Имя «Христос» обозначает не природу, а – ипостась. Всякая ипостась может включать в себя как одну, так и несколько природ, смотря по тому, что с ее именем соединяется. В имени «Христос» соединяется Бог и человек: эти две природы в Нем и должны считаться неизменно существующими. Логос, будучи по природе тожествен с Отцем, соединил καθ πστασιν с Самим Собою природу человека, не переставая быть Богом 1288 . Отдавая во всем предпочтение св. Кириллу и преимущественно пользуясь им в своих сочинениях, Иустиниан не забывает и других богословов-писателей: цитаты из них повсюду встречаются на страницах его трудов. Имена этих, цитируемых Иустинианом, авторов почти тожественны с таковыми же у нашего Леонтия. Из восточных отцев ссылки делаются более всего на Афанасия Александр., Насилия Кесарийск., Григория Назианз, Григория Нисского , Флавиана Константинонол. и др.: из западных: на Льва Римского, Августина Иппонского, Амвросия Медиоланского и др. 1291 . Если рассмотреть самое содержание этих отеческих извлечений у Иустиниана и сравнить с подобными же у Леонтия, то без труда найдем совершенно одинаковый у них обоих. В особенности указывают на пять таких выдержек 1292 из сочинений Иустиниана, сходственных с цитатами у Леонтия и заимствованых обоими из св. Кирилла. Можно указать и из других отцев более или менее сходные цитаты в сочинениях Иустиниана и Леонтия, как напр. из св. Амвросия 1293 , Григория Нисского 1294 , Григория Богослова Назианзского 1295 . Сличая данные цитаты у обоих наших авторов, мы убеждаемся, что при некотором сходстве они далеко не тожественны. Так, напр, цитаты из Григория Назианз. и Григория Нисск. у Леонтия очень кратки и не точны по сравнению с подлинником, у Иустиниана же они полнее и точнее, и местонахождение их указано определенее. У Леонтия сказано, напр., просто из: « Γρηγοου το Θεολ γου " 1296 . у Иустиниана же так: » ν γοις Γρηγιος Θεολγος ν τ πρς Κληδνιον πρτ λγ γρφων ο τως " 1297 . Это ясно показывает, что как Леонтий, так и Иустиниан приводят свои извлечения независимо один от другого и пользуются для своей цитации различными источниками. У Иустиниана очень много таких выдержек, каких у Леонтия не находится ни в целом виде, ни по частям. Так Иустиниан приводит места: из сочинений св. Афанасия Великого выдержку из его речи о жизни св. Антония 1298 , из трудов: св. Василия Великого , из речи его на слова: «в начале бе Слово» 1299 ..., св. Григория Нисского , из рассуждения о человеке 1300 , Кирилла Александр., из послания к монахам в Фуа 1301 и др. Нельзя сказать, что эти выдержки были не нужны для нашего автора, так как он все таки занимался, хотя и не специально, опровержением оригенизма 1302 , но он ни этих, и вообще никаких других авторитетов не привлекает в своей полемике с оригенизмом, чем и дает очень ясно понять, что он в этой полемике никак не был связанн с Иустинианом, и еще вернее, что он в противоположность императору сравнительно мало интересовался и занимался оригенизмом.

http://azbyka.ru/otechnik/Leontij_Vizant...

6)что все биографические вопросы о Леонтии в конечном счете решаются не сочинениями этого автора, а другими историко-литературными памятниками, подлинность которых стоит вне всяких сомнений. Итак, наметив себе указанный план, приступим к своей работе, ногшнпв ее девизом золотые слова нашего писателя: η αλθεια συμραχομνη συμμαχε τος περμαχοσιν αυτς «защищаемая истина помогает ее защитникам» 20 . Раздел I. Биография Леонтия Византийского и его литературные труды Глава 1 Характерные черты эпохи Леонтия Византийского . Некоторые признаки сочинений Леонтия, говорящие за принадлежность их автора к VI веку. Разделение Восточной и Западной Церкви в конце V – начале VI веков. Причины, обусловившие это разделение. Усиление монофизитства после Халкидонского собора в связи с изменчивой политикой императорской власти. Церковные нестроения и волнения на этой почве – в Константинополе, Иерусалиме, Александрии. Заслуги монашества в деле победы Православия над еретиками и сектантами. Теопасхитский спор. Личность императора Юстиниана и черты его религиозно-церковной деятельности. Оригенистическое движение. Спор о трех главах. Соображения в пользу возможности помещения Леонтия Византийского в числе деятелей охарактеризованной эпохи. Эпохой Леонтия Византийского можно и должно считать VI век нашей эры. Почти с несомненным также правом можно еще ограничить этот период собственно для разворачивающейся деятельности Леонтия временем царствования в Византийской империи императора Юстиниана. Воспроизведем здесь в кратких чертах движение идей того времени в связи с главными фактами церковно-исторической жизни. Таким предварительным очерком мы избавим себя от необходимости постоянно отвлекаться в сторону различных пояснений при дальнейшем изложении биографии нашего автора. Поскольку сочинения Леонтия отразили на себе дух и события своего времени (а они не лишены такого отпечатка), можно заключить, что в то время Церковь находилась в острой борьбе с многочисленными ересями, из которых главными были несторианство и монофизитство с их ответвлениями.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

Этой особенности доктрины Леонтия нельзя, конечно, отрицать, но ведь она и касается не самого существа доктрины, не принципиальных ее оснований, а внешней, формальной стороны. Поэтому, с другой стороны, причиной, побуждающей указанных ученых причислять к чистым аристотеликам Леонтия Византийского , нужно считать явное намерение именно к нему приурочить начало нового курса в византийском богословии – схоластики. Более подробная речь об этом у нас будет впереди, но и теперь мы не можем удержаться от того, чтобы не высказаться против крайностей подобного взгляда на Леонтия и его литературную деятельность. Леонтий по своему религиозному настроению полон самого высокого религиозного энтузиазма и самого чистого идеализма. Его литературные труды отмечены повсюду горячей религиозной верой, самыми живыми интересами к религиозной истине, самым искренним желанием воспринять и уразуметь ее в полном согласии и соответствии с Преданием Церкви и учением церковных авторитетов. Насколько далеко отстоит такое религиозное настроение и богословское направление, характеризующее нашего писателя, от настроений и направлений схоластической эпохи, эпохи всяческого поклонения Аристотелю, говорить не приходится. Чтобы закончить речь о терминологии Леонтия, необходимо сказать еще о последнем, имеющем очень широкое применение, термине в сочинениях Леонтия – о термине νωσις «соединение» Понятно, почему данный термин встречается почти на каждой странице сочинений Леонтия. Автор все время занят одной мыслью понять и в доступной форме разумно объяснить соединение природ во Христе согласно с определением соборов и учением Свв. Отцов, главным же образом с учением свт. Кирилла Александрийского . Образ этого соединения различно понимался сектантами и защищался ими по-разному со всякими передержками, подлогами и извращениями или замалчиваниями тех свидетельств, которые говорили против них. Для Леонтия открывалась двоякая задача: обнаружить ложь в понимании сектантами единения и выяснить истинную сущность его на основе здравого разума и Предания Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

Первые издатели проповедей – Комбефи и Гретсер – не говорят ничего определенною о личности Леонтия, причем второй из них прямо сознается в своем незнании 414 , первый же пишет следующее: «Многие видят в том Леонтии того же Леонтия Византийского ... Эпоха его обозначается императором Юстинианом. Сюид хвалит некоего Леонтия Византийца во время Зинона, тоже монаха. Может быть, он и был тем Леонтием, который из монаха сделался пресвитером Константинопольским» 415 . Это последнее мнение, конечно, не что иное, как просто догадка, никакой реальной почвы под собой не имеющая. И вообще, нужно сказать в заключение, что вопрос об авторстве проповедей при настоящем отсутствии бесспорных доказательств не может быть решен окончательно и должен оставаться открытым впредь до нахождения новых документов с более точными указаниями. В приложении к сочинениям Леонтия Византийского у Миня помещено: Leontii et Joannis Collectanea de rebus sacris. Liber secundus («Леонтия и Иоанна Сборник о священных предметах. Книга вторая») 416 . Первой книги здесь не хватает, и о ней не дается никаких сведений. Эта же вторая книга взята Минем у Мая из Scriptorum veterum nova collectio (T. 7). Данная книга разделяется на 2 части, из которых в первой по отдельным рубрикам сообщаются предметы содержания книги ( ο ττλοι των στοιχεων) со схолиями, в которых указываются пункты данного сочинения, имеющие сходство о» «Священными параллелями» ( Τ εpà παρλληλα) преп. Иоанна Дамаскина . Во второй части приводятся цитаты из Священного Писания , сочинений Свв. Отцов и различных философов, иногда со схолиями к ним. Первый и важный для нас вопрос относительно этого сочинения – вопрос о писателе его: кому оно принадлежит? Судя по надписи сочинения и по тому, что оно присоединено к трудам Леонтия Византийского , этого последнего и нужно считать участником в составлении данного сочинения. Издатели именно такою мнения и были 417 . Само сочинение по своему содержанию дает некоторые основания к такому признанию автором его Леонтия Византийского .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

Христа, не перестанет и предостерегать нас от опасных заблуждений и уклонений от истины, от погибельного раскола с своей матерью – церковью. Поставим на обсуждение последний вопросы нельзя-ли считать Леонтия Виз. даже и в числе святых? На этот вопрос мы лично не видим препятствий ответит в утвердительном смысле. Как на авторитет в этом случае мы можем сослаться прежде всего на свидетельство наших богослужебных книг. В церковном году есть день, именно суббота недели сырной, когда св. церковью творится память всех «преподобных и богоносных отец в подвизе просиявших». В ряду множества имен, прославляемых в положенных на сей день церковных песнопениях, автором коих является св. Феодор Студит , церковь вспоминает и о нашем подвижнике Леонтии Виз. и поставляет его имя рядом с именем великого преемника его в служении богословской науке, – препод. Максима Исповедника . В одном из тропарей 4-й песни канона читаем следующее: «Леонтия пою глубину богословия, Максима же воспеваю пучину учений». Итак, учение Леонтия есть глубина богословия и имя его потому сопричисляется к преподобным и богоносным отцам! Но вмести с таким сопричислением возникает для нас и другой вопрос: под каким же числом месяцеслова святых мы должны поместить нашего Леонтия? Церковь восточная сохранила нам в числе святых, прославленных Богом, немало лиц с именем Леонтия, из которых кроме исторически-известных, как, напр, Леонтия Мученика 1346 , есть имена и неизвестных, исторически неустановленных личностей. Таково, напр, имя препод. Леонтия-философа, значащееся под 19 числом октября месяца. Наш отечественный агиолог архиеп. Сергий думает, что это и есть Леонтий Виз. «По всей вероятности, говорит он, это – есть Леонтий схоластик VII-ro века, после – инок в лавре св. Саввы, много писавший против еретиков» 1347 . С этой догадкой мы можем вполне согласиться, но с тою необходимой поправкой, конечно, что вопреки обычному для всех почти наших ученых исследователей смешению указанный Леонтий на самом деле есть Леонтий-писатель VI-ro века, по родине – схоластик Византийский, по жительству же – монах Иерусалимский, скончавшийся в Новой лавре св. Саввы Освященного.

http://azbyka.ru/otechnik/Leontij_Vizant...

12 окт. 2013 г. в Коряжме состоялись торжества, посвященные 100-летию со дня освящения храма прп. Лонгина Коряжемского . На территории епархии восстанавливают церкви и пустыни, возводят новые храмы. 30 мая 2014 г. было объявлено о подготовке к началу строительства кафедрального собора в честь Казанской иконы Божией Матери в Котласе. С 11 июля 2014 г. в Котласе на территории храма во имя свт. Стефана Пермского ведется строительство правосл. духовно-просветительского центра. 12 нояб. 2014 г. по благословению еп. Василия в Няндомском благочинии началось возрождение Елгомской пуст. В этом же месяце в Котласе на территории местной больницы построен храм-часовня в честь исп. Луки (Войно-Ясенецкого) , архиеп. Симферопольского и Крымского. 15 авг. 2014 г. состоялась презентация 1-го самостоятельного печатного издания К. и В. е.- кн. «Подвижница Северного края Евдокия» - сборника документальных фактов о жизни и народном почитании известной старицы блж. Евдокии, жившей во 2-й пол. XIX - 1-й пол. ХХ в. На местном телеканале «Котлас ТВ» с 16 февр. 2014 г. выходит телепроект «Котлас православный». Святыни и крестные ходы 13 июня 1998 г. в Свято-Лонгинов храм Коряжмы Сольвычегодский историко-художественный музей передал власяницу и вериги прп. Лонгина. Каждый год 13 июня в День города с ними совершается крестный ход. Также в 9-ю субботу после Пасхи проходит крестный ход с иконой Божией Матери «Одигитрия» из храма прп. Лонгина в Христофорову пуст., действующую ныне как приход. 9 окт. 2013 г. в Свято-Лонгинов храм Коряжмы из Сольвычегодского историко-художественного музея доставлен покров с гробницы прп. Лонгина Коряжемского. С 11 по 14 окт. святыня была выставлена для поклонения в верхнем приделе храма. В дер. Туровец, недалеко от Котласа, на месте явления в XVI в. Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия» , существует св. источник. 19 июня 2014 г. в Коряжме состоялся крестный ход в честь 700-летия со дня рождения св. прп. Сергия Радонежского. 13 июля по случаю народно чтимого праздника «Васильевская мольба», ежегодно отмечаемого при поддержке миссионерского отдела К. е., 4-километровый крестный ход прошел от дер. Курцево до храма Василия Великого близ дер. Куимиха Котласского р-на.

http://pravenc.ru/text/2458895.html

2) Недавно мне некто сообщил, что Преосвященный Димитрий 25 мая, т.е. в день Св. Духа, находился в Ефремове и вот что ему приснилось: будто Преосвященный Иннокентий сказывает проповедь и так изнемог, что не мог окончить – разболелся, стал и говорит ему: «Кончи ты». Преосвященный Димитрий до того поразился сим сновидением, что поспешно отправился в Тулу и вскоре получил указ – быть Херсонским. Сей Преосвященный Димитрий, быв моего недостоинства преемником по настоятельству обители киево-братской и ректорству, устроил на хорах Богоявленского храма церковь во имя Святого Димитрия Ростовского , своего и нашего патрона. Мне же думалось устроить сию церковь на левой стороне алтаря, где поставлена уже и икона его в меру, в своем месте. Понятно, что дело сие более принадлежало питомцу академии, чтобы почтить ее питомца, Иже во Святых, нежели кому-либо из начальствующих в ней… 3) «“Положиша на небеси уста своя и язык их прейде по земли”. Вот что я сейчас читаю в псалмах», – однажды с живостию сказал он (Иннокентий) мне при входе моем в зал его. «Что за смысл слов сих? И не сбывается ли он над нашею ученостию?». Какой мой был ответ, не помню. 4) Еще более остановился он на сих словах Псалтири: «Уста моя возвестят правду Твою, весь день спасение Твое, яко не познах книжная». Спросим и смысл их, в другое время, он предварил обычное приветствие мое при свидании. В несообразность перевода он не хотел вникнуть, чтобы не потерять мысли, которая ему нравилась, как смиряющая и уничижающая многокнижную ученость: «яко не познах книжная». 5) «16 октября. Благочестно люблю сей день, как потому, что он есть день памяти Святого сотника Римского Лонгина, кресту моего Спасителя предстоявшего и зревшего, как в отпущение грехов и моих лилась кровь из пригвожденных рук и ног Господа, как преломлялось и страдало в отпущение и моих грехов тело Господа и пр., – Лонгина, слышавшего, если не все, то некоторые слова Господа, на Кресте им сказанные, – Лонгина, конечно, видевшего при Кресте Господа, Пресвятую Деву, Матерь Его, Иоанна, Марию Магдалину; – люблю Святого Лонгина, днесь празднуемого, за его исповедание распятого Сыном Божиим (О! даждь и мне, Христе, такожде веровать в Тя и исповедать Тя сердцем и делом!); – так и потому люблю день сей, что он был днем вступления моего в настоятеля Киево-Выдубицкой обители, которая во всем почти подобна здешней Печерской обители (Нижегородской).

http://azbyka.ru/otechnik/Ieremiya_Solov...

Преподобный Лонгин преставился 10 февраля 1540 года. Он пожелал, чтобы тело его было погребено у подножия церковной лестницы, чтобы приходящие в церковь попирали прах его. Братия не посмела ослушаться завещания старца. В 1557 году, когда тяжело заболел устюжский воевода князь Владимир, ему во сне явился старец и сказал, где лежит и куда следует перенести тело основателя Коряжемского монастыря. Никогда не бывавший прежде в том монастыре, князь Владимир поехал туда и безошибочно, по словам старца, явившегося ему во сне, нашел место погребения преподобного Лонгина. Тело святого было перенесено к северной стороне церкви, после чего устюжский воевода стал здоров. Много других исцелений было совершено преподобным Лонгином. В XVII веке Вятский епископ Александр составил службу святому. В 1665 году при перестройке церкви гроб преподобного Лонгина оказался внутри ее. Над ним была устроена гробница, украшенная позолоченной резьбой, покрытая пеленою с вышитым на ней изображением преподобного и сказанием о перенесении его мощей. Память преподобного Лонгина чтится также 16 октября. Святыя благоверныя великия княгини Анны Новгородския Тропарь, глас 1: От запада возсиявши, яко звезда небосветлая,/прияти Православную веру сподобилася еси,/в нейже плод благославный Русской земле принесши,/святая благоверная княгине Анно,/Христа всем сердцем возлюбила еси,/Того оправдания и законы хранящи;/темже днесь всесвятую твою память празднующе,/грехов оставление молитвами твоими приемлем. Кондак, глас 4: Днесь в светлой памяти твоей/Великий Новград веселится,/созывая всех верных светло праздновати память твою,/и мы ныне, духовно ликовствующе,/радостно славим тя и молим:/святая благоверная княгине Анно,/предстоя Святей Троице/моли избавити Великий Новград и всю землю Русскую/от всяких бед и обстояний и всем нам спастися. Святая благоверная великая княгиня Анна Новгородская (†1051) Была старшей дочерью мудрого шведского короля Олафа Скетктунга, прозванного «всехристианнейшим королем» за огромные услуги, оказанные им христианству в его стране.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Первые раки, в которые были положены св. мощи в 1638 г. по перенесении их в Зосимо-Савватиевскую церковь, находились в вышеупомянутой часовне. Вместо них были устроены новые: для мощей св. Иоанна - на средства Соловецкого архимандрита Илария, деревянная, внутри обложенная кипарисным деревом, а снаружи высеребренная и местами вызолоченная, для мощей св. Лонгина - в 1867 г. на подаяния христолюбцев, медная под серебром, местами вызолоченная. Над обеими раками 9 марта 1877 г. были поставлены балдахины столярной работы с золоченой резьбой, стоившие 400 руб. Яренгский погост, или монастырь, обращен в приходскую церковь, вероятно, около 1764 г. Это подтверждалось, во-первых, тем, что хранившиеся в архиве Яренгской церкви метрические книги и исповедные росписи были не старше 1779 г. и, во вторых, из 10-ти приходских священников первый - Григорий Федоров - упоминался в 1768 г. В Яренгском приходе было две церкви: одна каменная, однопрестольная в имя свт. Николая, построенная в 1812 г. и освященная в 1813 г. Она заменила деревянную, устроенную в XVI в. и сгоревшую в 1811 г. Другая церковь - деревянная, также однопрестольная, во имя препп. Зосимы и Савватия Соловецких, устроенная в 1638 г. на средства Соловецкого монастыря. В этой церкви почивали мощи святых и праведных Иоанна и Лонгина, Яренгских чудотворцев. В 1879 г. Зосимо-Савватиевский храм был украшен благолепным иконостасом, переданным за ненадобностью из Архангельского кафедрального собора. К достопримечательностям прихода относились: 1) покров красной камки, подаренный князем Д.М. Пожарским; на нем находилось изображение прав. Иоанна, вышитое шелком; по краям были вышиты золотом тропарь и кондак святого; внизу надпись: " приложил в дом преподобнаго Ивана князь Димитрий Пожарский " и 2) образ прав. Иоанна над ракой угодника, написанный по особому вразумлению и повелению самого угодника, как говорилось об этом в особом сказании, хранившемся в церковном архиве. Из древних рукописей примечательны были два сказания: одно - только что упомянутое, о написании образа св.Иоанна и другое - о перенесении и переложении св. мощей Иоанна и Лонгина из часовни в церковь преподобных, составленное очевидцем этого события иеромонахом Сергием.

http://sobory.ru/article/?object=38384

Живший в пределах Каргопольских, на реке Онеге, поселянин Евфимий, более полугода страдал тяжкою болезнью чрева. Ему являлись до трех раз, в тонком сне, два светлых мужа, которые звали его к Яренгским чудотворцам Иоанну и Лонгину, и когда болящий спрашивал их о неведомой дороге, объяснили ему самую местность Яренги, на летней стороне моря океана. Уверовал он явившимся и, почувствовал малую ослабу от болезни, немедленно поплыл в дальний путь на Яренгу, где получил совершенное исцеление, у раки блаженных Иоанна и Лонгина. И многим другим являлись чудные исцелители, подобно бессребренным врачам Косьме и Дамиану, сделавшись безмездными благодетелями родного своего края, на помории океана, скудном помощью человеческой, но где, посреди немощи нашей, обильно являлась сила Божия, благодатью, дарованной Божьим угодникам. И не одни болящие, но и пловцы, обуреваемые на море–океане, получали чудную помощь от сих угодников, когда на бурном понте появлялись страшные волны и не было ни откуда надежды спасения, ибо сокрушались уже кормила утлых судов; тогда, посреди отчаяния, являлись на ладьях два светлые мужа и говорили пловцам: «Дерзайте, невредимы будете!» и при сих словах внезапно умирялось бесчиние моря; как устрашенные рабыни бежали волны и сами сокрушались в бездне утихающего океана. При державе благочестивого Царя Михаила Феодоровича, когда кормило церковное держал святейший Патриарх Иосиф, на кафедре же Софийской воссел Митрополит Афоний, с великим торжеством перенесены были, игуменом Соловецким Варфоломеем, святые мощи блаженных Иоанна и Лонгина, из малой часовни, где дотоле находились при церкви Святителя Николая, в новую каменную церковь чудотворцев Соловецких Зосимы и Савватия; тогда же переложены были в новые раки оба угодника Божия. Игумен Варфоломей хотел оставить под спудом блаженного Лонгина, как был он и прежде, но братия монастырская молила его со слезами, чтобы не разделял угодников Божиих. Братия говорила: «Всесильный Господь морем сочетал обоих, как бы двух братьев, одного с востока, другого же с запада; так и ныне да будут нераздельны друг от друга святыми мощами, как они духом предстоят вкупе Святой Троице». Исполнил игумен желание братии и, когда открыта была рака, чудное благовоние пролилось из нее во свидетельство святости блаженного Лонгина, к общему утешению всех благоговевших к его памяти.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010