Разделы портала «Азбука веры» истории паломников ( 4  голоса:  4.0 из  5) Христианское паломничество имеет глубокие древние традиции, истоки которых восходят к Ветхозаветной Церкви. Паломничество христиан издревле было направлено, в первую очередь, к местам жизни Спасителя. Целью паломников также было посещение святых мест Палестины, мощей святых и чудотворных икон. В то же время, если для ветхозаветного иудея посещение иерусалимского Храма на праздник было необходимым делом, то паломничество христиан являлось исключительно их собственным подвигом благочестия. Христианское паломничество известно со времени христианизации Римской империи. Именно в IV в. появляются и первые памятники паломничества . На Руси интерес к путешествиям к святым местам увеличивался по мере воцерковления русского народа. Вполне возможно, что первые паломники появились на Руси одновременно с первыми ростками Христианства — уже в IXX в., но никаких свидетельств об этом не сохранилось. Первые известные нам паломничества русских людей на Христианский Восток — в Палестину , Константинополь и на Афон — приходятся на первую половину XI в. и непосредственно связаны с Киево-Печерским монастырем . Это путешествия преп. Антония Печерского на Афон, попытка еще юного преп. Феодосия Печерского совершить паломничество в Святую Землю , паломничество игумена Печерского Варлаама в Святую землю и Константинополь . В историографии вопрос древнерусского паломничества начал обсуждаться с начала XIX в. Первым стал высказываться на эту тему известный ученый того времени митрополит Евгений (Болховитинов) . Не обошли стороной этот вопрос в своих фундаментальных трудах по истории России и Русской Церкви и такие великие историки, как Н.М.Карамзин, С.М.Соловьев и митрополит Макарий (Булгаков) . До революции 1917 г. изучение древнерусского паломничества носило, в основном, источниковедческий характер и развивалось по мере обнаружения памятников паломничества. В то же время с середины XIX в. начали появляться и обобщающие работы по истории древнерусского паломничества .

http://azbyka.ru/palomnik/blogs/drevneru...

Смарагд, архиепископ Рязанский и Зарайский (Крыжановский Александр Петрович) Родился 9 марта 1796 года в селе Великая Березянка Таращанского уезда Киевской губернии в семье местного священника Петра Михайловича Крыжановского и его жены Анны Васильевны. Наречён при крещении Александром, в честь одного из воспоминаемых в день его рождения сорока севастийских мучеников. Семья священника была большая, но обеспеченная. Воспитывая детей в труде, отец заботился и об их образовании. В 1805 году Александр поступил в Киевскую духовную семинарию, а затем и в академию, где проучился до третьего курса, затем был отправлен для продолжения образования в Санкт-Петербургскую духовную академию, которую закончил в 1819 году с присвоением звания магистра богословия (9 августа 1819 года). Как лучший выпускник, он был оставлен в Санкт-Петербургской академии преподавателем богословских наук. 29 августа 1819 года Александр был пострижен в монашество с именем Смарагда в честь одного из сорока севастийских мучеников. В том же году 8 сентября он был рукоположен во иеродиакона, а 20 сентября – во иеромонаха. В Санкт-Петербургской духовной академии Смарагд пробыл до 30 июня 1821 года, а затем был переведён инспектором и преподавателем богословия в Киевскую духовную академию, где в 1823 году был утверждён действительным членом академической конференции. 23 февраля 1824 года, по представлению ректора архимандрита Моисея и по ходатайству академической конференции, Комиссия духовных училищ присвоила иеромонаху Смарагду звание профессора с утверждением его членом Комитета духовной цензуры. Такое продвижение по службе объясняется успешным и быстрым исполнением всех ответственных поручений. Так, например, при ревизии в 1822 году Волынской, Минской и Черниговской семинарий он произвёл всестороннюю и тщательную проверку жизни семинарий и представил обоснованный отчёт о своей ревизии. Видя его усердную работу и бескорыстную службу, Киевский митрополит Евгений (Болховитинов , † 1837) уже в 1823 году ходатайствовал о возведении иеромонаха Смарагда в сан архимандрита. И это ходатайство было одобрено и принято Комиссией духовных училищ и Святейшим Синодом. Но в ожидании награды иеромонаху Смарагду пришлось пережить горькое разочарование. Ему были приписаны противозаконные действия при ревизии им Волынской семинарии. И хотя вскоре выяснилась несостоятельность обвинений, однако какое-то недоверие к его личности осталось на всю жизнь.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Содержание 1843 год 1844 год 1845 год 1846 год 1847 год 1857 год 1859 год 1860 год 1861 год 1862 год 1863 год 1864 год 1865 год 1866 год 1867 год 1868 год 1869 год 1870 год 1871 год 1872 год 1873 год 1874 год 1875 год 1876 год 1877 год 1878 год 1879 год 1880 год 1881 год 1882 год 1883 год 1884 год 1885 год 1886 год 1887 год 1888 год 1889 год 1890 год 1891 год 1892 год 1893–1894 годы 1894 год 1894 год     Русское ученое монашество прошлого столетия выдвинуло множество талантливых ученых в различных областях богословской науки. Целая школа с глубокой и плодотворной традицией сложилась, в частности, в науке церковно-исторической. Митрополит Платон (Левшин) , митрополит Евгений (Болховитинов) , архиепископ Амвросий (Орнатский) , архиепископ Филарет (Гумилевский) , профессор-протоиерей Александр Горский, митрополит Макарий (Булгаков) , архиепископ Сергий (Спасский) – каждое из этих имен составляет отдельную эпоху в русской церковной истории. Но обобщающие труды названных историков невозможны были бы без неустанной работы подчас безвестных иноков-изыскателей, посвятивших жизнь кропотливым исследованиям и описаниям русских монастырей, монастырских ризниц, книгохранилищ, архивов и частных собраний. Достойным ратником этой иноческой ученой дружины предстает перед нами наместник Троице-Сергиевой Лавры архимандрит Леонид (Кавелин) (см. «ЖМП», 1972, 6). Он поражал современников глубиной и масштабностью своих научных интересов. Архимандрит Леонид (в миру Лев Александрович Кавелин) родился 22 февраля 1822 года в калужском имении своего отца. В 1840 году он окончил кадетский корпус, дослужился до чина капитана, но в 1852 году оставил службу и стал послушником в Оптиной Пустыни. Оптинская школа и определила весь его последующий творческий путь. В 1857–1859 гг. он находился в составе Иерусалимской миссии под началом епископа Кирилла (Наумова) ; в 1859–1863 гг. он опять был в Оптиной Пустыни; с 1863 года он снова в Иерусалиме, но уже в качестве начальника Русской Духовной Миссии. В 1865–1869 гг. архимандрит Леонид – настоятель посольской церкви в Константинополе; в 1869–1877 гг. – настоятель Новоиерусалимского Воскресенского монастыря. С 1877-го до самой смерти (22 октября 1891 года) отец Леонид занимал ответственный пост наместника Троице-Сергиевой Лавры.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pro...

Содержание разговоров I. Разговор о многолюдстве древнего Великого Новгорода Разговор первый, говоренный учениками учрежденного при Новгородском Митрополичьем доме Русского духовного училища, во время открытого их испытания в успехах 1807 года Декабря 7, то есть в день торжества их о тезоименитстве Его Высокопреосвященства, Святейшего Правительствующего Синода первенствующего Члена, Амвросия Митрополита Новгородского, Санкт-Петербургского, Эстляндского и Финляндского, и разных орденов Кавалера Приступ: Имея счастье представлять опыты успехов наших в Российской Истории среди знаменитого древностью Великого Новгорода и пред почтеннейшими Гражданами оного, мы ласкаемся надеждой, что не неприятно будет почтеннейшему Вашему Собранию, когда осмелимся мы теперь поговорить несколько подробнее о древностях нашего города. А потому просим на сие вашего, Почтеннейшее Собрание, позволения и благосклонного слушания. Первый: Мы живем, любезные товарищи, в Великом Новегороде, издревле так именуемом. Но обозревая его по всем частям, я часто размышлял и недоумевал, как можно назвать Великим такой город, которого вся длина и с предместьями едва ли в две версты, а ширина, и еще меньше? Второй: Вы судите о древнем Новгороде по теперешнему его состоянию. Но вспомните, что он многократные терпел опустошения. Посмотрите еще теперь остающиеся среди города многие пустоши и обширные сады, выросшие уже на месте жилищ из праха так сказать, предков наших; сочтите множество древних церквей, из коих иные ныне стоят как бы осиротелые бесчадные матери уже за пределами города; смеряйте расстояние нынешних домов одного от другого, и – тогда поверите, что Новгород мог быть великим городом; и не напрасно в старину праотцы наши говаривали пословицею: Кто может против Бога и против великого Новгорода? Третий: Прибавьте к этому еще и то, что, по свидетельству некоторых писателей, Новгород мог выставить 100 тысяч человек своего войска 1 ; что в него съезжались торговать не только свои Русские из всех Княжеств, но и многие иностранные народы имели свои здесь торговые конторы, магазины и лавки; да и самый сей город имел честь, по знаменитости своей, быть с XIII века в союзе славных торговых Ганзейских Северных городов.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

«Создавайте историко-краеведческие приходские общества!» Беседа с историком и краеведом В.Ф. Козловым Владимир Фотиевич Козлов – кандидат исторических наук, профессор Российского государственного гуманитарного университета и Государственной академии славянской культуры в Москве, заведующий кафедрой региональной истории и краеведения Историко-архивного института РГГУ, ведущий редактор темы «Религия» в «Московской энциклопедии», главный редактор издательского центра «Москвоведение», председатель Союза краеведов России. Наша беседа с В.Ф. Козловым – о дореволюционном и современном состоянии церковно-исторической науки, о возможных формах сотрудничества Православной Церкви и художественно-исторических музеев.   – Для Православной Церкви во все времена было важно ее историческое самосознание, в том числе и на уровне епархии и даже каждого отдельного монастыря и храма. Известно, что до 1917 года в этой области проводилась какая-то работа. Не могли бы вы рассказать об этом? – Уже в начале XIX века церковным краеведением и археологией у нас серьезно занимались митрополиты Платон (Левшин), Евгений (Болховитинов) и другие исследователи. Но масштабное научное исследование истории монастырей и храмов в России началось со времен митрополита Московского Филарета (Дроздова). Главным образом с 1860-х годов. К этому времени относится возникновение Московского общества любителей духовного просвещения, которое начало колоссальную работу по каталогизации и полному описанию церквей, монастырей, святынь во многих епархиях Русской Православной Церкви. Это было заметное церковно-общественное движение. И вышло распоряжение Святейшего Синода, обязывавшее каждый приход, каждый монастырь вести летопись богослужебных и исторических событий. Историко-статистическое или историко-археологическое описание было направлено на создание, насколько это возможно, полной истории каждого храма, начиная от его создания: архитектура, почитаемые святыни, клир, приход, праздники, церковно-общественные объединения при храме, крестные ходы, некрополи… А ведение регулярных летописей должно было облегчить задачу будущим поколениям историков Русской Православной Церкви. То есть существовала целая глубоко продуманная программа, очень серьезная, и надо сказать, что на сегодняшний день мы еще не достигли подобного уровня.

http://pravoslavie.ru/35658.html

Соседи России, государи польский и шведский, завидуя могуществу ее, однако же чувствовали, что порознь они не могут сделать большого вреда московскому царю Иоанну Васильевичу Грозному. Поэтому оба сии государя – польский Стефан Баторий и шведский Иоанн в 1578 году заключили теснейший между собой союз для войны против России. Положено было начать оную совокупно в самой Естляндии и Лифляндии вытеснением российских гарнизонов из городов и крепостей, ими занятых. Первое сражение дано под Венденом, занятым уже польскими и литовскими войсками, с которыми соединились и шведские. Там россияне были разбиты и потеряли все свои пушки. Вслед за тем они вытесняемы были постепенно и из других городов, но рассеянные по всем провинциям засады их долго было бы порознь преодолевать. А притом союзные государи не хотели продолжением войны в Лифляндии и Естляндии подвергать сии провинции опустошениям, и потому засевших там россиян оставив до времени, согласились напасть на самые российские области с разных сторон. Шведский начал делать набеги от Нарвы и с финляндских границ, а польский от литовской границы. Они подущали еще и крымского хана с юга занять Россию, но царь убедил его дарами к перемирию на год. Россияне отражали часто не без успеха нападения северного неприятеля и долго удерживались во многих городах естляндских; а в свои далее Ивангорода его не впустили, но ополчение польского короля превозмогало их. Войско его состояло из различных наемных и своих польских и литовских людей и из корпуса венгерской пехоты. Польскими предводительствовал гетман Мелецкий, Литвой гетман Николай Радзивил, венграми славный воевода их Гавриил Бекеш; а при осаде Пскова великим гетманом или фельдмаршалом был коронный канцлер Иван Замойский. Первые неприятельские действия Баторием открыты летом 1579 года осадой Полотска, который твердо укреплен был и имел сверх своего засадного гарнизона еще 6 полков, присланных из Пскова царем, тогда в сем городе целое лето пребывавшим для военных распоряжений. Сверх того двое воевод, Шеин и Шереметев из города Сокола, делали набеги на неприятельские партии, искавшие корм. Россияне в Полотске храбро оборонялись, а дабы отнять у неприятеля всякое прикрытие, сами наперед выжгли все предместья города. Шесть недель Баторий держал оный в осаде и многие делал приступы безуспешно.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Том 1 Том 2 Том 4 Содержание Хронологический список преосвященных Архиереев Псковских Исторический Монастырей Псковской Епархии, доныне существующих. Хронологический список Древних Псковских Церквей, упоминаемых в Летописях и старых Грамотах Список ныне находящимся в городе Пскове Соборам и Церквам Штатным, приписным и упраздненным Общая ведомость о Церквах Псковской Епархии в нынешнем состоянии Разные надписи План Нижнего этажа Псковского Троицкого Собора Роспись     ”…украшашеся всякими добродетельми, тщащися добре угодиши новопознанному Богу, создателю и просветителю своему. Воспомянув же о видении оном, еже виде при реце Пскове, посла тамо злата и сребра много на создание Церкви Троице Святей и повеле при ней людем населятися; и не в долгом времени бысть град велик Псков, от реки Псковы нарицаемый, и прославляшеся в нем имя Пресвятыя Троицы” Смотр. Четь – Минею под числом 11-го Июля 1 . Поскольку же крещение Великой Княгини Ольги по Летописи Преподобного Нестора полагается в 955-м году, а по запискам современника ей, Константинопольского Императора Константина Багрянородного (по сличению означенного у него Индикта 4 с вруцельтием) в 946 либо 957 году; то прибытие ее во Псков и пророчество можно полагать спустя несколько времени после которого-нибудь из упомянутых годов. Местом, где видела она три луча в небеси, почитается то самое, на котором доныне стоит так именуемая ОльгинаЧасовня с колодцем, на левом берегу реки Великая против Псковской Крепости; а дубовый Крест ею там водруженный сохранялся в Кафедральном Троицком Соборе; но в 1509 году вместе с Церковью сгорел, как свидетельствует надпись на яблоке под находящимся доныне в Соборе Крестом, устроенным той же мерой и тем же образом в 1623 году. В Статейных Списках о договоре Русских послов со Шведскими 1585 года, назначается Ольгин Крест на Нарове у Николы урочищем того договора; а в Летописях еще упоминается Ольгина Гора близ Пскова. Смотр. Древ. Российск. Вивлиофику изд. 2. Част. XII, страницу 64. Впрочем положенные блаженною Ольгою сии начатки Христианской Веры относить должно преимущественно может быть к одному только новооснованному городу Пскову; а просвещение всей Псковской Области принадлежит уже внуку Ольгину, Великому Князю Владимиру Святославичу, крестившемуся с детьми, Боярами и Киевским народом в 988 году и вскоре потом крестившему народ Новгородский и других Областей.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Успенский Святогорский мужской монастырь Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… История [ править править код ] Монастырь был основан в 1569 году псковским наместником князем Юрием Токмаковым, по приказу царя Ивана Грозного после нескольких явлений чудотворных икон Божией Матери вороничскому пастуху Тимофею сначала у речки Луговки, а затем на Синичьей горе, получившей название Святой. Об этом событии рассказывает монастырская «Повесть о явлении чудотворных икон Пресвятыя Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии во области града Пскова на Синичьей горе, иже ныне зовома Святая Гора». На основании этой летописной повести псковский епископ Евгений Болховитинов написал книгу «Описание Святогорского монастыря». Святогорская обитель издревле входила в ряд самых почитаемых на Руси. Среди многих даров монастырю был пожалованный Иваном Грозным пятнадцатипудовый колокол, призванный в народе «Горюном». Монастырский настоятель Зосима находился среди представителей Пскова на Земском соборе 1598 года, избравшем в цари Бориса Годунова. Монастырская крепость представляла важное звено обороны Псковской земли на рубеже древнего пригорода Воронич. Мощные стены защищали обитель во время долгой и кровопролитной Ливонской войны и смуты в Московском царстве. Во время нашествия захватчиков Святогорский монастырь укрывал в своих стенах жителей окрестных селений, а монахи с оружием в руках защищали Псковскую землю. В ризнице монастыря хранилось Евангелие печати 1628 года – дар царя Михаила Романова. До революции в монастыре находилось несколько особо почитаемых на Руси чудотворных икон Божией Матери: чудотворная икона Божией Матери «Умиление» (вокруг средника иконы изображен цикл Богородичных праздников), чудотворная икона Божией Матери Феодоровская (согласно монастырскому преданию икона была написана византийскими мастерами), чудотворная икона Успения Божией Матери (по бокам от средника иконы изображено – коронование Божией Матери, собор святых архангелов, Благовещение Пресвятой Богородицы).

http://azbyka.ru/palomnik/Святогорский_С...

Я. Н. Рабинович. О начальной истории Святогорского Успенского монастыря     Святогорский Успенский монастырь находится в Псковской области, в 4 км от древнего городища Вороноча, в 40 км от города Опочки и в 120 км к югу от Пскова. В различных справочниках и путеводителях говорится, что монастырь построен по повелению царя Ивана IV Грозного в 1569 г. на месте прежней часовни по случаю явления икон Божией Матери «Одигитрия» и «Умиление». Монастырь находится на живописном холме, в старину называвшемся Синичьей, а после устроения обители – Святой горой. Начальная история Святогорского монастыря, хорошо известного поклонникам творчества А. С. Пушкина, практически не изучалась. Пожар в Святогорском монастыре 5 марта 1784 г., когда сгорела Никольская церковь, уничтожил все монастырские документы, старинные грамоты, указы, поэтому исследователям приходилось по крупицам собирать материал, случайно сохранившийся в других архивах. Первым историком Святогорского монастыря можно назвать митрополита Евгения (Болховитинова), который в 1821 г., будучи архиепископом Псковским и Изборским, кратко написал о первых чудотворениях на Синичьей горе, которые привели в дальнейшем к основанию обители. Из письма архиерея тогдашнему игумену Святогорского монастыря Ионе известно, что первоначально о. Евгений попросил настоятеля представить сведения об обители, однако они его не удовлетворили: «Вместо присланного Вами в консисторию необстоятельного описания вашего монастыря я сочинил обстоятельнейшее» . В своем произведении историк ссылался на древнюю монастырскую летопись, которая хранилась здесь в начале XIX в. Позднее эта рукопись затерялась, но сохранились несколько поздних рукописных повестей различных редакций, протографом которых, вероятно, она являлась. Название их видоизменялось. Одно из таких названий: «Повесть и сказание о явлении иконы Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии во Псковской области, в Вороначе, иже на Синичьи горе». Обычно исследователи приводят сокращенное назание: «Повесть о явлении икон на Синичьей горе».

http://sedmitza.ru/lib/text/10015260/

Ученые и подвижники. Часть 1 Митрополит Евгений (Болховитинов) История Русской Церкви как отдельная отрасль исторической науки начинается в XIX веке. В Древней Руси, с ее специфическим летописным взглядом, история церковная не отделялась от гражданской, а XVIII столетие, с его огромным интересом и весьма серьезными трудами по светской истории, не внесло существенного вклада в разработку истории церковной в значительной мере из-за своего рационалистического пафоса. Отдельные исследования как русских, так и иностранных ученых, сохранившиеся в рукописях, остались известны лишь узкому кругу специалистов. Первой систематической работой на эту тему в России была «Краткая российская церковная история» митрополита Московского Платона (Левшина), изданная в 1805 году. Несомненными достоинствами ее были критическое отношение к достоверности исторических источников и особый дар исторического прозрения у автора. Следующим крупнейшим трудом по истории Русской Церкви стала работа, не утратившая своего значения вплоть до недавнего времени. Это «История Российской иерархии» (М., 1807–1815), задуманная замечательным деятелем русской церковной историографии митрополитом Евгением (Болховитиновым), осуществленная его энергичным и деятельным помощником, префектом Новгородской семинарии иеромонахом Амвросием (Орнатским), впоследствии епископом Пензенским, а затем, после смерти последнего, вновь отредактированная и частично переизданная самим митрополитом Евгением. Митрополит Евгений (Болховитинов) родился в 1767 году в Воронежской губернии, в семье бедного священника. Оставшись в 10 лет сиротой, Евфимий, как его звали в миру, поступил в архиерейский хор, затем в Воронежскую семинарию. В 1785 году он был послан в Москву, в Славяно-греко-латинскую академию. Хотя академия тогда и входила в единую систему духовных школ вместе с Московской духовной семинарией, но, будучи исторически первым высшим учебным заведением России, сохраняла некоторую широту и универсальность образования, а также традиции классической школы, заложенные еще братьями Лихудами.

http://pravoslavie.ru/30861.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010