2 Пскович Александр Князев , автор статьи под, заглавием «Деятельность высокопр. Евгения, митрополита Киевского, на Псковской кафедре» («Духовная беседа» 1868-й г. В отделе «церковная летопись» 1) говорит: «Крыпецкий монастырь особенно любим был Евгением. По мысли пр. Евгения и с принесением им посильной жертвы, устроена новая рака для преподобного Савлы Крыпецкого, мощи которого почивают здесь. В этом монастыре Евгений думал даже провести остаток дней своих на покое. Уже он выстроил и дом для этого, который до сих пор остается лучшим из всех настоятельских монастырских помещений в Псковской епархии. Близ Крыпецкого монастыря, в конце аллеи, ведущей к монастырской усыпальнице, имеющей вид часовни, между деревьями, ее окружающими, красуются две большие ели, одна против другой, на противоположных сторонах, посаженные собственноручно двумя друзьями на память: преосвящ. Евгением и знаменитым Псковским купцом Шариным Каждый из них, на том дереве, которое – посадил, тогда же вырезал и свое имя. Эти имена и теперь ясно видны» (стр. 11 и 13-я). 3 См. книгу: «Архиепископ Евгений Казанцев. Биографический очерк». Сост. протоиерей И. Благовещенский. Москва, 1875 г. (стран. 48). 4 Аракчеевская партия, получившая теперь преобладание в духовном правительстве, сильно ратовала вообще против всего того, что появилось и окрепло в русской церковной жизни под влиянием и покровительством бывшего обер-прокурора Св. Синода князя А. Н. Голицына. В частности, она особенно рьяно возставала против сущоствования Библейского Общества, а также не одобряла направление ново-учрежденных духовных академий, находя неудовлетворительными успехи и поведение новых их, воспитанников, кичившихся между теми своими учеными степенями магистров и кандидатов богословия. В этом отношении М. Евгений вполне присоединился к мнениям и намерениям, Аракчевской партии, хотя были попытки склонить его, вскоре после приезда его в С.-Петербург, на сторону партии Голицынской. Но что касается Библейского Общества, то партии Аракчевской удалось закрыть его лишь по смерти импер.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

76 П. Попов, «Император Николай I», М. 1899. – Н. К. Шильдер, «Император Александр I», т. IV, стр. 70. – «Материалы и черты к биографии императора Николая I и к истории его царствования», под редакцией Н. Ф. Дубровина, в «Сборнике Императорского Русского Исторического Общества», т. XCVIII, Спб. 1896. – Н. К. Шильдер, «Пятьдесят лет русской истории» – в приложении к «Ниве» 1901 г. – «Император Николай I и краткий обзор событий его царствования», Спб. 1899. – Н. Д., «Несколько слов в память императора Николая I», в «Русской Старине» 1896 г., I, 449–470. – А. Шидловский, «Болезнь и кончина императора Николая Павловича», в «Русской Старине» 1896 г., II, 615–631. 79 «О обращении в христианство мезенских самоедов в 1828–1830 гг.», в «Христ. Чтении» 1851 г., 64–83. – «Сведение о миссионере архимандрите Вениамине», в «Христ. Чтении» 1851 г., I, 84 и сл. 80 «Дневник архиепископа ярославского Евгения Казанцева», в «Душеполезном» Чтении» 1868 г., кН. Х. – Протоиерей I. Благовещенский, «Особенно замечательные черты жизни и характера преосвященейшего Евгения, архиепископа ярославского», в «Душ. Чт.» 1869 г., I. – Протоиерей А. Сулоцкий , «Архиепископ Евгений Казанцев, как архипастырь тобольский», в «Страннике» 1872 г., II. 81 П. В. Птохов, «Архимандрит Макарий Глухарев, основатель алтайской миссии», М. 1899. – Д. Д. Ф. (Филимонов), «Материалы для биографии основателя алтайской миссии, архимандрита Макария», изд. 2-е, М. 1892. – «Письма покойного миссионера, архимандрита Макария, бывшего начальником алтайской миссии», чч. I и II, М. 1860. – В. И. Карпов, «Воспоминание о болховском архимандрите Макарие, учителе алтайской миссии», в «Страннике» 1876 г. – Священник А. Лавров, «Архимандрит Макарий, начальник алтайской церковной миссии», в «Страннике» 1860 г., кН. VIII. 83 И. Барсуков, «Иннокентий, митрополит московский и коломенский, по его сочинениям, письмам и рассказам современников», М. 1883. – E. А. Сысоева, «Жизнь и подвиги Иннокентия, проповедника Евангелия на алеутских островах», Спб. 1892. – «Письма Иннокентия, митрополита московского и коломенского», собраны И. Барсуковым, кн. I-III, Спб. 1897–1901.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Smolitsch. Leben und Lehre der Starzen (1936). S. 168–177 (2-е изд.: 1952. S. 151–159); idem. Russisches Mönchtum. S. 453 и след., 521–524. См. ниже § 23. Архим. Пимен. Воспоминания, в: Чтения. 1877. 1. С. 407. См. главы о богословской науке в т. 2. О Евгении: Абрамович Д. И. Памяти митрополита Евгения Болховитинова, в: Исторический архив. СПб., 1919. 1. С. 190–223 (библиогр. и список трудов митрополита Евгения); Переписка Макария, митрополита Московского, в: ТКДА. 1907. 11. С. 480; ср.: У Троицы в Академии (1914). С. 643. Листовский И. Филарет, архиеп. Черниговский. М., 1887. С. 24; о влиянии А. В. Горского на Филарета см.: У Троицы в Академии. С. 343, 323; о цензурных трудностях: Котович. Ук. соч. С. 187; У Троицы в Академии. С. 408. Епископ Никодим Казанцев, ученик Филарета в Московской Духовной Академии, характеризует его как человека замкнутого, но замечательного ученого (Жизнь архимандрита Никодима Казанцева, в: БВ. 1910. 3. С. 627). См. также главы о богословской науке в т. 2. Об этом ученом и исследователе см. в т. 2. См. § 21 и соответствующие главы в т. 2. О Филарете Дроздове см.: Флоровский. Пути русского богословия. С. 166–184, 542 и след. Подробнее об этой стороне деятельности митрополита Филарета см. в т. 2. Знаменский. Приходское духовенство (1873). С. 615, 628. Митр. Антоний. Речи. 3-е изд. (1912). С. 11. Цит. по: Чистович. Феофан Прокопович (1868). С. 325 и след.; ср. § 23. Знаменский. Приходское духовенство. С. 400. Впервые это сочинение было издано В. И. Саввой под названием «Сочинение против епископов XVIII века», в: Чтения. 1909. 1. С. 25, 35. Савва датирует его временем между 1744 и 1764 гг. и считает автором также протоиерея Петра Алексеева. Датировка Знаменского, видимо, ближе к истине. Очевидно, критика епископата Алексеевым относится к тому времени, когда заседала Комиссия по составлению нового законоуложения. Возможно, ему были известны «пункты» Святейшего Синода (см. § 8), в которых духовенство подразделялось на два класса. Как один из первых борцов против безраздельного господства епископов Алексеев является довольно яркой фигурой из числа белого духовенства XVIII в.; см. о нем: Розанов (см. библиогр.

http://sedmitza.ru/lib/text/439974/

Державин открыл массу преступлений и злоупотреблений со стороны губернатора и губернских чиновников, с которыми, говорилось во всеподданнейшем докладе, имел тесные сношения епископ калужский Феофилакт. Однако при содействии Сперанского дело замяли. Теперь же Феофилакт покушался отнять от него управление подлинно родными детищами — семинариями! О том ли пещься надо! Общее состояние Православной Церкви вселяло тревогу. В письме митрополиту Амвросию в 1804 году Платон писал: «… молиться о корабле церкви очень и очень должно. Усилились: 1) неверие, 2) философия, маскою христианства прикрытая, 3) папизм. До какой степени лукавы и злобны его орудия — иезуиты…» Верхи уклонялись в мистицизм, низы — в раскол. Борьбе и с тем и другим не виделось конца. Душевную радость старику доставило пострижение в монашество Андрея Казанцева. Он давно направлял на этот путь любимого своего ученика, предостерегал его от явных искушений: то граф Кирилл Алексеевич Разумовский приглашал в учителя,то один священник готов был сдать Андрею свое место с взятием его дочери в жены. Но Господь судил иначе. 16 декабря 1804 года Казанцев был пострижен наместником лавры архимадритом Симеоном с именем Евгения, a 6 января 1806 года митрополит Платон в Троицком соборе лавры рукоположил Евгения в сан иеромонаха. В том же январе 1806 года Александр Федорович Лабзин начал в Москве издание нового журнала под названием «Сионский вестник», быстро превратившийся в идейный центр мистицизма. 22 июня митрополита постиг апоплексический удар, от которого он оправился спустя два месяца, да и то не вполне — ослабли язык и правая рука. Для посторонних взоров владыка заметно одряхлел, но дух его оставался тверд. Глава 8. Выбор пути В июньский день 1808 года в Спасо-Вифанской церкви заканчивалась обедня. Церковь была заполнена семинаристами, не уехавшими на вакации домой, монахами и богомольцами. Владыка Платон находился, по обыкновению, на клиросе, ожидая, когда запоют его любимые «Иже херувимы». Вдруг он заметил, что перед северными вратами в алтарь стоит свеча — видно, причетник забыл ее отодвинуть, а сейчас предстоял Великий вход. Платон сказал стоявшему рядом незнакомому священнику:

http://azbyka.ru/fiction/vek-filareta/

Печальное положение миссионерства на севере Тобольской епархии всегда обращало на себя внимание местной духовной власти. В видах улучшения состава миссионеров ею вызывались нужные лица из России, приглашались также на дело проповеди и вдовые священники местной епархии; но как те, так и другие отказалась посвятить себя этому делу. Все это повело к тому, что в 1888 г. преосвященный Авраамий Тобольский вошел в Св. Синод с проектом о закрытии кондинской миссии и об образовании вместо неё женской общины, которая влияла бы на инородцев примерною жизнью инокинь. Св. Синод согласился с этим проектом, и в 1891 г. при преосвященном Иустине последовало открытие новой общины. В Кондинск отделена была часть сестер Иоанно-Введенской обители, назначен туда священник и устроена школа для девочек. Можно надеяться, что в аккуратных женских руках как материальное благосостояние монастыря, так и нравственное влияние общины на окрестных инородцев будут не без пользы. Мы уже упоминали, что с двадцатых годов настоящего столетия в западной Сибири начинается оживление православного миссионерства, выразившееся в учреждении разных миссий. Мы проследили возникновение и деятельность миссий северного края Тобольской епархии. Но мы также упоминали, что по представлению Тобольского архиепископа Евгения Казанцева Св. Синод разрешил учреждение миссии и на юге Тобольской епархии. Южная или алтайская миссия таким образом и была учреждена в 1828, а открыта в 1830 году. Она имеет своею целью обращение в православную веру алтайских инородцев – татар, калмыков и др. В декабре 1828 года указом Св. Синода на имя Евгения, архиепископа Тобольского, предписано было открыть на Алтае, в Бийском округе, духовную миссию для обращения в христианство кочующих там язычников. На святое и многотрудное дело начальствования над этой миссией, по предложению Св. Синода, разосланному во все монастыри России, добровольно вызвался о. архимандрит Макарий и приехал в Тобольск, где в архиерейском доме прожил около года, изучая татарский язык.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

(Продолжение следует) 784 Примеч. Мы окончили разбор пашковской рукописи, напечатанной в «Богослов. Вестн.», апр. 1892 г. Содержание этой рукописи – чисто отрицательного характера. Искусственным (и – нужно сознаться – довольно искусным) подбором библейских свидетельств сектанты усиливаются здесь отуманить головы простецов, поколебать в них веру в отличительные догматы православия, обвинить Церковь нашу во многих тяжких преступлениях против Бога и тем внушить сильное против неё предубеждение. В намерении вождей пашковщины это отрицание православных догматов, очевидно, назначено служить лишь предварительной ступенью совращения в их секту. Что делают они затем с отторгнутыми от нашей Церкви членами, какое положительное содержание дают их религиозному сознанию и чувству в замен отвергнутого православного, – об этом некоторые сведения сообщает «Рассказ нововера», напечатанный в мартовской и апрельской книжках «Богослов. Вестн.» за текущий (1893) год. 790 По словам того же биографа, в бытность Филарета Дроздова в Лавре, «любимою его мечтой было удостоиться по времени стать гробовым у раки Преподобного Сергия». См. Сушкова, Записки о жизни и времени м. Филарета, стр. 38. 791 См. там же, стр. 277. За достоверность этого сообщения ручается и свидетельство современника и даже отчасти соучастника события, отца Евгения (Казанцева), впоследствии архиепископа Ярославского († 1871), который говорит, что и в Петербурге, когда, ввиду настояний митр. Платона о возвращении Филарета в Лавру, митр. Амвросий (Подобедов) спрашивал Филарета о согласии, то он отвечал ему «то же, что и при вызове из Лавры в Петербург, – что приняв монашество, он отрекся от своей воли и предал себя в волю власти». См. Дневник Евгения, стр. 10, примеч. М. 1871. 793 Одни труды святителя Филарета по Св. Синоду, продолжавшиеся почти 50 лет и оставившие плод свой в известном, многотомном Собрании мнений и отзывов м. Филарета (изд. 1885–1888), должны вызывать невольное изумление к их великости и глубокую благодарность трудившемуся.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Титов А. А. Преосв. Иеремия, в: Чтения. 1887. 3; РБС. С. 164 и след.; ПБЭ. 6. Стб. 311; Smolitsch. Russisches Monchtum. S. 455 и след. 1019 Кульжинский Г. И. Святитель Мелетий Леонтович, архиеп. Харьковский и Ахтырский. Харьков, 1881; Ковалевский А. Из воспоминаний об архиеп. Харьковском Мелетии Леонтовиче, в: Душеп. чт. 1867. 3. Об Антонии: Ковалевский А. Из воспоминаний о преосв. Антонии, архиеп. Воронежском, в: Душеп. чт. 1868. 3; Описание отечественных подвижников (декабрьский выпуск). С. 490–496; Савостьянов С. Жизнь преосв. Антония, архиеп. Воронежского. СПб., 1852; Некрасов. Преосв. Антоний, архиеп. Воронежский. Воронеж, 1890. 1020 Сборник. 113. 1. С. 53–56; У Троицы в Академии (1914). С. 232–251. Письма Филарета Амфитеатрова опубликованы только частично: Чтения. 1869. 2–3; ТКДА. 1884. 2 ( Иннокентию Борисову) ; БВ. 1913. 1 ( Игнатию Брянчанинову ). См. также: архим. Сергий Васильевский (см. библиогр. к § 9); РБС (Фабер-Цявловский). 1901. С. 77–80; Smolitsch. Russisches Monchtum. S. 458 и след. 1021 Smolitsch. Leben und Lehre der Starzen (1936). S. 168–177 (2-е изд.: 1952. S. 151–159); idem. Russisches Monchtum. S. 453 и след., 521–524. См. ниже § 23. 1022 Архим. Пимен. Воспоминания, в: Чтения. 1877. 1. С. 407. 1023 См. главы о богословской науке в т. 2. 1024 О Евгении: Абрамович Д. И. Памяти митрополита Евгения Болховитинова , в: Исторический архив. СПб., 1919. 1. С. 190–223 (библиогр. и список трудов митрополита Евгения); Переписка Макария, митрополита Московского, в: ТКДА. 1907. 11. С. 480; ср.: У Троицы в Академии (1914). С. 643. 1025 Листовский И. Филарет, архиеп. Черниговский. М., 1887. С. 24; о влиянии А. В. Горского на Филарета см.: У Троицы в Академии. С. 343, 323; о цензурных трудностях: Котович. Ук. соч. С. 187; У Троицы в Академии. С. 408. Епископ Никодим Казанцев, ученик Филарета в Московской Духовной Академии, характеризует его как человека замкнутого, но замечательного ученого (Жизнь архимандрита Никодима Казанцева, в: БВ. 1910. 3. С. 627). См. также главы о богословской науке в т. 2. 1026

http://azbyka.ru/otechnik/Igor_Smolich/i...

Я чувствую, что положение наше тяжело, и скорблю о сем от всего сердца, что не имею возможности облегчить вас от бремени. Итак, потерпи, пастырь добрый! Терпение не посрамит. Оно доставит вам опытность, которая впоследствии времени крайне полезна вам будет, что я имел случай сам над собою узнать. Серафим , митрополит С.-Петербургский и Новгородский». Сердечный тон послания успокоил бы Филарета, если бы не явное лукавство митрополита. Оба знали, что именно «неправославие» выставлялось врагами Филарета в качестве главного обвинения. Приходилось терпеть. Прияты были ему письма от Григория Постникова и Евгения Казанцева, в которых друзья сочувствовали ему в выпавших испытаниях и выражали неизменные чувства дружбы и любви. Евгений, уже третий год находившийся на псковской кафедре, написал о споем необыкновенном сне. Привиделся ему покойный митрополит Платон, повелительно сказавший: «В Тобольске открылась архиерейская кафедра — просись туда!» «Как? — поразился Евгений.— Да ведь это Сибирь!» «Нужды нет,— укоризненно повторил явившийся,— требую от тебя непременного послушания. Просись туда». Владыка Филарет снам доверял с осторожностью, однако вовсе пренебрегать ими полагал неверным. И таким путем может проявляться воля Господня… Но Сибирь, суровый и дикий край! Трудов и хлопот там много больше, чем сейчас во Пскове. У Евгения с глазами плохо, при одной свече уже и Евангелие читать на службе не может, а как-то там… Литератор Николай Греч просит его прислать автобиографию для составляемого им словаря российских авторов. Предложение лестное, но в сей момент и несколько смешное — еще гусей дразнить. Письмо давно лежит среди отложенных дел. Ответить все-таки следует. «Милостивый государь Николай Иванович! Простите меня, что я умедлил ответом на сие. Не употреблю обыкновеннаго извинения делами. Справедливо сказать, меня отталкивала от сего дела мысль, к чему годится моя биография! Наконец, я вас послушал и поручил ректору здешней академии написать, что он знает. Оказался послужной список с прибавлением некоторых выражений, которыя по всей справедливости надлежало вычеркнуть. Как времени прошло много, то, не отлагая еще, я препровождаю к вам, милостивый государь, сию черненую и потом не переписанную записку для употребления или истребления, как вам рассудится.

http://azbyka.ru/fiction/vek-filareta/4

1825–1829 годы прошли за монастырскими стенами – сначала в Киеве, а затем в Глинской пустыни Курской епархии, где отец Макарий находился под духовным руководством опытного старца Филарета. Однако архимандрит Макарий не мог долго находиться на одном месте – в его душе созревает план посвятить себя миссионерским трудам среди сибирских язычников. Решением Святейшего Синода он направляется в распоряжение архиепископа Тобольского Евгения (Казанцева). 30 сентября 1829 года Преподобный прибыл к месту назначения. На Алтае отец Макарий был поражен тем контрастом, который открылся его взору: с одной стороны – прекрасная природа, способная обеспечить безбедное существование для человека; богатые строевые леса, плодороднейшие земли и луга, с другой – страшная нищета и полуголодное существование местных жителей, обитавших в холодных юртах, построенных из покрытых берестою кольев. Распространение болезней, несоблюдение элементарных гигиенических норм, пьянство, угнетение женщин – с этим миссионерам приходилось сталкиваться на каждом шагу. Причина голода среди обитателей Алтая была очевидна: они скорее были согласны терпеть нужду, лишь бы не заниматься физическим трудом, который ими рассматривался как оскорбление свободы вечных кочевников. После первых же попыток проповеди стало ясно, что эти сердечные и отзывчивые люди невосприимчивы к идеям духовного порядка; они были целиком погружены в земные заботы, и разговоры о вечном и небесном не находили никакого отклика в их душах. Преподобный Макарий вспоминал, что часто после беседы с каким-нибудь тяжело больным алтайцем, когда речь шла о рае и душе, язычник вдруг бросал на миссионера томный взгляд и, указывая на раны, произносил: Эм-бар-ба!? (‘Нет ли лекарства!?’). Иногда после проповеди в каком-нибудь селе приходилось слышать в ответ лишь сопровождаемую глубоким вздохом фразу типа: “Однако, хлеба в этом году совсем мало!”. Особый интерес представляет миссионерская методика архимандрита Макария. Миссионерами было основано два стана – в селах Майма и Улала, которые стали опорными пунктами проповеди Евангелия на Алтае. В основу работы Преподобный положил тщательное изучение языка, нравов, быта, характера местного населения. С целью заинтересовать алтайцев, привлечь их внимание к проповеди миссионеры часто совершали общественные богослужения и публичные выступления, на которые приглашались все желающие. Отец Макарий пользовался любой открывавшейся возможностью пообщаться с кочевниками: он приходил на их общие сборы, проповедовал во время ночевок в юртах. Он всегда начинал проповедь с разговора об их проблемах и нуждах, дарил им порох, нитки, сухари, обращая их внимание на то, что принятие Православия даст им освобождение от всех налогов и сборов на срок до трех лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

185 Крузенштерн Николай Иванович , генерал-майор, был (после C. Н. Муханова) Орловским губернатором в 1852–1854 гг. Об нём митр. Филарет писал 8 апреля 1852 г. Смарагду так (в «Чтениях в Обществе любителей духовного просвещения» 1871 г., XIII, стр. 43): «Не смущайтесь сим странным звуком фамилии Вашего нового губернатора. Не всегда русское имя звучит лучше в деле. Помню случай, что по делу Саровского монастыря в сенате, сенаторы лютеране подали голоса в пользу монастыря, а православные против него». Надежды митр. Филарета относительно Крузенштерна, видимо, не оправдались в Орле, откуда он был переведён Одесским военным губернатором, потом с чином генерал-лейтенанта состоял сенатором в 1857–1860 гг. (см. Сборник Императорского Русского Исторического Общества, т. LX, СПб. 1887, стр. 451б). 186 Вот этот-то Рушенков и есть, по всей вероятности, тот пресловутый Григорий Иванович, о котором упоминается в письмах 33 и 35. 188 Об этом губернаторе д. ст. с. (см. письмо 40 на стр. ), преемнике Н. И. Крузенштерна, бывшем в Орле в 1854–1861 гг., П. A Россиев пишет в «Историческом Вестнике» 1909 г., 8, стр. 416–417: «В конце века о Сафоновиче вспоминали, когда хотели сравнить. начальника губернии с песочными часами. Впрочем, по преданию, он был кроток и добродушен сообразно своим годам, число которых, будто бы, равнялось летам Нестора, когда этот последний снаряжал 90 кораблей в поход на Трою! Из всех дел, запечатлению в потомстве подлежавших, только одно переступило через ряд земских давностей: чересчур поздняя женитьба его превосходительства». Валериан Иванович Сафонович благоприятствовал Смарагду и был на его стороне в деле Сёмова (см. к письму 47). 189 Евгений Казанцев, 24 декабря 1853 г., вышедший на покой и живший в Москве, в управляемом им Донском монастыре, † 27 июля 1871 г. См. письмо 31. 190 Преосв. Нил был преемником Евгения по Ярославской кафедре, на которой и скончался 21 июня 1874 г. 191 Ср. и у † архиеп. Саввы, Хроника моей жизни. т. (Св.-Тр. Сергиева Лавра 1902), стр. 824, где сообщается, что – по словам преосвящ. Леонида (Краснопевкова , † 15 декабря 1876 г. архиеп. Ярославским) – митр. «Филарет не жаловал Нила за его слишком свободные суждения и действия и за его роскошную жизнь», a – " сверх сего, – не раз говорил, что Нил – епископ антиканонический, так как он незаконнорождённый». Ср. т. III (ibid. 1901), стр. 744–745, что Филофей (Успенский), тогда архиеп. Тверской, был в 1867 г. невысокого мнения о Ниле в религиозно-нравственном отношении, а другие думали (ibid. III, стр. 808), что у Нила были «золотые прииски».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010