По чину Ларника бывшего при Вече видно, что Псковичи свято сохраняли у себя собрание своих Уставов, Грамот и приговоров. Но из них почти ничего до нас не дошло, кроме упоминания в Летописях, и вероятно все они забраны Московскими Великими Князьями при совершенном покорении Пскова. Самым первым Уложением для гражданских судов могла служить им сперва Русская Правда, Новгородцам данная от Великого Князя Ярослава Владимировича в 1016 году и его же Уставные Грамоты: а по Церковным судам в Летописях упоминается за основание Греческий Номоканон или Кормчая Книга и Грамоты Константинопольских Патриархов, Всероссийских Митрополитов и Новгородских Архиереев. Из первого некоторые статьи находятся в Летописях и разных Сборниках, а из последних помещены и между правилами Стоглавого Собора, бывшего в Москве 1551 года. В одной Синодальной Летописи под 348 Историограф Н. М. Карамзин нашел общую для Псковского Духовенства и Гражданства Уставную Грамоту, или может быть, только отрывок, либо прибавление к пространнейшей Грамоте о судах. Сия Грамота вероятно писана еще до подчинения Пскова Московским Великим Князьям: ибо в ней не упоминается ни о них, ни о Наместниках их, а только о Князе, Посаднике и Судьях. В сем найденном отрывке узаконено 1) Духовных людей ни Князю, ни Посаднику, ни Судьям не судить, а судить Владычному Наместнику; а в суде мирянина с Духовным судить общим судом; 2) Когда кто присваивает себе какую скотину и назовет ее доморощенной, то произвести о сем следствие; 3) Кто пред Начальником ударит на суде своего истца, тот должен заплатить ему рубль, а Князю пошлину; 4) За барана платить хозяину 6 денег, за овцу 10 денег, а Судье пошлины три деньги и старая Правда; за гуся и гусыню хозяину 2 деньги, а судье три; за утку и селезня, за курицу и петуха 2 деньги и проч. 5) Кто в пьянстве чем поменяется, или что купит и проспавшись раскается, то разменяется; 6) Княжим людям не держать корчмы ни во Пскове, ни на Пригороде, ни в ведро, ни в корец, ни бочкою меду не продавать; 7) Кто доказывать кого будет в зажигательстве, то дозволяется отдать на вольную присягу; 8) Кто у кого бороду вырвет и свидетелем не доказан, такому целовать Крест и биться на поединке; а если свидетель докажет, то взыскать за бороду и бой два рубля, а свидетелю быть одному; 9) Купивши корову, телят не требовать, а больную назад возвратить; 10) Женщине с женщиной в тяжбе биться на поединке самой, а за себя бойца не нанимать ни которой; 11) Кто искать будет за бой с 5-ти или 10 человек, или сколько не будет, то взыскивать как за один бой один рубль и пошлину одну Князю 9 . В сей Грамоте заметно уже отступление от Ярославовой Русской Правды в числе пеней: а Закон о поединке женщин нигде не бывалый. Но Великий Князь Московский Василий Иванович после покорения Пскова в 1510 году дал Псковичам свою Уставную Грамоту, которая также не дошла до нас.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Рассуждение о надобности греческого языка для богословии и об особенной пользе его для российского языка Источник Читано в публичном собрании 1793 года июля 13 дня в Воронежской семинарии. Почтеннейшее собрание! Премудрый в делах своих Создатель два пути положил человеку для достижения до познания Божественных свойств: один показует Он в самой природе, в величественном строении мира, в удивительном соответствии частей его, в чудных сокрытых в нем силах и в благодетельном наклонении каждой части к своему концу: другой открыл Он в слове, в сем даре превысшем всех даров, наружно отличающих человека от других тварей. Ибо хотя преимущественное достоинство человека составляет разум: но что есть разум без слова?.. – Для сего-то древние греки, говоря в собственном смысле о разуме, одним словом λγος называли и слово, и разум. И так достойнейшее средство к познанию совершенств и воли Создателя есть без сомнения слово. Сим средством Бог преимущественно являл себя первому праотцу человеков, т. е. тому из смертных, которой более всех имел сил познать Творца своего и из единой природы. Сим средством преимущественно открывал Он себя и слабейшим потомкам Адамовым. Сим средством наконец благоволил Он в вечные роды предать смертным волю свою ощутительнейшим образом в Священном Писании . Приемля с благоговением сей небесный и драгоценный дар благости и провидения Содетелева, мы все в нем признаем Божественным. Божественная сила оживотворяла умы избранных к начертанию Священного Писания посланников. Божественная сила управляла их десницею и пером. Божественные знаки сияют в смысле и написании сих истин; и сии Божественные написания освятили даже и самые языки, на которых угодно было Богу первообразно начертать оные. По сему-то языки еврейский и греческий, так как оригиналы Божественных истин, вообще от христиан и называются священными. При настоящем убо торжественном для Муз собрании да позволено мне будет взять за предмет моего слова один из сих священных языков, греческий, дабы показать надобность оного для богословского учения и особенную пользу для природного нашего славено-российского языка. Сей предмет избираю я отчасти по важности его, а притом по возложенной на меня благоволением архипастыря должности в преподавании сего языка.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Скачать epub pdf Слово 10. В неделю о разслабленном Собрание поучительных слов, в разныя времена и в разных епархиях проповеданных, Святейшаго Правительствующаго Синода и Коммисии духовных училищ Членом,  «Евгением, Митрополитом Киевским и Галицким», Киево-Печерския Лавры Священно-Архимандритом, разных орденов Kabaлepoм. Чacmь I. – Киев: В Типографии Киевопечерския Лавры, 1834. Из темы:  «Бе человек некий тридесять и осмь лет имый в недузе своем. Сего видев Иисус лежаща и разумев, яко многа лета уже имяше в недузе, глагола ему: хощеши ли цел быти? Отвеща ему недужный: ей Господи! человека не имам, да егда возмутится вода, ввержет мя в купель» ( Иоан. 5, 6–7 ). О том, что нещастные редко находят сострадательных и помоществующих себе людей. «Видев Иисус разслабленнаго лежаща и разумев, яко многа лета уже имяше в недузе, глагола ему: хощеши ли цел быти? Отвеща Ему недужный: ей Господи, человека не имам, да егда возмутится вода, ввержет мя в купель; егда же прихожду аз, ин прежде мене слазит». (Слова в нынешнем Евангелии чтенныя, Иоан. гл. 5, ст. 6 и 7.) Каждое слово Спасителя нашего, каждое Его действие, каждый случай Его жизни, Евангелистами описанный, заключает в себе трогательное для нас поучение. Такова точно и повесть о разслабленном, в нынешнем Евангелии упоминаемая. В Иерусалиме при храме Господни была купель целебная. В каждое лето единожды Ангел Господень снизходил в купель сию и возмущал воду, и тот, кто прежде всех по возмущении воды входил в купель, получал изцеление, какою бы болезнию одержим ни был. На сию-то купель во время праздника Пасхи пришел Иисус Христос . Он нашел там множество болящих, слепых, хромых, сухих, ожидающих движения воды. Спаситель приступает к одному немощному, бывшему в болезни уже тридесят осмь лет.  «Хощеши ли цел быти», говорит Он ему?  «Ей, хощу, Господи», отвещает разслабленный: но  «человека не имам», который бы ввергнул меня в купель, как скоро возмутится вода. А когда я сам дойду только до купели, то успеет уже другой прежде мене сойти во оную. Глагола ему Иисус:  «востани, возми одр твой и ходи» ( Иоан. 5, 8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Том 1 Том 2 Том 3 Показание Источников из коих собрана сия Летопись и самая История Княжества Псковского. I. РУКОПИСНЫЕ: 1) Псковская Летопись по Архивскому и Эрмитажному Списку. 2) Летопись Князя Курбского. 3) Серапиона Монаха Описание Осады Пскова Королем Баторием. 4) Летопись Покровской Церкви на Проломе о том же. II.NEЧATHЫE: 5) Несторова Летопись по Кенигсбергскому и Лаврентьевскому Списку. 6) Русский Времянник и другие Русские Летописи. 7) Татищева Российская История. 8) Н. М. Карамзина История Государства Российского. 9) Н. С. Ильинского Историческое Описание Города Пскова. 10) Герберштеина Путешествие в Россию в начале 16 века. 11) Линденблатта Прусские Летописи. 12) Даниила Принца Бухавского Путешествие в Россию при Царе Иване Васильевиче. 13) Арнолда Продолжение Гелмолдовой Летописи. 14) Стрыковского в конце Польской и Литовской его Хроники Описание похода Короля Стефана Батория на Псков до Великих Лук. 15) Гейденшптеина, Секретаря Короля Стефана Батория, бывшего с ним в походе под Псков Описание осады оного. 16) Самуила Кихеля Путешествие в Россию через Псков с 1585 г. 17)Лифляндские Истории Арндта, Гилзена, Гадебуша, Генриха Летта, Гиерна, Гелмса, Келха. 18)Далина Шведская История. 19)Польские Истории Сарницкого, Папроцкого, Догеля, Богомольца жизнеописание Замойского и Онацевича жизнеописание Короля Стеф. Батория. Лета от Рожд. Христ Пришествие Славян Кривичей во Псковские страны и основание ими города Изборска, не известно когда точно, а по крайней мере не ранее 7 века. Пришествие Князя Трувора на княжение в Изборск. Кончина Князя Трувора и присоединение Изборского Княжества к Новгородскому. Ольга взята в Киев из Выбутской веси невестою Великому Князю Киевскому Игорю Ольга, вдовствовавшая уже Великая Княгиня, объезжая Новгородскую и Изборскую Область, была с своем отечестве, и на память оставила там сани свои, на коих ездила; потом отправилась в Константинополь креститься и по возвращении прибывши паки во Отечество свое, назнаменовала основание града Пскова и против оного на реке Великой водрузила Крест.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Я.А. Страхова Скачать epub pdf Современные исследователи, занимаясь историей русских монастырей, чаще всего обращаются к трудам Строева, Зверинского, Радшина, Денисова и других. Но в этот ряд имен необходимо поставить имя митрополита Евгения (Болховитинова) и «Историю Российской Иерархии» (1) История Российской Иерархии. Чч. I-VI., М., 1807–1815]. Уникальность этого труда состоит не только в том, что это первое описание всех российских монастырей, но и в том, что здесь использованы и приведены такие источники, как грамоты. «История Российской Иерархии» состоит из шести частей (томов). Первая часть включает сведения об утверждении в России митрополии, а затем патриархии; сведения об учреждении всех епархий; перечень всех митрополитов и архиереев по епархиям, об отличиях в службе монастырей; о духовных училищах; о российских духовных академиях; о первоклассных семинариях. Остальные пять – это описание российских монастырей. «История Российской Иерархии», традиционно считавшаяся трудом Амвросия Орнатского (именно это имя стоит на титульном листе), на самом деле является плодом совместной работы двух преосвященных: о. Евгения и о. Амвросия. В литературе, исследовавшей историю создания этого труда, долгое время шел спор о степени участия в этой работе Амвросия и Евгения, о принадлежности той или иной статьи им. Несомненно то, что Болховитинову принадлежала инициатива создания «Истории», благодаря его энергии было собрано множество материалов, писалась она под его руководством, его хлопотами издавалась и исправлялась. Здесь же помешены его многочисленные статьи. Мысль о составлении «Истории» возникла у о. Евгения, вероятно, уже в самом начале его ученой деятельности, в Воронеже, тогда же он начал собирать и материалы для нее. Продолжает он эту работу и по приезде в Санкт-Петербург в 1800 г. Пользуясь знакомством с обер-прокурором Св. Синода графом Д.И. Хвостовым и покровительством митрополита Амвросия (Подобедова) , о. Евгений приобретает некоторые копии с документов из синодального архива (2) Полетаев Н.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

I. О начальном поселении Славян в Изборском Княжестве Славяне, в пятом столетии по Рождестве Христовом появившиеся на Юге Европы, потом некоторыми племенами своими обратившиеся от Задунайских стран к полуночным, заняли оные до берегов Балтийского моря. Одно из сих племен, известное в Летописях под именем Кривичей 1 , простерлось далее к Востоку и разделились на три части. Первая осталась близ Двины на реке Полёте, От коей и назвалась Полочанами. Вторая уклонилась к юго-востоку по Днепру и основала город Смоленск. Третья обратилась к Северу к ныне называемому Псковскому Озеру, и построила город Изборск. Может быть к сему же племени отнести должно и четвертую часть, которая прошла далее к северо-востоку, и поселившись около Ильменя озера, удержала на себе коренное древнее звание Славян. По крайней мере так можно думать потому, что Литовцы долго всю Россию называли Землею, Кривечей а на Латышском языке Кревами и ныне называются Русские. Судя по пространству мест, занятых сим Кривеческим племенем от Полоцка до Смоленска, и до озер Чудского и Ильменя, должно заключать, что оно было многочисленное, а по завоеваниям вскоре затем последовавшим и сильнейшее других единоплеменников своих. При перврначальном их поселении на всем сим пространстве множество найденных ими озер, изобилующих рыбою и водяными птицами, а лесов зверями и дичью, долженствовало служить им безнуждным и легчайшим пропитанием; а избытками они могли меняться с соседями: но силою покорили они и их самих в непродолжительном времени. Полочане около 200 лет имели данниками у себя всю Литву и Чудь Лифляндскую и Курляндскую, а город их под именем Пелтискум славен был торговлею и у Северных народов. Смоляне от Великих Лук и Торопца владели обширными странами на Востоке и Юге, может быть даже до Мерян Ростовских. Олег, в 882 году шедши на Киев, застал Смоленск независимым и богатым уже городом. Ильменские Славяне по всей северной полосе простерли свои завоевания до Белого моря и до Сибирского пояса гор. Одни Изборские Кривичи были слабее соплеменников своих, и место се6е заняли такое, с которого долго не могли распространить владений своих.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

VIII. О воинской силе псковской Всеобщими Промыслами Псковичей были два: война и торговля. Первою стяжали они землю для поселения своего, а второю продовольствие и богатство. Но по самому положению своей Области они долженствовали быть народом больше военным, нежели торговым. С самого пришествия своего в сей край надлежало им бороться с дикими Лифляндскими и Естляндскими Чудями; с половины 12 столетия еще с Литовцами, приближавшимся к их пределам, и с 13 столетия основавшими уже столицу свою в Полоцке. В начале 13 столетия подселились к ним от устья Двины Немецкие Рыцари, а в Естляндии Датчане; с 14 столетия сделались им неприязненными и братья их Новгородцы; а с 16 и Шведы, занявшие Естляндию. Псковская Летопись преисполнена известий о взаимных с соседями сими войнах, и редкий год проходил без нападений на Псковичей с какой-нибудь стороны, а иногда и в одном году терпели они по несколько нашествий и опустошений. Но достойно замечания, что хотя Лифляндские и Литовекие Летописи хвалятся неоднократным завоеванием Пскова, однако же Летопись Псковская с самого основания города сего признает одно только в 1240 году взятие оного Лифляндцами, и то изменою и предательством от своих же. Самую сильную осаду в 1581 году от Польского Короля Стефана Батория, продолжавшуюся неотступно более 6 месяцев, а другую в 1615 году от Шведского Короля Густава Адольфа, в продолжении двух с половиною месяцев, Псковичи без всякой сторонней помощи выдержали мужественно и не уступили города своего, тогда как вся почти Область их и многие Новгородские города были уже завоеваны. Такое усилие против врагов конечно было для них трудно. Войска их в древние времена состояли из поголовного почти вооружения всех способных носить оружие. Самовооружение и пропитание в походах у каждого было свое собственное, а не общественное. Надлежало иногда в одно время защищаться на разных пределах Области, по суше и воде гнаться за неприятелем до их собственных владений, оставлять какой-нибудь запас охранного войска и дома, не упускать обрабатывания полей и других хозяйственных промыслов; и за всем сим Псковичи часто успевали собирать достаточное число военных людей для отдаленных даже в неприятельские земли походов и для вспомоществования своим союзникам.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

VII. О гербе и печатях псковских Город Псков издревле имел Гербом своим на общественных печатях и монетах бегущего в чистом поле зверя барса, не известно, по множеству ли здесь бывших зверей сего рода, или для знамения воинственного народного духа, или по преданию от общих предков их Кривичей. Ибо в Собрании Государственных Грамот и договоров, иждивением Канцлера Графа Н.П. Румянцева, тот же Герб виден и на Новгородских и Смоленских древних Печатях. На Псковских при Грамотах до 18 столетия около барса по краям в окружности двух линий изображалась надпись: Печать Господарства Псковскаго, а с 18 столетия, по учреждении во Пскове Провинции: Печать Государства Псковскаго 11 . В Новгороде каждый Конец города имел свою особенную печать 12 . Может статься тоже было и во Пскове: но до нас не дошли сии печати: а из дошедших все были величиною в грошевик и вытискивались только на черном воске. В Архиве Псковского Губернаторского Правления отыскалось несколько и новейших разных таковых печатей со Псковским Гербом и с различными надписями, а именно, 1) серебряная с окружною надписью: Печать Псковской Провинции подушнаго сбора; 2) медная с окружною надписью: Печать П.П. Полку Полковаго Штатнаго двора; 3) медная малая с окружною надписью: Губернскаго Города Пскова; 4) стеклянная с изображением в середине уже двуглавого орла, около коего между двумя линиями подпись: П. Дворцовых Псковских В . В первых трех из сих печатей над бегущим барсом изображена Императорская корона и под ней из облака простертая на барса рука. Еще там же нашлась и одна Губная печать без герба, с одною только строчною надписью: Псковской Губы Пахомовской. Все сии печати ныне сохраняются в Ризнице Псковского Кафедрального Со6ора. Древнее изображение бегущего барса, с прибавлением над ним из облака руки, осталось и доныне во Псковском гербе на голубом поле. При сем достойно особенного замечания, что в Московском Государственном Архиве Иностранных дел есть ещё две круглые серебряные Печати вислые с ушками для цепочек или шнуров; обе разного чекана, но одинакового клейма, величиною в полтинник.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

V. Имянной список Генерал-губернаторов и Губернаторов Псковских со времени образования Псковской области из Провинции в Губернию Генерал-губернаторы 1. Генерал-Аншеф Граф Захар Григорьевич Чернышев, Генерал-Губернатор обеих Белорусских Губерний, Могилевской и Псковской, управлял с 1772 по 1777 год. В должности государевых Наместников 2. С открытия Псковского Наместничества в 1777 г. в должности Государева Псковского Наместника был, вместо Тверского и Новгородского, Яков Ефимович Сиверс, Генерал–Поручик, который и управлял до 1781 года. 3. Генерал-Аншеф Князь Николай Васильевич Репнин с 1782 по 1792 год, а потом переведен Генерал-Губернатором в Ригу. 4. Генерала-Аншеф Барон Иосиф Андреевич Игельстром с 1792 по апрель 179З года. Потом выехал Главнокомандующим войск в Варшаву. 5. Генерал-Поручик Григорий Михайлович Осипов с апреля 179З до половины 1796 исправлял должность Генерал-Губернатора, и после его Наместников не было во Пскове. Военные Губернаторы 6. Генерал от Инфантерии Михайла Михайлович Философов с 1797 по 1798 год. 7. Генерал от Инфантерии Иван Андреевич Розенберг с 1798 года, а в начале 1799 года послан Корпусным Командующим в Италию. 8.Генерал от Инфантерии Князь Иван Андреевичя Гика с 1799 по 1800 год, и с того времени до 1823 г. ни Генерал-Губернаторов, ни Наместников, ни Военных Губернатьров Псковских не было. 9. В 1823 г. Указом августа 9 Псковская Губерния причислена к Остзейским под Начальство Рижского военного Генерал-Губернатора, Генерала от Инфантерии и Генерал-Адъютанта Филиппа Осиповича Паулуччи. А по увольнении его в 1829 г. декабря 31 Псковская Губерния опять отделена от Остзейских и осталась по-прежнему под ведением своего Гражданского Губернатора. Губернаторы 1. Генерал-Майор Михайла Никитич Кречетников с 1772 по 1775. 2. Камергер Алексей Васильевич Нарышкин с 1775 до половины 1776 года. 3. Бригадир Христофор Романович Фон Нолкен с 1776 по 1778 год. 4. Генерал-Поручик Павел Дмитриевич Мансуров с 1778 по 1781 год. 5. Действительный Статский Советник Алексей Никитич Кожин с 1781 по 1785 год.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

XIX.Npeoбpaзobahue псковского правления и пределов оного Между тем в конце 1708 года, когда Государь Петр I разделил Россию на 8 Губерний и 37 Провинций, тогда Псковская Область, названная Провинцией, приписана была к Ингерманландской, в 1710 году С. Петербургской названной Губернии. Сим учреждением переменено и все прежнее Псковское правительство. Начальствующим положено быть Воеводе с двумя товарищами, или Асессорами, одним Секретарем и несколькими Канцелярскими Чинами для Приказной Палаты и для площадного письма. Для купечества же уставлена Ратуша с Бургомистрами, а с 1719 года особенное Магистратское Правление. Вся Псковская Провинция составлена была из 9-ти городов Уездных и 8 безуездных или, так названных, Пригородов. Уездные принадлежавшие к ней города были Гдов, Изборск, Остров, Опочка, посад Холмский, Заволочье, Пусторжев и Кобыльск; Пригороды Приписные к Острову Вышегород, Вреев,Выбор, Дубков с погостом Дубецким, местечко Володимирец, а к Опочке Красное Городище, Велье и Воронеч. Последние сии уважены только по знатным бывающим в них ярмаркам. В Уездных городах управляли Комиссары, а в Пригородах Старосты и Сотские. В сем состоянии Псковская Область находилась до времен Императрицы Екатерины II . В 1772 году Указом 16 апреля и 18 сентября, по переименовании Псковской Провинции Белорусской второй Губернией, издана был штат оной, и Указом 9 октября того же года разделена она была на 5 Провинций, Псковскую, Великолуцкую, Витебскую, Полоцскую и Двинскую, и в каждой Провинции определен Воевода с Товарищем, или Асессором, Секретарем и несколькими Канцелярскими Чинами. Но Губернским городом по сосредоточенному тогдашнему положению в Губернии назначен был города Опочка, в коем для сего и выстроены все каменные Присутственные места. Первым Губернатором сей Губернии определен тогда Генерал – Майор Кречетников, а Генерал – Губернатором Псковским и Могилевским Генерал – Аншеф Граф Чернышов . В 1776 г. Именным Указом 24 августа повелено было даже переименовать Псковскую Губернию Полоцкою и из ведомостей ее исключить Провинцию Псковскую и Великолуцкую.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010