Утром Адрий и Паулина узнали о чуде и попросили сщмч. Стефана крестить их вместе с Неоном и Марией. Папа исполнил их просьбу. Адриан и Паулина с детьми поселились в крипте вместе с И. и начали раздавать бедным свое имущество. Когда Валериан узнал, что греки, вместо служения своим богатством языческим богам, оказывали помощь нищим, он приказал найти Адриана и Паулину, обещая в награду половину их состояния. Некий Максим, желая разбогатеть, назвался христианином и хитростью проник в дом к верующим. Однако там в него вселился бес, он катался по земле и умолял присутствующих избавить его от мучений. По молитве христиан, Максим пришел в себя, раскаялся и принял крещение от папы Стефана. Узнав об этом, Валериан приказал привести Максима, к-рый смело исповедал Христа и был сброшен с моста. 19 нояб. пресв. Евсевий похоронил останки мученика в катакомбах Каллиста на Аппиевой дороге. Затем Валериан приказал 70 солдатам доставить к нему Адрия и Паулину с детьми, И. и пресв. Евсевия. Через 10 дней их привели на форум Траяна, куда пришел и диак. Маркелл. Христиан допросили поодиночке, а затем бросили в Мамертинскую тюрьму. Через 3 дня арестованных предали мучениям: с них сняли одежду и стали избивать палками на глазах у Неона и Марии; Паулина умерла от ударов. 20 окт. Евсевия и Маркелла обезглавили недалеко от амфитеатра. Через 7 дней И. и Адрий с детьми были доставлены к Секундиану и Прову, помощникам Валериана, к-рые тщетно пытались заставить их отдать имущество и принести жертвы богам, обещая за это даровать им жизнь. Секундиан приказал бичевать Неона и Марию, а затем отрубить им головы (27 окт.). Папа Стефан похоронил их тела на Аппиевой дороге рядом с захоронениями Паулины, Евсевия и Маркелла. По приказу Валериана И. и Адрия подвергли новым мучениям: их ребра опаляли факелами, мучеников били по щекам свинцовыми битами, затем привели на Антониев мост и истязали до тех пор, пока святые не испустили дух. Ночью (9 нояб.) диак. Ипполит похоронил останки умерших на Аппиевой дороге.

http://pravenc.ru/text/673793.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИППОЛИТ, ЕВСЕВИЙ, МАРКЕЛЛ, МАКСИМ, АДРИЙ, ПАУЛИНА, НЕОН, МАРИЯ, МАРТАНА И ВАЛЕРИЯ предыдущая статья ИППОЛИТ, ЕВСЕВИЙ, МАРКЕЛЛ, МАКСИМ, АДРИЙ, ПАУЛИНА, НЕОН, МАРИЯ, МАРТАНА И ВАЛЕРИЯ [лат. Hippolytus, Eusebius, Marcellus, Maximus, Hadrias, Paulina, Neon, Maria], мученики Римские, [Martana et Valeria], святые (общая пам. зап. 2 дек.). Мученичество святых сохранилось в 2 сравнительно поздних рукописях и было впервые опубликовано Дж. Б. Де Росси в 1877 г. по одной из них (Vat. lat. 5696, XII в.). Рукопись XI в. (Vat. S. Pietro. A. 5) содержит неполный текст с различными вариантами чтения, указанными на полях. Согласно Мученичеству, при консулах Валериане и Луцилле (265) в подземельях (криптах) жил монах по имени И., к нему приходили за наставлениями мн. христиане. И. обращал в христ. веру язычников и приводил к сщмч. Стефану I , еп. (папе) Римскому (254-257), чтобы тот крестил их. Префект Рима Максим (255-256) донес Валериану, а тот имп. Децию (249-251) о том, что мн. граждане не почитают богов. Император приказал всем принести жертву Юпитеру. Тогда сщмч. Стефан обратился к христианам и укрепил их в вере, а язычников призвал отвратиться от культа богов; затем он повелел христианам привести друзей и родственников-язычников, чтобы крестить их. И. представил папе Стефану юных племянников, Неона (10 лет) и Марию (13 лет); их мать Паулина, сестра И., была язычницей, а отец Адрий исповедовал Христа. После 3 дней пребывания детей с дядей и сщмч. Стефаном родители нашли Неона и Марию в общине христиан. И. тщетно пытался убедить Адрия отказаться от имущества, которое он привез из Греции, а Паулину обратиться к христ. вере. Адрий не хотел терять состояние, Паулина сказала, что они прибыли в Рим по обету, чтобы увидеть храм Юпитера на Капитолии и принести жертвы богам. К Адрию и Паулине пришли пресв. Евсевий и диак. Маркелл с проповедью о Царствии Небесном. Ночью Евсевию принесли парализованного ребенка Понтиана, к-рого он исцелил и крестил, а затем приобщил всех верующих к Телу и Крови Христовой.

http://pravenc.ru/text/673793.html

(Афанасия) начали преследовать ночью 22 Фаменофа  , и на следующий день он удалился из церкви Феоны, крестив многих. По истечении четырех дней Григорий Каппадокиец вступил в город, как епископ. В следующем (340) году: воскресенье Пасхи 14 Фармуфа  , — возраст луны 15, — в 3 день апрельских календ, — епакта 7, седмичный день 2, — в тринадцатый год индиктиона, в консульство Акиндина и Прокла, в правление того же Филагрия, епарха Египта. — Григорий упрочил свою власть после многих жестокостей; посему (Афанасий) не писал праздничного послания. Ариане провозгласили пасхальное воскресенье на 27 Фаменофа; а когда они за такую погрешность подверглись посмеянию, то в половине Поста изменили свое мнение и отпраздновали воскресенье Пасхи с нами вместе — 14 Фармуфа  , как сказано выше. (Афанасий) объявил о нем пресвитерам Александрийским посредством краткого послания, так как, по случаю бегства и преследования, не мог отправить обычного послания. В следующем (341) году: воскресенье Пасхи 24 Фармуфа, — возраст луны 16, — в 13 день майских календ, — епакта 18, седмичный день 3, — в четырнадцатый год индиктиона; в консульство Маркеллина и Пробина, в управление Египтом Лонгина епарха, что из Никеи. — Августамника разделилась, поелику Григорий, живя в городе, проявил свою жестокость; по случаю болезни, и на этот раз епископ также не писал праздничного послания. В следующем (342) году: воскресенье Пасхи 16 Фармуфа, — возраст луны 16  , — в третий день апрельских идов, — епакта 29  , седмичный день 4, — в пятнадцатый год индиктиона; в третье консульство Констанция и второе — Констанса, в управление Египтом Лонгина епарха, что из Никеи. — Поскольку Григорий находился в городе, — тяжко больной, — епископ не мог писать послание. В следующем (343) году: воскресенье Пасхи 1 Фармуфа, — возраст луны 15  , — в 6 день апрельских календ, — епакта 11, седмичный день 5, — в первый год индиктиона; в консульство Плацида и Ромула, в правление того же Лонгина, что из Никеи, епарха Египта. — В этом году был собор в Сардике. Ариане, прибыв туда, удалились в Филиппополь. Это посоветовал им там Филагрий. Повсюду они подверглись порицанию и даже Римской Церковью были отлучены. Урзаций и Валент писали покаянную грамоту епископу Афанасию и потерпели посрамление. В Сардике пришли к соглашению относительно (празднования) Пасхи. Определен был период в пятнадцать лет, после которого Римляне н Александрийцы всюду объявляли бы о сем (празднике) по обычаю. (Афанасий) опять писал праздничное послание. В следующем (344) году: воскресенье Пасхи 20 Фармуфа, — возраст луны 19  , — в 17 день майских календ, — епакта 21  , седмичный день 6  , — во второй год индиктиона, в консульство Леонтия и Саллюстия, в правление Палладия, при епархе Египта Итале. — Когда (Афанасий) возвращался с собора, то провел некоторое время в Нессе  и там праздновал Пасху. О дне пасхального празднества он объявил Александрийским пресвитерам, а в провинциях он не мог сделать объявления.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=679...

Иоанна Дамаскина : . «Плоть Господа, не существующая сама по себе ( μ ποστ σа καθ’ αυτην) ни в один момент времени, является не ипостасью, но скорее воипостасным, ибо она субстанцировалась в ипостаси Бога Слова ( ν γρ τ ποστσει το Θεο Λγου πστη) " 2251 . Здесь выражение πστη ν «получить ипостасное существование в’ представлено как расширенное истолкование понятия воипостасного, подтверждением чему служит союз γρ «ибо». Преп. Иоанн Дамаскин в данном пассаже, очевидно, опирался либо на текст Леонтия, либо на иной текст, служивший источником и для Леонтия (срав. у Леонтия «некоторые, однако, говорят»). Об этом свидетельствует и аллюзия на то, что человечество Христа не существовало ни в один момент времени самостоятельно, и фраза о субстанцированности человечества в Логосе, а также один и тот же глагол ποστ ναι, хотя и употребленный в различных временах ( ποσται – πστη). Таким образом, можно без преувеличения сказать, что сам Иоанн Дамаскин интерпретирует слова Леонтия ποστναι ν, как νυπστατον. Это, в свою очередь, означает, что Леонтий параллельно с употреблением слова «воипостасное» в значении реально существующего понимает его так же, как существующее в чем-либо. Данная фраза, таким образом, вынуждает не согласиться с категоричными утверждениями Дейли, что идея во- ипостазирования плоти Христа в ипостаси Логоса не имеет ничего общего с Леонтием Византийским 2252 . К таким же выводам пришел в своей недавней статье Ричард Кросс (Richard Cross) 2253 . Тем более сложно согласиться с категоричностью утверждений Daley, если сомневаться в правомерности различения между Леонтием Византийским и Леонтием Иерусалимским . Лоофс отождествлял Леонтия Византийского и Леонтия Иерусалимского 2254 . Его выводам следовал целый ряд исследователей, в частности, В. Рюгамер, Ю. Юнглас, В, Грюмель. В 1944 году М. Ришар в своей статье Leonce de Jerusalem et Leonce de Byzance 2255 изложил доводы в пользу того, что Леонтий Византийский и Леонтий Иерусалимский – это два различных лица. Невзирая на эти доводы, некоторые исследователи по-прежнему продолжают отождествлять двух авторов 2256 . Нам же, по всей видимости, следует остановиться на том, что установить окончательное тождество или различие между двумя Леонтиями невозможно 2257 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

Святой Леонтий, почти неизвестный при жизни, после смерти сделался таким славным и популярным, что кафедра Ростовская называлась «кафедрою Леонтия чудотворца»; при избрании новых епископов Ростову, летописцы замечают, что «поставлен молитвами св. чудотворца Леонтия» такой-то епископ. С молитвой ростовцы прибегали к св. Леонтию. У гроба просветителя Ростовской земли совершались многочисленные благодатные чудотворения. Свидетельства о святости жизни епископа Леонтия, чудесных исцелениях и знамениях по его молитвам были собраны епископом Ростовским Иоанном (1190–1214). По благословению митрополита Феодора было установлено совершать празднование памяти святителя Леонтия 23 мая/5 июня, в день обретения мощей. Епископ Иоанн написал и канон святителю Леонтию. До 1609 года мощи святителя Леонтия открыто находились в Успенском соборе, но после того, как в смутное время поляки похитили гробницу святителя, они были положены под спудом в том же храме у южной стены придела во имя святителя Леонтия, где находятся до настоящего времени. Святой Леонтий — один из самых великих святителей земли Ростовской. Он велик по действиям земной жизни, как равноапостольный просветитель Ростовского края; он велик и на небе, как сильный молитвенник за землю Русскую. Святитель Леонтий стоит в ряду первых приемников апостольского служения Русской Церкви, вслед за святой равноапостольной княгиней Ольгой († 969; память 11/24 июля) и великим равноапостольным князем Владимиром († 1015; память 15/28 июля). Евфросиния Полоцкая, преподобная Преподобная Евфросиния, игумения Полоцкая, в миру Предислава, была правнучкой в пятом поколении святого равноапостольного князя Владимира († 1015; память 15/28 июля) и дочерью князя полоцкого Георгия Всеславича. С детских лет она была обучена чтению Псалтири и других книг Священного Писания. Любовь к книжному учению сочеталась у нее с усердной молитвой, внешняя красота — с целомудрием и глубокой сосредоточенностью. Слава о ее мудрости и красоте распространилась далеко за пределы Полоцкой земли. Многие князья просили руки Предиславы. Однако все предложения о браке она отвергала. Однажды, узнав, что родители хотят обручить ее с одним из знатных князей, она тайно ушла из дома в обитель, где ее тетя — игумения Романия (вдова князя Романа Всеславича) — была настоятельницей. Несмотря на молодость и красоту Предиславы, игумения не испугалась возможного гнева ее родителей и, призвав священномонаха, повелела ему облечь молодую княгиню в иноческий образ с именем Евфросиния. Узнав о том, родители горько плакали о ней как бы об умершей, но предоставили ее воле Господа.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Чтобы оправдать свои преувеличенные заключения, Лоофс нагромождает гипотезу на гипотезу, от внешнего сходства и легких намеков, какие подвертываются ему под руку в различных исторических материалах, он сразу переходить к широким обобщениям и категорическим утверждениям. Ему хочется таким путем представить Леонтия крупным богословом-систематиком, давшим в своем обширном по объему сочинении свод апологетических аргументов против всех еретиков, волновавших Церковь не только в его, но и в раннейшее время. Ему хочется доказать сильное влияние Леонтия на императора Иустиниана, на все направление его церковно-религиозной политики, а отсюда и на весь ход церковной жизни на востоке. Он желает отстоять связь Леонтия с именитым полководцем Виталианом, этим ревностным защитником православия против монофиситов, а также и связь со скифскими монахами, тоже неустрашимыми борцами за религиозную истину. Все это, конечно, высоко поднимает авторитет Леонтия и значение его литературной деятельности. Но легко было, особенно под очарованием, поставить означенные тезисы, и не так легко оказалось доказать их документальными данными. Эти данные, не смотря на тщательные поиски их Лоофсом, свелись всего только к намекам, к упоминаниям, и больше к собственным домыслам и предположениям. Лоофс обнаружил при этом, нужно сознаться, много находчивости, остроумия и смелости. Начавши с одного слова (напр., « Λεντια» в гипотезе о Схолии, или « Λεντιος» в гипотезе о Леонтии, как скифском монахе и т. д.), он ухитряется развивать такие концепции, которые в конце концов оказываются беспочвенными. Petitio principii – это первородный грех , тяготеющий над всем построением Лоофса... Трагический конец Леонтия-оригениста плохо вяжется с намерением Лоофса окружить своего героя ореолом величия. Но изобретательность и здесь подсказала Лоофсу выход из неудобного положения: для Леонтия в этой принадлежности к оригенистам, передовым людям своего времени, нет ничего компрометирующего, а для нас, (для Лоофса в данном случае), в этом факте дается историей объяснение того недоразумения, почему Леонтий не упоминается и не цитируется ни современными ему, ни большинством позднейших историков и писателей.

http://azbyka.ru/otechnik/Leontij_Vizant...

Во второй половине VIII века мы встречаемся со свидетельством о Леонтии святого Иоанна Дамаскина . Мы имели уже случай заметить, что между обоими этими писателями наблюдается тесная литературная связь, и эта связь при более глубоком изучении оказывается не только идейной, но даже вербальной. Язык, стиль, терминология и аргументация, все это в сочинениях И. Дамаскина настолько сильно напоминает Леонтия Виз., что становится по многим местам затруднительным провести черту различия между этими обоими писателями. Так все главное сочинение Дамаскина: «Источник знания» ( Πηγ γνσεως) с его разделением на три части: «Философские главы», «О ересях» и «Точное изложение православной веры» 386 очень родственны по внутреннему содержанию и по внешнему изложению соответствующим местам из трудов Леонтия Виз. Но вот здесь мы встречаемся и с прямою ссылкой Дамаскина на Леонтия: «итак, здесь естество Слова он (Кирилл Александ. в формуле: μα φσις...) употребил вместо естества. Ибо если бы он принял естество за ипостась, то не неуместно было бы сказать это и не прибавляя слова: воплотившееся, ибо, говоря просто об Ипостаси Бога Слова, мы не погрешаем. Подобным образом и Леонтий Виз. понял изречение в отношении к естеству, а не в смысле ипостаси 387 . В сочинении Леонтия «De sectis» мы, и действительно, находим это воспроизведенное Дамаскиным место 388 . Еще более подробное в том же духе истолкование формулы: μα φσις дано Леонтием в сочинениях: «Contra Monophys.» и «Capita 30» 389 . Особенно же яркое сходство между Леонтием и Дамаскиным наблюдается при сравнении сочинений « γχειρδιον» и «Contra Iacovitas» Дамаскина со всеми сочинениями Леонтия вообще. Здесь усматривается согласие обоих авторов во множестве мыслей и выражений, так что факт пользования Леонтием со стороны Дамаскина становится непререкаемым 390 . Этот несомненный факт литературной связи между И. Дамаскиным и Леонтием Виз. и очевидной зависимости первого от последнего для нас представляет темь большую важность и значение, что И. Дамаскин занимает совершенно исключительное место среди богословов-христологов, как давший первое и образцовое изложение христианских догматов с философским их обоснованием. Если такой писатель и церковный авторитет цитирует Леонтия и широко утилизирует произведения его мысли и пера, то значить и сам Леонтий был не без известным автором, теме более не был в пренебрежении у богословов.

http://azbyka.ru/otechnik/Leontij_Vizant...

Никто из них не вдается в детальное обсуждение, но все используют имя свт. Кирилла в качестве ярлыка для христологии Леонтия. Недавно Линч приводил аргументы в пользу того, чтобы рассматривать Леонтия как «кирилловца» 1997 . Он отверг попытку Эванса представить Леонтия как оригениста в традиции Евагрия и, исходя из этого, без достаточных оснований пришел к выводу, что Леонтий «очевидным образом относится к лагерю Кирилла». Линч основывает свою интерпретацию христологии Леонтия как кирилловской на том, что и Леонтий, и Кирилл были в оппозиции к Феодору Мопсуестийскому, что некоторые выражения присутствуют как у Леонтия, так и у Кирилла, а также на том факте, что «для сторонника Кирилла душа Христа возникла одновременно с телом в момент Воплощения» 1998 . Однако этих доводов, даже вместе взятых, недостаточно для того, чтобы продемонстрировать, что Леонтий был кирилловцем. Последнее соображение является убедительным аргументом против утверждения, что Леонтий был оригенистом, но в нем нет ничего специфически кирилловского. Главная черта христологии свт. Кирилла заключается не в том, что Слово восприняло человеческое тело и человеческую душу одновременно в момент Воплощения, как утверждает Линч. Основное ударение Кирилл делает на том, что Слово было соединено с человечеством καθ’ πστασιν «по ипостаси» (иными словами, «чтобы составить одну ипостась», так что после соединения две природы Христа могут быть различаемы только мысленно), или что Слово и плоть составляют νωσις φυσικ «природное единство» или νωσις κατ φσιν «единство по природе», и что поэтому во Христе мы имеем μα φσις (или πστασις) το θεο Λγου σεσαρκωμνη «одну Воплощенную природу (или ипостась) Бога Слова». Между христологической формулой свт. Кирилла и позицией, занятой Леонтием, например, в Тридцати главах, бездна различий. Поэтому когда Леонтий подчеркивает, что Христос – одна ипостась и что соединение Слова с человечеством происходит по Его собственной инициативе, он делает это в контексте строго дифизитской, а не александрийской или кирилловской христологии.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

Кн. 22 (далее – Ананий Фёдоров. Историческое собрание о богоспасаемом граде Суздале. – Ред.). Суздаль по летописям видим уже в 1024 г. (Собр. л. 5, 135. 7, 328. 329; Никон. л. 1, 130). 868 Собр. л. 4, 102. 6, 128. 9, 14. Прежде свт. Леонтия в Ростове «Феодор, Феогност, Феодор, Иларион, Феогност, Феодор». По житиям свв. Леонтия и Аврамия, после Феодора занимал кафедру в Ростове не Феогност, а Иларион. То же по известию о сгоревшей первой Ростовской церкви: «а служило у той церкви епископов 7: 1 епи­скоп Феодор, 2 епископ Иларион, 3 епископ Леонтий чудотворец»... и пр. ( Макарий (Булгаков) , митр. История Русской церкви. Т. 2). Не приходил ли Феогност в Ростов со случайным поручением правительства? 869 Востоков А. Описание рукописей Румянцевского музеума. 156, 160. Рас­пространенное житие свт. Леонтия см.: Православный собеседник. 1858. 1. 871 В житии свт. Леонтия «тот был первый епископ Ростову Феодор. И крести Ростовскую землю и Суздальскую и церковь в Ростове во имя Владычицы нашей Богородицы Приснодевы Марии и устрои ю чудну вельми и – много поучив я вере христианстей; но не можаше их уверити до конца, искони злому их неверствию укоренившуся. И изгнан бысть от них. Се же слыша патриарх (?), яко Феодор епископ многи люди крести, но не можаше их привести до конца в познание истинного Бога, но изгнан быв избежа от них; патриарх же паки вскоре избра от своего клироса Лариона именем. Краткое житие свт. Леонтия: бывшие там прежде него (Леонтия) епископы Феодор и Иларион удалились оттуда, не терпя неверия и гонения от народа. 873 Ананий Фёдоров. Историческое собрание о богоспасаемом граде Суздале. Здесь документами доказано, что в честь свт. Феодора епископа строились храмы и память его праздновалась 8 июня. Служба ему и святителю Иоанну написана была иноком Григори­ем, описавшим и жизнь прп. Евфимия, в конце XV в. У Анании показаны и чудеса святите­ля. Служба ему в ркп. XVII в. (у Толстого 2 1911). Ср. Владимирский. сборник, стр. 165. В одном списке святцев сказано: «преставился в л.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Закоренелые язычники взволновались, их неприязнь к просветителю росла, и, наконец, собравшись огромной толпой, одни с дубинками, другие с оружием в руках, отправились они к собору, чтобы убить или выгнать Леонтия. Причт соборный испугался, но святитель был покоен и укреплял бывших с ним, говоря: «Не бойтесь, дети, без Божией воли ничего они не сделают нам». Святой епископ Леонтий облачился в святительские одежды и приказал то же сделать клирикам храма. С крестом в руках он вышел навстречу язычникам. Апостольская твердость и спокойствие святителя Леонтия перед грозившей смертью остановили возбужденную толпу, а исполненное благодати его слово произвело на людей еще большее воздействие, и многие из них приняли святое крещение. С того момента святитель Леонтий стал более успешно утверждать свет Христовой веры в земле Ростовской. «Тогда начал отходить от нас мрак идольский и воссиял свет благоверия», — говорит древнее ростовское слово в память Леонтия. С проповедью о Христе Спасителе он обходил окрестную землю, и путь его отмечался утверждением Православия в местах прежнего идолослужения. Апостольский подвиг святителя Леонтия увенчался мученической кончиной. В 1073 году он был убит закоренелыми язычниками по указанию волхвов. Тело святителя было погребено в Ростове Великом в церкви Пресвятой Богородицы. Во время пожара в 1160 году этот храм сгорел, и по повелению благоверного князя Андрея Боголюбского († 1174; память 4/17 июля) в 1162 году на месте прежнего был заложен каменный собор. «23 мая 1164 года при копании рвов нашли гроб, — сказано в его житии Никоном летописцем, — покрытый двумя досками, в недоумении открыли и увидели лице (Леонтия), светящегося славою: ризы на нем были как бы вчера надетые, сколько лет минуло и не изменилось священное тело его». В руках у него лежал свиток с именами просвещенных им иереев и диаконов. Обретенные мощи переложили в каменный гроб и поместили в церкви во имя святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова на архиерейском дворе. В 1170 году, когда было закончено строительство каменной церкви в честь Пресвятой Богородицы, гроб святителя Леонтия перенесли в этот храм и поставили в нише южной стены.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010