Л. Анисов XXXI глава Посещение училищ, по собственному признанию владыки Платона, служило для него приятнейшим отдыхом от епархиальных дел: там он являлся и начальником, и учителем, и соучеником. Он радовался всякому проблеску таланта, каждому успеху в науках. С теми, в ком видел талант, беседовал в классе или у себя в покоях, приглашал к своему столу или на длительные прогулки. Луга и рощи Вифании, Перервы, Лавры, Корбухи и Черкизова превращались в академии, где юноши учились с ним размышлять о разных предметах. На экзамене в Перервинском училище митрополит Платон обратил внимание на ученика из латинского класса, бойко отвечавшего ему на вопросы. Ученик этот был бедный сирота Алексей Виноградский. Через какое-то время Виноградский поднес владыке стихи, написанные по-латыни и выражавшие благодарность. Они так понравились владыке, что он велел их напечатать золотыми буквами и один такой экземпляр послал юному стихотворцу, сделав собственноручно следующую надпись: «Domino Winogradsky versus aureos auro imprimendos censuit Plato Metropolita Mosquensis. 1787, April. 3» («Господину Виноградскому. Платон, митрополит Московский, признал золотые стихи достойными быть напечатанными золотом»), Виноградский, подобно другому ученику, Глаголевскому, под влиянием своего покровителя принял монашество, и оба, заметим здесь, стали его преемниками. Речь идет об архиепископе Московском Августине и митрополите Санкт-Петербургском Серафиме, которые, один после другого, управляли Московской епархией. Особо благоволил владыка к окончившему курс в Троицкой семинарии Андрею Казанцеву (впоследствии архиепископу Ярославскому Евгению). Тот написал хорошую оду, и митрополит Платон назначил его преподавателем высшего грамматического класса в Вифанской семинарии. Здесь Казанцев, наряду с ректором и префектом, каждый день в пятом часу был приглашаем к митрополиту, который поил всех чаем, беседовал с ними и никогда не отпускал их ранее десятого часа. Казанцеву митрополит не один раз помогал в материальных нуждах.

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Levshin...

Разделы портала «Азбука веры» Слово на Новый Год Благословиши венец лета благости Твоея ( Пс.64:12 ). Благословиши венец лета благости Твоея ( Пс.64:12 ). Когда приличнее воспеть с Давидом ко Господу, как в Новый год: благословиши венец лета благости Твоея? И желаем по нуждам нашим, и надеемся от благости Божией, что новый круг дней, новый сей венец лета благословится свыше: благословиши венец лета благости Твоея. Но желая себе, и прося от Господа, на новое лето новых благ, Слушатели, не должны ли мы с одной стороны приникнуть в сердце наше, с другой приникнуть в совет Божий? Бог — Владыка всея вселенныя; человек — образ Его, владыка сего им обитаемаго шара. Следственно таков совет Божий о мире нашем, каков человек, владыка его. Был человек непорочен, и земля была раем: стал человек порочен, и Правосудный проклял землю для человека; терния, говорит, и волчцы возрастит тебе ( Быт.3:18 ). Правда и гнев Божий есть гнев отеческий, и правда Божия при всей точности умеряется милосердием. Хотя терния, хотя волчцы, но возрастит земля. А сии терния, только из милости нам оставленныя, еще так сносны, столько сродны настоящей природе нашей, что мы не только пищу себе из них, по и лакомство составляем; не только питаемся, но и наслаждаемся. Хотя проклята земля в сравнении с тем, когда была она благословенною; хотя терния и волчцы производит в сравнении с теми плодами и растениями, когда сердце человека не терния и волчцы произносило: но не изрек Господь: да будет безплодна земля, да превратится в пустыню, да человек, не умевший и недостойный жить, смертию умрет. Из сего уразумейте, смертные, что и в отриновении нашем оставлено место покаянию. Не для того продолжена жизнь наша, чтобы мы наслаждались; но дабы, почувствовав унижение наше, обратились от ничтожества мира к полноте Божией, от суеты к истине, от врага нашего к Отцу. И чтож мы делаем, братие! Ах, сколь худо пользуемся милосердием Божиим! Вместо того, чтобы к Нему приблизиться, удаляемся; вместо того, чтобы восходить, низходим; вместо того, чтобы возвратить благословение, усугубляем проклятие. По мере умножения к нам милосердия Божия, умножаем мы неправды наши и беззакония, как будто нет Бога, или Он не видит и не слышит нас.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-evg...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ЕВГЕНИЙ (КАЗАНЦЕВ) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Архиеп. Евгений (Казанцев), 1840-е. Портрет работы неизвестного художника Евгений (Казанцев) ( 1778 - 1871 ), архиепископ б. Ярославский и Ростовский В миру Казанцев Андрей Евфимович, родился 30 июня 1778 г. в с. Белницыне , Владимирской губернии в семье священника. В 1791 г. поступил в Троицкую семинарию . В 1800 г. по окончании духовной школы определен учителем грамматики Вифанской семинарии , а с 1803 г. - учителем риторики и библиотекарем. В этот период времени перед ним встал вопрос о выборе дальнейшего пути. Одни предлагали ему замечательную светскую карьеру, другие выгодную женитьбу, а митр. Платон (Левшин) убеждал принять монашество. Андрей принял совет митрополита и 16 декабря 1804 г. в Троице-Сергиевой Лавре он (Андрей) был пострижен в монашество с именем Евгения; 25 декабря митрополит Платон рукоположил его во иеродиакона , а 6 января 1806 г. - во иеромонаха . Евгений продолжал с любовью трудиться в Вифанской семинарии в должности преподавателя философии и префекта семинарии. Он зарекомендовал себя наставником внимательным, откровенным, не терпящим доносов и наушничества. Его боялись, но и любили. Жизнь и деятельность Евгения в Вифании проходила под руководством митр. Платона, который уважал и любил его как сына и такое отношение к нему сохранил до конца жизни. В 1809 г. Евгений был назначен инспектором Санкт-Петербургской духовной академии и профессором философских наук. В Петербурге его посетила мать, которую он очень любил и говорил о ней с большой теплотою. В 1810 г., по ходатайству митр. Платона, Евгений назначен ректором Троицкой семинарии ; 5 июля того же года возведен во игумена Угрешского монастыря , а 6 августа - во архимандрита Дмитровского Борисоглебского . С 19 августа 1811 года - архимандрит Можайского Лужецкого монастыря . В 1814 года был назначен ректором Московской семинарии , профессором богословия и архимандритом Московского Заиконоспасского монастыря .

http://drevo-info.ru/articles/13505.html

Евгений, архиепископ Ярославский и Ростовский (Казанцев Андрей Евфимович) Родился 30 июня 1778 года в селе Белницыне Владимирской губернии в семье священника. В 1791 году поступил в Троицкую духовную семинарию. В 1800 году по окончании семинарии определен учителем грамматики Вифанской духовной семинарии, а с 1803 года – учителем риторики и библиотекарем. В этот период времени перед ним встал вопрос о выборе дальнейшего пути. Одни предлагали ему замечательную светскую карьеру, другие выгодную женитьбу, а митрополит Платон (Левшин) убеждал принять монашество. Андрей принял совет митрополита, и 16 декабря 1804 года в Троице-Сергиевой лавре он был пострижен в монашество с именем Евгений; 25 декабря митрополит Платон рукоположил его во иеродиакона, а 6 января 1806 года – во иеромонаха. Отец Евгений продолжал с любовью трудиться в Вифанской духовной семинарии в должности преподавателя философии и префекта семинарии. Он зарекомендовал себя наставником внимательным, откровенным, не терпящим доносов и наушничества. Его боялись, но и любили. Жизнь и деятельность иеромонаха Евгения в Вифании проходила под руководством митрополита Платона, который уважал и любил его как сына и такое отношение к нему сохранил до конца жизни. В 1809 году отец Евгений был назначен инспектором Санкт-Петербургской духовной академии и профессором философских наук. В Петербурге его посетила мать, которую он очень любил и говорил о ней с большой теплотою. В 1810 году, по ходатайству митрополита Платона, иеромонах Евгений назначен ректором Троицкой духовной семинарии; 5 июля того же года возведен во игумена Угрешского монастыря, а 6 августа – во архимандрита Дмитровского Борисоглебского монастыря. С 19 августа 1811 года – архимандрит Можайского Лужецкого монастыря. В 1814 году архимандрит Евгений был назначен ректором Московской духовной семинарии, профессором богословия и архимандритом Московского Заиконоспасского монастыря. 30 июля 1817 года архимандрит Евгений переведен в Московский Донской монастырь с увольнением от должности ректора семинарии и профессора богословия.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

В ризнице Троицкой Сергиевой лавры хранится биография митрополита Платона, составленная им самим, писанная им собственноручно. Она помещается в двух рукописях под 121 и 122. Первая рукопись в четвёртку, вторая в лист. Платон сам не успел окончить своей биографии и поручил это сделать своему наместнику в Лавре, архимандриту Вифанского монастыря Самуилу Запольскому-Платонову, который продолжал биографию с 1810 года и которого работа пересмотрена и исправлена Платоном. В первой рукописи биография доведена до 1799 года, затем следует статья, писанная также Платоном, под заглавием: «Характер митрополита Платона телесный и душевный». Обе рукописи, заключающие в себе автобиографию Платона, поступили в Лавру в 1834 году от митрополита Филарета, который получил их от Павла, епископа костромского при следующем письме: «Высокопреосвященнейший Владыко! Милостивейший архипастырь и отец! О. протоиерей Голубинский известил меня, что вашему Высокопреосвященству благоугодно иметь подлинную рукопись о жизни покойного митрополита Платона. За особенное счастье поставлю препроводить к вашему Высокопреосвященству столь драгоценную рукопись в том самом виде, в каком и получил оную от преосвященнейшего Самуила 1 . Давно слышу от родственников, живущих в близи Лавры, что великое бывает стечение народа ко гробу в Боге почивающего митрополита Платона и что получаются от оного исцеления. О, как бы отрадно было видеть подробнейшее и обстоятельнейшее жизнеописание столь незабвенного пастыря! Всесмиренно поручая себя высокому покровительству вашему, с душевным высокопочитанием и сыновнею преданностью имею долг и счастье быть вашего Святейшества нижайший послушник и усерднейший богомолец Павел, епископ костромский» 2 22 июля 1834 года. Странным представляется высказанное в 1834 году преосвященным Павлом желание видеть подробнейшее жизнеописание митрополита Платона, когда в 1831 году И.М. Снегирев издал полную его биографию, воспользовавшись и автобиографией Платона, которой список доставил ему архиепископ тобольский Евгений Казанцев, служивший в Троицкой и Вифанской семинариях при Платоне и часто проводивший с ним время.

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Levshin...

Водворение Православия в Сибири началось при самом завоевании ее. Покоритель Сибири Василий Тимофеевич Ермак, как свидетельствует Ремезова летопись, особо чтил Св. Николая Чудотворца и еще весною 1579 года на месте первого своего зимовья у р. Сылвы перед походом в Сибирь соорудил часовню во имя Св. Николая – там, где теперь «Ермаково Городище». Затем, в 1580–81 г. во время своего геройского похода в эту страну идолопоклонства, смешанного с магометанскими понятиями, он имел при себе трех священников и монаха, совершавших богослужения в подвижной часовне. Особо чтимою святынею был у них образ Святителя Николая Чудотворца, с которым после Ермака отважные казаки и стрельцы продолжали дело дальнейшего покорения Сибири. Эта древняя походная святыня покорителей Сибири хранилась впоследствии в Тобольской архиерейской ризнице, а затем в июне 1826 года, в день коронования Императора Николая Павловича была поднесена ему преосвященным Евгением Казанцевым и сделалась с тех пор благодатным наследием Царствующего Дома. Другие две древние иконы из походной часовни Ермака хранятся в соборе г. Березова, как дар казаков Ермака (См. «Оренб. губ. вед.» 1881 г. Таким образом, первые пути в Сибирь для нашей православной государственности были в предшествии Св. Николая Чудотворца проторены самоотвержением благочестивых воинов и сопутствовавших им священнослужителей, имена которых, к сожалению, не сохранились в истории. Доказательством того, что герои Ермака, а по их примеру и все поселявшиеся в Сибири русские люди приписывали свои ратные успехи не столько себе, сколько благодатной помощи Господа и святых Его, служат следующие слова летописи Саввы Есипова: «Прииде же Ермак со товарищи во град Сибирь, сиречь Искер, в лето 7089 (1581) октября дня 26 на память святого великомученика Дмитрия Солунского прославиша Бога, давшего им таковую победу на окаянных агарян и идолопоклонник, радостию радующеся». С тех пор, по свидетельству Н.М. Ядринцева, ведется в Тобольске обычай особо чтить день св. Дмитрия Солунского – современника св. Георгия Победоносца и отстрадавшего одну с ним мученическую участь.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ГЛИНСКАЯ ПУСТЫНЬ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Никольский храм Глинской пустыни. Нач. XXI в. Глинская пустынь, ок.1906-1910. Фото Я. Фесика Возрождение и расцвет Глинской пустыни связаны с настоятельством прп. Филарета (Данилевского) (1817 - 1841), при котором, по словам свт. Филарета (Дроздова) , пустынь «стала процветать благодатью» . По ходатайству еп. Курского Евгения (Казанцева) 24 августа 1821 года Синод утвердил общежительный устав Глинской пустыни, составленный прп. Филаретом по образцу правил Молченской Софрониевой пустыни , восходящих к уставам монастырей Афона . Устав Глинской пустыни состоит из трех отделов, включавших 36 глав. В первом определен порядок богослужения и трапезы. С 24 часов в Глинской пустыни читались утренние молитвы и полунощница , совершались утреня , лития , с 6 часов читался Акафист Пресвятой Богородице , с 8 часов совершалась литургия , с 16 часов - вечерня , лития, с 18 часов - повечерие с тремя канонами, читались молитвы на сон грядущим и помянник. Воскресное и праздничное бдение начиналось в полночь и продолжалось в Господские и Богородичные праздники (кроме чтения кондаков и икосов акафиста) пять часов, а в прочие праздники - четыре часа. В воскресенье, в 5 ч. утра, совершался соборный акафист Иисусу Сладчайшему . После литургии насельники попарно шли в трапезную, служился чин панагии . В монастыре был введен особый Глинский распев, партесного пения прп. Филарет не допускал. В пустыни совершались непрерывное чтение Псалтири и ежедневное поминовение по особому синодику. В 1-ю неделю каждого месяца совершалось освящение воды. Среди особенностей богослужения Глинской пустыни было ношение диаконами по храму дарохранительниц, каждение кациями (кадильницами с ручками). Второй и третий отделы устава регламентировали обязанности настоятеля, старшей и рядовой братии. Иноки не имели собственности, никого не принимали в кельях, с родственниками встречались изредка и только в гостинице. Каждый поступавший в обитель поручался для духовного окормления старцу , который назначал ученику келейное правило, послушания, ежедневно принимал исповедь и откровение помыслов. Помимо существовавших послушаний духовника и казначея прп. Филарет ввел в пустыни должности благочинного, ризничего, уставщика, экклисиарха, эконома, больничного, гостинника и др. Согласно 25-й главе, братию, не исполнявшую устава, удаляли из пустыни.

http://drevo-info.ru/articles/13672332.h...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Отпевание Ольги Николаевны Куликовской-Романовой 20.05.2020 1394 Время на чтение 5 минут 9 Мая 2020 года В беседе с сотрудниками Благотворительного Фонда имени Ея Императорского Высочества Великой Княгини Ольги Александровны было уточнено, что Председатель Фонда Ольга Николаевна Куликовская-Романова почила поздним вечером 1 Мая 2020 года. В девятый день Её блаженной кончины — 9 Мая в Субботу — в Праздник 75-летия Победы и празднование памяти Святителя Стефана Великопермского в траурном церемониальном зале Медицинского университета имени академика И. М. Сеченова (улица Россолимо, д. 12, строение 1) состоялось церковное отпевание Ольги Николаевны Куликовской-Романовой — по нынешним карантинным обстоятельствам при строго ограниченном числе участников. В связи с настоятельным требованием организаторов по данной причине не было широкого оповещения о церемонии в Интернете, в социальных сетях и чатах. Видеосъемка и фотографирование порядками траурного заведения категорически запрещены. Но после переговоров с администрацией и объяснения, что съемка необходима для пересылки в Канаду ближайшим родственникам О. Н. Куликовской-Романовой — дочери Татиане и внучке Александре, съемка была разрешена, хотя без дополнительного освещения, в связи с чем приносим свои извинения за технические погрешности видеосъемки. Торжественное отпевание вместо положенных по правилам заведения тридцати минут продолжалось около часа. Службу совершал иерей Дионисий Казанцев с дьяконом из храма в подмосковном поселке Усово при сослужении протоиереев Сергия Разумцова ( Москва ), Александра Никулина (Екатеринбург) и священника Евгения Саранчи — клирика единоверческого храма Архангела Михаила села Михайловская слобода. И потом — в пору самого личного прощания с Матушкой Ольгой Николаевной продолжались церковные песнопения. Некоторые Батюшки и сотрудники Благотворительного Фонда имени Ея Императорского Высочества Великой Княгини Ольги Александровны высказались или прочитали официальные соболезнования.

http://ruskline.ru/video/2020/05/20/otpe...

(исторический очерк) Водворение Православия в Сибири началось при самом завоевании ее. Покоритель Сибири Василий Тимофеевич Ермак, как свидетельствует Ремезова летопись, особо чтил Св. Николая Чудотворца и еще весною 1579 года на месте первого своего зимовья у р. Сылвы перед проходом в Сибирь соорудил часовню во ими Св. Николая – там, где теперь «Ермаково Городище». Затем, в 1580–81 г., во время своего Геройского похода в эту страну идолопоклонства, смешанного с привитыми мечом Хина Кучума магометанскими понятиями, он имел при себе трех священников и монаха, совершавших богослужения в подвижной часовне. Особо чтимою святынею был у них образ Святителя Николая Чудотворца, с которым после Ермака отважные казаки и стрельцы продолжали дело дальнейшего покорения Сибири. Эти древняя походная святыня покорителей Сибири хранилась впоследствии в Тобольской архиерейской ризнице, а затем в июне 1820 годя., в день коронования Императора Николая Павловича. была поднесена ему преосвященным Евгением Казанцевым, и сделалась с тех пор благодатным наследием Царствующего Дома. Другие две древние иконы из походной часовни Ермака хранится в соборе г. Березова, как дар казаков Ермака ( См. «Оренб. губ. вед.» 1881 г., 39). Таким образом, первые пути в Сибирь для нашей православной государственности были проторены в предшествии Св. Николаи Чудотворца самоотвержением благочестивых воинов и сопутствовавших им священнослужителей, имена которых, не сохранились в истории. Доказательством того, что герои Ермака, а по их примеру и все поселявшиеся в Сибири русские люди приписывали свои ратные успехи не столько себе, сколько благодатной помощи Господа и святых Его, служат следующие слова летописи Саввы Есипова: – «Прииде же Ермак с товарищи во град Сибирь, сиречь Искер, в лето 7080 (1581) октября дня 28 на память святого великомученика Дмитрия Селунского прославивша Бога, давшего им таковую победу на окаянных агарян и идолопоклонников, радостью радующееся». С тех пор установился в Тобольске благочестивый обычай особо чтить день св. Дмитрия Селунского – современника Царицы Александры, св. Георгия Победоносца и его родственницы Св. Равноапостольной Нины, правительницы Грузии, воспринявшего одну с ними мученическую славу.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

Курская Основана в октябре 1657 и сразу же упразднена в ноябре 1657. Возобновлена в 1666 г. «...Царь Алексий Михайлович и Патриарх Иосиф, с согласия Собора (1666–1667 гг.– Сост.), изволили отдать в Белгородскую епархию 37 украинских городов. Часть их отделена от Патриаршей области, другая составилась из вновь присоединенных и вновь построенных городов Слободской Украины...» (Курска, Обояни, Волхова, Старого и Нового Оскола, Валуек, Чугуева, Харькова, Нежина, Змиева, Ахтырки и др.; Покровский И. М. Ук. соч. С. 280). Митрополия. С 1722 г. обычно замещалась епископами. С 1771 г. архиереи перемещались на другие кафедры. Местопребывание – в г. Белгород, с 1833 г. – в г. Курск, после чего Белгород обращается в Курское викариатство. Именовалась: Белгородская и Обоянская; с 15.03.1787 – Белоградская и Курская; с 16.10.1799 – Курская и Белоградская (Белгородская); с 25.02.1905 – Курская и Обоянская; с 26.01(08.02)1954 – Курская и Белгородская, паки; с 09(22)02.1993 – Курская и Рыльская. Викарные кафедры: Белгородская, Рыльская, Уразовская, Дмитриевская, Новооскольская, Старооскольская. 09.11.1657 23.11.1657 17.05.1667 20.08.1671 14.09.1671 23.02.1684 13.07.1684 06.08.1702 Авраамий Юхнов 23.01.1704 17.08.1709 Иустин Базилевич 11.03.1711 04.04.1720 Иларион Властелинский 09.07.1722 02.07.1731 Епифаний Тихорский 28.11.1731 18.07.1733 30.09.1735 03.01.1736 20.06.1736 01.09.1742 06.09.1742 01.01.1748 02.06.1748 10.12.1754 01.1755) 09.10.1755 09.10.1755 01.01.1758 26.04.1758 30.06.1763 29.10.1763 07.07.1768 28.12.1768 24.09.1771 Самуил Миславский 09.02.1774 28.11.1786 28.11.1786 09.02.1787 29.04.1818 14.07.1818 27.02.1822 Евгений Казанцев 12.04.1822 28.03.1831 Владимир Ужинский 31.03.1831 10.02.1832 Иннокентий Коровин-Сельнокринов 13.03.1832 05.11.1860 01.01.1861 11.01.1880 Сергий Ляпидевский 11.01.1880 19.03.1883 Ефрем Рязанов 19.03.1883 20.03.1887 28.03.1887 03.09.1893 Иуаин II Охотин 03.09.1893 07.03.1898 Иувеналий Половцев 22.03.1898 17.06.1904 Лаврентий Некрасов 17.06.1904 04.10.1911

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010