Какое издревле было правление Изборских Кривичеей, о том нет достоверных известий в Летописях. Отрывок так называемой Иоакимовой Новогородской Летописи, Татищевым в первой части своей Истории помещенный, повествует о Князьях Изборских, задолго якобы до пришествия Трувора здесь княживших. Он производит их от какого-то Северного Князя Вандала, который, якобы сынам своим Избору и Владимиру построил города по их именам, назвав Изборск и Владимир, А подробная летопись от начала России до Полтавской баталш (изд. 1798 года в С. П. Б ) говорит, что якобы “Славенск, сын „Гостомыслов, отшед от отца своего в Чудь, и там постави град на месте нарицаемом Сходница, и нарече граду имя Славенск, и княжи в нем три лета и умре, сын же его Изборск премени тому граду Славенску имя, и нарече во имя свое Изборск: а сей Князь Изборск змием уяден умре.” Но все эти сказания, как поздние и в древних Летописях не обретающиеся, сомнительны. Гораздо вероятнее можно полагать, что Изборские Кривичи первоначально управлялись своими избранными Старшинами и общим советом, наподобие Республики, как обыкновенно было вообще у Славянских племен, по описанию Византийских Историков, и у Северных народов по описанию Тацита и других. По крайней мере согласно с сим свидетельствует и Псковская, хотя не древняя Летопись. От начала Русския Земли, говорит она, град Псков ни коим же Князем владом бе, но на своей воле живяху в нем сущии людие. Вместо Законов письменных, конечно управлялись они, как говорит Нестор о всех Славянах, обычаями своими и законом отец своих и преданиями. В нравах он полагает Кривичей сходными c Радимичами, Вятичами и Северянами. А сии народы, по его же описанию, жили в лесахъ, якоже и всякий зверь, ядуще все нечисто, и срамословие в них пред отцы и снохами, и браци не бывают в них, но игрища меж сел. Схождахус на игрища, на плясания и на вся бесовские песни, и ту умыкаху жены себе, с неюже кто совещашеся; имеяху же и по две и по три жены. И аще кто умираше, творяху тризну над ним, и по сем творяху кладу велику, и возложати на кладу мертвеца и сожигаху, и по сем собравше кости, влагаху в сосуд мал, и постпавляху на столпе на путех.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ЛИСТЫ» журнал; издавался с 6 янв. 1825 по 28 мая 1826 г. в С.-Петербурге с периодичностью от 2 до 4 раз в месяц (в 1825 1-33, в 1826 34-43). Издатель-редактор и основной автор журнала - П. И. Кеппен. В «Б. л.» печатался полный список изданных в России книг, освещались новости науки и культуры. Библиографическая информация отличалась своевременностью и полнотой, т. к. Кеппен пользовался списком цензурного ведомства. Особое внимание уделялось слав. письменности, в 5 номерах «Б. л.» печаталась «Хронологическая роспись первопечатным словенским книгам» 1, 6, 11, 16 и 21), к-рая содержала сведения о 302 книгах XIV-XV вв. (заключение к росписи «О первопечатных словенских книгах» в 26). В 14 и 36 опубликована статья А. Х. Востокова о Супрасльской рукописи XI в.; аннотации на первые главы «Евгения Онегина» А. С. Пушкина помещены в 7. В журнале сотрудничали митр. Киевский Евгений (Болховитинов) , К. Ф. Калайдович , П. М. Строев , В. Караджич , П. Шафарик и др. Министр народного просвещения А. С. Шишков рекомендовал «Б. л.» для подписки попечителям учебных округов. 12 мая 1825 г. попечитель Казанского учебного округа М. Л. Магницкий направил министру «доношение» о том, что «ежели не самый журнал, то оного 8, 9 и 10 подлежат запрещению» (Цит. по кн.: Здобнов. С. 214). В номерах, указанных Магницким, была опубликована статья Кеппена «Критическое исследование о Кирилле и Мефодии» (о кн. Й. Добровского «Кирилл и Мефодий, первые вероисповедники у словен» на нем. языке). По мнению Магницкого, статья Кеппена содержит указание на неверность правосл. святцев, искаженное жизнеописание святых равноапостольных Кирилла (Константина) и Мефодия и др. «непозволительные и вредные нелепости». Магницкий предлагал в будущем статьи о книгах на церковные темы передавать на рассмотрение духовной цензуры перед публикацией в журнале. Указанные номера «Б. л.», «доношение» Магницкого и объяснения Кеппена рассматривались на заседании конференции СПбДА с участием членов цензурного комитета, где ответ Кеппена был признан удовлетворительным.

http://pravenc.ru/text/149149.html

Иннокентий, архиепископ Псковский и Рижский (Нечаев) Родился в 1722 году в семье дворового человека дворян Нарышкиных. Окончил Московскую славяно-греко-латинскую академию и был оставлен в ней учителем риторики. В 1758 году пострижен в монашество и определен проповедником. С 1759 года – префект Славяно-греко-латинской академии. С 1761 года – наместник Троице-Сергиевой лавры в сане архимандрита. 23 февраля 1763 года хиротонисан во епископа Кексгольмского и Ладожского, викария Новгородской епархии; 28 мая того же года перемещен в Тверь, а 4 октября (не побывав в Тверской епархии) перемещен на Псковскую кафедру. 22 сентября 1770 года уволен на покой с пребыванием на Псковском подворье. Скончался 24 января 1799 года. Погребен в Благовещенской церкви Александро-Невской лавры. Преосвященный Иннокентий был образованным человеком своего времени. Он пользовался уважением императрицы Екатерины II наряду с его современниками – архипастырями Платоном (Левшиным) и Гавриилом (Петровым). Архиепископу Иннокентию принадлежит много сочинений. Труды: Чин исповедания отроком. – 1-е изд. – 1769; 2-е изд. – 1795; 3-е изд. – 1814. Наставление от архипастыря священнику при отправлении его к должности. – СПб., 1790; СПб., 1795. Приготовление к смерти. – СПб., 1793 (пер.. с латинского). Собрание воскресных и праздничных поучений. – 1775. Слово в день рождения императрицы Екатерины II. – М., 1766. – в день бракосочетания великого князя Павла Петровича. – 1773. – на открытие Рижского наместничества. Литература: Чередеев К., протоиерей. Биографии Тверских иерархов от начала существования архиерейской кафедры города Твери и доныне. – Тверь, 1859. – С. 4 6, 1 2 5. Смирнов С. К., протоиерей. История Московской Славяно-греко-латинской академии. – М., 1855. – С. 210. Сухомлинов М. И. История Российской академии. – СПб., б. г., т. 1. – С. 184–186. Евгений (Болховитинов) , митрополит. Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина Греко-Российской Церкви. – СПб., 1827. Евгений (Болховитинов) . Описание монастырей Иоанно-Богословского Крыпецкого и Рождество-Богородицкого Снетогорского с прибавлением списка преосвященных архиереев псковских. – Дерпт, 1821. – С. 50.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Иннокентий, епископ Воронежский (Полянский Иван) Родился 13 апреля 1751 года в семье священника села Поляны близ Рязани. Окончил курс Рязанской духовной семинарии. 26 августа 1773 года пострижен в монашество и в том же году определен префектом Рязанской духовной семинарии. 25 января 1774 года рукоположен во иеромонаха и назначен вице-префектом семинарии. В 1778 году перемещен на ту же должность в Александро-Невскую семинарию. С 14 сентября 1782 года – префект Московской Славяно-греко-латинской академии. Возведен в сан игумена Московского Знаменского монастыря. С 1783 года – архимандрит Санкт-Петербургского Зеленецкого Троицкого монастыря, ректор Александро-Невской семинарии и учитель богословия. 13 ноября 1785 года перемещен архимандритом Новгородского Николаевского Вяжищского монастыря. 27 мая 1787 года переведен в Троице-Сергиеву пустынь под Петербургом. 29 июля 1788 года хиротонисан во епископа Воронежского. Скончался 15 апреля 1794 года. Погребен в Благовещенском Воронежском соборе. Был известен как хороший проповедник. Труды: Избранные поучения. – Воронеж, 1799. Литература: Сухомлинов М. И. История Российской академии. – СПб., б. г., т. 1. – С. 233–237. Евгений (Болховитинов) , митрополит. Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина Греко-российской Церкви. – СПб., 1827, т. 1. – С. 292. Евгений (Болховитинов) , митрополит. Слово надгробное преосвященному Иннокентию, епископу Воронежскому. – Воронеж. 1799. Чистович И. А. История Санкт-Петербургской Духовной Академии. – СПб., 1857. – С. 36. Смирнов С. К., протоиерей. История Московской Славяно-греко-латинской академии. – М., 1855. – С. 363. Сергий (Спасский) , архимандрит. Историческое описание Московского Знаменского монастыря. – М., 1866. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. – Киев, 1913. – С. 1398. Толстой Ю. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871 гг.). – М., 1872, 155. Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. – М., 1908. – С. 417.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАСИЛИЙ МИРОЖСКИЙ († 4 марта 1299, Псков), прмч. (пам. 4 марта, в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых), игум. псковского Мирожского в честь Преображения Господня мон-ря на Завеличье. Убит во время нападения рыцарей католич. Ливонского ордена на Псков и его окрестности 4 марта 1299 г., в один день с игуменом пригородной обители в честь Рождества Пресв. Богородицы на Снятной горе прмч. Иоасафом . Сообщение об этом нападении, дополненное перечнем имен убиенных, содержится в Псковской 2-й летописи и Строевском списке 3-й летописи («изгониша немци изгонною ратью посад у Пскова в лето 6807-е (1299), месяца марта в 4 день, на память святого мученика Павла и Ульаны, и избиша игумены. Тогда убиен бысть Василей, игумен святого Спаса, Иосиф презвутер, Иоасаф, игумен Святой Богородицы Снятной горе, и с ними 17 мних; и черньца, и черници, и убогыа, и жены, и малыа детки»). 5 марта немцы были разбиты дружиной св. кн. Довмонта , после чего псковичи обрели тела убитых монахов. Св. мощи В. М. погребли в Мирожском мон-ре, где они до сих пор пребывают под спудом. Имя преподобномученика было внесено в монастырский синодик, откуда его во 2-й четв. XIV в. заимствовал автор «Повести о святом благоверном князе Псковском Довмонте-Тимофее». Под 5 марта память В. М. указана в 2 псковских Прологах XIV в. (РГАДА. Тип. 175 и 179). Нек-рые агиографы XIX - нач. XX в. (митр. Евгений (Болховитинов) , Д. А. Эристов и М. Л. Яковлев) считали днем гибели и соответственно памяти В. М. 4 мая. Местная канонизация В. М. подтверждена включением его имени в Собор Псковских святых, празднование к-рому было установлено в 1987 г. по благословению Патриарха Московского и всея Руси Пимена , В. М. упоминается в Службе Собору Псковских святых, составленной в 1987 г. Ю. Г. Малковым. Ист.: ПСРЛ. Т. 5. Вып. 2. М., 2000. С. 18, 86; Охотникова В. И. Повесть о Довмонте. Л., 1985. Лит.: ИРИ. Т. 6. С. 167-168; Евгений (Болховитинов), митр. История княжества Псковского. К., 1831. Ч. 3. С. 75; СИСПРЦ. С. 47; Строев. Списки иерархов. Стб. 389; Филарет (Гумилевский). РСв. Март. С. 49-50; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 88-89; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 63; Т. 3. С. 553, 658; Серебрянский Н. И. Древнерусские княжеские жития. М., 1915. С. 263; Клиценко Ю. К. К 1100-летию Пскова: Святые преподобномученики Иоасаф Снетогорский, Василий Мирожский и иже с ними пострадавшие//Радонеж. 2003. 7.

http://pravenc.ru/text/150817.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Еванг. Остр. Евангелие-апракос Остромирово, 1056-1057 гг. ГПБ. F. n. I. 5: Ркп. Изд.: Остромирово Евангелие, 1056-1057: Факс. воспроизв. Л., 1988 Евгений. Словарь Евгений (Болховитинов), митр. Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина Греко-Российской Церкви. СПб., 1827. М., 1995п Евсеева. Афонская книга Евсеева Л. М. Афонская книга образцов XV в.: О методе работы и моделях средневекового художника. М., 1998 ЕжБК Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского богословского ин-та: Мат-лы. М., 1996-. ЕжегИИИ Ежегодник Института истории искусств. М., 1948-1961. Т. 2-11 ЕИзв Епархиальные известия [требует геогр. определителя, напр.: Черниговские и т. д.] Ерминия ДФ Ерминия, или Наставление в живописном искусстве, составленное иеромонахом и живописцем Дионисием Фурноаграфиотом, 1701-1733/Пер.: еп. Порфирий [Успенский]//ТКДА. 1867. 7; 1868. 2, 3, 6, 12. Отд. отт.: К., 1868. М., 1993р Ефрем Мцире. Сведения Ефрем Мцире. Сведения об обращении грузин - о том, в каких источниках об этом упоминается/Ред.: Т. М. Брегадзе. Тбилиси, 1959 (на груз. яз.) Ефрем Сирин, прп. Творения Ефрем Сирин, прп. Творения: В 8 т. Серг. П., 1895-1914. М., 1993-1995р ЖЗЛ Жизнь замечательных людей: Сер. М., 1933-. Жития Полное жизнеописание святых Груз. Церкви. СПб., 1871-1873. 3 т. Жития Жития святых, чтимых Православною Церковью. СПб., 19003. 12 кн. М., 2000р. 6 т. Жития Жизнеописание святых, прославляемых Православной Грузинской Церковью, составленное на основании древних и современных сведений. Тифлис, 1850 Жития подвижниц Жития святых подвижниц Восточной Церкви. СПб., 18852. М., 1994р ЖМВД Журнал Министерства внутренних дел. СПб., 1829-1861 ЖМНП Журнал Министерства народного просвещения. СПб.; Пг., 1803-1829, 1834-1917 ЖМП Журнал Московской Патриархии. М., 1931-1935, 1943-. ЖМП, 1931-1935 Журнал Московской Патриархии в 1931-1935 гг. М., 2001 ЖНИР Жития новомучеников и исповедников российских ХХ в./Сост.: игум.

http://pravenc.ru/abbreviations/?page=7

5 Татищева Росс. История, изданная в М. и С. П. Б с 1766–1784. Часть I. С. 46 и часть II. С. 566. 8 Нестор. С. 59. В издании Кенигсбергского списка прибавлено из Новогородской летописи по списку Татищева, что священник сей был при ней втайне. 15 Шлетцер о сводном Несторе. Русского перевода издан. В С. П. Б. c 1809–1819. Часть II. С. 248. 18 Нестор. С. 84, 85 и 87. Степен. книга. С. 152. Изд. в М. 1775 г. – Из первоначальных церквей две, Васильевская и Десятинная, от древних времен уцелели частью и доныне. Первая, ныне именуемая Трехсвятительская, прежде второй построена была Владимиром, может быть для поспешности деревянная, как и прочие. Ибо для второй каменной Десятинной вызвал он мастеров из Греции. Но и Васильевской здание каменное, доныне оставшееся, очевидно весьма древнее и если не Владимирова же, то крайней мере ближайшего к нему времени. Она длиной, кроме новой уже пристроенной паперти, 35, шириной в 16 аршин и 10 вершков со стенами; вышиной 14 аршин 7 вершков, а верх ее стен с карнизом и по стенам пилястры; также окна, сделанные уже новые. Одно только узкое окно к северу в притворе алтаря оставлено древнее. В старинных сметных, или городовых книгах она описана следующим образом: « церковь каменная Трех Святителей в длину от основания с алтарем 7 сажень, внутри от западных дверей до алтаря полторы сажени, алтарь в длину 3 сажени с аршином; поперек той церкви и алтаря 4 сажени с аршином; на той церкви глав и сводов нет, обвалились во многих местах стены разбились.» Десятинная церковь была гораздо обширнее оной. По следам ее стен, отрытых в 1824 г., заметно, что она была четвероугольная, длина середины около 24, а ширина 18 сажен. Освящена в первый раз в 996 г. мая 12 по сказанию Киевской следованной псалтири изд. 1758 г., а во второй раз 1039, по свидетельству Нестора. Нынешняя же, именуемая Десятинная, длиной, кроме пристроенной колокольни 20 аршин 3 вершка, шириной 8 аршин и 12 вершков со стенами. На верху ее надстроена еще деревянная церковь во имя Св. апостолов Петра и Павла.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

(† 5.05.1642), блж. (пам. 3 июля, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых), Христа ради юродивый, Сольвычегодский. Согласно позднему «Летописцу о граде Сольвычегодске», М. появился в Соли Вычегодской (ныне Сольвычегодск) в кон. XVI в., умер 5 мая 1642 г. и был погребен в сольвычегодском Введенском мон-ре, основанном в 1565 г. братьями Строгановыми: «В 7100 лето объявися у Соли в малом возрасте Михаил уродивый, а преставися 7150 года мая 5 дня и погребен в Введенском монастыре с Фомою и Родионом блаженными». М. упоминается еще раз в том же «Летописце» под 1669 г. и в Житии сольвычегодского юродивого Иоанна Самсоновича в связи с преставлением последнего 28 янв. 1669 г., 29 янв. погребенного «с прочими блаженными Фомою, Родионом и Михаилом». В «Книге, глаголемой Описание о российских святых» (нач. XVIII в.) имя М. помещено в перечень Сольвычегодских святых. В «Иконописном подлиннике» Г. Д. Филимонова под 3 июля отмечена общая память юродивых, погребенных в разные годы во Введенском мон-ре: «Святые праведные Фома, Михаил, Иоанн и Василий иже Христа ради юродивые в Введенском монастыре в городе Соли Вычегодской новые чудотворцы; мощи их погребены в оном монастыре вне церкви». А. И. Соскин, 1-й историк Соли Вычегодской, составивший в 1789 г. описание города, уточнил место погребения юродивых: в Введенском мон-ре «близ нынестоящей соборной, каменной церкви, на северной стране между притвором и колокольнею» ( Соскин. 1997. С. 169). Он также отметил, что «из народа некоторые над ними поминовение творят, и частию понахиды отправляют». Память святых отмечена в «Алфавите русских святых» (ЯИАМЗ. 15544. Л. 354 об., 1807-1811 или 1813-1819) старообрядческого мон. Ионы Керженского . Еп. Евгений (Болховитинов ; впосл. митрополит) внес имена сольвычегодских юродивых в список Вологодских святых, составленный в 1811 г. В. Попов в своем соч. «Сольвычегодская старина» (1865-1870 (?)) отметил местное почитание юродивых, в его время память о месте погребения святых уже была утрачена: «Из лиц памятных по богоугодной жизни в Введенском монастыре во время его трехсотлетнего существования именуют блаженнаго Фому и неизвестно, где опочивших Иродиона, Михаила, Иоанна и Василия, почитаемых в народе за святых, хотя церковь и не признала еще их таковыми» ( Попов. 1994. С. 103). Канонизация М. подтверждена включением его имени в Собор Вологодских святых, установленный в 1841 г. еп. Вологодским Иннокентием (Борисовым) .

http://pravenc.ru/text/2563618.html

Амвросий, архиепископ Тобольский и Сибирский (Келембет Андрей Петрович) Родился около 1750 года в местечке Чернухи Луховицкого уезда Полтавской губернии в семье диакона. В 1777 года окончил Киевскую духовную академию и был оставлен в ней преподавателем латинского языка. В 1777 году, по предложению знавшего его лично митрополита Киевского Гавриила (Кременецкого), принял монашество и был назначен лаврским ризничим. С 1791 года – префект Киевской духовной академии. С 1793 года – архимандрит, ректор Воронежской духовной семинарии. С 1796 года – ректор Новгородской духовной семинарии и настоятель Новгородского Антониева монастыря. В 1797 году – архимандрит Новгородского Юрьева монастыря. 13 ноября 1799 года хиротонисан во епископа Оренбургского. С 25 мая 1806 года – архиепископ Тобольский и Сибирский. 21 декабря 1822 года уволен на покой в Мгарский Спасо-Преображенский монастырь Полтавской губернии. Скончался 4 июля 1825 года и был погребен в храме Мгарского Спасо-Преображенского монастыря. Это был несколько простоватый, добрейший, хотя и вспыльчивый, человек. Простота его, некоторая неловкость и неповоротливость в движениях давали повод окружающим шутить над ним. И даже распространилось изречение – «это второй Келембет» – когда кого-то хотели представить простаком. Преосвященный Евгений (Болховитинов) говорил о нем, что хотя «Амвросий и человек простой, но драгоценно в нем то, что он человек добрый». Воспитан он был в строгих правилах монашеской жизни. Преосвященный был общительный, разговорчивый, а также большой хлебосол. Такие качества снискали ему любовь среди окружавших его лиц, всегда находивших у него радушный прием. Он с великой любовью и состраданием принял в свою епархию архимандрита (позднее митрополита) Филарета (Амфитеатрова) в трудное для последнего время и был для него истинным благодетелем. За шесть лет управления Оренбургской епархией он снискал себе славу добрейшего пастыря. В своей деятельности преосвященный Амвросий не прибегал к жестким мерам. Он постепенно и последовательно занимался делом устроения вновь учрежденной епархии. Ему пришлось быть основоположником главнейших епархиальных учреждений, в том числе и консистории. При нем в Уфе был открыт Успенский монастырь (1800 г.) и Оренбургская духовная семинария.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Амвросий, епископ Черниговский и Нежинский (Дубневин) Родился в конце XVII века в селе Подгурье на Украине. Окончил Киевскую духовную академию и оставлен в ней преподавателем младших классов. С 1727 по 1731 год – префект академии. С 1731 по 1737 год – ректор и профессор богословия и игумен Киевского Братского Богоявленского монастыря. С 1733 года – архимандрит Киевского Михайловского Златоверхого монастыря. С 1739 года – настоятель Троице-Сергиевой лавры. 8 сентября 1742 года хиротонисан во епископа Черниговского. Скончался 23 февраля 1750 года. Погребен в Черниговском кафедральном соборе. Епископ Амвросий – один из лучших наставников и ректоров Киевской духовной академии. Он первый ввел трактат о десятисловии и евангельском законе, тогда как до него никто не касался нравственного богословия. По воле императора Nempa II принимал участие в дополнении Литовского статута (сборника западно-русских законов и привилегий, который был действующим законодательством по 2 сентября 1840 года – прим. ред.) на основе Магдебургского права. В 1746 году производил обследование чудес от Ахтырской иконы Божией Матери. Литература: Аскоченский В. Киев с древнейшим его училищем – Академией. – Киев, 1856, ч. 2. – С. 50. Евгений (Болховитинов) , митрополит. Описание Киево-Софийского собора и Киевской иерархии. – Киев. 1825. – С. 299. Историко-статистическое описание Черниговской епархии. [ Филарет (Гумилевский) ]. – Чернигов, 1873. – С. 85–87, 95, 96, 98. Филарет (Гумилевский) , архиепископ. Обзор русской духовной литературы. – 3-е изд. – СПб., 1884. – С. 322, 323. Маркевич. Записки. – ч. 2. – С. 181. Амвросий (Орнатский) , архиепископ. История Российской иерархии: в 6 ч. – М., 1807–1815, ч. 1. – С. 154; ч. 2. – С. 181. Геннади Г. Справочный словарь о русских писателях и ученых, умерших в XVIII и XIX столетиях, и список русских книг с 1725 по 1825г. – Берлин, 1876. – С. 21. Соловьев С. М. История России с древнейших времен: в 6 кн. – 3-е изд. – СПб., 1911, кн. 5. – С. 625. Историческое описание Свято-Троицкия Сергиевы лавры, составленное по рукописным и печатным источникам профессором Московской духовной академии А. В. Горским в 1841 году, с приложениями архимандрита Леонида: в 2 ч. – М., 1890, ч. 1. – С. 160

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010