Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГОЛУБИНСКИЙ Евгений Евсигнеевич (28.02.1834, с. Матвеево Кологривского у. Костромской губ.- 7.01.1912, Сергиевский посад Дмитровского у. Московской губ.), проф. МДА, историк Церкви. Род. в семье свящ. Е. Ф. Пескова, к-рый выбрал ему фамилию в память об известном земляке прот. Ф. А. Голубинском . В 1843-1848 гг. обучался в Солигаличском ДУ, в 1854 г. окончил Костромскую ДС и как лучший ученик был зачислен в МДА на казенный кошт, окончил академию в 1858 г. Церковную историю в МДА преподавал проф. А. В. Горский , оказавший большое влияние на Г. и покровительствовавший ему как земляку. По его предложению Г. написал соч. «Об образе действования православных греко-римских государей в IV, V и VI вв. в пользу Церкви против еретиков и раскольников» на основе большого числа исторических и археологических материалов. 10 февр. 1859 г. за это сочинение он получил степень магистра богословия (по распоряжению Святейшего Синода опубл. в «Прибавлениях к Творениям святых отцов в русском переводе» ). С 1858 г. Г. преподавал в Вифанской ДС риторику, позднее также историю раскола. Здесь же исполнял обязанности библиотекаря. С 12 янв. 1861 г. Г. работал в МДА на кафедре истории Русской Церкви в звании бакалавра, с 28 сент. 1870 г.- экстраординарного профессора. Кроме того, преподавал нем. язык. В 1870 г. предложил создать музей при МДА. Е. Е. Голубинский. Сергиевский посад. Фотография. 1903 г. Е. Е. Голубинский. Сергиевский посад. Фотография. 1903 г. Главные труды Г. посвятил истории Русской Церкви. Вслед за своими предшественниками Московским митр. Платоном (Левшиным) , Киевским митр. Евгением (Болховитиновым) , Московским митр. Макарием (Булгаковым) , Черниговским архиеп. Филаретом (Гумилевским) развивал исторический подход в церковной науке, под влиянием Горского применял критический историко-сравнительный метод. Чтобы лучше понять исторические корни Русской Церкви, Г. в начале научной деятельности активно изучал историю развития Православия у слав.

http://pravenc.ru/text/165317.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГРИГОРИЙ (XI-XIII вв.?), прп., Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (пам. 8 авг., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Ближних пещер, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских), иконописец. (Г. считается сподвижником прп. Алипия иконописца, хотя источниками это не подтверждается, приводимые нек-рыми авторами даты кончины святого - 1074, 1105 - ни на чем не основаны.) В древнейший помянник Киево-Печерского мон-ря кон. XV в. внесены 5 монахов с именем Григорий, одним из них мог быть Г. ( Голубев С. Т. Древний помянник Киево-Печерской лавры (кон. XV и нач. XVI ст.)//ЧИОНЛ. 1892. Кн. 6. С. 5-6). Самое раннее упоминание Г. как иконописца встречается в 1-м издании Киево-Печерского Патерика (К., 1661), в к-ром на плане Ближних пещер отмечено нахождение мощей преподобного. Имя Г. в числе святых града Киева внесено в «Описание о российских святых» (известно в списках кон. XVII-XVIII в.). В «Сказании о святых иконописцах» (нач. XVIII в.) говорится, что «преподобный отец Григорий Печерский, иконописец киевский, много святых икон написал чудотворных, яже зде в Российской земли обретаются, спостник бе преподобному Алимпию. В нетлении в пещерах опочивает» ( Буслаев Ф. И. Исторические очерки рус. народной словесности и искусства. СПб., 1861. Т. 2. С. 378). Общецерковное почитание Г. установлено указами Святейшего Синода 1762, 1775 и 1784 гг., согласно к-рым разрешалось печатать службы Киево-Печерским преподобным и вносить их имена в общецерковные месяцесловы. Празднование памяти Г. 8 авг. приурочено ко дню памяти прп. Григория Синаита. Г., «византийский иконописец», упоминается вместе с прп. Алипием в 3-м тропаре 9-й песни канона преподобным отцам Ближних пещер (по мнению Е. П. Кабанца, служба преподобным отцам Ближних пещер была написана в посл. четв. XVII в.). Обследование мощей Г. показало, что на момент смерти ему было ок. 50 лет ( Колпакова В. М. , Кабанець П. Koмnлekchi мeдuko-ahmponoлoriчhi дocлiджehhя св. мощей лаври//Дива. С. 90, 92). В XIX в. частица мощей Г. находилась в киевском Софийском соборе ( Евгений (Болховитинов), митр. Описание Киево-Софийского собора и Киевской иерархии. К., 1825. С. 48).

http://pravenc.ru/text/166545.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МАРДАРИЙ (XIII-XVII вв.?), прп., Киево-Печерский (пам. 13 дек., 28 авг.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Дальних пещерах (прп. Феодосия) почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских), затворник, в Дальних пещерах почивающий. Не упоминается в ранних источниках, повествующих о Киево-Печерском мон-ре (см. Киево-Печерская лавра ) и его насельниках до 30-х гг. XIII в.,- Киево-Печерском патерике , «Повести временных лет» (см. Летописание ) и Житии прп. Феодосия Печерского. О нем, как и о большинстве святых Дальних пещер, сохранились только краткие поздние сведения. Указание на XIII в. как на период жизни затворника М. ( Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 261; Дива печер лаврських. К., 1997. С. 66, и др.) следует признать необоснованным. Имя М. присутствует в «Тератургиме» мон. Афанасия (Кальнофойского) (К., 1638), в перечне святых, чьи мощи находятся в Дальних пещерах: «Здесь почивает преподобный Мардарий монах (а не Федор Даниловичь, князь Острожский, как народ думает)» (цит. по: Евгений (Болховитинов). 1847. С. 288; ср.: цит. по: Модест (Стрельбицкий), архиеп. 1885. С. 80). Тем не менее имя М. отсутствует в составленном по благословению Киевского митр. св. Петра (Могилы) ок. 1643 г. Каноне преподобным отцам Печерским, автором которого считается протосинкелл и экзарх К-польского патриарха Мелетий Сириг . Указан на планах Дальних пещер 1661 и 1674 гг. (Дива печер. 1997. С. 139; ср.: Там же. С. 140). В рукописном сборнике из б-ки Дальних пещер, к-рый послужил источником архиеп. Модесту (Стрельбицкому) при написании его Кратких сказаний о святых отцах Дальних пещер (1885), сообщалось, что М. был «безкелейный», отличался помимо прочих добродетелей нестяжательством, не желал иметь ничего (далее, очевидно ошибочно, говорится - «в келлии своей»), кроме одежды, носимой на себе. По преданию, зафиксированному в лит-ре XIX в., закончил земную жизнь затворником.

http://pravenc.ru/text/2561970.html

Н. В. Башнин, Л. В. Пушкина. Хозяйственные документы Вологодского архиерейского дома Св. Софии в последние месяцы жизни архиепископа Гавриила (Кичигина) и после его смерти   Истории архиерейских домов на Руси посвящено меньше исследований, чем монастырям.В Средневековье и раннее Новое время при владычных кафедрах составляли летописи, а в XVIII в. эта традиция трансформировалась в сбор исторических сведений об иерархах и архиерейских домах. А. А. Севастьянова изучила этот процесс и показала, что в разных регионах страны в XVIII–XIX вв. происходило накопление исторических материалов, это была эпоха становления исторической науки . Изучение работ XVIII–XIX вв. об архиерейских кафедрах в России допетровского времени показывает, что в провинциальной историографии прежде всего собирали фактические сведения по их истории, о личностях владык, уточняли хронологию событий. Часто исторические работы были приурочены к юбилеям. Подчеркнем, что первыми историю архиерейских домов в XVIII–XIX в. по поручению архиереев изучали их домовые люди. В последние десятилетия возник интерес к архиерейским библиотекам и личностям епископов, архиепископов и митрополитов .Вышли исследования о свт. Стефане Пермском , Митрофане Воронежском , посвященные Александру и Ионе Вятским , Афанасию Холмогорскому , епископам Коломенским , Рязанским , ростовским и сибирским иерархам .   А. В. Морохин исследовал биографии архиереев различных кафедр, живших во второй половине XVII ¾ начале XVIII в. Он показал, как по-разному реагировали иерархи на события переломной эпохи (раскол, церковные реформы Петра I) . Новый этап обобщения сведений об архиерейских домах и архиереях произошел в первые десятилетия XXI в. при работе над статьями в «Православной энциклопедии» , однако исследования об архиепископе Вологодском и Великопермском Гаврииле (Кичигине) в этом издании не вышло. Сведения о биографии этого иерарха в начале XIX в. собрал митрополит Евгений (Болховитинов), а опубликовал через несколько десятилетий Н. И. Суворов .

http://sedmitza.ru/lib/text/10190246/

Начало научной разработки славяно-русской палеографии принято относить к первой половине XIX столетия, к Румянцовской эпохе Русского просвещения. С этого времени началось систематическое обследование памятников письменности. Но отдельной работы по описанию рукописей и обследованию их с палеографической точки зрения бывали и раньше, и вот об одной из таких работ нам хотелось напомнить палеографам. Правда, обследование это было произведено не ради научных целей, а ради практических, но тем не менее, это первая серьезная, научными приемами критики обставленная, разработка двух памятников заслуживает полного внимания и тем более, что она была произведена на целое столетие раньше возникновения научной палеографии в России, а именно при Петре Великом и была в рукописи представлена в 1719 г. Сведения об этой работе затерялись в специальной литературе истории старообрядчества, а сама работа была напечатана во второй, позднейшей, своей редакции – в Поморских Ответах лишь в 1884 г. в их заграничном издании, выпущенном в Мануиловском Никольском скиту в Буковине, а первая редакция увидела свет в печатном виде в издании Ответов дьякона Александра, исполненном в Нижнем Новгороде в 1907 г. 1 Но о той и другой редакции упоминали в специальной полемической литературе и в борьбе со старообрядцами, пытаясь опровергать доводы этого критика – палеографа. Мы ведем речь о разборе двух пресловутых памятников: Деяния соборного на еретика армянина Мартина 1157 г. и Феогностова требника и их критической разработки с применением палеографических приемов, исполненной Андреем Денисовым. Полемическая литература, занимавшаяся реабилитацией памятников этих, подложность коих блестяще доказал А. Денисов, не могла опровергнуть его доводов, и она касалась по преимуществу богословской стороны памятников, почему мы и не будем на ней останавливаться, а направим читателя к сочинению Е.Ф. Шмурло: «Митрополит Евгений Болховитинов, как ученый». 2 Впервые на палеографический характер труда А. Денисова обратил внимание П.И. Мельников в «Записке о расколе», составленной в 1857 г. для В. для В.К. Константина Николаевича; она была напечатана в Сборнике правительственных сведений о расколе, составленном Кельсиевым 3 , а оттуда перепечатана в Международной библиотеке, издаваемой Каспровичем. Мельников говорит, что Александр диакон (надо разуметь А. Денисов) так разобрал это деяние, что критический разбор его сделал бы честь и современному археологу 4 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Druzhi...

Обнинск. Церковь Бориса и Глеба в Белкине. Борисоглебская церковь Карта и ближайшие объекты С XV в. село принадлежало дворянскому роду Белкиных. Каменный храм в честь Бориса и Глеба был построен в 1773 г. при И.И. Воронцове. Храм был частью усадебного комплекса, выстроенного по проекту архитектора К.И. Бланка. В облике храма проявились традиции архитектуры екатерининской эпохи. В архитектурном убранстве храма сочетаются элементы барокко и классицизма. Росписи были выполнены живописцем И. Д. Некрасовым под наблюдением В.И. Баженова. В конце XIX в. интерьер храма был оформлен заново: светскую живопись заменили росписи на Евангельские сюжеты, а под куполом появились изображения херувимов. В 1815 г., при следующем хозяине усадьбы Д.П. Бутурлине, был построен теплый придел в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали». Граф Дмитрий Петрович Бутурлин, директор императорского Эрмитажа, внук фельдмаршала П.А. Бутурлина, был человеком глубоко верующим и набожным. Каждое лето граф проводил в усадьбе и пел на левом клиросе храма. В 1885 г. при храме была открыта церковноприходская школа, попечителем которой был П.Н. Обнинский. Здание школы — небольшой бревенчатый домик из двух срубов — сохранилось до нашего времени. Храм был закрыт в 1930 г. и передан в собственность местного колхоза. В его здании был устроен горюче-смазочных материалов, потом в нем хранили удобрения. Храм был передан Церкви 13 мая 1988 г. Материалы из книги «Земля Калужская – земля Святая», 2003 г. Первое упоминание о храме находим в писцовой книге: За боярином конюшим Борисом Федоровичем Годуновым вотчина село Борисоглебское, в селе храм Бориса и Глеба вверх, да теплый храм Николая чудотворца. Сохранившееся доныне здание храма построено взамен ветхого деревянного в 1773 году, предположительно архитектором И. К. Бланком, как часть усадебного комплекса имения Воронцовых в Белкино. Росписи выполнены учеником Баженова - Некрасовым. Теплый придел устроен при следующих хозяевах - Бутурлиных в честь иконы Божией Матери “Утоли моя печали” в 1815 году. История храма связана с историей усадьбы, которую в разное время посещали многие известные люди, среди которых родители А.С. Пушкина, Е. Воронцова-Дашкова, археограф Евгений Болховитинов, ставший в дальнейшем митрополитом.

http://sobory.ru/article/?object=01772

Описание жизни и подвигов преосвященного Тихона, епископа Воронежского и Елецкого, сочиненное для любителей и почитателей памяти сего преосвященного Источник Сохранять в памяти имя, жизнь, подвиги, наставления и благотворные деяния мужей благочестивых и добродетельных, обязует нас глас совести и Закон Божественный. Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их, заповедует Св. Апостол Павел ( Евр. 13:7 ). Сию память и сей пример их добродетели достоит предавать и потомству, как для подражания, так и для славы – сей, хотя малой земной им дани, которой в жизни сами они не искали. Правда, сия слава их не столь громка, как покорителей народов, притеснителей человечества, опустошителей градов, разрушителей государств и прочих, подобных сим, людей, наполняющих бытописания человеческого рода: но она не слезами, а утешением человечества приобретена; она не ужасает, а умилением исполняет сердце потомков; не оправдывает, а посрамляет примером своим тщеславных и всуе летописях славимых злодеев, которых, и продолжения жизни, и возвращения на свет устрашился бы мир, тогда как память сих вечно живет и в благословении жизни их, и в сожалении о кончине. Такова благословенная память и слава описываемого здесь благочестивого и добродетельного Пастыря, Преосвященного Тихона, бывшего Епископа Воронежского и Елецкого! Сей Преосвященный родился в 1724 году, Новгородской Губернии, Валдайского уезда, в селе Корецке, от бывшего в том же селе дьячка, Саввы Кириллова, и при крещении наименован Тимофеем. Первое, по возможности приличное себе, воспитание получил он в доме родительском, в коем и оставался до 14-ти лет. Бедность состояния, сама по себе, не обещала ему образования лучшего, тем паче, что он в детстве еще лишился своего родителя. Посему, может быть, сей светильник Церкви остался бы под спудом, и даже не возжегся бы, если бы Провидение, часто изводящее людей на пути предопределения своего неожиданным воззванием, нечаянно не поставило также и сию сироту на поприще заслуг и чести.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Описание Киево-Софийского Собора Глава I. О времени и случае основания и создания Киево-Софийского Собора По кончине равноапостольного Великого Князя Владимира Святославича, сын его Святополк, братоубийством с 1015 года завладевший Великим Княжением Киевским, сам два раза был изгоняем братом своим Ярославом Владимировичем, который с 1019 года уже утвердился на отеческом престоле. Сей Великий Князь, по свидетельству преподобного Нестора, был усердный любитель церковного благодеяния и уставов, и создал много церквей и монастырей в Киеве. Между тем, в одно его отсутствие в Новгород, облегли Киев печенеги, известный дикий народ; с начала ХХ века кочевавший в южной части России. Ярослав, услышав о бедствии своей столицы, поспешил к оной с варяжскими и славянскими войсками из Новгорода и, пришед в Киев, нашел бесчисленное множество печенегов у города. Он выступил против них на открытом поле, распределил варягов посреди строя, киевлян па правом крыле, а на левом новогородских славян. Целый день продолжалось сражение и к вечеру одолел Ярослав своих врагов, которые гонимы быв от Киева, иные потонули в реке Сетомле, иные в других реках, а прочие разбежались. Сим поражением уничтожена та орда и после не беспокоила уже России. В память сей-то знаменитой победы Ярослав на поле сражения основал великолепную церковь каменную во имя святой Софии. Так описал сие происшествие Нестор 21 . С того же времени Ярослав оградил Киев стеной, а в части оной ближней к Софийской своей церкви устроил златые или позлащенные врата градские, под ними каморы, а на них церковь Благовещения Пресвятой Богородицы того деля, как сказано в Ипатьевском списке Несторовой летописи и Киевском Синопсисе 22 , да всегда радость граду тому святым Благовещением будет, молитвами Пресвятыя Богородицы и святого Архангела Гавриила, радости благовестника. Время всех сих происшествий в летописях наших назначается различно. Летопись Софийская, Воскресенская, Никонова и Русский Временник полагают нашествие печенегов и основание Софийской церкви, златых врат и стен градских в 1017 году, а окончание сих зданий и устроение церквей Благовещенской на златых вратах и Георгиевской близ их в 1037 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Павел Михайлович Строев (1796-1876) XIX. Епархия Калужская Калужская епархия учреждена в 1799 г. Первая из третьеклассных. Епископы Калужские и Боровские 1. Серапион Александровский , викарий Московский, назначен 16 окт. 1799, но, не быв на епархии, 21 окт. перев, в Казань. 2. Феофилакт Русанов 30 окт. 1799 хирот. из архим. Иверо-Валдайского монастыря; 25 дек. 1803 пожалован в архиепископа; 5 мар. 1809 перев. в Рязань. 3. Евлампий Введенский 16 апр. 1809 перев. из Архангельска; † 22 мая 1813. 4. Евгений Болховитинов 19 июля 1813 перев. из Вологды, а 7 февр. 1816 – в Псков. 5. Антоний Соколов 7 февр. 1816 перев. из Воронежа, а 15 мар. 1819 – в Каменец-Подольск. 6. Филарет Амфитеатров хирот. 1 июня 1819 из архим. Ново-Иерусалимских, а 12 янв. 1825 – в Рязань. 7. Григорий Постников 4 янв. 1826 перев. из викариев С.-Петербургских, а 3 мар. 1828 – в Рязань. 8. Гавриил Городков 20 мая 1828 хирот. из архим. Печерского Нижегородского монастыря, а 26 авг. 1831 перев. в Могилев. 9. Никанор Клементьевский в авг. 1831 перев. из викариев С.-Петербургских, а 5 сент. 1834 – в Минск. 10. Николай Соколов 2 окт. 1834 перев. из викариев Московских; † 18 сент. 1851. 11. Григорий Миткевич 9 дек. 1851 хирот. из ректоров Казанской духовной акад.; 20 апр. 1869 пожалован в архиепископа. Монастыри 1 Пафнутиев, от Боровска в 3 верстах, основан в половине XV века; архимандрия с 1684 г. Ныне первоклассный. [III, 432.] Игумены Св. Пафнутий , основатель, бывший игум. Боровского Покровского монастыря, с 1444; † 1 мая 1477. В лике святых с 1547. Св. Иосиф , в 1477–79; потом основал на Волоке-Ланском свой мнтрь. Герасим Смердков 29 июля 1481 хирот. в епископа Коломенского. Арсений , 1486, 88. Пафнутий , 1531, 34, 42. Вениамин упом. 3 февр. 1555. Гурий в 1567 в Симонове на покое. Киприан , 1571 и 72. Тихон , 15 янв. 1580. Феодосий , 1584. Варлаам , 1588 и 89. Иоасаф , 16 февр. 1592; с 1605 Троицкой Сергиевой Лавры архимандрит. Никен , 1608–10, убит. Иона в 1612 перев. из Серпуховского Высоцкого монастыря; до 1619.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Память праведных с похвалами ( Притч.10:7 ). Содержание Речь Разговор Краткий летописец Преосвященных Воронежских от начала основания Епископского престола в Воронеже до настоящего времени Речь. По случаю четыредесятидневного церковного поминовения преставльшегося в Боге Преосвященного Иннокентия Епископа Воронежского говоренная над гробницею его в Воронежском Благовещенском соборе. Разговор по тому же случаю четыре десятидневного поминовения говоренный над гробницею Дополнение к летописцу Преосвященных Воронежских     Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь. Поминайте наставники ваша, иже глаголаша вам слово Божье: их же взирающе на скончание жительства, подражайте вере их ( Евр.13:7 ). Непостижимый в советах своих Бог, располагающий жизнью и смертью человеков, представил ныне очам нашим, Слушатели, печальное и давно невиданное во граде нашем позорище. Тридесять два лета Бог сохранял нас от такого зрелища, какому ныне мы предстоим. Тридесять два лета храм сей не орошался погребальными слезами сиротства церкви. Тридесять два лета земля в храме сем не отверзала недр своих для сокрытия Пастырей наших. В настоящий год – Великий Боже! – в настоящий год ты сокрыл от нас лице долготерпения твоего; в настоящий год ты поразил сердце твоей церкви давно не чувствованною печалью – и печалью во дни самые великие Христианской радости. Церковь твоя, не окончив еще дней сих, возстенала – и унылый стон ее раздался во глубине сердец сынов ее. Смущенная паства стекается – и что ж зрит пред очами своими? . . . Бездыханного Иерарха, Пастыря, Отца своего; зрит сомкнувшаяся очи его, блиставшая священным огнем благочестия; зрит затворившиеся уста, источавши я нам потоки спасительного учения; зрит неподвижную десницу, приносившую о нас умилостивительные жертвы Богу. Плачевное и горестное зрелище! – Так нет уже с нами той великой души, которая озаряла нас отражавшимися в ней лучами святости? которая оживляла нас взорами охладевшего сего тела? которая в сем самом храме устами сими недавно поучало нас кротости и смирению – Приди убо осиротевшая, паства, облобызай в последыш раз сии видимые останки Пастыря твоего и – слезящимися взорами проводи в землю оные. –

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010