преосвященный Кирилл из викариев московских был переведен в Вятку, а через год Преосвященнейший Филарет из архиепископов рязанских переведен был в Казань. Обе эти епархии, как известно, с многолюдным инородческим населением; и в той и в другой из них инородцы были в самом жалком религиозном положении. В казанской – в 1827 г. обнаружились сильные отпадения крещеных татар в мухаммеданство; в вятской – крещеные черемисы предавались языческой прежней вере. Таким образом, у архипастырей была настоятельная потребность взаимной переписки. Оба иерарха были сильно озабочены инородцами. В письмах своих Высокопреосвященнейший Филарет просит у преосвященного Кирилла ума: «дайте мне ума, – говорит он, – как быть и что делать с сею нивою, совершенно заросшею тернием». И насколько Высокопреосвященнейший Филарет, архиепископ казанский, хотел действовать согласно с преосвященным вятским Кириллом в трудном деле миссионерства, настолько же преосвященный Кирилл старался, кажется, к тому же делу привлечь и Высокопреосвященнейшего тобольского Евгения Казанцева, в епархии коего находились также инородцы: остяки, вогулы и татары 2 . Но Преосвященнейший Евгений не сходился с ними в миссионерских мероприятиях. Между всеми ними происходило живое общение и обмен мыслями относительно св. дела распространения проповеди евангельской среди инородцев. Преосвященный тобольский Евгений в одном из своих писем к архиепископу Кириллу писал: «мысль ваша об обращении язычников едва ли сходна с моей. Я никак не принимал на себя подвига апостольского, превышающего мои силы, а только так протолковано мне». Расскажу вам мою историю. Вскоре по моем приезде пишет губернатор, что остяки, вогулы, уже крещеные, но во время промыслов продолжают идолопоклонство; то не угодно ли мне принять меры? Я тотчас понял, что предписать духовенству, каково оно есть, значит дать им в руки способ притеснять сих бедных промышленников. Потребовал справку: нашел, что сии дела всегда оканчивались злоупотреблениями. Между тем прочел (прочтите и вы) в сибирском учреждении, там велено обращать, и с обращенными обращаться весьма осторожно.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Amfite...

Собирал и публиковал резолюции, письма, доклады митр. Филарета (см., напр.: Из бумаг Московского митр. Филарета. М., 1880; Резолюции митр. Московского Филарета. Донесения Святейшему Синоду его же. К восп. о Московском митр. Филарете. 3 письма к Московскому митр. Платону от разных лиц. М., 1895), воспоминания о нем (см.: Восп. о высокопреосв. митр. Московском Филарете. М., 1888), в т. ч. Енисейского еп. Никодима (Казанцева) (см.: ЧОИДР. 1877. Кн. 2. С. 1-116). Занимался историей мон-рей, в к-рых служил, составил подробное историческое описание московских Высокопетровской и Златоустовской обителей, списки настоятелей Андроникова и Высокопетровского мон-рей. Написал биографии нек-рых архиереев и монахов, подвижников благочестия, в т. ч. Московского архиеп. Августина (Виноградского) , Московского митр. Макария (Булгакова) , иером. Самуила (Колесницына) . Г.- автор воспоминаний, в к-рых описал жизнь московских и др. духовных учебных заведений во 2-й пол. XIX в. За лит. труды избран почетным членом Общества любителей духовного просвещения . Соч.: Архим. Мельхиседек, настоятель Воскресенского Новоиерусалимского мон-ря. М., 1869; Игум. Евгения (Мещерская). М., 1869; Иером. Самуил, строитель Коломенского Бобренево-Голутвина мон-ря. М., 1869; Коломенского Старо-Голутвина мон-ря игум. Назарий. М., 1870; Ист. описание Моск. Златоустовского мон-ря. М., 1871, 1914; Ист. описание Моск. Высокопетровского мон-ря. М., 1873; Списки настоятелей Моск. Высокопетровского мон-ря и его же надгробные памятники. М., 1874; Древние и др. замечательные предметы в Моск. Высокопетровском мон-ре. М., 1875; О домовых церквах Моск. епархии. М., 1877; Собр. поучений и речей. М., 1879; Слова и речи. М., 1882, 1889; Прот. И. М. Борзецовский. М., 1885; Моск. Спасо-Андрониева мон-ря иером. Серафим. М., 1886; На память о высокопреосв. митр. Московском Макарии. М., 1888; Сб. для любителей духовного чтения. М., 1889-1890. 4 ч.; Первоначальник и основатель Белобережской пуст. схим. Симон. М., 1890; Списки настоятелей Моск. Спасо-Андрониева 2-кл. мон-ря: С прил. относящихся к ним док-тов. М., 18912; Из моих воспоминаний: Мое поступление в МДА и монашество. М., 1892; Из моих воспоминаний. М., 1892-1893. 4 вып.; Высокопреосв. Августин, архиеп. Московский и Коломенский. М., 1895. Лит.: Иванов А. , прот. «Игум. Евгения (Мещерская)» [архим.] Григория: Рец.//Тульские ЕВ. 1869. 23. С. 344; Кедров Н. И. МДС: 1814-1889: (Кр. ист. очерк). М., 1889. Прил. С. 10, 90; Попов А. , прот. Воспоминания причетнического сына. Вологда, 1913; ПБЭ. Т. 4. С. 693-694. А. Ф. Маркович Рубрики: Ключевые слова: АВГУСТИН (Пятницкий; 1884 - 1918), архим., последний настоятель Оранской муж. пуст. Владимирской иконы Пресв. Богородицы Нижегородской епархии

http://pravenc.ru/text/166652.html

Нет, слушатели, Господь не дремлет, хотя и долготерпит. Послушайте, чтó вещает Он Израильтянам, когда начертал им закон святый: аще, говорит, в повелениих Моих ходите, и заповеди Моя сохраните; и дам дождь вам во время свое, и земля даст плоды своя, и древеса сельная отдадят плод свой… и снесте хлеб ваш в сытость и вселитеся с твердостию на земли вашей… И дам мир в земли вашей, и уснете, и не будет устрашаяй васъ… И призрю на вас, и благословлю вас, и возращу вас, и умножу вас, и поставлю завет Мой с вами… И похожду в вас, и буду вам Бог, и вы будете Ми людие. Аще же не послушаете Мене, ниже сотворите повелений Моих сихъ… И Аз сотворю сице вам: и наведу на вас скудость, и красту, и желтяницу… и посеете вотще семена ваша, и поядят я супостаты вашя… И сокрушу досаждение гордыни вашея, и положу небо вам аки железно, и землю вашу аки медяну… И аще сими не накажетеся, но пойдете ко Мне страною: пойду и Аз с вами в ярости страною, и поражу вы и Аз седмижды грех ради ваших ( Лев.26:3-6, 9, 12, 14, 16, 19, 23, 24 ). Вот, Слушатели, совет Божий; вот правила, вот законы, по коим Он располагает благами земли и судьбою нашею. Когда к Нему обращаем сердце, и в Его волю влагаем волю нашу; то и Он обращается к нам, и благословляет нас: когда же мы отвращаемся от Него, и не храним путей Его; то Он поражает нас и умножает раны по мере беззаконий наших. И так обновляйте души и сердца ваши, да будет Новый сей год благословен. Аминь. Источник: Слово на Новый Год, говоренное в Псковском Кафедральном Благовещенском Соборе, Евгением, Архиепископом Псковским, 1824 года Генваря 1 дня.//Журнал «Христианское чтение, издаваемое при Санктпетербургской Духовной Академии». — СПб.: В Типографии Ильи Глазунова и К°. — 1840 г. — Часть I. — С. 81–85. Слово в день Святыя Пасхи Христос Воскресе! И так прошла печаль, настала радость; миновала тьма, возсиял свет; побеждено зло, восторжествовало добро: Христос Воскресе! Вооружал на Спасителя враг наш фарисеев и книжников, чтоб опровергли и уничижили Его учение; но Иисус, яко Божественная премудрость и вечная истина, разрывал, как паутину, их мудрования и обличал с посрамлением. Не успевши с сей стороны, вооружился на самую жизнь Его, и вооружил всю силу свою, и фарисеев и книжников, и архиереев, и весь народ, и Пилата, и Ирода. Мог Всесильный Страдалец и сие сонмище разсыпать одним мановением. Но на сие сошел на землю, чтобы умереть за любезное Ему и в падении человечество. И так враг человечества имел успех в сем своем предприятии. Сын Божий пригвожден ко кресту и умер. Казалось уже маловерным, что торжество ада совершилось, и, как негде выражено, ад разсмеялся. Но вскоре радость его превратилась в трепет: низшедший во ад истинный Сампсон сокрушил врата адовы: и возведши в страну света сидевшнх во тьме и сени смертной, наконец воскресил со славою Свое бездыханное тело, и расторгнув заклепы гроба, востал облеченный в безсмертие. Христос Воскресе!

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-evg...

27 июля 1871 года он почил о Господе. Погребен в храме Донской иконы Божией Матери. Преосвященный Евгений зарекомендовал себя пастырем бескорыстным, правдивым, беспристрастным, попечительным о вверенном ему духовенстве, бережливым, милосердным. Эти черты прошли красной нитью через всю его жизнь. Труды: Все перечисленные ниже труды напечатаны в книге протоиерея Благовещенского И.А. Архиепископ Евгений Казанцев (биографический очерк). – М., 1875. – 2 ч. Духовное завещание. Письма архиепископа Евгения к архиепископу Гавриилу (Городкову) . Письма архиепископа Евгения к архиепископу Кириллу (Богословскому-Платонову). Приветственные стихи архиепископа Евгения митрополиту Платону. Слово и речи при погребении митрополита Платона. Речь при открытии Перервинской семинарии. Наставление новопостриженному монаху. Письма к одному родственнику. Литература: Благовещенский И. А., протоиерей. Архиепископ Евгений Казанцев (биографический очерк). – М., 1875. Никифор, иеромонах. Сборник для любителей духовного чтения. – М., 1888. – С. 347–348;677–681. Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода ( 1721–1895 гг.). – СПб., 1896, 226. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 157, 161, 181, 204, 208, 319, 335, 382, 417, 635. Толстой Ю. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871 гг.). – М., 1872, 226. Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи; полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. – М., 1908. – С. 393. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. – Киев, 1913. – С. 1404, 1410, 1411, 1415, 1418. Родосский А. С. Биографический словарь студентов первых XXVIII курсов Санкт-Петербургской духовной академии. 1814–1869 гг. – СПб., 1907. – С. 19. Юбилейный сборник исторических материалов у Троицы в Академии 1814–1914 г. – М., 1914. – С. 38, 42, 135.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

«Иным казалось», говорит Преосвященный Леонид, «что уклонившись в специальность археологии, он не подымет бремени ректорства: оказалось противное. Умом преосвещенным, характером открытым и твердым, без жестокости, он совершенно овладел своей должностью. Он был тяжел только для врагов порядка. В семинарии завелись было преподаватели с либеральными тенденциями; он смело ограничил их; был, конечно, непопулярен в семинарии, но поддержал порядок». Этот отзыв лучше всего указывает, в каком направлении проходило служение архимандрита Саввы в должности ректора. Человек порядка, он твердо держал порядок, не заботясь о популярности, почти всегда сопровождающейся беспорядком. 21 января 1861года, по ходатайству митрополита, Святейший Синод назначил архимандрита Савву ректором Московской Академии, после архимандрита Сергия, хиротонисанного в сан епископа Курского. Не без смущения принял Савва это назначение. Особенно страшило его чтение лекций по Догматическому богословию, к чему он считал себя не подготовленным предшествовавшей служебной деятельностью. Но Господь хранил Своего избранника. Ровным, всегда благодушным, но твердым характером он вскоре овладел благорасположением к себе корпорации профессоров и студентов. «Не долго вы с нами жили», писал А.В.Горский, – «но влияние вашей деятельности отозвалось благотворно в жизни академической. Этого не забудет Академия». Еще более лестный отзыв об академической деятельности архимандрита Саввы дает Преосвящен. Леонид: «Он оставил Академию в наилучшем устроении, в спокойствии, в полной гармонии частей и указал верный путь преемнику». 4 ноября 1862 года хиротонисан во епископа Можайского, второго викария Московской епархии. Хиротония была совершена митрополитом Филаретом в Большом Успенском соборе, при участии архиепископа Евгения (Казанцева) и епископа Леонида Дмитровского и Никанора Фиваидского (впоследствии патриарха Александрийского). “Слезы струились из глаз первосвятителя», – говорит Преосвящ. Леонид, – когда у престола, над главой коленопреклоненного поставляемого, читал он тайные молитвы, а Евангелие и руки архиереев возлежали на ней». «Да, дивны пути Промысла Божия, – продолжает тот же преосвященный, – в судьбе Преосвященного Саввы. Сирота прежде рождения достигает и высшего образования, и почестей высшего звания в Церкви. На 32-м году жизни о. Савва только что окончил курс академический, а 40-х лет он – архиерей. При самом выходе из академии сходит с дороги училищной службы и делается впоследствии ректором академии; действует с такой прямотой, что, по-видимому, разрушает свое внешнее благополучие, и однакоже прежде многих старейших призван к высшему служению Церкви».

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Сторонники такого рода «интересных средств выразительности» и «неоднозначных интерпретаций» стоят неприкасаемой стеной с самого начала 1990-х, преимущественно «под ними» и литпремии, и книжные ярмарки, и журналы, и книгоиздание страны, и руководство культурой и образованием. У них свои списки и когорты живых и мертвых. В этих списках не найдешь поэтов Юрия Кузнецова, Николая Тряпкина, Глеба Горбовского, Василия Казанцева, ныне здравствующих Светлану Кекову, Юрия Кублановского, Алексея Ивантера, Марину Кудимову. Нет там и прозаиков Константина Воробьева, Евгения Носова, Валентина Распутина, Юрия Казакова или живущего в Сибири Михаила Тарковского. Зато постоянно «в тренде» Дина Рубина, Людмила Улицкая, Гузель Яхина, Борис Акунин… Не знаю, бывали ль включены в олимпиадную программу наши живые классики Олег Чухонцев и Александр Кушнер, но в той же программе, где в 3-м задании предложен обсуждавшийся выше опус Л. Горалик, в 1-м задано для «разгадки» не лучшее стихотворение Андрея Вознесенского «E.W.», про «историю отношений между А.С. Пушкиным и Е.К. Воронцовой, одну из самых романтических и одновременно загадочных, которая послужила основой для создания поэтических текстов». То есть школьникам предлагают покопаться в сюжете возможного адюльтера. Как раз «для поднятия нравственности». Эдак скоро предложат школьникам анализировать пушкинскую «Гавриилиаду» и сочинения г-на Баркова. К слову, «Задание 2» в этой же олимпиадной программе — анализ рассказа Владимира Набокова «Порт». Спасибо, что не «Лолиты». Но попробуй их задень! В частности, что мы видим на странице Горалик в Фейсбуке? От оскорблений, улюлюканья и обвинений в адрес И. Ушаковой в «идиотическом стукачестве» и мн. др. они с криком, как бесы на вычитке, перешли к выпадам против всего русского, к обвинениям всего учительского сообщества. К примеру, некто Alexander Feldman называет оппонентов «квасные ханжи и патриоты» и ратует за то, «чтобы бюджетные проститутки с дипломом учителя перестали делать из наших детей тупых гусей на жаркое чекистским прихвостням».

http://ruskline.ru/opp/2021/11/25/pro_za...

Трудно сказать, как бы сложилась вся последующая монашеская жизнь Макария, если бы он оставался в Глинской пустыни. Но тут произошли события, которые направили Макария на новую стезю его жизни. В конце первой четверти XIX века православная миссия в России находилась, можно сказать, в плачевном состоянии. Уже в XVIII веке она отличалась неудовлетворительностью. Политика веротерпимости при Екатерине И, с начала 70-х годов, свела миссионерскую деятельность почти на нет. При Александре I, с тогдашним увлечением «всеобщим христианством», для миссии не было возможности развиваться, да о ней тогда церковные власти мало и думали. Все это привело к массовым отпадениям крещенных инородцев, особенно в Поволжье и в Сибири. На местах о христианском попечении инородцев никто не думал. Трудами Казанского архиепископа Филарета Амфитеатрова и Тобольского архиепископа Евгения Казанцева были предприняты первые шаги поднять православную миссию среди инородцев на должную вы- 2) О старце Филарете: Житие блаженной памяти старца, возобновителя Глинской пустыни игумена Филарета. Москва, 1860. соту. Для этого требовались новые силы, люди из духовенства, согласные взяться за это дело с самоотвержением и пониманием его задач. Счастливая судьба привела Макария к участию в этом трудном и ответственном деле. Из позднейших писем Макария мы узнаем, что он задолго до этого, еще студентом Петербургской академии, проявлял большой интерес к Сибири. Тогда случайно довелось ему прочесть «Записки» известного в Сибири старца Василиска († 1824) «О действии умной молитвы» (3). Позже в Костроме Макарий имел келейником монаха Израиля, который позже, по вызову Иркутского архиеп. Михаила Бурдукова, отправился к последнему для миссионерства среди бурят-буддистов. Письма Израиля к Макарию, жившему тогда в Китаевой пустыни, возбудили первое желание у Макария, посвятить себя миссионерству среди инородцев. Живя уже в Глинской пустыни, Макарий обратился с письмом к Иркутскому архиерею о вызове его для миссионерской работы.

http://azbyka.ru/otechnik/Igor_Smolich/a...

Серафима от должности наместника Киево-Печерской лавры. На эту должность он назначен был м. Евгением – не только в виду высоких нравственных своих качеств, но также и с целию поднятия хозяйства в лавре и особенно хлебопашества... Это последнее когда-то довели они с м. Евгением, во Пскове – на Снетной Горе – до совершенства... Приемник Евгения во Пскове – тоже по имени Евгений Казанцев, подробно описывая в письме к одному своему другу состояние новой своей кафедры и своего архиерейского дома, так характеризовал своего предместника Евгения Болховитинова : «...Предместник мой устремил первое внимание на хлебопашество, без коего дом был бы весьма беден. Спасибо ему! Хлеба мы не покупаем... Но хлебопашество требует труда...» 7 . Вот так точно и в Киеве м. Евгений очень ревностно заботился о хлебопашестве – как, на дачах, принадлежащих митрополитанскому дому, так и на дачах лаврских. В лавре м. Евгений хотел завести и устроить хлебопашество между прочим и потому, чтобы, занявши монахов физическими трудами, искоренить замеченную им среди них распущенность. Скоро по приезду из С.-Петербурга, после присутствования в Св. Синод, в 1827 году. м. Евгений написал тогдашнему наместнику лавры архим. «Авксентию довольно суровое письмо, направленное против укоринившихся в ней, по его выражению, «развратов». «Еще бывший губернатор Бухарин, пишет м. Евгений, – со вступления моего в начальство лавры, предостерегал меня и обращал мое внимание на оные: но я, не зная еще ясных обстоятельств, ожидал открыт оных и некоторые только гнездилища старался упразднить. Доходили о том до меня вести и в Петербург. Но заочно не мог я также войти в исследование». Затем, представив общую картину лаврских непорядков м. Евгений заключает письмо так: «А как вы ближе меня при них (т. е. при порочных монахах и послушниках) находитесь, то нам предписываю строжайшее иметь внимание на таковых и отвращать их и увещания, и угрозами наказаний начальнических, и страхом казней Божиих; ибо и мы за них, и за послабление им должны отдать ответ Богу» 8 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

В 18 веке также возникла православная миссия в Китае – в Пекине – главным образом, от имени русских военнопленных, которые осели там. Кроме того, такая миссия также была нужна и для сбора полезных сведений. В общем, миссионерская работа в 18 веке была весьма незначительной. Ее возрождение в Сибири начинается только в 19 веке, и опять же следует подчеркнуть достаточно недружелюбное отношение государства к православной миссии. В 18 веке запрещалась проповедь христианского учения среди киргизов, но к обращению в ислам относились по меньшей мере снисходительно. В начале 19 века ламаистская иерархия была признана государством. Духовное пробуждение в результате принятия христианства и крещения тревожило местных представителей власти. Повышение уровня жизни означало учащение и усиление пульса, а это сулило беспокойство. В 18 веке слишком ревностных миссионеров отправляли в отдаленные уголки, где обращать было некого. Но в 19 веке, наконец, возникают выдающиеся постоянные миссионерские центры в Сибири, среди которых следует, прежде всего, упомянуть Алтайскую духовную миссию. Она началась в 1830 году по инициативе Евгения Казанцева, тогдашнего архиепископа Тобольского, во главе с архимандритом Макарием Глухаревым. Архимандрит Макарий был замечательным человеком, серьезной и глубокой духовной выправки, хотя и несколько увлеченным эсхатологическими интересами и утопическими идеями, которые распространялись в начале 19 века даже на Западе. Явный мистик и переводчик восточных и западных мистиков (e.g., святой Терезы Авильской), он умел сходиться с иноверцами и даже плакал с квакерами. Сам он вел очень строгую, подвижническую и евангельскую жизнь, и митрополит Филарет, который лично знал его и любил, называл его «романтическим миссионером». Макарий действительно вносил в миссионерскую работу своеобразную чувственную романтичность, полную восторженности и пыла. Он рассматривал свое миссионерское призвание с праведным смирением и старался устроить его по правилам строгого коммунизма. «Желаем, да будет у нас все общее: деньги, пища, одеяние, книги и прочие вещи, и сия мера да будет для нас удобной в стремлении к единодушию». Это скорее апостольский, чем монашеский идеал. Макарий имел не много помощников, но сумел добиться единодушия с ними. Он не поспешал с крещением и за 13 лет работы обратил лишь около 650 человек. В своей работе он уделял основное внимание «зову веры». Он добивался «духовного обновления» и пробуждения искренней и блистающей веры в дремлющих душах. Он проповедовал Христа распятого и уделял большое внимание перековке и достижению нравственных идеалов. Согласно его идеям к духовной миссии следовало в помощь прикрепить сестринскую общину вдов и молодых женщин.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

Приведение их к вере Христовой составляло главную заботу нового архиепископа. Этим апостольским делом он занимался особенно ревностно, совершая ежегодные поездки по селениям, беседуя с народом по целым дням под открытым небом, во множестве обращая ко Христу язычников и созидая для них храмы. Для миссионеров своей епархии владыка Филарет написал «Правила для вразумления и укрепления новокрещенов в вере», где подчёркивал, что не так важно количество крещёных, как их основательная подготовка к крещению. Он рекомендовал исходить из богослужения и, опираясь на него, объяснять догматы . Однако главное, по его словам, это постоянное окормление крещёных. Массовое отпадение старо и новокрещёных инородцев от христианства и указ императора 1827 года побудили Святейший Синод 24 декабря 1828 года потребовать от архиепископа Филарета и Тобольского епископа Евгения (Казанцева; † 1871) проектов специальных учреждений для подготовки миссионеров. После получения отчётов от этих архиереев Святейший Синод решил создавать особые миссии для отдельных иноязычных народов. Упомянутый отчёт владыки Филарета был представлен Святейшим Синодом императору. Высокопреосвященный Филарет предлагал, прежде всего, перевести краткий катехизис и богослужебные тексты на все местные языки и заняться основательной языковой подготовкой духовенства, причём татарский, чувашский и черемисский языки были поставлены на первый план. Император утвердил план владыки Филарета, и затем Святейший Синод сделал эти языки учебными предметами в семинариях, послав к инородцам Казанской епархии хорошо образованных миссионеров. Однако от учреждения специальной миссионерской школы из-за недостатка средств отказались, а систематическую переводческую работу так и не наладили. Во время предстоятельства архиепископа Филарета были крещены 4.348 чувашей, 235 татар и лишь 8 вотяков (удмуртов). Миссионеров среди чувашей было много, они знали их язык и использовали в работе хорошие переводы богослужебных книг и молитвенников, а вот для татар имелся только крайне неудачный перевод катехизиса 1832 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010