721 Отенские святцы: «прп. Антоний Леохновский, за Ильменем озером в Леох- новой пустыни, преставися в лето 7100, от Новгорода 50 поприщ; мощи под спудом; службы нет, тропарь и кондак есть, память октября в 17 день». 724 Соловьев П. Христианские мученики, пострадавшие на Востоке. Описание составлено из слов духовника о. Тимофея. 726 Ратшин А. Полное собрание сведений о монастырях; Амвросий (Орнатский) , архим. История Российской иерархии. Ч. IV. По одному списку святцев, преподобный преставился октября 18, а по другому – 28 июня. Первый заслуживает более доверия, по другим примерам дознанной точности показаний. 727 По Отенскому списку святцев, «прп. Феофил пустынник в Феофиловой пустыни, на р. Шелони, в лето 6904 (1395) месяца октября в 21 день, мощи под спудом, тропарь и кондак есть. Прп. Иаков начальник Успенского монастыря на Шелоне». По старшему списку святцев «прпп. отцы Иаков и Феофил, омучские, игумены Рождества Богородицы Коневского монастыря, Быша на Ладожском озере в лето 6904 (1395) месяца октября в 21 день». По записке 1580 г. «Феофилова пустынь была ружною: на нее отпускали 6 руб. 3 алтына и 4 деньги» (Временник общества истории и древностей. Кн. 24). Это указывает, что еще раньше того времени стали чтить прпп. Феофила и Иакова. Амвросий (Орнатский) , архим. История Российской иерархии. Ч. VI; Ратшин А. Полное собрание сведений о монастырях. 729 Повесть о прихождении свейского короля Густава Адольфа ко граду Пскову. СПб., 1858. Повесть об осаде Пскова Густавом издана в V т. Собр. л. 732 Du Саще . Constantinopolis Christiana//Historia Byzantina duplici commentario illustrata. Venetia, 1729 (далее – Du Саще . Constantinopolis Christiana. – Ред .). Здесь говорится, что монастырь называли то iovn ту КаиХга, то iovn (чит. KaXXtâ), и остается нерешенным, не назывался ли патр. Антоний, строитель обители, Антонием Кавлеем по монастырю своему. Дю-Канж не называет и того, женский или мужской был монастырь Каллии. Но Зосима говорит: «подалее стоит монастырь женский По- васильяс (чит. Кавлеас): ту лежит св. Калия белица».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Лукою иконе Божией Матери говорят в послании в иконоборцу Феофалу (829–842) три восточные патриархи александрийский, антиохийский и иерусалимский и об этом послании патриархов упоминает импер. Константин Порфирородный (912–959) в историческом слове о нерукотворенном образе Спасителя едесском (Lambec. Bibl. Uindob. VIII. 708). Никифор Каллист (кн. XV. гл. 14) пишет, что сия икона прежде, нежели принесена была в Царьград, находилась в Антиохии, что Пульхерия установила совершать службу Богоматери в построенном ею храме каждую среду, что при храме создан был мужской монастырь. Кодин говорит, что монастырь построен был импер. Михаилом (842–867). Но кажется, он древнее; ибо еще Дамаскин говорит о монастыре Одигитрии ( τν δηγν). Название Одигитрии – путеводительницы одни из писателей объясняют тем, что Богородица явилась двум слепым и когда они были приведены в ее храм, даровала им прозрение. Кодин говорит, что и другие многие слепые, омывая глаза водою от источника ее, получили зрение, но Дю-Канж думает, что она названа путеводительницею потому, что была брата императорами в войска во время их походов на врагов. И то и другое мнение соединимо: чудеса со слепыми были причиною благоговения царей к иконе. Вошло в обычай износить икону из монастыря во дворец в великой пост в день великого канона, где она оставалась до светлого понедельника. По взятии Царяграда крестоносцами Венециане перенесли сию икону в монастырь Пантократора. Историки: Никифор Грегорас и Пахимер, говоря о вступлении импер. Михаила Палеолога в Константинополь в 1261 году по изгнании крестоносцев, утверждают, что ему, по его распоряжению, предшествовала икона Богоматери Одигитрии та самая, которая написана евангелистом Лукою. Посему надобно полагать, что икона Одигитрии, которою в 1046 году император Константин Порфирородный благословил дочь свою царевну Анну при выдаче ее за черниговского князя Всеволода Ярославича, ныне известная под именем Смоленской в Смоленске, есть список с константинопольского подлинника.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

O epi Kanikleion придворная должность значения не совсем теперь ясного. Дю-Канж не различает ее с должностью логофета. Кто таков был сей патриций Никифор? С вероятностью полагать можно, что это был кто-нибудь из той же фамилии Фока, и именно братний внук императора Никифора (сын Варды († 989), сына Льва, младшего брата Никифорова, убитый в походе против абхазцев в 1019 или 1020 г.) – Отчего сын, а не отец избирается св. Афанасием в блюстительство Лавре, причиною этому могло быть то, что в 987 г. Варда возмутился против Василия и объявил себя императором. Лавра сия – нынешний Иверский монастырь афонский. Многократно упоминаемый св. Афанасием, Иоанн есть, чествуемый обителью, один из трех ктиторов ее. Антоний сей упоминается нередко в житии преподобного. Он был наиболее приближенным учеником его. Св. Афанасий называет его своим. Под актом подписались оба Феофана – оба пресвитера. Игуменом после св. Афанасия избран некто Евстратий, как свидетельствует о том греческое жизнеописание преподобного. Из Neon Martirologon. Из рукописи Пантократорской келье святого Василия. Об этом событии упоминает и наш путешественник Трифон Коробейников, бывший на Востоке в 1583 году. См. его «Путешествие». Спб. 1841 г., стр. 44–48. В сороковых годах на Афоне появилось предание, что преподобный Антоний подвизался в пещере, высеченной в скале, над самым морем, в расстоянии получаса ходьбы от монастыря Есфигмена, и что имя игумена, который постриг преп. Антония, было Феоктист. Тогда же появилась в Есфигмене и служба преп. Антонию, и жизнеописание его на греческом языке (в рукописи). Автор «Писем с Востока» говорит, что по житию этому, списанному для него в Есфигмене, видно, что св. Антоний пришел в Есфигмен, к игумену сего монастыря Феоктисту, в 973 г. (см. стр. 213, ч. I, Спб. 1851). В таком же виде это сказание о преп. Антонии было повторено в «Описании монастырей и скитов, находящихся на св. Горе Афонской» (см. стр. 104, 105. Спб. 1859). Этого жития нам видеть не пришлось, и теперь существует оно в других редакциях, но и в новом виде сообщаемые в нем сведения мало удовлетворительно показывают, что преп.

http://isihazm.ru/1/?id=1834

По мнению издателей Деяний это было 93 года. По свидетельству Феодора чтеца (кн. 2) св. мощи его перенесены в Константинополь 24 июня при импер. Констации и положены в храме апостолов, созданном Константином (Русск. перев. стр. 533), а, по свидетельству Идация, они перенесены 1 июня. Дю-Канж IV, 105. Св. Анастасий . В Деяниях св. (Iann. Т. II. 422) после исторического исследования помещена та самая жизнь, которая написана современником его, жившим с ним в одном монастыре. Чего писатель сам не видал, то слышал от других очевидцев подвигов святого, как сам говорит: «сие нам собственными устами предали спленники (Анастасия), и еще: другие пленные христиане, узнав, что переговаривали между собою Персы, пересказали нам это». Сия жизнь сокращена Метафрастом, а Метафрастова сокращена в славянских минеях. На 7 вселенском соборе читали были места из нее в защиту св. икон. На сам соборе послы папы Адриана свидетельствовали о принесении иконы его и главы его в Риме, где они до ним хранятся. Глава с частию мощей находится в церкви мучеников Викентия и Анастасия в загородном монастыре у Трех Фонтанов, другая часть мощей его в церкви Креста Господня. Мордвинов, стр. 361. Св. Анастасий сделался монахом в 620 году, в 627 году брошен в темницу, в 628 году 22 января умерщвлен, а 28 февраля убит Хозрой. Мощи св. Анастасия 24 янв., перенесены из Ассирии в Кесарию и в его монастырь, после они перенесены в Царьград. Город Бетсалое, место страдания святого, был в 6 милях от Дастагера, резиденции Хозроя, недалеко от Ниневии. В Деяниях св. за жизнию следует описание многих чудес св. Анастасием, совершенных по кончине и записанных очевидцем. В слав. прологе местом пострижений его названа обитель Саввы, у Никодима в синаксаристе обитель Анастасия и, по замечанию, Никодима, последнее верно, а не первое. Метафрастово житие с греч. рукописи XI в. издано в полном курсе Натрологии (Т. 114. стр. 744). Мучч. Мануил, Георгий и другие . В Деяниях св. (Iann. Т. II р. 441) об них по Месяцеслову Василия, Прологу и историкам.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Хлеба не вкушала, также и масла. Совершая такую жизнь, творила много чудес“. 302 Память её в Греческой и в западной Церкви апр. 24. Usuardi martyrol. avctum ad 24 april. Patrol. Lat. t. 123 p. 270. 303 Путешествия их, по изданию Сахарова (СПб. 1849 г.), стр. 53. 62. Русские паломники объясняют и дополняют во многом показания Дю-Канжа о монастырях Цареградских. По их показаниям, женские монастыри в Цареграде: 1) монастырь Богородицы близь Одигитрии, где глава св. Златоуста (Dn-Cangii Const. p. 33); 2) монастырь Панахран (Παναχαντος) с главой св. Василия (Du-Cangii р. 93); 3) близ Софии монастырь зовомый Панданассы (Παντανασσης); – царицы всех, р. 94); 4) там же, близ храма св. Ирины, мон. с мощами св. Евдокии; 5) близ Софии, мон. Христа милостивого (Φιλανωπου р. 81); 6) мон. с мощами св. Андрея (р. 112); 7) мон. Козмы и Дамиана (р. 121. 122); 8) монастырь св. Евфимии (р. 145); 9) мон. с мощами св. Климента Анкирского (р. 181); 10) близ Предтечева мон. обитель св. Николая с мощами св. Михаила (р. 130); 11) мон. Богоматери благодатной с мощами Иоанна Дамаскина (р. 87); 12) мон. Евергетис с мощами Феодосии (р. 87); 13) мон. Липеси с мощами св. Стефана (р. 138); 14) Омонейсский с мощами св. Пантелеймона (р. 137). Путешествия, по изданию Сахарова, стр. 52–55. 61–63. 73. У Дю-Канжа женские монастыри, построенные до X в.: а) Прокопиин, построенный тёткой имп. Юстиниана; б) Гастрийский; в) Деспоты; г) Икасии; д) Кирианов; е) св. Домнины или пр. Захарии; ж) св. Мавры; з) Матроны; и) Мирилевский; и) Маврикиев, новый монастырь; к) Покаянный; л) Покаянный Новый; м) Богородицы всеблаженной – Constant, chr. p. 93. 153. 154.157–160.185.186.0 других не показано, были ли они мужские или женские. Читать далее Источник: Жития святых, чтимых Православною Церковию, с сведениями о праздниках Господских и Богородичных, и о явленных чудотворных иконах/Составленные преосвященным Филаретом (Гумилевским) архиепископом Черниговским, с дополнениями из других : С изображениями святых и праздников академика Ф.Г. Солнцева. - С.-Петербург : Изд. книгопродавца И.Л. Тузова, 1892./Апрель. – 316, IV с.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

2708 Theophan. 705, 718. Einhard. 786 г. Эйнхард говорит, что Карл Великий отказался выдать свою дочь. 788 г. 2710 τος νζος των ειδλων νογω (Cedrcn. 472. d.). Жизнеописатель Феодора Студита говорит (с. 26), что Константин угрожал выступить на борьбу против икон, и Вальх (10:551), предполагает, что таково именно значение слов Кедрена. Но едва ли мыслимо, чтобы даже партийный дух мог побудить летописца называть церкви без икон «храмами идолов» кроме того, храмы по-видимому отличались от церквей и закрыты были в то время, когда произнесена была эта угроза. 2712 Theophan. 730–2. Из слов историка вообще выводят, что Константин умер при этой операции. Но Гиббон и Шлоссер доказывают, что он жил долго и после этого. 2719 Libri Carolini впервые была издана в 1549 году Жаном дю-Тилле, в последствии епископом мосским, который называл себя Eli Phili. Под «Eli», он подразумевал Илью, намекая на связь между пророком и святым Иоанном Крестителем, имя которого носил издатель; быть может, также, как говорит Бейль, дю-Тилле имел в виду сделать намек на то, что он подражал Илье в его борьбе против идолопоклонства. Подобным же образом слово Phili делало намек на прозвище издателя, будучи сокращением из греческого имени для обозначения Tilleul, то есть лица. Некоторые паписты заявляют, что книга эта есть подложное сочинение реформатора Карлштадта, другие – что она была написана одним еретиком времени Карла Великого, и отправлена Карлом в Рим с целью опровержения. Но подлинность ее теперь вообще признается. Гефеле дает указатель цитат, делаемых в этом трактате из Никейских Деяний (665–8). «Каролинские книги» перепечатаны в издании Гольдаста, «Imperialia Decreta» и оттуда Патрологии. Миня, 98. Но Гефеле говорит, что лучшее издание есть издание Германа, Ганновер, 1731. 2729 Elip. Ap. Beat. 1:40–4 (Patrol. 96). Феликс обвиняет Этерия и Беата в смешении естеств Спасителя «sicut vinum et aquam» Alcuin, 1:793. 2737 Liber 1, 2, 4:5. Вальх доказывает, что адопционисты были православны, так как они не говорили, что Христос в своем двояком сыновстве был alius et alius, но что Он был сын aliter et aliter (9, 881–4). Ho, не входя в более глубокую аргументацию, как в таком случае объяснить яростное противодействие Елинанда учению церкви если его собственное учение было совершенно тождественно?

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1890 г. основал Свято-Владимирское православное Братство в Берлине, в дальнейшем устроил русское кладбище с церковью свв. равноап. Константина и Елены (освященной в 1908 г.). В 1906 г. член Предсоборного Присутствия. Издавал журнал «Церковная правда». Скончался в Петрограде. Подробнее о нем см.: Талин В. Протоиерей А.П. Мальцев – к пятидесятилетию со дня кончины//ЖМП. 1965. С. 72–78; С. 62–69.) 574 (Генерал-лейтенант Киреев – Киреев Александр Алексеевич (23.10.1833–13.07.1910) – генерал от кавалерии (1907), публицист, общественный деятель. По взглядам был близок к славянофилам. Участник Крымской войны 1853–1856 гг. С 1862 г. адъютант Великого князя Константина Николаевича (участвовал в подавлении польского восстания 1863–1864 гг.; в 1877 г. причислен к его Двору, в 1892 г. к Двору его вдовы Великой княгини Александры Иосифовны. В 1872–1877 гг. секретарь С.-Петербургского отделения Общества любителей духовного просвещения. Сотрудничал с журналами «Богословский вестник», «Русское обозрение», «Церковные ведомости», «Русь» и др. Являлся представителем охранительного крыла в позднем славянофильстве, категорическим противником конституционного устройства. С возникновением в Европе движения «старокатоликов», не признавших решений I Ватиканского Собора 1870 г. (догмата о непогрешимости папы римского), Киреев в ряде книг и статей развивал идею о сближении православной и «старокатолической» Церквей с целью подрыва влияния римского католицизма, прежде всего в польской среде. В 1901–1903 гг. участник заседаний С.-Петербургских религиозно-философских собраний, а в 1906 г. – Предсоборного Присутствия. См.: История России с древнейших времен до 1917 года: В 5 т. М., 1996. Т. 2. С. 571–572.) 575 (...глава Фондюлакской англиканской епископальной епархии епископ Графтон... – Имеется в виду Фонд-дю-Лакская епархия англиканской Епископальной Церкви США. См.: Лаврова П.В., Соловьева Т.С. и др. Англикано-православные связи//ПЭ. М., 2001. Т. 2. С. 316. Графтон Чарльз Чепмен (англ. Grafton Charles Chapman) (12.04.1830–30.08.1912) – епископ Фонд-дю-Лакский в штате Висконсин.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

1987. P. 83-85). Сам К. сообщал, что он начал проповедовать и толковать Свящ. Писание для людей, приходивших к нему в поисках «чистого учения», уже через год после своего обращения (CO. Vol. 31. Col. 21), поэтому условно начало проповеднической деятельности К. может быть датировано 1534 г. Открытого разрыва К. с католицизмом в это время не произошло ( Nijenhuis. 1994. P. 7), но из обстоятельств жизни К. видно, что он все более активно погружался в религ. деятельность. Согласно Безе и Колладону (CO. Vol. 21. Col. 57), в апр. 1534 г. К. посетил в замке Нерак франц. философа, гуманиста и сторонника умеренного реформирования католич. Церкви Жака Лефевра д " Этапля († 1536); в мае К. отказался от своих бенефициев в Нуайоне (см.: Ganoczy. 1987. P. 85-86); лето он провел в Пуатье и Орлеане вместе с дю Тийе, активно проповедуя и работая над полемическим трактатом «О сне души» (Ibid. P. 75-76, 87). К. в Базеле (1535-1536). По-видимому, К. планировал продолжить как ученые занятия, так и религ. деятельность в Париже, однако внешние обстоятельства этому не способствовали: в ночь с 17 на 18 окт. 1534 г. по всему Парижу протестантами были расклеены плакаты, высмеивавшие католич. учение о Евхаристии. Разгневанный кор. Франциск I согласился начать преследование протестантов; в ноябре было арестовано неск. сот человек, среди к-рых были и знакомые К.; вскоре неск. человек были казнены. Испугавшись преследований, К. и дю Тийе решили переждать гонения в Швейцарии и направились сперва в Страсбург, а оттуда в Базель, куда они прибыли в нач. 1535 г. (Ibid. P. 91). Реформаторское движение в Базеле началось в 20-х гг. XVI в.; ведущую роль в нем сыграл Иоанн Эколампадий (1482-1531), возглавивший протестант. общину Базеля. В 1529 г. в Базеле было прекращено служение католической мессы ; в янв. 1534 г. было выпущено «Первое Базельское исповедание», в котором горожане заявляли о своем окончательном разрыве с католицизмом. Эколампадий добился от городского совета постановления об обязательном участии всех горожан в Вечере Господней, контроль за выполнением к-рого был возложен на предводителей гильдий. Т. о., для Базеля была характерна жесткая церковная дисциплина, некоторые элементы к-рой К. впосл. перенес в Женеву. Преемниками Эколампадия в Базеле стали Освальд Миконий (1488-1552) и Симон Гриней ( Гринеус , 1541). К. особенно ценил знакомство с Гринеем, к-рый был блестящим знатоком греч. языка и талантливым экзегетом Свящ. Писания; впосл. К. посвятил ему свой первый опубликованный комментарий на Свящ. Писание - «Толкование на Послание к Римлянам» (см.: Ibid. P. 91-92).

http://pravenc.ru/text/1320173.html

Дионисия» (Nota de scriptoribus vitae S. Dionysii; BHL, N 2192). К XII в. относится также «Мученичество» Д. А., написанное рифмованным стихом. В XIII-XIV вв. появились эпитомы Жития Д. А. в составе обширных агиографических сборников «Зерцало историческое» Винцентия из Бове ( Vicentius Bellovacensis. Speculum historiale. XI 16-17), «Золотая легенда» Иакова из Варацце ( Iacobus de Voragine. Legenda aurea/Ed. G. P. Maggioni. Firenze, 1998. P. 1041-1050), «Перечень святых» Петра Наталиса ( Natalis. CatSS. IX 41). Попытки составления жизнеописаний Д. А. по канонам средневек. агиографии имели место и в Новое время, хотя в них уже отразилась полемика против сторонников разделения Д. А. и Дионисия Парижского. Наиболее подробно этот вопрос был рассмотрен в соч. П. Ф. Шифле «Три диссертации: о Дионисии...», изданном в 1667 г. в Париже. Иезуит Аллуа, специалист в области греч. патрологии, в кон. XVII в. издал кн. «Житие св. Дионисия Ареопагита, епископа Афинского, апостола франков и мученика» (Vita S. Dionysii Areopagitae, Athenarum episcopi, Francorum apostoli et martyris//PG. 4. Col. 695-870), а также соч. «Четыре вопроса о жизни и творениях св. Дионисия» (De S. Dionysii vita et operibus questiones Quattor//PG. 4. Col. 869-954). В отличие от др. защитников подлинности приписываемых Д. А. сочинений Аллуа преимущественно пытался доказать истинность средневек. агиографической традиции. Аллуа и Шифле указывали на тождество этой традиции в латинских и греческих памятниках, отдавая предпочтение последним. В русле этой же традиции находится Житие Д. А., составленное св. Димитрием, еп. Ростовским, который положил в основу своей версии Житие, написанное Гилдуином. Мощи В завещании еп. Перпетуя Туронского ( 490) упоминается, что епископ передал серебряный крест, в ручку к-рого были вделаны частицы реликвий Дионисия, ц. св. Дионисия в сел. Рамбасциск. Это 1-е упоминание о мощах или др. реликвиях св. Дионисия за пределами Паризиев ( Perpetuus Turonensis. Testamentum//PL. 58. Col. 754; 71. Col. 1151; Greg. Turon. Hist. Franc. X 31). В литургических книгах из Сен-Дени назван ряд праздников, связанных с мощами Д. А. Нек-рые из них отмечались не только в Парижском еп-стве, но и во всей Франции. В память обретения мощей Д. А. при франк. кор. Дагоберте I был установлен праздник 22 апр. А. дю Соссей в Галльском мартирологе (1636) утверждал, что этот праздник был посвящен «откровению» Катуле (revélation) о мощах Д. А. Память обретения мощей святого в Галльском мартирологе помещена под 22 мая, а память 1-го обретения мощей Катулой - под 23 марта. В действительности речь идет об обретении мощей при Дагоберте I, к-рое в разных литургических сборниках помещалось под этими 3 датами, представляющими собой 10-й день до календ следущего месяца. Вероятно, дю Соссей обнаружил сведения об этих праздниках памяти в различных рукописях и соотнес их с событиями из истории мощей Д. А.

http://pravenc.ru/text/178443.html

С этой точки зрения угорское вторжение и завоевание Паннонии и Моравии представляется даже явлением, не совсем злосчастным, имевшим то не безвыгодное для славян последствие, что задержало дальнейшее занятие славянских земель и покорение славян немцами. Отпор назад, данный уграми немцам, оставил славянам возможность сохранить черты народной самобытности там, где им грозило неизбежное подавление немцами. Некоторые исследователи, называя Горазда архиепископом моравским, представляют дело так, будто он стал им по смерти Мефодия, быв им самим посвящен в архиерейский сан. Так думал преосвященный Филарет («Святые южных славян» под 27 июля), ссылаясь особенно на греческий список болгарских архиепископов, изданный у Дю-Канжа (Familiae ang. Byzant. сар. 28, р. 174), где говорится: Γορσδος χειροτονηθες παρ Μεθδιν. Так думает и Лавровский, ссылаясь на то же свидетельство. Но свидетельство Дю-Канжева списка в данном случае не заслуживает доверия, потому что этот список поздний, составленный, как справедливо полагают, не ранее половины XII века и представляет явные ошибки в известиях о первых болгарских архиепископах, к которым он причисляет и самого Мефодия, выражаясь, что он поставлен в епископы Паннонии папой Николаем, преемником Адриана. Не следует забывать, что ни в житии Мефодия, ни в житии Климента не говорится, чтобы Мефодий посвятил Горазда в епископа, а это необходимо сказано было бы, если бы так было. Оба жития называют Горазда пока только учеником Мефодия, назначенным в преемники Мефодию, но о епископском посвящении, о хиротонии, вообще о епископском сане Горазда при Мефодие не говорят. Да и странно думать, что Мефодий сам один, совершил посвящение Горазда: подобные примеры, если и были, то чрезвычайно редко, как явления совершенно исключительные. Не следует забывать еще, что папа Иоанн VIII, посвятив в 880 году Вихинга в епископы города Нитры, в качестве суффрагана или подчиненного Мефодию епископа, представлял себе поставление второго такого же епископа для моравско-паннонской архиепископии, с тем, что уже потом с двумя епископами Мефодий будет иметь возможность поставлять и других епископов на новые кафедры, какие могли бы открыться. Но поставление второго епископа не состоялось ни при жизни папы Иоанна, ни при его преемниках; а единственный викарий Мефодия Вихинг был во вражде с ним. Поэтому не с кем было Мефодию посвящать Горазда в епископы. Что касается известия чешской легенды о святых Людмиле и Вячеславе, упоминающего о семи епископах – викариях Мефодия (Fontes rertim Bohemicorum, edit. Paacky, p. 201), на которое также ссылается преосвященный Филарет, то оно давно и справедливо признано ошибочным.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan-Malyshevs...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010