришедший о. Лонгин хотел отойти от них в сторону; заметя это, старцы пожелали, чтобы и он был участником их беседы. Говорили между прочим и о своей смерти, которая скоро должна их посетить... При этом отец Никита сказал: «Я прошу у Господа, чтобы мне умереть на Пасху, это мое искреннее желание”. – «А я, – промолвил о. Онуфрий, – молю Господа и Пресвятую Богородицу, чтобы мне умереть на Успение, на первый, или на второй, или же на третий день сего дивного праздника Царицы Небесной». Старцы, поговорив с любовью о Господе, просили друг у друга святых молитв. В это время начали богослужение. И что же мы видим? Отец Никита скончался в вечер Великой Субботы. Хоронили его на третий день Святой Пасхи. А отец Онуфрий скончался 17 по нов. ст.] августа [то есть на третий день Успения Божией Матери], а погребен 19 августа, на попразднство Успения...»

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

14 об.). При создании этого тропаря инок Сергий использовал один из тропарей “Канона” иеромонаха Мелетия Сирига (п. 6, тр. 2): “Никодиме, постником сияние; иже никогдаже устнь возбранилъ еси воспьвати въ псалмьх Владыку, не престай, моляся Ему при­льжно избавити вся от тля и бьд и скорбей, преподобне”. 7 О “Похвальном слове русским преподобным” см. Панченко О. В. “По­хваль­ное слово русским преподобным” — творение соловецкого инока Сергия (Шелонина)//Альфа и Омега. 2001. 1(27). С. 201–213. 8 Первая попытка канонизации Иоанна и Лонгина Яренгских была предпринята еще в 1624–1625 гг., но увенчалась успехом только в 1638 г., когда их мощи были перенесены из старой яренгской церкви святителя Николая в новую церковь, посвященную Зосиме и Савватию. В перенесении мощей Иоанна и Лонгина Яренгских принимал участие и сам инок Сергий (Шелонин), который впоследствии (после 1648 г.) описал это событие в “Сказании о перенесении мощей Иоанна и Лонгина Яренгских”. Несколько позднее он составил службу и сочинил три канона, посвященные яренгским чудотворцам. См. Дмитриев Л. А. Житийные памятники русского Севера как памятники литературы XIII–XVII вв., 1973. С. 213–230; Сапожникова О. С. Неизвестные сочинения Сергия Шелонина//Русь и южные славяне: Сб. статей к 100-летию со дня рождения В. А. Мошина (1894–1987). СПб., 1998. С. 340–355. 10 Согласно Е. Е. Голубинскому, празднование Герасиму Вологодскому не было установлено до 1691-го года, хотя и существовало его местное почитание. (Голубинский Е. Е. История канонизации святых… С. 140, 432–433). 11 Верхней границей времени создания “Канона” мы считаем 1650 г. — дату перенесения мощей преподобной княгини-иноки Анны Кашинской, чье имя, будь “Канон” написан после этого события, вероятно, было бы включено в него и поставлено в один ряд с именами других преподобных княгинь — Февронии Муромской (п. 5, тр. 3) или Евфросинии Полоцкой (п. 7, тр. 7). В перенесении мощей Анны Кашинской в 1650 г. принимал участие царь Алексей Михайлович и члены царской семьи. Через 2 года после этого события, в 1652 г., в Соловецком монастыре было написано житие Анны Кашинской, которое составил по благословению уставщика Никодима соловецкий инок Игнатий, см. Семячко С. А. Круг агиографических памятников, посвященных Анне Кашинской. II. Агиографический цикл//ТОДРЛ. 1999. Т. 51. С. 221–231. Примечательно, что и старейший список службы Анне Кашинской, датируемый по филиграням рубежом 1640–1650-х гг., находится в том же самом сборнике (Сол., 877/987), что и публикуемый нами список “Канона всем русским святым”.

http://pravmir.ru/kanon-vsem-russkim-svy...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010