По-прежнему почти при каждом богослужении говорил поучения. Более 100 поучений, записанных собственноручно, он оставил семинарской библиотеке. Преосвященный Евгений очень любил петь. Хотя голос у него был слабый, не хоровой, но приятный, и он часто пел один, когда служил всенощную в домовой церкви. Псковскою епархией он управлял около 4-х лет. 30 сентября 1825 года, по личному прошению, архиепископ Евгений был назначен на Тобольскую кафедру. Прошение преосвященного о переводе в далекую Сибирь было вызвано тем, что ему было три сновидения подряд, в которых сначала его мать, затем отец и, наконец, митрополит Платон настойчиво указывали ему о необходимости просить перемещения в другую епархию, а митрополит Платон указал именно Тобольскую. И преосвященный Евгений послушался. В Тобольск он прибыл 30 декабря на закате солнца, а на следующий день, 1 января 1826 года, служил первую литургию и произнес слово на Новый год. Затем занялся общим обзором состояния епархиальных дел. Его поразил беспорядок, существовавший в консистории. До 2-х тысяч писем лежало нераспечатанными. Преосвященный настойчиво взялся за наведение порядка и добился успеха. Затем занялся благоустройством семинарии. Так как образованного духовенства не хватало, то семинария стала предметом особой заботы преосвященного Евгения. В Тобольской епархии проживало много инородцев. Это вызывало большое беспокойство у преосвященного Евгения. Он выразил Святейшему Синоду свое желание лично заняться миссионерской деятельностью, а именно: на 5–6 лет хотел оставить епархию и поселиться среди неправославных племен остяков, вогуличей и др., изучить их язык и подготовить из их среды пастырей. Синод отклонил его желание. Однако владыка Евгений добился учреждения миссии в своей епархии. В Тобольске он восстановил и освятил кафедральный собор. В 1828 году преосвященный Евгений, по предписанию Святейшего Синода, обозревал свою епархию. В два приема он побывал во всех отдаленных уголках епархии, кроме Березовского края. Путешествие было очень продолжительное. Первое продолжалось с 18 мая по 7 июля. За это время он проехал около 2 000 верст. Второе – с 1 августа по 1 октября – около 4 000 верст.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

А как дорога была заветная и родная им святыня, видно из того, что они ревностно сохраняли даже самый национальный костюм и язык от других поселенцев г. Павловска. По словам митрополита Евгения: «в Павловске купечество – большая часть казанцев, коих отличие в языке, а также в женских уборах сохраняется в Павловске и до ныне». В павловском городовом магистрате, сообщает митрополит Евгений, две грамоты от Казанского митрополита Тихона (с 25 марта 1699 г. по 24 марта 1724 г.) к предкам сих граждан, жившим еще в г. Троицке на Таганроге, писанная одна в 1709 г. от 8 августа, а другая в 1710 г. от 13 мая. С первою грамотою митрополит прислал им по просьбе их икону казанских чудотворцев Гурия, Варсанофия и Германа с вложением в оною св. мощей. Икона написана на кипарисной доске… Во второй грамоте митрополит Тихон благодарит граждан за то, что они не забывают своего пастыря. Кроме этой иконы замечательна и древностью, и глубоким к ней благоговением граждан храмовая икона Казанской Божией Матери, точная копия с чудотворной. Написана она на кипарисной доске, покрыта серебряною позлащенною ризою и украшена драгоценными камнями. На обороте этой иконы выбита следующая надпись: «При державе Великого Государя, Царя и Великого Князя Петра Алексеевича сей образ Пресвятой Богородицы образ написан истинным подобием с чудотворной ее иконы, именуемой Казанской, сребропозлащенным окладом обложен по обещанию града Казани разных чинов жителей. Писал изограф Казанский протодиакон Григорий Терентьев, среброковач Семен Дмитриев». Первоначально построенная деревянная церковь сгорела в 1766 г. и на месте ее построена новая каменная с приделом св. Николая. Эта церковь была освящена 7 июля 1776 г., а придел св. Николая освящен 6 июля 1770 г. В Казанской церкви местно чтится как чудотворная икона Боголюбской Божией Матери. Икона написана на кипарисной доске, обложена серебряно-позлащенною ризою. По преданию, она была пожертвована кем-то в Казанскую церковь и до 1831 г. находилась в церковной кладовой. В 1831 г. в Павловске была сильная холера, и во время этого бедствия местный священник о. Павел Корейша из любопытства рассматривал бывшие в кладовой иконы и обратил внимание на эту. Ему вспомнилось чудесное спасение г. Смоленска, Козлова (в 1779 г.) от моровой язвы по молитвам граждан перед иконою Боголюбской Божией Матери и приказал икону поставить в храм. Во время холеры ее обносили вокруг города, и болезнь ослабела, стали брать ее в дома для служения перед нею молебнов и больные выздоравливали. Особенную веру питала к этой иконе помещица слободы Семеек Елисавета Александровна Станищева-Лазарева, нередко бравшая икону в дом свой. Ее усердием устроена серебряная позлащенная риза. Во время холеры 1847 г. граждане с верою притекали к сей иконе и получали исцеление. С того времени в каждый воскресный день на вечерни перед иконою читается акафист Божией Матери.

http://sobory.ru/article/?object=09776

В сентябре 1801 г. Иларион Смирнов поступил для продолжения обучения в Лаврскую семинарию. 9 апреля 1805 г., в праздник Светлого Христова Воскресения, за литургией в Троицком соборе лавры митрополит Платон посвятил Илариона Смирнова в стихарь 3 . Будущий святитель вступил на первую ступень церковного служения – стал чтецом. С этого времени он мог произносить проповеди не только в Успенском соборе или трапезной церкви, где молились семинаристы, но и в Троицком соборе. Думается, в том, что владыка Платон совершил хиротесию Илариона именно на Пасху, можно видеть знак его особого расположения к молодому учителю. По благословению высокопреосвященного Платона принял Иннокентий и монашеский постриг. Принятие монашества для неженатых учителей Лаврской семинарии не было редкостью, но не было и правилом. Кто-то принимал постриг, оставался в семинарии и лавре, становился потом настоятелем монастыря (а порой и архиереем – ведь в ту пору практически все епископы выходили из «ученого монашества»); кто-то женился и становился приходским священником; кто-то и вовсе уходил на гражданскую службу. В любом случае на всю жизнь никто из учителей мирян в семинарии не оставался – для всех это был переходный этап в биографии. Митрополит Платон был последовательным сторонником пострига. Так, он писал митрополиту Амвросию (Подобедову) 7 января 1808 г.: «Бельцы ненадежны. Год или много два побудут, и просятся вон – они в надежде лучшего места только в учители желают. И учат нерадиво, и порядок учения расстраивают. А монашествующие надежнее» 4 . Владыка Платон целенаправленно подводил своих лучших воспитанников к решению о принятии монашества. В первых числах августа 1809 г., будучи 25 лет от роду – на пять лет моложе, чем требовалось тогдашним законом, – Смирнов подал ему прошение о постриге 5 . 5 сентября митрополит Платон официальным доношением просил Синод дозволить постриг Илариона. В нем он, конечно, писал, что тот «лет совершенных и зрелых», но на самом-то деле Смирнову было 25 лет (по документам – 27) вместо положенных по закону 30. Поэтому московский архипастырь к доношению приложил частную записку князю Александру Николаевичу Голицыну, обер-прокурору Синода: «Прошу Ваше Сиятельство о пострижении представленного от меня префекта милостивую учинить резолюцию; и тем снабдить скудость взятых из Троицкой семинарии учителей» 6 . В последней фразе – намек на вытребованных в северную столицу Евграфа (Музалевского-Платонова), Евгения (Казанцева), Филарета (Дроздова) , Семена Ершова-Платонова, Федора Александрова – лучших преподавателей Лаврской семинарии, которых, конечно, Платон готовил для своей школы, а не для вновь открытой Петербургской академии. И в частных письмах их «кражей» сильно возмущался.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pen...

В это же время назначен членом Московской синодальной конторы. 14 июля 1818 года архимандрит Евгений в Успенском соборе был хиротонисан во епископа Курского и Белгородского. Хиротонию совершали архиепископ Московский и Коломенский Августин (Виноградский) совместно с епископом Ионою (Василевским) и архиепископами Пафнутием и Досифеем. Прибыв в свою епархию, владыка Евгений энергично принялся за дело. В это время в Белгороде было создано отделение Библейского общества. Преосвященный Евгений поддержал его начинание и был активным участником в деятельности этого общества. Большое внимание обратил преосвященный Евгений на образование духовенства, на благоустройство духовной семинарии. При назначении на места он всегда предпочитал ученых. Почти каждое богослужение (а они были очень частые) епископ Евгений сопровождал проповедью. Преосвященный часто приглашал к себе для беседы наставников и начальников и подолгу беседовал с ними, поучал их и одновременно знакомился с нравственными особенностями своих подчиненных. Последние проникались к нему доверием и любовью и в любое время шли к нему со своими нуждами и вопросами. Характерно, что во всех местах служения епископа Евгения при первом знакомстве считали строгим и жестоким. Это объясняется тем, что он отличался излишней горячностью и вспыльчивостью. Но его вспыльчивость через несколько минут утихала, и он всегда удовлетворял приходящего, если только мог удовлетворить без нарушения правды. Таким образом, возникавшее первоначально о нем отрицательное мнение с течением времени менялось на обратное. Преосвященный Евгений уделял большое внимание личному обозрению епархии и знакомству с паствой. Не было ни одной сельской церкви, которую бы он лично не посетил. 19 февраля 1822 года епископ Евгений был возведен в сан архиепископа и назначен во Псков. Ознакомившись с состоянием дел во Пскове, преосвященный Евгений в следующем же году предпринял поездку по епархии. Здесь, как в Белгороде, преосвященный заботился о благоустройстве семинарии. Он добился получения значительной суммы денег и расширил помещение семинарии.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

На литературный конкурс прислали 53 работы из разных уголков России, а также из-за границы. Самыми популярными темами из предложенных организаторами оказались " Человеческое слово " и " Те, кто озаряет других, не останутся сами без света " , а самыми редкими по числу работ - " Только мой праздник " и " Когда риск оправдан " . На основе оценок членов жюри было решено не делить авторов на возрастные категории, потому что обе показали одинаково высокий уровень. Работы оценивались в трех номинациях. Третье место в номинации " Публицистика " получила Полина Калиновская из Балашихи Московской области с размышлением о семье; в номинации " Поэзия " - Дарья Аминова из Москвы; в номинации " Художественная проза " - Дарья Риммер из Санкт-Петербурга с работой на тему " История одного подвига " . Участники из Санкт-Петербурга, чьи работы по заключению членов жюри заняли второе место: в номинации " Публицистика " - Елизавета Алексеева из Колпина, приславшая статью-рассуждение " Смысл жизни человека, или как я выходила из депрессии " ; в номинации " Поэзия " - Федор Казанцев за стихотворения о природе и человеке, о жизни и смерти; в номинации " Художественная проза " - Евгения Константинова с рассказом " Церковь, которая поет " . Первое место в номинации " Публицистика " завоевала Валентина Шеметова из Санкт-Петербурга, написавшая статью " Кот из дома - мыши в пляс… " ; в номинации " Поэзия " - Анастасия Буянова из Санкт-Петербурга; в номинации " Художественная проза " - Дарья Апаликова из Рязани с рассказом о войне " Валерка " . Оценивали работы писатель Ирина Рогалева, протоиерей Константин Головатский, иерей Анатолий Першин , диакон Сергий Учанейшвили , Алена Рыбакова, Анатолий Семисалов. В рамках фестиваля прошел онлайн-флешмоб " Поющий яркий май " в день 75-летия Великой Победы , благотворительный концерт, а также продолжается песенный флешмоб " KbapmuphukChallenge " . " Чтобы человек был плодотворен в жизни, чтобы мы могли чем-то делиться, что-то творить, совершать, нужно самому стремиться к духовному росту - возрастать как личность, обогащаться духовно, быть ближе к Богу, который для нас источник всех благ, творческого вдохновения. Пусть Господь всегда вам помогает в добрых начинаниях " , - напутствовал всех участников протоиерей Константин Головатский.

http://mitropolia.spb.ru/news/otdeli/?id...

Тогда отец лжи обратился к последнему, его достойному, средству — пропустить молву, что Иисуса из гроба ученики украли. Но кто поверил сей ложной выдумке? Одни те, кои и при жизни Иисуса Христа, видя Его не видели, и слыша не слышали; — коих сердце одебелело или гордостию, или завистию, или корыстию; — поверили и верят одни плотские, ожесточенные Иудеи. Но добродетельные, но добросовестные и во Иудее и во всех народах, слыша и видя Апостолов, без учения исполненных мудрости, после смерти своего Учителя за Него умирающих, и умирая свидетельствующих, что Христос воскрес, что они Его воскресшаго и видели, и слышали, и осязали, что потом, обещав им Утешителя, вознесся на небо, и низпослал им Святаго Духа по обещанию, и исполнил их тою благодатию, с каковою они проповедуют, и тою силою и безстрашием, с каковыми сретают они и сильных и мучения и смерть; — видя все сие в Апостолах, добродетельные и добросовестные — никто не верит явной лже, якобы украден Господь, но и тогда и во всех веках и ныне веруют и восклицают: Христос Воскресе! О! какая была радость для жен, пришедших помазать умершаго и обретших воскресшаго! Какая была радость для Апостолов, при смерти испугавшихся и разбежавшихся и наконец во едино собравшихся между страхом и надеждою, и вдрут услышавших, что воскресь их Наставник! Возвеселилась и земля при Его смерти потрясшаяся; возвеселилось и солнце при Его кончине затмившееся. А небо? А жители небес — Ангели и сонмы Святыхъ? — Кто может изобразить их небесное торжество и радость, воспевших целым небом: Христос Воскресе! Так, слушатели, Воскресение Вседержителя не иначе проникнуло всю вселенную, все существа созданныя, как душа, возвращенная Лазарю, проникла и оживила все существо Лазарево. Ибо вся вселенная, поверьте Апостолу Павлу, суете повинуся ( Рим.8:20 ), со дня падения челокека. — И вемы, говорит Апостол: яко вся тварь совоздыхает и сболезнует ( Рим.8:22 ), т. е. владыке своему человеку. И наша свобода есть ожидание и утеха всей твари: чаяние бо твари, говорит он же, откровения сынов Божиих чает ( Рим.8:19 ). А почему наша свобода ей столь желанна? продолжает он же: яко и сама тварь свободится от работы истления в свободу славы чад Божиих ( Рим.8:21 ). Как же не возрадоваться всемь тварям, когда воскрес Свободитель человека, убо и всей твари? Справедливо поет Церковь: ныне вся исполнишася света, небо же и земля, и преисподняя; да празднует убо вся тварь востание Христово.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-evg...

Угадываешь глубокую духовную связь, существовавшую между учителем и учеником, читая следующие строки, оставленные святителем Филаретом: «Чтобы владыка Платон читывал стихиры и славословие, того я не слыхивал. Знаю же, что он читывал в будни в Вифании Апостол и в соборных служениях паремии в Великий Четверг и в Великую Субботу. В сем последнем и я ему последовал, когда был в силах» 271 . Круглый сирота Матфей Десницкий, ученик Троицкой семинарии, до окончания курса наук просил у владыки Платона себе причетнического места; но архипастырь назначил его в открытую в 1782 году «Филологическую Семинарию Дружескаго Общества» и тем проложил ему путь не к дьячковскому месту, но к проповеднической кафедре и к митрополии Новгородской... 272 Сколько же талантливых людей благодаря митрополиту Платону получила Русская Православная Церковь ! Вспомним, именно он склонил принять иноческий образ Павла Пономарева, Амвросия Протасова, Евгения Казанцева, Филарета Дроздова , Симеона Крылова и многих других. Счастливо и мирно жилось ученикам под отеческим надзором митрополита Платона. Любитель изящных искусств, владыка допускал в каникулярное время упражнения в произношении, постановку семинаристами избранных сцен из библейской, греческой и римской истории, даже сам назначал пьесы Сумарокова для представлений... В часы отдыха в аудиториях семинарии можно было видеть юношей, занимающихся инструментальной и вокальной музыкой 273 ; пением духовных кантов. Радуясь за учеников, владыка Платон повторял апостольские слова: «Благодушествует ли кто, да поет» 274 . Весной и осенью троицкие и вифанские семинаристы очищали рощи и садовые дорожки, летом складывали сено в копны на лугах, поливали и пололи гряды в огородах, собирали травы для домашней аптеки и цветы для украшения церквей в праздники. Архипастырь сам бывал свидетелем и даже участником таких занятий. Они имели целью внушить учащимся любовь к природе, уважение к труду крестьянина и привить хозяйственные навыки, необходимые для сельского священника. Будучи врагом праздности и роскоши, митрополит собственным примером учил юношей трудолюбию и умеренности 275 .

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Levshin...

По всему видно, что между Евгением и его экономом с течением времени укрепились самые хорошие, почти дружеские и сердечные отношения. Первый ценил в своём, подчинённом его характер и способности, а этот последний тоже привязался крепкими узами благоговейной любви и благодарности к своему высокому Покровителю –Архипастырю. Но вот – в начале 1822 года– Евгений назначается на кафедру Киевской митрополии, и таким образом, ему предстояла необходимость разлуки со своим любимым экономом Серафимом. Вот тут-то и началась между ними живал переписка. До отъезда в Киев Евгению предписано было явиться в С.-Петербург. Отсюда он пишет Серафиму первое письмо – от 10 марта 1822 г., в котором назначает ему место для свидания в г. Порхов для того, чтобы по дороге в Киев, довольно с ним наговориться... Затем уже начинаются письма Евгения из Киева. Из них он уведомляет Серафима об обстоятельствах своего путешествия в Киев, а также о первых впечатлениях от Киева. Главная же забота Евгения в этих письмах – это безопасная перевозка его вещей и в особенности книг в Киев, устроить которую чрез наем надежных извозчиков он препоручил Серафиму. В то же время Евгений высказывает Серафиму свое сердечное желание перевести его к себе – в Киев, о чем он-де вошел в сношение с преемником своим на Псковской кафедре архиепископом Евгением Казанцевым. Согласие этого последнего было получено, хотя не особенно охотно. Ибо новому Псковскому владыке тоже очень понравился эконом Серафим, и он писал к одному из своих друзей от 4 поля 1822 года: «Эконома имею прекрасного; но просится к Киевскому. Это меня не мало печалит... Но довлеет дневи злоба его» 3 ). Хотя препятствий к перемещению Серафима не было уже никаких, – но всё-таки Евгений из Киева сначала не торопил его, а советовал ему докончить все постройки, начатые в Крыпецком монастыре, и вообще хорошенько обдумать свой решительный шаг, чтобы, как говорится, «10 раз омерить, а раз отрезать». Таким образом отъезд Серафима в Киев затянулся до начала 1824 года, и Евгений в письме от 26 сентября 1823 года высказывает уже своё нетерпение и скуку, ожидая Серафима... Последнее письмо Евгения

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Правда, в интервью нашему сайту Евгений был уже не столь категоричен. — На данный момент мы пытаемся разобраться, существуют ли какие-то уголовные дела. Пока, если честно, ничего не понятно. Самое главное — неясно, в отношении кого возбуждены такие дела, если они есть? Более точно ситуацию прокомментировала адвокат фонда Анастасия Удеревская. — Возбудить уголовное дело в отношении фонда нельзя в принципе, поскольку это — юридическое лицо, а уголовной ответственности подлежат только физические лица. Пока ни на кого из руководителей и сотрудников фонда дела не заводилось. Если какие-то дела и возбуждались, то все они пока бесфигурантны, — разъясняет Анастасия. Тем временем за фонд вступились родители реабилитантов. В частности, они написали коллективное обращение на имя президента РФ Владимира Путина, губернатора Свердловской области Евгения Куйвашева, руководителя следственного управления следственного комитета РФ по Среднему Уралу Валерия Задорина. В своем послании они просят «остановить беспредел» полицейских, проверить законность их действий и привлечь к уголовной ответственности всех причастных к незаконным действиям против фонда сотрудников ГУ МВД РФ по Свердловской области. В защиту Евгения Ройзмана и его детища выступили и родители погибшей Татьяны. — Мы читали её дневники, которые она вела здесь, в фонде. Она стала другим человеком, она переосмыслила всю свою жизнь и хотела вернуться к обычной жизни. Самым важным для неё были её дети – двое мальчиков, — рассказывает мать Татьяны, Ольга Александровна. — Нам больно, что смертью нашей дочери воспользовались, чтобы облить грязью фонд «Город без наркотиков». Я общался с реабилитантами, и ничего плохого о фонде от них я не слышал. Слова об издевательствах и побоях — гнусная ложь, — заверяет отец Тани, Леонид Казанцев. — При мне фонд вёл переговоры с 40-й больницей о доставке Татьяны из Берёзовского в областной центр, обеспечивал её всеми необходимыми медикаментами. — Никаких следов побоев на своей дочери я не видела, — вторит ему мама Татьяны.

http://pravmir.ru/kto-prav-narkomany-day...

Впрочем, общественники не разделяют оптимизма чиновников. Помощник руководителя известного екатеринбургского фонда «Город без наркотиков» Евгений Малёнкин уверен: «скороспелый» ребцентр был нужен государству как демонстрация альтернативы фонду, который последнее время активно пытаются закрыть. Напомним: в связи со смертью в больнице пациентки «Города без наркотиков» Татьяны Казанцевой в фонде началась серия проверок , в результате которой несколько проходивших реабилитацию девушек сообщили о том, что в их отношении применялось насилие. При этом большинство насельниц женского ребцентра «Города без наркотиков» информацию опровергли, а  родители реабилитантов написали открытое письмо в защиту фонда на имя президента Владимира Путина, где указывалось, что в Свердловской области нет альтернативы «Городу без наркотиков». Заместитель генерального прокурора РФ Юрий Пономарев отреагировал на это обращением в адрес губернатора Евгения Куйвашева, в котором попросил обеспечить поддержку альтернативным центрам реабилитации наркоманов, которые существуют в области, помимо «так называемых «реабилитационных центров», созданных и действующих под эгидой общественных структур с неоднозначной репутацией». В тот же день губернатор заявил о создании государственного реабилитационного центра. — Хочется надеяться, что создатели нового центра учтут все недоработки системы наркологии, и «Урал без наркотиков» не превратится в очередную профанацию. К сожалению, действующая государственная система наркологии крайне неэффективна. По сути, наркодиспансеры превращаются в притоны. В некоторых из них даже встречается торговля наркотиками, а сами наркоманы приходят в такие структуры только затем, чтобы «промыться»: очистить организм, «скинуть дозу» и вновь начать колоться, — поясняет Евгений Малёнкин. Впрочем, насколько новый ребцентр будет отличаться от обычной наркологии, Малёнкин судить не берётся: по его словам, создатели центра с общественниками не советовались и даже не пытались перенять их многолетний опыт работы с зависимыми.

http://pravmir.ru/goscentry-reabilitacii...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010