И мы, предлагая свой взгляд на авторов сборника О священных предметах, не считаем его неопровержимым и непоколебимым, а только – наиболее удовлетворительным при на стоящих научных знаниях по этому вопросу. Возможно, что в этом сборнике кроме указанных двух его авторов помещали свои цитаты и другие лица. Иначе трудно, даже прямо невозможно понять, зачем, например, Леонтию или Иоанну понадобилось столько цитат из Филона, зачем нужно было подыскивать свидетельства об агрикультуре (Col. 2042С), об одеждах (2084А) и других предметах, неподходящих для наших серьезных богословов, или для чего приводятся цитаты о свободе воли Слова (2056С), когда во дни Леонтия Византийского этот вопрос еще не затрагивался, а во дни преп. Иоанна Дамаскина являлся уже отжившим. Одним словом, разных недоумений сборник возбуждает очень много, и разрешить их одним только признанием авторства Леонтия Византийского и преп. Иоанна Дамаскина нет никакой возможности. На этом мы заканчиваем наш обзор литературных трудов Леонтия Византийского . Из этого обзора для нас, во всяком случае, выясняется та бесспорная истина, что личность Леонтия Византийского , несмотря на всю ее малоизвестность, крупная историческая личность, заявившая о себе широкой полемическо-литературной деятельностью. Теперь же обсудим вопрос о том, как отнеслось к Леонтию Византийскому и его литературному наследию потомство, как смотрела на него и как ценила его Византийская Церковь и ее богословская наука в последующие века. Изучение этого вопроса, помимо своего научного интереса, имеет ту несомненную важность для нас, что обещает существенно подкрепить все установленные нами тезисы о нашем авторе и его литературных трудах. Глава 4 Значение факта сохранности сочинений Леонтия Византийского в полном их объеме до нашего времени. Непонятное забвение Леонтия в древнецерковной литературе. Возможные объяснения этого явления: оно не случайно, оно не может обусловливаться предполагаемым оригенизмом Леонтия. Оно есть необходимое следствие особого склада церковной жизни в веке Юстиниана, который и сам способствовал затенению Леонтия.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

Св. Леонтий, епископ Ростовский. Поводом к прославлению св. Леонтия, епископа Ростовского (скончавшегося не позднее 1077 года, когда вступил на Ростовскую епархию его преемник св. Исаия) послужило открытие мощей его, которое произошло по следующему совершенно случайному поводу. В 1161-м году в Ростове сгорел храм. Когда в 1167 году начали строить новый, то при копании рвов для него обрели гроб, покрытый двумя досками, в котором и лежало тело св. Леонтия 174 . Без сомнения, это открытие мощей и послужило первым побуждением к собранию сведений об этом святителе, предания о котором среди Ростовцев, несмотря на то, что он был их просветителем, как можно судит по первой редакции жития его, были очень смутны и темны. Это собрание сведений о святом на первых порах и выразилось в повести об открытии мощей его. Прославление Леонтия церковным образом или установление празднования ему последовало не позднее 1190–94 года при епископе Ростовском Иоанне 175 , который и установил праздник 23 Мая в честь открытия его мощей. Установление праздника, говорит В.О. Ключевский , в память св. Леонтия в 1190 году создавало потребность прославления святого в литературном произведении 176 . Таким образом явилось житие его (первая редакция), происхождение которого относится тем же автором ко времени 1194–1204 г.г. 177 К этому же времени есть основания относить и происхождение службы этому святителю. Ибо в одной псалтири XVI в. мы встречаем канон с надписью: «канон св. Леонтию Ростовскому – творение Иоанна, епископа тоя же богоспасаемыя епископиа» 178 . Таким образом совершилась канонизация св. Леонтия. Можно думать, что она совершена была еп. Иоанном без сношения с митрополитом и потому имела местный характер. По крайней мере, кроме Никоновской летописи, которая говорит, что еп. Иоанн установил праздник св. Леонтию с благословения митрополита Феодора 179 , мы нигде еще не находим подтверждения этого известия. Между тем в данном случае едва ли можно полагаться на свидетельство Никоновской летописи, как явившейся уже тогда, когда у нас, в Русской Церкви, право канонизации перешло исключительно к высшей центральной власти. Поэтому, автору этой летописи могло показаться странным и мало вероятным то, что канонизация св. Леонтия совершается местным епископом, и чтобы сгладить эту странность, он и делает прибавку: «с благословения митрополита», впадая при этом в ошибку относительно имени последнего 180 . Между тем отсутствие известий о каких бы то ни было сношениях по поводу канонизации св. Леонтия с митрополитом в других источниках, явившихся гораздо ранее Никоновской летописи, практика Греческой Церкви, в которой канонизация святых совершалась и местными епископами и, наконец, подобные же примеры канонизации местными епископами в последующее время и в нашей Церкви, – все это делает очень вероятным наше предположение о канонизации св. Леонтия одним только еп. Иоанном, без сношения с митрополитом.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В последующие десять лет, истекшие до Пятого Все­ ленского Собора, Юстиниан всеми силами старался примирить Халкидонских и монофизитских епископов. В поисках нейтрального представителя он случайно наткнулся на оригениста Леонтия Византийского. Ко­ гда святой Савва поехал в столицу жаловаться на исох­ ристов, эти последние тоже послали к императору де­ легацию, в составе которой находился и вышеупомя­ нутый Леонтий. Здесь следует заметить, что Леонтий Византийский на самом деле был родом из Иерусали­ ма, и его необходимо отличать от другого богослова того же периода, Леонтия, прозывавшегося Иерусалим­ским, хотя на самом деле он происходил из Византии. Леонтий Византийский появился на сцене в следую­ щей исторической ситуации. Император Юстиниан за­ нимался поисками богослова, который сумел бы так интерпретировать решения Халкидонского собора, что­ бы они оказались приемлемыми для монофизитской оппозиции. Оригенисты же, которые как раз в это вре­ мя были осуждены, но не желали уходить со сцены, охотно предложили императору свои услуги в качестве лучших специалистов по Христологии. До нас дошли три книги Леонтия: «Против нестори­ан и евтихиан»; «30 глав против Севира Антиохийско­ го» и «Эпилисис», или «Против монофизитов» - сочи­ нение, излагающее христологические взгляды автора. Писания Леонтия были впоследствии использованы рядом богословов, в частности его цитировал святой Иоанн Дамаскин. Нужно сказать, что богословский метод Леонтия весьма схоластичен, абстрактен и впол­ не чужд сотериологической направленности, столь характерной для Христологии святых отцов. Однако до­ стоинство мысли Леонтия состоит в том, что он ввел несколько полезных концепций и нашел правильные слова для их выражения. Ему удалось подобрать тер­ минологию, выражающую связь между понятиями при­ рода, φσις (фйсис) (= ουσα (усия), сущность, то есть нечто общее) и ипостась (нечто, выражающее идею са­ мобытности). Леонтий предложил новый термин    вои постасность ( νυπστατον , энипостатон), применимый в тех случаях, когда усия сущность, становится конк­ретной ипостасью. Такая терминология допускает на­ личие нескольких сущностей в одной ипостаси, что, в свою очередь, позволяет говорить о составной (или сложной) ипостаси, ипостасис сйнтетос. Говоря фор­ мально, Леонтий употребляет тот же самый термин, что и Севир Антиохийский, который считал, что кон­кретная реальность Христа представляет собой состав­ ную ипостась (или природу). Но у Леонтия эта терми­нология появляется в совсем ином философском кон­ тексте, нежели у Севира. По всей видимости, логика рассуждений Леонтия сводится к тому, что он, как и подобает уважающему себя оригенисту, верил в предсуществование душ. Душа и составляет человеческую «природу» (ибо материя-тело есть следствие грехопа­дения). На христологическом уровне это означает, что предсуществовавший Логос и предсуществовавшая душа-природа вместе составляют ипостасное единство.

http://bogoslov.ru/article/1144159

Леонтий привлек ко Христу многих жителей Ростова, но не успел довершить своего апостольского подвига, который окончился мученическою кончиною. Летописцы молчат о времени преставления великого святителя; по всей вероятности можно полагать, что свт. Леонтий умерщвлен в 1073 году, когда в земле ростовской совершались страшные злодейства проповедниками чудского язычества – волхвами. Тело святителя было погребено в Ростове Великом в церкви Пресвятой Богородицы. Во время пожара в 1160 году этот храм сгорел, и по повелению благоверного князя Андрея Боголюбского в 1162 году на месте прежнего был заложен каменный собор. «23 мая 1164 года при копании рвов нашли гроб, – сказано в его житии преподобным Никоном Летописцем, – покрытый двумя досками, в недоумении открыли и увидели лице (Леонтия), светящегося славою: ризы на нем были, как бы вчера надетые, сколько лет минуло, и не изменилось священное тело его». В руках у него лежал свиток с именами просвещенных им иереев и диаконов. Обретенные мощи переложили в каменный гроб и поместили в церкви во имя святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова на архиерейском дворе. В 1170 году, когда было закончено строительство каменной церкви в честь Пресвятой Богородицы, гроб святителя Леонтия перенесли в этот храм и поставили в нише южной стены. Святой Леонтий, почти не известный при жизни, после смерти сделался таким славным, что кафедра Ростовская стала называться «кафедрою Леонтия чудотворца»; при избрании новых епископов, летописцы писали: «Епископ такой-то поставлен молитвами свт. чудотворца Леонтия». С молитвой ростовцы прибегали к свт. Леонтию. У гроба просветителя ростовской земли совершались многочисленные благодатные чудотворения. Свидетельства о святости жизни епископа Леонтия, чудесных исцелениях и знамениях по его молитвам были собраны епископом ростовским Иоанном (1190–1214). По благословению митрополита Феодора было установлено совершать празднование памяти святителя Леонтия 23 мая/5 июня, в день обретения мощей. Епископ Иоанн написал и канон святителю Леонтию. До 1609 года мощи святителя Леонтия открыто находились в Успенском соборе, но после того как в смутное время поляки похитили гробницу святителя, они были положены под спудом в том же храме у южной стены придела во имя святителя Леонтия.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Ему хочется таким путем представить Леонтия крупным богословом-систематиком, давшим в своем обширном по объему сочинении свод апологетических аргументов против всех еретиков, волновавших Церковь не только в его, но и в более раннее время. Ему хочется доказать сильное влияние Леонтия на императора Юстиниана, на все направление его церковно-религиозной политики, а отсюда и на весь ход церковной жизни на Востоке. Он желает отстоять связь Леонтия с именитым полководцем Виталианом, этим ревностным защитником Православия против монофизитов, а также связь со скифскими монахами, тоже неустрашимыми борцами за религиозную истину. Все это, конечно, высоко поднимает авторитет Леонтия и значение его литературной деятельности. Но легко было, особенно под очарованием, выдвинуть указанные тезисы, и не так легко оказалось доказать их документальными данными. Эти данные, несмотря на тщательные поиски их Лоофсом, свелись всего лишь к намекам, упоминаниям, а более к собственным домыслам и предположениям. Следует признать, что Лоофс обнаружил при этом много находчивости, остроумия и смелости. Начав с одного слова (например, Λεντια в гипотезе о Схолии, или Λεντιος в гипотезе о Леонтии, как скифском монахе и т. д.), он ухитряется развивать такие концепции, которые в конце концов оказываются беспочвенными. Petitio principii 8 – это своеобразный «первородный грех», тяготеющий над всем построением Лоофса. Трагический конец Леонтия-оригениста плохо согласуется с намерением Лоофса окружить своего героя ореолом величия. Но изобретательность и здесь подсказала Лоофсу выход из неудобного положения: для Леонтия в этой принадлежности к оригенистам, передовым людям своего времени, нет ничего компрометирующего, а для нас (для Лоофса в данном случае) в этом факте дается историей объяснение того недоразумения, почему Леонтий не упоминается и не цитируется ни современными ему, ни большинством позднейших историков и писателей. История Леонтия Византийца, являвшегося оригенистом, есть история, зафиксированная документальными данными; и ввиду этого отождествление с ним нашего Леонтия-писателя очень соблазнительно.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

На этом мы оканчиваем наш обзор литературных трудов Леонтия Виз. Из этого обзора для нас во всяком случае выясняется та бесспорная истина, что личность Леонтия Виз., не смотря на всю ее мало известность, есть крупная историческая личность, заявившая о себе широкою полемико-литературной деятельностью. Поставим теперь на обсуждение вопрос о том, как отнеслось к Леонтию Виз. и его литературному наследию потомство, как смотрела на него и как ценила его византийская церковь и ее богословская наука в последующее века. Занятие этим вопросом помимо своего научного интереса имеет ту несомненную важность для нас, что обещает существенно подкрепить все установленные нами тезисы о нашем авторе и его литературных трудах. Глава 4 Значение факта сохранности сочинений Леонтия Виз. в полном их объеме до нашего времени. Непонятное забвение о Леонтии в древне-церковной литературе. Возможные объяснения этого явления: оно не случайно, оно не может обусловливаться предполагаемым оригенизмом Леонтия. Оно есть необходимое следствие особого склада церковной жизни в век Иустиниана, который и сам способствовал затенению Леонтия. Особые черты характера Леонтия и его сочинений, как причина непопулярности их. Упоминания о Леонтии в различных, церковно-исторических памятниках, (в сочинениях Софрония, Германа, Иоанна Дамаскина , Никифора Константипоп. Феодора Студита и др.). Итак, забвение о Леонтии не безусловное и не служит к унижению нашего писателя. Лучшим свидетельством того, что Леонтий Виз. и его сочинения не были обделены вниманием потомства, не были забыты византийской церковью, служит тот факт, как об этом уже и раньше мы замечали, что эти сочинения сохранились до наших времен ни при том в своем полном составе. Тогда как от одних писателей древне-христианской церкви остались лишь одни имена их, да сведения об их утраченных сочинениях, от других дошли лишь фрагментарные остатки их произведений, от третьих – только выдержки и цитаты, сохранившиеся у других писателей, от нашего же Леонтия уцелели все его произведения и в такой (сравнительно) чистоте текста, в какой пришлось сохраниться только редким церковным писателям. Несомненно отсюда, что в византийской церкви всегда находились люди, живо интересовавшиеся сочинениями Леонтия, охотно и с любовью их перечитывавшие и переписывавшие и теме доставившие возможность распространиться этим сочинениям по всему христианскому миру, а чрез то сохраниться в целости до наших дней.

http://azbyka.ru/otechnik/Leontij_Vizant...

С этой точки зрения нет никакого препятствия считать Леонтия Византийского даже и в ранге блаженных Отцов и Учителей Церкви. А это достоинство уже само собой определяет его высокое и непреходящее значение в христианской Церкви: в своих литературных трудах он не перестанет жить среди христиан и учить их разумному пониманию центрального и основного догмата нашей веры – Воплощения Иисуса Христа, не перестанет и предостерегать нас от опасных заблуждений и уклонений от истины, от погибельного раскола со своей Матерью-Церковью. Поставим последний вопрос: нельзя ли считать Леонтия Византийского даже и в числе святых? На этот вопрос мы лично не видим препятствий ответить в утвердительном смысле. Как на авторитет в этом случае мы можем сослаться прежде всего на свидетельство наших богослужебных книг. В церковном году есть день, а именно суббота Недели сырной, когда Св. Церковью творится память всех «преподобных и богоносных Отцов, в подвиге просиявших». В ряду множества имен, прославляемых в положенных на этот день церковных песнопениях, автором которых является преп. Феодор Студит , Церковь вспоминает и о нашем подвижнике Леонтии Византийском и ставит его имя рядом с именем великого преемника его в служении богословской науке – преп. Максима Исповедника . В одном из тропарей 4-й песни канона читаем следующее: «Леонтия пою глубину богословия, Максима же воспеваю пучину учений». Итак, учение Леонтия есть глубина богословия, и имя его потому сопричисляется к преподобным и богоносным Отцам! Но вместе с таким сопричислением возникает для нас и другой вопрос: под каким же числом месяцеслова святых мы должны поместить нашего Леонтия? Церковь Восточная сохранила нам в числе святых, прославленных Богом, немало лиц с именем Леонтия, из которых кроме исторически-известных, как например, Леонтия Мученика 1563 , есть имена и неизвестных, исторически неустановленных личностей. Таково, например, имя преп. Леонтия-философа, значащееся под 19 числом октября месяца. Наш отечественный агиолог архиеп. Сергий думает, что это и есть Леонтий Византийский . «По всей вероятности, – говорит он, – это есть Леонтий, схоластик VII века, после – инок в Лавре св. Саввы, много писавший против еретиков» 1564 . С этой догадкой мы можем вполне согласиться, но с той необходимой поправкой, конечно, что вопреки обычному для почти всех наших ученых исследователей смешению указанный Леонтий на самом деле есть Леонтий – писатель VI века, по родине – схоластик Византийский, по жительству же – монах Иерусалимский, скончавшийся в Новой Лавре св. Саввы Освященного.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

В последующие десять лет, истекшие до Пятого Вселенского Собора, Юстиниан всеми силами старался примирить халкидонских и монофизитских епископов. В поисках нейтрального представителя он случайно наткнулся на оригениста Леонтия Византийского . Когда святой Савва поехал в столицу жаловаться на исох-ристов, эти последние тоже послали к императору делегацию, в составе которой находился и вышеупомянутый Леонтий. Здесь следует заметить, что Леонтий Византийский на самом деле был родом из Иерусалима, и его необходимо отличать от другого богослова того же периода, Леонтия, прозывавшегося Иерусалимским, хотя на самом деле он происходил из Византии. Леонтий Византийский появился на сцене в следующей исторической ситуации. Император Юстиниан занимался поисками богослова, который сумел бы так интерпретировать решения Халкидонского собора, чтобы они оказались приемлемыми для монофизитской оппозиции. Оригенисты же, которые как раз в это время были осуждены, но не желали уходить со сцены, охотно предложили императору свои услуги в качестве лучших специалистов по христологии. До нас дошли три книги Леонтия: «Против несториан и евтихиан»; «30 глав против Севира Антиохийского» и «Эпилисис», или «Против монофизитов» – сочинение, излагающее христологические взгляды автора. Писания Леонтия были впоследствии использованы рядом богословов, в частности его цитировал святой Иоанн Дамаскин . Нужно сказать, что богословский метод Леонтия весьма схоластичен, абстрактен и вполне чужд сотериологической направленности, столь характерной для христологии святых отцов. Однако достоинство мысли Леонтия состоит в том, что он ввел несколько полезных концепций и нашел правильные слова для их выражения. Ему удалось подобрать терминологию, выражающую связь между понятиями природа, φσις (фисис) (­ ουσα (усия), сущность, то есть нечто общее) и ипостась (нечто, выражающее идею самобытности). Леонтий предложил новый термин воипостасность ( νυπστατον, энипостатон), применимый в тех случаях, когда усия (сущность), становится конкретной ипостасью. Такая терминология допускает наличие нескольких сущностей в одной ипостаси, что, в свою очередь, позволяет говорить о составной (или сложной) ипостаси, ипостасис синтетос. Говоря формально, Леонтий употребляет тот же самый термин, что и Севир Антиохийский, который считал, что конкретная реальность Христа представляет собой составную ипостась (или природу). Но у Леонтия эта терминология появляется в совсем ином философском контексте, нежели у Севира. По всей видимости, логика рассуждений Леонтия сводится к тому, что он, как и подобает уважающему себя оригенисту, верил в пред-существование душ. Душа и составляет человеческую «природу» (ибо материя-тело есть следствие грехопадения).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

отцев святой Халкидонский собор и утвердил благочестие» 573 . Что касается христологической терминологии Ефрема, то вся она совершенно одинакова с терминологией Леонтия. Ефрем постоянно рассуждает о φσις, и πστασις, об ννωσις καθ’ πστασιν, об διατα 574 , в том же духе и в тех же словах, как ни наш Леонтий. Но особенную близость Ефрема к Леонтию можно наблюдать в извлечениях из сочинений св. отцев. Ефрем весьма широко пользуется этими извлечениями для подтверждения своих мыслей. Имена цитируемых авторов те же самыя, что и у Леонтия 575 . Затем встречаются у Ефрема выдержки из таких авторов, которые характерны и для нашего Леонтия, как своего рода редкости патристической литературы, таковы напр. извлечение из Ерехтия, еп. Антиохии Писидийской 576 . Далее, Ефрем упоминает дважды о св. Симеоне Столпнике, о Варадате и Иаков, которых хвалит за их мужество в борьбе с противниками Халкидона 577 . Так же отзывается об этих личностях и наш Леонтий 578 . Можно указать, наконец, буквальные заимствования у Леонтия из сочинений Ефрема. Так в помещенной у Леонтия цитате: « μεγλου φραμ, κ το ες τν μαργαρτην λγου " 579 , текст ее оказывается взятым из двух фрагментов сочинений Ефрема, помещенных у Миня 580 . Леонтиевская цитата под заголовком: το σου φραμ κ το ες τν μαργαρρην κατ Μαρκινος (с. 1396А) целиком и дословно взята из соответствующего фрагмета Ефрема 581 . Не располагая полными и подлинными сочинениями Ефрема трудно высказаться, конечно, с точностью о всех позаимствованиях, какие сделал у Ефрема наш автор 582 . Но то не может подлежать сомнению, что Леонтий стоит в близком литературном родстве с Ефремом и даже в некоторой литературной зависимости от него, как пользовавшийся некоторыми местами его сочинений. Последний факт приобретает для нас особенно важное значение именно потому, что он проливает очень яркий свет на самую личность Леонтия и на время его жизни. Ефрем занимал антиохийскую кафедру с 527 года по 545 год 583 . Отсюда писательская деятельность Леонтия должна падать не раньше, как на сороковые-пятидесятые годы VI века 584 . Затем, об Ефреме известно, что он вел усиленную борьбу против оригенистов. В 542 г. он соборне анафематствовал оригенистов, в том числе и Леонтия Византийского 585 . Ясно, что если бы наш автор был оригенистом, то он не стал бы заниматься с таким вниманием сочинениями своего противника, тем более не пожелал бы из них брать цитаты. Таким образом, здесь мы еще раз убеждаемся в том, что Леонтий Византийский «Vitae Sabae» не тожествен с нашим автором, хотя и носить одно прозвище с ним, что наш автор есть особое лицо хотя и жившее одновременно с Леонтием – оригенистом.

http://azbyka.ru/otechnik/Leontij_Vizant...

15. Преподобнаго Евфимия Новаго, Солунскаго (889). Преподобномученика Лукиана, пресвитера Антиохийскаго (312). Святителя Иоанна, епископа Суздальскаго (XI). Священномученика Лукиана Печерскаго, в Дальних пещерах (1243). Мучеников Сарвила и Вевеи (II). Святителя Савина, епископа Катанскаго (760). 16. Святаго мученика Лонгина сотника (I), иже при Кресте Господни. Преподобнаго Лонгина, вратаря Печерскаго, в Дальних пещерах (XIII–XIV). Преподобнаго Лонгина Коряжемскаго (1540). Преподобнаго Лонгина Яренгскаго (1544–1545). 17. Святаго пророка Осии (820 г. до Р. X.). Преподобномученика Андрея Критскаго (767). Преподобнаго Антония Леохновскаго (1611). Мучеников безсребреников Космы и Дамиана, Аравийских, и братий их мучеников Леонтия, Анфима и Евтропия (287 или 303). Перенесение мощей праведнаго Лазаря Четверодневнаго, епископа Китайскаго (898). Икон Божия Матери, именуемых «Прежде рождества и по рождестве Дева» (1827) и «Избавительница». 18. Святаго апостола и евангелиста Луки (I). Преподобнаго Иосифа, игумена Волоцкаго, чудотворца (1515). Мученика Марина (IV). Преподобнаго Иулиана (IV). 19. Святаго пророка Иоиля (800 г. до Р. X.). Мученика Уара и с ним семи учителей христианских (ок. 307). Преподобнаго Иоанна Рыльскаго (перенесение мощей, 1238) 2 . Блаженныя Клеопатры и сына ея Иоанна (327). Священномученика Садока, епископа Персидскаго, и с ним 128 мучеников (342). Благовернаго царевича Димитрия Угличскаго (рождение, 1582). 20. Святаго великомученика Артемия (362). Праведнаго отрока Артемия Веркольскаго (1545). Зри: Суббота пред 26 октовриа – днем памяти великомученика Димитрия Солунскаго – Димитриевская родительская суббота, поминовение усопших. 21. Преподобнаго Илариона Великаго (371–372). Преподобнаго Илариона, схимника Печерскаго, в Дальних пещерах (XIII–XIV). Преподобнаго Илариона Псковоезерскаго, Гдовскаго (1476). Преподобных Феофила и Иакова Омучских (ок. 1412). Мучеников Дасия, Гаия и Зотика (303). Святителя Илариона, епископа Меглинскаго (перенесение мощей, 1206).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010