Яреньга. Часовня Иоанна и Лонгина Яренгских. Карта и ближайшие объекты Деревня Яреньга. Это селение было известно уже в XVI в. под именем Яренгского погоста, в котором была деревянная церковь во имя свт. Николая, построенная, вероятно, на средства Соловецкого монастыря, имевшего многочисленные угодья по всему побережью Белого моря. При церкви было несколько человек братии, как это видно из записок, найденных в давние времена у яренгских крестьян. В этих записках говорилось: " У моря на берегу погост Яренга, а на погосте церковь Николая Чудотворца, деревянная, с трапезою, да часовня; а в церкви образа святые, иконостас и колокола и святое церковное строение старца Варлаама да братии его " ( " Краткое историческое описание приходов и церквей Архангельской епархии " . Вып. 1. Архангельск, 1894. С. 220). Поэтому Яренгский погост назывался даже Яренгским монастырем. В 1635 г., по воле царя и великого князя Михаила Феодоровича, погост со всеми угодьями был закреплен за Соловецким монастырем, как говорится об этом в Соловецком Летописце, изданном в 1813 г. " 1635 г., о причиненному убытку от морского наводнения, Соловецкому монастырю при игумене Рафаиле пожалован Великим Государем и Великим Князем Михаилом Феодоровичем Яренгский погост, в котором церковь, со всем строением и с живущими в оном-же оброчными, бобыльскими и казачьими людьми, со дворами и со всеми угодьями " . Погост стал особенно известен после явления мощей св. Иоанна и Лонгина, бывших послушниками Соловецкого монастыря при игумене св. Филиппе и утонувших в 1561-1563 г.г. вместе с другими тружениками соловецкими, плывшими на 15 судах с известью. Тела этих двух угодников Божиих, найденные вскоре после потопления, были преданы земле - Иоанна на берегу р. Сярты в 7 верстах на запад от Яренги Семеном Подлетовым, Иваном Суровцевым и Козьмой Тонким и Лонгина - на берегу р. Сосновки в 8 верстах на восток от Яренги Унским пресвитером Петром, пришедшим сюда по указанию самого угодника, - причем один больной от прикосновения к мощам мгновенно исцелился. Спустя 25 лет честные мощи угодников Божиих по особым чудесным указаниям были перенесены к храму свт. Николая и положены: св. Иоанна - под южной и св. Лонгина - под северной стеной часовни, специально перед тем построенной в честь этих угодников. Здесь, под стенами часовни, св. мощи пребывали до 1 июля 1638 г., когда они были положены (игуменом Варлаамом) в Зосимо-Савватиевской церкви, устроенной в том же 1638 году Соловецким монастырем: св. Иоанна - у южной стены храма открыто и св. Лонгина - у северной стены под спудом. Святые мощи этих двух угодников Божиих привлекали к себе немалое число богомольцев, особенно в то время, когда в Соловецкий монастырь до появления пароходов ходили только парусные судна, по желанию богомольцев заезжавшие в Яренгу.

http://sobory.ru/article/?object=38384

В приходе было три часовни: одна на берегу Белого моря, у реки Сярты, в 7 верстах на запад от Яреньги, на месте обретения мощей прав. Иоанна, другая - на берегу Белого моря, у р.Сосновки, в 8 верстах на восток от Яреньги, на месте обретения мощей прав. Лонгина и третья - близ приходских церквей, над могилами св.Иоанна и Лонгина, чьи мощи почивали под ее стенами 50 лет до перенесения в церковь. По материалам:  http://nashkraysev.ru ;  http://onpomor.ru/derevnya-yarenga.php В переписи Яренгского монастыря, в 1678 г. сделанной, о прпп. Лонгине и Иоанне сказано так: " Яренгских чудотворцев Иоанна и Лонгина у моря монастырь в Архангелогородской епархии, от Архангельска 120 верст; мощи прп. Иоанна обретены в 1544 году, в весеннее время, Яренгскими жителями и положены на берегу моря, при устье речки Сярты, во гроб; потом в 1569 году перенесены монахом Варлаамом к церкви св. Николая в Яренгу, и построена над ними часовня; положена на гробе доска с образом сего преподобного; мощи же прп. Лонгина обретены рыболовами при устье речки Сосновки, в месяце Августе, вскоре по перенесении мощей прп. Иоанна в Яренгу; но в котором именно году неизвестно, и вскоре перенесены также в Яренгу в церковь св. Николая, где положены подле гроба прп. Иоанна под спудом. 1630 года июня в 30 день, мощи обоих перенесены в новосозданную церковь преподобных Зосимы и Савватия, Соловецких чудотворцев Соловецкого монастыря игуменом Варфоломеем и положены прп. Иоанн на правой, а прп. Лонгин на левой стороне " . http://sanatatur.ru/forum/ Комментарии и обсуждение В Приморском районе восстановят старинную часовню. Проект реставрации часовни Иоанна и Лонгина Яреньгских разработала главный архитектор ФГБУ «Национальный парк «Кенозерский» Вера Колтовая. Вскоре к месту работ будут завезены строительные материалы, тогда и начнется восстановление этого памятника культовой архитектуры Онежского Поморья. http://29.ru/text/newsline/292077418373120.html Часовня была построена в 2018 году по обмерам и на месте предыдущей обветшалой часовни, при этом крест от старой часовни был переставлен на новую.

http://sobory.ru/article/?object=38384

Помимо изложенного нами учения, у Леонтия местами можно найти рассуждения и по другим вопросам христианской догматики. Так, Леонтий говорит об ангелах добрых и злых 999 , о Церкви 1000 и других предметах. Но, в общем, речь о них у Леонтия носит случайный характер, и едва ли справедливо было бы эти краткие замечания и отдельные фразы выдавать за какой-либо определенный взгляд нашего автора по данному вопросу. Не значило ли бы это, по пословице, «делать льва из ногтя», как рельефно выражается наш автор? 1001 Потому мы здесь заканчиваем изложение богословского учения Леонтия Византийского и переходим к рассмотрению доктрины Леонтия с полемической стороны, с которой эта доктрина представляет наибольший интерес для исследователя. Глава 5 Полемический элемент в сочинениях Леонтия Византийского . Ереси по сочинению De sectis. Ереси иудействующих и самарян. Их особенности. Ереси монтанистов и манихеев. Отличительные черты последней. Ересь Павла Самосатского и отношение ее к несторианству. Полемика Леонтия против ариан, македониан и аполлинаристов. Полемика против несторианства и его представителей: Диодора, Феодора и Нестория. Полемика против монофизитства и его различных сект: евтихиан, севириан, юлианистов, или афтартодокетов, теопасхитов, агноитов. Оригенизм у Леонтия. Общий взгляд на полемическую деятельность Леонтия Византийского . Что полемический элемент в сочинениях Леонтия имеет первостепенное значение, эта истина не подлежит никакому сомнению и в доказательствах не нуждается. Можно даже утверждать нечто большее: полемика для Леонтия составляет все, начало и конец его писательской деятельности. Об этом свидетельствует прежде всего он сам: «Так как воздвигнута вся война ( πας πλεμος) об образе единения, многими не признаваемого... то нужно о нем философствовать, чтобы знать, в чем мы разногласим, а если они согласны с нами, то в чем наша задача относительно результата единения, и в чем – относительно их действий или относительно обозначающих это [единение] слов» 1002 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

священномученик Василий Соколов Отдел I. Биография Леонтия Византийского и его литературные труды Глава I. Характеристические черты эпохи Леонтия Виз. Некоторые признаки сочинений Леонтия, говорящие за принадлежность автора их к VI-мy веку. Разделение восточной и западной церкви в конце V-ro и начале VI в. Причины, обусловившие это разделение. Усиление монофиситства после Халкидонского собора в связи с изменчивой политикой императорской власти. Церковные нестроения и волнения на этой почве – в Константинополе, Иерусалиме, Александрии. Заслуги монашества в деле победы православия над еретиками и сектантами. Спор теопасхитский. Личность имп. Иустиниана и черты его религиозно-церковной деятельности. Оригенистическое движение. Спор о трех главах. Соображения в пользу возможности помещения Леонтия Виз. в числе деятелей охарактеризованной эпохи. Эпохою Леонтия Византийского можно и должно считать шестой век нашей эры. Почти с несомненным также правом можно еще ограничить этот период собственно для развертывающейся деятельности Леонтия временем царствования в Византийской империи императора Иустиниана. Воспроизведем здесь в кратких чертах движение идей того времени в связи с главными фактами церковно-исторической жизни. Таким предварительным очерком мы избавим себя от необходимости постоянно отвлекаться в сторону различных пояснений при дальнейшем изложении биографии нашего автора. Постольку, поскольку сочинения Леонтия отразили на себе дух и события своего времени, а они не лишены такого отпечатка, можно заключить, что в то время церковь находилась в острой борьбе с многочисленными ересями, из которых главными были: несторианство и монофиситство с их подразделениями, что в то время общество переживало серьезный момент, характеризующийся необычайным волнением умов, партийными разделениями, тревожным исканием выхода из создавшегося тяжелого положения в церкви и государстве. В такие моменты спасительным якорем от окончательной разрухи обыкновенно является объединение общества во имя одного какого-либо обще-приемлемого принципа, воодушевление каким-нибудь общепризнанным фактом. Таким принципом и фактом в эпоху Леонтия служить Халкидонский вселенский собор и его ρος – догматическое определение о Лице Иисуса Христа. Доказательство непререкаемой истинности этого вероопределения и вселенского значения Халкидонского собора составляет душу всех сочинений Леонтия. А так как о пятом вселенском соборе, признавшем четвертый собор в одинаковом достоинстве с первыми тремя, а на отвергающих его догматическое определение положивший анафему, у Леонтия нет никакого, ни прямого, ни косвенного упоминания, то временем его жизни и литературной деятельности можно указать лишь первую половину шестого века. В каком положении и состоянии представляется нам христианская кафолическая церковь в эту эпоху?

http://azbyka.ru/otechnik/Leontij_Vizant...

Помимо изложенного нами учения, у Леонтия можно находить по местам рассуждения и по другим вопросам христианской догматики. Так Леонтий говорит об ангелах добрых и злых 918 , о церкви 919 и др. предметах. Но в общем речь о них у Леонтия носит случайный характер, и едва ли справедливо было бы эти краткие замечания и отдельные фразы выдавать за какой либо определенный взгляд нашего автора на данный вопрос. Не значило ли бы это по пословице – «делать льва из ногтя», как рельефно выражается наш автор 920 ? Потому мы здесь оканчиваем изложение богословского учения Леонтия Виз. и переходим к рассмотрению доктрины Леонтия с полемической стороны, с которой эта доктрина представляет наибольший интерес для исследователя. Глава 5 Полемический элемент в сочинениях Леонтия Виз. Ереси по сочинению De sectis. Ереси Иудействующих и самарян. Их особенности. Ереси монтанистов и манихеев. Отличительныя черты последней. Ересь Павла Самосатского и отношение ее к несторианству. Полемика Леонтия против ариан, македониан и аполлинаристов. Полемика против несторианства и его представителей: Диодора, Феодора и Нестория. Полемика против монофиситства и его различных сект: евтихиан, севириан, юлианистов или афтартодокитов, теопасхитов, агноитов. Оригенизм у Леонтия. Общий взгляд на полемическую деятельность Леонтия Виз. Что полемический элемент в сочинениях Леонтия имеет первостепенное значение, эта истина не подлежит никакому сомнению и в доказательствах не нуждается. Можно даже утверждать нечто большее, – что полемика для Леонтия составляет все, начало и конец его писательской деятельности. Об этом он сам прежде всего свидетельствует: «так как воздвигнута всеобщая война ( π ς πλεμος) об образе единения, многими непризнаваемого..., то нужно об нем философствовать, чтобы знать, в чем мы разногласим, а если они согласны с нами, то в чем наша задача, относительно результата единения, и в чем – относительно их действий, или относительно обозначающих это (единение) слово» 921 . Об этом, далее, красноречиво говорят самые названия его сочинений, направленных против различных сект и представителей их.

http://azbyka.ru/otechnik/Leontij_Vizant...

В том же IX веке Леонтия цитирует преп. Феодор Студит († 826 г.). В одном из своих многочисленных писем 445 Феодор говорит: «Ибо подлежащее, о чудный, согласно блаженному Леонтию, которому принадлежат прекраснейшие Схолии, означает сущность вместе с ипостасью» 446 . Это место Лоофс приводит в качестве одного из доказательств своей гипотезы о Σχλια Λεοντου «Схолиях Леонтия» – прототипе подлинных сочинений Леонтия. Но смысл настоящего места не позволяет считать без явной натяжки выражение τ σχλια цельным сочинением, носящим такое заглавие, а только именно за схолии, за те примечания или толкования Леонтия, которые имелись в сочинениях Леонтия наряду с текстом или отдельно от него, в виде тех, может быть, фрагментов, которые существуют и доныне при сочинениях Леонтия. От ΙΧ– Χ веков имеются уже рукописные кодексы, в которых сохранились и сочинения нашего автора, и, таким образом, этим фактом свидетельствуется само собой внимание к трудам Леонтия со стороны ученых людей того времени. Далее, есть извлечения из Леонтьева сочинения Capita Triginta у Евфимия Зигабена († 1118 г.) и Никиты Хониата († 1206 г.) под таким заглавием: Λεοντον Βυζαντου κ τν λ κεφαλαων τν κατ Σεβηρου «Из 30-ти глав Леонтия Византийского против Севира» 447 . Весь этот ряд свидетельств заканчивается Никифором Каллистом (XIV в.) 448 . В своих церковно исторических чтениях Каллист рассказывает о появлении многочисленных еретических сект вслед за Халкидонским собором, сообщай об Иоанне Филопоне и ереси тритеитов. Именно по поводу этих еретиков он и делает такое замечание: «Многие восставали против них. В особенности же из всех монах Леонтий ( μονχος Λεντιος) мужественно противопоставил им целую книгу в 30-ти главах, совершенно ниспровергавшую эту ересь и весьма укреплявшую против них благочестивый догмат. Такого же взгляда держался и удивительный диакон и рефендарий Георгий Писидийский, который был его [Леонтия] современником, хотя и гораздо младше по возрасту» 449 . Приведенная цитата из Никифора полна глубокого интереса.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

10. Re: Избирательное благочестие епископа Лонгина Владыке Лонгину - многая и благая лета!!! Душенову - disrespect. 9. Ответ на 8., Владимир Панкратов: Аксиос! Аксиос! Аксиос Владыке Лонгину!Сколько ни пытаться облить грязью истинного пастыря - он всегда останется чистым, ибо для чистого все чисто! Доброго здравия и духовной стойкости владыке! Согласен! Многая и благая лета Владыке! Его дела говорят сами за себя. Епископ имеющий веру, и любовь к своей пастве и получающий взамен любовь своей паствы. И самое главное, то что Блаженнейший митрополит Онуфрий сослужит с епископом Лонгином, одно это, лучше всех слов доказывает, что к чему!!! 8. Re: Избирательное благочестие епископа Лонгина Аксиос! Аксиос! Аксиос Владыке Лонгину! Сколько ни пытаться облить грязью истинного пастыря - он всегда останется чистым, ибо для чистого все чисто! Доброго здравия и духовной стойкости владыке! 7. Re: Избирательное благочестие епископа Лонгина " Ваше святейшество, тут большие догматические ошибки, как же мы идем на этот Собор " Вот в этом то и суть))) Все остальное понаписанное в статье - вздор, словесная шелуха. А вот именно то, о чем сказал о. Лонгин - принципиально. Поэтому я о. Лонгину верю, а Душенову - ни на грамм. Раскол - дело последнее, худчайшее. Но, действительно, можно ли назначать его инициатором человека, чьи обоснованнейшие сомнения были просто проигнорированы? Или что, наш Святейший Патриарх, словно папа, теперь уже непогрешим? 6. Re: Избирательное благочестие епископа Лонгина " В том, чтобы называть человека так, как он сам себя называет, нет никакого греха... " Пардон, а если гомосексуалист Петя называет себя Машей - в этом тоже нет греха? Если православие отказывает католицизму в признании его подлинным христианством, то, может, все же, именование папы " святейшим " не вполне безобидно? И, ввиду явной провокационности такого подхода в глазах многих православных, как это получилось, что в Патриархии допускают это? Зачем с такой очевидностью сыпать соль на раны многим православным, включая епископов? Непонятно. И правда непонятно. Время то тревожное, вроде, следовало бы быть аккуратнее в экуменических устремлениях, а мы видим противоположное. Что и настораживает.

http://ruskline.ru/news_rl/2016/04/02/iz...

13. Ни на сайте РПЦ МП, ни на сайтах РПЦЗ МП и других ведущих церковных сайтах, не было упоминания об избиении Вл. митрополита Лонгина, и не было никаких заявительных мощных возмущений со стороны церковных ведущих церковных структур по поводу этого нападения. Это говорит о серьезном расколе внутри РПЦ МП, не говоря уже о межправославном международном расколе. Страх Божий ! 12. На Владыку Лонгина совершено нападение Жестокие гонения на Украине на православие сегодня продолжится жесточайшими в России завтра. Все готовьтесь постоять за веру даже до смерти. 11. Аминь! Исцели, Господи, раба Твоего Владыку Лонгина, уврачуй его раны и подними с одра болезни! 10. Русофобные румыны будут использовать это преступление для того, чтобы взять в Украине якобы свои румынские языковые территории. Ведь Вл. Лонгин имеет румынские корни, так же как и наместник Почаевской лавры Вл. митр Владимир ! 9. Спаси Господи, владыку Лонгина! С НАМИ БОГ! (Ис.8) 8. ОТЛИЧНО! : Спаси Боже люди твоя! 1. 1300 просмотров! Даже если все присоединяется... 2. Нет предмолитвенного напоминания о присутствии Божием! Вспомним о присутствии Божием! Он зжесь, рядом со всеми нами: - Спаси Боже люди твоя! А молитва без памяти Божией — это, простите, не молитва! Верно? 3. Нет предложения размножить и систематизировать подобные молитвы через Спас и Союз... Тогда это может быть молитва миллионов... И систематически, для профилактики... Нет? Какова молитва, такова и жизнь... Повторяю — сама мысль соединить читателей подобных материалов в единой молитве — БЛЕСК! " Где два или три миллиона... " . 7. Владыка Лонгин истинно Святой нашего времени. Какое у него огромное сердце, вмещающее не только 400 детей сирот, в основном со всякими инвалидными отклонениями, но и жестоких врагов, союзников демонов, ненавидящих таких верных архиеерев, как владыка! А владыка никого не проклинает, молится за всех и терпит всё. Только истинным Святым посылает Бог такие искушения и испытания. Какая радость видеть, что не все потеряно в наше обмирщенное время, если есть такие личности, как владыка Лонгин. Не сломленные, верные до конца, до смерти. Господи, укрепи владыку в стоянии в Твоей Истине. И не пошли ему больше, чем он может вынести.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/02/06/na...

«Небесная Владычица вела меня в жизни». Памяти архиепископа Клинского Лонгина Когда владыка чувствовал себя лучше, он шел служить. За службой всегда был очень сосредоточенным и радостным 3 октября, 2014 Когда владыка чувствовал себя лучше, он шел служить. За службой всегда был очень сосредоточенным и радостным Сегодня – 40 дней со дня смерти архиепископа Клинского Лонгина, постоянного представителя Русской Православной Церкви в Германии. О почившем владыке вспоминает ответственный редактор издательства Свято-Пафнутьева монастыря Денис Ахалашвили. Архиепископ Лонгин был не просто другом Свято-Пафнутьева монастыря, он был нам родным. Здесь – его духовный отец схиархимандрит Власий (Перегонцев), наместник монастыря архимандрит Серафим (Савостьянов), которого владыка Лонгин считал своим другом во Христе, братия, с которой он любил служить. В обители владыку Лонгина ждали во вторник вечером. Билеты на самолет были уже куплены. Владыка позвонил и сказал, когда его встречать. Он хотел отпраздновать Успение в храме Рождества Пресвятой Богородицы Боровского монастыря. Но Господь устроил так, что Святой праздник переселения Матери Божьей в святые обители архиепископ Лонгин встретил в месте покойном и злачном, что Господь приготовил для всех любящих Его, и там вместе с Пресвятой Богородицей и святыми помолится обо всех нас. Из Слова соболезнования Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла: «Кончина владыки Лонгина – большая утрата для Русской Православной Церкви и лично для меня, ибо нас связывали узы теплого дружеского общения на протяжении многих десятилетий. У нас был общий духовный отец – приснопамятный митрополит Ленинградский и Новгородский Никодим. От его руки мы в один год приняли монашеский постриг и посвящение в священный сан. То было время немалых испытаний для нашей Церкви, требующее мужества от тех, кто решил посвятить свою жизнь служению Богу и людям». По словам Его Святейшества, почивший архипастырь «всегда стремился служить с усердием, ответственно исполнял все возлагаемые на него священноначалием послушания» и в течение многих лет «достойно представлял нашу Церковь во взаимоотношениях с правительственными и общественными организациями и с другими христианскими конфессиями Германии».

http://pravmir.ru/nebesnaya-vladyichitsa...

Время недолгого управления его новой обителью богато примерами неусыпных трудов его и духовной опытности. Преподобный Лонгин, несмотря на свои уже немолодые годы, старался всех превзойти подвижничеством и трудами. Еще доселе сохранился выкопанный им колодезь, устроенный в самой братской трапезе, а ныне стоящий возле храма на открытом месте; цела и жесткая власяница, которой он изнурял свое постническое тело. Блаженная кончина преподобного Лонгина последовала 10 февраля 1540 г. Умирая, смиренный старец заповедал ученикам своим похоронить его при входе в храм, чтобы все идущие в церковь и из церкви попирали его могилу. Братия не смели ослушаться завещания и погребли своего игумена «у лестницы папертныя», там, где он приказал. Но Господь вскоре, еще при жизни тех, которые погребали преподобного Лонгина, прославил тело его нетлением и чудесами. В 1557 году устюжский воевода князь Владимир находился в сильном расслаблении и не мог двинуть ни рукою, ни ногою; болезнь его была так упорна, что лекарства не приносили больному ни малейшей пользы. Находясь в столь безнадежном состоянии, воевода однажды увидел во сне старца, который сказал ему: «Князь Владимир, если хочешь быть здоров, молись Богу и обещайся вскоре побыть в Коряжемском монастыре и прикажи игумену и братии перенести на иное место тело начальника того монастыря игумена Лонгина. Ибо неприлично телу Лонгина почивать на том месте, где оно ныне находится». Явившийся старец подробно рассказал, где находится тело и куда перенести его. Пробудившись от сна, воевода весьма дивился необычайности и ясности своего сновидения и решился немедленно отправиться на Коряжемку. По прибытии в монастырь он сам указал место, где был погребен преподобный, и куда следовало перенести его, хотя до того времени не только никогда не бывал в монастыре, но даже и не слыхал о нем. Когда, по его словам, гроб преподобного Лонгина был вынут из могилы и перенесен в новую, близ северной стены церкви, князь тотчас же сделался совершенно здоровым, как будто не подвергался болезни. Радуясь и благодаря Бога и Его угодника за свое чудесное исцеление, он рассказал игумену и братии о бывшем ему сновидении и приказал над гробом преподобного устроить палатку или часовню. Когда слух об исцелении воеводы разнесся в народе, многие стали приходить в монастырь и служить над горбом преподобного панихиды, и все приходившие с верою получали исцеление от болезней.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010