XVI.Цapcmbobahue Михаила Федоровича Царствование Михаила Федоровича не было для Псковичей облегчением. Выше уже показано, что в 1615 году 300 семейств из Пскова выведено было в Москву. В 1618 году розданы были все Дворцовые Волости Псковским, или лучше сказать Московским во Пскове водворившимся Боярам в поместье. А поскольку Волости сии до того времени содержали Государевы войска, присылавшиеся во Псков, то помещики отклонили от себя сию повинность и всю тягость оную возложили уже на Монастырские и Церковные земли, с коих определено было собирать всякий четвертной сноп на войско, а после сбавлено, и назначен восьмой только сноп. Вместо Наместников Царских присылаемы были для управления Области сей уже Воеводы с товарищами, а иногда Стольники Государевы с полным окладом из Псковских же доходов земских. В 1627 и 1628 году по новой переписке и размежевании всех земель и положении на них оброка отписаны на Государя многие Монастырские вотчины и пустоши, а у народа отнято право свободного винокурения и у купцов торговля всякими другими винами, даже Церковными; построены Государевы казенные винокурни, заведены кабаки и отданы кружечным откупщикам, уставлены кабацкие верные или присяжные Головы; возвышены цены на все пития; положен откуп даже квасникам, извозчикам дехтярникам, банщикам и площадным подъячим, и с года на год возвышаема была плата; а сельским жителям не позваляемо было вывозить из города соли более полупуда: но крестьяне Боярских детей вывозили сколько хотели. В 1629 году винные откупы во Пскове отданы уже были не Псковичам, а Москвичам, которые продавали стопу вина по 4 алтына и меру убавили; а потом и по Волостям Псковским построены казенные кабаки, которые также отданы на откуп. За всем сим часто еще требовались от городов Государю якобы добровольные сборы и пожертвования деньгами. Таким образом Псковичи в 16З2 г. собрали и послали после Рождества Христова 3000 рублей. В том же году при составлении по всей России служилых списков Боярам и Боярским детям до числу их крестьян и отчинных земель, сколько кому следует на войну выставлять ратников и в каком доспехе и оружии, тоже учинено и во Пскове, а при разделении сих войск на десятни или полки по городам, уставлена была и Псковская десятня войск.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

XV.Haшecmbue шведского короля Густава Адолфа на Псков В 1615 году июня 28 числа 300 человек отборных Шведов из Гдова подъехали тайно для проведения ко Пскову и отогнали было Псковские стада. Псковичи однако же нагнав их побили, и 40 человек живых взяли. Но июля 30 в воскресение рано на рассвете из-за озера явился неожиданно Шведский Король Густав Адолф с 16 тысячами своих войск и Украинских Черкес и занял Святогорский Монастырь, коего Монахи успели только при самом приближении его дать весть Пскову, а сами вывезти туда же Иконы, книги и ризницу. Расположившись там главной квартирой, Король имел намерение взятием города сего заставить Царя Михаила Федоровича заключить с ним выгоднейший для себя мир и получить вознаграждение. Псковичи узнав о сем» нашествии, в тот же день вышли против Шведов и за городом дали жаркое сражение, в котором из пищали прострелен в голову Шведский Генерал Евергард Горн. После сего заперлись они в городе; а Шведы разоряли пока окрестности, забирали многих в полон и приуготовлялись к осаде. Сперва хотели они взять город обманом, и в одну ночь подослали свой отряд, который подошедши ко Взвозским воротам, обманул стражу, назвавшись Русскими, бегущими от неприятеля, и в то же время прибив к помянутым воротам начиненную порохом петарду, зажег оную, а вслед затем выломил их. В пролом сей устремилось несколько человек к городу и добежали уже до улицы Званицы. Но стражи сделали тревогу и стекшиеся граждане тотчас выгнали вбежавших неприятелей. После сей неудачи Король начал открытый приступ и 15 августа приблизившись к Варлаамским воротам, под самыми стенами отправил по своему обряду Богомоление с музыкой, начал копать рвы вдоль и поперек по полю, ограждая их плетнями, надолбами, железными цепями, дворами и башнями; устроил малые и большие из дерна батареи числом до десяти, повел многие подкопы и навел два моста через Великую реку. Все сие приуготовив, на третий день открыл он от Варлаамских ворот, а из 3авеличья от Ивановского Монастыря и от Ильинской Церкви, с трех сторон вдоль и поперек по стене и Варлаамский угол стрельбу из пушек, и продолжая оную с рассвета до вечера, сбил наугольную башню до половины, а стену до земли.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

XX. Ополчения псковичей и происшествия в две последние войны с французами При первой войне с Французами 1807 года Псковская Губерния по примеру других собирала свою Земскую Милицию и Псковское Дворянство в следующем году награждено за пожертвования похвальной от Его Императорского Величества Грамотой. Но при второй 1812 года войне все сословия Псковской Губернии сделали еще более пожертвований, коих цена исчислена всего до 16 миллионов рублей, сверх 4,З20 человек ополчения, составленного из 8 Дружин по названию городов, и собранного по 6-й дивизии из Дворянских поместий и прочих со ста по две души. Начальником оного Дворянство избрало 24 июля Псковского Помещика Генерал – Майора и Кавалера Николая Степановича Карамышева. Но сие ополчение не выходило из границ своей Губернии, а оставалось в оной для запаса . Между тем со стороны Витебска, Полоцка и Риги неприятели угрожали уже нашествием и Псковской Губернии, а разьезды их добегали уже от Себежа до самой Псковской границы. В сей черте с Российской стороны находился командующим Регулярными и Земскими войсками Генерал Лейтенант Граф Петр Хрис тианович Витгенштейн против четырех Фельдмаршалов Французских Удинота, Магдональда, Гувиона Сент- Сира и Виктора. Первый из них с сорокопятитысячным корпусом отборнейшего войска, называвшегося Адским Легионом, напал на Витгенштейна 18 июля 1812 года под селением Клястицами, по дороге от Полоцка к Себежу, но был разбит едва третьею долею Русских войск в сравнении с Французскими. В следующие два дня 19 и 20 июля продолжаемо было тоже поражение, и неприятелей убито до 10,000, а в плен взято до 3,000 с 25 офицерами и двумя орудиями. 29 июля Удинот опять вышел против Витгенштейна при Местечке Коханове и опять разбит. 5 и б августа уже два неприятельских Фельдмаршала Удинот и Сент-Сир при Полоцке стали против него, но оба опять были разбиты и сами с Генералом их Деруа ранены; одних Обер-Офицеров Баварских убито и ранено 117, а нижних чинов более 5,000; в плен взято до 3,000 и 15 батарейных орудий.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

А. Ворота с двумя по бокам башнями и наверху два ключа крестообразно и над ними вверху Крест. Б. Два ключа крестообразно и над ними Крест. А. Большая Градская печать с надписью: Sigilium Ciuitatis Rigensis. Б. Малая печать, или secretum, как contrasigill, печать без надписи. Примечание Немецкого переводчика Кусок серебра и рубль были равны. Ибо мы находим в старых документах оба слова взаимно употребляемые. Confer Hupels neue Nordisch. Miscellannen Книга XI. страница 462 и книга XV. стран. 506. II. Мирный договор между Псковом и Ливониею. Рига, в день Св. Михайла, 1417-го года (Перевод с старонемецкого подлинника, хранящегося в Кенигсбергском Архиве) Нарочные из Пскова, Георгий и Даниил, к Господину Гермейстеру прислали известие о том, что Псковитяне приказали им стараться о союзе. Милостивый Господин Гермейстер! говорили они, на сей конец прислали нас Начальники наши Посадники Пскова и все Псковитяне, Отчина их Государя Российскаго Князя, соседа вашего, к вам милостивому Гермейстеру, дабы было ведомо Вашей Милости, что Великий Князь Витовт присылал многих послов своих к нам во Псков на тот конец, чтоб мы помогли ему воевать против вас, чтобы не были с вами в дружбе и опустошали бы землю вашу. Но мы на сие не согласились, мир и дружбу нашу с вами не нарушили и не помогли ему. Того ради извольте нас высдушать. Вы присылали о том же к нам и учинили мудро, за что Начальники наши Посадники Пскова и все Псковичи, Отчина Великого Князя нашего, Российского Государя Василия Димитриевича вашего соседа, вашей Милости благодорит. Ежели сие справедливо, что Витовт хотел вооружиться против нас, и коль скоро дошло сие до сведения Нашего Государя Царя Российского, то послал и он с своей стороны к Витовту сказать: ты намерен разорить Отчину мою Псков; я готов; сяду на оседланых моих коней противу тебя. Таковы были мысли его и желания о дружбе Вашей, Господина Гермейстера. По сей причине нас отправили ныне к вам Начальники наши Посадники Пскова, и все Псковичи соседы ваши, дабы вы Господин Геймейстер с нашими Посадниками Псковскими и со всеми Псковичами были бы в великой дружбе и союзе; чего ради мы хотим с вами соединиться против всех врагов наших, коим вы бы не помогали, ежели не хотят с нами помириться, а искать будут вашей дружбы, и заключа с вами мир, потребуют от вас противу нас вооружения.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Вологодская С 1492 г. Вологда была кафедральным градом Великопермской епархии; «...кафедра перенесена из Усть-Выми в Вологду...» вскоре после 1492 г. (Строев. С. 729). Перенесение кафедры было фактическим упразднением Великопермской епархии и началом Вологодской. В 1556 г. епархия была переименована из Великопермской в Вологодскую. Архиепископия с 26.01.1583 (с 1716 г. замещалась епископами). С 1735 г. архиереи перемещались на другие кафедры. В 1788 г. к Вологодской епархии была присоединена епархия Великоустюжская. Именовалась: с 1492 г. – Великопермская и Вологодская; с 1556 г. – Вологодская и Великопермская; с 12.1657 – Вологодская и Белоезерская; с 03.1787 – Вологодская; с 06.05.1788 – Вологодская и Великоустюжская, Вологодская и Устюжская; с 30.01.1888 – Вологодская и Тотемская; на 02.1972 – Вологодская и Великоустюжская. Викарные кафедры: Тотемская, Великоустюжская, Вельская, Череповецкая, Кадниковская, Няндомская. 1492 24.04.1501 05.05.1502 Стефан II Протасий (Тарасий) 16.02.1520 09.04.1525 Афанасий 30.01.1547 Киприан Иоасаф Макарий Варлаам 11.10.1585 26.10.1587 Антоний 06.1588 Иона Думин 12.1603 05.1609 Иоасаф II 07.1611 11.07.1613 25.06.1613 08.02.1617 22.07.1619 Макарий II 06.02.1620 17.03.1625 Корнилий 05.1625 03.06.1626 Нектарий Грек, паки 08.10.1626 01.1645 Варлаам II 16.01.1645 22.03.1663 23.10.1664 08.1684 07.09.1684 30.03.1707 Гавриил Кичигин 17.10.1708 18.01.1716 29.01.1716 05.11.1725 16.03.1726 22.04.1726 Иоаким 09.10.1726 17.09.1735 Афанасий Пауссиус-Кондоиди Грек 02.02.1736 29.05.1740 Амвросий Юшкевич (Юскевич) 29.06.1740 26.05.1753 Пимен Савелов 29.10.1753 12.1761 Серапион Лятошевич (Ляпушевич, Летушевич) 16.12.1761 25.12.1774 26.04.1775 23.04.1796 05.07.1802 13.02.1803 Антоний II Знаменский 15.08.1796 15.06.1802 26.04.1803 03.01.1808 24.01.1808 19.07.1813 Евгений Болховитинов 22.02.1814 28.11.1827 Онисифор Боровик 28.11.1827 24.11.1828 Моисей Богданов-Платонов Антипов 24.11.1828 01.03.1841 Стефан Романовский 01.03.1841 31.12.1841 Иннокентий Борисов

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Духовные миссии Духовная миссия в Японии Образована в 1870 году Ревельский епископ Николай (Касаткин) епископ, равноап., рукоположен с30.03.1880 по 24.03.1906 начальник Духовной миссии архиеп. Японский † 3.02.1912 Духовная миссия в Китае В 1807–1822 годах Переславский епископ Иннокентий (Кульчицкий) епископ, свт., рукоположен с 5.03.1721 по 15.01.1727 еп. Иркутский, Нерчинский и Якутский Духовная миссия в Иерусалиме Мелитопольские епископы Порфирий (Успенский) архимандрит, начальник Духовной миссии, инициатор ее создания с 1847 по 1854 будущий еп. Чигиринский, викарий Киевской епархии; † 19.04.1885 Поликарп (Радкевич) епископ Одесский, викарий Херсонской епархии с 24.03.1857 по 30.09.1857 начальник Русской миссии в Иерусалиме Кирилл (Наумов) епископ, рукоположен с 13.10.1857 по 22.06.1863 † 10.02.1866 Духовная миссия в Персии (Урмии) Урмийский и Супурганский епископ Иона-Мар епископ, рукоположен Иона-Мар епископ, воссоединен с Русской Православной Церковью 25.03.1898 † 23.04.1910 Основные источники, используемые при составлении данного издания Амвросий (Орнатский) , архиепископ. История Российской иерархии: в 7 т. – М., 1807–1815; – 2-е изд. – М., 1822. Н. Д[урново]. Иерархия Всероссийской Церкви от начала христианства в России и до настоящего времени: в 3 ч. – М., 1892–1898. Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. – М., 1888. Евгений (Болховитинов) , митрополит. Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина Греко-российской Церкви: в 2 т. – СПб., 1827. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877 Толстой Ю. В. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871 гг.). – М., 1872. Акты исторические, собранные и изданные Археографическою комиссиею: в 5 т. – СПб., 1841–1842. Акты, относящиеся к истории Западной России, собранные и изданные Археографическою комиссиею: в 5 т. – СПб., 1846–1853. Акты, относящиеся к истории Южной и Западной России, собранные и изданные Археографическою комиссиею: в 15 т. – СПб., 1863–1892.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Иоанно-Предтечевский с Завеличья 2 го класса Девичий Монастырь Псковской Епархии, называемый так по Соборному Храму, находится в предместье города Пскова, именуемом Завеличье, т.е. за рекой Великой, на левом берегу оной. О начале сего Монастыря в летописях нигде не упоминается; а только в надписи на черной доске золотыми буквами изображенной и повешенной при гробе здесь погребенной Княгини Ефросиньи, в монашестве Евпраксии, супруги бывшего Псковского Князя Ярослава Владимировича (княжившего в Пскове в 1214 году, потом ушедшего к Лифляндским Рыцарям), между прочим сказано, что Храм сей Святого Иоанна Предтечи создала она Благоверная, Княгиня Евпраксия, тетка Благоверному Князю Доманту: но в котором году, неизвестно. А в древнем Новгородском Летописце по московскому изданию 1781 года, под годом 6751 (1243) находится следующее сказание: «тогоже месяца (Маия) в 13 день на память Св. мученика Александра явися знамение, в Плскове у Святого Иоанна в Монастыри от иконы Святого Спаса над гробом Княгинином Ярославлею Володимировича, юже уби свой пасынок в Медвежи голове (в Лифляндском городе Одемпе); иде миро от иконы по 12 дней, найде четыре вощаницы яко в склянницу, и привезоша в Новгород две на благословление, а в Плскове оставиша две собе.» Сие же сказание значится и на древней каменной резными буквами доске, вделанной в стене придельной Церкви Святого Иоанна Предтечи, и в надписи на древнем медном подсвечнике на гробе Евпраксии вкладом поставленном старицей монахиней Неонилой, и на вышеупомянутой черной доске, при гробе Княгинином висящей. Существующая доныне в монастыре Церковь во имя Иоанна Предтечи с приделом Св. Апостола Андрея очевидно самой старой Архитектуры, и может быть первоначальная 13 века. Она складена из земляной, известковой, крепкой, тесаной плиты с перемешкою четвероугольных кирпичей такой глины, обжига и цвета, каких ни в одной Псковской церкви не замечено, и какие видны только в Голландских и Аглинских, каменным углем обжигаемых кирпичах; а потому вероятно, что и сии кирпичи привезены из заграничных мест.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Искать и любить истину – это врожденная наклонность человеческого разума, равно как и не уметь найденною пользоваться и сохранять ее в чистоте составляет природный недостаток как простолюдинов, так и ученых. Такая слабость человеческого ума всегда заставляла людей опытных сознавать потребность в некоторых руководительных правилах, с которыми бы всякий мог безопасно соображаться в своем стремлении к истине. Особенно же правила сии необходимы для обуздания дерзости людей беспокойных, которые, доверяя собственному разуму более надлежащего и сами того не примечая, восстают против неопровержимых истин, или колеблют общепринятые начала. Таких людей в политике называют мятежниками, в нравоучении развратителями, в религии нечестивцами или еретиками и проч. Сколь опасны для благосостояния обществ подобные люди, это доказывают бесчисленные печальные опыты. И потому то все законодатели, все истинно-мудрые правители, всякий в своем кругу, стараясь о сохранении своих начал и истин в неповрежденной чистоте, для точнейшего понятия о них составляли образцовые правила, от которых бы всякое уклонение могло быть признано заблуждением или развратом. Подобно тому и православная христианская Церковь еще с самых первых веков для наставления верующих и предостережения их от заблуждений имела краткое образцовое исповедание своей веры, которое всякий вступавший в ее недра должен был знать, и по вступлении обязан был всегда искренно признавать и свято хранить. Исповедание это издревле известно в христианской Церкви под именем Апостольского Символа веры 1 . Со временем, когда кичливые умы, недовольные простотой апостольского учения начали простирать свое любопытство к сокровенным тайнам и своими неосторожными умствованиями о Богочеловеке уклонялись в неправые толки, св. Церковь некоторыми выражениями распространила Апостольский Символ на первом вселенском Соборе, бывшем против Ария в 325 году в Никее: от чего и самый Символ получил название Никейского. Заблуждения Македония в исповедании божества Духа Святого послужили новым поводом для православной Церкви на Константинопольском Соборе, бывшем в 381 году, распространить и этот член Апостольско-Никейского Символа новыми выражениями. Отчего и Символ Апостольский, распространенный на Никейском и потом на Константинопольском Соборе, и до ныне неизменно исповедуемый нашею православною Церковью , называется Константинопольским 2 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Ключевые слова: св. Тихон Задонский , митр. Евгений (Болховитинов) митр. Гавриил (Петров), И.Д.Бердников, Иван Ефимов, текстология, рукописи, письма, проповеди , жизнеописание, Усманский Софийский монастырь, Румянцевский музей, РГБ, РГАДА.     Иеромонах Гавриил (Мельников Денис Валериевич) – кандидат богословия, докторант Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени свв. Кирилла и Мефодия, клирик Задонского Рождество-Богородицкого мужского монастыря, старший преподаватель Липецкого государственного педагогического университета имени П.П.Семенова-Тян-Шанского (gavriil48@gmail.com). Святой Тихон Задонский (1724 – 13.08.1783) задолго до своей канонизации (1861г.) стал одним из самых почитаемых праведников и самых читаемых духовных писателей России. Полное собрание сочинений (ПСС) св. Тихона выдержало за 125 лет после кончины святого (17831908) 1 восемь изданий. 1-е издание ПСС (СПб., 1801г., в 15 томах) упускается всеми исследователями творчества св. Тихона 2 , вероятно, потому, что оно создавалось в основном из еще не распроданных вторых изданий его произведений путем замены титульных листов, однако это издание было известно советским библиографам 3 . 2-е издание ПСС (СПб., 1825–25гг., в 15 томах) было подготовлено митр. Евгением Болховитиновым , выдающимся ученым, составителем первого подробного (хотя и не первого по времени 4 ) жизнеописания святителя Тихона (1-я редакция – 1796г.) 5 . На титульных листах это издание ПСС совершенно точно названо вторым, хотя В.В.Литвинов, составитель библиографического списка творений св. Тихона, ошибочно поправляет эту «неточность» 6 , а за ним ошибаются и все специалисты по творчеству св. Тихона. 3-е (М., 18341837гг. 7 ) и 4-е (М., 1860г.) издания повторяли 2-е издание митрополита Евгения. 5-е издание (М., 1875г., в 5 томах, подготовлено И.Д.Бердниковым) было принципиально новым, о нем вскоре и пойдет речь. Это издание повторено, как 6-е (М., 1889г. 8 ) и как 7-е (М., 18981899гг.) издания (текст последнего издания очищен от некоторых неточностей, разбит на абзацы 9 и более удобен для чтения). Издание 1875г., повторенное в 1889г., впредь будем называть просто " Творения».

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Коллектив авторов М. И. Белхова. Монастыри на Руси XI – середины XIV века История ранних монастырей присутствует в той или иной степени на страницах большинства трудов, посвященных проблемам истории религии и Церкви. Ее изучение имеет давние традиции. В летописцах можно видеть первых исследователей монастырской темы. Являясь, как правило, выходцами из монастырей, они стремились рассказать о них более подробно, фиксировали события из местной истории, имеющие значение не только для самих обителей, но и для истории древнерусского общества. Основная тема, которая затронута в древнейших повествованиях – основание монастырей. Так, сведения об учреждении Киево-Печерского монастыря содержатся и в Повести временных лет, и в Житии Феодосия Печерского , в котором есть отдельная часть, посвященная созданию монастыря 66 . Патерик Киево-Печерского монастыря включает «Сказание что ради прозвася Печерьскый манастырь». Оно написано монахом-летописцем Нестором и помещено в сборнике как «Слово восьмое» 67 . Летописцы составляли перечни настоятелей. Первые из подобных списков содержатся в том же Патерике, а также на страницах Новгородской первой летописи 68 . Монастырская тема заняла свое место в работах историков только с XIX в. Тогда же определились те проблемы, которые исследуются вплоть до настоящего времени, в том числе – изучение отдельных монастырей. Один из первых исследователей истории Киево-Печерского монастыря, архимандрит Евгений Болховитинов останавливался не только на истории возникновения монастыря, считая, что он являлся первым на Руси, но также обратил внимание на то, как была устроена жизнь в его стенах 69 . Автор наметил несколько основных проблем при изучении каждого монастыря. Существует ряд работ исследователей прошлого столетия, содержащих подробное описание обителей, возникших в XI – середине XIV в. 70 Однако они преимущественно носят описательный характер. Другим направлением в изучении истории монастырей стали те работы, которые обобщали сведения о древнерусских монастырях и ставили более широкий круг проблем. Впервые архим. Макарий (Булгаков) пытался определить время возникновения ранних русских монастырей 71 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010