Уцелевшее на стене фресковое изображение св. Леонтия осталось в том же виде и даже не потребовало поновления: так хорошо сохранилась живопись. Противоположная же сторона, хотя и была украшена такою же живописью, но вследствие небрежного обращения рабочих, которые, по желанию причта собора, намеревались было заложить эту часть каменной стеной, живопись эта не могла быть сохранена и, снятая на кальку, она воспроизведена вновь художником Софоновым, исполнившим подобного рода живопись во Владимирском и Московском Благовещенском соборах. Ниша над этою живописью       несколько разнится от ниши над гробом св. Леонтия. Судя по изображению св. Игнатия и тропарю этому угоднику, тут, вероятно, прежде стояла его рака, перенесенная при перестройке придела на другую сторону собора. Иконостас в приделе сделан так, как он был первоначально и в главном алтаре собора, каменный; царские врата скопированы с древних царских врат Введенской церкви города Переяславля-Залесского; лампады у местных образов есть копии с таких же находящихся в музее Белой Палаты, а священные изображения на алтарной стене взяты с знаменитых кремлевских церквей, построенных митрополитом Ионою Сысоевичем. Реставрацию придела св. Леонтия нельзя, однако, считать законченною. Пробитые Иоасафом Лазаревичем окна нарушают общую гармонию и являются контрастом с остальными деталями древнего зодчества; оставленная же на верхних частях стен придела масляная живопись, работы 1841 года, совершенно не соответствует остаткам восстановленной фресковой живописи, покрывавшей некогда стены собора. Главным распорядителем всех работ по реставрации придела святого Леонтия был строитель княжих теремов член-корреспондент московского археологического Общества И.А. Шляков, работавший неустанно в течение целого года. Во время производства работ в приделе св. Леонтия, 4-го июня, Ростов удостоился посещения великого князя Владимира Александровича. Обозревая возобновляемый комиссию древний храм св. Леонтия и осмотрев с полным вниманием каменный престол, старинную живопись над гробницей святителя и остатки других памятников священной старины в приделе, его высочество изволил высказать: «Мало таких древних памятников на Руси!».

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Titov/v...

Таким образом, несмотря на определенные различия как в собственно христологическом учении, так и в богословской терминологии оба Леонтия разделяют, в сущности, на одну и ту же концепцию ипостаси. Свт. Евлогий Александрийский На рубеже VI–VII вв. идеи, весьма близкие к тем, что имели место у Леонтия Византийского , встречаются у такого халкидонитского апологета, как свт. Евлогий Александрийский (+ 608 г.). Концепция ипостаси, на которую опирался свт. Евлогий, фактически полностью совпадает c той, что имела место у Леонтия Византийского . Под человеческой природой свт. Евлогий понимает общий вид, «равным образом созерцаемый во всех подлежащих ему индивидах» (τ κοινν εδος τ ν πσι τος π’ ατ τμοις πσης θεωρομενον). Эта «общая природа с отделяющими ее от других особенностями» ( κοιν… φσις, μετ τν χωριζντων ατν π τν λοιπν διομτων) была воспринята Богом Словом, получив бытие и существование «в самой Ипостаси Слова» (ν ατ τ το λγου ποστσει). Поэтому, утверждает свт. Евлогий, Бог Слово не соединил с Собой человеческую ипостась, но «воспринял человеческую природу» 899 . Таким образом, прп. Евлогий вполне ясно говорит об общей видовой природе, которая, сочетаясь с особенностями, равным образом присутствует во всех подлежащих виду ипостасях. При этом следует иметь в виду, что свт. Евлогий не был оригинальным мыслителем, он известен прежде всего как талантливый апологет и полемист с монофизитством, умело использовавший в целях защиты халкидонитского дифизитства идеи своих предшественников. Принимая во внимание это обстоятельство, а также учитывая факт несомненного влияния сочинений Леонтия на свт. Евлогия Александрийского 900 , можно с большой долей вероятности предполагать, что последний в своем понимании ипостаси следовал именно за Леонтием. Прп. Максим Исповедник Зависимость, особенно в области богословской терминологии, прп. Максима от Леонтия Византийского является общеизвестным фактом 901 . В частности, прп. Максим активно использовал в своем христологическом учении введенное Леонтием различие между понятиями «логос природы» и «[логос] бытия самого по себе» 902 , т.е. логос ипостаси. Правда, в отличие от Леонтия, для раскрытия понятия логоса ипостаси прп. Максим предпочитал использовать выражения «логос ипостасной тождественности» ( λγος τς καθ’ πστασιν διτητος) и «ипостасное различие» ( καθ’ πστασιν διαφορ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenko...

80 Там же. 81 Там же. 82 Петров В.В. Богословие Евхаристии в «Ареопагитиках» и у прп. Максима Исповедника. [Элетрон. ресурс]//Доклады Международной богословской конференции Русской Православной Церкви «Православное учение о церковных Таинствах»: Москва, 2007. Электрон. дан. (1 файл), 83 Уайбру Хью. Православная литургия. М., ББИ св. апостола Анлрея, 2006. С. 122. 84 Тзиракис Э.Н. Происхождение от Леонтия Византийского термина «Пресуществление» в свете Христологического догмата и Православного евхаристического богословия 17 века. М., 2005. С. 57. 85 Там же. С. 60. 86 Тзиракис Э.Н. Происхождение от Леонтия Византийского термина «Пресуществление» в свете Христологического догмата и Православного евхаристического богословия 17 века. М., 2005. С. 63. 87 Там же. 88 Тзиракис Э.Н. Происхождение от Леонтия Византийского термина «Пресуществление» в свете Христологического догмата и Православного евхаристического богословия 17 века. М., 2005. С. 63. 89 Там же. С. 63–64. 90 Там же. 91 Там же. 92 Там же. 93 Там же. С. 65. 94 Тзиракис Э.Н. Происхождение от Леонтия Византийского термина «Пресуществление» в свете Христологического догмата и Православного евхаристического богословия 17 века. М., 2005. С. 65. 95 Там же. С. 66. 96 Тзиракис Э.Н. Происхождение от Леонтия Византийского термина «Пресуществление» в свете Христологического догмата и Православного евхаристического богословия 17 века. М., 2005. С. 67. 97 Там же. С. 67. 98 Тзиракис Э.Н. Происхождение от Леонтия Византийского термина «Пресуществление» в свете Христологического догмата и Православного евхаристического богословия 17 века. М., 2005. С. 69. 99 Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение православной веры. (Репринтное издание книги, перевод Бронзова А. С.-Пб. 1894 год). М., 2004. С. 290–298. 100 Там же. С. 294. 101 Там же.. 102 Там же. 103 Там же. 104 Там же. 105 Малахов В.Я. Пресуществление Святых Даров в таинстве Евхаристии. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2007. С. 61. 106 Там же. 107 Там же. 108 Там же. С. 62. 109 Илларион (Алфеев), еп.

http://azbyka.ru/istoriya-termina-presus...

Весь этот ряд свидетельств заканчивается Никифором Каллистом (XIV в.) 397 . В своих церковно-исторических чтениях Каллист рассказывает о появлении многочисленных еретических сект вслед за Халкидонским собором, сообщает об Иоанне Филопоне и ереси тритеитов. По поводу, именно, этих еретиков он и делает такое замечание: «многие восставали против них. В особенности же из всех монах Леонтий ( μοναχς Λεντιος) мужественно противопоставил им целую книгу в 30 главах, совершенно ниспровергавшую эту ересь и весьма укреплявшую против них благочестивый догмат. Такого же взгляда держался и удивительный диакон и рефендарий Георгий Писидийский, который был его (Леонтия) современником, хотя и очень младшим по возрасту» 398 . Приведенная выдержка из Никифора полна глубокого интереса. Во 1-х, здесь дается очень меткая характеристика самому Леонтию, который своими сочинениями ниспровергает ереси и укрепляет благочестивые догматы. Во-2-х, упоминаемый здесь Георгий Писидийский, единомышленник Леонтия, жил в первой половине VII века 399 . Такое сближение его с Леонтием, мы думаем, подкрепляет наше положение о том, что Леонтий жил не только в первой, но и в начале второй половины VI в., иначе трудно было Георгия считать за младшего современника его. Здесь кстати еще спросить: не этому ли Георгию принадлежит опубликованное Дикампом сочинение монаха и пресвитера Георгия: « κ τν κεφαλαων τν πρς πιφνιον περ αρεσων», в котором есть цитаты (безымянные или глухие) из сочинений Леонтия? Правда, Георгий в титуле этого сочинения называется пресвитером, но разве он не мог сделаться таковым после своего диаконства? Если же это так, то в приведенном свидетельстве Никифора Каллиста данные нашей биографии Леонтия получают себе весьма сильное и авторитетное подтверждение. Итак, хотя сравнительно и немного мы нашли свидетельств, о Леонтии и его сочинениях в церковно-исторической литературе, однако не можем сказать и того, что наш автор без традиции, совсем забыт потомством. Те, кому он был нужен, всегда помнили о нем, читали и изучали его сочинения. К сожалению, постепенно все менее и менее находилось таких его почитателей. И это объясняется, именно, тем, что сочинения Леонтия по содержанию и изложению были доступны лишь для избранных читателей. В древности интересовались более сочинениями исторического и нравственно-аскетического содержания. Такие сочинения не только широко распространялись среди общества, но и переводились во множестве на другие языки. Сочинения же Леонтия, кроме латинского, не переводились ни на какие другие языки. В памятниках сирийской литературы пока не найдено таких переводов. Отсутствуют они и на нашем славянском языке. Даже сочинение «De sectis», столь разнообразное и интересное по своему содержанию, не встречается в нашей переводной литературе, использовавшей не мало сочинений подобного рода, напр. Св. Максима Исповедника , Феодора Раифского и Св. Иоанна Дамаскина .

http://azbyka.ru/otechnik/Leontij_Vizant...

Невозможно решить, в каком виде занесено было это предание, столь согласное с стремлениями Феодора, в начальное сказание, составленное при кн. Андрее, но мы знаем, что это последнее подверглось новой обработке несколько десятилетий спустя, при еп. Иоанне, когда были причины уничтожить следы стремлений Феодора, возбудившего ими сильное негодование в высшем духовенстве и оставившего по себе черную память. Если можно допустить действие таких побуждений на развитие подробностей предания о прибытии Леонтия в Ростов, то исходная точка этого предания, уцелевшая и в первой редакции жития, известие о константинопольском происхождении Леонтия, могла сложиться и без всякой посторонней цели. С Леонтием могло повториться то же самое, что было с его современником митр. Ефремом, также упомянутым в числе постриженников Киево-Печерского монастыря у еп. Симона. Русский по происхождению, служившим при дворе великого князя Изяслава и потом постригшийся в пещере преп. Антония, Ефрем жил несколько времени в константинопольском монастыре пред поставлением своим на переяславскую кафедру. Привычка видеть на высших иерархических местах в России греков сделала из этого обстоятельства основание усвоить Ефрему греческое происхождение 21 . Нельзя, разумеется, проследить источники и развитие всех черт местного предания о Леонтие; можно только заметить, что они не все вошли в житие и некоторые развивались, цепляясь за урочища или местные остатки старины 22 . Жизнеописание и оканчивается таким же сомнительным, спорным известием, каким начинается. По этому известию, проповедь Леонтия, увенчавшаяся крещением Ростова, завершается мирной кончиной просветителя, тогда как еп. Симон в упомянутом послании называет Леонтия третьим русским мучеником за веру, после двоих варягов, и говорит, что ростовские язычники, много мучив, его убили. Эти противоречивые известия разделили критиков на две стороны; взвешивая основать обеих, надобно, кажется, придать более вероятия мнению той, которая, основываясь на прямом смысле всего известия Симона о Леонтие, понимает буквально его выражение о мученичестве ростовского епископа. К ее доводам можно прибавить, что Симон не имел побуждения, понятного в ростовском источнике, смягчать рассказ о судьбе Леонтия и что даже по ростовским источникам можно заметить, что местная память в XIII веке и после вообще преувеличивала просветительные успехи Леонтия. 23

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

«Житие св. Антония» не сохранилось и известно только по ссылкам на него в Патерике. 766 Здесь основание обители было отнесено ко временам св. Владимира. В сказании «Чего ради прозва ся Печерьскыи мнастырь» из «Повести временных лет» сказано, что Антоний поселился в пещере, где до поставления в митрополиты в 1051 г. подвизался в благочестии Иларион. Следовательно, начало монастырю было положено не раньше эпохи Ярослава Владимировича. Автор летописного сказания сообщает о себе, что его постриг игумен Феодосий (1068–1074), и его сведениям следует доверять больше. 767 В житиях св. Леонтия не говорится о его мученичестве. В «Слове об обретении» мощей святителя из Пролога 2-й редакции, наоборот, рассказывается о том, как он укротил язычников. Здесь нет никаких указаний на время святительства св. Леонтия, зато упомянуты два его предшественника, Феодор и Иларион, изгнанные ростовцами. Эта редакция возникла еще во времена Андрея Боголюбского, т. е. до 1174 г., и окончательно сложилась при предшественнике Симона, последнем епископе единой Ростово-Суздальской епархии Иоанне (1190–1213). 768 Ситуация, изложенная в Проложном чтении св. Леонтию, сопоставима с описанным в «Повести временных лет» восстанием волхвов в Суздальской земле в 1071 г. Там тоже ничего не сказано об убийстве епископа, его присутствие в Ростове вообще не упоминается. Я. Н. Щапов, доверяя сообщению Симона Владимирского о мученичестве Леонтия, полагает, что он был поставлен после восстания и убит впоследствии. 769 Представляется, что следует больше доверять Проложному чтению: епископ сумел справиться с пришедшей его убивать толпой и впоследствии благополучно скончался на своей кафедре. Мученичество св. Леонтия – такой же вымысел создателя «Жития св. Антония», как и основание Печерского монастыря при св. Владимире и пострижение в нем митрополита Илариона. Упомянутых в Прологе епископов Феодора и Илариона, бросивших епархию, нет никаких оснований считать современниками св. Владимира. Подробно о них написано впервые в редакции «Жития св. Леонтия», появившейся в XIV в. Здесь Проложное слово «Об обретении» заменено обширным рассказом о жизни св. Леонтия в Константинополе и его служении в Ростове. Феодор Ростовский назван в числе первых епископов при св. Владимире. Св. Леонтий после изгнания Илариона был рукоположен в Константинополе самим патриархом Фотием. 770

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Но в первой редакции жития читаем, что кн. Андрей послал для новообретенных мощей Леонтия каменный гроб, «идеже и ныне лежать в церкви св. Богородица, сдевая преславная чюдеса... в дръжаву и победу христолюбивому князю Андрею». Рассказ о внесении тела в соборную церковь при Андрее заключается словами: «Поставиша в раце на стене, идеже и ныне лежит». Все это приводит к выводу, что относясь первой частью своей ко времени княжения Андрея, первая редакция получила свой окончательный вид в промежуток 1194–1204 гг. Откуда взяты и как соединены в первой редакции разновременные элементы ее состава? На это можно дать два ответа, различающиеся некоторыми подробностями. Следы современника Андреева в рассказе могут значить, что первоначально, вскоре по окончании каменного собора в Ростове, следовательно, в промежуток 1170–1174 гг., была составлена записка о жизни Леонтия и судьбе, его тела, слившаяся потом с позднейшими прибавлениями. Раздельные черты соединенных частей сглажены в позднейших списках. Позднейшее прибавление явственно обозначается непосредственно за рассказом о внесении мощей, с известия об установлении праздника в честь Леонтия еп. Иоанном. Краткая похвала святому, заканчивающая редакцию, приурочена к тому же празднику, след. также позднейшего происхождения. Редакция могла составиться и другим еще более простым путем. Главное содержание ее, судьба тела Леонтия, рядом кратких; отрывочных рассказов. Они могли быть первоначально записаны современным ростовским летописцем, существование которого около того времени нам известно. Установление праздника в память Леонтия в 1190 г. еп. Иоанном создавало потребность прославления святого в литературном произведении. Это подтверждается известием, сохранившимся в некоторых списках старинной службы Леонтию, которое называет автором канона в ней еп. Иоанна 11 .Таже потребность вызывала составление литературной памяти которую можно было бы прочитать в церкви на праздник святого. Все это делает вероятным, что тем же Иоанном или по его внушению в 1194–1204 г. записаны были предания о жизни Леонтия, к ним присоединены выбранные из летописи известия о мощах его, дополнены дальнейшими известиями о празднике и чудесах 1194 г. и весь рассказ закончен приуроченным к празднику кратким поучением с хвалебно-молитвенным обращением к святому. Со внесением чудес и похвального слова сказание получило вид цельного, законченного жития, удобного для чтения в церкви. Четвертая редакция своими обильными летописными вставками представляет наглядный пример подобного образования жития с помощью летописи. В таком случае выражения жития, обличающие Андреева современника в авторе, принадлежат летописцу и по обычаю древнерусских редакторов переписаны целиком в немного позднейшем сказании. Оба случая допускают вывод, что первая редакция составилась из частей, относящихся к двум указанным промежуткам времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

В сочинении Леонтия De sectis мы действительно находим это воспроизведенное Дамаскиным место 439 . Еще более подробное в том же духе истолкование формулы μα φσις дано Леонтием в сочинениях Contra Monophysitas и Capita Triginta 440 . Особенно же яркое сходство между Леонтием и Дамаскиным наблюдается при сравнении сочинений γχειρδον и Contra Jacovitas Дамаскина со всеми сочинениями Леонтия вообще. Здесь усматривается согласие обоих авторов во множестве мыслей и выражений, так что факт пользования Леонтием со стороны Дамаскина становится непререкаемым 441 . Этот несомненный факт литературной связи между преп. Иоанном Дамаскиным и Леонтием Византийским и очевидной зависимости первого от последнего для нас представляет тем большую важность и значение, что преп. Иоанн Дамаскин занимает совершенно исключительное место среди богословов-христологов, как давший первое и образцовое изложение христианских догматов с их философским обоснованием. Если такой писатель и церковный авторитет цитирует Леонтия и широко использует произведения его мысли и пера, то значит – и сам Леонтий был не безызвестным автором, тем более не был в пренебрежении у богословов. В начале IX века находим упоминание о Леонтии Византийском в творениях Никифора, патриарха Константинопольского († 828 г.), мужа ученейшего, бывшего украшением своего времени. В одном из своих четырех Антирретиков 442 Никифор приводит цитату из сочинения Contra Nestorianos et Eutychianos под заглавием: «Блаженного Леонтия из книги против Нестория и Евтихия, начало которого: τον περ ποστσεως... «о ипостаси», третье предложение еретикам» 443 . Никифор в своих сочинениях приводит большой сборник цитат из Свв. Отцов и Учителей Церкви. Просматривая эти цитаты, можно легко убедиться, что автор цитирует места часто в том объеме и в той форме, в которых мы находим у Леонтия Византийского . Никифор занимается исследованием подложной литературы. В своих рассуждениях и приводимых ссылках по этому поводу Никифор иногда буквально повторяет Леонтия, трактующего об этих предметах в сочинениях Contra Monophysitas, Adversus argumenta Severi и De sectis 444 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

У гроба просветителя Ростовской земли совершались многочисленные благодатные чудотворения. Свидетельства о святости жизни епископа Леонтия, чудесных исцелениях и знамениях по его молитвам были собраны епископом Ростовским Иоанном (1190?1214). По благословению митрополита Феодора было установлено совершать празднование памяти святителя Леонтия 23 мая, в день обретения мощей. Епископ Иоанн написал и канон святителю Леонтию. До 1609 года мощи святителя Леонтия открыто находились в Успенском соборе, но после того, как в смутное время поляки похитили гробницу святителя, они были положены под спудом в том же храме, у южной стены придела во имя святителя Леонтия, где находятся до настоящего времени. Святитель Леонтий стоит в ряду первых преемников апостольского служения Русской Церкви, вслед за святой равноапостольной княгиней Ольгой (1969; память 11 июля) и великим равноапостольным князем Владимиром († 1015; память 15 июля). Литература: 1 . Титов А. А. Житие святителя Леонтия, епископа Ростовского. Ярославль, 1892. 2 . Титов А. А. Жития святых чудотворцев Леонтия, Исайи, Игнатия, епископов Ростовских. Изд. 3-е. М., 1906. Собор Ростово-Ярославских святых Краегранесие службы сице: Ростову Великому, Ярославлю же славному смиренно дар Никодим приносит. НА ВЕЛИЦЕЙ ВЕЧЕРНИ На Господи, воззвах: стихиры на 8, глас 4: Ростова Великаго и Ярославля пастырие священнии,/хранителие стада Христова и делателие винограда церковнаго,/архиереи Бога Вышняго/и равнии Ангелом в совершенстве душ ваших, преподобнии/и вси праведнии, света Небеснаго светильницы,/ревнителие Евангелия Царствия Божия,/просиявшии во градех и весех земли нашея,/о нас непрестанно молитеся Спасу всех и Избавителю/даровати нам милость, мир и спасение. Облак имуще, облежащ нас, свидетелей,/верою послушествованных и поживших на земли любовию,/благоугодивших Богу в земли Ростова Великаго и Ярославля,/святителей, и преподобных, и праведных,/терпением да совершаем течение подвига нашего, подражая тем,/подвизающеся всякое зло низлагати,/взирающе на Первосвященника Великаго,/прошедшаго Небеса, Иисуса Господа,/дарующаго нам милость, мир и спасение.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Часослов с возследованием и некоторыми выписками, 3-я четв. XVI в. НИОР РГБ. Ф. 113. 84 (362) [ В 1], [ В 11], [ В 5], [ В 10], [ В 8], [ В 12], [ В 13], [ В 18] Молитвенник, сер. XVI в. НИОР РГБ. Ф. 113. 96 (405) [ В 1], [ В 2], [ В 3], вторая часть [ В 7], [ В 8], молитва прп. Исаака Сирина : «О Христе исполнение истины...», [ В 5], [ В 11], [ В 10], [ В 12d], [ В 13], краткие молитвы Кресту Христову, [ В 16], молитва «Отступи ты дьаволе от всего дому и от основаниа его...», молитва «во исход души»: «Владыко Господи Боже Вседержителю Отче Господа нашего Иисуса Христа...» Раздел VI. Патрология Христология Леонтия Византийского Лобочков А.Е., старший преподаватель СПДС, Мельников А.А., студент V курса СЗО СПДС Проблема идентификации личности Леонтия Византийского Многие исследователи богословия Леонтия Византийского сталкиваются с проблемой, заключённой в отсутствии окончательного консенсуса по вопросу идентификации личности Леонтия и атрибутирования сочинений так называемого «Леонтиевского корпуса» тому или иному автору. «Леонтиевский корпус» (Corpus Leontianum) сформировался в XVII–XIX веках и является сборником текстов, единство которому придаёт личное имя автора Леонтий, а также датировка создания текстов не ранее второй четверти VI века, то есть в период оформления двух ветвей монофизитства – севирианства и юлианизма 559 . В настоящее время известны как минимум пять богословов Леонтиев, живших и творивших в VI веке на востоке Римской империи: – Леонтий Византийский ; – Леонтий Схоластик (или Псевдо-Леонтий); – Леонтий, монах Иерусалимский; – Леонтий, пресвитер Константинопольский; – Леонтий, пресвитер Иерусалимский 560 . Приступая к вопросу установления личности Леонтия Византийского , отец Василий Соколов 561 очерчивает круг возможных гипотез, существовавших на момент написания монографии. Приведём выдержки из его работы для демонстрации сложности и неоднозначности поставленного вопроса: «С большим или меньшим основанием представляется возможность отождествить нашего Леонтия или с одним из скифских монахов, Леонтием по имени, или с Леонтием, родственником генерала Виталиана, встречавшим римских легатов в Константинополе, или с Леонтием, участвовавшим на состязаниях православных с севирианами в Константинополе в 533 году, или с одним из членов Константинопольского собора, бывшего при патриархе Мине в 536 году, или же с Леонтием Византийским , оригенистом, монахом Лавры св. Саввы Освященного, близ Иерусалима, или, наконец, с одним из Леонтиев, монахов Лавры св. Евфимия и Лавры св. Феодосия в Палестине» 562 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010